


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Существует ли возможность выпуска для внутреннего потребления товаров без представления сертификатов соответствия согласно подп.2) п.1 ст.200 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС)?
ОТВЕТ: Действующим законодательством Республики Беларусь, в отличие от законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан, не предусмотрена возможность выпуска товаров без представления определенных п.1 ст.195 ТК ТС документов (условный выпуск в соответствии с подп.2) п.1 ст.200 ТК ТС).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
В Республике Беларусь условно выпущенные товары в подавляющем большинстве случаев - это товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов либо применяется пониженная ставка ввозной таможенной пошлины.
Возможность выпуска товаров без представления сертификатов соответствия национальным законодательством РБ была предусмотрена лишь для товаров, указанных в п.2 постановления Совета Министров РБ от 30.06.2007 № 861 «Об особенностях помещения под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению их соответствия» (с 30 декабря 2013 г. документ утратил силу).
Таким образом, на сегодняшний день правовых оснований выпуска товаров без представления предусмотренных п.1 ст.195 ТК ТС документов, в т.ч. сертификатов соответствия, под условием последующего их представления в таможенный орган, нет.
Вместе с тем был принят Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон), основные положения которого вступят в силу 23 апреля 2014 г.
Таможенные органы на основании применения системы управления рисками могут разрешить представление отдельных документов после выпуска товаров, если они с использованием информационных систем таможенных органов, иных государственных органов, государственных организаций, подчиненных Правительству РБ или республиканским органам государственного управления, располагают информацией о таких документах (п.5 ст.166 Закона).
Однако существуют определенные ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, выпуск которых был осуществлен без представления таможенному органу всех необходимых документов.
Так, товары, выпуск которых был осуществлен без представления таможенному органу всех необходимых документов в соответствии с п.5 ст.166 Закона, запрещены к передаче третьим лицам, в т.ч. путем их продажи или отчуждения иным способом, а также к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров (п.1 ст.176 Закона).
Таможенные органы при выпуске таких товаров наделены правом идентифицировать такие товары, в т.ч. путем наложения пломб и печатей на помещения, в которых будут храниться эти товары (п.2 ст.176 Закона).
Таким образом, принимая во внимание стремление стран - участниц Таможенного союза к единообразию таможенного законодательства, учитывая поставленные задачи по созданию благоприятных условий для бизнеса, можно предположить, что со вступлением в силу Закона у белорусских субъектов хозяйствования также появится возможность выпускать товар для внутреннего потребления без сертификатов соответствия на товар под условием последующего их представления таможенному органу. Полагаем, что такая возможность позволит избежать лишних расходов, связанных с размещением товаров на складах временного хранения на период подготовки соответствующих сертификатов.
10.04.2014
Юлия Гребенева, юрист, член общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»