


Материал помещен в архив
СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
С течением времени национальные экономики государств различных континентов интегрируются в единый мировой экономический организм.
Среди последствий глобализации мировой экономики можно выделить следующие:
1) повышение мобильности капитала и, как следствие, потребность инвесторов в единых подходах измерения, оценки и обслуживания таких инвестиций для принятия ими обоснованных решений в целях рационального размещения ресурсов среди множества альтернатив;
2) усиление взаимозависимости рынков и повышение рисков финансовой нестабильности, связанных с неадекватной системой финансовой отчетности;
3) существенное повышение затрат на подготовку отчетности в случае выхода компаний на иностранные рынки при необходимости подготовки отчетности согласно различным системам учета.
Ввиду названных причин возникла потребность в сопоставимости учетных данных, получаемых в различных странах, и в конечном итоге интернационализация экономик потребовала ввести международную стандартизацию национальных систем бухгалтерского учета.
На современном этапе задачу унификации отчетности разных государств выполняют стандарты финансовой отчетности, создаваемые специализированными международными организациями. Уже к концу XX в. лидирующие позиции в мире заняли 2 системы стандартов учета и отчетности: американская - US GAAP (США ГААП) и международные стандарты финансовой отчетности - IAS/IFRS (МСФО).
Схема 1 | ||||||
Стандарты финансовой отчетности | ||||||
▼ | ▼ | |||||
US GAAP (США ГААП) |
IAS/IFRS (МСФО) |
Следует отметить, что названные системы учета и отчетности в настоящее время следуют по пути конвергенции - взаимного сближения. С одной стороны, это даст возможность компаниям, применяющим US GAAP, получать ту же отчетность, как и при применении МСФО.
С другой стороны, разработка новых и корректировка действующих МСФО осуществляется совместно Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности МСФО (IASB) и Советом по стандартам финансового учета США (FASB).
Впервые работу над МСФО начал Центр Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. Экономические интересы этих корпораций распространялись на разные страны, имеющие неодинаковый уровень развития и свои национальные традиции ведения бухгалтерского учета. Открытие филиалов, дочерних предприятий, представительств и просто самостоятельных организаций в других странах выдвинуло перед международными компаниями проблему существенных различий в порядке ведения бухгалтерского учета, оценке различных статей баланса, налогового законодательства и т.п. Недостаточная прозрачность отчетов, несопоставимость отчетных данных, различные подходы в формировании финансовых результатов затрудняли определение объективного финансового положения этих подразделений, а также составление сводных годовых отчетов по корпорации в целом. Это в свою очередь не позволяло менеджерам принимать оптимальные управленческие решения.
Так, для примера приведем структуру некоторых крупных мировых корпораций.
Схема 2 | ||||||||||||||||||||
Структура корпорации BASF | ||||||||||||||||||||
BASF - The Chemical Company |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Лидер мировой химической отрасли (химикаты, пластмассы, нефть и газ, специальные продукты, решения для сельского хозяйства) | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Более 97 тысяч сотрудников | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Шесть производственных комплексов | ||||||||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ▼ | |||||||||||||||
Людвигсхафен (Германия) |
Антверпен (Бельгия) |
Куантан (Малайзия) |
Фрипорт (США) |
Гейсмар (США) |
Наньцзин (Китай) | |||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ▼ | |||||||||||||||
Около 330 промышленных предприятий по всему миру |
Другой пример - одна из крупнейших энергетических компаний мира - открытое акционерное общество (ОАО) «Газпром», имеющая дочерние предприятия на территории Республики Беларусь (ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Белгазпромбанк», совместное предприятие ОАО «Брестгазоаппарат»).
Схема 3 | |||||||||||||||||
Структура открытого акционерного общества «Газпром» | |||||||||||||||||
ОАО «Газпром» | |||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Общая численность персонала - более 400 тыс. человек | |||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
В группу «Газпром» как вертикально интегрированную энергетическую компанию входят головная компания - ОАО «Газпром» - и ее дочерние общества, осуществляющие добычу, транспортировку, переработку и реализацию газа, нефти и других углеводородов, подземное хранение газа, производство и сбыт тепло- и электроэнергии, а также иные виды деятельности, включая технический контроль трубопроводных систем, бурение нефтяных и газовых скважин, поставку оборудования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обработку информации и предоставление банковских услуг | |||||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ▼ | |||||||||||||
Разведка и добыча (20 дочерних обществ) |
Маркетинг и газораспре-деление |
Транспор-тировка (18 дочерних обществ) |
Вспомо-гательная деятельность |
Пере-работка газа |
Следовательно, действия по созданию единой системы стандартов финансовой отчетности первоначально явились реакцией на формирование транснациональных корпораций (ТНК). Кроме ТНК, в создании единых стандартов финансовой отчетности были заинтересованы и биржи, и объединение крупнейших аудиторских компаний. Мотивы каждой из групп компаний очевидны. Если ТНК заинтересованы в унификации своей разноязыкой финансовой документации, то биржам выгодно перейти на единый стандарт, чтобы расширить рынок эмитентов, а для аудиторов «единый язык денег» облегчает и упрощает проверку и консалтинг.
В 1973 г. соглашением профессиональных бухгалтерских ассоциаций из Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США был основан Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC - International Accounting Standards Committee) (далее - Комитет). Несмотря на участие в Комитете представителей различных систем бухгалтерского учета, первые этапы гармонизации вплоть до последнего времени характеризовались доминированием англо-саксонской модели бухгалтерского учета, отличительными признаками которой являются:
1) ориентированность учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов;
2) отсутствие жесткой регламентации учета;
3) высокая роль в регулировании учета профессиональных организаций.
Комитет разрабатывал стандарты бухгалтерского учета - International Accounting Standards, или IAS (международные стандарты бухгалтерского учета, или МСБУ). Уже в 1975 г. были опубликованы окончательные версии первых стандартов: IAS 1 «Раскрытие бухгалтерских принципов» и IAS 2 «Оценка и представление товарно-материальных запасов в контексте системы учета по исторической стоимости». В целом с момента создания и до 2001 г. Комитетом был разработан 41 международный бухгалтерский стандарт.
В апреле 2001 г. Комитет был реорганизован в Совет по МСФО (International Accounting Standards Board, или IASB), который стал правопреемником Комитета в реализации функций по разработке международных стандартов, совершенствованию существующих норм и подготовке перехода всех стран - участниц Европейского сообщества на МСФО. Стандарты, выпускаемые Советом по МСФО, относятся к сфере регулирования содержания финансовой отчетности - International Financial Reporting Standards, или IFRS (МСФО).
Комитет по МСБУ - 1973-2001 гг. | Совет по МСФО - 2001 г. - настоящее время |
IAS (МСБУ) |
IFRS (МСФО) |
Номера стандартов МСБУ и МСФО могут совпадать, например, МСБУ (IAS) 2 «Запасы» имеет тот же номер, что и МСФО (IFRS) 2 «Платежи с использованием акций». В связи с этим принято все стандарты называть «МСФО», в скобках указывать английскую аббревиатуру и приводить название.
Следует отметить, что работа над стандартами ведется непрерывно: появляются новые, вносятся изменения в действующие под влиянием изменения динамики бизнеса.
Международные стандарты финансовой отчетности - набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в организации.
По своей юридической форме МСФО не имеют статуса законодательного акта. Они не являются международными соглашениями, принятыми правительствами группы стран. Это набор правил рекомендательного характера, цель которых состоит в унификации принципов, используемых компаниями, банками, организациями, биржами разных государств для формирования и представления финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности являются универсальными стандартами и не содержат четких правил для каждого отдельного случая, а вместо этого полагаются на объективное профессиональное суждение специалистов, отвечающих за подготовку финансовой отчетности. Хотя стандарты носят рекомендательный характер, их сила и значение в том, что без их применения участникам рынка трудно и практически невозможно устанавливать взаимные партнерские отношения, привлекать инвестиции, выходить на мировые фондовые и валютные биржи.
Международные стандарты финансовой отчетности можно структурировать следующим образом:
• стандарты, предъявляющие требования к формам и содержанию финансовой отчетности;
• стандарты, регулирующие представление в отчетности долгосрочных активов по МСФО (основных средств, нематериальных активов, обесценение активов, инвестиционной собственности и др.);
• стандарты, регулирующие представление в отчетности текущих активов и активов и обязательств разных квалификаций по МСФО (запасов, финансовых инструментов, аренды и т.д.);
• стандарты, регулирующие представление в отчетности обязательств (резервов, вознаграждений работникам и т.д.);
• признание выручки;
• объединение бизнеса и отчетность групп компаний;
• раскрытие дополнительной информации.
В качестве основных отличий МСФО от национальной системы учета выделим следующие:
• превалирование экономической сущности над формой;
• отображение результатов деятельности по сути возникновения;
• использование обоснованных оценок и суждений;
• широкое применение рыночной оценки;
• предоставление качественных описаний и объяснений.
К преимуществам МСФО перед национальными стандартами финансовой отчетности относят:
1) четкую экономическую логику;
2) обобщение современной мировой практики в области учета и отчетности;
3) простоту восприятия для квалифицированных пользователей.
Обратим внимание, что МСФО имеют большое значение не только для банков и отдельных организаций как инструмент привлечения дополнительных инвестиций и элемент высокой корпоративной культуры управления, но и для развития экономики страны в целом, поскольку МСФО способствуют формированию более «чистого» и открытого бизнес-климата и интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.
Кратко рассмотрим этапы продвижения МСФО в Республике Беларусь.
1992 г. |
Постановления Совета Министров РБ «О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики» и «О республиканской программе перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики» |
1998 г. |
Принята Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь |
2003 г. |
Дополнения в Государственную программу, касающиеся в т.ч. конечных сроков перехода на МСФО |
2008 г. |
Начиная с 2008 г. белорусские банки составляют 2 комплекта годовой финансовой отчетности - один по национальным правилам учета и отчетности, второй - по МСФО |
2009 г. |
Разработан план мероприятий на 2010 г. по сближению национального законодательства с МСФО |
2012 г. |
Введены в действие Типовой план счетов бухгалтерского учета, ряд инструкций и положений, содержание которых опирается на требования МСФО |
В заключение отметим, что именно МСФО позволяют обеспечить всех заинтересованных пользователей единообразной и, следовательно, доступной к пониманию учетной информацией.
10.02.2012 г.
Елена Быковская, кандидат экономических наук, DipIFR, преподаватель Hock Training, Минск