


Материал помещен в архив
СУТЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
1. Специфика логистики
2. Этапы развития логистики
3. Этап глобализации
4. Интеграция транспортно-складского процесса для распределения готовой продукции
5. Источники экономического эффекта от использования логистики
Список используемых сокращений:
ГП - готовая продукция;
ЛС - логистическая система;
МП - материальный поток;
ЛЦ - логистическая цепь;
ИП - информационный поток;
НТП - научно-технический прогресс.
Для того чтобы понять, чем занимается логистика, необходимо представить себе, что происходит с товарами до того, как мы их покупаем. Сначала добывается сырье (лес, нефть, газ, руда, сельскохозяйственные культуры и др.) (см. схему 1), которое транспортируется для временного хранения на склад сырья или для переработки в перерабатывающую организацию.
Принципиальная схема логистической цепи, сквозного материального потока и информационного потока | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
|
Сырье |
|
Сырье |
|
Материалы |
|
Материалы |
|
Заготовки, детали, комплек-тующие |
|
Продукция | ||||||||||||
Сырье |
|
|
► |
Транс-порт |
|
|
► |
Произ-вод-ство 1 |
|
|
► |
Транс-порт |
|
|
► |
Произ-вод-ство 2 |
|
|
► |
Произ-вод-ство n |
|
|
► |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
► |
|
|
► |
|
|
► |
|
|
► |
|
|
► |
|
|
► | ||||||
◄ |
|
◄ |
|
◄ |
|
◄ |
|
◄ |
|
◄ |
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление движением продукции производственно-технического обслуживания |
|
Сырье |
Сырье |
Материалы |
Материалы |
||||||||||||
Производство n |
|
|
► |
Транспорт |
|
|
► |
Распределительный центр |
|
|
► |
Транспорт |
|
|
► |
Потребитель |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
► |
|
|
► |
|
|
► |
|
|
► | |||||
◄ |
|
◄ |
|
◄ |
|
◄ |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление движением товаров народного потребления |
|
|
► |
МП |
|
|
| |||
|
|
► |
ИП | |
◄ |
| |||
|
|
После переработки полученные из сырья материалы хранятся на складе, после чего транспортируются в другие организации для использования в новом производстве. Полученные заготовки, детали, комплектующие и тому подобное хранятся на складах, а затем снова транспортируются на склады, распределительные центры, другие производства и в конечном итоге - торговую сеть, где товар покупает для личного пользования конечный потребитель. Если товар производится не для личного, а производственного пользования, то цепочка преобразований сырья, материалов, деталей и тому подобного принципиально не меняется.
Таким образом, от места, где добывается сырье, и до конечного потребителя движутся разнообразные МП. В процессе этого движения МП попадают в различные организации (добывающие, производственные, складские, транспортные, торговые и т.д.), где с МП производятся многочисленные операции (производственные, транспортные, складские, разгрузочно-погрузочные и многие другие).
Совокупность организаций и их подразделений, через которые движется МП в процессе прохождения от источника сырья до конечного потребителя, называется логистической цепью, или цепью поставок. Цепь поставок может состоять как из всего множества организаций, находящихся между источником сырья и конечным потребителем, так и из части этих организаций или их подразделений. Отдельные организации и их подразделения, входящие в цепь поставок, являются звеньями ЛЦ.
В ходе прохождения по логистической цепи МП доводится до организации, затем организуется его рациональное движение через цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первой перерабатывающей организацией, а также между различными производственными организациями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце логистической цепи МП состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению. В ходе движения по цепи поставок (см. схему 2) МП проходит через стадии закупки, поставки, хранения, производства, распределения и потребления ГП.
Схема 2 |
Принципиальная схема преобразований материального потока в логистической цепи |
![]() |
![]() |
По аналогии с классификацией операций в производственном менеджменте (основные, вспомогательные, обслуживающие) разделим все операции, совершаемые над МП, на производственные и логистические.
Производственными (основными) операциями будем считать операции, непосредственно связанные с формообразованием и изменением размеров или свойств предметов труда, например, сверление, штамповка, шлифовка, резка, сборка и др.
Логистическими (вспомогательными, обслуживающими) операциями будем считать операции, не меняющие свойства предмета труда, но способствующие его перемещению между звеньями ЛЦ, например, складирование, хранение, транспортировка, сортировка, комплектация, разгрузка, перемещение между станками и др.
Важнейшей функцией менеджмента в организации является управление затратами. Снижение себестоимости продукции и услуг позволяет организации снижать цены, привлекая тем самым новых клиентов, либо увеличивать прибыль. В стратегическом плане умение управлять своей цепочкой стоимости позволяет выбрать и реализовать стратегию лидерства в издержках. Компетенции организации, благодаря которым их затраты удерживаются на низком уровне, обеспечивают, как правило, устойчивое конкурентное преимущество, так как их сложно перенять конкурентам.
В связи с этим принципиально важной предпосылкой для широкого использования логистики является следующий факт. Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что в стоимости продукта, попадающего к конечному потребителю, около 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими логистическими операциями, обеспечивающими продвижение МП (см. рисунок 1).
Рисунок 1 |
Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением логистической составляющей «управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей» |
![]() |
ППТН - продукция производственно-технического назначения;
ТНП - товары народного потребления;
РЦ ТНП № 1 - распределительный центр оптовика в местах сосредоточения производства, закупающий крупные партии ТНП;
РЦ ТНП № 2 - распределительный центр оптовика в местах сосредоточения производства, закупающий широкий ассортимент ТНП.
Логистика как хозяйственная деятельность. Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.
Логистика позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов. Перечислим некоторые из них:
- прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами;
- определение необходимой мощности производства и транспорта;
- организация распределения ГП;
- моделирование функционирования ЛС;
- проектирование ЛС;
- планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования;
- согласование целей и координация деятельности отдельных организаций в цепи поставок и различных подразделений в рамках организации и др.
Менеджмент организации. Менеджмент организации реализуется с помощью общих и конкретных функций менеджмента. Общие функции менеджмента выделяются по этапам (стадиям) управления (см. схему 3).
Схема 3 | |||||||||||
Кольцо управления (общие функции менеджмента) | |||||||||||
| |||||||||||
▲ |
|
|
|
► |
Постановка цели |
|
|
▲ | |||
|
Ком-му-ни-ка-ции |
|
|
|
|
|
При-ня-тие ре-ше-ний |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
| |||
|
|
|
|
► |
Прогнозирование, планирование |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
| |||
|
|
|
|
► |
Организация, мотивация |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
| |||
|
|
|
|
► |
Реализация |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
Учет, контроль, анализ |
|
|
| |||
|
▼ |
|
|
|
|
▼ |
|
Конкретные функции менеджмента выделяются по сфере деятельности и связаны со специфическими, конкретными объектами управления, например:
- управление финансами;
- управление сбытом;
- управление производством;
- управление персоналом;
- управление МП и потоками услуг и др.
Общие и конкретные функции управления тесно связаны: при выполнении любой из конкретных функций менеджмента реализуется каждая из общих функций. Таким образом, общие и конкретные функции управления и представляют собой разные срезы поля управления (см. схему 4).
Схема 4 | ||||||
Поле управления | ||||||
| ||||||
Конкретные функции |
|
Общие функции |
| |||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
| |
… |
|
|
|
|
| |
n |
|
|
|
|
|
Логистика как практическое управление специфическим, конкретным объектом управления - МП является конкретной функцией менеджмента. Для эффективного управления логистической составляющей деятельности организации необходимо выполнять все этапы кольца управления.
В самом факте управления МП в организации нет ничего нового, поскольку с появлением первых организаций приходилось решать вопросы закупок, транспортировки, хранения, ресурсов, распределения ГП и т.п.
Вместе с тем в современном понимании логистики основным объектом ее управления являются не просто МП, а сквозные МП, т.е. проходящие по цепи поставок, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю (см. схему 1).
Новизна логистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению сквозным МП. Выделение сквозного МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и в целом открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов. На схеме 5 представлен традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне.
Схема 5 |
Традиционный и логистический подходы к управлению материальным потоком на макроуровне |
|
![]() |
На макроуровне МП проходит по ЛЦ, состоящей из нескольких самостоятельных организаций. Традиционно управление каждой из организаций осуществляется обособленно ее собственником (см. схему 5, a). При этом понятие сквозного МП не выделяется и задача управления им не ставится и не решается. В результате такие важные показатели этого потока, как себестоимость, надежность поступления, качество и другие на выходе цепи складываются в определенной степени случайно и бывают далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления является сквозной МП (см. схему 5, б). При этом обособленность организаций в значительной степени преодолевается с целью согласования управления сквозным МП. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. В рамках всей цепи продвижение МП происходит с минимальными затратами.
На микроуровне ЛЦ состоит из различных служб одной организации. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного МП внутри организации, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений (см. схему 6, а). Показатели МП на выходе организации так же, как и в случае макроуровня, далеки от оптимальных.
Схема 6 |
Традиционный и логистический подходы к управлению материальным потоком на микроуровне |
|
![]() |
При логистическом подходе (см. схему 6, б) в организации выделяется и получает существенные права служба логистики, для которой приоритетной задачей является управление сквозным МП, поступающим извне и проходящим через склады службы снабжения, производственные цеха, склады ГП и уходящим к потребителю. В результате показатели МП на выходе из организации становятся управляемыми.
Таким образом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается:
- в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;
- выделении единой функции управления сквозным МП;
- информационной, технической, экономической интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне - различных организаций, на микроуровне - различных служб организации).
Информационная интеграция может заключаться в активном обмене информацией о параметрах МП, создании общих систем сбора, хранения информации, согласования существующих в организациях информационных систем (форматы представления, протоколы передачи данных и т.д.).
Техническая интеграция может заключаться в использовании оборудования, дополняющего друг друга по функциям. Например, организация-производитель использует при разгрузке механизированное или автоматизированное оборудование, что требует особой упаковки грузов в организации-поставщике также с помощью специальных технических средств.
Экономическая интеграция по сути выполняет функцию мотивации в цепи поставок. Необходимо экономически заинтересовать различные организации (подразделения) для того, чтобы они тратили время, силы, финансы на согласование существующих или на внедрение новых технических и информационных средств, на изменение своих систем управления, что порой является весьма сложной задачей.
Этапы исторического развития логистики были обусловлены:
- объективными тенденциями на рынке;
- широтой понимания возможностей логистического подхода и уровнем разработки концепций, методов и моделей логистического управления;
- уровнем охвата логистическим управлением различных сфер деятельности организаций;
- сложностью логистического управления;
- уровнем развития технических средств обработки и передачи данных, механизации и автоматизации производства.
В современной экономике существует несколько подходов к выделению этапов развития логистики (рассмотрим обобщенный подход) (см. схему 7).
Схема 7 | |||||||||
Основные этапы развития логистики | |||||||||
| |||||||||
Факторы развития логистики |
|
Периоды развития логистики |
|
Направления деятельности | |||||
|
|
|
|
| |||||
Разобщенность функциональных процедур и операций |
◄ |
До 1950-х гг. |
|
► |
Военная сфера деятельности и коммуникаций | ||||
|
|
|
|
|
|||||
▼ |
▼ |
▼ | |||||||
Колебания рыночных уровней |
◄ |
1950-е гг. |
|
► |
Координация транспортного и складского хозяйства | ||||
▼ |
|
▼ |
|
▼ | |||||
Сервис поставок как основа стратегии рынка |
◄ |
1960-е гг. |
|
► |
Развитие информационных сетей и банков данных | ||||
▼ |
|
▼ |
|
▼ | |||||
Энергетический кризис, экспансия Японии в производстве и торговле |
◄ |
1970-е гг. |
|
► |
Общая координация складского и транспортного хозяйства | ||||
▼ |
|
▼ |
|
▼ | |||||
Несовершенство межфункционального планирования |
◄ |
1980-е гг. |
|
► |
Оптимизация в сфере торговой деятельности | ||||
▼ |
|
▼ |
|
▼ | |||||
Признание коммерческой роли транспорта и снабжения |
◄ |
1990-е гг. |
|
► |
Повышение конкуренто-способности компаний | ||||
▼ |
|
▼ |
|
▼ | |||||
Развитие мировых интеграционных процессов |
◄ |
2000-е гг. |
|
► |
Максимальная интеграция логистики | ||||
Объективные тенденции на рынке. В 1990-е годы концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, была признана большинством участников цепей снабжения, производства и распределения. Появились фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики.
Сложность логистического управления. В связи с глобализацией мировой экономики усилилась потребность в привлечении «третьих участников» - таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п. Это предъявило новые требования к менеджерам логистики:
- знание законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования экономики различных стран;
- выполнение требований к упаковке, маркировке с учетом языковых различий;
- умение оперативно обработать и подготовить сложную документацию;
- умение устранять таможенные барьеры.
В индустриально развитых странах были созданы национальные и международные специализированные общества и ассоциации логистики, которые имеют свои исследовательские центры, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и т.д.
Уровень достижений НТП. Появилась технология электронной почты, стал развиваться электронный бизнес. Широкое распространение получили электронные закупки. Электронная торговля стала происходить как между различными фирмами (B2B - business-to-business), например, поставщиком и производителем, так и между электронными фирмами и конечными потребителями (B2С - business-to-сustomer). Для поддержки электронного обмена данными были разработаны технологии кодирования товара в виде штрихового кода или магнитной полоски, а также электронный перевод денежных средств.
Интеграция транспортно-складского процесса для распределения готовой продукции. Современные тенденции развития логистики
В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются, как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики.
1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:
- отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;
- перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;
- массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ;
- прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;
- услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;
- синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение материальных ресурсов;
- многое другое.
2. Аутсорсинг.
Аутсорсинг - это передача каких-либо управленческих функций организации сторонним организациям. Например, организации передают функцию контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Такая тенденция появилась еще в 1980-х гг. сначала в Западной Европе и Японии и позже в США, но сохраняется и в настоящее время. Крупные и средние организации все больше склоняются к покупке целостных логистических решений. Это позволяет им:
- во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции;
- во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции;
- в-третьих, сократить свои накладные расходы.
Таким образом, им удается использовать умение и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности.
В настоящее время и на российском рынке появилось широкое предложение логистических услуг. За рубежом большинство из таких специализированных логистических фирм образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций. В России транспортные фирмы или организации, предлагавшие ранее только складские услуги, становятся логистическими, т.е. предлагают перевозки с глобальной географией различными видами транспорта, сквозное обслуживание по всей цепи поставки (складирование, таможенное оформление, распределение и т.д.).
3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами.
В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы все больше привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты все чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты больше ценят свое время и больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнеры.
4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами.
Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические задачи: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.
Источники экономического эффекта от использования логистики
Снижение запасов на пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации, сквозной мониторинг МП обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70 % (по данным промышленной ассоциации США - на 30-50 %). Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:
- в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50 %, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;
- большая часть оборотного капитала организаций, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50 % всех активов организаций);
- в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25-30 % от общего объема издержек.
Сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи. В западных странах в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5 % занимают затраты времени на собственно производство, а 95 % - на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно, увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.
Снижение транспортных расходов. Общий объем транспортных расходов в США и Канаде оценивается примерно в 6,5 % валового национального продукта. По различным оценкам затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30 до 50 % от суммы общих затрат на логистику. В связи с глобализацией мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25-35 % стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10 % стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции.
Сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом. Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом приводит:
- к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла;
- сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в т.ч. за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ.
Примечание. Основополагающим нормативным документом, регламентирующим различные аспекты логистической деятельности в Республике Беларусь, является Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1249.
31.03.2011 г.
Татьяна Алесинская, доцент кафедры менеджмента Таганрогского технологического института Южного федерального университета, кандидат технических наук
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1249 «О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года» на основании постановлений Совета Министров РБ от 02.09.2011 № 1179 (с 13 сентября 2011 г.), от 04.10.2012 № 906 (с 18 октября 2012 г.) и от 16.03.2013 № 186 (с 21 марта 2013 г.) внесены изменения и дополнения.