


Материал помещен в архив
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Согласно законодательству Республики Беларусь свободная экономическая зона (СЭЗ) - часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности (ст.1 Закона РБ от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» (далее - Закон)). Специальный правовой режим - это не что иное, как совокупность правовых норм, устанавливающих особый режим налогообложения и иного регулирования и предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Специальный правовой режим в СЭЗ устанавливается в т.ч. и в целях создания благоприятных инвестиционных условий и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь.
Резиденты свободной экономической зоны
Для применения специального правового режима СЭЗ используется принцип резидентства. Резидентом свободной экономической зоны является юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель Республики Беларусь, зарегистрированные администрацией СЭЗ в качестве резидента СЭЗ в порядке, установленном законодательством о свободных экономических зонах (ст.1 Закона).
Здесь и далее следует иметь в виду, что регистрация субъекта хозяйствования в качестве резидента СЭЗ не подменяет собой необходимость государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Подобный вывод основывается на анализе норм Декрета Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1) и Закона.
При этом первоочередной является именно государственная регистрация. В соответствии с Декретом № 1 определен круг государственных органов, осуществляющих регистрацию коммерческих организаций с местом размещения на территории СЭЗ, к которым относятся:
1) Национальный банк РБ - осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в свободных экономических зонах;
2) Министерство финансов РБ - осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков в свободных экономических зонах;
3) администрации свободных экономических зон - осуществляет государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в СЭЗ (примечание 1).
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации, определен в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом № 1 (далее - Положение о регистрации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 марта 2014 г. следует руководствоваться Положением о регистрации с изменениями, внесенными Декретом Президента РБ от 21.02.2014 № 3. |
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, создаваемых в т.ч. в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации;
- устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в 2 экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский языки (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
- оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.
Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается (п.13 Положения о регистрации).
Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации;
- фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (п.14 Положения о регистрации).
По общему правилу, юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР), а индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в ЕГР (п.22 Положения о регистрации).
Регистрация в качестве резидента свободной экономической зоны
Что касается регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ, то она осуществляется администрацией свободной экономической зоны в порядке, установленном законодательством о СЭЗ.
В качестве резидента СЭЗ регистрируются только юридические лица Республики Беларусь или индивидуальные предприниматели Республики Беларусь с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ. Под местом нахождения индивидуального предпринимателя понимается его место жительства, указанное в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ осуществляется в день заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ на срок действия такого договора.
Сторонами договора об условиях деятельности в СЭЗ являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и администрация СЭЗ. Договор определяет порядок и условия реализации резидентом СЭЗ предложенного им инвестиционного проекта и заключается на срок реализации инвестиционного проекта (части первая-третья ст.20 Закона).
Примерная форма договора об условиях деятельности в СЭЗ утверждается администрацией СЭЗ. Например, в отношении каждой из СЭЗ Республики Беларусь (СЭЗ «Брест» (www.fez.brest.by), СЭЗ «Витебск» (www.fez-vitebsk.com), СЭЗ «Гомель-Ратон» (www.gomelraton.com), СЭЗ «Гродноинвест» (www.grodnoinvest.com), СЭЗ «Минск» (www.fezminsk.by), СЭЗ «Могилев» (www.fezmogilev.by)) на основании постановления Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 657 «Об утверждении положений о свободных экономических зонах и внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь (признании отдельных из них либо их положений утратившими силу) по вопросам деятельности свободных экономических зон» (далее - постановление № 657) утверждены соответствующие положения о СЭЗ, а также дополнительно закреплено право администрации СЭЗ утверждать примерную форму договора об условиях деятельности в конкретной СЭЗ, а также форму бизнес-плана инвестиционного проекта.
Обратим внимание на тот факт, что срок заключения договора напрямую зависит от срока реализации инвестиционного проекта. Иными словами, для регистрации субъекта хозяйствования в качестве резидента СЭЗ и последующего осуществления деятельности в рамках специального правового режима требуется разработка инвестиционного проекта. С учетом того что создание на территории Республики Беларусь СЭЗ - это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности (примечание 2) (подп.2.3 п.2 ст.8 Инвестиционного кодекса РБ; далее - Кодекс), то следует руководствоваться определением инвестиционного проекта в нормах Кодекса. Инвестиционный проект - совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени (часть третья ст.14 Кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2014 г. Кодекс утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. Взамен Кодекса принят Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях». |
Законодательством установлена минимальная величина или заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя: если указанные субъекты претендуют на регистрацию в качестве резидента СЭЗ, то объем инвестиций после 1 апреля 2008 г. должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн. евро (примечание 3) (подп.1.11 п.1 Указа Президента РБ от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (далее - Указ № 262)).
В свою очередь деятельность резидента СЭЗ обусловлена инвестиционным характером. При этом последний вправе заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ с соблюдением общих правил, установленных законодательством, но на такую деятельность не распространяется специальный правовой режим СЭЗ (часть десятая ст.20 Закона).
За регистрацию в качестве резидента СЭЗ взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами. В частности, согласно подп.1.22 п.1 ст.249 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК) объектом обложения государственной пошлиной помимо прочего признается регистрация в качестве резидента СЭЗ; размер государственной пошлины составляет 50 базовых величин (п.38 приложения 22 к НК).
Администрация СЭЗ самостоятельно принимает решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при соответствии их инвестиционных проектов условию о заявленном объеме инвестиций (подп.1.4 п.1 Указа № 262).
В течение 3 рабочих дней со дня регистрации администрация СЭЗ выдает свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ по форме, установленной постановлением № 657. При этом в форме свидетельства предусматривается указание регистрационного номера в ЕГР.
Администрация СЭЗ в течение 10 рабочих дней со дня регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ сообщает сведения о такой регистрации в Министерство юстиции РБ, соответствующие инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ и орган государственной статистики, Государственный таможенный комитет РБ, а также информирует иные государственные органы в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.
В случае отказа в регистрации в качестве резидента СЭЗ администрация СЭЗ обязана в течение 3 рабочих дней письменно уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о принятом решении.
Отказ в регистрации в качестве резидента СЭЗ может быть обжалован юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в хозяйственный суд в месячный срок со дня принятия соответствующего решения (ст.19 Закона).
Правовой режим налогообложения в свободной экономической зоне
Правовой режим налогообложения в СЭЗ на территории Республики Беларусь регламентирован НК, Указом № 262 и Законом.
В первую очередь, вопросы налогообложения нашли свое отражение в нормах НК.
По общему правилу, особенности налогообложения в СЭЗ 3-векторны и распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:
1) за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ. Условие: наличие договора, заключенного между резидентом СЭЗ и иностранным юридическим или физическим лицом, на основании которого осуществляется реализация товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих реализацию и вывоз товаров за пределы территории Республики Беларусь (таможенные декларации с соответствующими отметками таможенных органов, товарно-транспортные накладные, транспортные и иные документы), выполнение работ, оказание услуг (акты выполненных работ, акты об оказании услуг и иные документы в зависимости от характера выполненных работ, оказанных услуг), и документов, подтверждающих вывоз результатов работ за пределы территории Республики Беларусь;
2) на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством РБ по согласованию с Президентом РБ (перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 08.02.2011 № 158; далее - Перечень импортозамещающих товаров). Условие: наличие заключенного резидентом СЭЗ договора, на основании которого осуществляется реализация товаров на территории Республики Беларусь, и документов, подтверждающих реализацию товаров на территории Республики Беларусь (товарно-транспортные накладные и (или) иные документы).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться перечнем импортозамещающих товаров, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2015 № 1095. |
3) товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам. Условие: наличие договора, заключенного между резидентами СЭЗ, на основании которого осуществляется реализация товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих реализацию товаров (товарно-транспортные накладные и (или) иные документы), выполнение работ, оказание услуг (акты выполненных работ, акты об оказании услуг и иные документы в зависимости от характера выполненных работ, оказанных услуг), а также копии свидетельства о регистрации, выданного администрацией СЭЗ и подтверждающего регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ, которому реализуются товары (работы, услуги) (п.3 ст.326 НК).
При этом обязательно наличие 2 условий:
1) товары (работы, услуги) должны являться товарами (работами, услугами) собственного производства резидента СЭЗ, осуществляющего их реализацию, и должны быть произведены (выполнены, оказаны) им на территории СЭЗ, резидентом которой он является;
2) требуется копия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном порядке, которая должна быть представлена резидентом СЭЗ в налоговый орган по месту постановки его на учет.
Особенности налогообложения в СЭЗ, установленные НК, не распространяются:
- на общественное питание, игорный бизнес, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
- реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;
- банки и страховые организации.
Особенности налогообложения в СЭЗ применяются резидентом СЭЗ не ранее чем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации его в качестве резидента СЭЗ.
Резиденты СЭЗ обязаны обеспечить раздельный учет выручки (доходов), затрат (расходов), сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ. При отсутствии раздельного учета указанных выручки (доходов), затрат (расходов) и сумм исчисление и уплата налогов, сборов (пошлин) производятся резидентами СЭЗ без применения особенностей налогообложения в СЭЗ.
Резиденты СЭЗ:
1) исчисляют и уплачивают в порядке, установленном НК, Таможенным кодексом РБ, законами Республики Беларусь и (или) актами Президента РБ, международными договорами Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза (ст.327 НК):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ. |
- налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 % от общеустановленной ставки в размере 24 %, но не более чем по ставке 12 %. При этом прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли. Отсчет 5-летнего срока производится с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ. Однако приведенные положения не распространяются на резидентов СЭЗ, у которых отсчет 5-летнего периода начат до 1 января 2011 г. Для указанных резидентов СЭЗ отсчет 5-летнего периода производится в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2011 г.;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на недвижимость;
- экологический налог;
- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- земельный налог;
- государственную пошлину;
- патентные пошлины;
- оффшорный сбор;
- гербовый сбор;
- таможенные пошлины;
- таможенные сборы;
- местные налоги и сборы;
2) исполняют обязанности налоговых агентов, в т.ч. обязанности исчислять, удерживать и перечислять при выплате (начислении) заработной платы и иных доходов налоги, сборы (пошлины);
3) освобождены от уплаты налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования. Указанное освобождение предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась деятельность, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ (п.4 ст.327 НК).
Налог на добавленную стоимость, исчисляемый по общеустановленным ставкам, за исключением ставки 10 (9,09) %, уплачивается резидентами СЭЗ в размере 50 % от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с Перечнем импортозамещающих товаров. Этот порядок уплаты налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных до 1 января 2011 г. Высвобождаемые суммы налога на добавленную стоимость не подлежат обложению налогами (сборами). Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 %. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 г. (п.51 ст.327 НК).
Некоторые особенности таможенного оформления товаров резидентов СЭЗ, порядка определения дальнейших действий в отношении отходов производства, товаров, использованных в качестве проб и образцов при проведении лабораторных испытаний в ходе непрерывного технологического процесса, и некоторые иные установлены Указом № 262.
Примечание 1. Приведенная выше структура органов управления, полномочных осуществлять государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя на территории СЭЗ, соответствует части первой ст.16 Закона, предусматривающей, что администрация СЭЗ осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в СЭЗ, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков.
Примечание 2. Отметим, что поскольку Республика Беларусь лишь создает условия для развития инвестиционной деятельности посредством создания на территории Республики Беларусь СЭЗ, то представляется логичным, что в нормах Закона разграничена ответственность государства и резидентов СЭЗ: государство не несет ответственности по обязательствам резидентов СЭЗ, а резиденты СЭЗ - по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами (часть двенадцатая ст.20 Закона).
Примечание 3. Вместе с тем установлено, что финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн. евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке (подп.1.141 п.1 Указа № 262).
31.10.2011 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения. |