Пособие от 27.03.2017
Автор: Задорожный И.

Свободные экономические зоны: особенности деятельности, преференции, предоставляемые их резидентам в соответствии с законодательством Республики Беларусь


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормативное и методическое регулирование

Некоторые условия регистрации и осуществления деятельности резидентами СЭЗ

Особенности налогообложения в СЭЗ

Некоторые условия предоставления резидентам СЭЗ земельных участков

Унификация законодательства о СЭЗ и предоставление преференций в рамках Евразийского экономического союза

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕФЕРЕНЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИХ РЕЗИДЕНТАМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Нормативное и методическое регулирование

Основные нормативные правовые акты и иные документы:

1. Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» (далее - Закон о СЭЗ).

2. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение от 18.06.2010).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. пп.1, 5 и 7 ст.9, пп.1, 5 и 6 ст.10, ст.11-21, 23 и 24 Соглашения от 18.06.2010 прекращают действие, в пп.2 и 5 ст.10 данного Соглашения внесены изменения в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (далее - Договор о Таможенном кодексе).

 

3. Указы Президента Республики Беларусь, регламентирующие вопросы создания и деятельности отдельных свободных экономических зон.

4. Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (далее - Указ № 262).

5. Положение о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных (особых) экономических зон, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 (далее - Положение № 66).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 августа 2019 г. следует руководствоваться Положением № 66 с изменениями, внесенными Указом от 28.08.2019 № 319.

 

6. Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667).

7. Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее - Указ № 101).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

 

8. Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2016 № 508 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».

9. Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

10. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» (далее - постановление № 462).

12. Инструкция о порядке согласования с таможнями решений администраций свободных (особых) экономических зон об определении пределов свободных таможенных зон и об упразднении свободных таможенных зон, утвержденная постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 27.02.2014 № 7.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 августа 2019 г. действует Инструкция о порядке согласования с таможенными органами решений, утвержденная постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.06.2019 № 26.

 

13. Письмо Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.07.2010 № 02-17/6278 «О Соглашении по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

14. Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.01.2016 № 2-2-12/224 «О применении положений Указа Президента Республики Беларусь».

Некоторые условия регистрации и осуществления деятельности резидентами СЭЗ

1. Заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента СЭЗ, должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро.

Заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента СЭЗ, может составлять сумму, эквивалентную не менее 500 тыс. евро, при условии осуществления инвестиций в указанном объеме в течение 3 лет со дня заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ (подп.1.11 п.1 Указа № 262).

2. Администрация СЭЗ самостоятельно принимает решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при соответствии их инвестиционных проектов указанному выше условию (подп.1.4 п.1 Указа № 262).

3. Отходы, образовавшиеся в результате совершения с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, операций, установленных в подп.5) и 6) п.1 ст.13 Соглашения от 18.06.2010, рассматриваются для таможенных целей как переработанные в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования, при условии их:

- передачи для обезвреживания и (или) захоронения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (далее - организация), имеющим специальное разрешение (лицензию) на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, составляющими работами и услугами которой являются обезвреживание и (или) захоронение отходов (далее - специальное разрешение (лицензия));

- обезвреживания и (или) захоронения резидентом СЭЗ на собственных объектах обезвреживания и (или) захоронения отходов при наличии у него специального разрешения (лицензии);

- передачи организации, осуществляющей в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию отходов, для их дальнейшего использования в качестве вторичного сырья;

- использования резидентом СЭЗ на эксплуатируемом им в установленном порядке объекте по использованию отходов (часть первая подп.1.81 п.1 Указа № 262).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 августа 2018 г. подп.1.81 п.1 Указа № 262 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 22.08.2018 № 346 исключен.

 

Вывоз с созданной на территории СЭЗ свободной таможенной зоны, в пределах которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, указанных выше отходов для передачи организации, осуществляющей эксплуатацию объекта по использованию отходов и (или) имеющей специальное разрешение (лицензию), осуществляется на основании письменного обращения декларанта таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенный орган с указанием в нем сведений об отходах (наименования, веса нетто) и о сроке их передачи, а также наименования юридического лица или фамилии, собственного имени, отчества (при его наличии) индивидуального предпринимателя, которые принимают отходы для их использования, обезвреживания, захоронения, с приложением заверенной декларантом копии договора между ним и указанным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. При необходимости должностное лицо таможенного органа вправе потребовать предъявить оригинал такого договора (часть четвертая подп.1.81 п.1 Указа № 262).

4. Финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке (подп.1.141 п.1 Указа № 262).

5. На территории СЭЗ может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и запретов и ограничений в отношении товаров ЕАЭС.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны - статус товаров Таможенного союза (часть первая п.2 ст.10 Соглашения от 18.06.2010).

 

Справочно

Свободная таможенная зона - специально выделенная территория в границах СЭЗ с сооружениями (помещениями) или без них, определенная и обустроенная в соответствии с требованиями, установленными Положением № 66, используемая резидентом СЭЗ, для которого определены пределы свободной таможенной зоны, в целях осуществления предпринимательской деятельности согласно договору об условиях деятельности в СЭЗ и инвестиционному проекту (абзац 2 п.2 Положения № 66).

 

6. На территориях СЭЗ действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающийся в предоставлении резидентам особого режима налогообложения, определяемого законодательством государств - членов ЕАЭС, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства - члена ЕАЭС, условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности на территории СЭЗ.

В частности, в СЭЗ действуют:

• специальный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;

• свободные таможенные зоны;

• специальный порядок регулирования земельных отношений.

Действие специального правового режима СЭЗ имеет пределы, строго регламентированные законодательством.

В свободных экономических зонах не допускается деятельность, запрещенная на территории Республики Беларусь законодательными актами, а также деятельность, запрещенная на территории свободных (специальных, особых) экономических зон государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (часть первая ст.5 Закона о СЭЗ).

В настоящее время в Республике Беларусь шесть СЭЗ, созданных на срок по 31 декабря 2049 г.:

1) «Брест» - создана п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 № 114;

2) «Минск» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 № 93;

3) «Гомель-Ратон» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 № 93;

4) «Витебск» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 04.08.1999 № 458;

5) «Могилев» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 № 66;

6) «Гродноинвест» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.04.2002 № 208.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 августа 2018 г. Указом Президента Республики Беларусь от 22.08.2018 № 346 внесены изменения в п.1 Указа № 458, п.1 Указа № 66, п.1 Указа № 208. Изменения не повлияли на суть материала.

 

7. Организации, являющиеся резидентами СЭЗ, не вправе применять УСН (подп.5.1.22 п.5 ст.286 НК).

Таблица

Преференции, предоставляемые для резидентов СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Беларусь

№ п/п Условия ведения деятельности Предоставленные преференции Кому предоставлены Установленный срок (период) действия (предоставления) Чем регулируется предоставление преференций
Земельные отношения
1
 Плата за право заключения договора аренды, аренду земельных участков Освобождение от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. Не ограничен Подпункт 1.13 п.1 Указа № 262
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г.




После 1 января 2017 г.
2
Арендная плата за земельные участки в границах СЭЗ Освобождение от арендной платы за земельные участки, расположенные в границах свободных экономических зон и предоставленные после регистрации в качестве резидентов СЭЗ, для строительства объектов (примечание 1) Резидентам СЭЗ С 1-го числа месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ, до месяца (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, для строительства которых предоставлен земельный участок, но не более 5 лет, исчисляемых с месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ Подпункт 1.7.10 п.1 Указа № 101
Освобождение от арендной платы за земельные участки независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ Резидентам СЭЗ С 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую в соответствии со ст.326 НК распространяются особенности налогообложения в СЭЗ Подпункт 1.7.101 п.1 Указа № 101
Запрет на повышение определенного при предоставлении в аренду размера ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ и предоставляемые в аренду их резидентам для реализации инвестиционных проектов, за исключением установленных законодательством случаев (примечание 2) Администрациям СЭЗ В течение всего срока реализации инвестиционного проекта Подпункт 1.5 п.1 Указа № 101
Право уменьшать (увеличивать), но не более чем в два с половиной раза размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ (кроме случаев, указанных выше) (примечание 3) Администрациям СЭЗ Не ограничен Пункт 21 Указа № 101
Налогообложение, уплата пошлин
 Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии 3
Земельный налог Освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в границах СЭЗ и предоставленных резидентам СЭЗ после их регистрации для строительства объектов (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, используемых не по целевому назначению, независимо от положений п.4 ст.194 НК) Резидентам СЭЗ С 1-го числа месяца, на который приходится дата регистрации резидента СЭЗ, по месяц (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, для строительства которых предоставлен земельный участок, но не более 5 лет, исчисляемых с месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ Подпункт 5.1 п.5 ст.327 НК
Освобождение от уплаты земельного налога с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. в отношении земельных участков резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенных в границах СЭЗ (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению) независимо от положений пп.4 и 5 ст.194 НК Резидентам СЭЗ c 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ Подпункт 5.2 п.5 ст.327 НК
 4
Налог на добавленную стоимость Освобождение от налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, в отношении помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны Резидентам СЭЗ Не ограничен Подпункт 1.14 п.1 Указа № 262
5
Налог на прибыль (примечание 4) Освобождение прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, от налога на прибыль (примечания 5 и 6) Резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых до 31 декабря 2011 г. В течение 5 лет с даты объявления резидентом СЭЗ прибыли Пункт 3 ст.327 НК
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых после 31 декабря 2011 г. В течение 10 календарных лет с даты объявления валовой прибыли Пункт 31 ст.327 НК
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых до 1 января 2012 г. С 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. Пункт 32 ст.327 НК
Уменьшение на 50 % ставки налога на прибыль, установленной п.1 ст.142 НК, с уплатой налога по ставке не более чем 12 % Резидентам СЭЗ   Абзац 2 подп.1.1 п.1 ст.327 НК
 Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии 6
Налог на недвижимость Освобождение от налога на недвижимость:
1) по объектам налогообложения, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, приобретенным (возникшим) в течение 3 лет, начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организации в качестве резидента СЭЗ, по последний день указанного трехлетнего периода включительно, независимо от направления их использования, (кроме объектов налогообложения, взятых и (или) сданных (переданных) резидентом СЭЗ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, а также зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемых таковыми в соответствии с частью второй п.1 ст.185 НК)
Резидентам СЭЗ, у которых не истекли 3 года с квартала, в котором организация зарегистрировалась в качестве резидента СЭЗ В течение 3 лет, начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организации в качестве резидента СЭЗ, по последний день указанного трехлетнего периода включительно Подпункт 4.1 п.4 ст.327 НК
2) по объектам налогообложения, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования Резидентам СЭЗ Предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ Подпункт 4.2 п.4 ст.327 НК
7
Государственная пошлина за выдачу специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь Освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь Резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 г. Не ограничен Подпункт 8.35 п.8 ст.257 НК
8
Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товара с территории свободной таможенной зоны СЭЗ (при этом не имеет значения, относятся ли данные товары к импортозамещающим товарам) Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранного товара, помещенного под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, при его вывозе в неизменном состоянии за пределы Таможенного союза Резидентам СЭЗ   Пункт 2 ст.17 Соглашения от 18.06.2010; ст.296 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе
Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе товаров Таможенного союза в неизменном состоянии, а также товаров Таможенного союза, в изготовлении (получении) которых не использовались иностранные товары, на остальную часть таможенной территории Таможенного союза (примечание 7) Резидентам СЭЗ Пункт 5 ст.17 Соглашения от 18.06.2010; п.1 ст.292 ТК ТС
Освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, в том числе отходов, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, если такие товары не соответствуют критериям достаточной переработки (признаны иностранными товарами) в случае их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза Резидентам СЭЗ Пункт 7 ст.17 Соглашения от 18.06.2010; ст.296 ТК ТС
Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, в том числе отходов, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, если такие товары соответствуют критериям достаточной переработки (признаны товарами Таможенного союза), в случае их вывоза на остальную часть таможенной территории Таможенного союза. При этом такие товары признаются товарами Таможенного союза Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. До 1 января 2017 г. Пункт 8 ст.17 Соглашения от 18.06.2010; п.1 ст.292 ТК ТС
Иные преференции
9
Обязательная продажа иностранной валюты Освобождение от обязательной продажи иностранной валюты Резидентам СЭЗ Не ограничен Подпункт 4.1 п.4 Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты»
 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.07.2018 № 301)
10
Компенсационные посадки и выплата стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира Освобождение от компенсационных посадок и компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира при строительстве в границах СЭЗ объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, с правом удаления, пересадки объектов растительного мира Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. Не ограничен Подпункт 1.12 п.1 Указа № 262
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г.










После 1 января 2017 г.

Особенности налогообложения в СЭЗ

Особенности налогообложения в СЭЗ, предусмотренные пп.4-6 (льготирование по НДС, налогу на прибыль, налогу на недвижимость) вышеприведенной таблицы, распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:

• за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ (часть первая подп.3.1 п.3 ст.326 НК);

• товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам (часть первая подп.3.3 п.3 ст.326 НК);

• товаров собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ, за пределами Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами (часть первая подп.3.4 п.3 ст.326 НК).

 

Справочно

Употребленные термины используются в следующих значениях:

• реализация резидентом СЭЗ за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам товаров - отчуждение товаров резидентом СЭЗ иностранным юридическим и (или) физическим лицам с вывозом товаров за пределы территории Республики Беларусь;

• реализация резидентом СЭЗ за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам работ (услуг) - выполнение работ, оказание услуг резидентом СЭЗ для иностранных юридических и (или) физических лиц при условии, что результаты этих работ вывозятся за пределы территории Республики Беларусь, а услуги потребляются указанными лицами за пределами территории Республики Беларусь;

• реализация резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства - реализация резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства, дата которой приходится на период действия сертификата работ и услуг собственного производства, выданного в установленном порядке;

• реализация резидентом СЭЗ товаров собственного производства - реализация резидентом СЭЗ товаров собственного производства, дата изготовления которых приходится на период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке.

 

Для применения указанных особенностей налогообложения в СЭЗ должны выполняться условия, установленные п.4 ст.326 НК.

В то же время вышеперечисленные особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются:

• на общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, операции с ценными бумагами;

• реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;

• деятельность банков и страховых организаций (п.5 ст.326 НК).

 

Обратите внимание!

Особенности налогообложения в СЭЗ применяются резидентом СЭЗ не ранее чем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации его в качестве резидента СЭЗ (п.7 ст.326 НК).

Некоторые условия предоставления резидентам СЭЗ земельных участков

Правом предоставления (изъятия) земельных участков резидентам СЭЗ, перевода земельных участков из одной категории в другую обладает администрация СЭЗ, если такие права ей делегированы соответствующим местным органом государственного управления.

При этом:

• предоставление резидентам СЭЗ на вещных правах земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах осуществляется в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность (абзац 15 части первой п.6 Указа № 667).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 марта 2018 г. в п.7 Указа № 667 перечислено, кому предоставляются земельные участки без проведения аукциона (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463). Согласно подп.7.14 п.7 Указа № 667 резидентам СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков земельные участки без проведения аукционов предоставляются для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах, парках;

 

• предоставление резидентам СЭЗ земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах этих зон в случае, если разработанным и утвержденным в установленном порядке генеральным планом СЭЗ (при размещении земельного участка в ее границах) допускается размещение испрашиваемого земельного участка для заявленных нужд, производится без предварительного согласования места размещения земельного участка для строительства объекта (подп.11.1 п.11 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом № 667);

• если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, то при предоставлении резидентам СЭЗ земельных участков в аренду плата за право заключения договоров аренды этих участков (в случае ее взимания в соответствии с законодательством) взимается на основании их кадастровой стоимости (часть пятая п.6 Указа № 667).

При предоставлении в аренду земельных участков резидентам СЭЗ для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах размер платы за право заключения договоров аренды определяется местными исполнительными комитетами на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициентов для определения размера платы за право заключения указанных договоров аренды в зависимости от срока аренды земельных участков, а также дополнительного коэффициента 0,1 (подп.2.4 п.2 постановления № 462).

Унификация законодательства о СЭЗ и предоставление преференций в рамках Евразийского экономического союза

На сегодня развитие СЭЗ Республики Беларусь осуществляется в рамках общей политики стран ЕАЭС (ранее - Таможенного союза). В связи с этим одна из основных задач законодательного регулирования деятельности в настоящее время - проведение единой согласованной политики законодательного регулирования деятельности СЭЗ в странах - членах ЕАЭС, выработка единых стандартов и правил создания и деятельности СЭЗ.

В соответствии с Соглашением от 18.06.2010 с 1 января 2017 г. отменяются таможенные льготы, ранее установленные для резидентов СЭЗ национальным законодательством. Соглашение от 18.06.2010 служит основным документом, регламентирующим вопросы развития СЭЗ в рамках ЕАЭС.

На текущий момент действие значительного числа ранее установленных национальных льгот уже не распространяется на резидентов СЭЗ Республики Беларусь, зарегистрированных с 1 января 2012 г.

При этом в Республике Беларусь за последние несколько лет проведена значительная работа по приведению национального законодательства о СЭЗ в соответствие с нормами ЕАЭС. Так, были отменены некоторые таможенные льготы для резидентов СЭЗ при поставке произведенной ими продукции на внутренний рынок ЕАЭС: резиденты СЭЗ, зарегистрированные с 1 января 2012 г., были лишены этих льгот, а резиденты, зарегистрированные до указанной даты, вправе были применять их только до 2017 года.

 

Примечание 1. Арендная плата взимается с арендаторов земельных участков, освобожденных от взимания арендной платы за земельный участок, при передаче ими земельных участков в субаренду.

Примечание 2. Действие льготы, предоставленной подп.1.5 п.1 Указа № 101, не распространяется на случаи:

• взимания арендной платы за вышеуказанные земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, - в 10-кратном размере;

• увеличения на коэффициент 2 размера ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства;

• увеличения по решению администраций свободных экономических зон, но не более чем в 10 раз, размера ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены.

При этом исчисляется и уплачивается арендная плата за земельные участки (части земельных участков) в увеличенном размере в соответствии с решениями администраций СЭЗ с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.

Примечание 3. Пунктом 21 Указа № 101 администрациям СЭЗ предоставлено право увеличивать (уменьшать) размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ. Решения администраций СЭЗ об увеличении размера ежегодной арендной платы за земельные участки не распространяются на резидентов СЭЗ в случаях, определенных в подп.1.5 п.1 Указа № 101.

Примечание 4. Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль, и прибыль, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке, определяются в течение налогового периода нарастающим итогом как сумма прибыли и убытков, полученных с начала налогового периода от деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ. В составе прибыли, освобождаемой от налога на прибыль, и прибыли, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке, не учитываются прибыль от реализации основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и внереализационные доходы, признаваемые таковыми для целей исчисления налога на прибыль, в том числе от операций по сдаче имущества в аренду (передаче в финансовую аренду, лизинг) (п.8 ст.327 НК).

Примечание 5. Отсчет пятилетнего периода, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение освобождения от налога на прибыль, начинается с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ. Данные положения не распространяются на резидентов СЭЗ, у которых отсчет пятилетнего периода начат до 1 января 2011 г. Для указанных резидентов СЭЗ пятилетний период отсчитывается в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2011 г. Организация, к которой в соответствии с законодательством о СЭЗ в результате реорганизации перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ до истечения 5 лет с даты объявления им прибыли (п.7 ст.327 НК).

Примечание 6. Отсчет 10-летнего периода, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение освобождения от налога на прибыль, предусмотренного п.31 ст.327 НК, если иное не установлено частью второй п.71 ст.327 НК, производится с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль за отчетный период нарастающим итогом с начала налогового периода, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ.

Для организаций, у которых за 2012 и (или) 2013 годы возникла валовая прибыль нарастающим итогом с начала налогового периода, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную после регистрации этих организаций в качестве резидентов СЭЗ, отсчет 10-летнего периода производится с первого налогового периода из указанных налоговых периодов, по итогам которого возникла такая валовая прибыль.

Организация, к которой в соответствии с законодательством о СЭЗ в результате реорганизации резидента СЭЗ, зарегистрированного в качестве такового после 31 декабря 2011 г., перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль, предусмотренное п.31 ст.327 НК, с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ, до истечения 10-летнего периода, отсчет которого начат в соответствии с положениями п.71 ст.327 НК (п.71 ст.327 НК).

Примечание 7. Статус товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами, зарегистрированными до 1 января 2012 г., определяется в соответствии со ст.19 Соглашения от 18.06.2010 до 1 января 2017 г. (ст.10 Соглашения от 18.06.2010).

 

27.03.2017

 

Иван Задорожный, юрист