


Материал помещен в архив
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕФЕРЕНЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИХ РЕЗИДЕНТАМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Нормативное и методическое регулирование
Основные нормативные правовые акты и иные документы:
1. Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» (далее - Закон о СЭЗ).
2. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение от 18.06.2010).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. пп.1, 5 и 7 ст.9, пп.1, 5 и 6 ст.10, ст.11-21, 23 и 24 Соглашения от 18.06.2010 прекращают действие, в пп.2 и 5 ст.10 данного Соглашения внесены изменения в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (далее - Договор о Таможенном кодексе). |
3. Указы Президента Республики Беларусь, регламентирующие вопросы создания и деятельности отдельных свободных экономических зон.
4. Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (далее - Указ № 262).
5. Положение о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных (особых) экономических зон, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 (далее - Положение № 66).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 августа 2019 г. следует руководствоваться Положением № 66 с изменениями, внесенными Указом от 28.08.2019 № 319. |
6. Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667).
7. Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее - Указ № 101).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». |
8. Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2016 № 508 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».
9. Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
10. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» (далее - постановление № 462).
12. Инструкция о порядке согласования с таможнями решений администраций свободных (особых) экономических зон об определении пределов свободных таможенных зон и об упразднении свободных таможенных зон, утвержденная постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 27.02.2014 № 7.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 августа 2019 г. действует Инструкция о порядке согласования с таможенными органами решений, утвержденная постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.06.2019 № 26. |
13. Письмо Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.07.2010 № 02-17/6278 «О Соглашении по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».
14. Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.01.2016 № 2-2-12/224 «О применении положений Указа Президента Республики Беларусь».
Некоторые условия регистрации и осуществления деятельности резидентами СЭЗ
1. Заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента СЭЗ, должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро.
Заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента СЭЗ, может составлять сумму, эквивалентную не менее 500 тыс. евро, при условии осуществления инвестиций в указанном объеме в течение 3 лет со дня заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ (подп.1.11 п.1 Указа № 262).
2. Администрация СЭЗ самостоятельно принимает решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при соответствии их инвестиционных проектов указанному выше условию (подп.1.4 п.1 Указа № 262).
3. Отходы, образовавшиеся в результате совершения с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, операций, установленных в подп.5) и 6) п.1 ст.13 Соглашения от 18.06.2010, рассматриваются для таможенных целей как переработанные в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования, при условии их:
- передачи для обезвреживания и (или) захоронения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (далее - организация), имеющим специальное разрешение (лицензию) на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, составляющими работами и услугами которой являются обезвреживание и (или) захоронение отходов (далее - специальное разрешение (лицензия));
- обезвреживания и (или) захоронения резидентом СЭЗ на собственных объектах обезвреживания и (или) захоронения отходов при наличии у него специального разрешения (лицензии);
- передачи организации, осуществляющей в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию отходов, для их дальнейшего использования в качестве вторичного сырья;
- использования резидентом СЭЗ на эксплуатируемом им в установленном порядке объекте по использованию отходов (часть первая подп.1.81 п.1 Указа № 262).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 августа 2018 г. подп.1.81 п.1 Указа № 262 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 22.08.2018 № 346 исключен. |
Вывоз с созданной на территории СЭЗ свободной таможенной зоны, в пределах которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, указанных выше отходов для передачи организации, осуществляющей эксплуатацию объекта по использованию отходов и (или) имеющей специальное разрешение (лицензию), осуществляется на основании письменного обращения декларанта таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенный орган с указанием в нем сведений об отходах (наименования, веса нетто) и о сроке их передачи, а также наименования юридического лица или фамилии, собственного имени, отчества (при его наличии) индивидуального предпринимателя, которые принимают отходы для их использования, обезвреживания, захоронения, с приложением заверенной декларантом копии договора между ним и указанным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. При необходимости должностное лицо таможенного органа вправе потребовать предъявить оригинал такого договора (часть четвертая подп.1.81 п.1 Указа № 262).
4. Финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке (подп.1.141 п.1 Указа № 262).
5. На территории СЭЗ может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и запретов и ограничений в отношении товаров ЕАЭС.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны - статус товаров Таможенного союза (часть первая п.2 ст.10 Соглашения от 18.06.2010).
![]() |
Справочно Свободная таможенная зона - специально выделенная территория в границах СЭЗ с сооружениями (помещениями) или без них, определенная и обустроенная в соответствии с требованиями, установленными Положением № 66, используемая резидентом СЭЗ, для которого определены пределы свободной таможенной зоны, в целях осуществления предпринимательской деятельности согласно договору об условиях деятельности в СЭЗ и инвестиционному проекту (абзац 2 п.2 Положения № 66). |
6. На территориях СЭЗ действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающийся в предоставлении резидентам особого режима налогообложения, определяемого законодательством государств - членов ЕАЭС, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства - члена ЕАЭС, условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности на территории СЭЗ.
В частности, в СЭЗ действуют:
• специальный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;
• свободные таможенные зоны;
• специальный порядок регулирования земельных отношений.
Действие специального правового режима СЭЗ имеет пределы, строго регламентированные законодательством.
В свободных экономических зонах не допускается деятельность, запрещенная на территории Республики Беларусь законодательными актами, а также деятельность, запрещенная на территории свободных (специальных, особых) экономических зон государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (часть первая ст.5 Закона о СЭЗ).
В настоящее время в Республике Беларусь шесть СЭЗ, созданных на срок по 31 декабря 2049 г.:
1) «Брест» - создана п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 № 114;
2) «Минск» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 № 93;
3) «Гомель-Ратон» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 № 93;
4) «Витебск» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 04.08.1999 № 458;
5) «Могилев» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 № 66;
6) «Гродноинвест» - создана п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.04.2002 № 208.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 августа 2018 г. Указом Президента Республики Беларусь от 22.08.2018 № 346 внесены изменения в п.1 Указа № 458, п.1 Указа № 66, п.1 Указа № 208. Изменения не повлияли на суть материала. |
7. Организации, являющиеся резидентами СЭЗ, не вправе применять УСН (подп.5.1.22 п.5 ст.286 НК).
Таблица | |||||
Преференции, предоставляемые для резидентов СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Беларусь | |||||
№ п/п | Условия ведения деятельности | Предоставленные преференции | Кому предоставлены | Установленный срок (период) действия (предоставления) | Чем регулируется предоставление преференций |
Земельные отношения | |||||
1 |
Плата за право заключения договора аренды, аренду земельных участков | Освобождение от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. | Не ограничен | Подпункт 1.13 п.1 Указа № 262 |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. |
После 1 января 2017 г. | ||||
2 |
Арендная плата за земельные участки в границах СЭЗ | Освобождение от арендной платы за земельные участки, расположенные в границах свободных экономических зон и предоставленные после регистрации в качестве резидентов СЭЗ, для строительства объектов (примечание 1) | Резидентам СЭЗ | С 1-го числа месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ, до месяца (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, для строительства которых предоставлен земельный участок, но не более 5 лет, исчисляемых с месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ | Подпункт 1.7.10 п.1 Указа № 101 |
Освобождение от арендной платы за земельные участки независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ | Резидентам СЭЗ | С 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую в соответствии со ст.326 НК распространяются особенности налогообложения в СЭЗ | Подпункт 1.7.101 п.1 Указа № 101 | ||
Запрет на повышение определенного при предоставлении в аренду размера ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ и предоставляемые в аренду их резидентам для реализации инвестиционных проектов, за исключением установленных законодательством случаев (примечание 2) | Администрациям СЭЗ | В течение всего срока реализации инвестиционного проекта | Подпункт 1.5 п.1 Указа № 101 | ||
Право уменьшать (увеличивать), но не более чем в два с половиной раза размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ (кроме случаев, указанных выше) (примечание 3) | Администрациям СЭЗ | Не ограничен | Пункт 21 Указа № 101 | ||
Налогообложение, уплата пошлин | |||||
Земельный налог | Освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в границах СЭЗ и предоставленных резидентам СЭЗ после их регистрации для строительства объектов (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, используемых не по целевому назначению, независимо от положений п.4 ст.194 НК) | Резидентам СЭЗ | С 1-го числа месяца, на который приходится дата регистрации резидента СЭЗ, по месяц (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, для строительства которых предоставлен земельный участок, но не более 5 лет, исчисляемых с месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ | Подпункт 5.1 п.5 ст.327 НК | |
Освобождение от уплаты земельного налога с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. в отношении земельных участков резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенных в границах СЭЗ (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению) независимо от положений пп.4 и 5 ст.194 НК | Резидентам СЭЗ | c 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ | Подпункт 5.2 п.5 ст.327 НК | ||
Налог на добавленную стоимость | Освобождение от налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, в отношении помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны | Резидентам СЭЗ | Не ограничен | Подпункт 1.14 п.1 Указа № 262 | |
5 |
Налог на прибыль (примечание 4) | Освобождение прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, от налога на прибыль (примечания 5 и 6) | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых до 31 декабря 2011 г. | В течение 5 лет с даты объявления резидентом СЭЗ прибыли | Пункт 3 ст.327 НК |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых после 31 декабря 2011 г. | В течение 10 календарных лет с даты объявления валовой прибыли | Пункт 31 ст.327 НК | |||
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых до 1 января 2012 г. | С 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. | Пункт 32 ст.327 НК | |||
Уменьшение на 50 % ставки налога на прибыль, установленной п.1 ст.142 НК, с уплатой налога по ставке не более чем 12 % | Резидентам СЭЗ | Абзац 2 подп.1.1 п.1 ст.327 НК | |||
Налог на недвижимость | Освобождение от налога на недвижимость: 1) по объектам налогообложения, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, приобретенным (возникшим) в течение 3 лет, начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организации в качестве резидента СЭЗ, по последний день указанного трехлетнего периода включительно, независимо от направления их использования, (кроме объектов налогообложения, взятых и (или) сданных (переданных) резидентом СЭЗ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, а также зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемых таковыми в соответствии с частью второй п.1 ст.185 НК) |
Резидентам СЭЗ, у которых не истекли 3 года с квартала, в котором организация зарегистрировалась в качестве резидента СЭЗ | В течение 3 лет, начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организации в качестве резидента СЭЗ, по последний день указанного трехлетнего периода включительно | Подпункт 4.1 п.4 ст.327 НК | |
2) по объектам налогообложения, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования | Резидентам СЭЗ | Предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ | Подпункт 4.2 п.4 ст.327 НК | ||
7 |
Государственная пошлина за выдачу специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь | Освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 г. | Не ограничен | Подпункт 8.35 п.8 ст.257 НК |
8 |
Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товара с территории свободной таможенной зоны СЭЗ (при этом не имеет значения, относятся ли данные товары к импортозамещающим товарам) | Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранного товара, помещенного под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, при его вывозе в неизменном состоянии за пределы Таможенного союза | Резидентам СЭЗ | Пункт 2 ст.17 Соглашения от 18.06.2010; ст.296 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе | |
Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе товаров Таможенного союза в неизменном состоянии, а также товаров Таможенного союза, в изготовлении (получении) которых не использовались иностранные товары, на остальную часть таможенной территории Таможенного союза (примечание 7) | Резидентам СЭЗ | Пункт 5 ст.17 Соглашения от 18.06.2010; п.1 ст.292 ТК ТС | |||
Освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, в том числе отходов, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, если такие товары не соответствуют критериям достаточной переработки (признаны иностранными товарами) в случае их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза | Резидентам СЭЗ | Пункт 7 ст.17 Соглашения от 18.06.2010; ст.296 ТК ТС | |||
Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, в том числе отходов, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру (таможенный режим) свободной таможенной зоны, если такие товары соответствуют критериям достаточной переработки (признаны товарами Таможенного союза), в случае их вывоза на остальную часть таможенной территории Таможенного союза. При этом такие товары признаются товарами Таможенного союза | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. | До 1 января 2017 г. | Пункт 8 ст.17 Соглашения от 18.06.2010; п.1 ст.292 ТК ТС | ||
Иные преференции | |||||
9 |
Обязательная продажа иностранной валюты | Освобождение от обязательной продажи иностранной валюты | Резидентам СЭЗ | Не ограничен | Подпункт 4.1 п.4 Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.07.2018 № 301) | |||||
10 |
Компенсационные посадки и выплата стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира | Освобождение от компенсационных посадок и компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира при строительстве в границах СЭЗ объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, с правом удаления, пересадки объектов растительного мира | Резидентам СЭЗ, зарегистрированным после 1 января 2012 г. | Не ограничен | Подпункт 1.12 п.1 Указа № 262 |
Резидентам СЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 г. |
После 1 января 2017 г. |
Особенности налогообложения в СЭЗ
Особенности налогообложения в СЭЗ, предусмотренные пп.4-6 (льготирование по НДС, налогу на прибыль, налогу на недвижимость) вышеприведенной таблицы, распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:
• за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ (часть первая подп.3.1 п.3 ст.326 НК);
• товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам (часть первая подп.3.3 п.3 ст.326 НК);
• товаров собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ, за пределами Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами (часть первая подп.3.4 п.3 ст.326 НК).
![]() |
Справочно Употребленные термины используются в следующих значениях: • реализация резидентом СЭЗ за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам товаров - отчуждение товаров резидентом СЭЗ иностранным юридическим и (или) физическим лицам с вывозом товаров за пределы территории Республики Беларусь; • реализация резидентом СЭЗ за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам работ (услуг) - выполнение работ, оказание услуг резидентом СЭЗ для иностранных юридических и (или) физических лиц при условии, что результаты этих работ вывозятся за пределы территории Республики Беларусь, а услуги потребляются указанными лицами за пределами территории Республики Беларусь; • реализация резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства - реализация резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства, дата которой приходится на период действия сертификата работ и услуг собственного производства, выданного в установленном порядке; • реализация резидентом СЭЗ товаров собственного производства - реализация резидентом СЭЗ товаров собственного производства, дата изготовления которых приходится на период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке. |
Для применения указанных особенностей налогообложения в СЭЗ должны выполняться условия, установленные п.4 ст.326 НК.
В то же время вышеперечисленные особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются:
• на общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, операции с ценными бумагами;
• реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;
• деятельность банков и страховых организаций (п.5 ст.326 НК).
![]() |
Обратите внимание! Особенности налогообложения в СЭЗ применяются резидентом СЭЗ не ранее чем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации его в качестве резидента СЭЗ (п.7 ст.326 НК). |
Некоторые условия предоставления резидентам СЭЗ земельных участков
Правом предоставления (изъятия) земельных участков резидентам СЭЗ, перевода земельных участков из одной категории в другую обладает администрация СЭЗ, если такие права ей делегированы соответствующим местным органом государственного управления.
При этом:
• предоставление резидентам СЭЗ на вещных правах земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах осуществляется в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность (абзац 15 части первой п.6 Указа № 667).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 марта 2018 г. в п.7 Указа № 667 перечислено, кому предоставляются земельные участки без проведения аукциона (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463). Согласно подп.7.14 п.7 Указа № 667 резидентам СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков земельные участки без проведения аукционов предоставляются для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах, парках; |
• предоставление резидентам СЭЗ земельных участков для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах этих зон в случае, если разработанным и утвержденным в установленном порядке генеральным планом СЭЗ (при размещении земельного участка в ее границах) допускается размещение испрашиваемого земельного участка для заявленных нужд, производится без предварительного согласования места размещения земельного участка для строительства объекта (подп.11.1 п.11 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом № 667);
• если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, то при предоставлении резидентам СЭЗ земельных участков в аренду плата за право заключения договоров аренды этих участков (в случае ее взимания в соответствии с законодательством) взимается на основании их кадастровой стоимости (часть пятая п.6 Указа № 667).
При предоставлении в аренду земельных участков резидентам СЭЗ для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах размер платы за право заключения договоров аренды определяется местными исполнительными комитетами на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициентов для определения размера платы за право заключения указанных договоров аренды в зависимости от срока аренды земельных участков, а также дополнительного коэффициента 0,1 (подп.2.4 п.2 постановления № 462).
Унификация законодательства о СЭЗ и предоставление преференций в рамках Евразийского экономического союза
На сегодня развитие СЭЗ Республики Беларусь осуществляется в рамках общей политики стран ЕАЭС (ранее - Таможенного союза). В связи с этим одна из основных задач законодательного регулирования деятельности в настоящее время - проведение единой согласованной политики законодательного регулирования деятельности СЭЗ в странах - членах ЕАЭС, выработка единых стандартов и правил создания и деятельности СЭЗ.
В соответствии с Соглашением от 18.06.2010 с 1 января 2017 г. отменяются таможенные льготы, ранее установленные для резидентов СЭЗ национальным законодательством. Соглашение от 18.06.2010 служит основным документом, регламентирующим вопросы развития СЭЗ в рамках ЕАЭС.
На текущий момент действие значительного числа ранее установленных национальных льгот уже не распространяется на резидентов СЭЗ Республики Беларусь, зарегистрированных с 1 января 2012 г.
При этом в Республике Беларусь за последние несколько лет проведена значительная работа по приведению национального законодательства о СЭЗ в соответствие с нормами ЕАЭС. Так, были отменены некоторые таможенные льготы для резидентов СЭЗ при поставке произведенной ими продукции на внутренний рынок ЕАЭС: резиденты СЭЗ, зарегистрированные с 1 января 2012 г., были лишены этих льгот, а резиденты, зарегистрированные до указанной даты, вправе были применять их только до 2017 года.
Примечание 1. Арендная плата взимается с арендаторов земельных участков, освобожденных от взимания арендной платы за земельный участок, при передаче ими земельных участков в субаренду.
Примечание 2. Действие льготы, предоставленной подп.1.5 п.1 Указа № 101, не распространяется на случаи:
• взимания арендной платы за вышеуказанные земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, - в 10-кратном размере;
• увеличения на коэффициент 2 размера ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства;
• увеличения по решению администраций свободных экономических зон, но не более чем в 10 раз, размера ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены.
При этом исчисляется и уплачивается арендная плата за земельные участки (части земельных участков) в увеличенном размере в соответствии с решениями администраций СЭЗ с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
Примечание 3. Пунктом 21 Указа № 101 администрациям СЭЗ предоставлено право увеличивать (уменьшать) размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ. Решения администраций СЭЗ об увеличении размера ежегодной арендной платы за земельные участки не распространяются на резидентов СЭЗ в случаях, определенных в подп.1.5 п.1 Указа № 101.
Примечание 4. Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль, и прибыль, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке, определяются в течение налогового периода нарастающим итогом как сумма прибыли и убытков, полученных с начала налогового периода от деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ. В составе прибыли, освобождаемой от налога на прибыль, и прибыли, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке, не учитываются прибыль от реализации основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и внереализационные доходы, признаваемые таковыми для целей исчисления налога на прибыль, в том числе от операций по сдаче имущества в аренду (передаче в финансовую аренду, лизинг) (п.8 ст.327 НК).
Примечание 5. Отсчет пятилетнего периода, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение освобождения от налога на прибыль, начинается с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ. Данные положения не распространяются на резидентов СЭЗ, у которых отсчет пятилетнего периода начат до 1 января 2011 г. Для указанных резидентов СЭЗ пятилетний период отсчитывается в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2011 г. Организация, к которой в соответствии с законодательством о СЭЗ в результате реорганизации перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ до истечения 5 лет с даты объявления им прибыли (п.7 ст.327 НК).
Примечание 6. Отсчет 10-летнего периода, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение освобождения от налога на прибыль, предусмотренного п.31 ст.327 НК, если иное не установлено частью второй п.71 ст.327 НК, производится с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль за отчетный период нарастающим итогом с начала налогового периода, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ.
Для организаций, у которых за 2012 и (или) 2013 годы возникла валовая прибыль нарастающим итогом с начала налогового периода, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную после регистрации этих организаций в качестве резидентов СЭЗ, отсчет 10-летнего периода производится с первого налогового периода из указанных налоговых периодов, по итогам которого возникла такая валовая прибыль.
Организация, к которой в соответствии с законодательством о СЭЗ в результате реорганизации резидента СЭЗ, зарегистрированного в качестве такового после 31 декабря 2011 г., перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль, предусмотренное п.31 ст.327 НК, с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ, до истечения 10-летнего периода, отсчет которого начат в соответствии с положениями п.71 ст.327 НК (п.71 ст.327 НК).
Примечание 7. Статус товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами, зарегистрированными до 1 января 2012 г., определяется в соответствии со ст.19 Соглашения от 18.06.2010 до 1 января 2017 г. (ст.10 Соглашения от 18.06.2010).
27.03.2017
Иван Задорожный, юрист