


Материал помещен в архив
ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК
Общие положения организации и проведения проверок
![]() |
Справочно (об авторе) Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
Проверка в рамках Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее - Указ № 510, Положение № 510), с точки зрения последовательности совершаемых действий подразделяется на три составляющие, которые называют также стадиями или этапами.
Первая - предпроверочные действия.
Состоит из таких действий, как:
• изучение законодательства;
• анализ данных о субъекте, в отношении которого будет проводиться проверка;
• планирование действий.
Вторая - проверочные действия, непосредственно нацеленные на выявление нарушений. Включает:
• действия по осмотру территории, помещений проверяемого субъекта;
• взятие объяснений с должностных и иных лиц;
• изучение документации;
• получение заключений специалистов, их объяснений и т. д.
Третья - постпроверочные действия, направленные на устранение нарушений, причин и условий, им способствующих. Включает:
• подготовку и написание акта проверки;
• применение иных правовых средств для устранения нарушений и недопущения их в будущем;
• привлечение к ответственности виновных в нарушении лиц;
• контроль за исполнением законных требований, изложенных в актах реагирования.
Наиболее часто проводятся внеплановые проверки - проверки, проводимые без их включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (основания для назначения: в мораторный период - п.5 Указа № 510, в послемораторный - п.9 Указа № 510).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения. |
В системе внеплановых проверок также выделяются:
• тематические оперативные;
• встречные;
• дополнительные;
• контрольные.
Требования, которым должны соответствовать проверки
На каждой стадии проверки действия должны соответствовать определенным требованиям. Такие требования - основополагающее начало любых действий, норма и правила поведения. Требования к проверке подразделяются на общие требования, предъявляемые к действиям на всех стадиях проверки, и требования к действиям на отдельной стадии проверки: организационные (предпроверочные) требования, требования к проверочным действиям и требования к постпроверочным действиям.
Например, на первой стадии проверки предъявляются такие требования, как требование предметности проверки и требование планирования проверки. Требование предметности должно пониматься как проведение проверки только по определенному кругу вопросов определенной отрасли права либо отдельного закона. Планирование проверки позволяет выявить потенциальные проблемы, определить предстоящие кадровые и технические затраты. Планирование дает возможность эффективно распределять работу между специалистами, участвующими в проведении проверки, а также координировать такую работу. Составляется план, из которого видно, что и как именно нужно сделать, когда, где и кто этим будет заниматься. Так, проверки, проведение которых требует согласования с Президентом Республики Беларусь, проводятся только при наличии соответствующего согласования, которое должно быть получено до начала проверки.
Процесс проведения проверки определяется с двух позиций: с позиции содержания, сущности, характера контрольной (надзорной) деятельности - как процесс познания юридически значимых фактов и обстоятельств неисполнения требований законодательства и процесс удостоверения этих знаний с помощью процедурных (формальных) действий, а также с позиции элементов (этапов процесса) доказывания - как собирание, проверка и оценка доказательств, подтверждающих факт совершения нарушения. В рамках контрольной (надзорной) деятельности сведения о фактах и обстоятельствах - это сведения, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие неисполненных требований законодательства, причины и условия совершения выявленных проверкой нарушений. Обязанность по выяснению всех существенных для принятия обоснованного решения фактов и обстоятельств возложена на проверяющих. В силу презумпции добросовестности и невиновности проверяемый субъект не обязан доказывать свою невиновность.
Действия по выяснению всех существенных для принятия обоснованного решения фактов и обстоятельств (их набор, последовательность, содержание) зависят от вида проверки и особенностей конкретного контрольного мероприятия.
Эти действия включают:
• установление наличия правовых оснований для производства контрольного мероприятия;
• выбор времени и места его осуществления;
• выбор и подготовку технических средств, необходимых для производства контрольного мероприятия;
• фиксацию их результатов в установленном порядке.
Неполное выяснение фактов и обстоятельств влечет такие правовые последствия, как внесение в акт проверки изменений и дополнений, назначение дополнительной проверки до вынесения решения (предписания) по акту проверки в рамках рассмотрения соответствующих возражений и отмена решения (предписания) с назначением дополнительной проверки после его вынесения.
Установленный Положением № 510 порядок организации и проведения проверок обеспечивает последовательную деятельность контролирующих (надзорных) органов и их должностных лиц.
Для целенаправленного отбора проверяемых субъектов контролирующие (надзорные) органы используют разнообразную информацию.
К информации из внутренних источников относится информация о проверяемых субъектах, полученная контролирующими (надзорными) органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных (надзорных) функций.
К информации из внешних источников относится информация о проверяемых субъектах, полученная контролирующими (надзорными) органами в соответствии с законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с иными государственными органами, а также иная информация, прежде всего о (об):
• регистрации субъектов хозяйствования; регистрации физических лиц по месту жительства, их рождения и смерти;
• государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
• зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах;
• операциях и счетах организаций и предпринимателей;
• оптовых покупателях (поставщиках) со значительным объемом полученных (поставленных) товаров;
• лицензиях на различные виды деятельности,
а также информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т. п.), из средств массовой информации, сети Интернет (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров юридическими и физическими лицами; публикации и т. д.) и др.
![]() |
Обратите внимание! Относимость проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска (основания назначения плановой проверки) влияет на периодичность проведения плановых проверок. |
Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждены Указом № 510.
Таким образом, назначение плановой проверки зависит от отнесения к группе риска: чем выше группа риска, тем чаще проводятся плановые проверки.
Методы и способы проведения проверки
Для организации проверки возможно использование различных методов и способов. При исследовании отдельного документа может проводиться:
формальная проверка (проведение внешнего осмотра, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок);
• арифметическая проверка (контролирует правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали);
• нормативная проверка (проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, позволяющая выявить документы, составленные с нарушением действующего законодательства, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п.).
К способам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же операцию или взаимоувязанные операции, относятся, например, встречная проверка и метод взаимного контроля.
Встречная проверка - сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Она применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах: накладных, счетов-фактур и т. п. Экземпляры документа находятся либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и то же содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров может свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.
Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет в организации построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах.
Таким образом, методы и способы осуществления проверок - контрольные (проверочные) действия и приемы, выполняемые (применяемые) проверяющими или по их поручению (указанию, требованию) иными лицами в ходе проверки в целях изучения вопросов, подлежащих проверке.
Разработаны также ведомственные нормативные правовые акты, определяющие методы и способы осуществления проверок. Например, приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 04.01.2010 № 1 утверждена Инструкция о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь; Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь принято постановление от 31.12.2009 № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами» и т. д. Большинство данных актов выделяют методы проверок:
• документальной (заключается в проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, в том числе в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, по данным первичных учетных документов, записей в учете и отчетности и др.);
• фактической (направлен на установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии);
• сплошной (предполагает (в рамках вопросов, подлежащих проверке) анализ всех подлежащих проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, в том числе изучение всех документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта);
• выборочной (проверяющим анализируется часть финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, в том числе документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта).
Так, контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг - способ контроля, выраженный в искусственном создании контролирующими (надзорными) органами ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации. Контрольная закупка может проводиться с использованием как белорусских рублей, так и иностранной валюты. Контрольная закупка осуществляется с целью проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций. Акт контрольной закупки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами уполномоченного органа, проводившими контрольную закупку, и организацией, индивидуальным предпринимателем (их представителями), физическим лицом. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 554 утверждено Положение о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.
Контрольные обмеры объемов выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат при строительстве (реконструкции) объектов - способ контроля (надзора) путем сравнения объемов и (или) стоимости фактически выполненных строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и произведенных затрат с объемами и (или) стоимостью строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и затратами, отраженными в проектной документации, договорах строительного подряда и документах (оплаченных или предъявленных к оплате), являющихся основанием для получения денежных средств. Подробнее - в Положении о порядке проведения контрольных обмеров объемов выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат при строительстве (реконструкции) объектов с привлечением кредитов банков, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.06.2013 № 469/10.
Общие положения тактического обеспечения проверок
Тактическое обеспечение проверки - система рекомендаций по применению тактических средств по исследованию доказательств в рамках проверки, касающихся организации, планирования и производства контрольных мероприятий, избрания наиболее оптимальной линии поведения для решения тактических задач и достижения целей проверки. При этом тактика определения порядка исследования доказательств состоит в том, что при определении очередности предоставления доказательств учитывают логику проведения проверки, доказательственное значение имеющихся в распоряжении фактических данных и т. п.
Тактическое решение в рамках проверки может быть определено как правомерное, обоснованное и практически оправданное действие проверяющего, предпринятое им по результатам анализа сложившейся ситуации, касающееся одного либо нескольких аспектов деятельности по исследованию доказательств и имеющее целью решение основной и (или) промежуточных задач проверки.
Цель принятия тактического решения состоит в изменении сложившейся ситуации для решения основной и (или) промежуточных задач.
Задачи тактического обеспечения проверки:
• наиболее эффективная организация деятельности по исследованию доказательств;
• рациональное построение взаимодействия проверяющих для успешного решения задач по исследованию доказательств;
• создание оптимальных условий проведения контрольных мероприятий, максимально способствующих решению их задач;
• рациональное использование времени, материальных средств и сил проверяющих;
• разработка тактических приемов проведения контрольных мероприятий и т. д.
Общие правила проведения контрольных мероприятий приведены в Положении № 510. В каждом конкретном случае их объем устанавливается индивидуально.
По общему правилу, подготовка контрольного мероприятия включает достаточно сложный комплекс мер. В него могут входить:
• определение цели и задач действия;
• определение места, даты, времени суток и наиболее целесообразного с тактической точки зрения момента начала производства действия;
• подбор и изучение необходимых материалов;
• анализ сведений о предполагаемом объекте тактического воздействия (лице, подлежащем опросу, территории, которую необходимо осмотреть, и т. д.), принятие мер по сбору недостающих данных;
• изучение необходимого нормативного материала, методических рекомендаций по производству данного вида действий;
• рассмотрение вопроса о круге участников действия и обеспечение их участия (привлечение необходимых специалистов и т. д.);
• разработка возможных вариантов развития ситуации во время производства действия и адекватных мер реагирования;
• принятие мер по надлежащему техническому обеспечению действия (специальной техникой, средствами связи, транспортом и т. д.);
• определение тактической линии поведения при производстве действия, системы методов и приемов решения намеченных задач;
• разработка и обеспечение соответствующими организационными, кадровыми и иными мерами плана (чаще нескольких вариантов плана) мероприятий неотложного характера, обусловленного ожидаемыми результатами подготавливаемого действия в целях продуктивной и своевременной их реализации.
Для успешной подготовки и производства намеченного действия важно четкое уяснение его цели, определение цели и последовательности решения обусловленных целью задач. Одни действия производят для отыскания объектов, являющихся носителями интересующей информации (человека, предмета, следов, отпечатков, орудия правонарушения и т. д.). Основными задачами, которые решаются при этом, являются обнаружение искомого объекта (объектов), протокольная, техническая (например, с помощью видеозаписи, фотосъемки) фиксация способа и места обнаружения объекта, его признаков, изъятие и обеспечение сохранности объекта. Другие действия производят в целях исследования обнаруженных объектов, получения содержащейся в них доказательственной и ориентирующей информации. Наряду с этим действия производятся для проверки, конкретизации, уточнения, дополнения собранной ранее информации. Процесс овладения искомой информацией в таких случаях неразрывен с решением других задач: с протокольной и технической фиксацией, удостоверением полученной информации, процедуры условий и способов ее получения, а также с анализом и использованием собранной информации в рамках производимого действия по мере ее получения.
Однако независимо от того, имеет ли действие преимущественно поисковую и познавательную направленность, связано ли оно с проверкой версии или с развитием достоверного знания, какой - вербальный (словесный, речевой) или невербальный - способ собирания и использования информации для него определяющий, во всех случаях непосредственное проведение контрольного мероприятия складывается из трех этапов:
1) начального (ознакомительно-ориентирующего) - осуществляемая на начальном этапе деятельность рассчитана на получение информации, дающей общее представление о месте, сфере поиска, изучаемой обстановке, следах, условиях, в которых предстоит действовать. Получение информации позволяет сориентироваться в реальной ситуации, уточнить, конкретизировать намеченную программу деятельности, принять меры, которые не были в ней заложены в рамках предыдущих подготовительных мероприятий;
2) промежуточного, или основного (непосредственного контактного или бесконтактного взаимодействия с объектом) - предметная реализация при этом целей действия осуществляется на основе тщательной проверки версий, мысленных моделей в условиях непосредственного контакта с объектом (обстановкой, предметом, человеком и т. д.). Информационное взаимодействие с объектами осуществляется на основе применения вербальных, инструментальных и экспериментальных общих, отраслевых и специальных методов и приемов познания (анализа, измерения, наблюдения, сравнения, аналогии, идентификации, моделирования и т. д.) логической, психологической, физической и иной природы;
3) заключительного (анализа и оценки достигнутых результатов, упаковки изъятых объектов, завершения процессуального оформления и т. д.) - на данном этапе осуществляются систематизация и оценка собранной информации, анализ хода и результатов проделанной работы, выполняются необходимые завершающие процессуальные и удостоверительные действия. При этом необходимо отметить, что фиксация осуществляется на протяжении всего цикла процессуального действия, начиная со стадии ориентирующего исследования. Прежде всего для этого применяются фото-, кино-, видеозаписывающие средства, фиксирующие обстановку до того, как действие приобрело динамический характер. Фиксируются также моменты начала и завершения действия, его ход, промежуточные и конечные результаты. Наряду с основной формой документальной фиксации (протоколом) применяются вспомогательные и дополнительные приемы (например, путем занесения записей в блокнот, составления схем, рисунков).
Таким образом, тактическая модель контрольного мероприятия складывается из комплекса последовательно реализуемых операций:
• построение мысленной модели сложившейся ситуации, определение на основе изучения данной модели проблем, требующих разрешения;
• принятие решения о проведении контрольного мероприятия;
• определение цели, задач, построения плана производства данного действия;
• разработка и реализация программы организационного, информационного, кадрового, технического, оперативного и иного обеспечения;
• поэтапная реализация плана (модели);
• подведение итогов построения, анализа и оценка мысленной модели ситуации, сложившейся с учетом этих итогов, и принятие решения о дальнейших шагах.
Тактический потенциал контрольного мероприятия - это прежде всего система приемов, которыми располагает и оперирует проверяющий.
Тактические приемы проведения проверок позволяют правильно спланировать проведение контрольного мероприятия, определить последовательность действий, распределить участников с учетом их функций и с максимальной тактической выгодой повысить результативность мероприятия и проверки в целом.
К тактическим можно отнести следующие приемы:
• раздельное взятие объяснений у представителей юридических лиц, иных лиц, располагающих сведениями о деятельности проверяемого субъекта, вызванных и явившихся в контролирующий (надзорный) орган;
• соблюдение выработанной (установленной в программе) последовательности действий при проведении проверки с учетом особенностей личности, самой обстановки и иных обстоятельств, которые могут повлиять на процедуру и результат проверочных мероприятий;
• сравнение объяснений с учетом обстоятельств совершения правонарушения с ранее собранными доказательствами;
• детализация отдельных проверяемых фактов;
• сочетание проверки объяснений с осмотром мест и предметов.
Существуют критерии допустимости тактического приема, поскольку далеко не всякий способ решения поставленных задач может рассматриваться как правомерный. Тактический прием должен соответствовать нормам закона, не противоречить этическим нормам и правилам, его применение не должно причинять вред иным охраняемым законом отношениям.
Не допускаются приемы, основанные на лжи, фальсификациях, унижении чести и достоинства людей, нарушениях их законных прав, провокациях, слабостях и негативных чертах личности.
Под тактической комбинацией в рамках проверки понимается определенное сочетание тактических приемов одного или нескольких контрольных мероприятий, применяемое для решения связанной с исследованием доказательств конкретной тактической задачи в сложившейся ситуации. В ходе проверки могут применяться простые тактические комбинации, представляющие собой сочетание тактических приемов одного действия, и сложные тактические комбинации в виде определенного сочетания действий.
Тактическая операция в рамках проверки представляет собой форму организации процесса исследования доказательств, включающую комплекс согласованно проводимых проверяющими действий, а также соответствующих им тактических приемов и их комбинаций, объединенных решением сложной тактической задачи. Тактические операции требуют тщательной подготовки, глубокого анализа ситуации, четкого распределения обязанностей, строгого порядка ее проведения, соблюдения последовательности действий. В этой связи должен составляться план предстоящей тактической операции. После согласования с уполномоченными лицами он может подвергаться корректировке. Начальный этап конкретной тактической операции - это постановка и формулирование цели ее проведения, затем разрабатывается модель ее проведения, определяется состав ее участников, прогнозируется ее возможный результат. Затем осуществляются подготовка к тактической операции, сбор дополнительных сведений и информирование заинтересованных лиц. После этого следует собственно проведение тактической операции. На конечном этапе тактической операции имеет место фиксирование ее результатов. Тактические операции могут быть краткосрочными и длительными, различаться по целям и задачам.
Тактика проведения опросов (получения объяснений)
Опрос - одно из самых распространенных действий в рамках проверки. Опрос представляет собой способ собирания и проверки доказательственной и ориентирующей информации, которую проверяющий получает от опрашиваемого лица в диалоговом режиме с помощью речевых и неречевых (жестов, мимики и т. п.) коммуникаций.
Проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта, его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства. Данные объяснения прилагаются к акту проверки (п.72 Положения № 510).
Тактика проведения опроса строится на основе данных психологии мышления, формирования образа, коммуникативных отношений, личности и др. Поэтому применительно к проверке разработка тактических приемов необходима для:
• осуществления подготовительных действий для предстоящего опроса;
• установления психологического контакта с опрашиваемым лицом;
• своевременного включения в опрос, проводимый иными опрашивающими лицами;
• правильной постановки вопросов опрашиваемому;
• оказания помощи опрашиваемому в даче полных и правдивых объяснений;
• эффективного использования различных видов опроса;
• анализа и оценки объяснений опрашиваемого;
• распознавания намеренного искажения и лжи со стороны опрашиваемого.
Особенность опроса и в том, что опрос отдельного лица - элемент развертывающейся в рамках проверки целостной картины доказывания с помощью других опросов и иных средств доказывания. Это означает, что по ходу проверки приходится корректировать ранее намеченный план, перестраивать его и уточнять. Следовательно, подготовка к опросу носит динамический характер: в мысленный или письменный план опроса вносятся изменения; информация, полученная при опросе одного опрашиваемого, вызывает новые вопросы к другим, может потребоваться дополнительный или повторный опрос и т. п. Поэтому заранее следует планировать лишь наиболее важные вопросы, которые можно предвидеть, а также такие, для которых особое значение имеет их цель, очередность, связь с предыдущими и последующими вопросами.
Тактика опроса должна включать средства, способствующие получению полных и правдивых объяснений, направленных на оказание помощи добросовестному опрашиваемому, выявление искажений и лжи в показаниях недобросовестного лица. Причины неполноты, неточности, противоречий в показаниях опрашиваемых могут носить естественный характер. Наиболее типичные из них - отсутствие внимания, интереса к обстоятельствам, оказавшимся предметом опроса, физические и физиологические ограничения восприятия и запоминания опрашиваемого лица.
![]() |
Обратите внимание! В целях получения полных и правдивых объяснений разработаны различные приемы опроса: повторный, перекрестный, шахматный. |
Перекрестный опрос - средство получения полных объяснений, устранения противоречий в объяснениях как одного лица, так и разных лиц, выявления недобросовестной, искаженной информации. Шахматный опрос предполагает в рамках опроса одного лица обращаться попутно с вопросами к другим лицам по тем обстоятельствам и фактам, о которых идет речь в данный момент в основном опросе, либо, прервав опрос первого лица, опросить другое, после чего закончить опрос первого.
Объекты наблюдения во время опроса:
• опрашиваемое лицо (его внешность, одежда; речь (темп, тембр));
• жесты и мимика;
• общее поведение;
• реакции на коммуникативные средства и реакции иных лиц во время опроса.
Наблюдение за опрашиваемым лицом является важным источником информации для учета личностных свойств опрашиваемого при установлении психологического контакта, постановке вопросов, выборе наиболее подходящих тактических средств для ведения опроса и оценки его результатов.
Признаки лжи в смысловом содержательном компоненте:
• противоречивость, несогласованность различных частей объяснения между собой;
• неподтвержденность полностью или частично другими доказательствами;
• изменение объяснений;
• разная степень подробности объяснений относительно фактов, которые, судя по материалам проверки, должны быть хорошо известны опрашиваемому.
Признаки речевого характера и сопутствующие им: запутанность, сумбурность изложения; заученность объяснений; неуверенность или, напротив, подчеркнутая уверенность (громкая четкая речь); эмоциональная напряженность в голосе, мимике, жестах, поведении или, напротив, демонстративная раскованность. Противоречивость, несогласованность различных фрагментов объяснений опрашиваемого между собой и часто сопутствующая им нечеткость, сумбурность изложения, как правило, результат:
• незнания фактов, о которых говорит опрашиваемый;
• стремления скрыть важные факты;
• стремления подменить действительную ситуацию вымышленной.
Чаще всего лицу не удается продумать все детали ситуации - предмета опроса. Поэтому противоречивость, несогласованность между фрагментами объяснений отчетливо выступает при ответах на вопросы, требующих уточнения, конкретизации, сопоставления фактов, действий во времени и пространстве. В ходе опроса также необходимо выяснить, могли ли подобные факты существовать одновременно и в связи между собой. Нечеткость, запутанность, противоречивость объяснений проявляются в неоднозначности ответов, их неопределенности. Частое свидетельство недобросовестности - противоречивость объяснений другим доказательствам: объяснениям иных лиц, результатам осмотра, заключениям экспертов. При противоречивости объяснений необходимо использовать такой тактический прием, как комментирование. Опрашиваемому предлагается прокомментировать объяснения другого лица или заключение эксперта.
Подготовка к опросу предполагает:
• определение круга лиц, подлежащих опросу, и принятие решения о вызове конкретного лица, который должен быть опрошен первым;
• определение способа вызова лица на опрос (письменной повесткой, по телефону и т. д.) и реализацию избранного способа;
• изучение личности того, кого предполагается опросить, материалов дела, определение предмета опроса, круга вопросов, подлежащих выяснению, очередности постановки вопросов;
• разработку мысленной модели процедуры (технологии) опроса, определение линии своего поведения, приемов опроса с учетом прогноза развития ситуации во время опроса;
• составление плана опроса, отражающего его задачи, вопросы, подлежащие решению, время начала опроса и другие его моменты (план может быть зафиксирован на бумаге);
• обеспечение предстоящего опроса необходимыми техническими средствами и материалами фиксации его хода и результатов, воспроизведения определенной информации;
• отбор нормативных документов, вещественных доказательств, иных материалов и объектов, необходимых для опроса;
• определение и надлежащую организацию рабочего места (устранение по возможности отвлекающих источников шума, удаление из помещения посторонних лиц и т. д.);
• обеспечение явки лиц, чье участие в опросе необходимо.
На основании подготовительных действий уточняется круг опрашиваемых лиц и предмет опроса каждого из них. В этой связи подготовка к опросу включает определение содержания объяснения; вопросов после дачи объяснений; тактических средств, которые целесообразно использовать при опросе; подбор доказательств и уточнение момента их предъявления во время дачи объяснений. Тактическими средствами или, вернее, тактическими приемами в процессе опроса могут быть: предложение опрашиваемому лицу остановиться на каких-то определенных моментах, относящихся к предмету опроса; разъяснение того, что непонятно опрашиваемому лицу в связи с его объяснениями; замечания или комментарии по ходу опроса; реплики; обобщение, подведение итогов опроса.
Изучение личности опрашиваемого направлено на определение наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом и на построение моделей наиболее вероятностного его поведения на опросе. Планируя преодоление возможного противодействия, необходимо учитывать такие личностные особенности опрашиваемого, как рефлексивность, гибкость или застойность его мышления, а также качества характера, агрессивность, конфликтность поведения, устойчивость или неустойчивость к стрессорам, к неожиданно возникшим сложным обстоятельствам. Поскольку исходные данные о личности опрашиваемого часто бывают очень скудными, возможно построение нескольких наиболее вероятностных моделей поведения подлежащего опросу лица и вариантов тактики его опроса.
Подготовка к опросу, его планирование - это моделирование предстоящей деятельности, формирование ее ориентировочной основы. Готовясь к опросу, необходимо предвидеть, что может нарушить процесс общения. Поэтому рекомендуется заранее сделать закладки на нужных страницах материалов проверки, выписать необходимые фактические данные, подготовить соответствующие схемы, фотографии, вещественные доказательства, выстроить их в определенной последовательности и т. д. В процессе подготовки к опросу решается и такая тактически значимая задача, как время и место его проведения, а также последовательность опроса различных лиц. Большое значение для результативности опроса имеют внешние условия, обстановка общения. Выбор места проведения опроса - один из существенных тактических факторов. Соответственно подготовка опроса завершается составлением его плана. План может быть развернутым или кратким, письменным или зафиксированным только мысленно, но он должен содержать систему вопросов, обусловленных общими задачами. Успех в работе с опрашиваемым во многом зависит от умения формулировать вопросы и тактически грамотно пользоваться этим средством получения информации. Определение вопросов, последовательности их постановки, разработка формулировок вопросов, подлежащих занесению в протокол опроса, - все это важные задачи, которые необходимо решить при подготовке к опросу. При этом целесообразно исходить из понимания того, что и первоначальные, и промежуточные, и заключительные вопросы должны быть адресными, лаконичными, корректными. Формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, конкретной, понятной носителю информации. В вопросе не должны содержаться подсказка, элементы навязывания своего мнения. Нельзя задавать наводящие вопросы. Содержание вопроса не должно давать повод для предположительного ответа. Планируемые к постановке на опросе вопросы должны отвечать следующим требованиям: быть понятными для опрашиваемого, конкретными и в то же время стимулирующими развернутый ответ, не содержать тактически проигрышную информацию.
Сведения, сообщаемые опрашиваемым, могут касаться всего комплекса или отдельных элементов перечисленного ниже:
• личности, образа жизни, связей и отношений самого опрашиваемого (анкетных данных; профессии; интересов и увлечений, черт характера, вредных привычек; источника доходов; уровня благосостояния; отношения к правоохранительной системе, историческим и культурным ценностям; образовательного уровня; характеристики лиц из числа ближайшего окружения; состояния физического и психического здоровья и т. д.);
• предметов, документов и других материально зафиксированных объектов, имеющих значение;
• участников (их роли, целей) и обстоятельств (времени, места, характера, содержания и др.) каких-либо событий, процессов, явлений, имевших место до и после происшествия либо протекавших параллельно ему, и т. д.;
• участников, механизма развития и других причин обстоятельств деяния, его общественно опасных последствий, очевидцев содеянного и его материально фиксированных отображений;
• обстановки (социальных, экономических, природно-климатических и других факторов), на фоне и (или) под воздействием которой протекало деяние и наступили его общественно опасные последствия;
• условий восприятия исследуемого события, состояния своего психического и физического здоровья в этот момент, факторов, оказывавших воздействие на степень адекватности восприятия происшедшего;
• источников информации об объекте, который опрашиваемым непосредственно не воспринимался.
В начальной стадии опроса диагностируются психическое состояние опрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта. Действия, предшествующие получению объяснений, - удостоверение личности опрашиваемого, разъяснение ему его прав и обязанностей - имеют свою задачу: они вводят опрашиваемое лицо в процесс официального общения. При разъяснении прав и обязанностей опрашиваемого, выяснении его взаимоотношений с другими лицами делаются первые предварительные выводы о поведенческих особенностях опрашиваемого, его позиции в отношении события и причастных к этому лиц. На этой стадии опроса важно предупредить возможное нежелания лица давать правдивые объяснения, акцентировав внимание на положительных качествах личности опрашиваемого.
Основные задачи на детализирующей стадии опроса:
• восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенных высказываний, выяснение противоречий;
• оказание мнемической помощи опрашиваемому с целью более полного воспроизведения им отдельных эпизодов события, устранения противоречий;
• получение контрольных данных для оценки и проверки объяснений;
• диагностика причин умалчивания опрашиваемого об отдельных обстоятельствах события, содействие в преодолении барьеров умолчания, нейтрализация мотивов умолчания;
• диагностика и изобличение ложных показаний;
• оказание правомерного психологического воздействия на опрашиваемое лицо с целью получения правдивых объяснений.
При этом, намечая линию опроса - систему узловых вопросов, необходимо уяснить и по возможности хронологически систематизировать совокупность исходных данных.
В ходе опроса недопустимо ослабление внимания к мелочам, отдельным, незначительным на первый взгляд деталям, попутным замечаниям, неконтролируемым оговоркам, так как нельзя заранее знать, что в деле окажется главным или второстепенным, а также к умолчаниям, уходу от темы, нарушениям последовательности в изложении событий.
Показания, касающиеся количества объектов, их размеров, цвета, формы, взаиморасположения, требуют тщательной перепроверки. При этом следует учитывать возможные эффекты иллюзий, взаимовлияния цветов и психологию восприятия. Необходимо точно устанавливать местоположение очевидца события, физические условия восприятия, индивидуальные особенности оценочных критериев, включенность наблюдателя в определенную деятельность. Эффективность тактического приема зависит от того, насколько он нейтрализует противодействие. Если противодействующее лицо навязывает быстрый темп опроса, тактически целесообразно его замедлить и, наоборот, ускорить, если замедленный темп может дать преимущество противодействующему лицу.
Порядок предъявления доказательств при опросе
Большое значение для эффективности психологического воздействия имеет система предъявления доказательств. Существуют различные тактические приемы предъявления доказательств.
К ним, в частности, относятся:
• раздельное предъявление различных доказательств в той или иной последовательности;
• одновременное предъявление всего комплекса имеющихся доказательств;
• неожиданное предъявление доказательства либо предъявление доказательства после беседы по его поводу;
• предъявление доказательств по нарастающей их весомости;
• предъявление комплекса доказательств после предварительного информирования о наличии доказательств, их перечисления с указанием источников их происхождения (либо без указания);
• предъявление доказательства как бы ненамеренно, между делом;
• возможность дать лицу, являющемуся носителем информации, изучить доказательство и оценить степень его значимости;
• фиксирование внимания на отдельных сторонах, признаках доказательства;
• сопровождение процесса предъявления доказательства пояснением условий, механизма образования, обстоятельств его обнаружения;
• предъявление вещественного доказательства с демонстрацией возможности технических средств по выявлению и расшифровке скрытой информации, содержащейся в этом источнике.
Система вопросов - тактическое средство правомерного психического воздействия на опрашиваемое лицо. Психическое воздействие оказывает не только содержание, но и последовательность вопросов, активизируя опрашиваемого.
Эти вопросы должны отвечать следующим требованиям:
• смысловая однозначность;
• простота конструкции, лаконичность;
• отнесенность к предмету опроса;
• системность, то есть соотнесенность с логическими этапами решения познавательной задачи;
• отсутствие наводящего воздействия.
По степени внушающего воздействия вопросы можно разделить на следующие группы:
• нейтральные - формулировка ответов на них полностью зависит от инициативы опрашиваемого лица;
• разделительные («или-или»);
• альтернативные, требующие положительного или отрицательного подтверждения;
• предоставляющие право выбора между двумя ответами, но положительный выбор на один из них соответствует ожиданию спрашивающего;
• направленные на прямое внушение;
• несущие ложное содержание, рассчитанные на эффект так называемой ловушки.
Задавая вопрос, необходимо предвидеть возможные ответы на него и планировать соответствующие вопросы по этим ответам. Для получения полного и объективного ответа на поставленный вопрос очень важно, чтобы он был правильно сформулирован как по существу, так и по форме и своевременно задан. Вопросы необходимо формулировать по делу, четко, кратко и понятно, корректным тоном. Точность и краткость формулировки вопросов при условии знания дела в деталях составляют обязательное условие эффективности опроса.
Вопросы должны задаваться в определенной последовательности: к выяснению очередного вопроса можно приступать лишь после того, как до конца выяснен предыдущий. Рекомендуется, чтобы каждый задаваемый вопрос касался одного какого-либо факта или элемента. Иначе опрашивающий может получить ответ не на все интересующие его вопросы.
Дополнительные вопросы направлены на выяснение пробелов в объяснениях. Восполнение этих пробелов должно быть существенным, так как они касаются фактов, связанных с предметом разбирательства. Уточняющие вопросы направлены на повышение, усиление определенности приводимых фактов, задаются они для более полного и точного выяснения доказываемых обстоятельств. Напоминающие вопросы необходимы тогда, когда опрашиваемый затрудняется вспомнить относимые к делу обстоятельства. Контрольные вопросы - это чаще всего конкретизирующие, детализирующие даваемые объяснения и показания. Они позволяют проверить, насколько достоверны сведения, сообщаемые опрашиваемым лицом. Изобличающие вопросы направлены на изобличение правонарушителя, выявляют недобросовестность опрашиваемого при даче объяснений. Такие вопросы чаще всего задаются при противоречиях в показаниях опрашиваемого, несоответствии их показаниям иных лиц и другим доказательствам.
На заключительной стадии опроса необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Требования к содержанию протокола опроса закреплены в локальных актах контролирующих (надзорных) органов.
Протокол опроса начинается с указания места и даты опроса (год, месяц, число), времени его начала и окончания (часы и минуты). Если опрос прерывался, указывается причина перерыва, время возобновления опроса. Указывается, кто вел опрос, фамилии, должности, а в необходимых случаях и адреса других лиц, участвовавших в опросе.
Формулировки вопросов и ответы записываются и сразу же удостоверяются подписью опрашиваемого, когда это необходимо для фиксирования изменений позиции опрашиваемого; условий, в которых опрашиваемый вспоминал существенную деталь; для сопоставления объяснений с другими доказательствами.
В протокол должны быть включены и те вопросы, на которые отказался отвечать опрашиваемый, с указанием мотивов отказа. Объяснения опрашиваемого записываются от первого лица и по возможности дословно, причем вопрос и ответ в той последовательности, которая имела место в ходе опроса. Установленные требования записывать объяснения опрашиваемого от первого лица и по возможности дословно обусловлены необходимостью точно воспроизводить присущие опрашиваемому особенности его лексикона и речи.
Протокол опроса может быть написан от руки, напечатан на пишущей машинке или компьютере. Наряду с чертежами, схемами, рисунками, диаграммами, если они были изготовлены в ходе опроса, к протоколу приобщаются результаты применения технических средств фиксирования хода опроса. Собственноручная запись объяснений может производиться непосредственно после дачи устных объяснений. В протоколе указывается, что она произведена по просьбе опрашиваемого и что ему были разъяснены права и обязанности. Дополнения, вносимые в протокол, представляют по существу фиксирование дополнительных объяснений. Поэтому после их записи протокол вновь подписывается всеми участниками.
Осмотр - самостоятельное контрольное мероприятие, которое состоит в непосредственном визуальном обследовании с помощью всех органов чувств соответствующих объектов в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для проверки.
Требования к проведению осмотра содержатся в п.39 Положения № 510.
Основаниями для осмотра служат обоснованные предположения лица о возможности в процессе его проведения получить фактические данные, подтверждающие или опровергающие наличие признаков правонарушения; данные о том, что тот или иной материально зафиксированный объект (группа объектов) может иметь (имеет) отношение к правонарушению и содержать доказательственную и полезную ориентирующую информацию.
Цели осмотра:
• обнаружение следов правонарушения;
• фиксирование (отражение) всех действий участников осмотра и всего обнаруженного в той последовательности и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра;
• перечисление и подробное описание всех материальных объектов, изымаемых при производстве осмотра;
• принятие мер, обеспечивающих сохранность всех материальных объектов, изъятых в ходе осмотра.
Соответственно в ходе осмотра проверяющий решает общую и частную задачи. Общая задача осмотра - получение фактических данных об обстоятельствах происшедшего события, объектах и лицах, имеющих к нему отношение, их связях и взаимодействиях. К частным задачам относятся обнаружение следов, которые могли остаться после происшедшего события, определение объектов, подлежащих изъятию, и др.
В ходе осмотра осуществляется сопоставление наличия основных средств, оборудования, товарно-материальных ценностей, фактического выполнения работ, услуг с документальными данными, представляемыми проверяемым субъектом проверяющим.
Объектами осмотра могут быть производственные, торговые, складские и подсобные помещения (собственные и арендованные), используемые для проведения работ (оказания услуг), для хранения товарно-материальных ценностей, кабинеты, рабочие места должностных лиц и иные территории проверяемого субъекта. В случае обнаружения в обследуемом помещении товарно-материальных ценностей, не отраженных в бухгалтерском учете (учете доходов и расходов) проверяемого субъекта, проверяющий вправе опечатать помещение и потребовать от руководителя проверяемого субъекта проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей либо произвести их изъятие.
Технологическая модель осмотра представляет собой динамично развивающуюся систему, элементами которой служат следующие последовательно реализуемые на практике решения и действия:
• построение, анализ, оценка мысленной модели сложившейся ситуации, определение на основе результатов изучения данной модели проблемы (проблем), требующей(их) разрешения путем производства осмотра;
• принятие решения о производстве осмотра;
• определение цели, задач, построение плана производства предстоящего осмотра;
• разработка и реализация программы организационного, информационного, технического, иного обеспечения планируемого осмотра;
• вступление в допредметное информационное взаимодействие с объектом (объектами) осмотра, но до начала самого процесса производства осмотра (стадия общеориентирующего исследования по месту нахождения объекта в целях корректировки намеченного плана, уточнения задач, получения ориентирующей информации, расстановки сил и т. д.);
• реализация намеченного плана в ходе предметного информационного взаимодействия субъекта (субъектов) и объекта (объектов) осмотра - этап производства данного действия;
• заключительный (постпредметный) этап деятельности по месту нахождения объекта осмотра (подведение итогов проделанной работы, оформление необходимых документов, упаковка и удостоверение изымаемых предметов и т. д.).
По последовательности проведения осмотр подразделяется на первичный и повторный. Повторный осмотр проводится в тех случаях, когда первоначальный осмотр:
• происходил в неблагоприятных условиях (в дождь, ночью и т. д.), в связи с чем важные для установления истины следы, предметы, признаки могли быть не обнаружены;
• был проведен по каким-либо причинам недоброкачественно, а именно: не исследовались существенные для дела обстоятельства; не привлекались лица, специальные познания которых были необходимы, и т. д.
Осмотр классифицируется также на основной и дополнительный. Дополнительный производится в тех случаях, когда устанавливается, что отдельные части, элементы, стороны объекта были вовсе не осмотрены или осмотрены недостаточно тщательно.
Осмотр проходит четыре стадии:
1) стадию первоначальных действий;
2) обзорную стадию;
3) детальную стадию;
4) заключительную стадию.
Подготовка осмотра предполагает систему организационных мероприятий, выполняемых с целью реализации принятого решения о производстве данного действия. В эту систему входят следующие мероприятия:
• сбор ориентирующей информации;
• подготовка технических и иных средств;
• определение участников;
• инструктаж участников;
• иные мероприятия.
Обязательными участниками являются понятые.
Обзорная стадия начинается с ориентирования на месте и предварительного обследования помещения или участка местности. По ходу предварительного обследования корректируется подготовительный план (если такового нет, намечается план и составляется схема очередности поисковых работ). Решаются вопросы об использовании технических средств. В зависимости от количества участников применяется одиночный или групповой поиск. При совместных поисках работа ведется поисковой группой в одном месте и при одних понятых. Ведение поиска порознь проводится при широком фронте работ, несколькими поисковыми группами, в каждой из которых имеются свои понятые. Определяются исходная точка и способ осмотра.
Практика выработала следующие приемы осмотра:
1) по направлению и последовательности исследования - встречное одновременное; параллельное одновременное; плановое исследование (разбитие площадей по квадратам-участкам); последовательное исследование (по часовой стрелке или против часовой стрелки);
2) по охвату объектов - сплошное и выборочное (частичное) обследование.
Поисковая стадия состоит в детальном обследовании объекта. Первоначальное обследование объектов без нарушения их цельности предпочтительно производить путем сравнения аналогичных объектов, посредством взвешивания и измерения, прощупывания, просмотра на просвет и т. д. При наличии достаточных оснований допустимо обследование объектов с разрушением отдельных частей (отклейка обоев, взлом стены, снятие обивки и т. п.). После завершения все обнаруженные объекты, подлежащие изъятию, подробно описываются с указанием их количества, веса, объема, материала, других общих и индивидуализирующих признаков.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с п.39 Положения № 510 осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, - в присутствии материально ответственного лица. |
Проверяющие обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр проводился в присутствии указанных лиц. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении осмотра, также подписывают документы, составленные по его результатам.
Осмотр предметов производится в следующем порядке. Вначале изучается общий вид предмета. При этом участвующие в осмотре лица могут дать пояснения о назначении и правилах пользования осматриваемым предметом, если это имеет значение для результатов проверки. В необходимых случаях выясняется объем, размер и другие данные, характеризующие осматриваемый предмет. Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его дефекты и признаки, указывающие на связь осматриваемого предмета с исследуемым событием. Непосредственными объектами осмотра могут быть, например, отдельные компьютеры, не являющиеся составной частью локальных или глобальных сетей; рабочие станции (компьютеры), входящие в сеть; сервер; принтеры; модемы; сканеры и пр.
При осмотре работающего компьютера с участием специалиста следует:
• установить, какая программа выполняется, для чего осмотреть изображение на экране дисплея и детально описать его (проще произвести фотографирование или видеозапись);
• по мере необходимости остановить исполнение программы и установить, какая информация получена после окончания ее работы; определить и восстановить наименование вызывавшейся последний раз программы;
• установить наличие в компьютере накопителей информации, их тип (вид) и количество;
• скопировать информацию (программы, файлы данных), имеющуюся в компьютере.
Если компьютер подключен к локальной сети, то необходимо: установить количество подключенных к серверу рабочих станций или компьютеров, вид связи сети; по возможности организовать параллельный осмотр включенных в локальную сеть рабочих станций и компьютеров (по вышеизложенной схеме осмотра работающего компьютера). Если же такая возможность отсутствует, то надо обеспечить их остановку и далее производить осмотр в режиме неработающего компьютера. При осмотре неработающего компьютера требуется:
• определить местонахождение компьютера и его периферийных устройств (печатающего устройства, дисплея, клавиатуры, дисководов и пр.) с обязательным указанием в протоколе наименования, номера, модели, формы, цвета каждого из них;
• установить порядок соединения между собой вышеуказанных устройств, количество соединительных разъемов, их спецификации, виды проводов и кабелей, их цвет и количество;
• выяснить, подключен ли данный компьютер в сеть, и если да, то в какую именно и каковы способ и средства его подключения;
• проверить красящую ленту матричного принтера, на которой могут быть обнаружены следы текста.
Осмотр съемных носителей информации проводится с целью установления содержания самой компьютерной информации и обнаружения внешних следов, в том числе пальцев рук. Последние могут быть выявлены на упаковках и местах хранения машинной информации. Осмотру подлежат: жесткие магнитные диски (винчестеры), оптические диски, оперативные запоминающие устройства, постоянно запоминающие устройства, виртуальные диски, бумажные носители информации (листинги, журналы и иные документы, составляемые с помощью ЭВМ). В протоколе осмотра указываются: место обнаружения каждого носителя информации (стол, шкаф, сейф), температура воздуха, при которой он хранился; характер его упаковки, надписи на упаковке, наклейки на носителях информации с соответствующими пометками, цвет материала упаковки и наклейки, наличие штрихового кода и прочие особенности; тип и размер носителя; характерные признаки на машинных носителях (царапины, иные повреждения, гравировки и пр.); тип компьютера, для которого предназначен обнаруженный носитель (его марка, фирма-изготовитель). Обращаться с магнитными носителями информации следует осторожно: не подвергать электромагнитному воздействию, не сгибать диски, не хранить их без специальной упаковки, не допускать резких перепадов температуры при хранении и транспортировке. Сменные носители компьютерной информации должны быть упакованы каждый в свой конверт (бумажный, пластмассовый или полиэтиленовый).
Осмотр документов проводится с целью получения сведений, имеющих значение для результатов проверки, а также установления тех или иных данных для последующего их сопоставления со сведениями, содержащимися в других документах. Могут быть выделены три основных признака, присущих документу:
1) наличие информации (сведений), носитель которой известен и которая может быть проверена;
2) способность документа удерживать эту информацию;
3) содержание официального документа, исходящего от должностного лица, должно подтверждать или удостоверять изложенные в нем обстоятельства или факты, имеющие значение для результатов проверки, соответствовать его компетенции и обладать необходимыми реквизитами (дата и место составления, регистрации документа, фамилия должностного лица, его составившего, необходимые подписи, штампы или печати и т. д.), позволяющими проверять информацию. При этом должен быть соблюден установленный законом процессуальный порядок получения документа.
Тактика исследования документа следующая:
• анализируются форма и реквизиты документов (изучается общее состояние лицевой и оборотной стороны документа на предмет наличия обязательных реквизитов (исследуется их содержание), помарок, повреждений, зачеркиваний и других следов, которые могут иметь значение для дела);
• изучается логическое и техническое содержание текста (исследуется текст документа - наименование документа; кому, когда, кем, где и для какой цели был выдан, дата его подписи);
• регистрационные данные, причем выясняется, согласуются ли реквизиты документа с целевым назначением и содержанием;
• выявляются противоречия, и при необходимости документ подвергается экспертизе.
При осмотре документов также следует убедиться в законности способа приобщения документов к материалам проверки. Кроме того, они анализируются с точки зрения полноты, внутренней непротиворечивости содержащихся в нем сведений, их соответствия содержанию других имеющихся доказательств. Если для проверки документа недостаточно собранных доказательств, собираются новые. В целях уточнения, разъяснения содержания документа допустим вызов и опрос его автора. Если документ был представлен по запросу, обязательным элементом его проверки должно быть сравнение содержания и объема изложенных в нем сведений с требованиями запроса. При неполноте ответа запрос может быть повторен.
Акт осмотра составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания.
Требования к акту содержатся в локальных актах соответствующих контролирующих органов.
Во вводную часть акта осмотра целесообразно включать такие реквизиты, как:
• место и дата производства осмотра;
• время начала и окончания осмотра;
• фамилия и инициалы проверяющего;
• основание производства осмотра;
• фамилии, имена, отчества и местожительство понятых;
• процессуальное положение, фамилии и инициалы участвующих в осмотре лиц, ссылка на норму, регламентирующую действия в ходе осмотра;
• факт разъяснения прав, обязанностей и ответственности понятым;
• факт объявления участвующим лицам о применении технических средств и каких именно;
• условия осмотра.
Описательная часть акта осмотра должна содержать описание всех действий, а также всего обнаруженного при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. В описательной части следует указать также, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра предметы, имеющие значение для проверки. Если в ходе осмотра были составлены схемы, планы или фототаблицы, то об этом должна быть запись в описательной части. Основное содержание этой части - детальное описание обстановки места осмотра. Если в ходе осмотра составляется схема, то в акте осмотра допустимы отсылки к имеющимся на ней обозначениям. Осматриваемые объекты в таком случае нумеруются, а их номера должны быть одинаковыми как на схеме, так и в описательной части. В этой части акта осмотра фиксируются обнаруженные в ходе осмотра негативные обстоятельства, то есть сведения, которые противоречат обычному для данного события механизму его совершения, а также объяснениям конкретных лиц. В заключительной части акта осмотра логично указать следующие реквизиты: заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании осмотра от участвующих лиц, их положение, фамилии и инициалы, а также содержание заявлений; указание на то, что акт прочитан участвующим в осмотре лицам; замечания к акту осмотра либо указание на их отсутствие; подписи понятых и иных участвующих в осмотре лиц; подпись проверяющего.
Важные дополнения к акту осмотра - план, схема и чертежи. План и схема отличаются друг от друга тем, что план вычерчивается в масштабе, а схема - произвольно. Планы подразделяются на общие и частные, плоскостные и развернутые. Один из распространенных методов фиксирования - фотографирование. При оформлении фототаблицы рекомендуется внизу на обороте каждого фотоснимка, прилагаемого к акту осмотра, указывать, с какого места произведена съемка. Фотографирование отдельных следов производится с учетом правил измерительной съемки (изображения мелких следов при фотографировании должны занимать всю площадь кадра; отдельные детали следа и его признаки необходимо дополнительно подсвечивать, чтобы по фотоснимкам можно было судить о его размерах, форме и особенностях).
Тактика назначения и производства экспертиз
Основанием назначения экспертизы служит потребность применения специальных познаний в области науки, техники, искусства, ремесле и иных сферах деятельности для установления обстоятельств, имеющих значение для проверки. При этом специальные познания в форме экспертизы используются не для разъяснения вопросов, а для получения новой информации, которая иным способом получена быть не может, то есть объектом деятельности эксперта является добывание нового доказательства, а объектом деятельности специалиста - уже имеющиеся в деле доказательства. Эксперт не объясняет уже имеющийся факт, а добывает новый и дает ему профессиональную оценку, которая и составляет содержание доказательства - заключения эксперта.
Тактика назначения и производства экспертизы в рамках проведения проверки заключается прежде всего в четком обозначении ее основных этапов:
• изучение обстоятельств, относящихся к предмету экспертизы;
• формулирование вопросов эксперту;
• производство исследований, включая формирование ответов на вопросы;
• оглашение заключения и его разъяснение экспертом при необходимости.
При этом специальное исследование характеризует сущность экспертизы и имеет свой алгоритм, необходимые этапы - выбор специальных методик исследования, выявление так называемых промежуточных фактов специальной природы, их исследование и профессиональная оценка выявленных фактов и взаимосвязей, которая и выступает вовне в качестве вывода эксперта. Оценка итогов исследования в целом составляет самостоятельный этап экспертной деятельности, которая основана на сделанных экспертом промежуточных выводах. Именно такая профессиональная оценка лежит в основе экспертного вывода о специальном факте - предмете экспертизы.
В то же время при назначении и производстве экспертизы необходимо:
• определить юридические и фактические основания, а также момент назначения экспертизы;
• определить учреждение, в котором должна быть произведена экспертиза, или выбрать эксперта, выяснив необходимые данные о его специальности и компетентности;
• вынести решение о назначении экспертизы с указанием времени и места ее производства;
• ознакомить с решением проверяемого субъекта;
• подготовить для исследования материалы (объекты) и образцы для сравнительного изучения;
• отобрать и представить в распоряжение экспертов материалы дела, необходимые для проведения исследования;
• заявить о своем присутствии или неприсутствии при производстве экспертизы.
Образцы как объект исследования при проведении экспертизы
Под образцами понимаются предметы, вещества, документы, а также материально фиксированные отображения, подлежащие сравнительному исследованию с целью идентификации объектов или решения других познавательных задач.
Образцы являются носителями отобразившихся в них признаков другого объекта либо частью объекта. С этой точки зрения все образцы могут быть разделены на две группы: образцы, выражающие признаки другого объекта, и образцы, выражающие свои собственные признаки. Образцы необходимы для того, чтобы установить связь объектов, для сравнения с которыми их получают, с событием правонарушения. Процесс такого сравнения необходим при идентификации, например, орудий правонарушения. В практике сравнительные исследования проводятся для решения не только идентификационных, но и диагностических, классификационных и других задач.
Помимо образцов указанных двух групп в качестве сравнительных материалов могут использоваться так называемые эталоны, государственные стандарты. Если образцы были выполнены или возникли до начала проверки, их именуют свободными. Образцы, полученные специально для производства экспертизы, называются экспериментальными. Некоторые виды экспертиз, например почерковедческая, используют так называемые условно-свободные образцы - объекты, полученные в процессе проверки, но вне связи с ней или с предстоящей экспертизой (например, собственноручно записанные опрашиваемым его показания).
Для каждого типа образцов разрабатываются специальные правила их получения.
Так, для получения образцов подписи следует заготовить специально нарезанные листы бумаги, соответствующие по своему качеству исследуемому документу, приготовить принадлежности для письма и создать условия, аналогичные представлению об условиях исполнения документа. При подготовке к получению экспериментальных образцов для сравнительного исследования необходимо определить место производства данного действия, обеспечить присутствие лица, у которого будут отбираться образцы, пригласить соответствующего специалиста, подготовить технические средства, необходимые для получения образцов, их упаковки, фиксирования процесса их получения. Приемы производства данного действия зависят от того, какие образцы необходимо получить. Вместе с тем процесс получения образцов для сравнительного исследования должен соответствовать следующим требованиям:
• образцы должны быть получены надлежащим лицом и в соответствии со специальными правилами, которые обусловлены особенностями получаемых образцов (технические, санитарные, иные нормативы, этические требования);
• должны быть достаточного количества и надлежащего качества; они должны быть сопоставимыми, то есть максимально соответствовать исследуемому объекту по механизму их образования и по другим параметрам;
• должна быть установлена несомненность их происхождения от конкретного объекта.
Решение о назначении экспертизы
С учетом требований п.44 Положения № 510 решение о назначении экспертизы рекомендуется составлять из вводной, описательной и резолютивной частей.
Во вводной части должны быть указаны день, месяц, год и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, назначившего экспертизу; сведения о проверке, в рамках которой назначается экспертиза. В описательной части следует кратко и точно раскрыть конкретные фактические основания, обусловившие необходимость использования специальных познаний и назначения экспертизы; описать исходные данные и особенности объектов (предметов), подлежащих исследованию, которые могут иметь значение для обоснования выводов экспертов. Описательная часть решения о назначении экспертизы помимо краткого изложения фабулы должна содержать сведения, необходимые эксперту для разрешения поставленных ему вопросов: в ходе каких действий, где, когда и при каких условиях были изъяты направляемые на исследование объекты, каким образом они упаковывались и опечатывались, в каких условиях хранились до направления на экспертизу, у кого, какие и при каких условиях были получены образцы для сравнительного исследования. Очевидно, что описательная часть решения о назначении экспертизы должна содержать все необходимые сведения, характеризующие исследуемую ситуацию. Определяются класс и вид экспертизы, обусловливаемые кругом специальных познаний, использование которых необходимо для разрешения возникших перед проверяющим вопросов. В резолютивной части формулируется решение о назначении экспертизы; указывается ее вид по существующей предметной классификации (бухгалтерская и т. п.), а также по юридическим (процессуальным) признакам (дополнительная, повторная комиссионная, комплексная); называются фамилия, имя, отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза; приводится перечень вопросов, на которые должны быть даны ответы экспертом (экспертами); перечисляются конкретные материалы, а также предметы или объекты, направляемые для исследования эксперту, место их хранения, способы упаковки и обеспечения сохранности.
Заключение эксперта - процессуальный документ, удостоверяющий факт, ход и результаты исследования экспертом предоставленных материалов и содержащий выводы по поставленным перед экспертом вопросам, основанные на специальных знаниях эксперта в области науки, техники, искусства, ремесла и иных сферах деятельности. Соответственно, наиболее существенен для оценки экспертных выводов критерий надежности (то есть допустимая степень риска ошибки эксперта), которым руководствовался эксперт при даче заключения. Уровень надежности находит свое выражение в категорической или вероятностной форме экспертного заключения. В этой связи различают следующие виды заключений экспертов: категорическое (положительное или отрицательное), вероятное, альтернативное, условное (безусловное) и заключение о невозможности ответить на поставленный вопрос при представленных исходных данных (например, из-за отсутствия методики исследования, некачественности объектов и других материалов, предоставленных в его распоряжение, и т. д.).
В заключении эксперта следует выделять три части:
1) вводную;
2) исследовательскую;
3) итоговую (собственно выводы).
Во вводной части заключения эксперта должны содержаться:
• сведения об эксперте или экспертах (при производстве комиссионной или комплексной экспертизы), в том числе фамилия, имя и отчество, образование, стаж работы по специальности и пр.;
• основание производства экспертизы;
• подписка эксперта (экспертов) о его предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отказ или уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей;
• использованные экспертом вещественные доказательства, документы, предметы, иные объекты, образцы и материалы дела (здесь принципиальное значение имеют отражение экспертом сведений о состоянии поступивших на экспертизу материалов, их упаковке, наличие на ней оттисков печатей и удостоверительных надписей);
• вопросы, поставленные на разрешение экспертизы;
• обстоятельства дела, вызвавшие назначение экспертизы, как они изложены в постановлении о назначении экспертизы, с указанием на то, кто участвовал или присутствовал при проведении экспертизы, данные этими лицами пояснениями по вопросам, связанным с проведением исследований.
Исследовательская часть заключения эксперта должна содержать исчерпывающие сведения об исследуемых объектах, их внешнем и внутреннем строении (в пределах, предопределяемых видом назначенной экспертизы и компетенцией соответствующего судебного эксперта), использованных методиках и технических средствах исследования, справочных данных, нормативных материалах (с указанием на источники их получения), а также установленных в результате исследования фактах. Если выводы о последних основаны на заключениях ранее проведенных экспертиз или выводах экспертов других специальностей, сделанных в рамках этой же экспертизы (если проводимая экспертиза носит комплексный характер), либо, наконец, в их обоснование положены результаты определенных процессуальных действий (например, опроса того или иного лица и т. д.), данные об этом также непременно должны найти свое отражение в исследовательской части заключения эксперта.
В итоговой части заключения эксперта содержатся выводы, к которым эксперт пришел в результате своего исследования в рамках вопросов, поставленных на его разрешение. Эксперт должен ответить на каждый вопрос решения о назначении экспертизы либо обосновать невозможность дачи им заключения по отдельным сформулированным вопросам.
Выводы должны быть достаточно краткими, научно обоснованными и изложенными в доступной и ясной форме (выводы эксперта (комиссии экспертов) могут быть категоричные и вероятные (проблематичные) или содержать заключение о невозможности решения поставленного вопроса; по характеру - условные, безусловные и альтернативные; по отношению к устанавливаемому обстоятельству - положительные (утвердительные) и отрицательные).
К основным нарушениям в содержании и структуре заключения относятся следующие:
• неотражение всего хода исследования;
• несоответствие последовательности изложения результатов последовательности исследования;
• отсутствие результатов некоторых этапов исследования;
• размытость структуры заключения и т. д.
Соответственно, оценка заключения эксперта включает анализ соблюдения порядка подготовки, назначения и проведения экспертизы; сравнение соответствия заключения заданию, поставленным вопросам; определение полноты заключения; оценку научной обоснованности заключения, достоверности выводов, определение их места в системе другой информации по делу. При оценке заключения эксперта необходимо подвергать всестороннему изучению доброкачественность исходного материала, который был представлен в его распоряжение. Например, могут иметь место расхождения в заключении эксперта по сравнению с другими доказательствами, которые вызываются двумя причинами - ошибками заключения эксперта либо ложностью других доказательств при истинности вывода экспертного заключения. Поэтому при оценке заключения можно признать его полным, научно обоснованным и положить в основание решения наряду с другими доказательствами; недостаточно ясным или неполным и назначить определением дополнительную экспертизу; необоснованным, вызывающим сомнение в правильности мнения эксперта и мотивированным определением назначить повторную экспертизу.
Специалисты выделяют следующие причины неверных выводов эксперта:
• научная неподготовленность;
• незначительный практический опыт;
• добросовестность заблуждений;
• невнимательность;
• наличие спорных научных и методических положений, неполнота исследования и пр.
Экспертные ошибки заключаются в нарушении экспертом процессуального режима и процедуры проведения экспертизы:
• выход эксперта за пределы своей компетенции;
• выражение экспертной инициативы в не предусмотренных законом формах;
• обоснование выводов материалами проверки, а не результатами исследования;
• самостоятельное собирание материалов и объектов экспертизы;
• несоблюдение требований к заключению эксперта (в том числе отсутствие в заключении необходимых реквизитов) и др.
При этом могут допускаться следующие недостатки в полученных заключениях экспертов:
• даты начала и окончания экспертизы не соответствуют действительности;
• дата оценки товара, указанная в заключении эксперта, не соответствует дате оценки товара, указанной в определении о назначении экспертизы;
• указанные в заключении эксперта сведения о дате и времени осмотра экспертом товара, являющегося предметом правонарушения, не соответствуют действительности: в указанное время товар находился не в рабочем помещении эксперта, а в совершенно другом месте - его исследовали эксперты другого ведомства, что подтверждается соответствующими документами;
• указанные в заключении эксперта сведения об осмотре экспертом товара, являющегося предметом правонарушения, изучении его технических характеристик, о наличии упаковки и ярлыков обеспечения сохранности упаковки и объектов исследования не соответствуют действительности;
• сведения о местонахождении объекта исследования, указанные в заключении эксперта, не соответствуют действительности, и т. д.
В соответствии с п.48 Положения № 510 дополнительная экспертиза назначается руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем в случае недостаточной ясности или полноты заключения, а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств и поручается тому же или другому эксперту (экспертам), повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту (экспертам).
Таким образом, дополнительная экспертиза - это экспертиза, которая проводится при недостаточной ясности и полноте заключения эксперта (к примеру, если эксперт не ответил на некоторые из поставленных на разрешение экспертизы вопросов, выводы эксперта недостаточно аргументированы и т. д.), а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств. Однако, если недостаточная ясность заключения эксперта может быть устранена путем опроса данного эксперта без дополнительных исследований, производить дополнительную экспертизу нет необходимости. Дополнительная экспертиза проводится по тем же объектам, по которым проводилась первичная экспертиза. При необходимости исследование может проводиться и в отношении дополнительных материалов.
Повторная экспертиза назначается в том случае, если возникают сомнения в обоснованности заключения эксперта либо имеют место противоречия в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам. Повторная экспертиза назначается и производится по тем же вопросам, которые ранее ставились на разрешение эксперта (экспертов), если они требуют повторных исследований и перепроверки. В то же время, если сомнение в обоснованности вызывают лишь некоторые выводы эксперта, на разрешение повторной экспертизы нет необходимости выносить все ранее поставленные вопросы. Повторная экспертиза проводится также в случае, когда при назначении и производстве первичной экспертизы были допущены нарушения, влекущие признание заключения эксперта недопустимым доказательством.
Производство повторной экспертизы поручается либо тому же экспертному учреждению, но другому эксперту (комиссии экспертов), либо другому экспертному учреждению (комиссии экспертов). Если выводы повторной экспертизы не совпадают с выводами ранее проведенной (первичной) экспертизы, эксперт должен в исследовательской части заключения объяснить причины имеющихся расхождений. При наличии в деле разных заключений по одному и тому же предмету исследования необходимо мотивировать, почему одно из них признается достоверным, а другое ошибочным. Имеющиеся расхождения между заключениями экспертов не дают оснований априори утверждать, что только выводы повторной экспертизы правильные и достоверные. Несогласие с любым выводом эксперта должно быть мотивировано и подтверждено собранными доказательствами в их совокупности.
Тактика изъятия документов, иных носителей информации
Изъятие оригиналов документов, иных носителей информации представляет собой меру воздействия, состоящую в принудительном лишении проверяемого субъекта возможности владеть, пользоваться и распоряжаться ими.
Во всех случаях перед изъятием проверяющим проверяемому субъекту (его представителю) должно предъявляться для ознакомления постановление о производстве изъятия. Факт ознакомления проверяемого субъекта (его представителя) с постановлением удостоверяется его подписью на постановлении. В случае его отказа от ознакомления с постановлением и (или) подписи данный факт удостоверяется на постановлении подписями проверяющего и не менее двух приглашенных понятых. Изъятию подлежат только те документы, которые имеют отношение к предмету проверки.
Объем изымаемых документов должен быть достаточным для обоснования позиции контролирующего (надзорного) органа при доказывании соответствующих фактов. В случае если имеются основания того, что оригиналы документов, а также иные носители информации могут быть уничтожены и т. п., проверяющий может изъять подлинные документы, иные носители информации на основании подписанного непосредственно им постановления о производстве изъятия с последующим утверждением данного постановления руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем изъятия документов, иных носителей информации.
Изъятые документы, иные носители информации перечисляются и описываются проверяющим в акте изъятия, а при изъятии большого объема документов - в прилагаемых к указанному акту описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов.
Требования к акту содержатся в локальных актах соответствующих контролирующих органов.
В акте изъятия отражается:
• кем, когда и по каким основаниям произведено изъятие;
• наименование изъятых документов, иных носителей информации (при необходимости дается их более полная характеристика: дата составления, номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению проверяющего, производящего изъятие, которые позволили бы в дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ, иной носитель информации и его принадлежность к финансово-хозяйственным операциям, совершавшимся проверяемым субъектом).
Все вносимые в акт изъятия и прилагаемые к нему описи (в случае их наличия) дополнения и изменения должны быть оговорены и удостоверены подписями проверяющего, производящего изъятие документов, иных носителей информации, и представителя проверяемого субъекта.
Акт изъятия и прилагаемые к нему описи (в случае их наличия) подписываются проверяющим, производящим изъятие, а также представителем проверяемого субъекта. При отказе представителя проверяемого субъекта от подписания акта изъятия и прилагаемых к нему описей (в случае их наличия), а также дачи объяснений по этому поводу в акте изъятия делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписями не менее двух приглашенных понятых.
Копии акта изъятия и прилагаемых к нему описей (в случае их наличия) вручаются под подпись проверяемому субъекту (его представителю), у которого данные документы, иные носители информации были изъяты. В случае отказа руководителя проверяемого субъекта (его представителя) от получения копии акта изъятия и прилагаемых к нему описей (в случае их наличия) в акте изъятия делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписями проверяющего, производящего изъятие, и не менее двух приглашенных понятых. В таком случае копия акта изъятия и прилагаемых к нему описей (в случае их наличия) направляется заказной почтой с уведомлением по юридическому адресу (месту нахождения) проверяемого субъекта или его представителя. При изъятии документов проверяемому субъекту может быть предоставлена возможность изготовления копий изымаемых документов, которые остаются у него вместо изъятых оригиналов документов, о чем делается отметка в акте изъятия. Копии изымаемых документов изготавливаются проверяемым субъектом одновременно с их изъятием.
Акт изъятия с прилагаемыми к нему описями (в случае их наличия) составляется, как правило, по месту изъятия документов, иных носителей информации. При невозможности составления указанных описей по месту изъятия документов, иных носителей информации они могут быть составлены по месту нахождения контролирующего (надзорного) органа. В данном случае по месту нахождения документов, иных носителей информации составляется только акт изъятия, а изымаемые документы помещаются в упаковку, которая опечатывается и снабжается бирками с подписями проверяющего, производящего изъятие документов, и представителей проверяемого субъекта. При этом в акте изъятия указывается о необходимости явки представителя проверяемого субъекта в назначенное время в контролирующий (надзорный) орган для участия в процедуре составления описей изъятых документов, иных носителей информации. Характер упаковки должен исключать возможность замены, изъятия, вложения документов. Последующее вскрытие упаковки для составления описей производится в присутствии представителя проверяемого субъекта. В случае отказа (несогласия) представителя проверяемого субъекта от участия в процедуре составления описей вскрытие упаковки с документами и их описи производятся проверяющим в присутствии не менее двух приглашенных понятых, о чем делается соответствующая отметка в описях, удостоверенная подписями проверяющего и понятых.
18.05.2015
Александр Денисевич, кандидат юридических наук