Пособие от 21.12.2021
Автор: Яхнович О.

Таможенная проверка


СОДЕРЖАНИЕ

 

Что такое таможенная проверка

Виды таможенных проверок

Случаи применения таможенной проверки

Проверяемые лица

Что проверяют таможенные органы

Полномочия должностных лиц при проведении таможенной проверки

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслей

Таможенная проверка

Олег Яхнович

Олег Яхнович
главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

21.12.2021

пример ситуация

Ситуация

Таможенный орган проводит проверку на основании наличия у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС с нарушением актов в сфере таможенного регулирования.

Вправе ли должностные лица таможенного органа при проведении таможенной проверки требовать официальные документы у лиц, связанных с проверяемой организацией?

 

Рассмотрим:

 

В рассматриваемой ситуации должностные лица таможенного органа имеют право требовать от лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, представления лишь копий документов и иной информации по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами.

Что такое таможенная проверка

Таможенная проверка
   
 
   
форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании (п.1 ст.331 ТК ЕАЭС)   заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств - членов ЕАЭС, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств - членов ЕАЭС (п.2 ст.331 ТК ЕАЭС)

Виды таможенных проверок

Виды таможенных проверок
   
 
   
камеральная
(ст.332 ТК ЕАЭС)
 
выездная
(ст.333 ТК ЕАЭС)
   
 
   
проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу   проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами

Случаи применения таможенной проверки

Случаи применения таможенной проверки
(ч.3 ст.331 ТК ЕАЭС)
   
 
1) при проведении таможенного контроля в соответствии с п.8 ст.310 ТК ЕАЭС
 
 
проведение форм таможенного контроля (в том числе и таможенной проверки) в отношении товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находятся на таможенной территории ЕАЭС с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования
   
 
2) в случае, предусмотренном п.5 ст.397 ТК ЕАЭС
 
 
при проверке соблюдения условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в отношении юридических лиц, претендующих на включение в них, а также при контроле деятельности юридических лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела
   
 
3) в случае, предусмотренном п.6 ст.430 ТК ЕАЭС
 
 
при проверке соблюдения юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также при контроле за соблюдением уполномоченным экономическим оператором условий его включения в такой реестр

 

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена ЕАЭС, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо (п.4 ст.331 ТК ЕАЭС).

 

справочно

Справочно

Система таможенных органов Республики Беларусь определена в ст.8 Закона от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2022 г. следует руководствоваться ст.235 Закона № 129-З в ред. Закона от 19.07.2021 № 121-З.

Проверяемые лица

Проверяемые лица
(ч.4 ст.331 ТК ЕАЭС)
   
 
1) декларант
 
 
лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п.7 ст.2 ТК ЕАЭС).
Лица, которые могут быть декларантами, приведены в ст.83 ТК ЕАЭС
   
 
2) перевозчик
 
 
лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу ЕАЭС и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ЕАЭС (п.26 ст.2 ТК ЕАЭС).
При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров
   
 
3) лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения
   
 
4) лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела (к примеру, владелец склада временного хранения, владелец магазина беспошлинной торговли)
   
 
5) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска
   
 
6) уполномоченный экономический оператор
   
 
7) лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру
   
 
8) лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов ЕАЭС, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС

Что проверяют таможенные органы

При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться:

• факт помещения товаров под таможенную процедуру;

• достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

• соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;

• исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;

• соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС;

• соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных ТК ЕАЭС;

• соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС (п.6 ст.331 ТК ЕАЭС).

Полномочия должностных лиц при проведении таможенной проверки

Должностные лица таможенных органов при проведении таможенной проверки наделены полномочиями согласно ст.335 ТК ЕАЭС. Рассмотрим их подробней.

1. Требовать от проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам, включая информацию, касающуюся дальнейших сделок проверяемого лица в отношении этих товаров.

 

справочно

Справочно

Коммерческие документы - документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы) (п.15 ст.2 ТК ЕАЭС).

Транспортные (перевозочные) документы - документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы) (п.48 ст.2 ТК ЕАЭС).

Под документами бухгалтерского учета и отчетности следует понимать, в частности, первичные учетные документы (к примеру, товарно-транспортная накладная, приходный кассовый ордер), регистры бухгалтерского учета, отчетность, другие документы, связанные с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности (анализ норм Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

 

2. Требовать от проверяемого лица представления отчетности в соответствии со ст.18 ТК ЕАЭС.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы свободных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли), уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами ЕАЭС, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях (п.1 ст.18 ТК ЕАЭС).

При этом в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании может быть установлено, что указанными лицами отчетность представляется только по требованию таможенного органа.

Все указанные выше лица в обязательном порядке представляют в таможенные органы отчетную документированную информацию о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

 

справочно

Справочно

Инструкция о порядке представления в таможенные органы отчетов утв. постановлением ГТК от 26.04.2012 № 11.

 

3. Требовать от лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, представления копий документов и иной информации по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами.

В данном случае необходимая для проведения таможенной проверки информация может запрашиваться должностным лицом таможенного органа не у проверяемого лица, а, к примеру, у его контрагентов.

4. Требовать от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств - членов ЕАЭС и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей государств - членов ЕАЭС, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и ИП, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.

Форма и порядок представления банками документов и сведений по запросам таможенных органов для проведения таможенного контроля устанавливаются Правительством по согласованию с Нацбанком (ст.125 Закона № 129-З).

Документы и сведения по запросу таможенного органа о представлении документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, представляются банком в течение 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.

В случае отсутствия запрашиваемых документов и сведений банки информируют об этом таможенный орган в письменной форме.

При этом документы и сведения по запросу таможенного органа представляются банком в письменной форме и заверяются подписью уполномоченного представителя банка (подп.2.8 п.2 постановления Совмина от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании"»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2022 г. следует руководствоваться подп.2.8 п.2 постановления № 509 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 14.05.2022 № 307.

 

5. Запрашивать у государственных органов государств - членов ЕАЭС и получать от них необходимые для проведения таможенной проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.

Основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок доступа к полученной таможенными органами информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, являются:

Конституция Республики Беларусь;

ТК ЕАЭС;

Закон от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»;

Закон от 19.07.2010 № 170-З «О государственных секретах»;

Закон от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне»;

постановление Совмина от 12.08.2014 № 783 «О служебной информации ограниченного распространения и информации, составляющей коммерческую тайну»;

Закон от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. Закон № 204-З утратил силу Законом от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе». Закон № 175-З вступает в силу в порядке, установленном ст.79 данного Закона;

 

Закон № 129-З;

Указ от 21.04.2008 № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов» и некоторые иные нормативные правовые акты (п.1 ст.6 Закона № 129-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июля 2022 г. Указом от 04.07.2022 № 228 изменено название Указа № 228: «Вопросы таможенных органов».

 

Таможенные органы Республики Беларусь выступают в качестве субъекта информационных отношений как государственный орган - пользователь информации, полученной таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Республики Беларусь и используемой такими органами исключительно для таможенных целей.

6. Направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств - членов ЕАЭС и государств, не являющихся членами ЕАЭС, в связи с проведением таможенной проверки.

Данным правомочием должностным лицам таможенных органов, проводящим таможенную проверку, предоставлено субъективное право направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) вне зависимости от того, являются ли они резидентами государств - членов ЕАЭС либо не являются таковыми. К примеру, для целей проведения таможенной проверки должностному лицу таможенного органа предоставлено право направлять такие запросы в Таможенную службу Литвы.

7. Назначать таможенную экспертизу.

Таможенная экспертиза представляет собой исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы (ст.388 ТК ЕАЭС).

Вопросы, касающиеся порядка назначения и проведения таможенной экспертизы (в том числе сроков проведения таможенной экспертизы), регламентированы в гл.53 ТК ЕАЭС.

8. Осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством государств - членов ЕАЭС.