Пособие от 06.12.2016
Автор: Шатсков А.

Таможенная стоимость товаров: методы определения, подтверждение и контроль


СОДЕРЖАНИЕ

 

Методы определения таможенной стоимости товаров

Документы, необходимые для подтверждения таможенной стоимости товаров

Особенности декларирования таможенной стоимости товаров

Контроль таможенной стоимости товаров

Право декларанта в последующем воспользоваться предложенной откорректированной таможенным органом таможенной стоимостью при последующих поставках товаров

Признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров

 

Материал помещен в архив

 

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ: МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п.2 ст.65 Таможенного кодекса таможенного союза, далее - ТК ТС).

На сегодня вопросы, связанные с методами определения таможенной стоимости товаров, декларированием таможенной стоимости, порядком контроля и корректировки таможенной стоимости товаров, помимо ТК ТС регулируются следующими нормативными правовыми актами:

Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 (далее - Соглашение);

решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее - решение № 376);

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь"»;

приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.2015 № 344-ОД «Об определении категорий товаров, контроль таможенной стоимости которых осуществляется путем проведения основных и дополнительных операций»;

• иными нормативными правовыми актами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Соглашение и ТК ТС прекращают действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

Справочно

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (п.2 ст.64 ТК ТС). Например, ввезенный на таможенную территорию Таможенного союза товар был помещен под таможенную процедуру временного ввоза. На стадии проверки документов и сведений должностным лицом таможенного органа был осуществлен контроль таможенной стоимости товаров, вследствие чего таможенная стоимость товаров была принята. В последующем, при необходимости помещения данного товара под таможенную процедуру выпуска для свободного обращения, у таможенного органа уже не будет оснований для повторной проверки таможенной стоимости товара и ее корректировки, за исключением случая, если таможенным органом обнаружено, что изначально были заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара.

Методы определения таможенной стоимости товаров

В зависимости от условий сделки декларантом должен быть выбран метод определения таможенной стоимости товаров.

Как показывает практика, основной метод определения таможенной стоимости товаров - метод по стоимости сделки с ввозимым товаром (метод 1), установленный ст.4 Соглашения. При этом декларантом должно быть проверено соблюдение следующих условий применения данного метода:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

- установлены совместным решением органов Таможенного союза;

- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст.5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей (п.1 ст.4 Соглашения).

Следует отметить, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами в значении, указанном в ст.4 Соглашения, необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров, как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и др. Из вышесказанного следует, что в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров согласно ст.5 Соглашения (например, расходы по доставке (транспортировке) товаров, расходы на страхование, лицензионные платежи и пр.).

При этом в случаях, если ввозимые товары не являются предметом купли-продажи, для целей определения их таможенной стоимости метод 1 не применяется.

Это позволяет декларанту последовательно выбирать один из последующих методов определения таможенной стоимости товаров, установленных ст.6-10 Соглашения (методы 2-6). Декларант имеет право выбрать очередность применения методов 4 и 5 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

 

Название метода Основа определения таможенной стоимости товаров Условие применения метода
Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) Соответствие выбранных товаров определениям «идентичные товары» и «однородные товары» (ст.3 Соглашения) Такие идентичные и однородные товары должны быть ввезены не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров
Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)
Метод вычитания (метод 4) Цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых ввозимых либо идентичных или однородных товаров продается на единой таможенной территории Таможенного союза Продажа указанных товаров должна быть осуществлена не позднее 90 дней с даты прибытия оцениваемых товаров на таможенную территорию Таможенного союза
Метод сложения (метод 5) Расчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения компонентов, определенных ст.9 Соглашения Соответствие представляемых декларантом документов и сведений общепринятым принципам бухгалтерского учета, применяемым в стране, где произведены товары
Резервный метод (метод 6) Данные, имеющиеся на единой таможенной территории Таможенного союза.
Таможенная стоимость товаров не может определяться на основе:
1) цены на товары на внутреннем рынке Таможенного союза, произведенные на единой таможенной территории Таможенного союза;
2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
4) иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со ст.9 Соглашения;
5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
6) минимальной таможенной стоимости;
7) произвольной или фиктивной стоимости
Таможенная стоимость товаров не может быть определена методами 1-5

Документы, необходимые для подтверждения таможенной стоимости товаров

В зависимости от выбранного метода определения таможенной стоимости товаров должны быть подобраны документы, необходимые для подтверждения заявляемой таможенной стоимости (приложение 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением № 376, далее - приложение 1, Порядок).

Для определения таможенной стоимости и ее последующего декларирования оформляются следующие документы:

• по методу 1 - указанные в п.1 приложения 1;

• по методу 2 или 3 - в п.2 приложения 1;

• по методу 4 - в п.3 приложения 1;

• по методу 5 - в п.4 приложения 1;

• по методу 6 - в п.5 приложения 1.

 

Обратите внимание!

Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Особенности декларирования таможенной стоимости товаров

Сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации на товары (ДТ) и декларации таможенной стоимости (ДТС), заполненные декларантом (таможенным представителем), в свою очередь являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

 

Обратите внимание!

Таможенная стоимость товаров заявляется в ДТ без заполнения ДТС в случаях, указанных в п.8 Порядка.

 

Для декларирования таможенной стоимости, определенной методом 1, применяется ДТС-1 (форма ДТС-1 содержится в приложении 2 к Порядку).

Если при определении таможенной стоимости по методу 1 к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, не производятся дополнительные начисления и (или) вычеты из нее, заполняется только первый лист ДТС-1. На втором листе ДТС-1 в графе «Дополнительные данные» производится запись: «Таможенная стоимость товаров равна цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате». Остальные графы второго листа остаются незаполненными (п.10 Порядка).

Для декларирования таможенной стоимости, определенной методами 2-6 (без гибкого применения метода 1), применяется ДТС-2 (форма ДТС-2 содержится в приложении 3 к Порядку, порядок заполнения определен частями третьей-пятой п.9 Порядка). Для декларирования таможенной стоимости, определенной методом 6 (с гибким применением метода 1), применяется ДТС-1.

 

Обратите внимание!

Если ранее в отношении идентичного товара в рамках одного внешнеторгового договора таможенным органом была проведена проверка таможенной стоимости, вследствие чего была произведена ее корректировка, декларант (таможенный представитель) в течение установленных таможенным органом сроков может поднять таможенную стоимость до откорректированного уровня при подаче ДТ. В этом случае в обязательном порядке заполняется ДТС-2.

 

Декларантом подается в таможенный орган заполненная ДТС одновременно с соответствующей ДТ. При этом прилагаются документы, подтверждающие заявленные в ДТС и ДТ сведения по таможенной стоимости.

 

Обратите внимание!

Декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений (ст.65 ТК ТС).

Контроль таможенной стоимости товаров

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется:

• таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками;

• с целью проверки соблюдения декларантом в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров до выпуска товаров в свободное обращение должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров (ст.67 ТК ТС):

1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;

2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Порядок контроля таможенной стоимости товаров утвержден решением № 376 (далее - Порядок контроля).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 мая 2018 г. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 утрачивают силу Порядок контроля и Порядок корректировки таможенной стоимости товаров и утверждается Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

 

После поступления на рассмотрение таможенной декларации работник таможенного органа производит проверку таможенной стоимости товара, в том числе с использованием системы анализа и управления рисками. Если в ходе проверки будет установлено, что заявляемая таможенная стоимость товара выше контрольного уровня стоимости, должностное лицо принимает такую заявленную таможенную стоимость, как следствие, выдает разрешение на помещение товара под соответствующую таможенную процедуру.

Если же заявляемая таможенная стоимость ниже контрольного уровня, должностное лицо выносит решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товаров. В рамках проведения дополнительной проверки одновременно с доведением до декларанта соответствующего решения таможенный орган вручает (направляет) расчет сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, необходимых для выпуска товаров, в соответствии с п.5 ст.88 ТК ТС. Данный расчет заполняет и заверяет подписью и личной номерной печатью должностное лицо таможенного органа по форме, определенной в приложении 4 к Порядку контроля, с указанием:

• общих сведений о товаре;

• источников информации для выбора основы расчета сумм обеспечения, сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных декларантом (согласно декларации на товары);

• непосредственно информации о расчете сумм обеспечения.

 

Справочно

Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для исключительного использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам.

 

Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки. Иначе говоря, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений (пп.2, 5 ст.88 ТК ТС).

 

Обратите внимание!

Назначенная дополнительная проверка должна быть проведена в сроки, установленные для выпуска товаров (п.1 ст.196 ТК ТС), не позднее 1 дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

 

После получения решения о дополнительной проверке таможенной стоимости декларант (таможенный представитель) выполняет одно из следующих действий:

1) соглашается с предложенной откорректированной таможенной стоимостью товара, поскольку в принципе не может предоставить комплект документов, затребованный таможенным органом, и как следствие готов произвести доплату таможенных платежей для целей дальнейшего выпуска товара. В этом случае им с использованием программного продукта формируется корректировка таможенной стоимости (в форме корректировки декларации на товары) в соответствии с Порядком корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденным решением № 376. Корректировка декларации на товары совместно с ДТС-2 (в бумажном или электронном виде через Национальную автоматизированную систему электронного декларирования (НАСЭД)) должны быть направлены в таможенный орган, рассматривающий декларацию, до истечения срока, указанного в решении о дополнительной проверке таможенной стоимости товара;

2) если не может предоставить в установленные сроки документы и сведения, запрошенные таможенным органом в рамках проведения дополнительной проверки таможенной стоимости, но готов их предоставить в течение определенного времени. При этом декларант (таможенный представитель) заинтересован в выпуске товара, поскольку нахождение товара на складе временного хранения для него может оказаться затратным. В этом случае законодательством предоставлена возможность внести суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на расчетный счет таможенного органа, тем самым предоставить подтверждение их уплаты до истечения срока, указанного в решении о дополнительной проверке таможенной стоимости товара.

 

Справочно

При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный срок их представления, который не может превышать 60 календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления таможенным органом. Таможенный орган обязан принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока.

Иными словами, указанный 60-дневный срок дает возможность декларанту обратиться в таможню для представления полного комплекта документов, которые не могли быть представлены в силу объективных причин, для подтверждения заявленной таможенной стоимости на момент таможенного оформления ввозимого товара.

 

При принятии таможенным органом решения о принятии первоначально заявленной таможенной стоимости товара производится возврат либо зачет сумм обеспечения таможенных платежей, о чем информируется пункт таможенного оформления, принявший суммы в обеспечение таможенных пошлин, налогов.

Если в установленный таможенным органом срок декларантом (таможенным представителем) не были представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения в письменной форме либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.

Запрошенные, а также дополнительные (представляемые по инициативе декларанта) документы, сведения и пояснения должны быть представлены декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган одним комплектом (не частями) до истечения срока их представления. Отсутствие у декларанта (таможенного представителя) по объективным причинам документов, подтверждающих таможенную стоимость, не свидетельствует о недостоверности либо неподтвержденности сведений о таможенной стоимости товаров, если эти сведения подтверждаются иными документами.

Решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается должностным лицом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений, пояснений, в случае их непредставления. При этом решение о корректировке таможенной стоимости товаров рассматривается в качестве решения о внесении изменений либо дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, с использованием корректировки декларации на товары (часть вторая п.21 Порядка контроля). При несогласии с вынесенным таможенным органом решением декларант вправе обратиться в суд.

Право декларанта в последующем воспользоваться предложенной откорректированной таможенным органом таможенной стоимостью при последующих поставках товаров

Декларант имеет право в последующем воспользоваться предложенной откорректированной таможенным органом таможенной стоимостью при последующих поставках товаров, если в дальнейшем такие товары идентичны и будут ввозиться в рамках одного внешнеторгового договора при неизменных условиях поставки. При этом в зависимости от групп товаров таможенным органом должны быть определены сроки, в течение которых товары могут быть задекларированы с использованием ранее принятой таможенной стоимости.

Признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров

Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров помимо выявленного таможенным органом с использованием системы управления рисками недостоверного декларирования и, как следствие, основаниями дополнительной проверки таможенной стоимости могут являться:

• установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);

• более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные и однородные товары при сопоставленных условиях их ввоза по информации иностранных производителей;

• более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;

• более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;

• наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;

• наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (часть вторая п.11 Порядка контроля).

В заключение отметим, что современная система таможенного администрирования в области определения таможенной стоимости ввозимых товаров недостаточно совершенна, что не позволяет в должной мере обеспечить осуществление эффективного таможенного контроля, прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности, повышение доверия к правомерности проведения проверочных мероприятий. Это, в свою очередь, является одной из основных причин возникновения споров, связанных с корректировкой таможенной стоимости товаров.

 

06.12.2016

 

Александр Шатсков, юрист