


Материал помещен в архив
ТАМОЖЕННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Таможенное сопровождение - мера обеспечения соблюдения таможенного транзита
Таможенное сопровождение - это сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита (ст.218 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Как показывает практика, перевозчики довольно часто сталкиваются с проблемами, когда таможенные органы устанавливают обязательные требования по таможенному сопровождению перемещаемых по процедуре таможенного транзита товаров. Однако такая перевозка довольно существенно бьет по карману перевозчика. Поэтому у транспортных компаний возникают вопросы относительно законности применяемых таможенными органами мер. В соответствии с подп.2) п.1 ст.217 ТК ТС таможенное сопровождение по своей сути мера обеспечения соблюдения таможенного транзита, которая в свою очередь является одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (п.5 ст.216 ТК ТС).
![]() |
Пример Перевозчик заинтересован использовать иные меры обеспечения соблюдения таможенного транзита (например, поручительство), однако таможенные органы принимают решение о направлении товаров в пункты назначения по процедуре таможенного транзита при условии обязательного таможенного сопровождения. |
Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случаях, определенных п.2 ст.218 ТК ТС.
Случаи, когда таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении
Остановимся более подробно на тех случаях, когда таможенные органы вправе принимать решение о таможенном сопровождении.
1. Таможенное сопровождение на основе системы управления рисками.
Это довольно типичный и распространенный для перевозчиков случай, когда должностные лица таможенного органа в пункте ввоза в ходе рассмотрения представленных перевозчиком документов выявляют индикатор риска (например, связанный с расхождением весовых характеристик товара). В этом случае для недопущения снижения пропускной способности пункта ввоза при отсутствии условий для проведения таможенного контроля принимается решение о направлении таких товаров в таможенный орган назначения по процедуре таможенного транзита при условии обязательного таможенного сопровождения. Товары, следуемые по процедуре транзита в иные государства - члены ЕАЭС, таможенный орган пункта ввоза направляет по процедуре таможенного транзита под таможенным сопровождением в ближайший ведомственный пункт таможенного оформления, где будут выполнены соответствующие операции таможенного контроля.
Таможенными органами Российской Федерации довольно часто применяется к перевозчикам таможенное сопровождение в рамках Указа Президента Российской Федерации от 01.01.2016 № 1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан или Киргизской Республики через территорию Российской Федерации».
2. Таможенное сопровождение при непредставлении перевозчиком либо недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 12 ТК ТС.
В случае если сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по книжке МДП превышает гарантированную сумму покрытия в 60 000 евро, таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении ввозимых товаров.
Для определения случаев, при которых таможенными органами не применяется таможенное сопровождение товаров, перевозимых по процедуре МДП, когда сумма обеспечения уплаты ввозных пошлин, налогов в отношении таких товаров превышают 60 000 евро, используются следующие критерии:
• держатель книжки МДП включен в реестр таможенных перевозчиков, если декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является такой перевозчик;
• держатель книжки МДП включен в соответствии с законодательством Республики Беларусь в реестр уполномоченных экономических операторов;
• сумма обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, перевозимых по одной книжке МДП, превышает предел гарантии МДП на сумму, эквивалентную 500 евро (приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.01.2012 № 30-ОД «О критериях неприменения таможенного сопровождения товаров при перемещении иностранных товаров по процедуре МДП».
3. Таможенное сопровождение при неоднократном невыполнении перевозчиком обязанности при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено.
Обязанности перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита регламентированы ст.223 ТК ТС. При невыполнении обязанностей, предусмотренных данной статьей, а равно при недоставке товаров и документов на них перевозчик будет нести ответственность в соответствии с законодательством государства, на территории которого товары были помещены под таможенную процедуру транзита.
В отношении нарушителя-перевозчика таможенным органом формируется профиль риска. Данные профиля рисков будут срабатывать при пересечении таможенной границы транспортными средствами перевозчика-нарушителя, на стадии проведения должностным лицом операций таможенного контроля. В данном случае до исполнения перевозчиком постановления по делу об административном правонарушении к нему со стороны таможенного органа будет применяться обязательное таможенное сопровождение.
4. Таможенное сопровождение при неисполнении перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст.227 ТК ТС.
В данном случае таможенным органом отправления будет применяться к перевозчику таможенное сопровождение в рамках системы управления рисками до полного исполнения перевозчиком обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов.
Порядок осуществления таможенными органами таможенного сопровождения товаров
На территории страны - участницы ЕАЭС действует свой порядок осуществления таможенного сопровождения.
Например, в Российской Федерации Порядок таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 25.02.2011 № 397 (далее - Порядок № 397). В Республике Беларусь действует Положение о порядке осуществления таможенного сопровождения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 (далее - Положение). В Республике Казахстан приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015 № 249 утверждены Правила таможенного сопровождения.
Так, при принятия решения о таможенном сопровождении белорусский таможенный орган обязан письменно уведомить перевозчика по установленной форме согласно приложению к Положению. При этом таможенное сопровождение должно быть начато не позднее чем через 4 ч. с момента ознакомления перевозчика с уведомлением о принятом решении о таможенном сопровождении при условии уплаты в установленном порядке таможенного сбора за таможенное сопровождение товаров либо оплаты услуг за таможенное сопровождение товаров, оказываемых Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь либо подразделением «Белтаможконвой» республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис».
Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 31.10.2011 № 46/359 утверждена Инструкция о порядке взаимодействия таможенных органов Республики Беларусь и Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь по организации таможенного сопровождения транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Российским таможенным органом отправления решение о необходимости организации таможенного сопровождения принимается в течение 10 минут после регистрации транзитной декларации. Должностное лицо таможенного органа в течение 10 минут после принятия решения о необходимости таможенного сопровождения обязано оформить заявку по форме согласно приложению 1 к Порядку № 397, после чего незамедлительно уведомить перевозчика о необходимости уплаты сборов за таможенное сопровождение.
Перемещение сопровождаемых транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, в пределах 100 км или в пределах региона деятельности одной таможни допускается на основании решения о таможенном сопровождении, принятого согласно Порядку № 397, без издания приказа таможенного органа.
Таможенное сопровождение для перевозки алкогольной продукции, следуемой по процедуре таможенного транзита
При перевозке автомобильным транспортом алкогольная, непищевая спиртосодержащая продукция и непищевой этиловый спирт, перемещаемые по территории Республики Беларусь в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, не подлежат обязательному сопровождению (часть четвертая ст.23 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. в ч.4 п.1 ст.23 Закона № 429-З слово «перемещаемые» заменено словом «перевозимые» Законом от 15.07.2021 № 119-З. |
16.03.2017
Александр Шатсков, ведущий специалист управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП»