Пособие от 30.07.2010
Автор: Аброскин А.

Таможенные аспекты ввоза товаров в Республику Беларусь при реализации договоров лизинга


 

Материал помещен в архив

 

ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВВОЗА ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРОВ ЛИЗИНГА

В силу недостатка собственных средств временами белорусские организации прибегают к получению необходимых основных средств (производственного оборудования, подвижного состава и пр.) в лизинг. В рамках настоящего материала автором рассмотрено, какие таможенные формальности должны соблюсти организации при ввозе иностранных товаров в Республику Беларусь в связи с реализацией договоров лизинга, причем не только в качестве лизингополучателей, но и в качестве лизингодателей. Данный материал подготовлен с учетом вступившего в силу с 6 июля 2010 г. Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС).

По договору лизинга (финансовой аренды) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст.636 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

Ситуация 1

Между резидентами РБ заключен договор лизинга (лизингополучатель и лизингодатель).

Товары для передачи в лизинг приобретаются лизингодателем за рубежом (кроме Республики Казахстан и Российской Федерации) и ввозятся в Республику Беларусь.

Использование таких товаров на территории РБ возможно при условии помещения таких товаров под необходимую таможенную процедуру (ст.4 и 153 ТК ТС).

В связи с этим возникают закономерные вопросы: кто вправе выступать декларантом в отношении таких товаров - лизингодатель и (или) лизингополучатель и в соответствии с какими таможенными процедурами?

   

Статья 186 ТК ТС предусматривает, что декларантом, т.е. лицом, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст.4 ТК ТС), при наличии внешнеэкономической сделки может быть лицо государства - члена таможенного союза, заключившее такую внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена.

В рассматриваемой ситуации ввоз товаров в республику осуществляется по договору купли-продажи, заключенному между резидентом РБ (покупателем и в то же время лизингодателем) и нерезидентом РБ (продавцом). Именно этот договор отражает совершение внешнеэкономической сделки. Следовательно, декларировать ввозимые товары с целью помещения под необходимую таможенную процедуру в рассматриваемой ситуации вправе резидент РБ - лизингодатель.

Резидент РБ - лизингополучатель такие действия совершить не вправе, так как не является лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку, либо лицом, от имени (по поручению) которого такая сделка заключена. Отметим, что вышеуказанное не исключает возможность поставки рассматриваемых товаров из-за пределов Республики Беларусь непосредственно в адрес лизингополучателя. Однако даже в такой ситуации декларировать ввозимые товары для помещения под необходимую таможенную процедуру будет вправе только лизингодатель.

Ввозимые в Республику Беларусь товары на основании вышеизложенных обстоятельств (ввоз по договору купли-продажи) подлежат, как правило, помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При такой процедуре иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст.209 ТК ТС). Соответственно, отсутствуют дальнейшие препятствия для передачи таких товаров в лизинг на территории Республики Беларусь.

Следует отметить, что законодательство не ограничивает возможность поместить товары, ввозимые в Республику Беларусь по договору купли-продажи, также под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). При такой процедуре иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст.277 ТК ТС).

Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- предельный срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) ограничен 2 годами, а в отношении отдельных категорий товаров может быть ограничен и менее продолжительными сроками - в соответствии с отдельными решениями Комиссии таможенного союза (ст.280 ТК ТС).

До истечения установленного срока временно ввезенные товары должны быть помещены под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру, за исключением таможенного транзита (ст.281 ТК ТС);

- передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам в рамках договора лизинга допускается только с разрешения таможенного органа.

Такое разрешение можно получить, обратившись с заявлением произвольной формы в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру. В заявлении необходимо указать причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу, сведения о таком лице (ст.279 ТК ТС).

Отметим, что передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения установленных законодательством требований, в т.ч. по уплате таможенных платежей, соблюдения срока временного ввоза и пр.

Существуют также различия и во взимании таможенных платежей в вышеуказанных таможенных процедурах.

Так, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимые таможенные платежи (таможенные сборы за таможенное оформление, ввозные таможенные пошлины и налоги) уплачиваются в полном объеме до выпуска товаров в соответствии с такой процедурой (ст.211 ТК ТС), а под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) - в размере 3 % от сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за каждый полный и неполный календарный месяц использования товаров в соответствии с такой процедурой (ст.283 ТК ТС).

Напомним, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление установлены Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах», ввозных таможенных пошлин - Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, налога на добавленную стоимость - ст.102 Налогового кодекса РБ.

Пример 1

В Республику Беларусь поставляется гусеничный бульдозер (код 8429 11 009 0 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, утвержденной решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18) таможенной стоимостью 100 000 000 бел.руб. В зависимости от таможенной процедуры подлежат уплате следующие таможенные платежи.

   

Наименование таможенного платежа
Выпуск для внутреннего потребления
Временный ввоз (допуск)
Таможенные сборы за таможенное оформление 140 000 бел.руб.
(35 евро х 4 000 бел.руб. за 1 евро)
140 000 бел.руб.
(35 евро х 4 000 бел.руб. за 1 евро)
Ввозная таможенная пошлина 10 000 000 бел.руб.
(100 000 000 бел.руб. х
х 10 % / 100 %)
300 000 бел.руб. х количество месяцев
((100 000 000 бел.руб. х 10 % /
/ 100 %) х (3 % / 100 %) х
х количество месяцев)
Налог на добавленную стоимость 22 000 000 бел.руб.
((100 000 000 бел.руб. +
+ 10 000 000 бел.руб. ) х
х 20 % / 100 %)
660 000 бел.руб. х количество месяцев
(((100 000 000 бел.руб. +
+ 10 000 000 бел.руб.) х 20 % /
/ 100 %) х (3 % / 100 %) х
х количество месяцев)

   

Обратим внимание, что в случае последующего приобретения лизингополучателем в собственность товаров, полученных по договору лизинга, ранее ввезенных в Республику Беларусь в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), потребуется помещение таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что обусловлено вышеназванными ограничениями по передаче временно ввезенных товаров третьим лицам (ст.279 ТК ТС).

Рассмотрим это на примере.

Пример 2

Организация «А» (резидент РБ) заключает договор лизинга с организацией «Б» (резидент РБ). Согласно условиям этого договора организация «Б» обязуется приобрести в собственность у организации «В» (ФРГ) деревообрабатывающее оборудование и предоставить это оборудование организации «А» за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. В этой связи организация «Б» заключает с организацией «В» договор купли-продажи, согласно которому рассматриваемое оборудование ввозится в Республику Беларусь. В отношении такого оборудования декларантом необходимой таможенной процедуры вправе выступить только организация «Б».

Оборудование может также поставляться из-за пределов Республики Беларусь непосредственно в адрес организации «А».

1. В таком случае организация «Б» вправе заявить в отношении ввозимого оборудования таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (см. схему).

   

Третья страна
Республика Беларусь
                   
       
Вариант 1
       
                   
Организация «В» - нерезидент РБ (продавец и отправитель)
   
Передача товаров
   
Организация «А» - резидент РБ (покупатель и лизингодатель) - получатель товаров и декларант необходимой таможенной процедуры
   
в собственность
 
   
по договору
 
   
купли-продажи
   
                   
               
Передача товаров во владение и пользование по договору лизинга
 
                                                                             ▼
               
Организация «Б» - резидент РБ (лизингополучатель)
                 
       
Вариант 2
       
                 
Организация «В» - нерезидент РБ (продавец и отправитель)
         
Организация «А» - резидент РБ (покупатель и лизингодатель) - декларант необходимой таможенной процедуры
 
Договор
 
 
купли-продажи
 
         
                                                                             ▲
               
Договор лизинга
 
                                                                             ▼
       
Товары
 
Организация «Б» - резидент РБ (лизингополучатель) - получатель товаров
             
               

   

2. Организация «Б» вправе заявить в отношении ввозимого оборудования также таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

После этого для целей фактической передачи ввезенного оборудования организации «А» организация «Б» обязана обратиться с заявлением произвольной формы в таможенный орган, в котором товары помещены под указанную процедуру, и получить разрешение на такую передачу. В заявлении следует указать, что передача товаров осуществляется в соответствии с договором лизинга, а также место нахождения и банковские реквизиты организации «А».

3. В случае последующего приобретения организацией «А» ввезенного оборудования в собственность организации «Б» необходимо будет поместить такое оборудование под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Ситуация 2

Договор лизинга заключен между резидентами РБ (лизингополучатель и лизингодатель).

Товары для передачи в лизинг приобретаются лизингодателем в Республике Казахстан (Российской Федерации) и ввозятся лизингодателем в Республику Беларусь.

   

Рассматриваемые товары согласно ТК ТС для целей использования в Республике Беларусь не требуется помещать под таможенную процедуру, если они происходят из Республики Казахстан, Российской Федерации либо из третьих стран, но выпущены для внутреннего потребления в одной из таких стран.

Вместе с тем на основании возмездной передачи товаров от нерезидента РБ резиденту РБ по договору купли-продажи потребуется регистрация статистической декларации, что предусмотрено Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178). В соответствии с Указом № 178 регистрация таких деклараций производится при реализации внешнеторговых договоров, т.е. договоров между резидентом и нерезидентом, предусматривающих возмездную передачу товаров.

Отметим, что статистическая декларация - это декларация установленной формы, которая оформляется импортером или грузополучателем для целей статистического учета импорта товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту поставки товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более. В случае же 2-х и более поставок товаров в течение месяца в рамках одного внешнеторгового договора (если общая сумма стоимостей товаров по данным поступлениям составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более) допускается оформление периодической статистической декларации (Указ № 178; постановление Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее - постановление № 549)).

Обязанность осуществить статистическое декларирование товаров возложена на импортера, т.е. резидента РБ, заключившего внешнеторговый договор (Указ № 178, постановление № 549). Исходя из того, что внешнеторговым договором в рассматриваемой ситуации выступает договор купли-продажи, то таковым (импортером) в данном случае является резидент РБ - лизингодатель. Отметим, что вышеуказанное не исключает возможность поставки рассматриваемых товаров из-за пределов Республики Беларусь непосредственно в адрес лизингополучателя. Однако даже в такой ситуации обязанность регистрации статистической декларации будет возлагаться на лизингодателя. Вмесите с тем резидент РБ - лизингополучатель обладает правом представления для регистрации статистической декларации, но такой обязанности не имеет даже в случае поставки товаров непосредственно в его адрес.

Регистрация статистической декларации не требует уплату таможенных платежей. Несмотря на это, согласно ст.11.44 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации налагается штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % стоимости импортированных товаров, а также согласно ст.11.43 КоАП за отсутствие такой декларации - до 100 % стоимости таких товаров.

Пример 3

Организация «А» (РБ) заключает договор лизинга с организацией «Б» (РБ), согласно которому последняя обязуется приобрести в собственность у организации «В» (РФ) мусороперерабатывающее оборудование (происхождение - Российская Федерация) и предоставить это оборудование первой за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. В связи с этим организация «Б» заключает с организацией «В» договор купли-продажи, в соответствии с которым рассматриваемое оборудование ввозится в Республику Беларусь из Российской Федерации. В такой ситуации организация «Б» должна представить для регистрации статистическую декларацию. Указанная обязанность возлагается на нее независимо от того, следует оборудование из-за пределов республики в адрес организации «Б» или непосредственно в адрес организации «А».

Вышеизложенное отражено на следующей схеме.

 

Республика Беларусь
Российская Федерация
                   
       
Вариант 1
       
                   
Организация «А» - резидент РБ (покупатель и лизингодатель) - импортер и получатель товаров - обязана представить для регистрации статистическую декларацию
   
Передача товаров
   
Организация «В» - резидент РФ (продавец и отправитель)
 
в собственность
   
 
по договору
   
   
купли-продажи
   
         
                   
Передача товаров во владение и пользование по договору лизинга                
 ▼                                                                              
Организация «Б» - резидент РБ (лизингополучатель).
Организация «В» вправе представить для регистрации статистическую декларацию, но такой обязанности не имеет
               
                   
       
Вариант 2
       
                   
Организация «А» - резидент РБ (покупатель и лизингодатель) - импортер товаров - обязана представить для регистрации статистическую декларацию
         
Организация «В» - резидент РФ (продавец и отправитель)
 
Договор
 
 
купли-продажи
 
         
▲                                                                             
 Договор лизинга                
▼                                                                             
Организация «Б» - резидент РБ (лизингополучатель) - получатель товаров - вправе представить для регистрации статистическую декларацию, но такой обязанности не имеет
               
 
Товары
       
           
               
               
               

   

Обратим внимание, что порядок статистического декларирования регулируется постановлением № 549, а порядок оформления вышеуказанных деклараций - Инструкцией о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации, утвержденной постановлением ГТК РБ от 30.04.2009 № 37.

 

 

От редакции: С 1 марта 2012 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением ГТК РБ от 26.01.2012 № 2.

 

Перечень центров статистического декларирования, т.е. мест, предназначенных для представления статистических или периодических статистических деклараций, определен постановлением ГТК РБ от 15.04.2005 № 23 «Об учреждении центров статистического декларирования». Вместе с тем представление таких деклараций допускается и в пункт таможенного оформления, но только при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования (постановление № 549).

Следует иметь в виду, что для определения необходимости регистрации статистической или периодической статистической декларации при пересчете в евро стоимости товаров, выраженной в иных валютах, необходимо применять официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Нацбанком РБ, действующий на дату оприходования товаров. Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты поступления товаров, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным (постановление № 549).

Ситуация 3

Договор лизинга заключен между резидентом РБ (лизингополучатель) и нерезидентом РБ (лизингодатель).

Товары для передачи в лизинг приобретаются лизингодателем за рубежом (кроме Республики Казахстан и Российской Федерации) и ввозятся лизингополучателем в Республику Беларусь.

   

Данная ситуация сходна с ситуацией 1, рассмотренной выше. Существенным отличием в данном случае является то, что в качестве внешнеэкономической сделки выступает сделка лизинга, т.е. товары перемещаются через таможенную границу Республики Беларусь по договору лизинга. Напомним, что в ситуации 1 таковой являлась сделка купли-продажи. В рассматриваемом случае возможно помещение товаров по выбору декларанта также под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или временного ввоза (допуска). Особенности применения таких процедур были рассмотрены выше.

Необходимо отметить, что декларирование товаров с целью помещения под вышеуказанные таможенные процедуры в данном случае будет осуществляться резидентом РБ - лизингополучателем.

Пример 4

Организация «А» (РБ) заключает договор лизинга с организацией «Б» (РБ), согласно которому в республику поставляется партия тягачей, приобретенных последней у организации «В» (нерезидент РБ). В отношении таких товаров декларантом необходимой таможенной процедуры вправе выступить организация «А». При этом товары могут поставляться из-за пределов РБ как от организации «Б», так и непосредственно от организации «В».

Представим это на следующей схеме.

 

Третья страна
Республика Беларусь
                   
       
Вариант 1
       
                   
Организация «Б» - нерезидент РБ (покупатель, лизингодатель и отправитель товаров)
   
Передача товаров
   
Организация «А» - резидент РБ (лизингополучатель) - получатель товаров и декларант необходимой таможенной процедуры
 
в пользование
   
 
по договору лизинга
   
           
           
▲                                                     
Получение товаров в собственность                
                   
Организация «В» - нерезидент РБ (продавец)
               
                   
       
Вариант 2
       
                 
Организация «Б» - нерезидент РБ (покупатель, лизингодатель)
         
Организация «А» - резидент РБ (лизингополучатель) - получатель товаров и декларант необходимой таможенной процедуры
 
Договор лизинга
 
     
           
▲                                                   ▲
Договор купли-продажи                
▼                                                     
Организация «В» - нерезидент РБ (продавец и отправитель товаров)
               
   
Товары
       
             

   

Следует обратить внимание, что в рассматриваемом случае при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления плательщик вправе ходатайствовать о получении рассрочки по уплате налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более, чем на 5 лет.

Данное право предусмотрено Указом Президента РБ от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» (в редакции Указа Президента РБ от 09.03.2010 № 143, далее - Указ № 465) и распространяет свое действие в отношении товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга. При этом такой договор должен быть заключен в период действия Указа № 465, т.е. в период со 2 октября 2009 г.

Необходимо отметить, что вышеуказанная рассрочка предоставляется непосредственно при помещении товаров под данную процедуру при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость. Рассматриваемая рассрочка погашается в течение срока ее действия ежеквартально равными долями. За ее использование взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день уплаты платежей, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов).

Пример 5

В ситуации, рассмотренной в примере 4, организация «А» (РБ) 12 июля 2010 г. помещает ввезенные тягачи под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с рассрочкой уплаты налога на добавленную стоимость сроком на 2 года. Предположим, что стоимость тягачей составляет 500 000 000 бел.руб. Соответственно, сумма рассроченного налога на добавленную стоимость (ставка - 20 %) составит 105 000 000 бел.руб. График погашения рассматриваемой рассрочки будет выглядеть следующим образом (примечание).

   

 
Дата окончания срока уплаты
Сумма налога на добавленную стоимость
Сумма процентов по налогу на добавленную стоимость
Уплата 1-й части платежей и процентов
12 октября 2010 г.
13 125 000 бел.руб.
(105 000 000 бел.руб. / 8)
3 220 000 бел.руб.
(105 000 000 бел.руб. х
х 92 дня х 12 % / 360 дней х
х 100 %)
Уплата 2-й части платежей и процентов
12 января 2011 г.
13 125 000 бел.руб.
(105 000 000 бел.руб. / 8)
2 756 250 бел.руб.
(91 875 000 бел.руб. х
х 90 дней х 12 % /
/ 360 дней х 100 %)
Уплата 3-й части платежей и процентов
12 апреля 2011 г.
13 125 000 бел.руб.
(105 000 000 бел.руб. / 8)
2 388 750 бел.руб.
(78 750 000 бел.руб. х
х 91 день х 12 % /
/ 360 дней х 100 %)
Уплата 4-й части платежей и процентов
12 июля 2011 г.
13 125 000 бел.руб.
(105 000 000 бел.руб. / 8)
2 012 531 бел.руб.
(65 626 000 бел.руб. х
х 92 дня х 12 % / 360 дней х
х 100 %)
Уплата 5-й части платежей и процентов
12 октября 2011 г.
13 125 000 бел.руб.
(105 000 000 бел.руб. / 8)
1 610 000 бел.руб.
(52 500 000 бел.руб. х
х 92 дня х 12 % / 360 дней х
х 100 %)
Уплата 6-й части платежей и процентов
12 января 2012 г.
13 125 000 бел.руб.
(105 000 000 бел.руб. / 8)
1 181 250 бел.руб.
(39 375 000 бел.руб. х
х 90 дней х 12 % /
/ 360 дней х 100 %)
Уплата 7-й части платежей и процентов
12 апреля 2012 г.
13 125 000 бел.руб.
(105 000 000 бел.руб. / 8)
796 250 бел.руб.
(26 250 000 бел.руб. х
х 91 день х 12 % /
/ 360 дней х 100 %)
Уплата 8-й части платежей и процентов
12 июля 2012 г.
13 125 000 бел.руб.
(105 000 000 бел.руб. / 8)
402 500 бел.руб.
(13 125 000 бел.руб. х
х 92 дня х 12 % / 360 дней х
х 100 %)

Ситуация 4

Договор лизинга заключен между резидентом РБ (лизингополучатель) и нерезидентом РБ (лизингодатель).

Товары для передачи в лизинг приобретаются лизингодателем в Республике Казахстан (Российской Федерации) и ввозятся в Республику Беларусь лизингополучателем (резидент РБ).

   

Как отмечалось при рассмотрении ситуации 2, ввозимые в Республику Беларусь товары, происходящие из Республики Казахстан, Российской Федерации либо из третьих стран, но выпущенные в свободное обращение в одной из указанных стран, для целей использования на территории Республики Беларусь помещать под таможенные процедуры не требуется. Вместе с тем в отношении таких товаров при передаче от нерезидента Республики Беларусь резиденту Республики Беларусь по внешнеторговому договору потребуется осуществить их статистическое декларирование (Указ № 178, постановление № 549).

Рассмотрим, распространяется ли такое требование при передаче товаров по договорам лизинга.

Внешнеторговый договор - это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров (Указ № 178). Договор лизинга предполагает передачу товаров, хоть и за плату, но только во временное владение и пользование (ст.636 ГК). Соответственно, при ввозе в Республику Беларусь таких товаров по договорам лизинга регистрировать статистическую декларацию не требуется.

Пример 6

Организация «А» (РБ) заключает договор лизинга с организацией «Б» (РФ), согласно которому в Республику Беларусь поставляется партия оборудования, приобретенного последней у организации «В» (РФ). В отношении таких товаров ни помещение под таможенную процедуру, ни статистическое декларирование не требуется.

 

Обратим внимание, что регистрация такой декларации будет обязательна в случае последующего приобретения резидентом РБ - лизингополучателем у нерезидента РБ - лизингодателя ввезенных товаров в собственность, что может сопровождаться дополнительным соглашением к договору лизинга или отдельным договором купли-продажи.

Пример 7

В ситуации, рассмотренной в примере 6, организация «А» (РБ) спустя 2 года заключает дополнительное соглашение к договору лизинга с организацией «Б» (РФ), которое предусматривает приобретение полученного в пользование оборудования в собственность. Данные обстоятельства требуют осуществить статистическое декларирование товаров.

   

Примечание. При расчетах принималось, что основные платежи погашаются в последний день срока уплаты, ставка рефинансирования Нацбанка РБ, действующая на день уплаты платежей, установлена в размере 13 %.

   

30.07.2010 г.

   

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

 

От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» на основании указов Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (с 27 июля 2011 г.), от 23.07.2012 № 329 (с 26 июля 2012 г.) и от 28.07.2014 № 380 (с 1 августа 2014 г.) внесены изменения.

В Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании указов Президента РБ от 09.08.2011 № 347 (с 16 ноября 2011 г.) и от 23.07.2012 № 323 (с 26 сентября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2012 г. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130, на основании решения Комиссии таможенного союза от 18.11.2011 № 850 утратил силу.

С 26 сентября 2012 г. постановление ГТК РБ от 15.04.2005 № 23 «Об учреждении центров статистического декларирования товаров» на основании постановления ГТК РБ от 04.09.2012 № 26 утратило силу.

С 18 января 2013 г. в Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании Закона РБ от 09.07.2012 № 388-З внесены изменения и дополнения.