


Материал помещен в архив
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В 2011 ГОДУ
В связи со вступлением с 6 июля 2010 г. Республики Беларусь в таможенный союз таможенное законодательство изменилось. Комиссией таможенного союза, уполномоченными органами Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан принято значительное количество новых нормативных документов.
Приведенный ниже материал актуален для организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью и сталкивающихся с необходимостью исчисления и уплаты таможенных платежей при импорте (экспорте) товаров. В настоящем материале с учетом положений таможенного законодательства таможенного союза, а также сохранивших свое действие положений белорусского таможенного законодательства приведен обзор основных правовых актов, регулирующих данные аспекты осуществления внешнеэкономической деятельности.
Для своевременного и полного соблюдения требований законодательства об уплате таможенных платежей необходимо владеть информацией о том, какие виды таможенных платежей и в каких случаях взимаются в Республике Беларусь, в каком размере определены их ставки, каков порядок их расчета и уплаты. Рассмотрим эти и другие вопросы подробно.
Виды таможенных платежей
Виды таможенных платежей и правовые акты, их устанавливающие, представлены в таблице 1.
Таблица 1 | |
Правовой акт |
Краткое содержание |
Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС) (ст.70 «Таможенные платежи») | К таможенным платежам относятся: - ввозная таможенная пошлина; - вывозная таможенная пошлина; - налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; - акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза (далее - акцизы); - таможенные сборы |
Налоговый кодекс РБ (далее - НК РБ) (ст.111 «Подакцизные товары») | Определен перечень товаров, облагаемых акцизами: спирт этиловый ректификованный технический; алкогольная продукция; непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов; пиво; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7 %; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное и биодизельное топливо; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; микроавтобусы и автомобили легковые, в т.ч. переоборудованные в грузовые |
Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее - Указ № 443) | Действуют следующие виды таможенных сборов: - за таможенное оформление; - за таможенное сопровождение товаров; - за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; - за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; - за принятие таможенными органами предварительного решения; - за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей. От редакции: С 27 июля 2011 г. таможенный сбор за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности исключен Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319. С 1 августа 2014 г. п.1 Указа № 443 исключен Указом Президента РБ от 28.07.2014 № 380 |
Постановление Совета Министров РБ от 30.01.2006 № 109 «О даче заключений об отнесении отдельных товаров к группам подакцизных товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» | Концерны «Белгоспищепром» и «Белнефтехим» уполномочены в пределах своей компетенции давать заключения об отнесении отдельных товаров к группам подакцизных товаров, в т.ч. для целей уплаты акцизов |
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
Правовые акты, предусматривающие в Республике Беларусь ставки специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, определены в таблице 2.
Таблица 2 | |
Правовой акт |
Краткое содержание |
Таможенный кодекс таможенного союза (ст.70) | Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС |
Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008. От редакции: С 1 января 2015 г. Соглашение прекратило действие в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 |
Предусмотрено, что: - специальная пошлина - это мера по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию; - антидемпинговая пошлина - это мера по противодействию демпинговому импорту; - компенсационная пошлина - это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств таможенного союза. Вышеуказанные пошлины взимаются независимо от уплаты ввозной таможенной пошлины |
Указ Президента РБ от 29.10.2007 № 543 «О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь» | Специальная пошлина установлена на происходящие из Украины преформы, ввозимые для изготовления изделий емкостью не более 2 л, классифицируемые в подсубпозиции 3923 30 101 0 единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), в размере 20 % от таможенной стоимости. От редакции: С 23 августа 2012 г. действуют ТН ВЭД ТС и Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 |
Указ Президента РБ от 12.10.2009 № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)» | Специальная пошлина установлена на сетки стеклянные (стеклосетки), являющиеся изделиями из стеклянного волокна, в которых 2 или более слоя параллельных нитей (ровингов) скреплены химическим, механическим или тканым способом, с открытой ячейкой размером 1 мм и более по любой ее стороне, классифицируемые в подсубпозициях 7019 19 100, 7019 19 900, 7019 32 000, 7019 39 000 9, 7019 40 000 0, 7019 51 000 0, 7019 52 000 0, 7019 59 000 0, 7019 90 100 0, 7019 90 910 0, 7019 90 990 0 ТН ВЭД ТС, в размере 33,4 % от таможенной стоимости |
Постановление Совета Министров РБ от 18.08.2008 № 1178 «О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь» | Антидемпинговая пошлина установлена на происходящую из Украины карамель: - не содержащую какао, классифицируемую в подсубпозициях 1704 90 710 0, 1704 90 750 0 ТН ВЭД ТС, в размере 11,76 % от таможенной стоимости; - содержащую какао, классифицируемую в подсубпозициях 1806 90 500 1, 1806 90 500 2, 1806 90 500 9 ТН ВЭД ТС, в размере 23,9 % от таможенной стоимости. Такая пошлина не применяется в отношении карамели, поставляемой дочерним предприятием «Кондитерская корпорация «Рошен», закрытым акционерным обществом «Житомирские ласощи», акционерным обществом закрытого типа «Харьковская бисквитная фабрика», закрытым акционерным обществом «ПО «Конти», при условии поставки по ценам не ниже нормальной цены этого товара и представления в таможенный орган инвойса-обязательства, соответствующего данным ими ценовым обязательствам, а также представления сертификата о происхождении товара формы СТ-1 |
Особенности уплаты таможенных пошлин, налогов при применении таможенных процедур
Ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются при помещении товаров под таможенные процедуры:
- выпуска для внутреннего потребления;
- временного ввоза (допуска) с частичным условным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов.
Последнее предусматривает уплату ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза в размере 3 % суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Вывозные таможенные пошлины уплачиваются при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.
Иные таможенные процедуры не предусматривают необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов. Исключение составляют случаи, когда допускается нарушение требований таких процедур, в частности, использование или распоряжение товарами в нарушение условий установленной процедуры (ст.210, 213, 282 ТК ТС).
Ставки таможенных платежей
В Республике Беларусь установлены следующие ставки таможенных платежей (см. таблицу 3).
Таблица 3 | ||
Вид таможенного платежа |
Правовой акт, устанавливающий ставки |
Размер ставок |
Ввозные таможенные пошлины | Единый таможенный тариф таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2010 № 18 | Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД ТС. Применяется с 1 января 2010 г. В данный документ на сегодняшний день внесено 26 изменений и дополнений. |
Вывозные таможенные пошлины | Указы Президента РБ от 26.10.2009 № 525 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения», от 21.05.2010 № 272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса», от 09.10.2010 № 522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы», от 31.12.2010 № 716 «О ставках вывозных таможенных пошлин», от 01.02.2011 №40 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье»; постановление Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1932 (в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) |
Сегодня такие ставки установлены только: - на калийные удобрения; - семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые; - отдельные лесоматериалы; - нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нефти; - на кожевенное сырье. На иные товары ставки вывозных таможенных пошлин законодательством не предусматриваются |
Налог на добавленную стоимость | Налоговый кодекс РБ (ст.102 «Ставки налога на добавленную стоимость») | При ввозе применяются 2 ставки НДС: - 10 % - на продовольственные товары и товары для детей. Перечень таких товаров определен Указом Президента РБ от 21.06.2007 № 287; - 20 % - на иные товары |
Акцизы | Налоговый кодекс РБ (ст.112 «Ставки акцизов») | Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены в приложении 1 к НК РБ |
Таможенные сборы | Указ № 443. От редакции: С 26 июля 2012 г. приложение 1 к Указу № 443 изложено в новой редакции Указом Президента РБ от 23.07.2012 № 329 |
1. За таможенное оформление (выпуск товаров) размер сбора зависит от группы по ТН ВЭД ТС, в которой классифицируются товары: - группы 1-24, 50-70, 72-83 по ТН ВЭД ТС - 20 евро; - группы 25-49, 84-85, 90-97 по ТН ВЭД ТС - 35 евро; - группы 71, 86-89 по ТН ВЭД ТС - 50 евро. В случае декларирования по одной декларации 2 и более наименований товаров применяется наибольшая ставка указанных сборов из установленных в отношении таких товаров. Например, декларируется (по одной декларации) партия товаров 3 наименований, ввозимых для оснащения офиса: несгораемые шкафы (8303 00 ТН ВЭД ТС); кондиционеры (8415 ТН ВЭД ТС); аппараты телефонные (8517 ТН ВЭД ТС). Сбор за таможенное оформление будет подлежать уплате в размере 35 евро (в эквиваленте). 2. За таможенное сопровождение товаров сбор рассчитывается за каждый полный и неполный час таможенного сопровождения: - при сопровождении с использованием транспорта, предоставляемого перевозчиком, - в размере 5 евро; - при сопровождении с использованием одной единицы транспорта таможенного органа - в размере 20 евро; - при сопровождении с использованием 2 единиц транспорта таможенного органа - в размере 40 евро. 3. За осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - в размере 320 евро. 4. За выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению - в размере 100 евро. 5. За принятие таможенными органами предварительного решения (о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС) - за одно предварительное решение 155 евро. 6. За включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, - в размере 11 370 евро |
Плательщики таможенных платежей
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются (ст.210, 213, 282 ТК ТС):
- декларант.
Под декларантом понимается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст.4 ТК ТС);
- иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таковыми могут являться перевозчики, владельцы складов временного хранения или таможенных складов и пр.
Например, в случае утраты товаров, находящихся на хранении на таможенном складе, плательщиком ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров будет считаться владелец таможенного склада. Декларант указанной процедуры не несет ответственности по их уплате (ст.237 ТК ТС).
Вниманию читателей
Третье лицо не вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за плательщика.
Например, организация «А» декларирует партию ввезенных товаров с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Организация «Б» имеет задолженность перед организацией «А» за поставленные ранее товары. Организация «А» не вправе воспользоваться (для уплаты таможенных платежей) денежными средствами, которые организация «Б» может перечислить на единый счет, предназначенный для зачисления таможенных платежей. Уплату последних организация «А» должна произвести самостоятельно.
Плательщиками таможенных сборов являются: декларант; перевозчик; правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, обратившееся с заявлением об осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности; физическое лицо, обратившееся за выдачей квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; организация или физическое лицо, обратившиеся за получением предварительного решения; организация, обратившаяся за включением в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей (ст.245 ТК ТС).
Исчисление таможенных платежей
Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется:
1) плательщиками самостоятельно.
Исключением являются случаи, предусмотренные ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (в частности, при взыскании таможенных пошлин, налогов (ст.76 ТК ТС) в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, если не требуется подача декларации на товары (ст.316 ТК ТС));
2) в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация.
Иными словами, в Республике Беларусь исчисление сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в белорусских рублях. В этой же валюте таможенные платежи и подлежат уплате.
Исключение составляют случаи исчисления вывозных таможенных пошлин на нефть (кроме добытой в Республике Беларусь) и нефтепродукты. Такие пошлины исчисляются и уплачиваются в долларах США.
По общему правилу для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Пример 1
Организация 4 января уплатила сбор за таможенное оформление (ставка - 20 евро), который по курсу составил 80 000 бел.руб. (20 евро х 4 000 бел.руб. за 1 евро). Декларация подается и регистрируется 5 января, когда курс евро изменился и стал равен 4 005 бел.руб. за 1 евро. Указанный сбор необходимо будет доплатить, так как по курсу на день регистрации декларации его сумма составляет 80 100 бел.руб. (20 евро х 4 005 бел.руб. за 1 евро).
Базой для расчета платежей является:
- при исчислении таможенных пошлин - таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок.
В случае когда такой базой является масса товаров, такая масса определяется с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (ст.75-77 ТК ТС);
- при исчислении НДС - сумма таможенной стоимости товаров, сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, сумма подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) (ст.99 НК РБ);
- при исчислении акцизов - объем подакцизных товаров в натуральном выражении (ст.117 НК РБ).
Пример 2
Организация декларирует партию ввезенных товаров «бытовые настенные лампы» (код 9405 10 210 9 ТН ВЭД ТС) таможенной стоимостью 5 000 000 бел.руб. с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Подлежащие уплате таможенные платежи составят:
- таможенные сборы за таможенное оформление (ставка - 35 евро) - 140 000 бел.руб. (35 евро х 4 000 бел.руб. за 1 евро);
- ввозная таможенная пошлина (ставка 20 %) - 1 000 000 бел.руб. (5 000 000 бел.руб. х 20 % / 100 %);
- НДС (ставка 20 %) - 1 200 000 бел.руб. ((5 000 000 бел.руб. + 1 000 000 бел.руб.) х 20 % / 100 %).
Порядок уплаты таможенных платежей
Формы уплаты таможенных платежей определяются законодательством государства - члена таможенного союза, в котором они подлежат уплате (ст.84 ТК ТС).
В Республике Беларусь предусмотрены следующие формы уплаты таможенных платежей:
- безналичный порядок;
- наличными денежными средствами;
- зачет в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей;
- обращение денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в таможенные платежи;
- взаимозачет таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (ст.254 Таможенного кодекса РБ).
От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ. |
Основные правовые акты, регулирующие применение форм уплаты таможенных платежей, рассмотрены в таблице 4.
Таблица 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правовой акт |
Краткое содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам, утвержденная постановлением Минфина РБ и Правления Нацбанка РБ от 08.12.2005 № 143/171. От редакции: С 13 февраля 2013 г. в Инструкцию № 143/171 постановлением Минфина РБ и Правления Нацбанка РБ от 22.12.2012 № 79/690 внесены изменения и дополнения, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь по доходам» |
Таможенные платежи зачисляются на единый счет, открываемый Министерству финансов РБ в белорусских рублях в Национальном банке РБ (далее - Нацбанк РБ) (код банка - 153005042). Номер такого счета - 3600920000008 (выделенные цифры соответствуют номеру лицевого счета Государственного таможенного комитета РБ). Также определены особенности оформления платежных инструкций на перечисление таможенных платежей. В частности, при оформлении платежных поручений применяются требования постановления Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 «Об утверждении Инструкции о банковском переводе» с учетом следующих особенностей: - в поле «Бенефициар» указывается «Министерство финансов Республики Беларусь»; в субполе «Счет №» - номер единого счета 3600920000008; - в поле «Назначение платежа» - наименование платежа в бюджет; идентификационный номер (при его наличии) физического лица - плательщика платежей в бюджет, в случае если поле «УНП плательщика» принимает значение «511111111»; - в поле «УНП плательщика» - учетный номер плательщика. Если плательщик не имеет учетного номера, то последний принимает значение «511111111»; - в поле «УНП бенефициара» - УНП таможенного органа (приведены ниже), которым произведен либо будет производиться выпуск товаров или который совершил либо будет совершать юридически значимые действия.
- в поле «Код платежа» - код платежа в бюджет, представляющий пятизначное число «ХРРПП», в котором «Х» - вид платежа, принимающий следующие значения: 0 - основные платежи; 1 - пени; 5 - проценты; «РРПП» - код раздела и подраздела классификации доходов бюджета. Отметим, что для уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (за исключением добытой в Республике Беларусь) и нефтепродукты Министерству финансов РБ в Нацбанке РБ открыт отдельный счет (№ 3640900000050) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Минфина РБ от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» | Определены коды разделов и подразделов бюджетной классификации, составляющие код платежа в бюджет:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструкция о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов, утвержденная постановлением ГТК РБ от 24.01.2007 № 11 | При уплате таможенных платежей путем зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в качестве заявления плательщика на зачет рассматривается таможенная декларация или иной таможенный документ, используемый для отражения сумм таможенных платежей, процентов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соглашение от 20.05.2010 | 1. Излишне уплаченные или взысканные суммы ввозных таможенных пошлин не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей (таможенных сборов, вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов). Данное ограничение распространяется на уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин, обязанность уплаты которых возникла с 1 сентября 2010 г. До 1 сентября 2010 г. такие ограничения отсутствовали. 2. Излишне уплаченные или взысканные суммы сборов, вывозных пошлин, акцизов и НДС могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей, в т.ч. в счет уплаты ввозных таможенных пошлин. Однако зачет в счет ввозных пошлин возможен только тех сумм, которые перечислены на единый счет. Например, в январе 2010 г. на счет, открытый Минской региональной таможне, перечислена сумма НДС, которая не использована. Сегодня ее зачет возможен только в сборы, акцизы либо НДС. В ввозную таможенную пошлину ее зачесть невозможно, так как ее уплата была произведена не на единый счет. 3. Суммы вывозных таможенных пошлин, уплаченные в отношении нефти (за исключением добытой в Республике Беларусь) и нефтепродуктов на отдельный счет 3640900000050, зачету в счет платежей, подлежащих уплате на единый счет № 3600920000008, не подлежат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), утвержденная постановлением Минфина РБ, МНС РБ и ГТК РБ от 26.12.2003 № 180/119/82. От редакции: С 1 января 2012 г. постановлением Минфина РБ от 21.12.2011 № 136 утверждена новая Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов |
Определяет порядок проведения взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком. Обратим внимание, что такой способ уплаты не применяется при исполнении обязательств плательщиков по уплате ввозных таможенных пошлин |
Сроки уплаты таможенных платежей
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст.81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС, Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, Соглашением о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2010.
В частности, при помещении товаров под таможенные процедуры:
- выпуска для внутреннего потребления (экспорта) - таможенные пошлины, налоги уплачиваются до выпуска товаров (до помещения под процедуру экспорта);
- временного ввоза (вывоза):
таможенные пошлины, налоги уплачиваются до выпуска товаров - при уплате всей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате за установленный срок временного ввоза либо уплате первой части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащей уплате, в случае периодичности такой уплаты;
таможенные пошлины, налоги уплачиваются до начала периода, за который производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, - в случае периодичности такой уплаты.
Сроки уплаты таможенных сборов определены ст.245 и 253 ТК ТС:
- за таможенное оформление - до выпуска таможенным органом товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
- за таможенное сопровождение товаров - после принятия таможенным органом решения об осуществлении такого сопровождения, но до его фактического осуществления;
- за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - до включения объекта (объектов) интеллектуальной собственности, в отношении которого (которых) будут осуществляться меры по защите прав интеллектуальной собственности, в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;
- за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению - до выдачи такого аттестата;
- за принятие таможенными органами предварительного решения - до принятия (выдачи) такого решения;
- за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, - до включения в такой реестр.
Документы, применяемые для отражения сведений об исчислении и уплате таможенных платежей
Основным документом для расчета таможенных платежей является таможенная декларация. Правовые акты, регулирующие оформление таможенных деклараций, представим в таблице 5.
Таблица 5 | |
Правовой акт |
Краткое содержание |
Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» | Отражение сведений об исчислении таможенных платежей производится в гр.47 декларации на товары, а об их уплате - в графе В этой же декларации |
Решение Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» | Для целей указания в таможенной декларации в кодированном виде сведений об исчислении и уплате таможенных платежей утверждены классификаторы, предусматривающие коды: - льгот по уплате таможенных платежей; - видов документов, используемых при таможенном декларировании; - видов таможенных платежей; - особенностей уплаты таможенных платежей; - способов уплаты таможенных платежей; - способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; - дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов |
Пени и административная и уголовная ответственность за неуплату таможенных платежей
В таблице 6 рассмотрим меры ответственности за неуплату таможенных платежей.
Таблица 6 | ||
Мера обеспечения, вид ответственности |
Правовой акт |
Краткое содержание |
Пени | Таможенный кодекс таможенного союза (ст.91) | При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных платежей уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата таковых устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных платежей |
Налоговый кодекс РБ (ст.52) | В Республике Беларусь пенями признаются денежные суммы, которые плательщик должен уплатить в случае исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме таможенных платежей независимо от применения других способов обеспечения исполнения такой обязанности, а также мер ответственности за нарушение законодательства. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения обязанности начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты таможенных платежей. При этом они определяются в процентах от неуплаченных сумм таможенных платежей, а процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов | |
Указ Президента РБ от 17.10.2005 № 481 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий» | Определяет порядок внесения на рассмотрение Президента РБ ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от пеней, примененных таможенными органами | |
Административная ответственность | Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (ст.7.2, 7.9, часть 9 ст.13.6). От редакции: С 28 августа 2013 г. следует руководствоваться ст.7.2 и 7.9 КоАП в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З |
Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более 10 базовых величин (БВ), в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 БВ. При этом при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств указанные административные взыскания налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах установленных минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза. Смягчающими обстоятельствами в данном случае признаются: - чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение; - добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; - наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка; - совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; - иные обстоятельства, признанные смягчающими органом, ведущим административный процесс |
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.3.12, 3.30, 12.2, 12.4) | Протоколы об административных правонарушениях по части 9 ст.13.6 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица таможенных органов. Дела о таких административных правонарушениях рассматривают от имени таможенных органов начальники таможенных органов и их заместители. Не вступившее в законную силу постановление таможенного органа о наложении административного взыскания по части девятой ст.13.6 КоАП может быть обжаловано в Государственный таможенный комитет РБ или суд. При обжаловании в Государственный таможенный комитет РБ жалоба направляется в таможенный орган, вынесший постановление, а последний в течение 3 суток направляет ее вместе с делом в Государственный таможенный комитет РБ. Указанная жалоба может быть подана: - в течение 10 суток - со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении; - не позднее 10 суток - со дня вынесения в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления по делу об административном правонарушении | |
Уголовная ответственность | Уголовный кодекс РБ (ст.231) | Предусмотрено, что: - уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 3 лет; - уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 6 лет. Для этих целей уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере признается уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в 2 000 раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления |
15.02.2011 г.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.), от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) и от 30.12.2014 № 224-З внесены изменения и дополнения.