Пособие от 15.09.2010
Автор: Аброскин А.

Таможенные процедуры переработки


 

Материал помещен в архив

 

ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕРАБОТКИ

Многие белорусские организации в рамках договоров подряда, купли-продажи и др. поставляют в Республику Беларусь из третьих стран сырье (далее - товары) для осуществления операций переработки. До настоящего времени для этих целей широко применялся таможенный режим переработки на таможенной территории, реже - таможенный режим свободного обращения. Данные режимы были предусмотрены Таможенным кодексом РБ (далее - ТК РБ).

 

 

От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК РБ.

 

С введением в действие с 6 июля 2010 г. Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) для аналогичных целей предусматривается применение таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления, возможно также применение таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. В этой связи рассмотрим, какие новые таможенные правила необходимо соблюдать вышеуказанным организациям при осуществлении своей хозяйственной деятельности.

Сырье для переработки: новые правила таможенного законодательства

Таможенная процедура переработки на таможенной территории: содержание и условия применения. Переработка на таможенной территории - это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза, в т.ч. территории Республики Беларусь, в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза (ст.239 ТК ТС).

В первую очередь отметим, что таможенная процедура переработки на таможенной территории применима при ввозе в Беларусь товаров из третьих стран. В данном случае имеются в виду страны, отличные от Казахстана и России (об особенностях ввоза в Беларусь товаров для переработки из Казахстана и России читайте ниже в подразделе «Особенности ввоза в Республику Беларусь для переработки товаров из Казахстана и России» настоящего материала).

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории, являются:

- Таможенный кодекс ТС (ст.239-251);

- постановление Совета Министров РБ от 21.08.2007 № 1065 «О некоторых вопросах выдачи заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории» (далее - постановление № 1065);

- постановление ГТК РБ от 26.02.2008 № 27 «О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения» (далее - постановление № 27).

Постановления № 1065 и № 27 применяются в части, не противоречащей ТК ТС, и с учетом терминологии, применяемой в ТК ТС.

С товарами, помещенными под рассматриваемую процедуру, совершаются следующие операции по переработке товаров (ст.241 ТК ТС):

- переработка или обработка товаров, когда товары теряют свои индивидуальные характеристики;

- изготовление товаров, включая монтаж, сборка, разборка и подгонка;

- ремонт товаров, включая восстановление, замена составных частей;

- использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (такая операция должна быть совершена одновременно с одной из вышеуказанных).

К операциям по переработке товаров не относятся:

- операции по обеспечению сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке;

- получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, выращивание ракообразных и моллюсков;

- выращивание деревьев и растений;

- копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;

- использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и др.).

Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории следующие (см. таблицу 1).

Таблица 1

 
Условие
Порядок соблюдения
1. Заинтересованным лицом получен документ об условиях переработки товаров на таможенной территории

Такой документ получает декларант рассматриваемой таможенной процедуры (в т.ч. который может и не осуществлять операции переработки). Порядок получения данного документа в Республике Беларусь регулируется постановлениями № 1065 и № 27 и предусматривает обращение:

- в республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, - юридических лиц, подчиненных уполномоченному органу либо входящих в состав уполномоченного органа, юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление уполномоченному органу, иных юридических лиц (за исключением нижепоименованных) и индивидуальных предпринимателей (в зависимости от вида экономической деятельности, которая отнесена к компетенции уполномоченного органа);

- областные и Минский городской исполнительные комитеты - юридических лиц (кроме юридических лиц, входящих в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности) и индивидуальных предпринимателей, если операции переработки товаров относятся к каким-либо из производств легкой промышленности;

- государственное производственно-торговое объединение «Белхудожпромыслы» Управления делами Президента РБ - юридических лиц, входящих в состав этого объединения.

Более подробную информацию о порядке получения рассматриваемого документа см. ниже.

Обратите внимание, что если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт, то в качестве документа об условиях переработки товаров на таможенной территории декларант вправе использовать таможенную декларацию

2. Обеспечена возможность идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки

В целях обеспечения идентификации могут использоваться следующие способы (ст.242 ТК ТС):

- проставление декларантом, лицом, осуществляющим переработку, или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные иностранные товары;

- подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров;

- сопоставление предварительно отобранных проб, образцов иностранных товаров и продуктов их переработки;

- использование имеющейся маркировки товаров, в т.ч. в виде серийных номеров;

- иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров, в т.ч. путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.

Обратите внимание, что идентификации не требуется в случае замены иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, эквивалентными товарами. Возможность такой замены предусмотрена с разрешения таможенного органа ст.248 ТК ТС. Под эквивалентными товарами понимаются товары таможенного союза, которые по своим описанию, качеству и техническим характеристикам совпадают с иностранными товарами

 

Таможенная процедура переработки на таможенной территории предусматривает установление срока ее действия (ст.243 ТК ТС). Такой срок включает в себя продолжительность производственного процесса переработки товаров, а также время, необходимое для фактического вывоза продуктов переработки и совершения таможенных операций, связанных с распоряжением отходами и остатками иностранных товаров.

Максимальный (предельный) срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать 3 года.

Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а при таможенном декларировании товаров отдельными партиями (несколькими партиями) - со дня помещения под эту таможенную процедуру первой партии товаров.

Справочно

1. Комиссия таможенного союза вправе определять перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (ст.240 ТК ТС).

В данный момент такой перечень отсутствует.

2. Решением Комиссии таможенного союза для отдельных категорий товаров может определяться более продолжительный, чем 3 года, срок переработки товаров на таможенной территории (ст.243 ТК ТС).

Такие решения в настоящее время отсутствуют.

 

Возможные способы завершения действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории. Установление срока действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории подразумевает, что до истечения такого срока декларантом должно быть соблюдено требование по завершению действия такой процедуры. Возможные способы совершения необходимых действий приведены в таблице 2 (ст.249 ТК ТС).

Таблица 2

 
Категория образовавшихся товаров
Возможные действия с целью завершения процедуры переработки
Особенности
Продукты переработки

Помещение под таможенную процедуру:

- реэкспорта;

- выпуска для внутреннего потребления;

- иную таможенную процедуру, в частности уничтожение или отказ в пользу государства, за исключением таможенной процедуры транзита

В отношении продуктов переработки особенности рассмотрены ниже, в подразделе «Взимание таможенных пошлин, налогов при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории»
Отходы

Отходы подлежат помещению под таможенную процедуру, отличную от таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории. При этом для таможенных целей отходы рассматриваются как товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза в этом состоянии.

Указанные действия совершать не требуется, когда отходы переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования.

Производственные потери, образующиеся и (или) безвозвратно теряющиеся в результате совершения операций по переработке, не подлежат помещению под иную таможенную процедуру (ст.246 ТК ТС)

Остатки Остатки товаров в соответствии с нормами выхода подлежат помещению под таможенную процедуру, отличную от таможенной процедуры переработки на таможенной территории (ст.247 ТК ТС)
Товары, не подвергнутые операциям по переработке
-

 

Предусматривается, что до истечения срока переработки действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории может быть приостановлено. Основание для такого приостановления - помещение продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза. Порядок приостановления и возобновления действия процедуры должен быть определен решением Комиссии таможенного союза. На сегодняшний день такого решения не принято.

Взимание таможенных пошлин, налогов при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории. Помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории производится без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст.239 ТК ТС). Однако уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление. Ставки таких сборов установлены Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее - Указ № 443) в зависимости от классификации по ТН ВЭД ТС:

- группы 1-24, 50-70, 72-83 - 20 евро;

- группы 25-49, 84-85, 90-97 - 35 евро;

- группы 71, 86-89 - 50 евро.

 

 

От редакции: С 26 июля 2012 г. приложение 1 к Указу № 443 изложено в новой редакции Указом Президента РБ от 23.07.2012 № 329.

 

Обязанность уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов возникает при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории путем помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.249, 251 ТК ТС).

При применении такого способа завершения действия рассматриваемой процедуры подлежат уплате:

- ввозные таможенные пошлины, налоги, исчисленные в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и использованных для изготовления продуктов переработки в соответствии с нормами их выхода.

Для этих целей применяются ставки на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (ст.251 ТК ТС), а под нормой выхода продуктов переработки следует понимать количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества иностранных товаров (ст.245 ТК ТС);

- проценты с вышеуказанных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты.

Такие проценты рассчитываются за каждый день пользования отсрочкой со дня регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в размере 1/360  ставки рефинансирования Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ), действующей на день уплаты указанных пошлин, налогов (ст.259 ТК РБ).

Пример 1

Белорусским предприятием ввезена на территорию Республики Беларусь и помещена под таможенную процедуру переработки на таможенной территории партия ткани для пошива одежды в количестве 1 000 пог.м таможенной стоимостью 10 000 000 бел.руб. После осуществления операций переработки готовая одежда в количестве 600 единиц (расход ткани на единицу готовой продукции равен 1 пог.м) вывезена в установленный срок за пределы Республики Беларусь в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта. Оставшаяся часть одежды в количестве 400 единиц будет реализована на территории РБ и с этой целью подлежит помещению под процедуру выпуска для внутреннего потребления. В отношении этого товара должны быть уплачены следующие таможенные платежи.

1. Таможенные сборы за таможенное оформление (по ставке, установленной в отношении готовой одежды):

20 евро х 4 000 бел.руб. за 1 евро по курсу Нацбанка РБ = 80 000 бел.руб.

2. Ввозная таможенная пошлина.

Пошлина исчисляется в отношении ткани, вошедшей в состав продуктов переработки, на день регистрации таможенной декларации, поданной для ее помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории:

((10 000 000 бел.руб. / 1 000 пог.м) х (400 единиц х 1 пог.м)) х 10 % / 100 % = 400 000 бел.руб.

3. Налог на добавленную стоимость.

Налог исчисляется в отношении ткани, вошедшей в состав продуктов переработки, на день регистрации таможенной декларации, поданной для ее помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории:

((10 000 000 бел.руб. / 1 000 пог.м) х (400 единиц х 1 пог.м) + 400 000 бел.руб.) х 20 % / 100 % = 880 000 бел.руб.

4. Проценты с уплачиваемых сумм ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость как за предоставленную отсрочку.

Предположим, на день уплаты таких платежей ставка рефинансирования Нацбанка РБ установлена в размере 11,5 % годовых, а период, за который уплачиваются такие проценты, составил 100 дней:

- проценты с суммы ввозной таможенной пошлины (400 000 бел.руб. х 11,5 % х 100 дней) / (360 дней х 100 %) = 12 778 бел.руб.;

- проценты с суммы налога на добавленную стоимость (880 000 бел.руб. х 11,5 % х 100 дней) / (360 дней х 100 %) = 28 111 бел.руб.

 

Для отражения сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, а также процентов, уплачиваемых при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории путем помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, применяется таможенный документ «Бланк уплаты таможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих». Его форма и порядок заполнения определены Инструкцией о порядке заполнения некоторых таможенных документов, используемых для отражения сумм таможенных платежей, процентов, утвержденной постановлением ГТК РБ от 24.01.2007 № 11 (далее - Инструкция № 11). Более подробная информация о порядке применения такого документа будет изложена ниже.

Справочно

Обязанность уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов возлагается на декларанта рассматриваемой таможенной процедуры также в случае:

- передачи иностранных товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки, и (или) лицом, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов;

- утраты иностранных товаров до истечения срока переработки товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения;

- незавершения таможенной процедуры до истечения установленного срока переработки товаров (ст.250 ТК ТС).

В рассматриваемых ситуациях ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.

При этом льготы по уплате таможенных пошлин, налогов не учитываются.

 

Применение для целей переработки таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. В случае если на момент ввоза в Беларусь товаров для переработки заинтересованное лицо имеет намерение впоследствии разместить продукты переработки на территории республики, а не вывозить их за ее пределы, то при ввозе таких товаров возможно применение таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.

Выпуск для внутреннего потребления - это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст.209 ТК ТС).

Условия помещения товаров под рассматриваемую процедуру следующие:

- уплата таможенных платежей (сборов за таможенное оформление, ввозной таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость);

- соблюдение запретов и ограничений, которые установлены в отношении перемещаемых товаров;

- соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Товары, в отношении которых применяются запреты и ограничения, включаются в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19.

Специальные меры в отношении ввозимых в Беларусь товаров предусмотрены постановлением Совета Министров РБ от 18.08.2008 № 1178 «О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь» и Указами Президента РБ:

от 29.10.2007 № 543 «О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь»;

от 12.10.2009 № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)».

Основными отличиями такого порядка ввоза от применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории (с последующим выпуском для внутреннего потребления продуктов переработки) являются отсутствие необходимости получения документа об условиях переработки и уплата ввозных таможенных пошлин, налогов на этапе ввоза товаров (но без уплаты при этом процентов как за предоставленную отсрочку).

Вместе с тем последующее использование и (или) распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в т.ч. продуктами их переработки, допускается без каких-либо ограничений.

Пример 2

В ситуации, рассмотренной в примере 1, предприятие могло изначально поместить часть ввозимой ткани, предназначенной для пошива одежды, которая впоследствии будет реализована на территории РБ, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В отношении такой ткани подлежали бы уплате следующие таможенные платежи.

1. Таможенные сборы за таможенное оформление (по ставке, установленной в отношении ткани):

20 евро х 4 000 бел.руб. за 1 евро по курсу Нацбанка РБ = 80 000 бел.руб.

2. Ввозная таможенная пошлина:

((10 000 000 бел.руб. / 1 000 пог.м) х (400 единиц х 1 пог.м)) х 10 % / 100 % = 400 000 бел.руб.

3. Налог на добавленную стоимость:

((10 000 000 бел.руб. / 1 000 пог.м) х (400 единиц х 1 пог.м) + 400 000 бел.руб.) х 20 % / 100 % = 880 000 бел.руб.

 

Особенности ввоза в Республику Беларусь для переработки товаров из Казахстана и России. С введением в действие ТК ТС товары, ввозимые в Беларусь из Казахстана или России, происходящие из таких стран либо выпущенные для внутреннего потребления на их территориях, помещению под таможенные процедуры не подлежат.

До 6 июля 2010 г. такой порядок ввоза распространялся только на товары, происходящие из Российской Федерации и ввозимые в Республику Беларусь по договорам, заключенным между резидентом Республики Беларусь и резидентом одной из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли (Указ Президента РБ от 30.05.1995 № 208 «Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией» и постановление Совета Министров РБ от 27.06.2003 № 869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации»).

Вниманию читателей

Вышеуказанное нововведение не действует в отношении товаров, определенных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 05.07.2010. а именно в отношении товаров, происходящих из третьих стран, выпущенных для внутреннего потребления:

- в Казахстане или России, в отношении которых законодательством Республики Беларусь установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры (см. выше подраздел «Применение для целей переработки таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления»);

- в Казахстане или России, в отношении которых законодательством Республики Беларусь в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза установлены таможенные пошлины более высокие, чем в России или Казахстане;

- в Казахстане, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18. Перечень таких товаров приведен в приложении 5 к решению Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

 

 

От редакции: С 1 июля 2011 г. следует руководствоваться приложением 5 в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 683.

С 1 января 2015 г. Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

При передаче товаров от резидента РФ (РК) резиденту РБ на возмездной основе они подлежат статистическому декларированию, которое заключается в регистрации статистической декларации (на каждую отдельную партию) или периодической статистической декларации (за отчетный месяц) по выбору импортера.

При импорте товаров первая представляется по каждому факту поставки товаров (стоимостью в эквиваленте 1 000 евро и более) не позднее 7 рабочих дней с даты поступления товаров. Вторая представляется не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным, по двум и более поступлениям товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору (если общая сумма стоимости таких товаров эквивалентна 1 000 евро и более).

Обязанность регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации установлена Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», порядок их регистрации определен постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров», а форма и порядок заполнения установлены постановлением ГТК РБ от 30.04.2009 № 37 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации».

 

 

От редакции: С 1 марта 2012 г. вместо постановления № 37 действует постановление ГТК РБ от 26.01.2012 № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров».

Пример 3

Белорусским предприятием с резидентом России заключен договор подряда, согласно которому в Беларусь из России поставляется партия профиля ПФХ (страна происхождения - Россия) для изготовления пластиковых окон. Поставляемые материалы остаются в собственности заказчика, договором предусмотрена оплата только стоимости работ, а готовая продукция будет вывезены обратно в Россию.

В рассматриваемой ситуации товары помещению под необходимую таможенную процедуру не подлежат. Не потребуется и регистрация статистической декларации, так как отсутствует факт возмездной передачи товаров резидентом Российской Федерации резиденту Республики Беларусь.

Пример 4

Белорусское предприятие по договору купли-продажи, заключенному с резидентом Казахстана, ввозит в Беларусь из Казахстана партию хлопкового сырья (страна происхождения - Казахстан). Данный товар предназначен для переработки в республике с последующим вывозом в третьи страны.

В данном случае товары помещению под необходимую таможенную процедуру не подлежат. Однако потребуется регистрация статистической декларации, так как имеет место возмездная передача резидентом Республики Казахстан товаров резиденту Республики Беларусь.

Вниманию читателей

В отношении товаров, которые имели статус казахских товаров в Республике Казахстан, помещенных до 6 июля 2010 г. под таможенный режим переработки на таможенной территории, указанный таможенный режим прекращает свое действие и такие товары, а также товары, полученные в результате операций переработки, с указанной даты признаются товарами таможенного союза.

 

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления: перспективы практического применения. В заключение отметим, что ТК ТС для целей ввоза товаров для переработки и последующего размещения продуктов переработки на территории Беларуси, предусмотрено применение таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления.

Переработка для внутреннего потребления - это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст.264 ТК ТС).

Основное условие применения такой процедуры заключается в том, что суммы ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки должны быть меньше тех, которые подлежали бы уплате на день помещения иностранных товаров под указанную процедуру, если бы они были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.265 ТК ТС).

Кроме того, для помещения товаров под такую процедуру должны быть выполнены определенные требования.

Во-первых, должен иметься документ об условиях переработки товаров, выданный уполномоченным органом государства - члена таможенного союза (ст.265, 269 ТК ТС).

Во-вторых, должна быть возможность идентифицировать иностранные товары в продуктах их переработки (ст.265, 267 ТК ТС).

В-третьих, должна отсутствовать возможность восстановления продуктов переработки в первоначальное состояние экономически выгодным способом (ст.265 ТК ТС).

В-четвертых, должны быть уплачены таможенные сборы за таможенное оформлении и налоги (ст.274 ТК ТС, Указ № 443).

Срок переработки товаров для внутреннего потребления по общему правилу не может превышать 1 год (ст.268 ТК ТС). Операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления включают:

- переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;

- изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку (ст.266 ТК ТС).

Действие рассматриваемой таможенной процедуры завершается помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.273 ТК ТС). При этом уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление и ввозные таможенные пошлины в отношении продуктов переработки (ст.275 ТК ТС).

Справочно

Переработка для внутреннего потребления допускается в отношении товаров, перечень которых определяется законодательством государств - членов таможенного союза (ст.265 ТК ТС). Учитывая, что в настоящее время такой перечень не определен, говорить о практическом применении данной процедуры преждевременно.

 

При ввозе в Республику Беларусь товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, наряду с таможенной декларацией, которая предназначена для декларирования сведений о таких товарах, законодательством предусмотрено применение в установленных случаях еще 2 документов - документа об условиях переработки товаров на таможенной территории и бланка уплаты таможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих. Рассмотрим случаи и порядок их использования более подробно.

Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории

Представление в таможенные органы документа об условиях переработки товаров на таможенной территории - одно из условий помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров. Обязанность обеспечить наличие документа об условиях переработки товаров на таможенной территории возлагается на декларанта, причем, независимо от того, является он лицом, который будет непосредственно осуществлять операции переработки, или нет (ст.240 ТК ТС).

Рассмотрим основные нормативные правовые акты, регулирующие получение документа об условиях переработки товаров на таможенной территории (см. таблицу 3).

Таблица 3

 
Нормативный правовой акт (примечание)
Регулируемые вопросы:
Постановление № 1065

- кто уполномочен выдать документ об условиях переработки;

- условия выдачи документа об условиях переработки;

- порядок выдачи документа об условиях переработки;

- основания для внесения изменений и дополнений в документ об условиях переработки

Постановление № 27

- форма и порядок заполнения заявления о выдаче документа об условиях переработки;

- форма и порядок заполнения документа об условиях переработки;

- форма и порядок заполнения заявления о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в документ об условиях переработки

 

Для получения рассматриваемого документа заинтересованное лицо должно обратиться:

1) в республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ.

В данные органы могут обращаться:

- юридические лица, подчиненные уполномоченному органу либо входящие в состав уполномоченного органа;

- юридические лица, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление уполномоченному органу;

- иные юридические лица (за исключением нижепоименованных) и индивидуальные предприниматели (в зависимости от вида экономической деятельности, которая отнесена к компетенции уполномоченного органа);

2) областные и Минский городской исполнительные комитеты.

В данные органы могут обращаться юридические лица (кроме юридических лиц, входящих в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности) и индивидуальные предприниматели, если операции переработки товаров относятся к каким-либо из производств легкой промышленности;

3) государственное производственно-торговое объединение «Белхудожпромыслы» Управления делами Президента РБ.

В это объединение могут обращаться юридические лица, входящие в состав этого объединения.

Обращение в республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, осуществляется в зависимости от вида экономической деятельности, которая отнесена к компетенции уполномоченного органа (см. таблицу 4).

Таблица 4

 
Наименование органа
Вид экономической деятельности
Республиканские органы государственного управления
Министерство архитектуры и строительства Строительство, промышленность строительных материалов, производство неметаллической минеральной продукции
Министерство здравоохранения Производство медицинской техники и изделий медицинского назначения
Министерство информации Полиграфическая деятельность
Министерство промышленности Металлургическое производство (кроме порошковой металлургии), металлообработка, машиностроение
Министерство связи и информатизации Связь
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Производство и переработка сельскохозяйственной продукции
Министерство транспорта и коммуникаций Транспорт
Министерство финансов Переработка товаров, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, относящихся к ценностям Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь; изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов; обработка драгоценных камней
Министерство энергетики Энергетика (кроме атомной энергетики)
Национальная академия наук Беларуси (государственное научно-производственное объединение порошковой металлургии) Порошковая металлургия
Управление делами Президента РБ Переработка рыбы и морепродуктов
Государственные организации, подчиненные Правительству РБ
Концерн «Белгоспищепром» Масложировое, кондитерское, консервное производство, производство сахара, дрожжей, крахмалов, пищевых концентратов и иное пищевое производство, отнесенное к номенклатуре концерна
Концерн «Белнефтехим» Химическое и нефтехимическое производство, переработка нефти
Концерн «Беллегпром» Текстильное, швейное, кожевенное, меховое, обувное и другое производство легкой промышленности (для юридических лиц, входящих в состав концерна)
Концерн «Белбиофарм» Производство фармацевтической и микробиологической продукции
Концерн «Беллесбумпром» Лесозаготовительная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность

 

Для получения документа об условиях переработки в уполномоченный орган представляются необходимые документы. Для того чтобы получить документ об условиях переработки, заинтересованное лицо должно представить в соответствующий уполномоченный орган следующие документы:

заявление о выдаче документа об условиях переработки (на бумажном носителе и в электронном виде);

извлечение (выписка) из научно-технической (проектной, конструкторской, технологической, научной, патентной или иной) документации, содержащее сведения о соответствии используемого технологического процесса и (или) норм выхода (норм расхода) техническим нормативным правовым актам (представляются для медицинской техники и изделий медицинского назначения);

а также копии:

- внешнеэкономического договора, а также приложений и дополнений к нему (при их наличии);

- документа, содержащего сведения об использовании технологического процесса, относящегося к непрерывным циклам производства (в случае использования такового);

- документа, содержащего сведения об использовании уникального технологического процесса, исключающего производство идентичных продуктов переработки (в случае намерения использовать такой процесс);

- договора, заключенного с территориальным подразделением государственного объединения «Белвтормет», о сдаче лома и отходов черных и цветных металлов (в случае их образования в результате операций переработки товаров и оставления в Республике Беларусь);

- заключения об экспертной оценке соответствия используемого технологического процесса техническим нормативным правовым актам с рекомендуемыми нормами выхода и (или) нормами расхода (представляется в соответствующий исполнительный комитет лицом, заинтересованным в переработке товаров (кроме лиц, входящих в состав концерна «Беллегпром»), если операции переработки товаров относятся к каким-либо из производств легкой промышленности).

Выдача заключений об экспертной оценке осуществляется специализированными организациями. Заключение об экспертной оценке соответствия используемого технологического процесса техническим нормативным правовым актам с рекомендуемыми нормами выхода и (или) нормами расхода выдается следующими специализированными организациями (см. таблицу 5).

Таблица 5

 
Реквизиты организации:
Виды производства легкой промышленности
наименование
адрес
Республиканское унитарное производственное предприятие «Швейная фабрика «Баравчанка» 225320, Брестская обл., г.Барановичи,
ул.Войкова, 2
Швейное производство, расположенное в г.Бресте и Брестской обл.
Республиканское унитарное предприятие «Швейная фирма «Лона» 225306, Брестская обл., г.Кобрин, ул.Ленина, 6 Швейное производство, расположенное в г.Бресте и Брестской обл.
Открытое акционерное общество «Пинское производственно-торговое объединение «Полесье» 225710, Брестская обл., г.Пинск,
ул.Первомайская, 159
Трикотажное производство, расположенное в г.Бресте и Брестской обл.
Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет» 210035, г.Витебск, Московский пр-т, 72 Текстильное, швейное, кожевенное, меховое, обувное и другое производство
Открытое акционерное общество «Знамя индустриализации» 210017, г.Витебск, ул.Гагарина, 11 Швейное производство, расположенное в г.Витебске и Витебской обл.
Открытое акционерное общество «Коминтерн» 246711, г.Гомель, ул.Интернациональная, 5 Швейное производство, расположенное в г.Гомеле и Гомельской обл.
Открытое акционерное общество «Швейно-торговая фирма «Элод» 230023, г.Гродно,
ул.1 Мая, 7
Швейное производство, расположенное в г.Гродно и Гродненской обл.
Научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «Центр научных исследований легкой промышленности» 220048, г.Минск, ул.Короля, 45 Текстильное, швейное, кожевенное, меховое, обувное и другое производство
Закрытое акционерное общество «Могилевская швейная фирма «Веснянка» 212030, г.Могилев, ул.Ленинская, 91 Швейное производство, расположенное в г.Могилеве и Могилевской обл.

 

Пример заполнения заявления о выдаче документа об условиях переработки. Формы заявления о выдаче документа об условиях переработки и самого документа об условиях переработки определены соответственно приложениями 1 и 3 к постановлению № 27, а порядок их оформления - Инструкцией о порядке заполнения документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, утвержденной постановлением № 27. Отдельные требования к содержанию документа об условиях переработки установлены ст.244 ТК ТС.

Порядок оформления заявления о выдаче документа об условиях переработки следующий (см. таблицу 6).

Таблица 6

 
Сведения, которые указываются в заявлении о выдаче документа об условиях переработки
Верхний правый угол либо бланк лица Наименование и адрес уполномоченного органа, а также наименование заинтересованной организации (фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства), учетный номер плательщика, телефон, факс
1. Лицо (лица), непосредственно осуществляющее (осуществляющие) переработку товаров Наименование лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя) или лиц, которые непосредственно будут осуществлять переработку товаров, и место их нахождения
2. Реквизиты внешнеэкономических договоров (в т.ч. приложений и (или) дополнений к договорам) Номер и дата внешнеэкономического договора (договоров), на основании которого предполагается осуществление операций переработки товаров, а также аналогичные реквизиты приложений и (или) дополнений к указанному договору (при наличии таких приложений и (или) дополнений)
3. Товары, предназначенные для переработки

В табличном виде построчно сведения о товарах, предназначенных для переработки (кроме товаров, указанных в п.4), которые предполагается поместить под таможенную процедуру переработки: - порядковый номер товара (гр.1);

- наименование товара (гр.2);

- количество товара в килограммах (гр.3);

- количество товара в дополнительных единицах измерения, установленных для данного товара Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), либо в единицах измерения, предусмотренных для данного товара внешнеэкономическим договором (если дополнительная единица измерения для данного товара ТН ВЭД ТС не установлена), и краткое наименование такой единицы измерения (гр.4);

- дополнительные сведения о товаре (гр.5)

4. Отечественные товары, предполагаемые к использованию для получения продуктов переработки

В табличном виде построчно сведения об отечественных товарах, которые предполагается использовать для получения продуктов переработки совместно с товарами, помещаемыми под таможенную процедуру переработки на таможенной территории:

- порядковые номера товаров (гр.1);

- наименование товара (гр.2);

- код товара по ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых четырех знаков (гр.3);

- количество товара в единицах измерения, предусмотренных для данного товара внешнеэкономическим договором, либо в единицах измерения, позволяющих наиболее точно осуществлять его учет, и краткое наименование такой единицы измерения (гр.4);

- ориентировочная стоимость товара в белорусских рублях на дату подачи заявления (гр.5)

5. Продукты переработки

В табличном виде построчно сведения о продуктах переработки:

- порядковые номера товаров (гр.1);

- наименование товара (гр.2);

- количество товара в килограммах (гр.3);

- количество товара в дополнительных единицах измерения, установленных для данного товара ТН ВЭД ТС, либо в единицах измерения, предусмотренных для данного товара внешнеэкономическим договором (если дополнительная единица измерения для данного товара ТН ВЭД ТС не установлена), и краткое наименование такой единицы измерения (гр.4 );

- дополнительные сведения о товаре (гр.5).

6. Нормы выхода продуктов переработки.

Нормы расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки

В табличном виде (отдельно в виде 2 таблиц) сведения о нормах выхода продуктов переработки и (или) о нормах расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки исходя из фактических условий, при которых предполагается осуществление операций переработки товаров (если указанные нормы зависят от химического состава товаров для переработки или от компонентов, входящих в состав таких товаров, их расчет может производиться исходя из средних показателей состава товара с отражением верхней и (или) нижней границы погрешности измерения в относительном (в процентах) значении)
7. Товары, неизбежно образующиеся при получении продуктов переработки, в т.ч. отходы

В табличном виде построчно сведения о товарах, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки, в т.ч. отходах:

- порядковые номера товаров (гр.1);

- наименование товара (гр.2);

- количество товара в килограммах и в дополнительных единицах измерения, установленных для данного товара ТН ВЭД ТС (либо в единицах измерения, позволяющих наиболее точно осуществлять его учет), и краткое наименование такой единицы измерения (гр.3);

- возможность или невозможность дальнейшего коммерческого использования товара соответствующего наименования (гр.4);

- порядковые номера поименованных в п.3 заявления товаров, из которых неизбежно образуются товары, поименованные в настоящем пункте заявления (гр.5);

- количество товаров, предназначенных для переработки, которое будет неизбежно присутствовать в товарах, поименованных в настоящем пункте заявления, в процентах и в одной из единиц измерения, поименованных в п.3 заявления, и краткое наименование такой единицы измерения (гр.6)

8. Товары, полностью потребляемые в процессе переработки Наименования товаров, полностью потребляемых в процессе переработки (в т.ч. товаров, которые уничтожаются или исчезают путем испарения, высушивания, выхода в виде газов, промышленных сточных вод и т.д.), их ориентировочные количества по каждому наименованию в единицах измерения, позволяющих наиболее точно осуществлять учет данных товаров (при необходимости с отражением верхней и (или) нижней границы погрешности измерения), и краткое наименование такой единицы измерения
9. Характер операций переработки товаров

Основные технологические операции либо группы операций (для технологических процессов, характеризующихся большим количеством подготовительных и (или) вспомогательных операций), которые предполагается использовать для получения продуктов переработки, предусмотренных внешнеэкономическим договором.

Вместе с этим при наличии оснований в заявлении отражаются также: принадлежность используемого технологического процесса к непрерывному циклу производства (подп.9.1), принадлежность используемого технологического процесса к уникальному технологическому процессу, исключающему производство идентичных продуктов (подп.9.2), возможность замены товаров для переработки (подп.9.3)

10. Срок производственного процесса переработки товаров Срок производственного процесса переработки товаров, необходимый для реализации договорных обязательств в месяцах
11. Рекомендуемые способы, позволяющие определить товары для переработки в продуктах переработки Способы, которые могут быть рекомендованы для подтверждения получения продуктов переработки из товаров для переработки (если согласно законодательству требуется такое подтверждение)
Приложение Наименование приложения и количество листов в приложении

Пример

Общество с ограниченной ответственностью «Лучшая мебель» (УНП 123456789, г.Минск, ул.Строительная, 50) заключило с резидентом Польши договор подряда от 02.08.2010 № 1, в рамках которого ввозит партию товара «плита МДФ» (код 4411 14 000 0 ТН ВЭД ТС) в количестве 1 000 кв.м (3 000 кг) для изготовления кухонной мебели (код 9403 40 100 0 ТН ВЭД ТС). Расход ввозимых материалов на 1 ед. продукта переработки составляет 5 кв.м. В производстве использование белорусских товаров не предусмотрено. Используемые фурнитура, клей и пр. ввозятся также из-за пределов Республики Беларусь.

 

 
Концерн «Беллесбумпром»,
 
г.Минск, ул.К.Маркса, 16
 
(наименование, адрес уполномоченного органа)
 
ООО «Лучшая мебель», УНП 123456789,
 
(наименование организации (фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя),
 
г.Минск, ул.Строительная, 50, тел. 210 01 01
 
место нахождения (место жительства), УНП, телефон, факс)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ
о выдаче документа об условиях переработки товаров на таможенной территории
 

1. Лицо (лица), непосредственно осуществляющее (осуществляющие) переработку товаров ООО «Лучшая мебель», г.Минск, ул.Строительная, 50                                                     

(наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального          

предпринимателя), место нахождения (место жительства))                    

2. Реквизиты внешнеэкономических договоров (в т.ч. приложений и (или) дополнений к договорам) от 02.08.2010 № 1                                                                                                          

                       (номер, дата)

3. Товары, предназначенные для переработки:

 
№ п/п
Наименование товара
Количество, кг
Количество, доп.ед.изм.
Примечания
1
2
3
4
5
3.1
Плита МДФ
3 000
1 000 кв.м
-

 

4. Отечественные товары, предполагаемые к использованию для получения продуктов переработки на таможенной территории Республики Беларусь:

 
№ п/п
Наименование товара
Код по ТН ВЭД
Количество, ед.изм.
Стоимость, руб.
1
2
3
4
5
         
         

 

5. Продукты переработки:

 
№ п/п
Наименование товара
Количество, кг
Количество, доп.ед.изм.
Примечания
1
2
3
4
5
5.1
Мебель кухонная
2 940
200 шт.
-

 

6. Нормы выхода продуктов переработки:

 
Товары для переработки из 1 ед.изм.
Продукты переработки
количество, ед.изм.
количество, %
1
2
3
 
Продукт переработки № 5.1
Товар № 3.1 - из 1 кв.м
0,2 шт.
20 %

 

Нормы расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки:

 
Товары для переработки
Количество, ед.изм.
Количество, доп.ед.изм.
1
2
3
Продукт переработки № 5.1 на 1 шт.
Товар № 3.1
15 кг
5 кв.м

 

7. Товары, неизбежно образующиеся при получении продуктов переработки, в т.ч. отходы:

 
№ п/п
Наименование товара
Количество, кг/доп.ед.изм.
Возможность коммерческого использования
Товары для переработки, из которых неизбежно образуются товары
наименование
количество, ед.изм.
1
2
3
4
5
6
7.1
Плита МДФ (обрезки)
60 кг/20 кв.м
Возможность коммерческого использования товара отсутствует Товар № 3.1
2 %

 

8. Товары, полностью потребляемые в процессе переработки: ______________________

________________________________________________________________________________

(наименования товаров, количество товаров по каждому наименованию, ед.изм.)

9. Характер операций переработки товаров ______________________________________

9.1. используется технологический процесс, относящийся к непрерывным циклам производства: нет / да (ненужное зачеркнуть)

________________________________________________________________________________

(название и реквизиты подтверждающего документа)

9.2. используется уникальный технологический процесс: нет / да (ненужное зачеркнуть)

________________________________________________________________________________

(название и реквизиты подтверждающего документа)

9.3. замена товаров для переработки отечественными товарами или продуктов переработки иностранными товарами: товары № ____

10. Срок производственного процесса переработки товаров 2 месяца                                 

(месяцев)               

11. Рекомендуемые способы, позволяющие определить товары для переработки в продуктах переработки: подробное описание товаров для переработки

 
Приложение ___________________________________________________ на _____ л.

 

Директор ООО «Лучшая мебель»  
Иванов
 
Иванов И.И.
      М.П.    

Бланк уплаты таможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих

Бланк уплаты таможенных платежей и процентов имеет форму документа «Грузовая таможенная декларация». Бланк уплаты таможенных платежей и процентов (далее - бланк) в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих применяется для отражения сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, а также процентов, уплачиваемых при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории путем помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Порядок применения бланка в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих регулируется:

- Инструкцией № 11;

- Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом ГТК РБ от 09.07.1998 № 246-ОД (далее - Инструкция № 246-ОД, приказ № 246-ОД).

Вышеуказанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей ТК ТС, и с учетом терминологии, применяемой в данном кодексе.

Бланк в отношении иностранных сырья, материалов, комплектующих имеет форму документа грузовой таможенной декларации (ГТД). Он состоит из основного формуляра формы ТД-1 и соответствующего числа дополнительных формуляров формы ТД-2 согласно приложениям 1 и 2 к Положению о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация», утвержденному приказом № 246-ОД.

Рассматриваемый бланк представляется в таможенный орган для регистрации не позднее выдачи разрешения на использование товаров (продуктов переработки) в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом представляется 4 заполненных экземпляра бланка, его электронная копия, выписка из технологического процесса (промышленного регламента) изготовления продуктов переработки с указанием норм расхода товаров для переработки, вошедших в состав продуктов переработки, копии документов, подтверждающих уплату сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и процентов.

Регистрация бланка осуществляется путем указания в графе 7 «Справочный номер» ГТД его номера и даты принятия таможней, графа А «Свидетельство» заверяется личной номерной печатью, 4-й экземпляр бланка выдает плательщику.

Особенности заполнения бланка определены Инструкцией № 11. В бланке плательщиком заполняются следующие графы: «Экземпляр...» (форма ТД-1); «ГТД» (форма ТД-2); 1 «Тип документа»; 3 «Количество формуляров»; 5 «Всего наименований товаров»; 14 «Декларант»; 31 «Грузовые места и описание товара»; 32 «Товар №»; 33 «Код товара»; 34 «Код страны происхождения»; 36 «Преференции»; 38 «Вес нетто (кг)»; 40 «Предшествующий документ»; 41 «Дополнительная единица измерения»; 41а; 45 «Таможенная стоимость»; 47 «Исчисление таможенных платежей»; 48 «Отсрочка платежей»; 54 «Представитель декларанта»; А «Свидетельство»; В.

При этом заполнение большинства перечисленных граф производится в порядке, определенном Инструкцией № 246-ОД, а некоторые из них заполняются с учетом особенностей, определенных Инструкцией № 11 (см. таблицу).

 

Графа бланка
Порядок заполнения графы
1 «Тип документа» В первом подразделе указывается буквенный код «БУ», что означает «Бланк уплаты»
31 «Грузовые места и описание товара»

В графе указываются контрактное или коммерческое наименование товара с указанием его характеристик (в т.ч. торговой марки, модели и т.п.), достаточных для его идентификации в соответствии с нормативными актами Республики Беларусь, определяющими меры экономической политики, а также однозначной классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС.

В правом нижнем углу графы может указываться количество заявленного товара, округленное до четырех знаков после запятой по правилам округления, и краткое наименование единицы его измерения согласно транспортным (перевозочным), коммерческим документам.

В случае если товары, вошедшие в состав продуктов переработки, помещались под таможенную процедуру переработки на таможенной территории по различным разрешениям, сведения о той части товаров, которая вошла в состав продуктов переработки, указываются под различными порядковыми номерами товаров, описанных в графе 31, с применением дополнительных формуляров формы ТД-2

40 «Предшествующий документ» Указываются номер разрешения на использование товаров в соответствии с процедурой переработки на таможенной территории той части товаров, которая вошла в состав продуктов переработки, а также порядковый номер товара в соответствии с графой 32 указанного разрешения. При этом в графе 40 может указываться не более одной записи
45 «Таможенная стоимость» В графе указывается таможенная стоимость той части товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, которая вошла в состав продуктов переработки, принятая таможней при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории
47 «Исчисление таможенных платежей»

Отражение сведений об исчислении таможенных пошлин, налогов производится в установленном порядке.

При исчислении процентов графа заполняется с учетом следующих особенностей:

- во 2-й колонке «Основа начисления» - сумма соответствующего вида платежа, уплаченная в отношении продуктов переработки, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- в 3-й колонке графы «ставка» производится запись

«К х СТ %»,

где К - количество дней, прошедших со дня выдачи разрешения на помещение товаров для переработки под таможенную процедуру переработки на таможенной территории до дня уплаты суммы таможенных пошлин, налогов включительно;

СТ % - размер ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день уплаты таможенных пошлин, налогов, отражаемых по бланку уплаты;

- в 4-й колонке графы «Сумма» указывается подлежащая уплате сумма процентов.

В случае если товары для переработки помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной территории по различным разрешениям, исчисление процентов производится по каждой части товаров для переработки. Также при уплате таможенного платежа отдельными частями в различные дни исчисление процентов производится отдельной строкой в отношении каждой такой части таможенного платежа

А «Свидетельство» Указывается номер и дата выданного разрешения о помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Пример

Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, а также процентов, подлежащие уплате в ситуации, рассмотренной в примере 1 данного материала, в графе 47 бланка отражаются следующим образом.

 

47 Исчисление таможенных платежей
Вид
Основа начисления
Ставка
Сумма
СП

200

800

993

993

4 000 000

4 400 000

400 000

880 000

10 %

20 %

100 х 11,5 %

100 х 11,5 %

400 000

880 000

12 778

28 111

0

0

0

0

 

 

Примечание. Вышеуказанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей ТК ТС, и с учетом терминологии, применяемой в ТК ТС.

 

15.09.2010 г.

 

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

 

От редакции: С 25 января 2011 г. в постановление Совета Министров РБ от 18.08.2008 № 1178 «О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь» на основании постановления Совета Министров РБ от 19.01.2011 № 60 внесены изменения и дополнения.

Пункт 1 постановления Совета Министров РБ от 27.06.2003 № 869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» на основании постановления Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 утратил силу.

С 29 декабря 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 21.08.2007 № 1065 «О некоторых вопросах выдачи заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории» на основании постановления Совета Министров РБ от 13.10.2011 № 1373 утратило силу.

С 29 декабря 2011 г. постановление ГТК РБ от 26.02.2008 № 27 «О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения» на основании постановления ГТК РБ от 01.12.2011 № 58 утратило силу.

С 1 января 2012 г. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130, на основании решения Комиссии таможенного союза от 18.11.2011 № 850 утратил силу.

С 3 апреля 2012 г. в Указ Президента РБ от 12.10.2009 № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)» на основании Указа Президента РБ от 27.03.2012 № 149 внесены изменения.

С 16 сентября 2012 г. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 19, на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 утратили силу.

С 15 августа 2013 г. постановление ГТК РБ от 24.01.2007 № 11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов» на основании постановления ГТК РБ от 24.05.2013 № 15 утратило силу.