


Материал помещен в архив
ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ УНИЧТОЖЕНИЯ ТОВАРОВ
В соответствии со ст.215 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК) таможенный режим уничтожения - таможенный режим, допускающий уничтожение товаров под таможенным контролем на таможенной территории.
От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК. |
Одним из условий перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь является уплата таможенных платежей.
Положения ст.243 ТК направлены на установление моментов возникновения и прекращения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин и налогов. В соответствии со ст.36 Налогового кодекса РБ (далее - НК) под налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента РБ, уплатить определенный налог, сбор (пошлину).
Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины). Прекращается же налоговое обязательство при его исполнении плательщиком (иным обязанным лицом) либо при возникновении обстоятельств, с которыми НК, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента РБ связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине).
Так, одним из обстоятельств, в связи с которым возникает налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин и налогов, является принятие таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим уничтожения (ст.217 ТК).
В соответствии с п.2 ст.243 ТК налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае его исполнения в виде:
1. уплаты таможенных пошлин, налогов либо их взыскание таможенным органом в соответствии с ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;
2. использования налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента РБ в связи с использованием таких льгот;
3. использования тарифных преференций;
4. отказа таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим в отношении налогового обязательства, возникшего при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под этот таможенный режим;
5. принудительного безвозмездного обращения товаров в собственность государства;
6. помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, если это налоговое обязательство подлежало исполнению до представления таких товаров к таможенному оформлению в целях помещения под такой таможенный режим;
7. утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения - в отношении товаров, которые утрачены, в т.ч. товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента РБ в связи с использованием таких льгот;
8. взыскания неуплаченных таможенных платежей, процентов, пеней - в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за счет этих товаров;
9. если размер неисполненного в установленный срок налогового обязательства составляет эквивалент менее 0,25 базовой величины (далее - БВ). Размер БВ определяется на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в иных случаях - на день истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
10. иных случаях, установленых ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ.
Согласно п.5 ст.215 ТК товары помещаются под таможенный режим уничтожения без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, т.е. без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Данная норма корреспондируется с нормой п.10 ст.243 ТК.
Однако следует отметить, что обеспечить фактическое уничтожение товаров в данном случае обязан декларант. Он не вправе пользоваться и распоряжаться такими товарами в целях, не связанных с их уничтожением. В случае если по каким-либо причинам товар не будет уничтожен, то в силу норм ст.217 ТК ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении этих товаров под таможенный режим свободного обращения, исчисленным на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим уничтожения. При этом налоговое обязательство подлежит исполнению в день истечения установленного таможенным органом срока, в течение которого товары, помещенные под таможенный режим уничтожения, должны быть уничтожены.
Статьей 216 ТК определено также, что срок, в течение которого товары, помещенные под таможенный режим уничтожения, должны быть уничтожены, устанавливается таможенным органом при помещении товаров под этот таможенный режим на основании заявления декларанта исходя из времени, необходимого для проведения операций по уничтожению таких товаров, и времени, необходимого для хранения и транспортировки товаров из места их нахождения в место уничтожения.
Места хранения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, до совершения с ними операций по уничтожению определяются декларантом и согласовываются с таможенным органом при помещении товаров под таможенный режим уничтожения.
Согласно п.7 ст.215 ТК товары помещаются под таможенный режим уничтожения при наличии заключения уполномоченного государственного органа, определенного Правительством РБ, о возможности уничтожения товаров на таможенной территории. Постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 651 «Об определении органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962» таким уполномоченным государственным органом определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды РБ).
Заключение уполномоченного органа о возможности уничтожения товаров на таможенной территории содержит сведения о возможности уничтожения товаров заявленным способом и в заявленном месте, а также о дальнейшем использовании и (или) обезвреживании отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров. Форма заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории и порядок его выдачи установлен постановлением Минприроды РБ по согласованию с ГТК РБ от 21.12.2007 № 102 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заключений о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим уничтожения». Фактически заключение о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим уничтожения, выдают областные (Минский городской) комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды в силу п.2 данного постановления.
От редакции: С 11 июля 2014 г. постановление № 102 в связи с принятием постановления Минприроды РБ от 30.05.2014 № 25 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи заключения о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения» утратило силу. |
В соответствии с постановлением ГТК РБ от 25.05.2007 № 45 «О порядке составления акта об уничтожении товаров и его форме» по результатам фактического уничтожения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, составляется акт об уничтожении товаров по установленной форме. Акт об уничтожении товаров составляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа, осуществлявшим таможенное наблюдение за уничтожением товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, в 3 экземплярах. Акт об уничтожении товаров подписывается должностным лицом таможенного органа, составившим его, а также присутствовавшими при уничтожении товаров должностным лицом Минприроды РБ либо его территориального органа, уполномоченным представителем декларанта таможенного режима уничтожения и работником лица, произведшего фактическое уничтожение товаров. Первый экземпляр акта об уничтожении товаров остается в делах таможенного органа и хранится совместно со свидетельством о помещении товаров под таможенный режим уничтожения, 2-й экземпляр - в делах Минприроды РБ либо его территориального органа, должностное лицо которого подписало акт об уничтожении товаров, 3-й экземпляр остается у декларанта таможенного режима уничтожения.
От редакции: С 15 июня 2014 г. постановление № 45 на основании постановления ГТК РБ от 30.05.2014 № 28 «Об определении формы акта об уничтожении товаров и порядке его составления» утратило силу. |
Пункт 2 ст.215 ТК содержит перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим уничтожения. К таким товарам относятся:
1. товары, которые в соответствии с ТК и (или) иными актами таможенного законодательства не подлежат помещению под этот таможенный режим;
2. культурные ценности;
3. животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или включенным в Красную книгу РБ, их части и дериваты, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий (примечание);
4. товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога. Статьей 262 ТК предусмотрен залог имущества (товара) как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Следует обратить внимание, что обремененное залогом имущество (товар) не может быть уничтожено. И только после снятия с имущества (товара) обременения, оно может быть помещено под таможенный режим уничтожения;
5. товары, которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством. Такие товары не могут быть уничтожены до тех пор, пока они сохраняют названный процессуальный статус;
6. товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию либо к перемещению транзитом через эту территорию;
7. иные товары, перечень которых устанавливается Правительством РБ, если иное не определено Президентом РБ.
Перечень категорий товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим уничтожения, законодатель оставил открытым, наделив Правительство РБ правом дополнять этот список в случае отсутствия перечня, определенного Президентом РБ.
Особенности декларирования таможенного режима уничтожения содержатся в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом ГТК РБ от 09.07.1998 № 246-ОД.
Для заявления в отношении товаров таможенного режима уничтожения заинтересованному лицу необходимо представить грузовую таможенную декларацию типа декларация-обязательство, заполненную в соответствии с требованиями вышеназванной Инструкции.
Для целей таможенного оформления при декларировании товаров в таможенном режиме уничтожения в декларации-обязательстве заполняются следующие графы: «Экземпляр...» («ГТД»), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12, 14, 15, 15а, 16, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 36, 37, 38, 38а, 40, 41, 41а, 42, 44, 45, 47, 49, 54, В.
В 3-м подразделе графы 1 «Тип документа» при декларировании товаров в таможенном режиме уничтожения указывается цифровой код «93».
Декларантом таможенного режима уничтожения могут быть резидент и нерезидент Республики Беларусь, являющиеся субъектами одной из внешнеэкономических операций, указанных в Классификаторе внешнеэкономических операций.
В случае если декларантом таможенного режима уничтожения выступает нерезидент Республики Беларусь, то при декларировании товаров в таможенном режиме уничтожения в графе 14 «Декларант» указываются фамилия, гражданство и номер паспорта лица, а также наименование страны регистрации и фирмы, которая является декларантом этого таможенного режима. При этом сведения, подлежащие декларированию, указываются на языке официальных документов. Например, если декларантом режима является Джон Браун - сотрудник представительства английской фирмы «Транс-Экспорт» в Республике Беларусь, то в графе 14 указывается: «BROWNN CS73546 (Великобритания) «TRANS-EXPORT» (Великобритания)».
Во 2-м подразделе графы 37 «Режим» при декларировании товара в таможенном режиме уничтожения указывается код последнего предшествующего таможенного режима или последней предшествующей таможенной процедуры.
С момента выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим уничтожения такие товары приобретают статус отечественных и подлежат снятию с таможенного контроля без возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин.
Товары, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, являются отходами. Обращение с такими отходами осуществляется в соответствии с Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».
Следует отметить, что таможенный режим уничтожения имеет немаловажное практическое применение. Участникам внешнеторговой деятельности нередко приходится сталкиваться с проблемой, когда, например, товар после ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь утратил свое потребительское качество или попросту оказался с истекшим сроком хранения. Именно в такой ситуации товары и помещаются под таможенный режим уничтожения, который не требует от участника внешнеторговой деятельности, во-первых, уплаты таможенных пошлин и налогов, во-вторых, транспортных расходов по вывозу продукции с таможенной территории республики, что в нынешних условиях очень важно.
Таможенный режим уничтожения может применяться также с целью легализации временно ввезенного (под обязательство обратного вывоза) товара участниками выставок или ярмарок. Так как расходы на обратную транспортировку могут оказаться выше стоимости стендов, рекламных образцов товаров (экспонатов), участнику внешнеторговой деятельности выгодно уничтожить товары под таможенным контролем (а порой передать в собственность государства посредством помещения под таможенный режим отказа в пользу государства), что позволяет не производить уплату таможенных пошлин и налогов.
К сожалению, в ТК отсутствует прямое указание на то, что утраченные или уничтоженные в результате аварии или действия непреодолимой силы товары помещаются под таможенный режим уничтожения, хотя авария, как, впрочем, и любое форс-мажорное обстоятельство, объективно препятствуют доставке товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия (доставки).
Однако, во-первых, ст.8 ТК содержит определение понятия «авария», согласно которому авария - это вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, в фактическом владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Во-вторых, данная категория товаров не включена в перечень товаров, утверждаемый Правительством РБ либо Президентом РБ, как это предусмотрено п.2.7 ст.215 ТК, которые не могут быть помещены под таможенный режим уничтожения.
Следовательно, есть все основания помещать утраченные или уничтоженные в результате аварии или действия непреодолимой силы товары под таможенный режим уничтожения.
Примечание. Дериват (лат.) - производное; эпидемия (греч.) - значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости; эпизоотия (греч.) - широкое распространение инфекционной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории).
31.03.2010 г.
Лариса Островерхова, заместитель начальника Минской центральной таможни, специалист таможенного дела
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 651 «Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962» на основании постановления Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 внесены изменения и дополнения.
В Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании законов РБ от 22.12.2011 № 328-З (с 16 января 2012 г.), от 12.12.2012 № 6-З (с 16 марта 2013 г.) и от 04.01.2014 № 130-З (с 24 апреля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.