Пособие от 02.05.2013
Автор: Болточко П.

Таможня не приняла заявленную декларантом таможенную стоимость: что делать?


 

Материал помещен в архив

 

ТАМОЖНЯ НЕ ПРИНЯЛА ЗАЯВЛЕННУЮ ДЕКЛАРАНТОМ ТАМОЖЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Контроль таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости осуществляется путем:

• проверки на вхождение каждого классификационного кода в категорию товаров, контроль таможенной стоимости которых осуществляется путем проведения основных и дополнительных операций.

 

Справочно

Порядок такой проверки определен приказом ГТК РБ от 07.10.2011 № 429-ОД «Об определении категорий товаров, контроль таможенной стоимости которых осуществляется путем проведения основных и дополнительных операций» (далее - приказ № 429-ОД), а также некоторыми приказами Государственного таможенного комитета РБ (далее - ГТК РБ) для служебного пользования.

Приказ № 429-ОД содержит 2 перечня:

1) Перечень товаров, в отношении которых установлены контрольные уровни стоимости;

2) Перечень товаров, в отношении которых в рамках Таможенного союза сформированы профили риска, предписывающие проведение дополнительной проверки таможенной стоимости товаров.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 июля 2015 г. следует применять Перечень товарных позиций, в пределах которых сформированы республиканские профили риска, предписывающие проведение дополнительной проверки таможенной стоимости товаров, и Перечень товарных позиций, в пределах которых в рамках Евразийского экономического союза сформированы профили риска, предписывающие проведение дополнительной проверки таможенной стоимости товаров, утвержденные ГТК РБ от 09.07.2015 № 344-ОД;

 

• расчета таможенной стоимости за 1 единицу измерения, предусмотренную единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

Если товары, представленные для таможенного оформления, в рамках приказа № 429-ОД:

неподконтрольные, - таможенная стоимость будет принята инспектором, осуществляющим таможенное оформление;

подконтрольные (т.е. в декларации на товары присутствует классификационный код, указанный в названных выше перечнях), - декларация будет направлена в отдел тарифного регулирования (ОТРег) таможни (сотруднику данного отдела, находящемуся на пункте таможенного оформления).

Сотрудник ОТРег должен проверить уровни заявленной таможенной стоимости и определенной приказом № 429-ОД. Если заявленная стоимость будет ниже контрольной, то сотрудник ОТРег должен произвести дальнейший контроль таможенной стоимости в виде проведения дополнительной проверки или корректировки заявленной таможенной стоимости товаров (далее - КТС). Форма контрольного мероприятия зависит от принятого указанным сотрудником таможенного органа решения.

 

Справочно

Дополнительная проверка проводится в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут быть недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (далее - ТК ТС), срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в т.ч. неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

 

Необходимо отметить, что, несмотря на значительные изменения таможенного законодательства, порядок контроля и корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров проще не стал, а по отношению к импортерам он даже ужесточился. Об этом свидетельствуют изменившиеся не в их пользу сроки постконтроля, дополнительной проверки, внесения обеспечения. Таможня по-прежнему может усомниться в заявленной стоимости по цене сделки на основании информации, которая есть в ее распоряжении, и назначить дополнительную проверку, взяв при этом обеспечение по максимуму.

В результате многие участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) просто соглашаются с «рекомендуемым» уровнем таможенной стоимости. Однако организации вправе отстаивать свою «ценовую» позицию.

Рассмотрим правовые действия участников ВЭД, которые они могут произвести на различных этапах КТС, а именно:

• до проверки;

• в период дополнительной проверки;

• в период вынесения решения о КТС;

• в процессе судебного разбирательства.

 

Справочно

Отсутствие закрепленного на законодательном уровне порядка проведения консультаций по таможенной стоимости в принципе идет в разрез с нормами Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива).

Например, государственные органы управления (в отношении ГТК РБ исключения отсутствуют) должны:

• придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности (п.5 Директивы);

• сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Республике Беларусь механизмов государственно-частного партнерства (п.8 Директивы);

• обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, а также повысить качество подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность (п.9 Директивы).

Этап до проверки

Этап до проверки предполагает действия участника ВЭД, сводящие к минимуму риск КТС.

Во-первых, если участник ВЭД - официальный торговый представитель производителя товара, ему следует воспользоваться положениями Инструкции об особенностях контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь официальными торговыми представителями товаропроизводителей, утвержденной постановления ГТК РБ от 20.12.2004 № 93.

Данная Инструкция позволяет участнику ВЭД в случае его включения в перечень официальных торговых представителей той или иной продукции иностранного производителя осуществлять выпуск этих товаров по заявленной им таможенной стоимости без представления таможенному органу в ходе таможенной очистки дополнительных сведений и документов, подтверждающих заявленную стоимость. Однако это правило можно применить только при одновременном выполнении следующих условий:

• товаропроизводитель не совершал с партией оцениваемых товаров каких-либо сделок до их продажи в Республику Беларусь с территории страны происхождения товаров (или страны, оговоренной товаропроизводителем) от собственного имени непосредственно торговому представителю;

• для определения таможенной стоимости товаров декларантом выбран и применен метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром;

• декларант представил в подтверждение заявленной таможенной стоимости счет-фактуру (инвойс), отвечающий общим требованиям, предъявляемым к финансовым, платежно-расчетным документам, оригинал либо копию экспортной таможенной декларации страны вывоза, экспортной лицензии или официального документа, на основании которого при экспорте в стране вывоза предоставляется освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость или других налогов в связи с экспортом товара или производится возврат этих налогов (если такой документ имеется);

• торговый представитель не имел в течение последнего года нарушений таможенного и налогового законодательства Республики Беларусь, связанных с неверным определением таможенной стоимости товаров и повлекших возникновение таможенной задолженности либо конфискацию товаров.

Во-вторых, участнику ВЭД необходимо исключить ошибки при определении таможенной стоимости для ее последующего заявления.

Такие ошибки можно разделить на 3 группы:

1) ошибки в выборе и применении метода определения таможенной стоимости товаров;

2) ошибки относительно структуры таможенной стоимости товаров;

3) ошибки технические.

Для участников ВЭД наиболее характерны ошибки относительно структуры таможенной стоимости товаров.

 

Пример

Декларант применил метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром. При этом он добавил к стоимости товаров расходы по их перевозке и страхованию, которые были распределены между товарами различных наименований пропорционально весу брутто данных товаров.

В данном случае имело место нарушение в структуре таможенной стоимости. Расходы на перевозку (транспортировку) товаров распределяются между товарами различных наименований пропорционально их весу брутто, а расходы на страхование - пропорционально их стоимости (п.22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376).

 

Как правило, появление таких ошибок вызвано:

• невнимательностью участников ВЭД при изучении нормативных правовых актов в отношении таможенной стоимости товаров;

• отсутствием в ряде случаев четких интерпретаций соответствующих положений в нормативных правовых актах, касающихся таможенной стоимости.

 

Справочно

Следует отметить положительный опыт принятия в рамках Единого экономического пространства решений, дающих на конкретных примерах пояснения в отношении применения методов определения таможенной стоимости. Например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 № 202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)».

В скором времени ожидается принятие решения о применении резервного метода (метода 6).

Этап дополнительной проверки

Таможенный орган проводит дополнительную проверку, если при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска обнаружил признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо таможни должно (ст.69 ТК ТС):

• проставить соответствующую отметку в декларации на товары. В графе D «Таможенный контроль» производится запись «дополнительная проверка»;

• оформить решение о проведении дополнительной проверки в 2 экземплярах. Один экземпляр остается в таможенном органе, а второй передается декларанту не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.

В решении о проведении дополнительной проверки указывается перечень документов, сведений и пояснений, которые декларант должен дополнительно представить таможенному органу для подтверждения заявленной таможенной стоимости, причем одним комплектом. Срок представления - не более 60 календарных дней со дня регистрации декларации на товары.

 

Справочно

Одновременно с доведением до декларанта решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Эту сумму декларант должен уплатить до выпуска товаров.

 

Отметим, что от качества подготовленного участником ВЭД комплекта документов зависит решение таможенного органа. Ключевые положения данного этапа:

• представление только тех документов, которые определены в решении таможенного органа о дополнительной проверке, с указанием, какой из представляемых документов соответствует тому или иному пункту решения о дополнительной проверке;

• каждый документ предпочтительно сопровождать соответствующим обоснованием;

• причины непредставления каких-либо документов из списка должны быть объективными.

Под объективными причинами непредставления декларантом дополнительно запрашиваемых документов следует понимать представление документального подтверждения, что запрашиваемый документ не существует или не применяется в коммерческой практике сторонами сделки. При этом декларантом могут быть представлены иные документы и сведения, устраняющие причины уточнения заявленной таможенной стоимости (п.35 Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1246 (далее - Положение));

• список представляемых документов и сведений необходимо зафиксировать в виде приложения с указанием количества листов;

• представляемые документы и сведения должны быть заверены уполномоченным лицом организации;

• перевод документов и сведений на иностранных языках может быть осуществлен участником ВЭД и заверен им самостоятельно.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июня 2014 г. постановление № 1246 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509 утратило силу.

Этап принятия решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров

Должностное лицо таможни должно не позднее чем через 30 календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом дополнительно запрошенных документов, принять решение:

• или о принятии таможенной стоимости товаров;

• или о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Если должностным лицом таможни принято решение о КТС, то на данном этапе предполагается принятие участником ВЭД мер в отношении дальнейшего обжалования решения таможенного органа. Возможность обжалования предусмотрена положениями ст.9 ТК ТС и главой 5 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК РБ). Законодатель в ст.33 ТК РБ определил, что решения таможенного органа могут быть обжалованы как в таможенные органы, так и в суд.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК РБ.

 

В то же время вышеуказанные способы обжалования имеют ряд как преимуществ, так и недостатков.

Преимущества обжалования решения о КТС в вышестоящий таможенный орган:

1) экономия времени.

Практика показывает, что обжалование решений в вышестоящий таможенный орган по отношению с судебным разбирательством может сэкономить участнику ВЭД время. Решение по жалобе принимается таможенным органом в течение 1 месяца (без учета возможного продления сроков рассмотрения до 3 месяцев в связи с запросом дополнительных документов и сведений у участника ВЭД и до 1 месяца по решению начальника таможенного органа, рассматривающего жалобу). Судебное разбирательство может продлиться год и более;

2) минимизация материальных затрат.

У участника ВЭД отсутствуют судебные расходы - государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела (ст.125 Хозяйственного процессуального кодекса РБ; далее - ХПК).

Недостатки обжалования решения о КТС в вышестоящий таможенный орган:

• принятие нового решения о КТС.

При рассмотрении жалобы вышестоящий таможенный орган дает оценку совокупности представленных при дополнительной проверке участником ВЭД документов и сведений, а не основаниям, которые указаны в решении о КТС. В этой связи в тех случаях, когда таможенным органом использован формальный подход при принятии решения о КТС и не указаны более весомые основания принятия такого решения, результатом рассмотрения жалобы может стать отмена решения о КТС и соответствующее поручение таможне принять новое решение о КТС. Данная возможность предусмотрена п.3 ст.42 ТК РБ.

В то же время судом в ходе судебного разбирательства на основании части третьей ст.108 ХПК оценивается относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимная связь доказательств в их совокупности и в вышеуказанном случае принимается только решение об отмене решения о КТС.

Следовательно, обжалование в вышестоящий таможенный орган «выигрышного» в суде решения о КТС может привести к печальным последствиям для участника ВЭД. Поэтому следует внимательно подходить к выбору способа обжалования.

Этап судебного разбирательства

Как показывает практика, наиболее популярным способом обжалования решения о КТС остается суд. Так, при подготовке искового заявления в суд следует:

1) разделять требования соответственно:

- о признании ненормативного правового акта органа или его должностных лиц недействительным;

- о признании действий (бездействия) органов (должностных лиц) противоречащими законодательству, затрагивающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, создающих препятствия для осуществления им своих прав, влекущих незаконное возложение обязанностей.

Данные положения закреплены постановлением Президиума ВХС РБ от 29.09.2010 № 39 «О некоторых вопросах применения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел о проверке законности ненормативных правовых актов органов местного управления и самоуправления, действий (бездействия) их должностных лиц»;

2) указать, что основанием принятия решения о КТС стало обнаружение таможенным органом заявления участником ВЭД недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в т.ч. неправильного выбора метода определения таможенной стоимости товаров и (или) определения таможенной стоимости товаров.

 

Справочно

В соответствии с п.1 ст.68 ТК ТС решение о КТС принимается таможенным органом в случае обнаружения факта заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в т.ч. неправильном выборе метода определения таможенной стоимости товаров и определении таможенной стоимости товаров.

 

Необходимо также обратить внимание суда на тот факт, что в случае возникновения сомнений в подлинности и достоверности документов о стоимости товара стран отправления, происхождения, транзита, которые были представлены декларантом, таможенный орган может дополнительно инициировать перед ГТК РБ направление в таможенные или другие компетентные органы соответствующих стран запросов и информации о предполагаемом нарушении таможенного законодательства Республики Беларусь.

 

Справочно

В некоторых случаях в качестве оснований в решениях о КТС применяются формулировки о возникновении сомнений в подлинности и достоверности документов о стоимости товара стран отправления, происхождения, транзита, которые были представлены декларантом. Пунктом 38 Положения предусмотрена возможность таможенным органом дополнительного инициирования перед ГТК РБ направления в таможенные или другие компетентные органы соответствующих стран запросов и информации о предполагаемом нарушении таможенного законодательства.

 

02.05.2013

 

Павел Болточко, специалист таможенного дела, бизнес-консультант