Пособие от 27.07.2017
Автор: Шкирман С.

Термины Инкотермс 2010: особенности учета расходов по доставке, погрузке-разгрузке и страхованию товара при формировании цен


СОДЕРЖАНИЕ

 

Термины Инкотермс и обоснованность включения расходов, связанных с поставкой товара, в его цену

Содержание терминов Инкотермс 2010

Группировка терминов Инкотермс 2010 по соотнесенности места поставки и перехода риска

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ТЕРМИНЫ ИНКОТЕРМС 2010: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ ПО ДОСТАВКЕ, ПОГРУЗКЕ-РАЗГРУЗКЕ И СТРАХОВАНИЮ ТОВАРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН

Международная торговая палата регулярно пересматривает и переиздает Международные правила толкования торговых терминов (далее - термины Инкотермс). С 1 января 2011 г. действует последняя версия этих правил - Инкотермс 2010.

В правоприменительной практике Республики Беларусь термины Инкотермс имеют рекомендательный характер. Если же применение этих терминов прямо предусмотрено договором, то они становятся обязательными к исполнению (п.29 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц»).

 

внимание

Обратите внимание!

Термины Инкотермс 2010 могут применяться не только к внешнеторговым сделкам, но и к договорам между резидентами Республики Беларусь.

 

Термины Инкотермс устанавливают базисные условия поставки и однозначно определяют момент перехода рисков случайной гибели или случайного повреждения перевозимого товара, а также за чей счет (продавца или покупателя) должны быть оплачены расходы по доставке, погрузке-разгрузке товара на каждом этапе перевозки, по страхованию и таможенной очистке товара, что, в свою очередь, указывает на источник, за счет которого могут быть отнесены эти расходы каждой из сторон договора.

Термины Инкотермс и обоснованность включения расходов, связанных с поставкой товара, в его цену

С точки зрения механизма формирования цен на приобретаемые (ввозимые) товары термины Инкотермс указывают на обоснованность добавления к контрактной цене расходов по доставке, погрузке-разгрузке и страхованию товара, а также на обоснованность включения этих расходов сторонами сделки в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Так, организация, которая согласно условиям заключенного договора обязана оплачивать транспортировку, погрузку-разгрузку и страхование товара, имеет право включить эти расходы в стоимость приобретаемых сырья и материалов, товаров и (или) в затраты, учитываемые при налогообложении (если это покупатель) либо в состав цены реализуемого товара и (или) учитываемых при налогообложении расходов на реализацию (если это продавец).

Организация, которая согласно условиям договора не обязана оплачивать перевозку и страхование, не вправе включать эти расходы в цену товара или в расходы на его реализацию, а в случае оплаты данных расходов должна потребовать от другой стороны договора их возмещения или отнести эти расходы за счет прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов (например, включить в состав не учитываемых при налогообложении внереализационных расходов).

 

пример ситуация

Пример 1

Согласно заключенному договору товар поставляется на условиях франко-завод (EXW). Это означает, что расходы по транспортировке и страхованию товара должны оплачиваться покупателем полностью (т.е. на протяжении всего маршрута перевозки). Покупатель имеет право добавить сумму этих расходов к контрактной цене приобретаемого товара.

Если же стоимость транспортировки и страхования товара оплатит продавец (без возмещения этой суммы покупателем), понесенные расходы он не сможет обоснованно включить в свои расходы на реализацию.

 

пример ситуация

Пример 2

Товар поставляется на условиях CIP-склад покупателя. В этом случае транспортировку и страхование товара обязан оплатить продавец. У него данные расходы обоснованно могут быть включены в расходы на реализацию. В случае оплаты указанных расходов покупателем (без возмещения их продавцом) они не могут быть добавлены к контрактной стоимости приобретенных товаров, а должны быть списаны за счет прибыли, остающейся в распоряжении покупателя после уплаты налогов.

 

На практике часто применяются термины Инкотермс, согласно которым каждая из сторон оплачивает транспортные расходы, расходы по погрузке-разгрузке и таможенной очистке лишь частично. В такой ситуации покупатель может включить в стоимость приобретаемого товара (дополнительно к его контрактной стоимости) или в состав затрат, учитываемых при налогообложении, а продавец - в расходы на реализацию лишь соответствующую часть названных расходов.

Содержание терминов Инкотермс 2010

Ниже приведены таблица и диаграмма, раскрывающие содержание терминов Инкотермс 2010. Они помогут определиться с тем, в какой момент риски случайной гибели или случайного повреждения перевозимого товара переходят от продавца к покупателю, за чей счет на каждом этапе перевозки должны оплачиваться расходы по доставке и погрузке-разгрузке товаров, а также какая из сторон осуществляет страхование товара и в каком объеме обязана произвести его таможенную очистку.

Термины Инкотермс 2010: группировка по этапам перевозки и видам применимого транспорта, обязанность страхования товара продавцом

Группа Этап перевозки Термин Пояснение Вид транспорта, для которого применим этот термин
E
Отгрузка с завода
EXW
(Ex Works)
Франко-завод Любой
F
Доставка до основного перевозчика (основная перевозка не оплачена)
FCA
(Free Carrier)
Франко-перевозчик Любой
FAS (Free Alongside
Ship)
Свободно вдоль борта судна Морской и внутренний водный
FOB
(Free on Board)
Свободно на борту (франко-борт) Морской и внутренний водный
C
Доставка до пункта разгрузки (основная перевозка оплачена)
CFR
(Cost and Freight)
Стоимость и фрахт Морской и внутренний водный (для иных целесообразнее CPT)
CIF (Cost, Insurance
and Freight)
Стоимость, страхование и фрахт Морской и внутренний водный (для иных целесообразнее CIP)
CPT
(Carriage Paid То)
Перевозка оплачена до Любой
CIP (Carriage and Insurance Paid To)
Перевозка и страхование оплачены до Любой
D
Прибытие
DAP
(Delivered at Place)
Поставка в месте назначения Любой
DAT (Delivered
at Terminal)
Поставка на терминале Любой
DDP (Delivered Duty Paid)
Поставка с оплатой таможенных пошлин Любой

Термины Инкотермс 2010: переход рисков, оплата перевозки и выполнение таможенных формальностей

Термины Инкотермс 2010: переход рисков, оплата перевозки и выполнение таможенных формальностей

 

Условные обозначения:

          -   протяженность риска продавца (оранжевая полоса)
            и протяженность оплаты перевозки продавцом (зеленая полоса)
      1   -   товар загружен в транспортное средство, предоставленное покупателем
      2   -   товар в транспортном средстве продавца готов к разгрузке
      3   -   товар готов к разгрузке
      4   -   товар разгружен

Группировка терминов Инкотермс 2010 по соотнесенности места поставки и перехода риска

В завершение стоит отметить, что термины Инкотермс 2010 можно сгруппировать по совпадению либо отличию места поставки и перехода риска.

Так, согласно терминам Инкотермс EXW, FCA, FAS, FOB, DAP, DAT, DDP поименованный сторонами сделки пункт или порт представляет место, где осуществляется поставка и переход риска на покупателя. Поэтому на представленной выше диаграмме по указанным терминам протяженность риска продавца (оранжевая полоса) и протяженность оплаты перевозки продавцом (зеленая полоса) совпадают.

Согласно терминам Инкотермс CFR, CIF, CPT, CIP поименованный пункт (порт) отличается от места поставки. Поэтому на диаграмме по этим терминам протяженность риска продавца (оранжевая полоса) и протяженность оплаты перевозки продавцом (зеленая полоса) отличаются.

 

27.07.2017

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

Памятка по работе с Инкотермс 2010.

Практика применения Инкотермс в Международном арбитражном суде при БелТПП.

Новые условия поставки согласно Инкотермс 2010.