


Материал помещен в архив
ТИПИЧНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
Административная ответственность за нарушения в сфере технического нормирования и стандартизации установлена в ст.23.11-23.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. следует руководствоваться ст.23.11-23.13 КоАП с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. Введено административное взыскание в виде предупреждения за нарушения в сфере технического нормирования и стандартизации, нарушения технических регламентов. |
![]() |
Обратите внимание! Пунктами 3-10 Указа Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» были установлены иные меры административной ответственности в рассматриваемой сфере, которые действовали до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2016 г. нормы пп.3-9 Указа № 48 перенесены в ст.16.8, 23.11, 23.12 КоАП на основании Закона Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З. |
Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг) без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия
Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь влечет административную ответственность по части 1 ст.23.11 КоАП. Ответственность наступает, когда без учета положений перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (приложение к постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60 (далее - Перечень № 60)), Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620, технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 16.08.2011 № 769 (далее - ТР ТС 005/2011), технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (далее - ТР ТС 017/2011), технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798, и других документов осуществляется продажа товара (выполнение работ, оказание услуг) без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2016 г. действует перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849. С 21 мая 2017 г. в ТР ТС 005/2011 внесены изменения на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 96. С 24 января 2018 г. следует руководствоваться Единым перечнем № 620 в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 84. |
![]() |
Пример 1 Согласно договору поставки ОАО «М» в адрес ООО «Б» был отгружен полуприцеп без наличия сертификата, подтверждающего соответствие выпускаемой продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормировании и стандартизации, чем были нарушены требования ст.26 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее - Закон № 269-З), подп.18.6 п.18 Перечня № 60, части первой ст.3, частей первой и второй ст.7, п.3 ст.8 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (далее - ТР ТС 010/2011), п.4 приложения 3 к ТР ТС 010/2011, части первой п.1 ст.7 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 (утратило силу 1 января 2015 г.).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. действует новый Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». Статья 23 данного Закона посвящена обязательному подтверждению соответствия. |
![]() |
Пример 2 Согласно техническим паспортам оборудование подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 16.08.2011 № 768 (далее - ТР ТС 004/2011), ТР ТС 010/2011, технического регламента Таможенного союза ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 879 (далее - ТР ТС 020/2011) (насосы, вентиляторы, электродвигатели, приточные шахты с блоком управления, станции гигиены полного контроля, компрессоры, камеры видеонаблюдения, автоматизированные станции кормления скота, осушители воздуха, редукторы и другое электрооборудование). В нарушение требований п.4 ст.5 ТР ТС 004/2011 и п.4 ст.5 ТР ТС 020/2011 в эксплуатационных документах (представленных технических паспортах) отсутствовали даты изготовления и приобретения оборудования; правила и условия безопасной эксплуатации; правила и условия монтажа, хранения, перевозки; информация о мерах, которые следует принимать при обнаружении неисправности оборудования. При дальнейшем изучении документов было установлено, что поставщик ООО «С» на поставленный товар не представил декларации о соответствии. В соответствии с решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления» копии выданных сертификатов соответствия и деклараций о соответствии при необходимости изготавливаются заявителем на белой бумаге формата А4 (210х297 мм), заверяются его подписью и печатью. Исходя из требований п.8 ТКП 5.2.26-2014 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза» (ТКП 5.2.26-2014 распространяется на продукцию, реализуемую на территории Республики Беларусь) при ввозе и выпуске в обращение импортерами продукции, на которую ранее были получены сертификаты соответствия либо зарегистрированы декларации о соответствии на серийное производство иными уполномоченными лицами зарубежного изготовителя на территории Таможенного союза, такая продукция может быть ввезена и реализована по указанным документам при условии передачи владельцами сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) заверенных копий документов этим импортерам. При этом у импортера должно быть официальное разрешение владельца оригиналов указанных документов либо соответствующего зарубежного изготовителя, дающее право импортеру на их применение. Следовательно, ООО «С» были нарушены требования вышеназванных документов в части представления надлежащим образом оформленных эксплуатационных документов и документов о подтверждении соответствия на поставленное оборудование. |
![]() |
Пример 3 На основании части первой п.1 ст.7 технического регламента Республики Беларусь ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748 (далее - ТР 2009/013/BY), подтверждение соответствия существенным требованиям безопасности данного технического регламента выпускаемых в обращение указанных в приложении к ТР 2009/013/BY строительных материалов и изделий носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии либо сертификации. С учетом п.148 приложения к ТР 2009/013/BY (в редакции, действовавшей до 11 марта 2016 г.) блоки из ячеистых бетонов стеновые подлежали обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации. Организация осуществляла реализацию блоков без сертификата соответствия в нарушение части третьей ст.26 Закона № 269-З (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г.), п.1 ст.7 ТР 2009/013/BY. |
![]() |
Пример 4 В ходе проверки были изучены вопросы наличия у ООО «Б» документов, подтверждающих, что реализуемая обществом продукция легкой промышленности подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 017/2011 и соответствует ему, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (в отношении импортированной обществом обуви, верхней одежды). Так, перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 017/2011, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации (часть первая п.1 ст.11 ТР ТС 017/2011). В отношении обуви, кроме обуви валяной, осуществляется декларирование соответствия (абзац 8 подп.3.1 п.3 ст.11 ТР ТС 017/2011). Выборочно также проверено наличие у ООО «Б» документов, подтверждающих проведение процедуры обязательного подтверждения соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (далее - ТР ТС 007/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797, в отношении импортированной обществом детской обуви. Продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии ТР ТС 007/2011, а также другим техническим регламентам таможенного союза, действие которых на нее распространяется. При этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия, должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (п.1 ст.3 ТР ТС 007/2011). В отношении обуви, кроме обуви валяной грубошерстной, подтверждение соответствия продукции требованиям ТР ТС 007/2011 осуществляется в форме сертификации (п.4 ст.12 ТР ТС 007/2011). Декларирование соответствия продукции осуществлялось ООО «Б» по схеме 4Д (декларация соответствия на партию продукции); подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента в форме сертификации - по схеме 3С (сертификат соответствия на партию продукции). Основанием для принятия декларации о соответствии, если иное не установлено соответствующим техническим регламентом, являются документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям; документы, подтверждающие правомочность заявителя на принятие декларации о соответствии (п.75 Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 № 23 (далее - Правила № 23)). С учетом норм подп.3.2.1 п.3 ст.11 ТР ТС 017/2011, абзаца 2 п.76 Правил № 23 при декларировании соответствия продавец (поставщик) формирует комплект документов, который включает в том числе протоколы испытаний образцов продукции (типовых образцов продукции) (срок действия - не более 3 лет), которые должны содержать наименование продукции, наименования и фактические значения показателей свойств продукции. Сертификация продукции осуществляется по схемам подтверждения соответствия (совокупность и последовательность действий), применяемым при сертификации продукции, установленным соответствующим техническим регламентом; при сертификации продукции в зависимости от схемы сертификации проводятся идентификация и отбор образцов продукции для испытаний, анализ состояния производства, испытания продукции; сертификация системы управления качеством и (или) системы управления безопасностью продукции, исследование проекта продукции, исследование типа продукции. В зависимости от схемы подтверждения соответствия, применяемой при сертификации продукции, выдается сертификат соответствия на серийное производство продукции, на партию продукции, единичное изделие (пп.23-25 Правил № 23). Для подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС 007/2011 в форме сертификации заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение работ и копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если заявителем выступает продавец, то он дополнительно представляет копии документов, подтверждающих происхождение продукции, копии контракта (договора), копии товарно-транспортных документов (п.5 ст.12 ТР ТС 007/2011). С учетом п.Г.3 приложения Г к ТКП 5.2.26-2014 протоколы испытаний готовой продукции могут быть использованы другим заявителем на подтверждение соответствия аналогичной готовой продукции с согласия владельца протокола испытаний (письмо или протокол (копия протокола)), заверенного владельцем или лицом, получившим разрешение на копирование и заверение копий протокола испытаний. В ходе проверки на некоторые протоколы испытаний, использованные ООО «Б» при подтверждении соответствия импортированной продукции, не имелось соответствующего согласия владельца протокола испытаний. При этом согласно п.Г.7 приложения Г к ТКП 5.2.26-2014 в отношении продукции легкой промышленности для детей и подростков, на которую распространяется действие ТР ТС 007/2011, протоколы испытаний могут применяться в течение 2 лет при последующем подтверждении аналогичной продукции при отсутствии изменений, влияющих на ее безопасность. Кроме того, в сертификате соответствия, выданном на партию детской обуви, в перечне протоколов испытаний, на основании которых был выдан сертификат соответствия, был указан протокол испытаний, который отсутствовал. В дальнейшем сертификаты соответствия были признаны недействительными.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 октября 2017 г. действуют новые Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61. |
![]() |
Пример 5 Общество с ограниченной ответственностью «А» в нарушение части третьей ст.26 Закона № 269-З (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г.), п.7 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67, в 2015 году был произведен и реализован биотворог жирностью 9 %, который согласно п.99 названного технического регламента подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования без наличия декларации о соответствии. |
Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг) без документов, подтверждающих качество
Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частями 1 и 2 ст.23.11 КоАП, влечет административную ответственность по части 3 ст.23.11 КоАП. Данная ответственность наступает, в частности, когда в нарушение технических условий (ТУ), межгосударственных стандартов (ГОСТ), государственных стандартов Республики Беларусь (СТБ) осуществляется реализация продукции без наличия документов, подтверждающих качество товаров.
![]() |
Пример 6 Исходя из п.3 СТБ 1044-2012 «Товары бытовой химии. Правила приемки, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/281800/379606) приемку средств осуществляют партиями. За партию принимают средство одного наименования (марки) в количестве не более суточной выработки, в упаковке одного типа, имеющее одно и то же значение номинальной массы или номинального объема, сопровождаемое одним документом о качестве, если нет других указаний в ТНПА на конкретное средство. Документ о качестве должен содержать: наименование и дату выдачи; наименование изготовителя, его юридический адрес, включая страну, и товарный знак (при наличии); наименование, марку (при наличии) средства; номер партии средства; дату изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет); номинальный объем (номинальную массу) средства в упаковке и количество упаковок в партии; обозначение ТНПА на конкретное средство; заключение о соответствии средства требованиям ТНПА; штамп отдела технического контроля или штамп (печать) испытательной лаборатории, в которой проводились испытания, или подпись лица, ответственного за качество. Обществом с ограниченной ответственностью «М» на каждую партию произведенной продукции выписывался документ о качестве - паспорт качества. В ходе проверки паспортов качества было установлено, что ООО «М» на партии продукции «Средство для мытья жидкое универсальное» были выписаны подтверждающие качество документы, не соответствующие действительности (паспорта были выписаны за 2 месяца до начала производства продукции, были неправильно указаны ТУ). |
![]() |
Пример 7 Все виды убойных животных (птицы) перед убоем подлежат ветеринарному осмотру, а мясо, мясные и другие продукты, полученные после убоя животных (в том числе птицы), подлежат обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе и ветеринарному клеймению (п.5 Ветеринарно-санитарных правил осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 18.04.2008 № 44 (далее - Правила № 44)). Мясо и другие продукты убоя животных подлежат обязательной послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизе (часть первая п.34 Правил № 44). Продукты животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях проверки их ветеринарно-санитарного качества. Реализация продуктов животного происхождения без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы запрещается. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животного происхождения проводится специалистами ветеринарной службы, прошедшими в установленном порядке аттестацию на право ее проведения, в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил о проведении ветеринарно-санитарных экспертиз соответствующих видов продуктов животного происхождения, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (части первая-третья ст.19 Закона Республики Беларусь от 02.07.2010 № 161-З «О ветеринарной деятельности» (далее - Закон № 161-З)). Таким образом, в ветеринарном свидетельстве, подтверждающем качество реализованной продукции, содержатся данные о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы. Общество с ограниченной ответственностью «С» занималось реализацией мяса. Однако качество всей реализованной продукции не было подтверждено ветеринарным свидетельством, чем были нарушены требования п.5 Правил № 44 и частей первой-третьей ст.19 Закона № 161-З.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 мая 2017 г. с проведением ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарно-санитарного осмотра можно ознакомиться в ст.18 Закона № 161-З, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 438-З. |
Несоответствие продукции (работ, услуг) требованиям образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке
Выпуск, в том числе в продажу и после ремонта, либо поставка (реализация) продукции, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке и другим требованиям, установленным законодательством, влечет административную ответственности по части 1 ст.23.12 КоАП. Такая ответственность наступает, в частности, когда в нарушение ТУ, ГОСТ, СТБ, технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выпускается и реализуется продукция собственного производства с использованием продовольственного сырья и пищевых продуктов с истекшими сроками годности и сырья, не соответствующего технологическим требованиям.
![]() |
Пример 8 Пунктами 1 и 2 ст.6 ТР ТС 005/2011 установлены требования к маркировке упаковки. В частности, маркировка должна содержать информацию, необходимую для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка, а также информацию о возможности его утилизации. Маркировка должна иметь цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка, в соответствии с приложением 3 к ТР ТС 005/2011, и содержать пиктограммы и символы в соответствии с приложением 4 к ТР ТС 005/2011: рисунок 1 - упаковка (укупорочные средства), предназначенная для контакта с пищевой продукцией; рисунок 2 - упаковка (укупорочные средства) для парфюмерно-косметической продукции; рисунок 3 - упаковка (укупорочные средства), не предназначенная для контакта с пищевой продукцией; рисунок 4 - возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) - петля Мебиуса. Технический регламент распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения (п.1 ст.1 ТР ТС 005/2011). На импортированной ООО «Б» упаковке (пакетах бумажных) отсутствовала маркировка, предусмотренная ст.6 ТР ТС 005/2011. Таким образом, обществом были реализованы пакеты бумажные без необходимой маркировки в нарушение требований п.2 ст.12 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 90-З), п.2 ст.3, пп.1, 2 ст.6 ТР ТС 005/2011, п.3 приложения 5 к ТР ТС 005/2011.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. в п.2 ст.12 Закона № 90-З внесены изменения Законом Республики Беларусь от 13.06.2018 № 111-З (далее - Закон № 111-З). Изменения не повлияли на суть материала. |
![]() |
Пример 9 Требования, предъявляемые к качеству повседневной, модельной и детской обуви, установлены: ГОСТ 19116 -2005 «Обувь модельная. ОТУ», ГОСТ 26167-2005 «Обувь повседневная. ОТУ» (введены в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.11.2007 № 61); ГОСТ 26165-2003 «Обувь детская. ОТУ» (введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.10.2004 № 51); ГОСТ 28371-89 «Обувь. Определение сортности» (утвержден и введен в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3). |
![]() |
Справочно Дополнительную информацию о перечисленных ГОСТах можно получить по ссылке http://tnpa.by/. |
Если законодательством предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (п.1 ст.11 Закона № 90-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. в п.1 ст.11 Закона № 90-З внесено изменение Законом № 111-З. Если законодательством, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. |
В частности, продавец обязан соблюдать обязательные требования, установленные техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь (п.7 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2019 г. согласно части второй п.3 Правил № 703, изложенных в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2018 № 824, продавец обязан соблюдать законодательство о защите прав потребителей, общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии, требования технических регламентов Республики Беларусь, Таможенного союза и Евразийского экономического союза, иные обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, правила пользования средствами измерений, включая обязанность использования поверенных и исправных средств измерений. |
В нарушение требований п.1 ст.11 Закона № 90-З, п.7 указанного постановления в магазине осуществлялась продажа обуви, не соответствующей требованиям вышеперечисленных ГОСТов.
Например:
• туфли женские модельные не соответствовали требованиям ГОСТ 19116-2005 (п.4.8) и ГОСТ 28371-89 (пп.2, 4, 5) по внешнему виду: наличие пятен на деталях верха; морщинистость и неровность задних швов; отклонение заднего шва от оси симметрии на 4 мм, при норме не более 3 мм; неправильно поставленный каблук и местная деформация поверхности подошвы;
• полуботинки мужские модельные не соответствовали требованиям ГОСТ 19116-2005 (п.4.8) и ГОСТ 28371-89 (пп.2, 5) по внешнему виду: наличие пятен на деталях верха; отставание бортика подошвы от боковой поверхности обуви; необрезанные концы ниток в местах закрепок.
![]() |
Пример 10 При проверке соблюдения требований ТР ТС 004/2011 были обследованы находящиеся в продаже электротовары, входящие в перечень низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации. При этом было установлено, что в продаже имеется пылесос «LUMME U-3208» (КНР), маркированный единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ЕАЭС, не соответствующий требованиям абзаца 9 п.4 ст.5 ТР ТС 004/2011 по маркировке: в эксплуатационном документе не содержится информация о месяце и годе изготовления пылесоса. В продаже также находился фен «ARESA» АР-3002 (КНР), замаркированный единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ЕАЭС, который не соответствует требованиям пп.1, 5 ст.5 ТР ТС 004/2011 по маркировке - отсутствует информация о наименовании страны на государственном языке. |
Применение неисправных средств измерений
Применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений влекут административную ответственность по части 2 ст.23.13 КоАП. Такая ответственности наступает, в частности, когда оборудование допускается к эксплуатации без обязательной поверки, что противоречит требованиям СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения» (утвержден и введен в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 15.11.1993 № 8.
![]() |
Пример 11 Правила пользования средствами измерений в сфере торговой деятельности утверждены приказом Министерства торговли Республики Беларусь и Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 07.12.1995 № 76/206 (далее - Правила № 76/206). Их действие распространяется на все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, торгово-производственную деятельность с использованием средств измерений (п.1.1 Правил № 76/206). Работники торговли при применении Правил № 76/206 должны также соблюдать Положение о метрологическом контроле за состоянием средств измерений и соблюдением метрологических правил в сфере торговой деятельности, утвержденное приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 07.12.1995 № 75 (далее - Положение № 75) (п.1.4 Правил № 76/206). Субъекты хозяйствования должны вести регистрацию поверки средств измерений органами Белстандарта (государственная поверка) на все средства измерений в специальном журнале. Руководители субъекта хозяйствования и физические лица обязаны обеспечивать разработку и проведение организационно-технических мероприятий по внедрению современной измерительной техники; контроль за содержанием в исправном состоянии средств измерений и правильным их применением (п.1.5 Правил № 76/206). На момент проверки в ООО «Б» не был организован и не осуществлялся контроль за применением средств измерений, соблюдением метрологических правил; не был издан приказ (распоряжение) о назначении ответственного за состояние средств измерений и соблюдение метрологических правил, что противоречит требованиям подп.3.3.1, 3.3.2 п.3.3 Положения № 75. |
![]() |
Пример 12 В ходе проверки правил пользования средствами измерений было установлено, что в магазине допущено применение метров деревянных, не прошедших установленную законодательством поверку. Так, согласно журналу регистрации метрологического контроля средств измерений последняя поверка метров деревянных, используемых при отмеривании метражных товаров (ковровых изделий, тканей, лент, кружева, тесьмы, клеенки, пленки и др.), произведена 8 августа 2015 г., а предыдущая - 1 января 2014 г. (при межповерочном интервале не более 12 месяцев). Таким образом, были нарушены части третья и шестая ст.13 Закона Республики Беларусь от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 3848-XII); часть первая п.1.6 Положения № 75; часть первая п.1.2 Правил № 76/206; п.1 раздела 01 «Область измерений геометрических величин» перечня областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью (межповерочным интервалом) юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.03.2007 № 17 (далее - Перечень № 17). |
![]() |
Пример 13 Выборочной проверкой правил пользования средствами измерений было установлено, что в УП «П» в проверяемом периоде эксплуатировался автотранспорт с не поверенными в установленном порядке спидометрами. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии, допускаются к реализации, применению, передаче в аренду, в том числе прокат, после поверки или калибровки (часть шестая ст.13 Закона № 3848-XII). Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при проведении государственного технического осмотра транспортных средств, диагностике технического состояния транспортных средств (абзац 6 части первой ст.16 Закона № 3848-XII). Поверка осуществляется при выпуске средств измерений из производства или ремонта, при их применении и ввозе в Республику Беларусь. Периодичность осуществления поверки средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (части первая и четвертая ст.25 Закона № 3848-XII). Для спидометров установлен межповерочный интервал в 24 месяца (п.4 раздела 06 «Область измерения параметров движения» Перечня № 17). Транспортные средства должны быть оснащены средствами измерения скорости - спидометрами, которые должны находиться в работоспособном состоянии (п.4.7.4 СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.04.2006 № 19 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/172156/211379)). Спидометры всех типов подлежат государственной поверке, так как только поверенный спидометр может дать достоверную информацию о скорости движения (п.4.1.4 СТБ 1745-2007 «Спидометры автомобильные. Требования к эксплуатации и пломбированию» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 № 23 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/192700/289991)). В то же время документы, подтверждающие проведение поверки спидометрового оборудования (акты сдачи-приемки выполненных работ по проведению поверки спидометров автомобильных, копии квитанций-счетов на оплату услуг по проведению поверки, копии платежных поручений), не были представлены. Журналы осмотров спидометров, государственных поверок и регистрации актов на неисправные спидометры не велись. Согласно данным протокола осмотра было установлено, что на автомашинах отсутствовало поверительное клеймо метрологической службы, знак поверки средства измерения. Таким образом, поверка спидометров не проводилась, но при этом автомобили эксплуатировались. |
29.04.2016
Юрий Навойчик, юрист