


Материал помещен в архив


ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК
Состав и совершенствование антикоррупционного законодательства
В 2003-2005 годы Республика Беларусь присоединилась к таким международным конвенциям по вопросам борьбы с коррупцией, как:
• Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999;
• Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.1999;
• Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003;
• Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000.
26 июня 1997 г. был принят Закон Республики Беларусь № 47-З «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией»
Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией»
![]() |
Справочно Законом № 165-З: • дано определение термина «коррупция», который охватывает активный и пассивный подкуп, а также другие злоупотребления, направленные на извлечение выгод материального и нематериального характера как в государственном, так и в частном секторах; • установлен перечень государственных должностных, приравненных к ним и иных лиц, которые являются субъектами коррупции; • закреплены основные методы предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупции, а также устранения ее негативных последствий. |
24 января 2016 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»
• дополнены понятийный аппарат, принципы борьбы с коррупцией;
• установлен порядок декларирования доходов и имущества должностных лиц;
• установлен порядок безвозмездного изъятия имущества;
• скорректирован перечень коррупционных правонарушений;
• уточнены ограничения при приеме на государственную службу, а также по совместной службе;
• установлены основания изменения вида пенсионного обеспечения;
• усилена ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках;
• разрешена работа по внешнему совместительству для некоторых категорий госслужащих;
• введен институт общественного контроля.
Более подробная информация представлена в сравнительной таблице.
Закон № 165-З | Закон № 305-З | Примечания |
Аналогичные нормы отсутствовали | Введены следующие термины и их определения: - государственные должностные лица, занимающие ответственное положение; - руководящая должность; - лица, поступившие на государственную службу путем избрания; - государственные организации; - совместное проживание и ведение общего хозяйства; - доходы; - объект, не завершенный строительством; - расходы |
Помимо установленных ст.1 Закона № 165-З терминов и их определений редакция ст.1 Закона № 305-З расширила список используемых терминов |
Аналогичные нормы отсутствовали | Принципы борьбы с коррупцией дополнены принципом приоритета мер предупреждения коррупции | В ст.4 Закона № 305-З добавлен новый принцип борьбы с коррупцией |
Аналогичные нормы отсутствовали | Система мер борьбы с коррупцией расширена за счет комплексного применения следующих мер: - применения процедур приема на работу, отбора, подготовки, продвижения по службе (работе) государственных должностных лиц в соответствии с принципами эффективности их деятельности и справедливости; - принятия кодексов этики (стандартов поведения) государственных служащих и иных государственных должностных лиц; - упрощения административных процедур и сокращения их числа; - вынесения на общественное (всенародное) обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией; - организации антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования. Определены сферы применения мер борьбы с коррупцией (в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции) |
Дополнен перечень мер по борьбе с коррупцией, предусмотренный ст.5 Закона № 305-З, и определены сферы применения мер борьбы с коррупцией |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статьей 15 Закона № 305-З определены дополнительные требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений. Так, конкурсы, аукционы или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, проводятся при принятии решений: - о распоряжении государственным имуществом; - о проведении закупок; - в иных случаях, предусмотренных актами законодательства |
Изменены подходы к методам и порядку распределения квоты на внешнюю торговлю, а также проведения открытых конкурсов и аукционов в целях распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд. Добавлены основания, при которых государственные органы и иные государственные организации обязаны проводить конкурсы, аукционы или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, при принятии решений |
Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь | Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, установленном законодательными актами. Порядок принятия решений по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также по проведению конкурсов, аукционов или иных процедур, установленный ст.15 Закона № 305-З, может быть пересмотрен Президентом Республики Беларусь |
Статья 15 Закона № 165-З и ст.15 Закона № 305-З определяют требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений |
Метод и порядок распределения квоты на внешнюю торговлю товарами определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. Открытые конкурсы и аукционы в целях распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд не проводятся, если соответствующие поставки товаров (работ, услуг) осуществляются организацией, являющейся естественным монополистом, а также в случаях, когда законодательством Республики Беларусь допускается иной порядок распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд |
Аналогичные нормы отсутствуют | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статья 17 Закона № 305-З отменяет предусмотренный частью первой ст.17 Закона № 165-З запрет для государственных должностных лиц на работу по внешнему совместительству, за исключением государственных служащих (а также сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь), военнослужащих и служащих военизированных организаций, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и иных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 % | Разрешена работа по внешнему совместительству для некоторых категорий государственных должностных лиц |
Аналогичные нормы отсутствовали | Редакционные изменения ст.18 Закона № 305-З, устанавливающей ограничение по совместной службе, распространяют эти ограничения на должность руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира государственной организации (обособленного подразделения) и уточняют перечень близких родственников и свойственников, которым запрещается совместная работа (служба), если она связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому | Уточнены ограничения по совместной службе |
Аналогичные нормы отсутствовали | Часть первая ст.22 Закона № 305-З предусматривает норму, влекущую временное, до истечения 5 лет со дня увольнения по дискредитирующим основаниям, ограничение в приеме на руководящие должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, областных, Минского городского исполнительных комитетов, районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах. Установлен запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий (часть четвертая ст.22 Закона № 305-З) |
Уточнены ограничения при приеме на государственную службу |
Аналогичные нормы отсутствовали | За совершение в период прохождения государственной службы тяжких или особо тяжких преступлений против интересов службы либо сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий государственный служащий лишается права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Таким лицам предоставляется пенсия только по возрасту. Ограничение права на пенсионное обеспечение будет распространяться и на лиц, занимающих должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военизированных организациях Республики Беларусь: сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. При исчислении пенсии по выслуге лет оклад по воинскому (специальному) званию учитывается по воинскому званию «рядовой» или соответствующему ему специальному званию (ст.24 Закона № 305-З) |
Установлены основания изменения вида пенсионного обеспечения |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статья 26 Закона № 305-З определяет порядок декларирования доходов должностных лиц | В целях совершенствования порядка декларирования доходов и имущества государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, назначаемых на должности путем избрания, а также входящих в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, в Закон № 305-З введена глава 4. Лица названных категорий, а также их близкие родственники помимо декларирования имущества, являющегося их собственностью, обязаны декларировать объекты недвижимости, произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, транспортные средства, если они находились в фактическом владении, пользовании этих лиц на возмездной или безвозмездной основе 183 дня и более в течение декларируемого периода. Закреплено право налоговых органов истребовать декларации от совершеннолетних близких родственников государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, которые с ними не проживают и (или) не ведут общее хозяйство (ст.31 Закона № 305-З). Закреплена обязанность должностных лиц декларировать сведения о долях в уставных фондах (акциях) хозяйственных товариществ и обществ, паях в имуществе производственных и потребительских кооперативов (ст.27, часть восьмая ст.31 Закона № 305-З); о займах, полученных и не возвращенных на дату представления декларации (ст.26 Закона № 305-З). Закреплена необходимость декларирования должностными лицами и их близкими родственниками денежных средств, хранящихся не в банках (часть первая ст.27, часть четвертая ст.31 Закона № 305-З). Введено требование, согласно которому лица, обязанные представлять декларации, должны декларировать и денежные средства в сумме, превышающей 2 000 базовых величин, за исключением денежных средств, размещенных на счетах и (или) во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь. Сокращен перечень военнослужащих органов пограничной службы, обязанных ежегодно декларировать доходы, за счет исключения из него тех, кто не выполняет обязанности по пропуску лиц, товаров и транспортных средств через Государственную границу Республики Беларусь и ее непосредственной охране (ст.32 Закона № 305-З). Оптимизирован механизм привлечения к ответственности за незначительные нарушения, допущенные при составлении декларации. Установлен порядок безвозмездного изъятия имущества |
Аналогичные нормы отсутствовали | В ст.27 Закона № 305-З регламентированы основания, регулирующие порядок декларирования имущества государственных должностных лиц, и порядок определения его стоимости | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статья 28 Закона № 305-З регламентирует порядок декларирования доходов и имущества несовершеннолетних, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности и признанных судом недееспособными | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статья 29 Закона № 305-З определяет порядок декларирования доходов и имущества при поступлении гражданина Республики Беларусь на государственную службу | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статья 30 Закона № 305-З определяет категории государственных должностных лиц, обязанных представлять декларацию о доходах и имуществе при назначении на определенные должности: - государственные служащие; - военнослужащие; - работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям; - сотрудники органов внутренних дел; - работники органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь; - сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь; - сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь; - лица, назначаемые на должности руководителей государственных организаций; - лица, назначаемые на должности руководителей организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статья 31 Закона № 305-З устанавливает требование ежегодного декларирования доходов и имущества государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания, их супруга (супруги), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статья 32 Закона № 305-З определяет порядок ежегодного декларирования доходов и имущества иными категориями государственных должностных лиц, не указанных в ст.31 Закона № 305-З | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статьей 33 Закона № 305-З определено, что декларация о доходах и имуществе представляется по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь. Порядок заполнения декларации о доходах и имуществе определяется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Права, обязанности и ответственность лиц, обязанных представлять декларации о доходах и имуществе, при декларировании доходов и имущества перечислены в ст.34 Закона № 305-З, как и случаи, когда меры ответственности за нарушение законодательства о декларировании доходов и имущества не применяются. Это касается выявленных налоговыми органами фактов неуказания незначительных доходов, полученных не по месту основной работы, указания неточных сведений, например о дате приобретения, отчуждения имущества, площади капитальных строений, стоимости имущества, размере доходов, если такие расхождения не превышают 10 % от фактических данных | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статья 35 Закона № 305-З определяет порядок осуществления контроля в сфере декларирования доходов и имущества | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статьей 36 Закона № 305-З установлен гражданско-правовой механизм безвозмездного изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы. Критерием неосновательного обогащения служит явное несоответствие реальной стоимости имеющегося имущества и денежных средств и уровня легальных доходов. Под явным превышением стоимости имущества и иных расходов над доходами, полученными из законных источников, понимается превышение, составляющее не менее 25 % от доходов, полученных из законных источников. В этом случае должностному лицу предоставлено право добровольно передать в доход государства имущество на сумму, явно превышающую подтвержденный доход, или выплатить его стоимость и сумму иных расходов, явно превышающих подтвержденную сумму доходов. В случае отказа добровольно совершить указанные действия прокурор вправе обратиться с иском в суд. Такой механизм изъятия имущества может быть применен лишь в отношении государственных должностных лиц, на которых распространяется особый порядок декларирования доходов и имущества, установленный ст.31 Закона № 305-З. Это лица, занимающие ответственное положение, а также поступившие на государственную службу путем избрания | |
Аналогичные нормы отсутствовали | Перечень коррупционных правонарушений, закрепленный ст.37 Закона № 305-З, дополнен следующими правонарушениями: - осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров (ранее достаточно было принятия приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц); - передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами; - мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.10.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)) |
Дополнен и уточнен перечень коррупционных правонарушений |
Аналогичные нормы отсутствовали | Часть третья ст.39 Закона № 305-З закрепляет, что физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, выплачиваются вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе | Расширены гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции |
Статья 27 закрепляет обязанность руководителей государственных органов и иных организаций привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, к такой ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь | Абзац 3 части первой ст.43 Закона № 305-З предусматривает обязанность руководителей государственных органов, иных организаций привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом № 305-З, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь | Для реализации мер дисциплинарной ответственности в отношении лиц, совершивших правонарушения, связанные с коррупцией, ст.47 Закона № 305-З предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст.47 дополнена п.51), которые позволяют руководителям организаций на бесспорных основаниях применять взыскания в отношении лиц, совершивших такие правонарушения, вплоть до увольнения. От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует руководствоваться ст.47 ТК в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь |
Аналогичные нормы отсутствовали | Система мер по борьбе с коррупцией предусматривает в том числе общественный контроль (ст.5 Закона № 305-З), что представляет собой участие граждан, институтов гражданского общества в управлении делами государства путем системной работы или отдельных наблюдений в установленном законодательством порядке за деятельностью государственных органов, иных организаций, их должностных лиц по соблюдению ими законодательства о борьбе с коррупцией. Формы участия граждан и общественных объединений в осуществлении контроля в сфере борьбы с коррупцией предусмотрены в ст.46 Закона № 305-З |
В Закон № 305-З введена статья, определяющая формы деятельности граждан, организаций, общественных объединений при осуществлении общественного контроля |
Аналогичные нормы отсутствовали | Статьей 47 Закона № 305-З ст.11.16 КоАП дополнена частью 5, предусматривающей повышенную ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках, предусмотренное частью 4 ст.11.16 КоАП, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшее дополнительное расходование бюджетных средств либо снижение количественных и качественных характеристик поставляемых работ, товаров или услуг. Расширен субъектный состав лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение в сфере государственных закупок. Помимо должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к ним также отнесены члены комиссий, созданных для проведения процедур государственных закупок, во избежание ухода их от ответственности посредством принятия ими коллективных решений (часть 4 ст.11.16 КоАП) |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. |
Важное место в системе антикоррупционных законов занимают также Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК), Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», от 04.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. Закон № 174-З утратил силу Законом от 31.12.2021 № 141-З. Следует руководствоваться ст.7 Закона № 141-З и НК. НК дополнен ст.731 «Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица». Комментарий см. здесь. С 1 января 2023 г. Закон № 204-З утратил силу Законом от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе». Закон № 175-З вступает в силу в порядке, установленном ст.79 данного Закона. |
Кроме законов в республике действуют многочисленные иные акты законодательства, направленные на борьбу с коррупцией: указы, декреты, директивы Президента, нормативные правовые акты Правительства, министерств и других государственных органов.
Обеспечению целенаправленной и скоординированной работы по борьбе с коррупцией способствует принятие государственных антикоррупционных программ, которые реализуются в Беларуси уже более 15 лет. В настоящее время выполняется программа на 2013-2015 годы, утвержденная решением республиканского координационного совещания от 15.03.2014 № 26-07ркс-2013.
Кроме того, практикуется разработка региональных и отраслевых антикоррупционных программ (планов мероприятий) в целях эффективного предупреждения, выявления и пресечения коррупции в отдельных регионах, отраслях и сферах деятельности, системах государственных органов и иных организаций.
Постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь от 30.12.2014 № 30/1257/2/260 утверждены критерии оценки деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями.
В целях информационного обеспечения противодействия коррупционным правонарушениям Генеральной прокуратурой Республики Беларусь осуществляется ведение единого республиканского банка данных, содержащего раздел «Факты нарушений антикоррупционного законодательства», в котором помещаются сведения о лицах, совершивших дисциплинарные проступки, и примененных к ним мерах ответственности за коррупционные правонарушения или правонарушения, создающие условия для коррупции.
В настоящее время для единой автоматизированной информационной системы прокуратуры Республики Беларусь (ЕАИС) разработаны и функционируют приложения по учету фактов нарушений антикоррупционного законодательства. Все прокуратуры в обязательном порядке обязаны вносить сведения о коррупционных правонарушениях и нарушениях антикоррупционного законодательства в указанные приложения ЕАИС в целях создания единого республиканского банка данных.
![]() |
Справочно Под коррупционными правонарушениями понимаются содержащие признаки коррупции проступки, запрещенные нормами права под угрозой юридической ответственности. Основные виды коррупционных правонарушений: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и уголовные преступления. Коррупционным правонарушениям предшествует нарушение этических и корпоративных стандартов поведения работников соответствующих профессий. Виды правонарушений, создающих условия для коррупции, указаны в ст.25 Закона № 305-З. Перечень коррупционных правонарушений содержится в ст.37 Закона № 305-З. |
Проверка соблюдения антикоррупционного законодательства
Органами прокуратуры проводится целенаправленная работа по проведению проверок соблюдения антикоррупционного законодательства.
В ходе прокурорских проверок значительное внимание уделяется противодействию преступности, связанной с «теневым» оборотом товаров и денежных средств; выявлению ключевых тенденций и актуальных схем совершения преступлений; оценке ситуации в сфере экономической безопасности; сбору и обобщению имеющегося опыта работы по подрыву экономических основ экстремистских организаций.
Органами прокуратуры, как правило, вносятся представления руководителям организаций по выявленным причинам и условиям, способствующим совершению коррупционных преступлений, для устранения и недопущения совершения их в дальнейшем.
Вместе с тем правоприменительная практика по-прежнему свидетельствует о том, что борьба с коррупцией в Республике Беларусь осуществляется преимущественно посредством уголовного преследования лиц, уже совершивших коррупционные преступления.
Типичные нарушения антикоррупционного законодательства
В ходе прокурорских проверок выявляются следующие нарушения антикоррупционного законодательства, в том числе коррупционные правонарушения (ст.37 Закона № 305-З) и правонарушения, создающие условия для коррупции, предусмотренные ст.25 Закона № 305-З:
• указание государственным служащим недостоверных сведений в декларации о доходах и имуществе, непредставление такой декларации в установленные законом сроки, необеспечение проверки правильности и полноты заполнения деклараций о доходах и имуществе работниками кадровой службы, ответственными за прием и проверку деклараций (глава 4 Закона № 305-З);
• неподписание государственным должностным лицом обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17-20 Закона № 305-З, а также непринятие мер по истребованию такого обязательства со стороны уполномоченных на это лиц;
• невыполнение государственным должностным лицом обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17-20 Закона № 305-З;
• использование государственным должностным лицом в личных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности;
• использование подчиненных работников для выполнения работ в личных интересах при отсутствии в деянии составов преступлений, предусмотренных ст.424, 426 УК;
• недостоверное отражение в государственной статистической отчетности сведений об объеме выполненных работ при строительстве, внесение иных заведомо ложных сведений в официальные документы при отсутствии состава преступления, предусмотренного ст.427 УК;
• оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
• нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов;
• невыполнение предусмотренных ст.23, 43 Закона № 305-З обязанностей руководителя организации по принятию мер, направленных на борьбу с коррупцией;
• принятие государственным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей;
• вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, не входящее в круг его обязанностей и не основанное на законодательном акте Республики Беларусь.
В ходе прокурорских проверок нередко выявляются факты нарушений антикоррупционного законодательства:
• фиктивное трудоустройство подставных лиц с целью завладения денежными средствами, начисленными им в качестве заработной платы;
• внесение агентами страховых компаний заведомо ложных сведений в свидетельства обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с целью оказать содействие водителям, допустившим нарушения Правил дорожного движения, в уклонении от ответственности;
• злоупотребления со стороны должностных лиц организаций лесного хозяйства, природоохранных инспекций, землеустроительных служб и других государственных органов по незаконному привлечению граждан к административной ответственности.
Предотвращение коррупционных рисков в экономической сфере, в том числе при осуществлении государственных закупок
Одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры - надзор за исполнением законодательства в экономической сфере. Поэтому в ходе проверок под контролем находится исполнение законодательства о борьбе с коррупцией, распоряжение государственным имуществом и бюджетными средствами; выполнение условий инвестиционных и внешнеэкономических договоров; вопросы возмещения ущерба и привлечения к ответственности виновных лиц. В частности, правонарушениями, создающими условия для коррупции в указанной сфере, признаются:
• оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений при проведении закупки неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении (абзац 3 части первой ст.25 Закона № 305-З);
• нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок (абзац 12 части первой ст.25 Закона № 305-З).
В целях совершенствования законодательного регулирования государственных закупок Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2018 г. принят Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», которым Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» изложен в новой редакции, предусматривающей:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 февраля 2024 г. следует руководствоваться Законом № 419-З с изменениями, внесенными Законом от 31.01.2024 № 354-З. Комментарий см. здесь. |
• создание и функционирование государственной информационно-аналитической системы по управлению государственными закупками (п.1 ст.6);
• установление электронного формата проведения конкурентных видов процедур государственных закупок (п.1 ст.31, п.1 ст.38, п.1 ст.45), возможности заключения договора между заказчиком и участником-победителем в письменной форме в виде электронного документа (часть первая п.4 ст.24);
• сокращение сроков при проведении процедур государственных закупок (ст.23, часть вторая п.4 ст.24, пп.3, 4 ст.32, п.4 ст.39, п.2 ст.44 и др.), а также определение сроков заключения договоров по результатам проведенных процедур государственных закупок (п.1 ст.24);
• установление необходимости ведения реестра жалоб, подаваемых в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, реестра договоров, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок (п.2 ст.6), и др.
30.08.2018
Николай Лимож, юрист