


Материал помещен в архив
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ОХОТЫ: ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ОХОТУ
Действующие Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 (далее - Правила охоты), содержат правовые основы осуществления охоты, обеспечивающие возможность контроля за законным изъятием охотничьих животных путем использования разрешений на охоту и охотничьих путевок к ним. Разрешения на добычу охотничьих животных реализуются в соответствии с утвержденными планами изъятия охотничьих животных нормируемых видов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. следует руководствоваться Правилами охоты и Правилами ведения охотничьего хозяйства в редакции Указа от 16.09.2020 № 345. |
В названных документах до проведения охоты указываются исчерпывающие сведения, достаточные для идентификации конкретной охоты:
• наименование пользователя охотничьих угодий;
• фамилия и инициалы, номер государственного удостоверения на право охоты охотника, которому выдана данная охотничья путевка;
• вид разрешенного к добыче охотничьего животного;
• разрешенные (либо запрещенные) территории для проведения охоты по этой путевке (охотохозяйственные зоны и (или) другие единицы внутрихозяйственного деления);
• срок действия данной путевки;
• стоимость охотничьей путевки;
• виды разрешенных к добыче охотничьих животных;
• срок действия разрешения и путевки (дата, время начала и окончания охоты);
• пол, возраст и (или) иные признаки, в том числе качество (трофейный, нетрофейный, селекционный), разрешенного к добыче охотничьего животного;
• серии и номера разрешений на добычу охотничьего животного, к которым выдана эта путевка;
• разрешенные способы охоты.
На оборотной стороне охотничьей путевки к разрешению (разрешениям) на добычу охотничьего животного указываются фамилии и инициалы, номера государственных удостоверений на право охоты (для иностранных граждан - номера документов, удостоверяющих право этих граждан на охоту в государствах их обычного места жительства) каждого участника охоты, кроме руководителя охоты или охотника, указанных на лицевой стороне данной путевки, стоимость охоты (путевки) для каждого участника охоты.
Охотничьи путевки к разрешению (разрешениям) на добычу охотничьего животного являются недействительными, если в них до начала охоты не указаны:
• время, дата начала срока действия путевки;
• вид разрешенного к добыче животного;
• фамилия охотника (фамилии охотников), осуществляющего (осуществляющих) охоту.
Охота на животных при отсутствии разрешений на охоту и охотничьих путевок, содержащих все вышеперечисленные данные, является незаконной.
Кроме того, запрещены исправления:
• срока действия охотничьих путевок, разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним;
• вида, пола, возраста и иных признаков (качества) разрешенного к добыче охотничьего животного;
• даты и времени добычи;
• вида, пола, возраста и иных признаков (качества) добытого животного п.56 Правил охоты).
Прочие исправления в охотничьи путевки, разрешения на добычу охотничьего животного и охотничьи путевки к ним вносятся в порядке, установленном для заполнения бланков документов с определенной степенью защиты.
На практике возможны случаи самостоятельного исправления срока действия разрешений, его продления (что само по себе и является изменением), охоты по невзаимосвязанным путевкам и разрешениям, охоты с нарушением ограничений, установленных в разрешениях и путевках. Во всех названных случаях охота признается незаконной, то есть осуществленной с нарушением требований законодательства об охоте.
Добыча животных с нарушением вышеуказанных требований признается причинением вреда окружающей среде (п.182 Правил охоты). Вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, подлежит возмещению лицом, его причинившим (ст.61 и 63 Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире», далее - Закон о животном мире).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2022 г. ст.63 Закона о животном мире изложена в новой редакции Законом от 04.01.2022 № 145-З. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Пример Экономическим судом было рассмотрено дело по иску Инспекции охраны животного и растительного мира к ГЛУ «Лесхоз» о взыскании с ответчика в доход республиканского бюджета вреда, причиненного окружающей среде. В обоснование своих требований представитель истца ссылался на результаты проверки, которой были установлены факты нарушения природоохранного законодательства, повлекшие причинение вреда окружающей среде. Согласно акту проверки и акту об установлении факта причинения вреда окружающей среде выявлена незаконная добыча:
По мнению истца, в осуществлении незаконной охоты виновны работники ответчика. Ответчик в отзыве и в судебном заседании иск не признал, указал, что ущерб окружающей среде причинен не был, имеет место продление действия срока разрешения на охоту, охота в разрешенном обходе со смертью животного за его пределами, а также использование иной путевки в связи с перестрелом охотничьих животных сверх количества, указанного в разрешении. |
Как установлено судом, истцом была проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства при ведении охотничьего хозяйства, в результате которой за указанный период выявлены нарушения Правил охоты и составлен акт проверки от 12.08.2016, а также акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде от 08.06.2017.
Так, в результате проверки разовых разрешений на добычу косули взрослой и сеголетка в семи случаях (№ 1-7 в вышеуказанной таблице) выявлены факты рукописного указания в выданных разрешениях следующих формулировок: «продлено до 31.12.2014» в дополнение к указанному первоначально сроку их действия. Животные были добыты по окончании первоначального срока действия разрешений, но до истечения срока, на который разрешения были продлены ответчиком.
Также в одном случае (№ 8 в вышеуказанной таблице) 01.11.2014 охотопользователем организована и проведена охота по охотничьей путевке № 1 к разрешениям на добычу охотничьих животных № 1, 2, 3, 4, 5. При проведении охоты был добыт лось самец сеголеток по разрешению № 6. Данное разрешение на добычу охотничьего животного не указано в охотничьей путевке. Охотничья путевка к разрешению № 6 не выдавалась.
Кроме того, в одном случае (№ 9 в вышеуказанной таблице) с 27.05.2016 по 28.05.2016 охотопользователем организован и проведен охотничий тур с охотниками А., Б., В. по охотничьей путевке № 2 к разрешениям № 7, 8 на косулю. 28.05.2016 в егерском обходе № 1 по разрешению № 9 охотником Г. была добыта косуля самец (взрослый, трофейный). В то же время данный охотник не указан в охотничьей путевке № 2 к разрешениям № 7, 8. Охотник Г. на самом деле в это время охотился по охотничьей путевке № 3 к разрешениям № 9, 10 в егерском обходе № 3.
Разрешение № 2 было закрыто 28.05.2016 с указанием в нем о добытой косуле самце взрослом нетрофейного качества охотником Г., который в данной охоте, как уже было отмечено, не принимал участия. Также в ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с представленными путевками и разрешениями на добычу охотничьих животных в этот же период времени охотник Г. осуществлял охоту по охотничьей путевке № 3 и разрешению № 9 в егерском обходе № 3 и добыл одну особь самца косули трофейного.
В результате охоты согласно акту об установлении факта причинения вреда окружающей среде ответчиком был причинен вред окружающей среде в размере 28 980 руб., а такженезаконно добыты охотничьи животные на сумму 1 725 руб., а всего вред причинен на сумму 30 705 руб.
Постановлением районного суда организатор вышеназванных охот был признан виновным в совершении административного правонарушения и подвергнут штрафу.
Постановлением следователя РОСК было отказано в возбуждении уголовного дела по данным фактам.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
Суд, рассматривающий экономические дела, исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания) (ст.100 и 101 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, далее - ХПК).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством. Лица, участвующие в деле, в процессе доказывания определяют объем фактов, подлежащих доказыванию, собирают доказательства, подтверждающие факты, подлежащие доказыванию, представляют доказательства, участвуют в их исследовании в судебном заседании, высказывают суду свое мнение по оценке доказательств (части вторая и четвертая ст.100 ХПК).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до завершения подготовки дела к судебному разбирательству или в пределах срока, установленного судом, рассматривающим экономические дела, если иное не установлено ХПК.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле, в суды, рассматривающие экономические дела, первой и апелляционной инстанций в порядке, установленном ХПК.
Обстоятельства дела, которые согласно законодательству должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами (ст.104 ХПК).
Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь предоставлено право в пределах своей компетенции предъявлять в установленном порядке претензии юридическим лицам и гражданам, причинившим вред окружающей среде, и иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, стоимость незаконно добытой продукции (подп.11.5 п.11 Положения о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2012 № 237).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2019 г. следует руководствоваться Положением о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.07.2019 № 269. |
Охотничьи путевки, разрешения на добычу охотничьего животного и охотничьи путевки к ним заполняются рукописным способом и (или) с использованием технических и других средств (п.56 Правил охоты).
Исправления срока действия охотничьих путевок, разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним, вида, пола, возраста и иных признаков (качества) разрешенного к добыче охотничьего животного, даты и времени добычи, вида, пола, возраста и иных признаков (качества) добытого животного запрещаются. Прочие исправления в охотничьи путевки, разрешения на добычу охотничьего животного и охотничьи путевки к ним вносятся в порядке, установленном для заполнения бланков документов с определенной степенью защиты.
Порядок продления срока действия ранее выданных разрешений на право охоты законодательством не предусмотрен. В связи с этим довод ответчика о возможности продления срока ранее выданных разрешений суд воспринял критически.
В охотничьей путевке к разрешению (разрешениям) на добычу охотничьего животного при ее оформлении обязательно указываются:
• серии и номера разрешений на добычу охотничьего животного, к которым выдана эта путевка;
• виды разрешенных к добыче охотничьих животных (в охотничьей путевке к разрешению (разрешениям) на добычу бобра также указываются норка американская и ондатра);
• фамилия и инициалы, номер государственного удостоверения на право охоты руководителя охоты либо охотника, которому выдана данная путевка;
• разрешенные (либо запрещенные) территории для проведения охоты по этой путевке (охотохозяйственные зоны и (или) другие единицы внутрихозяйственного деления);
• срок действия данной путевки (дата, время начала и окончания охоты) (п.62 Правил охоты).
Граждане при проведении охоты должны иметь при себе охотничью путевку или разрешение на добычу охотничьего животного и охотничью путевку к нему, выданные этим гражданам (либо они должны быть записаны в охотничьей путевке к разрешению на добычу охотничьего животного, находящейся у руководителя охоты).
У руководителя охоты, сопровождающего иностранных граждан при проведении охоты, должны находиться охотничьи путевки, выданные этим гражданам, или разрешение на добычу охотничьего животного и охотничья путевка к нему, в которую записаны иностранные граждане (пп.110 и 111 Правил охоты).
Запрещается охота (п.129 Правил охоты):
1) при отсутствии или использовании недействительных документов, перечисленных в пп.110 и (или) 111 Правил охоты;
2) на диких животных, не указанных в охотничьей путевке или разрешении на добычу охотничьего животного, а также на молодых нелетающих и (или) линяющих птиц, в весенний сезон охоты на пролетающих птиц (кроме гусей и вальдшнепов), охотничьих животных, находящихся в бедственном положении (при переправах через воду и по льду, истощенных от недостатка кормов и др.), в зоне чрезвычайной ситуации (в том числе пожара и наводнения);
3) с превышением установленного в охотничьей путевке количества разрешенных для изъятия охотничьих животных.
Охота может проводиться на охотничьих животных отдельного вида или группы видов в сроки, указанные в охотничьей путевке и (или) в разрешении на добычу охотничьего животного (п.112 Правил охоты).
Охотничьи путевки к разрешению (разрешениям) на добычу охотничьего животного, в которых до начала охоты не указаны время, дата начала срока действия путевки, вид разрешенного к добыче животного, фамилия охотника (фамилии охотников), осуществляющего (осуществляющих) охоту, являются недействительными (п.62 Правил охоты).
Факт организации ответчиком охоты на животных, виды и сроки охоты на которых не указаны в охотничьей путевке и (или) в разрешении, с достоверностью нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Факт непревышения ответчиком планов изъятия охотничьих животных для целей установления нарушения порядка осуществления охоты значения не имеет.
По данной причине доводы ответчика об охоте в разрешенном обходе со смертью животного за его пределами, а также об использовании иной путевки в связи с перестрелом охотничьих животных сверх количества, указанного в разрешении, не могут быть приняты судом во внимание.
Пользователи охотничьих угодий обязаны соблюдать Правила охоты, иные акты законодательства об охране и использовании животного мира, условия договора аренды охотничьих угодий и охотоустроительной документации, а также возмещать вред, причиненный окружающей среде в процессе ведения охотничьего хозяйства, и ущерб, причиненный в результате уничтожения или повреждения сельскохозяйственных и лесных культур охотничьими животными (п.31 Правил охоты).
Вред, причиненный окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания, подлежит возмещению лицом, причинившим его, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь, а в случае невозможности их применения - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Возмещение указанного вреда осуществляется независимо от изъятия продукции охоты (п.182 Правил охоты).
Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира не освобождает их от возмещения вреда, причиненного объектам животного мира и (или) среде их обитания, и выполнения мероприятий по их охране. Вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь (ст.61 и 63 Закона о животном мире).
Как следует из содержания п.3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), вред окружающей среде считается причиненным при установлении факта незаконного изъятия или уничтожения диких животных.
Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, фиксируется государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (ст.101 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», далее - Закон об охране окружающей среды).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2019 г. Законом Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 201-З в части второй ст.101 Закона об охране окружающей среды слова «при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов» заменены словами «в соответствии с законодательством». |
Факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.
Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляются государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает 3 БВ.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к выводу о доказанности факта причинения ответчиком вреда окружающей среде вследствие осуществления охоты с нарушением требований законодательства.
Вред, причиненный окружающей среде, - имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в незаконном изъятии, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь.
Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено ст.101 Закона об охране окружающей среды, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть первая ст.1011 Закона об охране окружающей среды).
Расчет вреда, осуществленный уполномоченным государственным органом в размере 30 705 руб., суд признал соответствующим требованиям Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», Положения о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1022, а также ст.62 Закона о животном мире.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2022 г. действует постановление Совмина от 11.04.2022 № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления». Комментарий см. здесь. С 29 июля 2022 г. постановлением Совмина от 21.12.2021 № 736 внесены изменения в Положение № 1022, в частности, изменено название: «Положение о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира и бесхозяйной рыбы». |
В связи с изложенным иск был удовлетворен.
Решение было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, но оставлено в силе.
Таким образом, избежать вышеуказанных последствий охоты можно было бы в случае использования выданных разрешений на охоту и охотничьих путевок в строгом соответствии с их содержанием.
23.04.2018
Сергей Белявский, судья экономического суда Гродненской области