Пособие от 18.12.2014
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения в области строительной деятельности, выявляемые контролирующими органами (статьи 21.11, 21.12, 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)


 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(статьи 21.11, 21.12, 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Справочно (об авторе)

Александр Денисевич в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

 

Перечень административных правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями охватывает глава 21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Ответственность по статье 21.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение требований к содержанию строительной площадки

В соответствии со ст.21.11 КоАП нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом требований нормативной документации и проекта производства работ по организации, ограждению или содержанию строительной площадки влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (далее - БВ).

 

Пример

В ходе проверки были установлены нарушения унитарным предприятием «М» требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при строительстве зданий и объектов инженерной инфраструктуры.

Так, при проверке 4 апреля 2014 г. объекта «Строительство второй очереди полигона твердых коммунальных отходов, в т.ч. сортировочной станции» установлено, что территория полигона не убрана от старого мусора, а именно на территории находятся строительные отходы (отходы силикатного кирпича, старых газосиликатных и бетонных блоков, железобетонных столбов), отходы лесоматериалов, территория не спланирована, нет строительного паспорта, отсутствуют въездные ворота.

При проверке 8 апреля 2014 г. объекта «Строительство второй очереди полигона твердых коммунальных отходов, в т.ч. сортировочной станции» установлено, что территория полигона не убрана от строительного мусора, а именно на территории находятся отходы блоков, кирпича, территория не спланирована, нет строительного паспорта, отсутствуют въездные ворота и сигнальные ограждения.

Этим были нарушены требования безопасности к строительству и содержанию производственных территорий участков и рабочих мест (п.6.2 технического кодекса установившейся практики «Безопасность труда в строительстве. Общие требования» (ТКП 45-1.03-40-2006 (02250)) (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2006 № 334 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/189046/286288)) и требования к организации строительного производства (п.3.12 технического кодекса установившейся практики «Организация строительного производства» (ТКП 45-1.03-161-2009 (02250)) (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/242245/339866)).

Ответственность по статье 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за самовольное строительство

В соответствии со ст.21.12 КоАП за самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ.

 

Справочно

Проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст.21 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)).

 

Разрешительная документация на строительство при возведении, реконструкции (за исключением жилых помещений в многоквартирных жилых домах, одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории), реставрации, капитальном ремонте на предоставленном земельном участке включает в себя решение исполнительного комитета о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта, разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение работ на историко-культурных ценностях, а также на разработку научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этих ценностях, архитектурно-планировочное задание, заключения согласующих организаций; технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта (подп.4.4 п.4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее - Положение № 223)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. Положение № 223 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785.

 

На ремонт, реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений, реставрацию материальных недвижимых историко-культурных ценностей распространяются основные требования по проектированию, установленные техническим кодексом установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)) (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267; далее - ТКП 45-1.04-206-2010) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252462/350125).

 

Обратите внимание!

Требования ТКП 45-1.04-206-2010 обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий, юридических и физических лиц, осуществляющих разработку проектной документации на ремонт, реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений, а также реставрацию материальных недвижимых историко-культурных ценностей.

 

Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонтах, модернизации зданий и сооружений и реставрации материальных недвижимых историко-культурных ценностей, приведен в приложениях А-Г к ТКП 45-1.04-206-2010.

Отнесение работ, не указанных в названных приложениях, к видам ремонта или модернизации должно осуществляться заказчиком совместно с проектной организацией.

При выполнении работ по текущему ремонту объектов разработка проектной документации и ее экспертиза не требуются. Составляется только сметная документация на основании дефектных актов, подготовленных при необходимости на основании технических заключений.

При выполнении работ по капитальному ремонту объектов не требуется разработка чертежей по видам работ, выполнение которых не затрагивает несущей способности конструкций зданий и сооружений.

При выполнении работ по реконструкции (модернизации) объектов объем и состав проектной документации, состав комплекта чертежей определяются в каждом конкретном случае заказчиком по согласованию с проектной организацией и устанавливаются в договоре на проектирование.

 

Пример

В перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений для крыш, включен ремонт (частичная замена, не более 50 %) отдельных участков кровель или покрытий кровель, включая узлы примыкания к вертикальным поверхностям (п.5 части А4 приложения А к ТКП 45-1.04-206-2010).

Обществом были выполнены работы по капитальному ремонту кровли кафе - площадь, охваченная ремонтом (согласно акту приема-сдачи выполненных работ по договору подряда на сумму 23 000 000 руб.), - 500 кв.м, что составляет более 50 % кровли (площадь здания кафе составляет 949 кв.м), склада «Овощехранилище» - площадь, охваченная ремонтом (согласно акту приема-сдачи выполненных работ по договору подряда на сумму 23 000 000 руб.), - 882 кв.м, что составляет более 50 % кровли (площадь здания склада «Овощехранилище» - 800 кв.м).

В нарушение абзаца 2 п.2 ст.2, ст.21, п.2 ст.53 Закона № 300-З, подп.4.4 п.4 Положения № 223 обществом велось строительство объектов с проведением капитального ремонта кровли кафе и капитального ремонта кровли склада «Овощехранилище» без получения разрешительной документации на выполнение работ.

 

Самовольное строительство - деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:

• на самовольно занятом земельном участке;

• на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;

• без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой (п.1 ст.223 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

 

Обратите внимание!

Самовольное строительство должно быть незамедлительно приостановлено.

 

Порядок выдачи заказчикам, застройщикам разрешения на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта определен в п.1 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11 (далее - Инструкция № 11).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений.

 

Производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения на производство строительно-монтажных работ в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ (п.4 Инструкции № 11).

 

Пример

В нарушение п.2 ст.2 Закона № 300-З, п.4 Инструкции № 11 общество по состоянию на 8 мая 2014 г. допустило производство строительно-монтажных работ на объекте «Реконструкция здания физкультурно-оздоровительного комплекса и столовой под производственный цех и административные помещения» без наличия разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ.

 

Строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (подп.3.3.13 п.3.3 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.01-4-2005 (02250) «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (утвержден и введен приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 № 172 (далее - ТКП 45-1.01-4-2005) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/164070/203187)).

Модернизация (зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций) - это совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований в существующих габаритах.

 

Справочно

Модернизация - вид реконструкции, проводимой в существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций.

 

При модернизации может осуществляться изменение планировки, без изменения назначения отдельных помещений, устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, замены отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных) (подп.3.3.5 п.3.3 ТКП 45-1.01-4-2005).

 

Пример

В нарушение п.2 ст.53 Закона № 300-З, п.17 Положения № 223, подп.3) п.1 ст.223 ГК работы по капитальному ремонту с модернизацией картофелехранилища открытым акционерным обществом «В» были выполнены самовольно без наличия разрешительной документации.

 

Пример

Производство строительно-монтажных работ на объекте «Модернизация комбикормового цеха» осуществлялось на основании разрешения инспекции Департамента контроля и надзора за строительством. Разрешение на производство строительно-монтажных работ инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством было выдано на нормативный срок строительства до 17 августа 2013 г.

Проверкой было установлено, что подрядной организацией унитарное предприятие (УП) «П» производилось выполнение строительных работ на объекте «Модернизация комбикормового цеха» после 17 августа 2013 г. Согласно представленным УП «П» актам сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2), журналу производства работ на указанном объекте в соответствии с проектом выполнены работы по демонтажу попадающих в пятно застройки зданий, земляные работы под устройство фундаментов, по устройству части фундаментной плиты и иные работы на сумму более 200 млн.руб. без наличия разрешения.

В соответствии с подп.2.14 п.2 примерного перечня функций заказчика, застройщика в строительной деятельности, утвержденного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.05.2011 № 25 (действовало на момент проверки) (далее - перечень), одна из обязанностей заказчика - получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ в установленном порядке.

Таким образом, в нарушение п.2 ст.2, п.2 ст.53 Закона № 300-З, п.4 Инструкции № 11, подп.2.14 п.2 перечня, п.1 ст.223 ГК осуществлялось производство строительно-монтажных работ на объекте «Модернизация комбикормового цеха» без наличия разрешения, что признается самовольным строительством.

Ответственность по статье 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере строительства

В соответствии со ст.21.19 КоАП строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 20 до 300 БВ.

Технический кодекс установившейся практики «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования» (ТКП 45-1.04-208-2010 (02250)) (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (далее - ТКП 45-1.04-208-2010)) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252461/350124) устанавливает основные требования к техническому состоянию строительных конструкций и инженерных систем зданий и сооружений и оценке пригодности их к эксплуатации.

 

Обратите внимание!

Требования ТКП 45-1.04-208-2010 обязательны при эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий различного назначения, находящихся в ведении организаций, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2017 г. вместо ТКП 45-1.04-208-2010 введен в действие ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 321.

 

Здания должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями ТКП 45-1.04-208-2010, других технических нормативных правовых актов, а также отраслевыми инструкциями по технической эксплуатации зданий, отражающими их специфику и режим эксплуатации, разработанными в развитие ТКП 45-1.04-208-2010 и утвержденными соответствующими органами отраслевого управления.

Без наличия проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, и без согласования со службой технической эксплуатации при эксплуатации зданий не допускается производить:

• изменение объемно-планировочного решения и внешнего облика здания;

• изменение конструктивных схем каркаса здания в целом или его отдельных частей;

• изменение планировки и благоустройства прилегающей территории к зданию;

• надстройку или возведение (установку) на покрытии здания других объектов (в т.ч. временных);

• изменение схемы работы несущих конструкций здания или его частей, замену их другими элементами или устройство новых конструкций;

• изменение проектных решений ограждающих конструкций и их элементов (стен, ворот, окон, дверей, фонарей, покрытий и кровель и т.п.);

• отрывку котлованов и другие земляные работы;

• выемку грунта в подвальных помещениях с целью увеличения их высоты или устройство новых фундаментов вблизи стен (фундаментов) без исследования грунтов;

• крепление к зданию (конструкции) элементов других рядом расположенных (возводимых) объектов;

• устройство в элементах здания новых проемов, отверстий, надрезов, ослабляющих сечение элементов; крепление к ним новых элементов;

• заделку оконных или дверных проемов;

• замену или модернизацию технологического или инженерного оборудования и изменение схем их размещения;

• изменение конструкций или схем размещения технологических и инженерных коммуникаций;

• изменение характера и режима технологического процесса размещенного в здании производства, вызывающее увеличение силовых воздействий, степени или вида агрессивного воздействия на строительные конструкции;

• установку, подвеску или крепление другим способом (в т.ч. временное) на конструкциях не предусмотренного проектом технологического или другого оборудования, трубопроводов, подъемно-транспортных и других устройств;

• изменение схем движения внутрицехового транспорта;

• использование конструкций и их элементов в качестве якорей, оттяжек, упоров для подвески талей и других механизмов (п.4.12 ТКП 45-1.04-208-2010).

Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в т.ч. сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством согласно п.1 ст.51 Закона № 300-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 июля 2016 г. глава 9 (ст.51 и 52) Закона № 300-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З. Комментарий см. здесь.

 

Пример

В нарушение п.2 ст.2, п.1 ст.51, п.2 ст.53 Закона № 300-З, п.4.12 ТКП 45-1.04-208-2010 обществом без наличия проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, и без согласования со службой технической эксплуатации было допущено проведение модернизации (реконструкции) в баре с устройством в капитальной стене нового проема с установкой металлической двери, ослабляющей сечение элементов.

 

Пример

Проверкой было установлено, что обществом (заказчик) с привлечением общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Г» (подрядчик) с февраля 2014 г. велись работы по объекту «Реконструкция здания физкультурно-оздоровительного комплекса и столовой под производственный цех и административные помещения» (далее - объект).

Разработка проектно-сметной документации по объекту согласно договору от 10.06.2013 велась ООО «П». На момент обследования объекта (8 мая 2014 г.) проектно-сметная документация обществу проектной организацией передана не была (акты выполненных работ, а также накладные на ее передачу на дату обследования обществом не были представлены).

В нарушение п.1 ст.51, п.2 ст.53 Закона № 300-З на момент проверки на объекте было допущено производство работ без наличия проектно-сметной документации. Выполнены работы по реконструкции части кровли с демонтажными работами.

По зданию частично утеплены наружные стены, заменены окна, входные и внутренние двери, устроены наливные полы, кирпичные перегородки, подвесные потолки типа «Armstrong», облицованы плиткой стены, уложена плитка на полы, устроены внутренние системы водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляции, установлено сантехоборудование, выполнены электромонтажные работы, кладка стен 2-го этажа, перекрытие 1-го этажа, частично устроены входные крыльца, выполнены и иные, в т.ч. сопутствующие, работы.

Кроме того, на объекте устроены холодильные камеры, велся монтаж технологического оборудования.

 

Пример

Проверкой актов сдачи-приемки выполненных работ было установлено, что при проведении работ по объекту «Текущий ремонт кровли здания поликлиники» были произведены работы по полной замене кровли на всем здании поликлиники, что в соответствии с п.14 приложения Б к ТКП 45-1.04-206-2010 относится к капитальному ремонту. Проектно-сметная документация на объект не разрабатывалась и не утверждалась.

 

18.12.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук