Пособие от 29.01.2010
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения в сфере бюджетных отношений


 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства

За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения: приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств; взыскание бюджетных средств; приостановление расчетов по банковским счетам; начисление и взыскание пени; иные меры.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются: незаконное получение средств из бюджета; нецелевое использование средств бюджета; использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства; предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка; невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств; непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей; нарушение условий договора поставки с использованием бюджетных средств.

Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством.

Нарушения при использовании средств бюджета

Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой либо иным правовым основанием для их получения, в т.ч. финансирование расходов сверх утвержденных бюджетных ассигнований или принятие бюджетных обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями.

Не является использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Министерства финансов РБ, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно.

Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных Бюджетным кодексом РБ (далее - БК) и иными актами бюджетного законодательства.

Незаконное получение средств из бюджета, нецелевое использование средств бюджета, использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ) на дату взыскания.

Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка влечет взыскание в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств. Невозврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в срок, установленный для возврата, влечет взыскание в бесспорном порядке указанных средств. Несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет взыскание пени в соответствии с законодательством.

Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, влекут перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств до размера, предусмотренного уведомлением о бюджетных ассигнованиях.

Неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет взыскание в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. За неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление денежных средств, подлежащих зачислению в бюджет или перечислению из бюджета, банки несут ответственность в соответствии с законодательством.

Непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении средств по счетам их получателей влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств. Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню в размере, установленном законодательством.

Административная ответственность за нарушения порядка использования средств из бюджета предусмотрена ст.11.16 и 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

 

От редакции: В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

 

1. В соответствии с решением областного исполнительного комитета и на основании четырехстороннего договора, заключенного частным торговым унитарным предприятием (далее - ЧТУП, предприятие) «Л», финансовым управлением облисполкома, комитетом по труду, занятости и социальной защите облисполкома и городским исполнительным комитетом, из областного бюджета за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), ЧТУП «Л» была предоставлена бюджетная ссуда в размере 65 000,0 тыс.руб. на создание 5 рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. За счет выделенных бюджетных средств ЧТУП «Л» были созданы 5 рабочих мест водителей маршрутного такси, на которые трудоустроились безработные граждане по направлениям управления по труду, занятости и социальной защите горисполкома. Проверкой обоснованности получения и правильности использования ЧТУП «Л» бюджетной ссуды было установлено, что бюджетная ссуда в размере 65 000,0 тыс.руб. была направлена предприятием на приобретение 2 микроавтобусов марки ГАЗ-323133 для их использования в качестве городского маршрутного такси.

При выборе поставщика автомобилей была применена процедура запроса ценовых предложений. Однако ЧТУП «Л» до проведения процедуры закупки не разместило запроса ценовых предложений в официальном печатном издании (информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом»). Согласно представленным проверке документам в процедуре закупки принимали участие ценовые предложения следующих субъектов хозяйствования и физических лиц:

- закрытое акционерное общество (ЗАО) «Б» предложил поставку новых автомобилей ГАЗ-322133-7408 стоимостью 42 413,0 тыс.руб. и ГАЗ-32213-408 стоимостью 40 889,0 тыс.руб.;

- открытое акционерное общество (ОАО) «Б» предложило поставку нового автомобиля ГАЗ-322133 стоимостью 47 500,0 тыс.руб.;

- гражданин Б. предложил автомобиль ГАЗ-322133, 2004 года выпуска (г.в.), стоимостью 32 500,0 тыс.руб.;

- гражданин У. предложил автомобиль ГАЗ-322133, 2004 г.в., стоимостью 32 500,0 тыс.руб.

Согласно отчету комиссии по проведению процедуры запроса ценового предложения ЧТУП «Л» от 13.09.2008 наилучшим предложением признано коммерческое предложение гражданина Б. и гражданина У.

Следует отметить, что ценовое предложение ЗАО «Б» было датировано 15 сентября 2008 г., в то время как решение о выборе поставщика принято предприятием 13 сентября 2008 г. (отчет комиссии по проведению процедуры запроса ценового предложения ЧТУП «Л» от 13.09.2008). Таким образом, ЗАО «Б» не могло принимать участие в оценке ценовых предложений и выборе поставщика товаров. Проверкой также было установлено, что ЧТУП «Л» заключило с ООО «С» договор от 15.09.2008 на выполнение работ по оценке стоимости имущества. Согласно заключению об оценке от 19.09.2008, по состоянию на 16 сентября 2008 г. рыночная стоимость микроавтобуса марки ГАЗ-323133, 2004 г.в., принадлежащего гражданину Б., составляла 20 923,5 тыс.руб. (без учета НДС) (без стоимости газового оборудования).

Согласно заключению об оценке от 19.09.2008 по состоянию на 15 сентября 2008 г. рыночная стоимость микроавтобуса марки ГАЗ-323133, 2004 г.в., принадлежащего гражданину У., составляла 20 344,9 тыс.руб. (без учета НДС и без стоимости газового оборудования). Таким образом, ЧТУП «Л» за счет бюджетных средств, полученных в качестве ссуды на создание рабочих мест, приобрело автомобили марки ГАЗ-323133 у гражданина Б. и гражданина У. по ценам, превышающим их рыночную стоимость на 12 155,1 тыс.руб. и 11 576,5 тыс.руб. соответственно (всего 23 731,6 тыс.руб.).

2. В ходе проведения проверки использования заводом бюджетной ссуды в размере 72 096,0 тыс.руб. было установлено следующее.

Завод направил письмо в республиканское унитарное предприятие (РУП) «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» для размещения информации о проведении процедуры закупки оборудования для станции диагностики и технического обслуживания. Предметом закупки на сумму 72 096,0 тыс.руб. или 2 060 базовых величин являлось оборудование для станции диагностики и технического обслуживания автомобилей, а именно:

автоматический универсальный сканер для диагностики электронных систем управления европейских и азиатских автомобилей ST-6000 Gold;

контрольно-испытательный стенд для контроля снятого с автомобиля электрооборудования Э 242;

газоанализатор 4-компонентный;

подъемник канавный ПНК-10;

подъемник электромеханический двухстоечный, 2 шт.;

стенд шиномонтажный для легковых автомобилей;

стенд балансировочный для легковых автомобилей;

домкрат гидравлический подкатный, 2 шт.;

передвижная вакуумная установка для откачки масла емкостью 60-80 л;

сварочный полуавтомат.

В соответствии с абзацем 2 части первой п.5 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 529 (действовало до 20 января 2009 г.) (далее - Положение № 529), и абзаца 3 части первой п.3 Указа Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (вступил в силу с 20 января 2009 г.) (далее - Указ № 618) при ориентировочной стоимости закупки от 1 000 до 8 000 базовых величин применяется процедура запроса ценовых предложений.

На момент проверки справка (протокол заседания комиссии) о проведении процедуры закупки оборудования на общую сумму 72 096,0 тыс.руб. отсутствовала.

Исходя из имеющихся на заводе документов по проведению процедуры закупки было установлено следующее. На основании направленного письма в РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» на завод поступило 4 предложения по поставке оборудования для станции диагностики и технического обслуживания автомобилей, а именно: РУП «М»; ЧТУП «А»; общества с ограниченной ответственностью (ООО) «О» и общества с дополнительной ответственностью (ОДО) «Т».

Лучшее предложение было представлено ООО «О», стоимость поставки составляла 61 289,0 тыс.руб., что меньше стоимости поставки ОДО «Т» на 601 528 руб. Другие критерии выбора поставщика (качество, техническое обслуживание) заводом не оговаривались. Но договор на поставку оборудования был заключен с ОДО «Т».

Кроме того, проверкой было установлено, что завод дополнительно за счет средств бюджетной ссуды приобрел в ОДО «Т» оборудование без проведения процедуры закупки (оформления конкурентного листа) в нарушение п.5 Положения № 529 и п.3 Указа № 618 на сумму 8 463 436 руб. или 241,8 базовых величин (набор для проверки давления в топливной системе, системе смазки - 1 409 982 руб.; комплект инструмента - 1 139 880 руб.; компрессор, ресивер - 2 979 795 руб.; пресс гидравлический - 651 714 руб.; дрель электрическая - 256 300 руб.; дрель электрическая - 450 996 руб.; шлифовальная машинка углов - 330 813 руб.; шлифмашинка углов - 1 243 956 руб.). Таким образом, за счет средств бюджетной ссуды заводом всего было приобретено оборудования в ОДО «Т» на общую сумму 70 353 964 руб. Проверкой также было установлено, что оставшаяся часть бюджетной ссуды в размере 1 741 980 руб. заводом была направлена на возмещение собственных расходов, произведенных по приобретению тест-системы. Следует отметить, что расходы на приобретение тест-системы заводом были произведены за полгода до предоставления бюджетной ссуды.

3. При проверке соблюдения законодательства по использованию бюджетных средств, выделенных на приобретение оборудования для объекта «К», были установлены нарушения порядка проведения подрядных торгов на предмет выбора поставщика технологического оборудования для комплектования объекта «К».

Коммерческое унитарное предприятие (КУП) «У» как организатор торгов оповестило о проведении открытых подрядных торгов по выбору поставщика технологического оборудования по упрощенной схеме, разместив 20 сентября 2007 г. извещения в информационной системе «Тендеры» на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

В приглашении к участию в конкурсе был определен срок подачи конкурсных предложений по лоту № 3 - 26 октября 2007 г., т.е. 36 дней, несмотря на то, что сроки подготовки и подачи претендентами конкурсных предложений должны составлять не менее 5, но не более 15 дней с даты размещения извещения или рассылки приглашений.

В извещении о подрядных торгах КУП «У» не содержалось сведений о цене заказа; требований о наличии документов, подтверждающих возможность претендента обеспечить на территории Республики Беларусь техническое обслуживание предлагаемых товаров, их ремонт, наличие запасных частей и расходных материалов. В протоколах заседания конкурсной комиссии КУП «У» содержалось множество опечаток и неточностей. В дальнейшем КУП «У» приняло решение о проведении переговоров без составления технического задания, обосновывающего размещение заказа. При этом в состав конкурсной документации не был включен проект договора поставки или государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в редакции заказчика. Таким образом, КУП «У» не был соблюден порядок проведения подрядных торгов.

4. На основании решений областного исполнительного комитета для ОАО «С» на реализацию проекта «организация производства мебели, строительных и отделочных материалов из массива» было выделено 1 948 713 771 и 2 000 000 000 руб. соответственно.

Согласно проектно-сметной документации и экспертному заключению первоначальная стоимость проекта «строительство деревообрабатывающего цеха» составляла 3 415 543,8 тыс.руб. На момент проверки стоимость проекта выросла на 2 727 827,2 тыс.руб. и составила 6 143 371,0 тыс.руб. Общая сумма средств инновационного фонда областного исполнительного комитета, которую получило ОАО «С» за период с 2008 по 2009 гг., составила 4 688 713 771 руб.

Согласно представленным к проверке документам ОАО «С» осуществила закупку следующего технического оборудования (за средства инновационного фонда облисполкома и средств ФСЗН):

ленточный двухголовочный станок;

горизонтальный ленточный станок с двумя головами;

станок ленточный;

сушилки пиломатериалов;

погрузчика дизельного;

линии по сращиванию древесины;

котла отопительного водогрейного;

четырехстороннего шестишпиндельного строгально-калевочного станка.

При проведении закупок за счет средств инновационного фонда и средств ФСЗН предприятием применялась процедура запроса ценовых предложений. Проверкой было установлено, что при закупке сушилки пиломатериалов (договор поставки от 17.07.2008 № 4-07-08) директором ОАО «С» было утверждено технико-экономическое задание на закупку сушильной камеры с процедурой запроса ценовых предложений при ориентировочной стоимости закупки 289 млн.руб., что на июнь 2008 г. составляло 8 257 базовых величин. Таким образом, необходимо было проводить процедуру закупки на конкурсной основе.

5. Проверкой соблюдения порядка организации и проведения торгов при размещении необходимых для объектов строительства заказов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования было установлено, что согласно утвержденной директором ООО «К» справке от 20.04.2006 о процедуре закупки строительных материалов, конструкций, изделий в связи со стоимостью закупки блоков оконных и балконных в количестве 90 шт. стоимостью до 3 000 базовых величин обществом была проведена прямая процедура закупки и принято решение о приобретении указанных товаров на сумму 92,2 млн.руб. у ООО «О». Однако в этот же день, 20 апреля 2006 г., ООО «К» заключило с ООО «О» договор на поставку блоков оконных и балконных в количестве 226 шт. общей стоимостью 207,7 млн.руб. (6 700 базовых величин), т.е. стоимость изделий, изготавливаемых по договору (и соответственно их количество), в 2,2 раза превысила стоимость закупки товаров, указанную в справке от 20.04.2006.

По данному договору ООО «О» поставило на объект «Тепловая модернизация фасадов здания гимназии» блоки оконные и балконные в количестве 275 шт. на сумму 247,2 млн.руб. (с учетом дополнительного соглашения к договору).

Следует отметить, что на момент проведения прямой процедуры закупки утвержденной проектно-сметной документацией был определен объем оконных и балконных блоков, необходимых для строительства объекта, в количестве 226 шт. (проект 04/019-АС, лист 10, спецификация элементов заполнения оконных проемов). Следовательно, ООО «К» при проведении прямой процедуры закупки оконных и балконных блоков для объекта «Тепловая модернизация фасадов здания гимназии» занизило их фактическую потребность и соответственно применило необоснованную процедуру закупки товаров.

Таким образом, ООО «К» фактически не организовало и не провело подрядные торги на поставку оконных и балконных блоков для объекта «Тепловая модернизация фасадов здания гимназии» стоимостью 207,7 млн.руб. (что составляет 6 700 базовых величин), чем нарушило требования п.4 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - Положение № 235), согласно которому если проведение торгов на строительство объектов в соответствии с п.3 Положения № 235 является обязательным, то торги также проводятся при размещении необходимых для этих объектов заказов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью 3 000 базовых величин и более.

6. Согласно утвержденной директором ООО «К» справке от 05.05.2006 о процедуре закупки строительных материалов, конструкций, изделий для объекта «Тепловая модернизация и капитальный ремонт кровли жилого дома» стоимость закупки столярных изделий (блоки оконные и балконные в объеме 305,63 кв.м) менее 3 000 базовых величин. Проверкой установлено, обществом была проведена прямая процедура закупки и принято решение о приобретении указанных товаров на сумму 80,2 млн.руб. у ООО «Б». Однако на момент проведения указанной процедуры закупки ООО «К» уже был заключен с ООО «Б» договор на поставку столярных изделий (в объеме 576,15 кв.м) общей стоимостью 173,1 млн.руб. (5 583 базовых величин). По данному договору ООО «Б» поставило на объект «Тепловая модернизация и капитальный ремонт кровли жилого дома» столярные изделия (блоки оконные и балконные) на общую сумму 171,3 млн.руб.

Данный договор ООО «К» с ООО «Б» был заключен без проведения обязательных торгов на размещение необходимого для объекта «Тепловая модернизация и капитальный ремонт кровли жилого дома» заказа на поставку столярных изделий стоимостью 5 583 базовых величин.

Таким образом, ООО «К» не провело подрядные торги на поставку столярных изделий (оконных и балконных блоков) для объекта «Тепловая модернизация и капитальный ремонт кровли жилого дома», чем нарушило требования п.4 Положения № 235, которым установлено, что если проведение торгов на строительство объектов в соответствии с п.3 Положения № 235 является обязательным, то торги также проводятся при размещении необходимых для этих объектов заказов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью 3 000 базовых величин и более.

7. Проверкой было установлено, что государственным коммунальным унитарным предприятием (ГКУП) «З» платежным поручением на сумму 25 000,0 тыс.руб. и на сумму 36 048,0 тыс.руб. была произведена оплата за автомобиль «Шкода Супер Комфорт» по договору поставки от 06.02.2008 с ООО «Ф». Автомобиль поступил по товарной накладной от 12.02.2008. Оплата за данный автомобиль производилась с бюджетного счета ГКУП «З» за счет субсидий, направленных на частичное возмещение целевых расходов, связанных с оказанием населению жилищно-коммунальных услуг (подп.1.52 ст.2 БК).

Необходимо отметить, что разрешение собственника предприятия и финансового управления райисполкома на приобретение вышеназванного автомобиля отсутствовало. Проверке был предъявлен финансовый план по оказываемым населению жилищно-коммунальным услугам на 2008 год, согласно которому не предусматривалось приобретение автомобиля «Шкода Супер Комфорт». В соответствии с п.5 Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 24.03.2003 № 39/69 (с изменением и дополнением), причиненный вред в случае незаконного использования денежных средств подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств. Размер процентов рассчитывается исходя из учетной ставки Нацбанка РБ. Таким образом, субсидии, предназначенные на возмещение затрат ГКУП «З», связанных с оказанием населению жилищно-коммунальных услуг, направлялись на цели, не соответствующие условиям их получения, и подлежат возмещению в соответствующий бюджет в сумме 71 449,9 тыс.руб., в т.ч. проценты 10 401,9 тыс.руб.

Кроме того, ГКУП «З» не предусмотрело закупку автомобиля в годовом плане. В результате не определялась ориентировочная стоимость закупки, источник финансирования, вид процедуры закупки и обоснование его выбора, критерии для выбора наилучшего предложения (конкурсного, ценового) и поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, ГКУП «З» в нарушение законодательства Республики Беларусь, а именно ст.137 БК, использовало бюджетные средства в сумме 61 048 000 руб.

8. В расходной части сметы по внебюджетной деятельности учреждения на 2008 г. не были предусмотрены плановые расходы на оплату транспортных услуг (подстатья 1.10.05.00), услуг связи (подстатья 1.10.06.00) и коммунальных услуг (подстатья 1.10.07.00) пропорционально сумме планируемых поступлений средств от деятельности, приносящей доходы, и плановому объему ассигнований из бюджета. В результате в смету расходов по бюджетным средствам были включены плановые расходы в размерах, превышающих предусмотренные законодательством.

Вместо положенного распределения плановых расходов по указанным подстатьям из бюджета в размере 99,86 % общего объема расходов и вне бюджета - 0,14 %, по учреждению было запланировано расходов: из бюджета на оплату транспортных услуг 100 % (34 600 тыс.руб.), услуг связи - 100 % (3 203 тыс.руб.), коммунальных услуг - 99,94 % (825 267 тыс.руб.); вне бюджета: транспортных услуг - 0 %, услуг связи - 0 %, коммунальных услуг - 0,06 % (512,2 тыс.руб.).

В результате учреждением были нарушены:

- п.11 Инструкции о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2002 № 152 (в редакции постановления от 30.01.2004 № 6), в котором указано, что в обязательном порядке в расходной части сметы предусматриваются расходы на оплату коммунальных услуг, транспортных услуг, услуг связи. Объем средств по указанным расходам определяется расчетным путем, пропорционально планируемым объемным показателям по видам приносящей доходы деятельности и аналогичной деятельности за счет средств бюджета или пропорционально сумме планируемых поступлений средств от деятельности, приносящей доходы, и плановому объему ассигнований из бюджета;

- часть пятую п.255 Правил составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования, утвержденных приказом Минфина РБ от 30.12.1998 № 316 (далее - Правила № 316), согласно которой в сметы могут включаться только расходы, предусмотренные действующим законодательством, необходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения.

В 2008 г. по сметам доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам, учреждением фактически были получены доходы от оказания платных услуг в сумме 6 403 тыс.руб. и из бюджета в сумме 4 739 127 тыс.руб. При этом необоснованно получено и использовано средств бюджета для оплаты транспортных услуг - 44,3 тыс.руб., следовало оплатить 31 579,6 тыс.руб. (99,86 %), фактически оплачено 31 623,9 тыс.руб. (100 % общего объема расходов по этой подстатье); услуг связи - 34,4 тыс.руб., следовало оплатить 24 514,6 тыс.руб. (99,86 %), фактически оплачено 24 549 тыс.руб. (100 %); коммунальных услуг - 599,5 тыс.руб., следовало оплатить 704 844,8 тыс.руб. (99,86 %), фактически оплачено 705 444,3 тыс.руб. (99,94 %).

9. В соответствии с п.3 Инструкции о порядке предоставления субсидий на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства, утвержденной постановлением Минсельхозпрода РБ от 22.02.2007 № 16 (далее - Инструкция № 16), и п.3 Инструкции о порядке предоставления субсидий на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства, утвержденной постановлением Минсельхозпрода РБ от 02.04.2008 № 32 (далее - Инструкция № 32), субсидии на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива направляются на бюджетные счета организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и используются ими на закупку автомобильного топлива.

В ходе проверки использования бюджетных средств, поступивших в 2007-2008 гг. республиканскому дорожному унитарному строительному предприятию (РДУСП) «П» в виде субсидий на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива, были установлены факты нецелевого использования указанных средств.

Так, в 2007 г. из поступивших на бюджетный счет РДУСП «П» из республиканского бюджета 75 227 000 руб. субсидии на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива в нарушение требований п.3 Инструкции № 16 20 255 070 руб. использовано на: оплату за удобрения - 10 155 000 руб., выплату надбавок за молоко, скот - 10 100 070 руб. Денежные средства получены с бюджетного счета в кассу предприятия и выплачены населению по ведомостям.

В 2008 г. из поступивших на бюджетный счет РДУСП «П» из республиканского бюджета 118 724 500 руб. субсидии на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива в нарушение требований п.3 Инструкции № 32 32 196 430 руб. было использовано на: оплату удобрения - 13 271 930 руб., оплату семян рапса - 18 924 500 руб.

Таким образом, РДУСП «П» бюджетные средства в размере 52 451 500 руб. (20 255 070 + 32 196 430) были использованы не на цели, определенные п.3 Инструкции № 16 и Инструкцией № 32.

10. Районным потребительским обществом (райпо) по объекту «Модернизация столовой» не была разработана проектно-сметная документация, получено разрешение уполномоченного органа на право производства работ или заключение государственной экспертизы по проектно-сметной документации либо иной документ, подтверждающий, что проектно-сметная документация не подлежит государственной экспертизе.

Следовательно, представить в казначейство для перечисления денежных средств подрядной организации имеющиеся и отраженные в бухгалтерском учете документы по модернизации столовой общество не могло.

В соответствии с п.17 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118, п.32 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (далее - Инструкция № 127), райпо акты по модернизации столовой за ноябрь и декабрь 2008 г. на сумму 223 944 331 руб. отражены по счету «Строительство и создание объектов основных средств», при этом акты по текущему ремонту столовой за ноябрь и декабрь 2008 г. на сумму 317 759 370 руб. по бухгалтерскому учету общества отражены не были.

 

 

От редакции: С 1 января 2013 г. вступила в силу Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26, принятая взамен Инструкциям № 118 и № 127.

 

Таким образом, райпо, представляя документы в районный исполком, знало, что оснований для получения бюджетных средств на погашение «имеющейся» задолженности за выполненные работы по текущему ремонту столовой в сумме 317 759 370 руб. не имеет, так как представленные договор и акты за ноябрь и декабрь 2008 г. на сумму 317 759 370 руб. были переделаны подрядной организацией по просьбе райпо. В документах был указан текущий ремонт столовой, а фактически выполнялась модернизация. По учету райпо отсутствовала задолженность в указанном размере, что также подтверждается возвратом подрядной организации излишне полученных денежных средств в размере 124 000 000 руб.

У райпо и подрядной организации по бухгалтерскому учету акты по текущему ремонту столовой за ноябрь и декабрь 2008 г. в сумме 317 759 370 руб. не отражены, а отражены акты выполненных работ по модернизации столовой за ноябрь и декабрь 2008 г. на сумму 223 944 331 руб.

Таким образом, райпо в результате представления в районный исполком недостоверных документов были незаконно получены бюджетные средства в сумме 317 759 370 руб., предназначенные для погашения «имеющейся» задолженности подрядной организации по текущему ремонту столовой.

11. При проверке целевого использования организацией бюджетных дотаций, выделяемых на льняное волокно из республиканского бюджета в 2008 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 29.09.2007 № 1233 «Об особенностях ценообразования на продукцию льноводства», были установлены нарушения при расходовании бюджетных средств.

В нарушение требований п.9 Инструкции о порядке выделения бюджетных дотаций на льняное волокно, утвержденной постановлением Минфина РБ и Минсельхозпрода РБ от 31.01.2008 № 5/13, части первой ст.27 Закона РБ от 04.06.1993 № 2347-XII «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (действовавшего до 1 января 2009 г.), и подп.2.2 п.2 ст.82 Бюджетного кодекса РБ (далее - БК) (действующего с 1 января 2009 г.), предписывающих расходовать денежные средства для расчетов за льняную тресту, горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, средства защиты растений, энергоресурсы, запасные части для ремонта сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, по оплате труда и отчислениям в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, организацией в декабре 2008 г. и в январе 2009 г. у частного торгового производственного унитарного предприятия «А» было приобретено 4 автошины R-14С, списанные затем на автомашину Форд-Транзит.

12. Проверкой были установлены факты использования предприятием бюджетных денежных средств с нарушением законодательства.

Так, в целях обеспечения населения пассажирскими перевозками решением городского исполнительного комитета автобусы, находящееся на балансе государственного коммунального унитарного предприятия (ГКУП) «З», были переданы открытому акционерному обществу (ОАО) «А» для дальнейшего обслуживания, хранения и эксплуатации.

Согласно договору на оказание транспортных пассажирских услуг населению города обслуживание и эксплуатацию городских автобусов ГКУП «З» передало для обслуживания, хранения и эксплуатации ОАО «А»: автобус марки ПАЗ-32051-07, 5 автобусов марки ЛиАЗ-5256, 2 автобуса МАЗ-103062, о чем был составлен акт приема-передачи к указанному договору.

В 2008 г. ГКУП «З» за счет средств районного бюджета были профинансированы расходы по капитальному ремонту указанных пассажирских автобусов для городского сообщения на сумму 99 999,7 тыс.руб. Данные средства по мере поступления передавались ГКУП «З» в адрес ОАО «А» для проведения капитального ремонта автобусов. В то же время на момент проверки у ГКУП «З» отсутствовали первичные бухгалтерские документы по проведению капитального ремонта переданных ОАО «А» автобусов. В ходе встречной проверки ОАО «А» было установлено, что ГКУП «З» и ОАО «А» не был разработан план предупредительного ремонта автобусов, выполняемого для восстановления исправности и ресурса (до 80 %) автобусов с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, что является нарушением требований пп.34, 35 Инструкции № 127.

При проверке первичных бухгалтерских документов ОАО «А» на списание запасных частей, установленных на автобусы при проведении капитального ремонта в 2008 г., приобретенных за счет средств районного бюджета, установлено, что во всех бухгалтерских документах на списание запасных частей на автобусы, предъявленных проверке, отсутствовали данные по диагностике транспортных средств, нуждающихся в капитальном ремонте, сметы на проведение работ по капитальному ремонту, акты приема-сдачи отремонтированных основных средств, передаваемых в эксплуатацию.

В нарушение ст.9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) в актах на списание запасных частей отсутствовали сведения об организациях, выполнявших работы по их ремонту, где и когда производился капитальный ремонт автобусов. В то же время по всем актам на списание запасных частей главным бухгалтером ОАО «А» было произведено списание запасных частей на проведение капитального ремонта автобусов без актов, подтверждающих выполнение работ, на общую сумму 56 516,1 тыс.руб. Расходы по списанию вышеуказанных запасных частей отнесены на увеличение фактических расходов ОАО «А» по капитальному ремонту автобусов в нарушение ст.136 БК. Это привело к необоснованному завышению объемов затрат и получению ГКУП «З» субсидий из районного бюджета.

13. В нарушение требований Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (с изменениями и дополнениями), п.2.1 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8, Минфином РБ 30.01.1998 № 3, Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300, пп.«а», «л» подп.2.5.3.10 п.2 Методических рекомендаций по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минжилкомхоза РБ от 12.11.1999 № 160, унитарным предприятием (УП) «Р» были необоснованно отнесены на затраты (счет 20 «Основное производство») суммы заработной платы кладовщиков, сторожей, операторов ПЭВМ, выделяемые из бюджета, в полном объеме без распределения по видам работ, что привело к завышению смет финансирования текущего содержания сооружений благоустройства. Таким образом, в период с 1 января 2007 г. по 31 января 2009 г. УП «Р» допущено незаконное получение средств из бюджета в размере 22 400 111 руб.

14. В ходе проведения проверки было установлено, что по данным бухгалтерского учета и первичным документам республиканского унитарного предприятия «В» (далее - РУП «В», предприятие) за период с 5 июня по 27 сентября 2007 г. из поступившей на расчетный счет предприятия суммы 486 834 562 руб. от отчуждения (реализации) здания вспомогательного корпуса с пристройкой для пилорамы, перечисленной управлением государственного казначейства, предприятием на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства и обязательные налоговые платежи в бюджет от указанных поступивших средств направлена сумма в размере 188 882 453 руб.

По состоянию на 5 июня 2007 г. согласно банковской выписке на расчетном счете предприятия числилось 4 282 793 руб. За период с 5 по 30 июня 2007 г. на указанный расчетный счет было зачислено 524 988 084 руб., в т.ч. от отчуждения здания вспомогательного корпуса с пристройкой для пилорамы 486 834 562 руб., и прочая выручка от осуществления финансово-хозяйственной деятельности на сумму 38 153 522 руб.

За указанный период предприятием с расчетного счета произведены перечисления денежных средств на осуществление финансово-хозяйственной деятельности в сумме 349 372 606 руб., в т.ч. на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства и обязательные налоговые и неналоговые платежи с суммы от отчуждения указанного здания в размере 91 325 213 руб. Переходящий остаток по состоянию на 29 июня 2007 г. составил 179 898 271 руб.

По состоянию на 5 июля 2007 г. согласно банковской выписке на расчетном счете предприятия числилось 179 898 271 руб. За период с 5 по 31 июля 2007 г. на указанный расчетный счет было зачислено 124 600 866 руб. от осуществления финансово-хозяйственной деятельности. За указанный период предприятием с расчетного счета произведены перечисления денежных средств на осуществление финансово-хозяйственной деятельности в сумме 109 971 752 руб., в т.ч. на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства на сумму 36 825 000 руб. Переходящий остаток по состоянию на 31 июля 2007 г. составил 194 527 385 руб.

По состоянию на 1 августа 2007 г. согласно банковской выписке на расчетном счете предприятия числилось 194 527 385 руб. За период с 1 по 31 августа 2007 г. на указанный расчетный счет было зачислено 33 715 999 руб. от осуществления финансово-хозяйственной деятельности. За указанный период предприятием с расчетного счета произведены перечисления денежных средств на осуществление финансово-хозяйственной деятельности в сумме 167 676 451 руб. Переходящий остаток по состоянию на 1 августа 2007 г. составил 60 566 933 руб. За период с 5 по 30 сентября 2007 г. на указанный расчетный счет было зачислено 49 068 474 руб. от осуществления финансово-хозяйственной деятельности. За указанный период предприятием с расчетного счета произведены перечисления денежных средств на осуществление финансово-хозяйственной деятельности в сумме 103 474 863 руб., в т.ч. на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства (приобретение кромкооблицовочного станка проходного типа) на сумму 60 732 240 руб. Переходящий остаток по состоянию на 30 сентября 2007 г. составил 6 160 544 руб.

Таким образом, по данным бухгалтерского учета и первичных документов РУП «В» за период с 5 июня по 6 сентября 2007 г. из поступившей на расчетный счет предприятия суммы 486 834 562 руб. от отчуждения (реализации) здания вспомогательного корпуса с пристройкой для пилорамы, перечисленной управлением государственного казначейства, предприятием была направлена не по целевому назначению на мероприятия, не связанные с реконструкцией, техническим перевооружением и модернизацией производства, а на осуществление финансово-хозяйственной деятельности сумма в размере 297 952 109 руб. Данные действия явились нарушением абзацев 1 и 2 подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 15.01.2003 № 32 «Об использовании денежных средств, полученных от отчуждения имущества, находящегося в республиканской собственности» (в редакции постановления Совета Министров РБ от 30.04.2004 № 493).

15. В ст.1 Закона РБ от 23.12.1991 № 1339-XII «О дорожных фондах в Республике Беларусь» (далее - Закон № 1339-XII) указано, что дорожные фонды - это целевые бюджетные фонды, средства которых используются на содержание, ремонт и развитие (строительство, реконструкцию) автомобильных дорог. Пунктом 9 Положения о финансировании проектирования и строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, утвержденного приказом Минэкономики РБ от 02.06.1999 № 54, определено, что проектирование и строительство в сельской местности автомобильных дорог, связывающих районы жилой застройки с сетью автомобильных дорог общего пользования или с населенными пунктами, а также подъездов от автомобильных дорог общего пользования к районам индивидуального жилищного строительства, включая основные проезды по данным районам, осуществляются за счет средств местных дорожных фондов и местных бюджетов с включением этих дорог в сеть автомобильных дорог местного значения. Проектирование и строительство в городских поселениях автомобильных дорог, связывающих районы жилой застройки с автомобильными дорогами общего пользования, а также улиц и проездов в районах жилой застройки осуществляется за счет средств местных бюджетов и средств инвесторов, кроме соответствующих объектов, финансируемых из республиканского бюджета.

Во исполнение решений облисполкома, изначально нарушивших требования порядка использования средств дорожного фонда, УП «В» было направлено 68,5 млн.руб. на нужды, не связанные с содержанием и развитием дорог общего пользования, в т.ч.: на финансирование реконструкции пешеходного моста через реку, на строительство проспекта с благоустройством территории местного Дворца спорта. Во исполнение распоряжений облисполкома УП «М» также направило 842 млн.руб. средств дорожного фонда на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования, что является использованием их с нарушением требований ст.7 Закона № 1339-XII.

16. Проверкой было установлено, что в 2008 г. согласно представленным организацией расчетам, городской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды за осуществление технического надзора в размере 1,03 % на счет УП «Б» было перечислено 22 545,1 тыс.руб. средств республиканского фонда охраны природы. Кроме того, за счет местного бюджета на указанные цели поступило 3 014,8 тыс.руб., всего на осуществление технического надзора на счет организации поступило бюджетных средств в сумме 25 559,9 тыс.руб., в т.ч. за IV квартал 2007 г. - 4 004,6 тыс.руб. Из поступивших денежных средств организацией на счет коммунального унитарного предприятия (КУП) «Н» за осуществление технического надзора по строительству объекта «Предприятие по переработке твердых бытовых отходов» было перечислено 539,7 тыс.руб. Оставшаяся сумма 25 020,2 тыс.руб. организацией была аккумулирована на расчетном счете и использована на цели, не предусмотренные проектно-сметной документацией на строительство указанного объекта, а именно на уплату штрафа в размере 7 061,7 тыс.руб., в т.ч. за счет средств областного бюджета - 389,7 тыс.руб., на уплату налогов в размере 5 775,5 тыс.руб., в т.ч. за счет средств областного бюджета - 932,2 тыс.руб. на выплату заработной платы - в размере 5 211,5 тыс.руб., в т.ч. из средств областного бюджета - 1 685,8 тыс.руб. за макулатуру - в размере 536,6 тыс.руб., за услуги банку - 7,1 тыс.руб., в т.ч. из средств областного бюджета - 7,1 тыс.руб., за аренду основных средств - 3 814,6 тыс.руб. и за автоуслуги - 2 613,2 тыс.руб.

Соответственно был нарушен п.2 Инструкции о порядке использования средств республиканского фонда охраны природы в 2008 году, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 31.01.2008 № 11 (с изменениями и дополнениями), согласно которому средства фонда расходуются по направлениям и в размерах, установленных Указом Президента РБ от 31.01.2008 № 54 «Об использовании средств республиканского фонда охраны природы в 2008 году», в соответствии со статьями бюджетной классификации, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2007 № 44 «О бюджетной классификации Республики Беларусь», на основании смет расходов, утвержденных в установленном порядке, и п.5 вышеназванной Инструкции, согласно которому средства фонда на выполнение работ по строительству, реконструкции (модернизации) объектов согласно перечню строек и объектов, финансирование которых в 2008 г. осуществляется из республиканского фонда охраны природы в соответствии с Государственной инвестиционной программой на 2008 год, утвержденной Указом Президента РБ от 14.01.2008 № 20, направляются только при наличии проектно-сметной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, прошедшей государственную вневедомственную экспертизу.

В соответствии с п.4 Положения о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер ответственности за нарушения в области экономических отношений, утвержденного постановлением Минфина РБ от 16.06.2000 № 63, использованием бюджетных средств не по целевому назначению являются любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, приведшие к нарушению адресности использования предусмотренных в бюджете средств либо к направлению их на цели, не обозначенные при выделении.

В соответствии с п.10 ст.8 БК принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

В соответствии с п.1 ст.137 БК под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой либо иным правовым основанием для их получения, в т.ч. финансирование расходов сверх утвержденных бюджетных ассигнований или принятие бюджетных обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями.

Согласно ст.3 Закона РБ от 26.12.2007 № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» и ст.3 Закона РБ от 13.11.2008 № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» в республиканский бюджет на 2008 г. и на 2009 г. включены средства целевых бюджетных фондов: республиканский фонд производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский фонд охраны природы, фонд национального развития, фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, инновационные фонды и фонд развития строительной науки, а также средства государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ.

В нарушение п.45 Правил № 316, согласно которому юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, обязаны расходовать полученные из бюджета средства по целевому назначению и в соответствии с законодательством Республики Беларусь, организация средства республиканского фонда охраны природы использовала не на оплату инженерной организации за осуществление технического надзора, а на свои нужды. Таким образом, средства республиканского фонда охраны природы в сумме 22 005,4 тыс.руб. и областного бюджета в сумме 3 014,8 тыс.руб. организацией использованы не по целевому назначению.

17. Согласно Указу Президента РБ от 11.02.2008 № 82 «О направлениях и размерах использования в 2008 году средств республиканского дорожного фонда» (далее - Указ № 82) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог было направлено 5 200,0 млн.руб.

Под указанный объем финансирования КУП «Г» был подготовлен перечень строек и объектов коммунальной собственности области, финансирование которых осуществлялось из республиканского бюджета за счет средств республиканского дорожного фонда, который был утвержден облисполкомом и согласован с Министерством финансов РБ, Министерством экономики РБ, Министерством транспорта и коммуникаций РБ.

В указанный перечень, утвержденный облисполкомом 28 января 2008 г., был включен объект «Строительство повышенного пути» с объемом финансирования 530,0 млн.руб. Впоследствии предприятием был подготовлен уточненный Перечень с объемом финансирования по указанному объекту в сумме 785,0 млн.руб. На основании указанных перечней объектов КУП «Д» (инвестор, заказчик) были заключены договоры подряда с УП «Р» от 20.09.2007 и дорожно-ремонтным строительным управлением (ДРСУ) от 20.09.2007.

С мая по декабрь 2008 г. на указанном объекте подрядными организациями УП «Р» и ДРСУ были выполнены работы в полном объеме.

Всего освоено и оплачено за счет средств республиканского дорожного фонда 787,399 млн.руб., в т.ч. ДРСУ - 151,661 млн.руб., УП «Р» - 627,479 млн.руб., КУП «Д» (затраты заказчика, технадзор) - 5,725 млн.руб., УП «Д» Белорусской железной дороги (авторский надзор) - 2,044 млн.руб., департамент Госстройнадзора по области - 0,491 млн.руб. Платежными поручениями КУП «Д» перечислено за выполненные работы по указанному объекту 787 399 394 руб. из средств республиканского дорожного фонда, предусмотренных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (раздел 04, подраздел 06, вид 01, параграф 900, элемент расходов 40 02 05).

Согласно экспертному заключению от 19.12.2007 вид инвестиционной деятельности по указанному объекту был определен как новое строительство. В то же время указанные виды работ не входят в состав работ, выполняемых при новом строительстве и реконструкции автомобильных дорог. Строительство повышенного пути осуществлялось на территории асфальтно-битумного завода ДРСУ, т.е. фактически проводилось расширение (развитие) производственной базы предприятия с созданием основных фондов и вовлечением их в производственную деятельность ДРСУ. При этом собственные средства КУП «Г» на финансирование указанного объекта не использовались.

Таким образом, строительство повышенного пути на территории асфальтно-битумного завода ДРСУ не должно было финансироваться за счет средств фонда, выделенных области в соответствии с направлениями и размерами использования в 2008 г. средств республиканского дорожного фонда, утвержденными п.1 Указа № 82, на строительство и реконструкцию местных автомобильных дорог.

Следовательно, средства фонда в сумме 787 399 394 руб., выделенные на строительство и реконструкцию местных автомобильных дорог, но направленные на работы по строительству повышенного пути (железнодорожная эстакада, устройство открытых складов с обеих сторон эстакады, разборка капитальных строений, освещение и благоустройство территории) на территории асфальтно-битумного завода ДРСУ, использованы не по целевому назначению.

 

29.01.2010 г.

 

Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь