Пособие от 23.06.2015
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения в сфере лицензирования, выявляемые контролирующими органами (часть 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие незаконной деятельности в сфере лицензирования

Нормативное регулирование в сфере лицензирования

Субъекты и объективная сторона административных правонарушений в сфере лицензирования

Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере лицензирования, и примеры нарушений

Меры по предотвращению нарушений в сфере лицензирования

 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(часть 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Справочно (об авторе)

Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Понятие незаконной деятельности в сфере лицензирования

Лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.

Особые лицензионные требования и условия - лицензионные требования и условия, сведения о которых указываются в лицензии.

Является незаконным и запрещается осуществление:

• соответствующих видов деятельности, а также работ и (или) услуг, их составляющих, без лицензий;

• вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих вид деятельности, на которые выдана лицензия, обособленным подразделением, в том числе филиалом, лицензиата - юридического лица, если в лицензии не содержится сведений об этом обособленном подразделении, в том числе филиале, либо выполняемые им работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, для такого обособленного подразделения, в том числе филиала, в лицензии не указаны;

• вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих вид деятельности, на которые выдана лицензия, на иной, помимо определенной в ней территории, если предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь (п.3 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»; далее - Положение № 450, Указ № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2017 г. следует руководствоваться Положением № 450 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от  20.10.2016 № 379.

 

Нормативное регулирование в сфере лицензирования

Основные нормативные акты, регулирующие сферу рассматриваемых отношений:

Указ № 450;

• постановления Совета Министров Республики Беларусь:

- от 12.03.2011 № 309 «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность»;

- от 31.12.2010 № 1927 «Об утверждении перечня пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей, эксплуатация которых подлежит лицензированию»;

постановление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 15.05.2014 № 7 «О некоторых вопросах осуществления судебно-экспертной деятельности»;

приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 30.11.2010 № 86 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям»;

постановление Управления делами Президента Республики Беларусь от 21.02.2011 № 2 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.11.2010 № 114 «О порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, установленным для лицензируемого вида деятельности, а также для работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем специального разрешения (лицензии) в заявлении о выдаче специального разрешения (лицензии) (осуществляемых лицензиатом)»;

постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.11.2010 № 52 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, деятельности по обеспечению пожарной безопасности».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 ноября 2016 г. постановление № 52 на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19.10.2016 № 65 утратило силу;

 

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2010 № 144 «О порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам лицензионным требованиям и условиям»;

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2010 № 105 «О некоторых вопросах осуществления адвокатской деятельности и оказания юридических услуг»;

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.03.2014 № 58 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг» и т. д.

Субъекты и объективная сторона административных правонарушений в сфере лицензирования

Субъекты административных правонарушений в рассматриваемой сфере:

физическое лицо (как правило, руководитель организации, не организовавший получение лицензии, либо ответственное за соблюдение правил и условий лицензируемого вида деятельности лицо, редко физические лица, занимающиеся адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов);

индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава.

Объективная сторона рассматриваемых нарушений выражается в осуществлении безлицензионной деятельности либо несоблюдении правил и условий осуществления вида деятельности, предусмотренного в специальном разрешении (лицензии), например осуществлении деятельности:

• без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии);

• до получения в лицензирующем органе специального разрешения (лицензии) или после истечения срока его действия либо после приостановления, прекращения его действия или аннулирования;

• при отсутствии указания в специальном разрешении (лицензии) фактически осуществляемых лицензиатом работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, а также иных предусмотренных законодательством сведений.

Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере лицензирования, и примеры нарушений

Наиболее часто административная ответственность по части 1 ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) применяется, когда допускается нарушение требований Положения № 450, в частности:

1) осуществление деятельности по отливке полуфабрикатов из алюминия (поршней алюминиевых), которые в дальнейшем используются при производстве пневмоцилиндров, без наличия специального разрешения (лицензии) на право осуществления данной деятельности (подп.23.2 п.23 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению № 450; далее - Перечень));

2) осуществление эксплуатации опасных производственных объектов (котельных), где используется опасное вредное вещество - природный газ, давлением более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева воды более 115°С, без получения специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с опасными производственными объектами, техническими устройствами, аттракционами (подп.6.2 п.6 Перечня);

3) необеспечение соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по розничной торговле алкогольными напитками (реализация алкогольных напитков в торговых объектах, не определенных городским исполнительным комитетом в приложении к лицензии) (подп.408.1 и 408.2 п.408 Положения № 450);

4) необращение лицензиата за выдачей новой лицензии после проведения реорганизации (п.69 Положения № 450).

Основная задача предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере - их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть изучены:

• документы, подтверждающие осуществление лицензируемого вида деятельности (договоры, бухгалтерские и другие документы), а также содержащие правила и условия осуществления лицензируемого вида деятельности (лицензия и приложения к лицензии, например, касающиеся мест осуществления лицензируемого вида деятельности);

• решения лицензирующего органа об аннулировании (приостановлении действия) лицензии (при их наличии);

• разъяснения лицензирующих органов, документы на получение лицензии и т. д.

 

Пример 1

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, если они определены Положением № 450 (п.14 Положения № 450).

В соответствии с п.406 Положения № 450 лицензируемая деятельность включает составляющие работы и услуги, указанные в п.34 Перечня, а именно:

• розничная торговля алкогольными напитками;

• розничная торговля табачными изделиями.

Согласно абзацу 3 подп.408.1 п.408 Положения № 450 лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются общие лицензионные требования и условия, а именно осуществление лицензируемой деятельности в летних, сезонных кафе в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, если о предоставлении такого права указано в лицензии.

Согласно п.409 Положения № 450 лицензионные требования и условия, указанные в п.408 Положения № 450, - это особые лицензионные требования и условия. При осуществлении лицензируемой деятельности в летних, сезонных кафе указания в лицензии их местонахождения не требуется.

Согласно абзацу 5 п.413 Положения № 450 грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий является осуществление розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями в местах, где она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом.

В проверяемом периоде организацией осуществлялась розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями в соответствии с лицензией на право осуществления розничной торговли (алкогольными напитками и табачными изделиями) со сроком действия по 6 декабря 2022 г.

Согласно листу 2 лицензии составляющими работами и услугами лицензии является розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями с правом продажи алкогольных напитков в розлив (с потреблением на месте).

В ходе проверки установлено, что организация в сезонном кафе в период с 24 января 2013 г. по 25 сентября 2014 г. осуществляла розничную торговлю алкогольными напитками и с 13 февраля 2013 г. по 4 апреля 2014 г. табачными изделиями.

Таким образом, в нарушение абзаца 3 подп.408.1 п.408 Положения № 450 организация в период с 24 января 2013 г. по 25 сентября 2014 г. осуществляла розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом, а именно в сезонном кафе.

Сумма выручки от осуществления розничной торговли с нарушением условий, предусмотренных в лицензии, за период с 24 января 2013 г. по 25 сентября 2014 г. составила 114 487 540 руб., в том числе алкогольной продукцией 99 954 740 руб., табачными изделиями 14 532 800 руб.

 

Пример 2

Общество с ограниченной ответственностью «А» (далее - общество, ООО «А») в проверяемом периоде и на момент проверки не имело специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций согласно Перечню.

Вместе с тем проверкой было установлено, что в обществе имелся автомобиль. В период с 30 мая 2012 г. по 6 июня 2014 г. было организовано проведение предрейсового обследования водителя автомобиля. Для осуществления указанных действий в штатном расписании общества в отделе внутренней логистики была предусмотрена должность медицинского работника (фельдшера I категории) в количестве 0,1 штатной единицы.

В период с 30 марта 2012 г. по 6 июня 2014 г. фельдшером I категории ООО «А» проводилась оценка состояния здоровья водителя, которая осуществлялась перед выездом в рейс и включала в себя измерение пульса и артериального давления; измерение температуры тела; определение наличия клинических признаков состояния опьянения. Каждый случай предрейсового обследования (сведения о водителе, результаты предрейсового обследования) фиксировался в книге предрейсовых осмотров водителей ООО «А» и удостоверялся подписью фельдшера I категории, проводившей предрейсовое обследование.

Вместе с тем медицинская деятельность относится к лицензируемой деятельности. Согласно подп.26.1.49 п.26 Перечня услуги по освидетельствованию на допуск к работе включены в группу «экспертная медицинская деятельность» работ и услуг, осуществляемых при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению, вида деятельности «Медицинская деятельность».

Общество до начала осуществления лицензируемой деятельности либо в период ее осуществления не обратилось в соответствующий лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, в нарушение абзаца 2 п.3 Положения № 450 ООО «А» в период с 30 мая 2012 г. по 6 июня 2014 г. осуществляло медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию, без лицензии, что является незаконным.

В период осуществления медицинской деятельности ООО «А» не оказывало медицинских услуг сторонним организациям. Выручка от осуществления обществом экспертной медицинской деятельности отсутствовала.

Меры по предотвращению нарушений в сфере лицензирования

Выявленные нарушения могут быть предотвращены путем своевременного получения (переоформления) лицензии, продления ее сроков, организации надлежащего контроля за осуществлением лицензируемого вида деятельности и устранены путем ее прекращения либо начала ее осуществления в установленном законодательством порядке.

Кроме того, в отношении рассматриваемого состава необходимо иметь в виду, что КоАП предусмотрена специальная ответственность за нарушения, связанные с лицензируемыми видами деятельности (часть 1 ст.11.2 (валютные операции), часть 4 ст.12.7 (игорный бизнес), часть 5 ст.12.7 (трудоустройство за границей), часть 1 ст.12.39 (страховая деятельность), части 1 и 3 ст.22.7 (правила защиты информации), части 1 и 2 ст.22.8 (деятельность в области защиты информации)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. часть 5 ст.12.7 КоАП исключена на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. Административная ответственность за указанные в данной части правонарушения предусмотрена частью 1 ст.12.7 КоАП.

 

При этом необходимо отличать лицензию, выдаваемую на определенный вид деятельности, от лицензии, получение которой необходимо для исполнения отдельного договора (ввоза, вывоза отдельных видов товаров) (ст.11.43 КоАП).

В соответствии со ст.17 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешняя торговля отдельными видами товаров в соответствии с законодательством Республики Беларусь может осуществляться только на основании лицензий. Лицензирование внешней торговли отдельными видами товаров устанавливается:

• в случае введения временных количественных ограничений внешней торговли отдельными видами товаров;

• по основаниям, предусмотренным п.1 ст.24 данного Закона, в целях установления разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров;

• в целях выполнения Республикой Беларусь международных обязательств.

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 460 утверждено Положение о порядке лицензирования в Республике Беларусь ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 марта 2017 г. Указ № 460 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 49 «О государственном регулировании в области экспортного контроля» утратил силу.

 

23.06.2015

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук