Пособие от 16.11.2009
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения в сфере обращения черных, цветных и драгоценных металлов


 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЧЕРНЫХ, ЦВЕТНЫХ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

Терминология, применяемая в законодательстве

Черные металлы - чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них.

Цветные металлы - алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них.

Лом и отходы черных и цветных металлов - пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из черных и цветных металлов, отходы производства изделий из черных и цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их производства.

Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий), находящиеся в любом виде и состоянии, в т.ч. в ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты и природный жемчуг (за исключением пресноводного) в естественном и обработанном виде, включая отходы, образующиеся при производстве и потреблении. К драгоценным камням приравниваются уникальные природные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РБ.

Лом, содержащий драгоценные металлы, - содержащие драгоценные металлы детали, узлы, изделия и материалы, утратившие функциональное назначение и (или) потребительские свойства и непригодные к дальнейшему использованию их по назначению.

Отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, - отходы производства и потребления в любом виде и состоянии, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.

В соответствии со ст.2 Закона РБ от 21.06.2002 № 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями включает: действия, связанные с переходом права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), включая залог драгоценных металлов и драгоценных камней, сбор, скупку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни; изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, переработке, обработке и использовании, включая аффинаж драгоценных металлов, рекуперацию и огранку драгоценных камней, изготовление и ремонт (реставрацию) изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции (изделий) из них, в т.ч. транспортировку драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции (изделий) из них в места хранения, фонды и запасы, а также их хранение и экспонирование; ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции (изделий) из них на территорию Республики Беларусь и вывоз их с территории Республики Беларусь; экспертизу драгоценных металлов, диагностику и оценку драгоценных камней; подтверждение соответствия продукции (изделий) из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

 

 

От редакции: С 20 июня 2014 г. Закон № 110-З изложен в новой редакции Законом РБ от 12.12.2013 № 93-З.

Учет черных и цветных металлов, их лома и отходов

Основные нарушения в сфере обращения черных и цветных металлов связаны с несоблюдением порядка их учета и хранения. Порядок их учета и хранения регламентируется Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ, Минстройархитектуры РБ, Минпрома РБ от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее - Инструкция № 98/12/10).

Согласно пп.6-8 Инструкции № 98/12/10 учет черных и цветных металлов, их лома и отходов должен организовываться субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску черных и цветных металлов, их лома и отходов; обеспечение сохранности черных и цветных металлов, их лома и отходов в местах их хранения и на всех этапах их движения; обеспечение соблюдения цен, наценок и скидок на черные и цветные металлы, их лом и отходы, транспортных расходов на их перемещение; составление и представление в соответствии с законодательством установленной государственной статистической отчетности.

Субъект предпринимательской деятельности обязан обеспечивать: правильную организацию учета черных и цветных металлов, их лома и отходов в соответствии со спецификой собственного производства; своевременное проведение инвентаризаций черных и цветных металлов, их лома и отходов; соблюдение технологии хранения черных и цветных металлов, их лома и отходов; своевременное доведение структурным подразделениям заданий по объемам поставки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов для республиканских государственных нужд и контроль за их выполнением; установление круга лиц, ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов; определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов, разрешающих отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов с мест хранения, а также их вывоз с территории субъекта предпринимательской деятельности. При этом в целях правильной организации сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов цветных металлов субъект предпринимательской деятельности обязан: назначить должностное лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обращение лома и отходов черных и цветных металлов; утвердить правовой акт о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов.

Кроме того, субъект предпринимательской деятельности обязан обеспечивать списание в установленном порядке в металлолом устаревших, вышедших из строя и непригодных для дальнейшей эксплуатации оборудования, металлоконструкций и инструмента; систематическую очистку своих территорий от накопившихся лома и отходов черных и цветных металлов; оборудование специальных площадок для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов по классам, видам, группам или маркам; размещение и состояние площадки, позволяющие иметь подъездные пути, удобные для маневрирования транспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, и твердое покрытие; принятие мер по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями; сбор, хранение и отгрузку лома и отходов черных и цветных металлов в рассортированном виде в соответствии с классификацией, установленной действующими стандартами (ГОСТ 2787-75, ГОСТ 1639-78, СТБ 1299-2001).

Документальное оформление и учет черных и цветных металлов, их лома и отходов субъектом предпринимательской деятельности регламентируются Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», Законом РБ от 08.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII), постановлением Минприроды РБ от 26.11.2001 № 27 «Об утверждении Правил ведения учета отходов», Инструкцией по вовлечению в хозяйственный оборот и бухгалтерскому учету лома и отходов черных металлов, утвержденной постановлением Минпрома РБ от 16.09.2004 № 10 (далее - Инструкция № 10), а также правовыми актами, принятыми субъектом предпринимательской деятельности в соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами, действующими стандартами, иными нормативными правовыми актами в сфере обращения черных и цветных металлов, их лома и отходов.

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Хранение черных и цветных металлов

Как следует из пп.14-16 Инструкции № 98/12/10, хранение черных и цветных металлов субъектом предпринимательской деятельности должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих стандартов, правилами техники безопасности, санитарии и противопожарных требований. При складском хранении черных и цветных металлов субъект предпринимательской деятельности обязан обеспечивать: рациональное использование складских помещений; сохранность черных и цветных металлов и их качества; возможность беспрепятственного осмотра и погрузки любой партии черных и цветных металлов; возможность проведения инвентаризаций; безопасность работы; постоянное обновление запасов. Порядок складского хранения черных и цветных металлов применительно к специфике производства субъекта предпринимательской деятельности должен определяться утвержденными им правовыми и техническими правовыми актами, которые разрабатываются с учетом требований законодательства и действующих стандартов. При этом срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом).

Сдача лома и отходов черных и цветных металлов

Необходимо отметить, что в соответствии с пп.19-23 Инструкции № 98/12/10 лом и отходы черных и цветных металлов, образующиеся у субъектов предпринимательской деятельности, а также заготовленные организациями Белорусского республиканского союза потребительских обществ и организациями Белорусского концерна по материальным ресурсам, подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее - ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам. Срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом). Деловые отходы черных и цветных металлов могут быть использованы субъектом предпринимательской деятельности для собственных производственных и хозяйственных нужд (на изготовление более мелких деталей, ремонтно-эксплуатационные нужды и др.). Такие отходы подлежат исключению из сводных норм расхода. В случае невозможности использования деловых отходов в месте их происхождения (технический парк оборудования не позволяет использовать их в собственном производстве) они подлежат сдаче организациям ГО «Белвтормет» или отгрузке по их нарядам в порядке, установленном для лома и отходов черных и цветных металлов, или реализации сторонним организациям для их собственных производственных и хозяйственных нужд без переплава. Деловые отходы черных и цветных металлов реализуются субъектами предпринимательской деятельности сторонним организациям для их собственных производственных и хозяйственных нужд без переплава по ценам, определяемым по соглашению сторон с соблюдением установленного Министерством экономики РБ порядка формирования отпускных цен на вторичные ресурсы. При этом запрещаются: вывоз лома и отходов черных и цветных металлов на свалки; отгрузка субъектами предпринимательской деятельности (за исключением сдачи заготовительным организациям) лома и отходов черных и цветных металлов, а также их использование (за исключением оборотных и деловых отходов) в собственном производстве без нарядов ГО «Белвтормет»; реализация лома и отходов черных и цветных металлов населению; приобретение субъектами предпринимательской деятельности, имеющими металлургическое (литейное) производство, бывших в употреблении оборудования, узлов, агрегатов, изделий из черных и цветных металлов с целью их списания и последующего использования в качестве металлургического сырья.

Согласно пп.12-16 Инструкции № 10 работа по организации сдачи лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с утвержденными Советом Министров РБ объемами поставки (заготовки, сдачи) лома и отходов черных металлов для республиканских государственных нужд. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет в 2-недельный срок после утверждения Советом Министров РБ объемов сдачи лома и отходов черных металлов для республиканских государственных нужд доводят до подчиненных организаций установленные им задания по сдаче лома и отходов черных металлов для республиканских государственных нужд на очередной год и представляют ГО «Белвтормет» сведения об указанных заданиях. Государственное объединение «Белвтормет» в 20-дневный срок после получения сведений об указанных заданиях от республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, облисполкомов и Мингорисполкома доводит выписки этих заданий до организаций ГО «Белвтормет». Весь лом и отходы черных металлов, образующиеся у ломосдатчиков, подлежат сдаче организациям ГО «Белвтормет» или отгрузке по их нарядам. Использование ломосдатчиками на собственное плановое потребление лома и отходов черных металлов осуществляется также по нарядам. Отгрузка лома и отходов черных металлов потребителям производится силами и средствами ломосдатчиков в соответствии с нарядами, выданными организациями ГО «Белвтормет». Лом и отходы черных металлов, сданные сверх месячного, квартального или годового объема, засчитываются в перевыполнение соответствующего периода, определенного годовым государственным заказом. Это обстоятельство не освобождает ломосдатчика при наличии лома и отходов черных металлов от сдачи их в следующем отчетном периоде. Министерство промышленности РБ в соответствии с ресурсами лома и отходов черных металлов и с учетом заявок потребителей лома и отходов черных металлов Республики Беларусь ежегодно в декабре утверждает потребителям объемы поставки лома и отходов черных металлов на следующий год. На основании этих объемов организации ГО «Белвтормет» заключают контракты (договоры) на поставку чугунного и стального лома и отходов с каждым потребителем лома и отходов черных металлов.

Исходя из пп.7-10 Инструкции о порядке выдачи нарядов на отгрузку и использование лома и отходов черных и цветных металлов, утвержденной Минпромом РБ от 11.01.2007 № 2, для получения нарядов субъекты предпринимательской деятельности представляют ГО «Белвтормет» или его организациям следующие документы: письмо на имя руководителя ГО «Белвтормет» или его организации с просьбой о выдаче наряда; согласование вышестоящей организации (для ломоотправителей, имеющих ведомственную подчиненность) отдельным письмом или на письме ломоотправителя; сведения о происхождении лома и отходов черных и цветных металлов и обоснование целесообразности отгрузки или использования лома и отходов черных и цветных металлов по нарядам; копию договора ломоотправителя с получателем лома и отходов черных и цветных металлов, за исключением случаев выдачи нарядов на использование лома и отходов черных и цветных металлов; копии специальных разрешений (лицензий), предусмотренных законодательством для осуществления деятельности по переработке лома и отходов черных и цветных металлов, выданных ломополучателю (а при получении наряда на использование лома и отходов черных и цветных металлов - ломоотправителю). Государственное объединение «Белвтормет» или его организации вправе запросить иные документы для определения целесообразности отгрузки и использования лома и отходов черных и цветных металлов. Рассмотрение документов на выдачу нарядов осуществляется ГО «Белвтормет» или его организациями в течение 5 рабочих дней со дня входящей регистрации этих документов включительно, после чего ломоотправителю выдается наряд либо письменный отказ в его выдаче с обоснованием причин отказа. Причинами отказа в выдаче наряда могут служить: непредставление в полном объеме документов; заключение специалистов ГО «Белвтормет» или его организаций о нецелесообразности отгрузки и использования по нарядам лома и отходов черных и цветных металлов по экономическим, технологическим, экологическим или иным причинам.

Использование черных и цветных металлов

В отношении использования черных и цветных металлов необходимо отметить, что согласно пп.10-13 Инструкции № 98/12/10 субъект предпринимательской деятельности должен обеспечивать рациональное использование черных и цветных металлов в соответствии с требованиями стандартов и нормативно-технической документации. Расходование черных и цветных металлов на производство продукции, ремонтно-эксплуатационные и иные нужды осуществляется на основании норм расхода черных и цветных металлов, которые утверждаются ответственным лицом субъекта предпринимательской деятельности (в отношении индивидуального предпринимателя - самим индивидуальным предпринимателем). Использование черных и цветных металлов без нормирования их расхода или сверх утвержденных норм расхода не допускается. Все операции по использованию черных и цветных металлов осуществляются в соответствии с разработанными и утвержденными субъектом предпринимательской деятельности технологическими процессами. В целях сокращения материальных затрат субъект предпринимательской деятельности ежегодно разрабатывает и утверждает организационно-технические мероприятия по экономии черных и цветных металлов, которые должны предусматривать: совершенствование технологии обработки черных и цветных металлов, модернизацию оборудования, оснастки и инструмента в целях повышения коэффициента использования черных и цветных металлов; внедрение малоотходных технологий; применение черных и цветных металлов улучшенного качества и использование наиболее экономичных для изготовления данного изделия их профилей, марок, размеров; замену черных и цветных металлов, в первую очередь дорогостоящих, более дешевыми, экономичными и прогрессивными материалами без ущерба для качества производимой продукции; совершенствование конструкций выпускаемых изделий с целью снижения расхода черных и цветных металлов; совершенствование системы контроля качества выпускаемой продукции с целью снижения производственного брака; иные мероприятия, направленные на повышение эффективности использования черных и цветных металлов.

Ответственность за нарушения порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов

В соответствии со ст.12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, на юридическое лицо - от 100 до 300 % от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов.

Рассмотрим примеры нарушений.

Пример 1

Проверкой унитарного предприятия (УП) «Ж» были установлены нарушения абзацев 1 и 3 п.22 Инструкции № 98/12/10 в части отсутствия в организации утвержденного правового акта о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, который разрабатывается с учетом требований данной Инструкции, действующих стандартов, иных нормативных правовых актов в этой сфере; абзаца 4 п.21 в части отсутствия твердого покрытия на площадке для хранения металлолома; абзацев 1 и 2 п.6 Инструкции № 98/12/10, согласно которым учет черных и цветных металлов, их лома и отходов организовывается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску черных и цветных металлов, их лома и отходов. Также проверкой были установлены нарушения частей первой и пятой п.94, части первой п.95 и частей первой и третьей п.97 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114 (далее - Инструкция № 114), согласно которым карточки складского учета открываются на календарный год. При этом в данных карточках заполняются следующие реквизиты: склад, наименование материала, сорт, артикул, марка, размер, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, год изготовления материала. Кроме того, в карточках складского учета заведующий складом (кладовщик) заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллаж, полка, ячейка и т.п.). На основании оформленных в установленном порядке и исполненных первичных учетных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных и товарных накладных, других приходных и расходных документов) заведующий складом (кладовщик) делает записи в карточках складского учета с указанием даты совершения операции, наименования и номера документа и краткого содержания операции (от кого получено, кому отпущено, для какой цели). Записи в карточках складского учета делаются в день совершения операций, и ежедневно выводятся остатки материалов (при наличии операций). В УП «Ж» в карточках складского учета металлолома не были указаны следующие реквизиты: марка, склад, место хранения металлолома (стеллаж, полка, ячейка и т.п.), цена. В данных карточках также отсутствовало краткое содержание операции (от кого получено, кому отпущено, для какой цели) и не выводились ежедневно остатки металлолома (при наличии операций), остатки выводились только на конец месяца.

Пример 2

По данным бухгалтерского учета на 1 апреля 2009 г. на УП «Т» числилось: 7,4 т лома черных металлов, который находился на площадке для хранения металлолома; 0,5 т лома цветных металлов, который находился на складах предприятия. В ходе проверки 22 апреля 2009 г. был произведен осмотр территории УП «Т» и мест образования и хранения металлолома, составлен акт осмотра от 22.04.2009. В ходе осмотра установлено следующее. В производственных помещениях лом и отходы черных металлов собираются в металлические контейнеры. При списании и переборке узлов и агрегатов металлолом собирается на обозначенной огороженной заасфальтированной площадке. При осмотре территории в районе указанной площадки было обнаружено значительное количество бывших в употреблении металлических деталей трамваев, запчастей и механизмов, прочего металлического лома (продольные балки, корпуса компрессоров, рельсовые тормоза, пружины, сцепные устройства, горловины редукторов), образовавшихся в результате ремонтов и разборки трамваев. Кроме того, на площадке службы пути находился металлический лом битумного котла, 2 емкости, бортовые части грейдера и трактора. Все указанные запчасти и металлический лом в подотчете у материально ответственных лиц и в учете УП «Т» не числились. В нарушение абзацев 1 и 2 п.6, абзацев 1 и 2 п.7 Инструкции № 98/12/10, частей первой и шестой ст.9 Закона № 3321-XII предприятием не было обеспечено документальное отражение операций по поступлению лома металлических деталей трамваев и запчастей, образующихся в процессе ремонта трамваев, и учет металлолома в соответствии со спецификой своего производства. Кроме того, в результате инвентаризации, проведенной предприятием в ходе проверки, было установлено наличие 18,3 т лома черных металлов стоимостью 1 445,7 тыс.руб. и 38 наименований бывших в употреблении, но годных к дальнейшему использованию металлических запчастей, деталей, агрегатов на общую сумму 30,8 млн.руб. (инвентаризационная опись от 30.04.2009, сличительная ведомость от 30.04.2009, акт оценки от 30.04.2009).

Пример 3

Проверкой установлено, что с баланса УП «К» было списано 15 единиц оборудования и автотранспортной техники. В представленных к проверке актах на списание данных основных средств (трактора, бороны, пресса, разбрасыватели удобрений) поступление материальных ценностей от списания, в т.ч. металлолома, не отражалось. При этом в нарушение части второй ст.9 Закона № 3321-XII, п.39 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (далее - Инструкция № 127), списание объектов основных средств с бухгалтерского учета при списании пришедших в негодность объектов основных средств производилось не на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4 или акта о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а, а на основании альбома типовых унифицированных форм. Для списания пришедших в негодность основных средств на предприятии применялись акты иной формы. Кроме того, в нарушение п.42 Инструкции № 127 в данных актах не были указаны причины выбытия с обоснованием причин целесообразности использования и невозможности восстановления, не приведены данные о состоянии основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акты о списании основных средств не были утверждены руководителем предприятия. Так, в актах на списанные автомобили ГАЗ-52 и ГАЗ-3110 было указано, что восстановление и дальнейшая эксплуатация нецелесообразны. Данные о целесообразности использования и невозможности восстановления, а также о состоянии основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов агрегата в актах приведены не были. Поступление от списания материальных ценностей в актах о списании не отражалось. Акты (иные документы) оприходования узлов, деталей, материалов, полученных от демонтажа данных автомобилей, проверке представлены не были. По результатам инвентаризации было установлено фактическое наличие не числящихся в бухгалтерском учете предприятия следующих материальных ценностей: 2 двигателей, коробки передач, 2 аккумуляторов, других запасных частей и 6,35 т металлолома. Таким образом, при невыполнении в течение 2008 г. государственного заказа по поставке лома черных металлов предприятием в нарушение п.21 Инструкции № 98/12/10 не было обеспечено списание в установленном порядке в лом и отходы устаревших, вышедших из строя и непригодных для дальнейшей эксплуатации оборудования и металлоконструкций. Данное нарушение явилось одной из причин невыполнения государственного заказа по сдаче лома и отходов черных металлов.

 

 

От редакции: С 1 января 2013 г. взамен Инструкции № 127 действует Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26.

Пример 4

Подпунктом 18.1 п.18 Инструкции № 10 установлено, что лом, поступивший в организации ГО «Белвтормет», при доставке железнодорожным транспортом подлежит оприходованию на основании квитанции о приеме груза; приемо-сдаточного акта формы 69, утверждаемой в установленном порядке Министерством промышленности РБ (далее - приемо-сдаточного акта формы 69), составляемого в 3 экземплярах, один из которых остается у потребителя лома и отходов черных металлов, два других передаются ломосдатчику, который их подписывает и один экземпляр передает потребителю лома и отходов черных металлов. Проверкой установлено, что обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «О» в период с 1 января 2007 г. по 31 марта 2009 г. по данным бухгалтерского учета было отпущено в адрес республиканского унитарного предприятия (РУП) «М» металлолом в количестве 4 204,124 т. Вместе с тем проверка квитанций о приеме груза, приемо-сдаточных актов формы 69 ООО «О» за период с 1 января 2007 г. по 31 марта 2009 г. показала, что вес металлолома при отправлении составлял 4 296,46 т с учетом засоренности лома в размере 2-3 % (92,336 т), вес нетто при этом - 4 204,124 т. В то же время в период с 1 января 2007 г. по 31 марта 2009 г. ООО «О» на счетах бухгалтерского учета не отражался вес отгруженного в адрес РУП «М» металлолома с учетом его засоренности (4 296,46 т), а принимался к учету вес металлолома, фактически принятого РУП «М» (4 204,124 т) без учета 2-3 % засоренности (92,336 т). Корректировка по весу на засоренность в количестве 92,336 т на основании приемо-сдаточных актов формы 69 ООО «О» не производилась. Кроме того, в нарушение абзацев 2, 4 и 5 п.21 Инструкции № 98/12/10 на момент проверки в ООО «О» не соблюдалась технология хранения лома и отходов черных металлов: не были оборудованы специальные площадки для его раздельного хранения, допущено загрязнение и смешивание лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями.

Пример 5

В структурные подразделения УП «М» лом от ломосдатчиков поступал в неразделанном и нерассортированном виде, в связи с чем его приемка производилась по низшему виду. Согласно ГОСТу 2787-75 лом для пакетирования № 1 (11А) представляет собой чистые листовые, полосовые, сортовые отходы и отходы трубного производства при толщине металла менее 6 мм, а негабаритный доменный присад 26А характеризуется как проржавленные, подвергшиеся длительному температурному или кислотному воздействию, эмалированные и оцинкованные кусковые лом и отходы; зашлакованный скрап. Вышеизложенное свидетельствует о невозможности получения кускового лома 1А, 2А, 3А из лома вида 12А, 11А, доменного присада 26А и чугунной стружки 24А. Таким образом, от ломосдатчиков под видом лома для пакетирования 12А и 11А, негабаритного доменного присада 26А и чугунной стружки 24А фактически был принят кусковой лом видов 1А, 2А, 3А и 5А. Всего структурными подразделениями УП «М» было принято 13,6 тыс.т лома и отходов черных металлов на сумму 172,5 млн.руб., вид которых при приемке был классифицирован неверно. Указанный металлолом, являясь фактически кусковым ломом видов 1А, 2А, 3А и 5А был принят по более низким (имеющим меньшую заготовительную цену) видам. Неправильная классификация принятого от ломосдатчиков металлолома привела к искажению данных по его движению и переработке в учете УП «М». Таким образом, УП «М» были допущены нарушения, выразившиеся в приемке от ломосдатчиков лома и отходов черных металлов по не соответствующему действительности виду, что противоречит требованиям стандарта на вторичные черные металлы.

Пример 6

На момент проверки открытого акционерного общества (ОАО) «О» металлолом хранился на территории центрального материального склада, а также на двух площадках для временного хранения. Одна площадка расположена рядом с гаражом, вторая - рядом с цехом ячеистого бетона. Учет металлолома осуществлялся на центральном материальном складе общества. Согласно карточке складского учета в течение I квартала 2009 г. на центральный материальный склад от структурных подразделений было оприходовано 43,819 т металлолома. Расход составил 45,740 т. Исходя из абзацев 1 и 2 п.6 главы 2 Инструкции № 98/12/10 учет лома и отходов черных металлов организовывается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску лома и отходов черных металлов. В нарушение абзацев 1, 4 и 5 части первой п.20 Инструкции № 114 сдача подразделениями металлолома на склад не оформлялась накладными на внутреннее перемещение материалов (типовая форма М-13). Основанием для оприходования металлолома являлись приходные ордера, которые работники склада оформляли на основании приемо-сдаточных актов (форма 19) после факта сдачи металлолома структурными подразделениями на УП «В». Так, исполняющим обязанности начальника гаража на УП «В» был сдан металлолом марки 12А в количестве 1,92 т. Оприходование данного металлолома было произведено на основании приходных ордеров, оформленных работниками склада на основании приемо-сдаточного акта. Всего по приходным ордерам, оформленным на основании приемо-сдаточных актов (форма 19), в I квартале 2009 г. на склад было оприходовано 43,740 т металлолома. Кроме того, в I квартале 2009 г. на основании приходных ордеров, оформленных по фактическому поступлению металлолома на склад, было оприходовано 79 кг металлолома. Проверкой также было установлено, что в нарушение частей третьей и пятой п.97 Инструкции № 114 записи в карточках складского учета не делались в день совершения операций и остатки материалов (при наличии операций) ежедневно не выводились. Не выводились в конце месяца и итоги оборотов по приходу и расходу.

Пример 7

Выборочной проверкой ОАО «В» было установлено нарушение абзаца 3 п.22 Инструкции № 98/12/10 в части неутверждения правового акта о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, разработанного субъектом предпринимательской деятельности с учетом Инструкции № 98/12/10, действующих стандартов, иных нормативных правовых актов в этой сфере. Кроме того, было выявлено нарушение абзаца 2 п.22 Инструкции № 98/12/10 в части назначения должностных лиц, ответственных за обращение лома и отходов черных и цветных металлов, а именно за использование в собственном производстве лома черных металлов. Проверкой также установлено нарушение п.19 и абзаца 3 п.23 Инструкции № 98/12/10 в части необеспечения использования субъектом предпринимательской деятельности лома и отходов черных и цветных металлов в собственном производстве по нарядам организаций ГО «Белвтормет». Согласно данным первичных бухгалтерских документов (актов на списание объектов основных средств) и бухгалтерского учета постоянно действующей комиссией по списанию при списании в металлолом оборудования, непригодного для дальнейшей эксплуатации, в деловые отходы было переведено в 2007 г. 23,39 т металлолома, который фактически не являлся деловыми отходами, так как деловые отходы черных и цветных металлов - это отходы проката черных и цветных металлов, которые могут быть использованы субъектом предпринимательской деятельности для собственных производственных и хозяйственных нужд без переплава. Таким образом, ОАО «В» использовало лом и отходы черных металлов для собственного производства (изготовления запасных частей к оборудованию) без получения нарядов ГО «Белвтормет». Всего за 2006 г. ОАО «В» для собственного производства было использовано 505 кг металлолома, в 2007 г. - 1 350 кг, за I квартал 2008 г. - 1 035 кг.

Учет и хранение драгоценных металлов

Основные нарушения в сфере обращения драгоценных металлов связаны с несоблюдением порядка их учета и хранения. Порядок учета и хранения драгоценных металлов регламентируется Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34).

Согласно Инструкции № 34 организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны иметь лицензии на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; соблюдать требования действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями; оказывать содействие уполномоченным органам государственного управления и контроля (надзора) в осуществлении государственного контроля использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней; вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях (в т.ч. в составе вооружения и военной техники), а также в ломе и отходах; проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете; осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; представлять в порядке и сроки, установленные законодательством, предложения по объемам поставки драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд при их наличии или образовании в течение планируемого года; обеспечивать выполнение доведенных объемов поставок драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд; обеспечивать рациональное использование драгоценных металлов и драгоценных камней; обеспечивать полный сбор и учет всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, их первичную переработку и использование в соответствии с законодательством; составлять статистические отчеты о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по формам государственной статистической отчетности в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом РБ.

Собранные лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, могут обрабатываться их собственником или лицом, владеющим ими на ином законном основании, для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензию на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями. При передаче или реализации имущества, содержащего драгоценные металлы (драгоценные камни), в т.ч. лома и отходов, должна учитываться стоимость содержащихся в них драгоценных металлов и драгоценных камней, установленная по расчетным ценам на 1-ое число месяца реализации. Отправитель при этом обязан указать в сопроводительных документах наименование, массу находящихся в этом имуществе драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в нем драгоценных металлов. Драгоценные металлы, неиспользуемые в организациях государственной формы собственности, в т.ч. в ломе и отходах, при невозможности их реализации подлежат сдаче в установленном порядке в государственный фонд. Отходы драгоценных камней, за исключением отходов алмазов, которые не могут быть использованы в собственном производстве или реализованы в установленном порядке, подлежат утилизации в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации, с оформлением акта.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе (граммах, каратах) и сортаменту (качеству), а также в стоимостном выражении. Лом и отходы драгоценных металлов учитываются по наименованию драгоценных металлов, виду лома и отходов, массе лома и отходов в лигатуре и массе в чистоте драгоценных металлов, а также в стоимостном выражении. Лом ювелирных изделий, кроме того, учитывается по наименованиям и количеству изделий. Отходы от производства драгоценных камней учитываются по наименованию, массе и в стоимостном выражении в соответствии с Инструкцией о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.05.2004 № 87 (далее - Инструкция № 87). Драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих изделий, а также оборудования, приборов, инструментов, других изделий, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и содержанию (массе), а драгоценные камни - по наименованию, массе и качеству. Драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в т.ч. импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах, а также определенному по данным химических анализов или комиссионно.

Хранение и использование драгоценных металлов и драгоценных камней

Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции и изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в помещениях, отвечающих установленным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации. Вскрытие их по мере необходимости проводится материально ответственным лицом, а при его отсутствии - комиссией, назначенной руководителем организации, с составлением акта. Кладовые, склады, где сосредоточены драгоценные металлы и драгоценные камни, должны быть оборудованы техническими средствами охранной и пожарной сигнализации и закрываться на замок, а по окончании рабочего дня - пломбироваться или опечатываться. Не допускается хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами. Ювелирные мастерские, торговые объекты, а также помещения, в которых осуществляется скупка изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, прием их в залог, на хранение, для изготовления изделий, оборудуются охранной и тревожной сигнализацией. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из мест хранения осуществляется по документу с разрешительными подписями уполномоченных должностных лиц и работника бухгалтерии организации, а также подписями материально ответственных лиц, отпускающих и принимающих ценности. Транспортировка материалов, содержащих менее 5 % драгоценных металлов в стоимостном эквиваленте золота, производится почтовыми отправлениями, багажным железнодорожным или другим видом транспорта с оценочной стоимостью отгруженных материалов. В зависимости от характера и вида драгоценных металлов в каждом отдельном случае вопрос о способе отправки груза решается руководителем организации.

Использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производстве при изготовлении продукции и ее ремонте (реставрации) должно осуществляться на основании технически и экономически обоснованных норм расхода. Нормы расхода драгоценных металлов (драгоценных камней) утверждает руководитель организации, который несет персональную ответственность за обоснованность, своевременную разработку и фактическое внедрение норм расхода. С целью подтверждения обоснованности применяемые нормы расхода должны быть согласованы с республиканским унитарным предприятием «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней». Согласование норм расхода производится на договорной основе. Допускается расходовать полученные на давальческой основе драгоценные камни без утвержденных норм расхода, если в договоре (контракте) на их обработку установлены иные критерии использования (коэффициент валютной эффективности, выхода годных или др.).

Фактический расход драгоценных металлов на выпуск товарной продукции определяется на основе данных о количестве фактически израсходованных драгоценных металлов на операциях изготовления деталей и узлов, комплектации изделий и приборов, включая пайку, различные виды покрытий, крепление контактов к контактодержателям и других, скорректированных на количество остатков драгоценных металлов, находящихся в изделиях незавершенного производства, не поддающихся взвешиванию, на начало и конец отчетного периода. Расход на ремонтные нужды и проведение опытных, научно-исследовательских и лабораторных работ, не предусмотренных сводными нормами, при этом не учитывается. Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в производстве, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования. Не допускается списание драгоценных металлов и драгоценных камней по нормам без определения фактического расхода, который подтверждается документами (актами взвешивания, результатами анализов, замерами объемов, измерениями толщины покрытий и т.д.). Списание лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, производится после сдачи их переработчику на основании акта приемки лома и отходов. Организации обязаны сопоставить количество оприходуемых драгоценных металлов в ломе и отходах с количеством, числящимся в учете до списания, количество драгоценных металлов в ломе и отходах, числящихся в учете до сдачи их переработчику, - с количеством принятых по данным переработчика и при наличии расхождений выяснить причины, а в учетные и отчетные данные внести необходимые исправления в соответствии с установленным порядком проведения исправлений в бухгалтерской документации.

В организациях применительно к конкретным условиям организации производства и особенностям технологического процесса разрабатываются и утверждаются маршрут и порядок движения, передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий, полуфабрикатов, а также лома и отходов. Записи в учетных документах о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях из них или с их использованием, а также лома и отходов, их содержащих, производятся на основе надлежащим образом оформленных актов приемки, приходных ордеров, требований, лимитных карт, накладных, актов на списание или выбытие инструмента, оборудования, лабораторной посуды, приборов и иных средств, актов на оприходование собранных лома и отходов, а также другой первичной учетной, сопроводительной и технической документации. Записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий проводятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены). Данные по содержанию драгоценных металлов и драгоценных камней заносятся в учетную документацию на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, другой документации) или определенных комиссионно.

Порядок осуществления торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями

В соответствии с Инструкцией о порядке приемки, хранения, продажи и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на базах, складах и в магазинах всех форм собственности на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минторга РБ и Минфина РБ от 14.04.2004 № 16/66 (далее - Инструкция № 16/66), оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляется на оптовых базах, складах, в магазинах либо иных административных или производственных помещениях стационарных зданий. Розничная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценными камнями, приемка от населения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам комиссии - в магазинах. Скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе - в самостоятельных скупочных пунктах либо скупочных пунктах магазинов, находящихся в собственности государства. Указанные виды деятельности осуществляются на основании специальных разрешений (лицензий) на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выдаваемых Министерством финансов РБ в соответствии с действующим законодательством. Оптовая и розничная торговля производится ювелирными, бытовыми и другими изделиями из драгоценных металлов, в т.ч. изделиями, имеющими отдельные части, детали из драгоценных металлов (часы в корпусах из драгоценных металлов, ручки с перьями из драгоценных металлов, зажигалки, книги в окладах, зеркала в оправе из драгоценных металлов, альбомы, папки с пластинками для надписей и т.п.), а также изделиями со вставками из драгоценных камней, изделиями из драгоценных камней либо отдельными ограненными (для жемчуга - в естественном виде) драгоценными камнями, сертифицированными по международным стандартам или стандартам, действующим на территории Республики Беларусь (далее - изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней). Изделия из драгоценных металлов, изготовленные на территории Республики Беларусь, в т.ч. по заказам, должны соответствовать установленным пробам и подлежат клеймению государственным пробирным клеймом РБ. Изделия из драгоценных металлов, ввезенные из-за рубежа, перед их продажей должны быть заклеймены в Государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов РБ.

Приемка, хранение и отпуск изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на оптовых базах, складах и в магазинах осуществляются материально ответственными лицами (бригадами), с которыми заключаются письменные договоры о полной материальной ответственности. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются согласно требованиям действующего законодательства и технических нормативных правовых актов (государственных стандартов, отраслевых стандартов, технических условий, нормативно-технических документов), а также в соответствии с наименованием пробы, количеством, весом, ценой, качеством, указанными в заключенных договорах. На складах оптовых баз, в других складских помещениях изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней хранятся в сейфах или металлических шкафах, личные украшения из серебра допускается хранить в металлических ящиках. В магазинах в рабочее время изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней хранятся в запирающихся на замок витринах и прилавках-витринах и по окончании рабочего дня убираются и хранятся в специальных кладовых (хранилищах) в сейфах или металлических шкафах. Личные украшения из серебра могут храниться в металлических ящиках, на металлических стеллажах в специальных кладовых; в магазинах, где отсутствуют специальные кладовые, - в сейфах, металлических шкафах. Сейфы и металлические ящики прочно прикрепляются к полу или стене (за исключением засыпных сейфов). Запрещается хранение в одном сейфе (металлическом шкафу, ящике) ценностей, ответственность за сохранность которых несут разные материально ответственные лица (бригады).

Отпуск изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней со складов и баз производится посылками через специализированные организации (фельдъегерская, специальная связь) по реестру, в котором указываются отправитель, получатель, номер посылки, вес и оценочная стоимость отпускаемых изделий. Основанием для отгрузки изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней является товарно-транспортная накладная, подписанная директором, главным бухгалтером (их заместителями) организации (индивидуальным предпринимателем) и материально ответственным лицом, в подотчете которого находятся вывозимые изделия. Требования по составлению реестра не распространяются на отпуск изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при перевозке автомобильным, железнодорожным, авиатранспортом в сопровождении охраны. Транспортирование изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней стоимостью свыше 3 000 евро осуществляется специализированными организациями (фельдъегерская связь, специальная связь) или на автомобильном, железнодорожном, авиатранспорте в сопровождении охраны. До 3 000 евро по усмотрению руководства организации или индивидуального предпринимателя и под его ответственность перемещение (перевозка) изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться без участия транспортных средств (нарочным, почтой).

Учет изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

В главе 4 Инструкции № 16/66 определен порядок учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. В скупочных пунктах учет производится в соответствии с Инструкцией о порядке оформления операций по скупке ценностей, учету и отчетности в пунктах скупки у населения и ломбардов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, утвержденной приказом Минторга РБ от 22.07.1994 № 43.

Сдача и приемка лома и отходов, содержащих драгоценные металлы

Как следует из Инструкции № 87, сдатчики обязаны обеспечить полный сбор, первичную обработку, учет и сдачу всех видов лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, во всех местах их хранения и использования, от всех источников образования.

Лом и отходы драгоценных металлов до сдачи на переработку должны быть разобраны до уровня узлов, отдельных радиоэлементов, деталей, максимально освобожденных от частей конструкции, не содержащих драгоценные металлы, для приведения их в состояние, удобное для транспортировки и дальнейшей переработки, определяемое условиями договора с переработчиком. При разборке оборудования сдатчики должны провести с применением установленных нормативов перерасчет содержания в нем драгоценных металлов с учетом года выпуска (изготовления) оборудования, приборов исходя из фактических данных, комплектности, номенклатуры покупных изделий, их конструктивного исполнения и с учетом норм износа. Содержание драгоценных металлов в ломе и отходах может определяться сдатчиком расчетным путем по паспортам, формулярам, этикеткам или иным документам, которые имеют сведения о содержании драгоценных металлов, с учетом нормативов на потери (угар, износ, другие потери) при эксплуатации. В случае, когда необходимые для расчетов нормативы не разработаны, допускается определение количества драгоценных металлов комиссионно с привлечением компетентных специалистов. Результаты разборки оборудования и результаты пересчета содержания в нем драгоценных металлов должны быть оформлены соответствующими актами комиссией организации с отражением причин расхождения между данными первичного учета содержания драгоценных металлов и результатами перерасчета. Разборка оборудования и перерасчет содержания драгоценных металлов в нем может производиться переработчиком на договорной основе, в т.ч. совместно со сдатчиком оборудования (лома). При невозможности выполнения сдатчиком порядка подготовки лома и отходов, установленного Инструкцией № 87, разборка списанного оборудования, включая первичную обработку получаемого при разборке лома драгоценных металлов, перерасчет содержания драгоценных металлов в нем и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома), может производиться переработчиком или другими сторонними организациями на договорной основе, в т.ч. совместно со сдатчиком оборудования (лома).

При сдаче на переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, сдатчик обязан представить паспорта завода-изготовителя (их копии), стандарты, технические условия (копии), другие документы, на основании которых производился расчет содержания драгоценных металлов в ломе и отходах. Содержание драгоценных металлов в ломе и отходах может определяться по результатам химических анализов. Если стоимость проведения анализа драгоценных металлов выше стоимости драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, допускается по согласованию с переработчиком (на договорной основе) определять количество драгоценных металлов в собранных ломе и отходах ориентировочно по среднестатистическим данным паспортов переработчиков на аналогичные отходы с последующей корректировкой учетных сведений по результатам приемки. При отсутствии у сдатчика лаборатории для определения содержания драгоценных металлов в ломе и отходах соответствующий анализ может производиться сдатчиком на договорных условиях в лабораториях других организаций, аккредитованных на данный вид деятельности.

При поставке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, сдатчик оформляет, если иное не оговорено в договоре на поставку, следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную или товарную накладную; опись на партию; опись на каждое место; подтверждение отсутствия ядовитых, взрывоопасных, радиоактивных и легковоспламеняющихся веществ. Без указанного подтверждения лом и отходы переработчиком не принимаются. Сдатчик несет ответственность за достоверность данных об отсутствии ядовитых, взрывоопасных, радиоактивных и легковоспламеняющихся веществ. Если указанные вещества будут обнаружены, лом и отходы возвращаются сдатчику за его счет. Транспортировка подготовленных к сдаче изделий или извлеченных из них узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, должна производиться в таре, исключающей потери: в прочных бумажных, полиэтиленовых мешках или мешках из плотной ткани, в деревянных ящиках, выложенных внутри бумагой. Мешки должны быть прошиты, ящики перевязаны. Каждая единица тары (посылка) должна быть опечатана. Взвешивание и упаковка лома и отходов драгоценных металлов производятся материально ответственным лицом, назначенным приказом сдатчика, в присутствии специально созданной сдатчиком комиссии. На таре с ломом и отходами драгоценных металлов указываются такие данные, как: наименование станции назначения и получателя груза; полное наименование отправителя груза и место его нахождения (город, поселок); станция отправления; масса брутто и нетто. В тару вкладывается опись отправляемых драгоценных металлов, в которой указываются: отправитель; адрес отправителя; ведомственная принадлежность; банковские реквизиты; наименование отходов; число мест; масса брутто и нетто (включая массу нетто каждой позиции); наименование и количество драгоценных металлов, которые определяются сдатчиком согласно Инструкции № 34.

Поставка лома и отходов на переработку за пределы республики производится по специальным разрешениям (лицензиям) на экспорт, выдаваемым Министерством торговли РБ по согласованию с Министерством финансов РБ. Согласование вывоза лома и отходов на переработку и представление отчетности о его результатах осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции о порядке согласования Министерством финансов Республики Беларусь выдачи лицензий на экспорт отдельных видов товаров и порядке вывоза драгоценных металлов в страны Таможенного союза, утвержденной постановлением Минфина РБ от 05.01.2007 № 2.

Ответственность за нарушения в сфере обращения драгоценных металлов

В соответствии с частью третьей ст.11.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение установленного порядка обращения с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в т.ч. с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их учета, хранения или сбора, а равно нарушение правил сдачи их на переработку или в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РБ влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 50 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - от 50 до 100 % от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях.

Рассмотрим следующие примеры нарушений.

Пример 8

В ходе проверки организации работы с драгоценными металлами в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) «Э» было установлено, что указанным обществом в нарушение обязательных требований абзацев 5 и 6 п.6 Инструкции № 34 в проверяемом периоде не велся оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, так как не проводилась в предусмотренные сроки инвентаризация драгоценных металлов во всех местах хранения и в производстве, что не обеспечивает своевременность и точность представления сведений об их количестве в составе основных средств и местонахождении (абзацы 1, 2 п.30 Инструкции № 34). Так, на момент проверки в первичной учетной документации инвентарных карточек (формы ОС-6) в бухгалтерии ООО «Э» отсутствовали какие-либо сведения о количестве драгоценных металлов. При этом в нарушение пп.47, 48, 95 Инструкции № 34 не была обеспечена полнота и точность данных о содержании драгоценных металлов в составе основных средств, а также не были предприняты меры по определению драгоценных металлов (не произведен запрос у организаций-поставщиков и т.д.), тем самым нарушены правила учета драгоценных металлов.

Пример 9

В ходе проверки соблюдения действующего законодательства по вопросам организации учета, хранения драгоценных металлов, полноты сбора и сдачи их лома и отходов на переработку закрытым акционерным обществом (ЗАО) «А» было установлено, что в нарушение требований абзацев 5, 6 и 11 п.6 главы 2, п.19 главы 3, части третьей п.90 главы 5 Инструкции № 34 в ЗАО «А» не ведется оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов, содержащихся в составе основных средств, покупных изделий, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в ломе и отходах; не проводятся в установленные сроки инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в составе основных средств, покупных изделий, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в ломе и отходах; не обеспечивается полный сбор, учет, первичная обработка всех видов лома и отходов драгоценных металлов от всех источников образования и сдача их в специализированные организации; приказом директора не назначены работники, на которых возложена ответственность за сбор, хранение, учет лома и отходов драгоценных металлов; не составляются формы государственной статистической отчетности об остатках, поступлении и расходовании драгоценных металлов, которые находятся в приборах, оборудовании и иных изделиях, об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них, сдаче в государственный фонд драгоценных металлов в виде лома и отходов. В ходе проверки ЗАО «А» было установлено, что в сейфе главного бухгалтера ЗАО «А» хранится пакет с ломом драгоценных металлов (серебро) в виде контактов I-IV групп, который не числился по данным бухгалтерского учета и образовался еще в 1986 г. в результате списания основных средств и электротехнических изделий (магнитных пускателей). В результате проверки специалистами республиканского унитарного производственного предприятия «Вычислительная техника и информатика» было выявлено, что в предоставленном пакете находится 164 г лома серебра в лигатурном весе, где содержится 39,57 г серебра в чистоте.

Пример 10

Проверкой соблюдения унитарным предприятием (УП) «В» требований, предъявляемых к учету драгоценных металлов, содержащихся в узлах и оборудовании, было установлено, что в нарушение абзаца 2 п.89, п.90 Инструкции № 34 на предприятии в период смены руководства не проводилась инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней. В нарушение п.70 Инструкции № 34 после утверждения руководителем предприятия актов о ликвидации основных средств из списанных основных средств не изъяты узлы и детали, комплектующие изделия, содержащие драгоценные металлы, не составлен акт демонтажа (изъятия), в котором указываются отдельно наименование, количество и масса в лигатуре изъятых деталей из драгоценных металлов и их сплавов и отдельно наименование, количество ценностей, содержащих драгоценные металлы, в т.ч. и с покрытием драгоценными металлами, содержание в них драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. Так, в соответствии с актами о ликвидации основных средств, утвержденными руководителем предприятия, были списаны генераторы Г4-104 и ГЗ-112. Согласно инвентарной карточки учета основных средств в генераторе Г4-104 числилось 10,7 г серебра, в генераторе ГЗ-112 числилось 0,894 г золота, 10,686 г серебра, 0,158 г платины и 0,078 г палладия. После списания указанных основных средств узлы и детали, содержащие драгоценные металлы, демонтированы не были и по приемо-сдаточному акту сданы вместе с ломом черных металлов. Также в нарушение пп.71 и 72 Инструкции № 34 после утверждения руководителем предприятия актов о ликвидации основных средств драгоценные металлы в ломе и отходах не были поставлены на учет. Узлы и детали, комплектующие изделия, содержащие драгоценные металлы из списанных основных средств не были изъяты, акт демонтажа (изъятия) их не составлен. В частности, на момент проверки 15 января 2008 г. на складе УП «В» находились списанные основные средства, в состав которых входят детали из драгоценных металлов и их сплавов - измеритель СКЗ-46, осциллограф, сервисный комплект УМК 01-40, частометр 43-54, переговорное устройство «Псков», печатные машинки «Ятрань» и «Оптима» (3 шт.), вольтметр, списанные в период с 21 апреля по 13 октября 2006 г., однако по состоянию на 31 декабря 2007 г. узлы и детали, содержащие драгоценные металлы, не были демонтированы и драгоценные металлы в ломе и отходах не поставлены на учет.

Пример 11

Проверкой соблюдения ООО «А» законодательства по вопросам учета и хранения драгоценных металлов во всех видах и состояниях установлено следующее. Согласно части первой п.3 Инструкции № 34 предусмотренный данной Инструкцией порядок должны соблюдать юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, содержащие драгоценные металлы. В соответствии с частью четвертой п.33 Инструкции № 34 драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих изделий, а также оборудования, приборов, инструментов, других изделий, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и содержанию (массе), а драгоценные камни - по наименованию, массе и качеству. Согласно п.34 Инструкции № 34 драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в т.ч. импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах, а также определенному по данным химических анализов или комиссионно. В ходе выборочной проверки инвентарных карточек учета объектов основных средств установлено, что в нарушение части четвертой пп.33 и 34 Инструкции № 34 ООО «А» на момент проверки 11 февраля 2009 г. не был обеспечен учет по наименованию и массе драгоценных металлов, входящих в состав приборов (радиостанции «Сирень-1С» в количестве 2 единиц с инвентарными номерами 234, 235, «Сирень-1В» в количестве 1 единицы с инвентарным номером 623). Согласно техническим паспортам содержание драгоценных металлов в радиостанции «Сирень-1С» составляло: золота - 1,499 177 г, серебра - 10,621 350 г, платины - 0,018 000 г, палладия - 1,304 141 г; в радиостанции «Сирень-1В» - золота - 1,447 040 г, серебра - 10,086 648 г, платины - 0,018 000 г, палладия - 1,232 079 г. Таким образом, ООО «А» не производило учет драгоценных металлов, входящих в состав приборов, не приняты все меры по соблюдению актов законодательства.

Пример 12

В соответствии с требованиями части второй п.7 Инструкции № 16/66 в магазинах по окончании рабочего дня изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней должны убираться с витрин и храниться в специальных кладовых (хранилищах) в сейфах или металлических шкафах. Вместе с тем до начала рабочего дня магазина и до открытия секции ювелирных изделий магазина (время работы - с 11 до 20 ч), а именно с 9 ч 45 мин до 9 ч 55 мин проверяющими в присутствии работников, должностных лиц и учредителя ООО «Г» было проведено обследование (осмотр) торгового зала секции ювелирных изделий и иных помещений общества, в ходе которого установлено следующее:

наличие 445 изделий из серебра общей стоимостью 20,1 млн.руб., находившихся на витринах торгового зала секции ювелирных изделий магазина;

наличие 113 изделий из золота и серебра общей стоимостью 35,3 млн.руб., находившихся в кладовой (хранилище) общества вне сейфа на полу в картонных коробках и демонстрационных дисплеях;

наличие 554 изделий из золота (обручальные кольца) и 12 изделий из серебра (серебряные ложки) общей стоимостью 104 млн.руб., находившихся в кладовой (хранилище) в сейфе с вставленным ключом от данного сейфа вместе с канцелярскими принадлежностями и бланками строгой отчетности.

Указанные факты были подтверждены актом обследования (осмотра), фотографиями объектов ООО «Г», актами описи, подписанными лицами, присутствующими при проведении осмотра (обследования) помещений и кладовой (хранилища) ООО «Г», а также объяснениями должностных лиц и работников.

Пример 13

Пунктом 4 Инструкции № 16/66 закреплено, что изделия из драгоценных металлов, ввезенные из-за рубежа, перед их продажей должны быть заклеймены в Государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов РБ. Согласно документам, представленным к проверке, ювелирные изделия ООО «Э» в проверяемом периоде на клеймение в Государственную пробирную инспекцию Министерства финансов РБ не представлялись, так как общество не являлось импортером данных изделий. Вместе с тем в нарушение указанного требования в рабочее время на витринах, расположенных в торговом зале салона «З», находящемся в магазине ООО «Э», было установлено наличие в реализации 24 незаклейменных ювелирных изделий (колье) из серебра 925 пробы. Каждое из колье представляло собой изделие, состоящее из двух частей: цепи различной жесткости и подвески. Изделия являлись разъемными, а подвески легко отделимыми, не припаянными к основной части изделий и без усилий снимающиеся с цепи. При этом цепи имели оттиск государственного пробирного клейма РБ, а на подвесках, которые могли использоваться самостоятельно, данный оттиск отсутствовал.

Пример 14

При проведении проверки соблюдения частным унитарным предприятием (ЧУП) «Б» порядка учета ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в магазине «У» было установлено следующее. Книга учета поступления товаров представляла собой перечень товаров, внесенных сплошным порядком без выведения остатков на какую-либо дату, без фамилии, инициалов и подписи лица, ответственного за ведение книги, без указания счетов бухгалтерского учета. В книге отсутствовала подпись руководителя предприятия. В нарушение требований п.16 Инструкции № 16/66 в книге была указана проба драгоценного металла только по отдельным изделиям, а не по каждому из них. В соответствии с наименованием книги в ней ведется учет поступления золотых изделий, однако согласно представленным к проверке товарно-транспортным накладным на внутреннее перемещение изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в данную книгу также внесены записи по поступлению ювелирных изделий из серебра. По ювелирным изделиям со вставками из драгоценных камней в нарушение требований подп.16.2 п.16 Инструкции № 16/66 в книге отсутствовало их краткое описание (наименование камней, количество и масса), а по отдельным изделиям даже не имелась отметка о наличии вставки из драгоценного камня. Книга содержала недостоверные сведения в части даты поступления товара. В нарушение требований п.16 Инструкции № 16/66 по всем изделиям, внесенным в книгу, отсутствовало количество. Содержащиеся в книге сведения не позволяли конкретизировать указанную в ней цену: за грамм, за штуку и т.д. Журнал «Продажа ювелирных изделий» не включал следующих данных: название, период (начало и окончание) регистрации хозяйственных операций, сгруппированных по соответствующим счетам бухгалтерского учета, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за его ведение. Таким образом, в нарушение требований подп.16.2, 16.4-16.9 п.16 и п.17 Инструкции № 16/66 на ЧУП «Б» отсутствовал количественно-суммовой учет ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розничной сети. В то же время на ЧУП «Б» (в т.ч. и в магазине «У») отсутствовал учет по каждому ювелирному изделию, находящемуся в розничной сети. В связи с этим учетные данных по остаткам каждого ювелирного изделия на предприятии не было, и, следовательно, они не могли быть внесены в инвентаризационную опись. Стоимость ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, по которым отсутствовал количественно-суммовой учет, составила 94 721 160 руб. Кроме того, по большинству изделий, внесенных в инвентаризационную опись, в нарушение требований пп.16, 20 Инструкции № 16/66 отсутствовала проба драгоценного металла, не указаны вставки, в т.ч. из драгоценных камней, и их характеристики. На каждой странице инвентаризационной описи не было указано прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице.

 

16.11.2009 г.

   

Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 

От редакции: В Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании законов РБ от 28.12.2009 № 93-З (с 25 января 2010 г.), от 22.12.2011 № 328-З (с 16 января 2012 г.), от 12.12.2012 № 6-З (с 16 марта 2013 г.) и от 04.01.2014 № 130-З (с 24 апреля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

С 23 февраля 2010 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 30.11.2010 № 98-З внесены изменения и дополнения.

С 29 июля 2010 г. постановление Минпрома РБ от 16.09.2004 № 10 «Об утверждении Инструкции по вовлечению в хозяйственный оборот и бухгалтерскому учету лома и отходов черных металлов» на основании постановления Минпрома РБ от 03.05.2010 № 5 утратило силу.

С 27 января 2011 г. постановление Минфина РБ от 17.07.2007 № 114 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов» на основании постановления Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 утратило силу.

С 20 мая 2011 г. постановление Минфина РБ от 08.12.2003 № 168 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов» на основании постановления Минфина РБ от 22.04.2011 № 23 утратило силу.

В постановление Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» на основании постановлений Минфина РБ от 14.10.2010 № 108 (с 13 ноября 2010 г.), от 01.09.2011 № 90 (с 22 сентября 2011 г.), от 30.05.2014 № 27 (с 13 июля 2014 г.) и от 23.01.2015 № 3 (с 20 февраля 2015 г.) внесены изменения и дополнения.

C 22 июня 2011 г. постановление Минторга РБ и Минфина РБ от 14.04.2004 № 16/66 «Об утверждении Инструкции о порядке приемки, хранения, продажи и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на базах, складах и в магазинах всех форм собственности на территории Республики Беларусь» на основании постановления Минторга РБ и Минфина РБ от 31.05.2011 № 24/34 утратило силу.

С 22 сентября 2011 г. в Инструкцию о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденную постановлением Минфина РБ от 31.05.2004 № 87, на основании постановления Минфина РБ от 01.09.2011 № 89 внесены изменения.

С 5 января 2012 г. приказ Минторга РБ от 22.07.1994 № 43 «Об утверждении Правил работы пунктов скупки у населения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, Инструкции о порядке оформления операций по скупке ценностей, учету и отчетности в пунктах скупки у населения и ломбардов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них» на основании постановления Минторга РБ от 09.12.2011 № 44 утратил силу.