


Материал помещен в архив
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(статья 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
![]() |
Справочно (об авторе) Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
Распоряжение государственным имуществом
Государственное имущество - имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, казна Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, а также имущество, признаваемое государственным в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
Под распоряжением государственным имуществом понимаются:
• отчуждение в установленном порядке на аукционе, по конкурсу, без проведения аукциона либо конкурса, в том числе для реализации инвестиционного проекта;
• залог;
• аренда;
• передача в безвозмездное пользование;
• передача в доверительное управление;
• передача без перехода права собственности (передача имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение государственного юридического лица на возмездной или безвозмездной основе, не связанная с прекращением права республиканской или коммунальной собственности, в том числе передача во владение и распоряжение Государственного комитета по имуществу акций (долей в уставном фонде) хозяйственных обществ, находящихся в собственности Республики Беларусь и оперативном управлении или хозяйственном ведении республиканских юридических лиц) (примечание к преамбуле Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом», далее - Указ № 294).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом». |
Отчуждение объектов, находящихся только в собственности государства, осуществляется в пределах республиканской и (или) коммунальной собственности в порядке, установленном законодательством. В то же время негосударственные организации, иностранные государства, международные организации, физические лица имеют право создавать объекты, находящиеся только в собственности государства, или иным образом приобретать право собственности на эти объекты в случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь.
Объекты, находящиеся только в собственности государства, не подлежат приватизации, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь, объекты, находящиеся только в собственности государства, могут передаваться негосударственным организациям, иностранным государствам, международным организациям, физическим лицам в аренду без права выкупа или в безвозмездное пользование. Объекты, находящиеся только в собственности государства, не могут быть предметом залога, доверительного управления, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь.
Нормативное регулирование в сфере распоряжении государственным имуществом
Основными законодательными актами, регулирующими сферу рассматриваемых отношений, являются:
• Закон Республики Беларусь от 15.07.2010 № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.1997 № 389 «Об упорядочении залога государственного имущества»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее - Указ № 150) (вместе с Положением о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей (далее - Положение 1), Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли, Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности) (далее - Положение 2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июня 2018 г. следует руководствоваться Указом № 150 с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2018 № 105; |
• Указ № 294.
К основным подзаконным актам относятся:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.03.2010 № 342 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622» (вместе с Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже находящегося в государственной собственности недвижимого имущества с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 180 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке списания имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2019 № 764; |
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2012 № 905 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»;
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2013 № 608 «Об утверждении Положения о порядке проведения электронных торгов по продаже государственного имущества, включая земельные участки, права заключения договора аренды государственного имущества, в том числе земельных участков»;
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2013 № 609 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения аукционов (конкурсов) по продаже отдельных объектов, находящихся в государственной собственности» и др.
Субъекты административных правонарушений в сфере распоряжения государственным имуществом
Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (руководитель государственного органа (организации), должностное лицо, индивидуальный предприниматель) и юридическое лицо, по чьей вине они допущены.
Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере распоряжения государственным имуществом
К основным совершаемым в сфере распоряжения государственным имуществом административным правонарушениям относятся нарушения, перечисленные в ст.23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Норма | Ответственность | Типичные правонарушения |
Нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду или ином распоряжении государственным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом (часть 1 ст.23.27 КоАП) | Наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (далее - БВ), а на юридическое лицо - от 20 до 200 БВ |
Договор аренды зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в коммунальной собственности, заключается до принятия решения (соответствующего согласования) о сдаче имущества в аренду в нарушение части первой п.3 ст.276, ст.290, части первой п.1 ст.626 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) при заключении договора аренды не обеспечивается передача и принятие арендатором имущества с оформлением передаточного акта или иного документа о передаче, подписанного сторонами, кроме того, не осуществляется приведение его в соответствие с требованиями Указа № 150, при этом не обеспечивается в установленный срок перечисление в доход областного бюджета 50 % средств, полученных от сдачи в аренду имущества, оставшихся после вычета сумм амортизационных отчислений, уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные, а также в государственные внебюджетные фонды |
В нарушение подп.8.1 п.8 Положения 1 соответствующего решения исполкома при расчете размера арендной платы применяется не соответствующий законодательству коэффициент местоположения, в нарушение подп.8.2 п.8 Положения 1 при расчете размера арендной платы применяется коэффициент к базовой ставке при расчете ставки арендной платы в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества, не согласованный с комитетом по архитектуре и строительству облисполкома, в нарушение п.10 Положения 1 в договоре при расчете размера арендной платы применяется арендуемая площадь нежилого помещения, определенная не по техническому паспорту, в нарушение п.12 Положения 1 при сдаче в аренду недвижимого имущества (например, площадки для хранения) не обеспечивается согласование размера арендной платы с председателем облисполкома | ||
В нарушение п.4 Положения 2 в договорах аренды специальной строительной техники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда с экипажем) не указывается стоимость услуг по управлению этими транспортными средствами и их технической эксплуатации (размер арендной платы), в нарушение части третьей п.6 Положения 2 при расчете арендной платы за сданный в аренду по договору аренды транспортного средства без экипажа не учитывается коэффициент изменения стоимости основных средств на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключался договор аренды транспортного средства |
![]() |
Пример 1 В соответствии с абзацем первым, третьим подп.1.1 п.1 решения Могилевского областного Совета депутатов от 04.12.2009 № 16-8 «О некоторых вопросах аренды имущества, находящегося в областной коммунальной собственности» (далее - решение № 16-8) (решение утратило силу 1 июля 2012 г.) установлено, что Могилевский областной исполнительный комитет, комитеты, управления облисполкома, государственные объединения обеспечивают перечисление в областной бюджет платы за право заключения договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в областной коммунальной собственности, полученной при проведении аукциона по продаже права заключения договора аренды, и средств, полученных от сдачи в аренду данного имущества и оставшихся после вычета сумм амортизационных отчислений, уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные, а также государственные внебюджетные фонды, а при сдаче в аренду торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах дополнительно после вычета расходов, связанных с содержанием и функционированием этих торговых мест, за исключением расходов по оплате услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, если иное не предусмотрено законодательными актами; коммунальные унитарные предприятия и учреждения, другие организации, которым передано в хозяйственное ведение или оперативное управление недвижимое имущество, акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственной собственности (их правопреемники), республиканские государственно-общественные объединения, которым недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование, обеспечивают перечисление в областной бюджет платы и 50 % средств, если иное не предусмотрено законодательными актами. В соответствии с подп.1.3, 1.4 п.1 решения № 16-8 плата и средства, указанные в подп.1.1 п.1, перечисляются в областной бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным; неуплата или неполная уплата в областной бюджет платы и средств, указанные в подп.1.1 п.1, влечет ответственность, предусмотренную КоАП за нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом. В нарушение абзаца третьего подп.1.1, подп.1.3 п.1 решения № 16-8, подп.2.2 и 2.6 п.2 решения Могилевского областного Совета депутатов от 25.05.2012 № 16-6 «О некоторых вопросах аренды имущества, находящегося в областной коммунальной собственности» предприятием на момент проверки не было обеспечено начисление и перечисление в доход областного бюджета 50 % средств, полученных в 2012-2013 годах и январе-июле 2014 г. от сдачи в аренду имущества предприятия. |
![]() |
Пример 2 Согласно подп.8.3 п.8 Положения 1 при расчете ставки арендной платы к базовой ставке применяются коэффициенты согласно приложению 2 для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, в отношении некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества. Согласно подп.1.4.3 п.1 приложения 2 к Положению 1 (далее - приложение 2), понижающий коэффициент в размере 0,4 применяется за площади, арендуемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах районного подчинения, а также вне административных границ населенных пунктов для осуществления деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Открытое акционерное общество «С» (ОАО «С») оказывало услуги в здании (розничная торговля в нежилом помещении площадью 40,6 м2, используемом под магазин), а помещение площадью 22,0 м2 использовало под склад товаров для указанного магазина. Арендуемое им имущество было расположено в городе районного подчинения. Согласно п.5 Инструкции о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в областной коммунальной собственности, утвержденной решением Могилевского областного Совета депутатов от 04.12.2009 № 16-8 (далее - Инструкция № 16-8), расчет размера арендной платы осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Согласно п.9 Инструкции о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в областной коммунальной собственности, утвержденной решением Могилевского областного Совета депутатов от 25.05.2012 № 16-6 (далее - Инструкция № 16-6), расчет размера арендной платы осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. В нарушение подп.8.3 п.8 Положения 1, подп.1.4.3 п.1 приложения 2, п.5 Инструкции № 16-8, п.9 Инструкции № 16-6 учреждением с 1 января 2012 г. и на момент проверки не применялся понижающий коэффициент в размере 0,4 за сданное в аренду ОАО «С» помещение площадью 22,0 м2 под склад. |
Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, получения соответствующего разрешения (согласования), организации надлежащего исполнения обязательств.
Предупреждение административных правонарушений в сфере распоряжения государственным имуществом
Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть изучены:
• реестр заключенных договоров по отчуждению, передаче в пользование, в доверительное управление государственного имущества;
• документы, относящиеся к совершению данных сделок, в том числе сами договора на предмет соблюдения законодательно установленных требований к содержанию и форме заключенных договоров, оценке объектов, находящихся в государственной собственности;
• документы, связанные с государственной регистрацией права собственности государственного недвижимого имущества;
• соответствующие решения исполнительных комитетов и вышестоящих органов;
• документы, подтверждающие согласие специально уполномоченного государственного органа, осуществляющего полномочия собственника имущества на совершение сделок об отчуждении, передаче в пользование, доверительное управление недвижимого имущества, когда такое согласие является обязательным; документы, связанные с оплатой арендной платы, на предмет наличия задолженности и т. д.
28.05.2015
Александр Денисевич, кандидат юридических наук