Пособие от 28.05.2015
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения в сфере распоряжения государственным имуществом, выявляемые контролирующими органами (статья 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Распоряжение государственным имуществом

Нормативное регулирование в сфере распоряжении государственным имуществом

Субъекты административных правонарушений в сфере распоряжения государственным имуществом

Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере распоряжения государственным имуществом

Примеры нарушений

Предупреждение административных правонарушений в сфере распоряжения государственным имуществом

 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(статья 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Справочно (об авторе)

Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Распоряжение государственным имуществом

Государственное имущество - имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, казна Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, а также имущество, признаваемое государственным в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

Под распоряжением государственным имуществом понимаются:

• отчуждение в установленном порядке на аукционе, по конкурсу, без проведения аукциона либо конкурса, в том числе для реализации инвестиционного проекта;

• залог;

• аренда;

• передача в безвозмездное пользование;

• передача в доверительное управление;

• передача без перехода права собственности (передача имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение государственного юридического лица на возмездной или безвозмездной основе, не связанная с прекращением права республиканской или коммунальной собственности, в том числе передача во владение и распоряжение Государственного комитета по имуществу акций (долей в уставном фонде) хозяйственных обществ, находящихся в собственности Республики Беларусь и оперативном управлении или хозяйственном ведении республиканских юридических лиц) (примечание к преамбуле Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом», далее - Указ № 294).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом».

 

Отчуждение объектов, находящихся только в собственности государства, осуществляется в пределах республиканской и (или) коммунальной собственности в порядке, установленном законодательством. В то же время негосударственные организации, иностранные государства, международные организации, физические лица имеют право создавать объекты, находящиеся только в собственности государства, или иным образом приобретать право собственности на эти объекты в случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь.

Объекты, находящиеся только в собственности государства, не подлежат приватизации, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь, объекты, находящиеся только в собственности государства, могут передаваться негосударственным организациям, иностранным государствам, международным организациям, физическим лицам в аренду без права выкупа или в безвозмездное пользование. Объекты, находящиеся только в собственности государства, не могут быть предметом залога, доверительного управления, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь.

Нормативное регулирование в сфере распоряжении государственным имуществом

Основными законодательными актами, регулирующими сферу рассматриваемых отношений, являются:

Закон Республики Беларусь от 15.07.2010 № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»;

Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.1997 № 389 «Об упорядочении залога государственного имущества»;

Указ Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц»;

Указ Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее - Указ № 150) (вместе с Положением о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей (далее - Положение 1), Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли, Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности) (далее - Положение 2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июня 2018 г. следует руководствоваться Указом № 150 с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2018 № 105;

 

Указ № 294.

К основным подзаконным актам относятся:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.03.2010 № 342 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622» (вместе с Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже находящегося в государственной собственности недвижимого имущества с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 180 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке списания имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2019 № 764;

 

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2012 № 905 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2013 № 608 «Об утверждении Положения о порядке проведения электронных торгов по продаже государственного имущества, включая земельные участки, права заключения договора аренды государственного имущества, в том числе земельных участков»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2013 № 609 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения аукционов (конкурсов) по продаже отдельных объектов, находящихся в государственной собственности» и др.

Субъекты административных правонарушений в сфере распоряжения государственным имуществом

Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (руководитель государственного органа (организации), должностное лицо, индивидуальный предприниматель) и юридическое лицо, по чьей вине они допущены.

Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере распоряжения государственным имуществом

К основным совершаемым в сфере распоряжения государственным имуществом административным правонарушениям относятся нарушения, перечисленные в ст.23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

Норма Ответственность Типичные правонарушения
Нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду или ином распоряжении государственным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом (часть 1 ст.23.27 КоАП) Наложение штрафа в размере до 30 базовых величин
(далее - БВ), а на юридическое лицо - от 20 до 200 БВ
Договор аренды зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в коммунальной собственности, заключается до принятия решения (соответствующего согласования) о сдаче имущества в аренду в нарушение части первой п.3 ст.276, ст.290, части первой п.1 ст.626 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) при заключении договора аренды не обеспечивается передача и принятие арендатором имущества с оформлением передаточного акта или иного документа о передаче, подписанного сторонами, кроме того, не осуществляется приведение его в соответствие с требованиями Указа № 150, при этом не обеспечивается в установленный срок перечисление в доход областного бюджета 50 % средств, полученных от сдачи в аренду имущества, оставшихся после вычета сумм амортизационных отчислений, уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные, а также в государственные внебюджетные фонды
В нарушение подп.8.1 п.8 Положения 1 соответствующего решения исполкома при расчете размера арендной платы применяется не соответствующий законодательству коэффициент местоположения, в нарушение подп.8.2 п.8 Положения 1 при расчете размера арендной платы применяется коэффициент к базовой ставке при расчете ставки арендной платы в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества, не согласованный с комитетом по архитектуре и строительству облисполкома, в нарушение п.10 Положения 1 в договоре при расчете размера арендной платы применяется арендуемая площадь нежилого помещения, определенная не по техническому паспорту, в нарушение п.12 Положения 1 при сдаче в аренду недвижимого имущества (например, площадки для хранения) не обеспечивается согласование размера арендной платы с председателем облисполкома
В нарушение п.4 Положения 2 в договорах аренды специальной строительной техники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда с экипажем) не указывается стоимость услуг по управлению этими транспортными средствами и их технической эксплуатации (размер арендной платы), в нарушение части третьей п.6 Положения 2 при расчете арендной платы за сданный в аренду по договору аренды транспортного средства без экипажа не учитывается коэффициент изменения стоимости основных средств на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключался договор аренды транспортного средства

Примеры нарушений

Пример 1

В соответствии с абзацем первым, третьим подп.1.1 п.1 решения Могилевского областного Совета депутатов от 04.12.2009 № 16-8 «О некоторых вопросах аренды имущества, находящегося в областной коммунальной собственности» (далее - решение № 16-8) (решение утратило силу 1 июля 2012 г.) установлено, что Могилевский областной исполнительный комитет, комитеты, управления облисполкома, государственные объединения обеспечивают перечисление в областной бюджет платы за право заключения договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в областной коммунальной собственности, полученной при проведении аукциона по продаже права заключения договора аренды, и средств, полученных от сдачи в аренду данного имущества и оставшихся после вычета сумм амортизационных отчислений, уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные, а также государственные внебюджетные фонды, а при сдаче в аренду торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах дополнительно после вычета расходов, связанных с содержанием и функционированием этих торговых мест, за исключением расходов по оплате услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, если иное не предусмотрено законодательными актами;

коммунальные унитарные предприятия и учреждения, другие организации, которым передано в хозяйственное ведение или оперативное управление недвижимое имущество, акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственной собственности (их правопреемники), республиканские государственно-общественные объединения, которым недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование, обеспечивают перечисление в областной бюджет платы и 50 % средств, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В соответствии с подп.1.3, 1.4 п.1 решения № 16-8 плата и средства, указанные в подп.1.1 п.1, перечисляются в областной бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным; неуплата или неполная уплата в областной бюджет платы и средств, указанные в подп.1.1 п.1, влечет ответственность, предусмотренную КоАП за нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом.

В нарушение абзаца третьего подп.1.1, подп.1.3 п.1 решения № 16-8, подп.2.2 и 2.6 п.2 решения Могилевского областного Совета депутатов от 25.05.2012 № 16-6 «О некоторых вопросах аренды имущества, находящегося в областной коммунальной собственности» предприятием на момент проверки не было обеспечено начисление и перечисление в доход областного бюджета 50 % средств, полученных в 2012-2013 годах и январе-июле 2014 г. от сдачи в аренду имущества предприятия.

 

Пример 2

Согласно подп.8.3 п.8 Положения 1 при расчете ставки арендной платы к базовой ставке применяются коэффициенты согласно приложению 2 для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, в отношении некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества.

Согласно подп.1.4.3 п.1 приложения 2 к Положению 1 (далее - приложение 2), понижающий коэффициент в размере 0,4 применяется за площади, арендуемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах районного подчинения, а также вне административных границ населенных пунктов для осуществления деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

Открытое акционерное общество «С» (ОАО «С») оказывало услуги в здании (розничная торговля в нежилом помещении площадью 40,6 м2, используемом под магазин), а помещение площадью 22,0 м2 использовало под склад товаров для указанного магазина. Арендуемое им имущество было расположено в городе районного подчинения.

Согласно п.5 Инструкции о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в областной коммунальной собственности, утвержденной решением Могилевского областного Совета депутатов от 04.12.2009 № 16-8 (далее - Инструкция № 16-8), расчет размера арендной платы осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Согласно п.9 Инструкции о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в областной коммунальной собственности, утвержденной решением Могилевского областного Совета депутатов от 25.05.2012 № 16-6 (далее - Инструкция № 16-6), расчет размера арендной платы осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

В нарушение подп.8.3 п.8 Положения 1, подп.1.4.3 п.1 приложения 2, п.5 Инструкции № 16-8, п.9 Инструкции № 16-6 учреждением с 1 января 2012 г. и на момент проверки не применялся понижающий коэффициент в размере 0,4 за сданное в аренду ОАО «С» помещение площадью 22,0 м2 под склад.

 

Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, получения соответствующего разрешения (согласования), организации надлежащего исполнения обязательств.

Предупреждение административных правонарушений в сфере распоряжения государственным имуществом

Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть изучены:

• реестр заключенных договоров по отчуждению, передаче в пользование, в доверительное управление государственного имущества;

• документы, относящиеся к совершению данных сделок, в том числе сами договора на предмет соблюдения законодательно установленных требований к содержанию и форме заключенных договоров, оценке объектов, находящихся в государственной собственности;

• документы, связанные с государственной регистрацией права собственности государственного недвижимого имущества;

• соответствующие решения исполнительных комитетов и вышестоящих органов;

• документы, подтверждающие согласие специально уполномоченного государственного органа, осуществляющего полномочия собственника имущества на совершение сделок об отчуждении, передаче в пользование, доверительное управление недвижимого имущества, когда такое согласие является обязательным; документы, связанные с оплатой арендной платы, на предмет наличия задолженности и т. д.

 

28.05.2015

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук