


Материал помещен в архив
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(статьи 23.11-23.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
![]() |
Справочно (об авторе) Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
Оценка и подтверждение соответствия: термины и определения
Оценка соответствия - деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации.
Подтверждение соответствия - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее - Закон № 269-З)).
Объекты оценки, подлежащие обязательному подтверждению соответствия
Обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов, а также объекты оценки соответствия, в отношении которых требования технических регламентов не установлены и которые включены в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (часть первая ст.26 Закона № 269-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. действует новый Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». |
Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применил государственный стандарт и заявил о соответствии ему своей продукции (услуги), а также, если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным (часть пятая ст.20 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»; далее - Закон № 262-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. Закон № 262-З изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 436-З. |
Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, действует в отношении конкретного объекта оценки соответствия до вступления в силу технического регламента на этот объект оценки соответствия (часть вторая ст.26 Закона № 269-З).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, обязаны:
• обеспечивать соблюдение установленных требований к производству и обороту продовольственного сырья и пищевых продуктов;
• иметь документ, удостоверяющий качество и безопасность каждой реализуемой партии продовольственного сырья и пищевых продуктов, а в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, и иные документы, также удостоверяющие их качество и безопасность (пп.1, 9 ст.9 Закона Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека»; далее - Закон № 217-З).
Качество и безопасность производимых продовольственного сырья и пищевых продуктов подтверждаются удостоверением качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов и иными документами в соответствии с законодательством Республики Беларусь (часть седьмая ст.11 Закона № 217-З).
Не допускается реализация продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище:
• не соответствующих требованиям качества и безопасности, а равно при отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих качество и безопасность продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище;
• не имеющих установленных сроков годности и (или) сроков хранения, а также сроки годности и (или) сроки хранения которых истекли;
• не соответствующих представленной о них в сопроводительных документах информации либо фальсифицированных (часть десятая ст.11 Закона № 217-З).
Обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, также не допускается (часть вторая ст.17 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; далее - Закон № 340-З).
Нормативное регулирование в сфере технического нормирования и стандартизации
Основные законодательные акты, регулирующие сферу рассматриваемых отношений:
• Закон № 262-З;
• Закон № 269-З;
• Закон № 340-З;
• Закон № 217-З;
• Закон Республики Беларусь от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 3848-XII).
К основным подзаконным актам относятся:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;
• постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60 «Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» (далее - Перечень № 60).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2016 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь»; |
• постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 № 23 «Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь» (далее - Правила № 23).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 октября 2017 г. действует новое постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61 «Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь»; |
• постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 101 «О некоторых вопросах проведения государственной регистрации продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения» (далее - постановление № 101);
• постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.06.2012 № 57 «Об установлении перечня продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (далее - Перечень № 57);
• постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 № 28/35/38/27 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже» (далее - постановление № 28/35/38/27) и т. д.
Субъекты административных правонарушений в сфере технического нормирования и стандартизации
Субъекты административных правонарушений в рассматриваемой сфере:
• физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение отдельных требований нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации);
• индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава.
Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере технического нормирования и стандартизации, и примеры нарушений
К основным совершаемым в сфере технического нормирования и стандартизации административным правонарушениям относятся следующие нарушения, перечисленные в ст.23.11-23.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. следует руководствоваться ст.23.11 и 23.12 КоАП с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. |
Норма | Ответственность | Типичные правонарушения |
Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (часть 1 ст.23.11 КоАП) | Наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин (далее - БВ), а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 200 % стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления - до 500 БВ | В нарушение требований подп.46.1, 46.2 п.46 Перечня № 60 оказываются услуги по ремонту транспортных средств, подлежащие обязательной сертификации в Республике Беларусь и не включенные в сертификат соответствия; - в пункте приема заказов без сертификата соответствия на право оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов для населения допускается оказание услуг по ремонту ноутбуков и фотоаппаратов, включенных в подп.47.7 п.47 Перечня № 60; - в нарушение части первой п.15 Правил № 23, подп.1.1.1 п.1 постановления № 28/35/38/27 реализация консервов мясных, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с подп.40.4 п.40 Перечня № 60, осуществлялась без подтверждения наличия сертификата соответствия в установленном порядке; - в нарушение требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748 «Об утверждении технического регламента Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (ТР 2009/013/BY)» (далее - ТР 2009/013/ВY) выполняются работы по устройству тепловой изоляции и ограждающих конструкций зданий и сооружений, а также работы по монтажу наружных сетей и сооружений в отсутствие сертификата соответствия; - в нарушение п.2 ст.7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769 (далее - ТР ТС 005/2011), осуществляются производство и реализация ящиков из гофрокартона для упаковывания непищевой продукции (парфюмерно-косметической, промышленного и бытового назначения, включая продукцию легкой промышленности и игрушек) без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия. От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2017 г. в ТР ТС 005/2011 внесены изменения на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 96; - в нарушение п.1, части первой подп.3.1 п.3 ст.11 технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (далее - ТР ТС 017/2011), импортированная обувь реализовывалась без сертификатов соответствия; - в нарушение п.1 ст.3, части первой п.2 ст.6 технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 (далее - ТР ТС 008/2011), осуществляется выпуск в обращение на территории Республики Беларусь игрушек пластмассовых с жидким наполнителем без сертификата соответствия; - в нарушение подп.1.1.1 п.1 постановления № 28/35/38/27 с учетом п.2 примечаний к Единому перечню продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620, осуществляется торговля молочным шоколадом, подлежащим обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации без сертификата соответствия. От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 марта 2017 г. п.2 примечаний к Единому перечню № 620 на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 146 изложен в новой редакции |
![]() |
Пример 1 Проверкой было установлено, что общество с ограниченной ответственностью (ООО) «К» в нарушение требований части третьей ст.26 Закона № 269-З в период с 1 января 2012 г. по 20 ноября 2014 г. согласно актам сдачи-приемки выполненных работ оказало в принадлежащей обществу мастерской по техническому обслуживанию транспортных средств услуги по ремонту автотранспортных средств без сертификата соответствия на право оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств на сумму 1 350 000 руб. Данные услуги подлежат обязательной сертификации в соответствии с Перечнем № 60 (позиция 46.2). |
![]() |
Пример 2 В ходе выборочной проверки было установлено, что в нарушение п.1 ст.3, п.1 ст.5 технического регламента Республики Беларусь «Корма и кормовые добавки. Безопасность» (ТР 2010/025/BY), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2010 № 1055, организацией в период со 2 августа по 26 сентября 2014 г. со склада без наличия деклараций о соответствии организациям был реализован жмых рапсовый в количестве 86 400 кг общей стоимостью 237 600 000 руб. Данный товар подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям названного ТР 2010/025/BY в форме декларирования соответствия. |
![]() |
Пример 3 Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - решение № 880) принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (далее - технический регламент, ТР ТС 021/2011). Согласно подп.3.1 п.3 решения № 880 технический регламент вступил в силу с 1 июля 2013 г. До 1 июля 2014 г. допускались производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) (подп.3.31 п.3 решения № 880). Согласно Перечню № 60 до вступления в силу ТР ТС 021/2011 булочные и сдобные изделия, пироги, изделия из песочного и слоеного теста, кексы и баба ромовая, торты и пирожные, печенье не подлежали обязательному подтверждению соответствия. В ходе выборочной проверки установлено, что в нарушение п.1 ст.5, подп.1) п.1 ст.21, пп.1, 2 ст.23 ТР ТС 021/2011 в период с 1 июля по 24 сентября 2014 г. со склада унитарного предприятия (УП) «Н» в розничную торговую сеть без наличия деклараций о соответствии была реализована продукция (хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, тесто замороженное и др.), произведенная кондитерским цехом УП «Н», подлежащая подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 021/2011 в форме декларирования соответствия, на общую сумму 350 980 739 руб. Таким образом, УП «Н» была допущена реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, без наличия декларации о соответствии, чем нарушено законодательство об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. |
![]() |
Пример 4 Технический регламент 2009/013/ВY распространяется на выпускаемые в обращение строительные материалы и изделия (независимо от страны происхождения), работы в строительстве, подлежащие подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности данного технического регламента, согласно приложению к ТР 2009/013/BY (абзац 4 п.1 ст.1 ТР 2009/013/BY). Техническим регламентом ТР 2009/013/BY устанавливаются требования к сооружениям, проектной документации, строительным материалам и изделиям, работам в строительстве в целях защиты жизни, здоровья и наследственности граждан, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно назначения и безопасности сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий, работ в строительстве (п.3 ст.1 ТР 2009/013/BY). Подтверждение соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY выпускаемых в обращение сооружений, проектной документации, указанных в приложении к ТР 2009/013/BY строительных материалов и изделий, работ в строительстве носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии существенным требованиям безопасности настоящего технического регламента либо проведения сертификации (п.1 ст.7 ТР 2009/013/BY). Изготовитель (заказчик (застройщик), проектировщик, исполнитель работ в строительстве) обязан принимать необходимые меры по обеспечению соответствия сооружения, проектной документации, работ в строительстве, строительных материалов и изделий существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, что может подтверждаться данными действующей системы производственного контроля изготовителя. Пунктом 4 ст.7 ТР 2009/013/BY установлено, что исполнитель работ в строительстве в части работ, указанных в приложении к ТР 2009/013/BY, получает сертификат соответствия и наносит знак соответствия на акты приемки выполненных работ по конкретным объектам согласно ст.8 ТР 2009/013/BY. Сертификация работ в строительстве проводится в соответствии с требованиями Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Исполнитель работ в строительстве должен иметь комплект технической документации, подтверждающий соответствие работ в строительстве существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, установленный п.4 ст.7 ТР 2009/013/BY. Комплект технической документации хранится у исполнителя работ в строительстве в течение 5 лет со дня выпуска выполненных работ в обращение и представляется органам государственного надзора по их требованию. Согласно ст.9 ТР 2009/013/BY изготовитель, импортер, проектировщик, исполнитель работ в строительстве, заказчик (застройщик) и их уполномоченные представители несут ответственность в соответствии с законодательством за соответствие выпускаемых в обращение (размещаемых на рынке) строительных материалов и изделий, проектной документации, работ в строительстве и сооружений требованиям ТР 2009/013/BY. Предприятие в нарушение п.1, части первой п.4 ст.7 ТР 2009/013/BY выполняло без подтверждения соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY в форме обязательной сертификации работы: • по монтажу наружных сетей и сооружений (прокладка трубопроводов) и внутренних инженерных систем зданий и сооружений (устройство систем водо- и теплоснабжения, тепломеханического оборудования котельных); • по монтажу внутренних инженерных систем зданий и сооружений (устройство систем канализации); • по монтажу стальных конструкций. |
![]() |
Пример 5 Проверкой было установлено, что на объекте выполнялись строительно-монтажные работы, подлежащие сертификации, на объектах I-II уровней ответственности, что соответствует первому-четвертому классам сложности (согласно предварительному государственному стандарту СТБ П 2331-2013 «Классификация зданий и сооружений. Основные положения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.08.2013 № 45. Действовал в момент проверки; отменен с 1 апреля 2014 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.02.2014 № 7), без наличия сертификатов соответствия. Согласно п.1 ст.4 ТР 2009/013/BY работы в строительстве могут размещаться на рынке при их соответствии существенным требованиям безопасности настоящего технического регламента. Подтверждение соответствия существенным требованиям безопасности настоящего технического регламента выпускаемых в обращение работ в строительстве носит обязательный характер и осуществляется путем проведения сертификации (п.1 ст.7 ТР 2009/013/BY). Действие ТР 2009/013/BY распространяется на: • завершенные строительством (возведенные, реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные, благоустроенные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения 1-4 классов сложности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности; • выпускаемые в обращение строительные материалы и изделия (независимо от страны происхождения), работы в строительстве, подлежащие подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, согласно приложению (п.1 ст.1 ТР 2009/013/BY). В соответствии с приложением к ТР 2009/013/BY в перечень работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности в форме обязательной сертификации, включены работы по: возведению монолитных бетонных и железобетонных конструкций (п.149), заполнению оконных и дверных проемов (п.152), монтажу наружных сетей и сооружений (п.168), монтажу сборных бетонных и железобетонных конструкций (п.169), устройству изоляционных покрытий (п.196), устройству тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений (п.199). Предприятием в нарушение п.1 ст.4, абзаца 1 п.1, абзаца 1 п.4 ст.7 ТР 2009/013/ВY, пп.149, 152, 168, 169, 196 и 199 приложения к ТР 2009/013/ВY были выполнены работы без наличия сертификатов соответствия на выполнение работ по возведению монолитных бетонных и железобетонных конструкций, заполнению оконных и дверных проемов, монтажу наружных сетей и сооружений, монтажу сборных бетонных и железобетонных конструкций, устройству изоляционных покрытий и устройству тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений. |
![]() |
Пример 6 Завозимая ООО «Т» в Республику Беларусь продукция - объект технического регулирования технических регламентов Таможенного союза: • ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 (далее - ТР ТС 007/2011); • ТР ТС 008/2011; • ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2012 № 91; • ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 882; • ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 883; • ТР ТС 021/2011; • ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881; • ТР ТС 005/2011. В ходе проверки было установлено, что в проверяемом периоде ООО «Т» осуществляло реализацию свежих овощей и фруктов иностранного происхождения без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия. Так, овощи и фрукты свежие являются объектом технического регулирования ТР ТС 021/2011. Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции (п.1 ст.21, пп.1, 2 ст.23 ТР ТС 021/2011). Декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением: непереработанной пищевой продукции животного происхождения; специализированной пищевой продукции; уксуса. Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны. Таким образом, в нарушение требований п.1 ст.21, пп.1, 2 ст.23 ТР ТС 021/2011 ООО «Т» в период с 16 июля по 21 ноября 2014 г. перед выпуском в обращение на территории Республики Беларусь 14 наименований овощей и фруктов свежих не осуществило обязательного подтверждения соответствия данной продукции требованиям ТР ТС 021/2011 по одной из схем декларирования, установленных ТР ТС 021/2011, и реализовало без наличия деклараций о соответствии 4 т плодоовощной продукции. |
Норма | Ответственность | Типичные правонарушения |
Производство, реализация и использование (оборот) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом химических, биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации и не прошедших их в установленном порядке (часть 2 ст.23.11 КоАП) | Наложение штрафа в размере от 2 до 15 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 200 % стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) | В нарушение пп.2 и 4 Положения о порядке и условиях проведения государственной регистрации продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденного постановлением № 101, реализовываются банки для консервов, подлежащие государственной регистрации в соответствии с п.19 Перечня № 57 и п.11 раздела II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, не прошедшие ее в установленном законодательством порядке с учетом требований п.30 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного указанным решением Комиссии Таможенного союза |
Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частями 1 и 2 ст.23.11 КоАП (часть 3 ст.23.11 КоАП) | Наложение штрафа в размере от 2 до 8 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 100 % стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления - до 300 БВ | В нарушение подп.3.1 и 3.2 п.3 ТУ ВУ 101514210.004-2011 «Чай черный. ТУ» и подп.3.1 и 3.2 п.3 ТУ ВУ 101514210.002-2011 «Чай зеленый. ТУ» при реализации чая различных наименований и дат выработки (фасования) удостоверения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов не выдаются; - в нарушение требований ТУ 9165-001-56883617-10 «Салаты листовые. ТУ» в документе о качестве информация требуемого содержания отсутствует, в сопроводительной документации ссылка на удостоверение о качестве и безопасности данной продукции также отсутствует; - в нарушение требований подп.4.1.1 п.4 ГОСТ 1790-93 «Изделия ликероводочные. Общие технические условия», подп.6.2 п.6 СТБ 1790-2007 «Разработка и постановка алкогольной продукции на производство. Основные положения» осуществляются производство и реализация продукции (настойки в ассортименте) без наличия документов, подтверждающих качество товаров |
![]() |
Пример 7 Общество с ограниченной ответственностью «Н» производило масло рапсовое нерафинированное по СТБ 1486-2004 «Масло рапсовое. Технические условия» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.05.2004 № 23; далее - СТБ 1486-2004), о чем указано в технологической инструкции. В ходе проведения проверки было установлено, что в нарушение требований части пятой ст.20 Закона № 262-З, без соблюдения п.5.2 СТБ 1486-2004 обществом со склада было реализовано масло рапсовое нерафинированное без удостоверения качества и безопасности стоимостью 547 800 000 руб. Согласно п.5.2 СТБ 1486-2004 каждая партия рапсового масла должна сопровождаться удостоверением качества и безопасности, в котором наряду с иной информацией должны быть приведены данные результатов контроля. |
Норма | Ответственность | Типичные правонарушения |
Выпуск, в том числе в продажу и после ремонта, либо поставка (реализация) продукции, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке и другим требованиям, установленным законодательством (часть 1 ст.23.12 КоАП) | Наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 100 % от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления - до 500 БВ | В нарушение требований части второй п.2.2 ТУ ВУ 700010101.016-2008 в удостоверениях качества, выдаваемых лабораторией на склад готовой продукции, отсутствуют: юридический адрес изготовителя, номер партии, условия хранения, количество единиц потребительской тары; - в нарушение части второй подп.4.1.1 и части второй подп.4.1.2 п.4 межгосударственного стандарта ГОСТ 31339-2006 «Рыба, нерыбные объекты и продукция из них. Правила приемки и методы отбора проб» (введен в действие с 1 декабря 2007 г. в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 № 35) в графе «дата изготовления» удостоверений качества указывается несколько дат изготовления на разные партии произведенной продукции; - в нарушение подп.2.4 п.2 ГОСТ 9078-84 «Поддоны плоские. Общие технические условия» деревянные детали реализуемых в дальнейшем поддонов изготавливаются из пиломатериала хвойных и лиственных пород 3-го сорта, хотя должны были изготавливаться из пиломатериалов хвойных и лиственных пород не ниже 2-го сорта (СТБ 1713-2007 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» и СТБ 1714-2007 «Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия»); - в нарушение ГОСТ 23268.0-91 «Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения двуокиси углерода» (СТБ 880-95, ТУ РБ 190239501.078-2004) реализовывается минеральная вода без проведения микробиологических исследований с выдачей качественных удостоверений на минеральную воду до окончания данных исследований; - плиты резиновые не соответствуют требованиям подп.1.4 п.1 ТУ BY 590619191.007-2010 «Изделия уплотнительные резиновые» в части наличия на маркировке наименования изготовителя, местонахождения изготовителя (юридический адрес, включая страну изготовителя), условного обозначения изделия, даты изготовления, номера партии, гарантийного срока, штампа технического контроля, штрихового идентификационного кода, обозначения технических условий; - в нарушение п.9 ст.9 «Требования к маркировке продукции» ТР ТС 007/2011 маркировка обуви не имеет информации о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью; - в нарушение требований подп.4.1, 4.2, 4.4 п.4 СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования» осуществляется реализация кондитерской продукции, на потребительской упаковке которой отсутствует информация о дате изготовления и сроке годности; кроме того, в нарушение требований подп.4.10.5 п.4 названного СТБ 1100-2007, в соответствии с которым не разрешается нанесение даты изготовления и срока годности в виде просечки, тиснения, осуществляется реализация продукции, на которой маркировка о дате изготовления нанесена в виде просечки; - в нарушение подп.5.1, 5.3.1 п.5, подп.6.1 и 6.2 п.6 СТБ «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 19.10.2010 № 60) выпускается и реализовывается кулинарная продукция собственного производства с использованием продовольственного сырья и пищевых продуктов с истекшими сроками годности и мясного сырья, не соответствующего технологическим требованиям; - в нарушение подп.3.4.2 п.3 СТБ 962-95 «Консервы. Соки березовые. Общие технические условия» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 29.09.1995 № 10) на этикетках недостоверно указывается информация относительно состава и способа изготовления продукта |
![]() |
Пример 8 При контрольном взвешивании на весах, установленных в кондитерском отделе магазина, готовых к отпуску потребителям товаров - булочки с малиновым джемом (1/100 г в количестве 30 шт., изготовленных 3 ноября 2014 г. в 10:00) и хлеб «Старорусский» на закваске (1/700 г в количестве 15 шт., изготовлен 3 ноября 2014 г. в 9:00), заборный лист от 03.11.2014, полученных из хлебобулочного цеха данного магазина, было установлено, что в нарушение части пятой ст.20 Закона № 262-З указанная продукция не соответствовала требованиям п.7.2 СТБ 2160-2011 «Изделия хлебобулочные. Правила приемки, методы отбора проб, методы определения органолептических показателей и массы» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 23.02.2011 № 8), подп.1.4.6 п.1.4 ТУ РБ 37451950.002-98, части третьей подп.3.2.1 п.3.2 СТБ 1009-96 «Хлеб из пшеничной муки. Общие технические условия» (утвержден приказом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 29.02.1996 № 34, по заниженной массе нетто (отклонение в сторону уменьшения составило от 6,2 до 6,97 % при допуске 4 и 3 %). Кроме того, в ходе осмотра торгового зала магазина было установлено, что в реализации находилось вино виноградное натуральное красное сухое в стеклянных бутылках емкостью 0,75 л в количестве 21 бутылки, не соответствующее требованиям п.2.2.1 ГОСТ 7208-93 «Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия» (введен в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 30.12.1994 № 15) по качеству (наличие осадка на дне каждой бутылки).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2017 г. абзац 3 п.2.2.1 ГОСТ 7208-93 исключен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.12.2016 № 89. |
![]() |
Пример 9 Выборочной проверкой было установлено несоответствие импортируемой продукции требованиям ТР ТС 005/2011. В ТР ТС 005/2011 установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств) относительно ее назначения и безопасности. На все типы упаковки (укупорочные средства), которые изготавливаются производителем продукции, упаковываемой в процессе производства такой продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, распространяются требования ст.2, 4, 5, пп.1 и 2 ст.6 ТР ТС 005/2011 в части информации о возможности утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) с указанием цифрового обозначения и (или) буквенного обозначения (аббревиатуры) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства). Требования к маркировке упаковки (укупорочных средств) установлены частью второй ст.6 ТР ТС 005/2011. В магазине находилась на реализации продукция четырех наименований в количестве 18 700 ед. на сумму 24 364 160 руб., на потребительской упаковке которой отсутствовала информация, необходимая для идентификации материала, из которого изготовлена упаковка, а также информация о возможности ее утилизации, а именно: на упаковке отсутствовало цифровое или буквенное обозначение (аббревиатура) материала, из которого изготовлена упаковка, в соответствии с приложением 3 к ТР ТС 005/2011; пиктограммы и символы в соответствии с приложением 4 к ТР ТС 005/2011 (в данном случае информация о том, что упаковка предназначена для контакта с пищевой продукцией, и о возможности утилизации использованной упаковки - петля Мебиуса). |
![]() |
Пример 10 Предъявляемые требования к обуви регламентированы техническими нормативными правовыми актами: • ТР ТС 007/2011; • ТР ТС 017/2011; • ГОСТ 26165-2003 «Обувь детская. Общие технические условия»; • ГОСТ 26167-2005 «Обувь повседневная. Общие технические условия»; • ГОСТ 28371-89 «Обувь. Определение сортности»; • СТБ 1400-2009 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования» и др. Для проверки соблюдения требований ТНПА при реализации продукции в соответствии с требованиями ГОСТ 9289-78 «Обувь. Правила приемки» в складском помещении организации было отобрано семь партий детской обуви, изготовленной в Китае. В результате проверки семи партий обуви путем внешнего осмотра установлено их несоответствие ТНПА по качеству, а именно требованиям названных выше ГОСТ 26165-2003 (пп.4.9, 4.10, 4.11) и ГОСТ 28371-89 (пп.2, 4, 5): разная длина и ширина одноименных деталей в паре обуви (составляет 5 мм при допуске не более 2 мм); сильно выраженный запах; разная структура материала верха в одноименных деталях; сваливание строчки с края детали с повторным креплением; совпадение двух смежных строчек длиной 10-30 мм при допуске не более 5 мм; пропуск стежков; повторный шов; смещение строчки при пристрачивании детали обуви; неприклеенная, порванная подкладка. |
Норма | Ответственность | Типичные правонарушения |
Применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений (часть 2 ст.23.13 КоАП) | Наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ | В нарушение подп.4.6 п.4 технического кодекса установившейся практики «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ» (ТКП 8.003-2011 (032220)) (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.08.2011 № 64), Перечня областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью (межповерочным интервалом) юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу (приложение к постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 16.03.2007 № 17; далее - Перечень областей) при осуществлении медицинской деятельности применяется неповеренный прибор для измерения артериального давления, срок поверки которого истек (при межповерочном интервале не более 12 месяцев); - в нарушение пп.5.1 и 5.2 (приложение А группы 02 п.1), п.6.3.2 СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 15.11.1993 № 8 (отменен с 1 января 2012 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.08.2011 № 64), оборудование допускается к эксплуатации без обязательной поверки (поверительные клейма на эксплуатационных документах весов и на самих весах, свидетельствующие о положительных результатах поверки, извещения о непригодности весов отсутствуют); - в нарушение подп.4.1.4 п.4 СТБ 1745-2007 «Спидометры автомобильные. Требования к эксплуатации и пломбированию» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 № 23) поверка спидометров не проводится; - в нарушение пп.1.3 и 3.9 Правил пользования средствами измерений в сфере торговой деятельности, утвержденных приказом Министерством торговли Республики Беларусь и Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 07.12.1995 № 76/206, для взвешивания на весах товарных применяются не по назначению гири 4 класса точности массой 200 г и 100 г вместо гирь условных, комплект которых должен быть при каждых весах |
![]() |
Пример 11 Средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии, в отношении которых осуществлено утверждение типа средств измерений, подлежат поверке или калибровке (части третья, пятая ст.13 Закона № 3848-XII. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии и прошедшие поверку, могут применяться в областях, указанных в Перечне областей. Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при определении налоговой базы (абзац 3 части первой ст.16 Закона № 3848-XII). Перечнем областей для спидометров при определении налоговой базы установлен межповерочный интервал не более 24 месяцев. В нарушение частей третьей, пятой ст.13 Закона № 3848-XII, Перечня областей организацией в проверяемом периоде и на момент проверки применялся неповеренный спидометр, установленный на эксплуатируемом автомобиле. |
![]() |
Пример 12 Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.04.2006 № 19 утвержден СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», требования которого направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей (п.1). Транспортные средства должны быть оснащены средствами измерения скорости - спидометрами, которые должны находиться в работоспособном состоянии (п.4.7.4 СТБ 1641-2006). В соответствии с п.4.1.4 СТБ 1745-2007 «Спидометры автомобильные. Требования к эксплуатации и пломбированию» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 № 23) спидометры всех типов подлежат государственной поверке, так как только поверенный спидометр может дать достоверную информацию о скорости движения. В нарушение частей третьей и шестой ст.13 Закона № 3848-XII в период с 1 января 2013 г. по 6 ноября 2014 г. на предприятии не было обеспечено проведение в установленном порядке обязательной поверки в органах государственной метрологической службы спидометров на автомобили. |
Предупреждение административных правонарушений в сфере технического нормирования и стандартизации
Основная задача предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере - их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть изучены документы, касающиеся несоблюдения обязательных для соблюдения требований ТНПА в области технического нормирования и стандартизации (договоры, товарно-транспортные накладные, сертификаты, удостоверения о государственной регистрации, иные документы о качестве при их наличии, ответы уполномоченных государственных органов и т. д.)
Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, получения соответствующего сертификата (удостоверения, иного документа о качестве), снятия продукции с реализации, поверки оборудования и т. д.
29.05.2015
Александр Денисевич, кандидат юридических наук