


Материал помещен в архив
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(статьи 11.2, 11.3, 11.37, 11.39, 11.42-11.44 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
![]() |
Справочно (об авторе) Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
Внешнеторговая деятельность и вн ешнеторговая операция: понятия и определения
Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности (подп.1.3 п.1 ст.1 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», далее - Закон № 347-З).
Внешнеторговая операция:
• каждая экспортная отгрузка товаров по отдельной таможенной декларации в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных отгрузок, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение 1 дня по соответствующим таможенным декларациям, оформленным одним таможенным органом, а в случае, когда совершение таможенных операций не производится, - по отдельному товаросопроводительному документу (документам)), которая должна быть завершена поступлением денежных средств либо иными предусмотренными законодательством способами;
• каждый этап выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных этапов, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение 1 дня), оформленный актом о приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности либо иным документом (иными документами), предусмотренным законодательством Республики Беларусь либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента, который должен быть завершен поступлением денежных средств либо иными предусмотренными законодательством способами;
• каждый проведенный платеж в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность платежей, проведенных в рамках одного внешнеторгового договора одним банком в течение 1 операционного дня), который должен быть завершен получением товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнением работ, оказанием услуг либо иными предусмотренными законодательством способами (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», далее - Указ № 178).
Нормативное регулирование в сфере внешнеторговой деятельности
Основными законодательными актами, регулирующими отношения в сфере внешнеторговой деятельности, являются:
• Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017; |
• Указ № 178;
• Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее - Указ № 452).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.07.2018 № 301); |
• Закон № 347-З;
• Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле».
К основным подзаконным актам относятся:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее - постановление № 1483/22);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее - постановление № 548/8);
• постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» (далее - постановление № 101);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее - постановление № 549) и т. д.
Субъекты административных правонарушений в сфере внешнеторговой деятельности
Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение требований внешнеторгового законодательства), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине они допущены.
Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере внешнеторговой деятельности, и их примеры
К основным совершаемым в сфере внешнеторговой деятельности административным правонарушениям относятся следующие нарушения, указанные в главе 11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП):
1) осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк), когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение (часть 2 ст.11.2 КоАП).
К данному виду административных правонарушений относится получение займа от нерезидента без разрешения Нацбанка в нарушение п.18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, п.30 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 ноября 2015 г. взамен Инструкции № 15 постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 514 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования; |
2) нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты (ст.11.3 КоАП).
Применение административной ответственности по части 1 ст.11.3 КоАП влечет представление по истечении 7 рабочих дней в обслуживающий банк реестра распределения иностранной валюты и платежного поручения на сумму, подлежащую обязательной продаже на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа», после поступления на счет выручки, полученной от торговли за пределами территории Республики Беларусь, в нарушение подп.3.1 п.3 Указа № 452, п.14 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 октября 2018 г. постановление № 129 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.09.2018 № 433 «О некоторых вопросах валютного регулирования, связанных с отменой обязательной продажи иностранной валюты» утратило силу; |
3) превышение сроков проведения внешнеторговых операций (ст.11.37 КоАП).
Применение административной ответственности по части 1 ст.11.37 КоАП влечет несанкционированное превышение срока, установленного подп.1.4 п.1 Указа № 178 (при экспорте - не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии - не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг; при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа), в том случае, если товар, несмотря на то, что авансовый платеж нерезиденту был перечислен, поступил и был помещен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» позже срока, установленного внешнеторговым договором, причем разрешение Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговых операций получено не было. Нарушение допускается и в том случае, если дебиторская задолженность по внешнеторговому контракту списывается в бухгалтерском учете как безнадежная, несмотря на то, что подп.1.4 п.1 Указа № 178 такой способ завершения внешнеторговой операции не предусмотрен.
При этом необходимо отметить, что разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговых операций, как правило, не выдаются по причине:
• незавершения предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору;
• повторного обращения за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения в Нацбанк;
• невыполнения условий, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены;
• отсутствия на дату подачи заявления решений судов о взыскании задолженности с нерезидента (должника) и ходатайства Совета Министров Республики Беларусь;
• отсутствия информации об отсутствии либо наличии фактов неоднократного привлечения заявителя к административной ответственности за нарушения законодательства в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения;
• отсутствия информации контрагента по сделке, письменно подтверждающей невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством.
Административная ответственность по части 1 ст.11.37 КоАП применяется и в том случае, если внешнеторговая операция была проведена с превышением соответствующих сроков без наличия согласования Минского городского исполнительного комитета (далее - Мингорисполком), то есть с нарушением требований, установленных в абзацах 5, 6 подп.1.2 п.1 постановления № 1483/22, - при импорте резиденты обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций по договорам, предусматривающим:
• приобретение резидентом при наличии согласования соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Мингорисполкома, в подчинении (составе) которого он находится (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - облисполкома или Мингорисполкома), товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), период изготовления (выполнения, оказания) которых, указанный во внешнеторговом договоре, превышает сроки, установленные валютным законодательством Республики Беларусь, - в сроки, установленные соответствующими внешнеторговыми договорами, определяемые с учетом сроков изготовления, доставки на территорию Республики Беларусь и помещения под таможенные процедуры, но не позднее 180 календарных дней с даты проведения платежа;
• приобретение резидентом при наличии согласования соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Мингорисполкома, в подчинении (составе) которого он находится (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - облисполкома или Мингорисполкома), технологического оборудования, период изготовления которого, указанный во внешнеторговом договоре, превышает сроки, установленные валютным законодательством Республики Беларусь, - в сроки, установленные соответствующими внешнеторговыми договорами, определяемые с учетом сроков изготовления, доставки на территорию Республики Беларусь и помещения под таможенные процедуры, но не позднее 365 календарных дней с даты проведения платежа.
![]() |
Пример 1 В ходе проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Б» (общество) законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, было выборочно проверено исполнение импортных и экспортных договоров (контрактов) и установлено, что обществом нарушены сроки завершения внешнеторговых операций при экспорте товаров, а именно при исполнении контракта, заключенного обществом с ООО «Р» (Российская Федерация), на поставку моющих средств. В соответствии с ценами и количеством, указанными в приложениях, обществом 24 октября 2011 г. была осуществлена отгрузка товара на сумму 55 500 рос. руб. (товарная накладная от 24.10.2014, статистическая декларация от 28.10.2011). Срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством, - не позднее 23 января 2012 г. Денежные средства за поставленный товар на сумму 55 500 рос. руб. по состоянию на 6 ноября 2014 г. на счета общества не поступили, нарушение установленного законодательством срока составило 1 018 дней. Общество за получением разрешений на продление сроков прекращения обязательств по внешнеторговым операциям в Нацбанк не обращалось. |
![]() |
Пример 2 В ходе проверки ООО «Н» (общество) было установлено, что им в нарушение требований абзацев 1, 3 части первой, части второй подп.1.4, абзацев 1, 4 подп.1.16.1 п.1 Указа № 178 не было обеспечено завершение внешнеторговых операций по импорту товаров в установленные законодательством сроки. В соответствии с контрактом от 10.02.2014, заключенным между ООО «Н» (покупатель) и ООО «Е» (Российская Федерация) (поставщик), продавец обязался поставить и передать в собственность покупателя семена. Обществом с ограниченной ответственностью «Н» платежным поручением от 18.02.2014 денежные средства в сумме 1 100 000 рос. руб. со счета общества были перечислены на счет продавца (назначение платежа: предоплата за семена) (дата списания денег со счета общества - 21 февраля 2014 г.). Общество с ограниченной ответственностью «Е» осуществило поставку товара на сумму 3 960 000 рос. руб. согласно товарной накладной от 25.04.2014. Дата поступления товара (дата оприходования товара на склад, находящийся на территории Республики Беларусь) - 25 апреля 2014 г. Общество не обращалось в Нацбанк для продления сроков проведения данной внешнеэкономической операции. Иными способами, предусмотренными подп.1.9 п.1 Указа № 178, внешнеторговая операция в установленные сроки обществом не была завершена. Другие меры по взысканию задолженности и обеспечению завершения внешнеторговой операции в установленные законодательством сроки обществом не принимались. Превышение установленного законодательством 60-дневного срока завершения внешнеторговой операции (22 апреля 2014 г.) составило 3 дня (сумма 1 100 000 рос. руб.); |
4) распоряжение денежными средствами от экспорта без зачисления на свой счет, а равно перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, работы, услуги) (ст.11.39 КоАП).
Нарушаются требования подп.1.8 п.1 Указа № 178, постановления № 548/8, постановления № 101 в той ситуации, когда по внешнеторговой операции задолженность в установленном законодательством порядке взыскана не была, в результате чего данная операция оставалась незавершенной, однако причитающиеся денежные средства по поручению их получателя были перечислены иному субъекту хозяйствования без зачисления на счет экспортера;
5) представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки (ст.11.42 КоАП).
Нарушаются требования подп.7 п.2 ст.181 ТК ТС, п.11, подп.24 п.15, пп.16, 17 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в тех случаях, когда в экспортных декларациях на товары указываются недостоверные данные о характере внешнеэкономической сделки.
Например:
• во втором подразделе графы 24 «Характер сделки» указывается код 21 (рассрочка платежей до 1 года) в соответствии с классификатором особенности внешнеэкономической сделки (приложение 3 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.12.2010 № 48), однако контрактом предусматривается расчет за каждую партию товаров на условиях полной предоплаты, то есть необходимо было указать характер сделки «11» (производство платежей до перехода товаров в распоряжение покупателей).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 февраля 2016 г. следует руководствоваться классификатором особенностей внешнеэкономической сделки согласно приложению 3 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12.02.2016 № 5; |
• в графе 11 «Торгующая страна» указывается страна «DE» (Германия) в соответствии с классификатором стран мира (приложение 22 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, далее - Решение № 378), однако согласно контракту торгующей страной является другая страна.
Административную ответственность по ст.11.42 КоАП влечет и нарушение подп.1.14 п.1, абзацев 1, 3 подп.1.16.1 п.1 Указа № 178, части 1 подп.1.1 п.1, подп.1.9.3 п.1 постановления № 549, п.27 Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.01.2012 № 2.
Например:
• в статистической декларации, представленной для оформления в центр статистического декларирования товаров, в графе 22 «Дополнительная информация/Сведения об имеющихся документах» указывается код документа 02015 (транспортная накладная, используемая при перевозке автодорожным транспортом), в то время как при перевозке железнодорожным транспортом необходимо было указать код документа 02013 (железнодорожная накладная) в соответствии с классификатором видов документов, используемых при таможенном декларировании (приложение 8 к Решению № 378);
• неправильно отражаются дата оприходования товара, стоимость и вес товара, иные сведения о документах, о характере сделки (в разделе 7-1 статистической декларации было указано «201», а следовало указать «299», так как фактически имел место возврат бракованного товара поставщику; в разделе 7-2 указано «21», а следовало указать «00», так как оплата за декларируемые товары не была предусмотрена);
6) нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций (ст.11.43 КоАП).
Ответственность влечет нарушение абзаца 1 подп.1.11 п.1 Указа № 178 (по каждому внешнеторговому договору (а в случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, - по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору), стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по которому составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, за исключением внешнеторговых договоров, предусматривающих предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера)) - исполнение внешнеторговых договоров (поступление (отгрузка) товара, его оплата) до регистрации сделок в обслуживающем банке;
7) нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации (ст.11.44 КоАП).
Нарушением является несоблюдение требования части второй подп.1.3 п.1 постановления № 549, согласно которому статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным (при этом следует отметить, что периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, отгруженных (поставленных) на одних и тех же условиях, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более), в случае их неоформления и непредставления в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления статистических деклараций, несмотря на то, что товар был оприходован на склад.
![]() |
Пример 3 В соответствии с условиями заключенного договора в адрес общества 3 сентября 2014 г. по CMR-накладной от 29.08.2014 из Российской Федерации было отгружено портативное оборудование ударно-точечной маркировки на сумму 377 338 рос. руб.; 22 октября 2014 г. по CMR-накладной от 19.10.2014 из Российской Федерации был отгружен транспортер для уборки стружки на сумму 815 000 рос. руб. Однако статистические декларации о поступлении указанного товара были представлены в центр статистического декларирования, учрежденный Государственным таможенным комитетом, для регистрации не в течение 7 рабочих дней с даты его поступления, а 3 октября и 18 декабря 2014 г., то есть с превышением установленного срока. |
Предупреждение административных правонарушений в сфере внешнеторговой деятельности
Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если правонарушения уже были совершены.
В этой связи предварительно должны быть изучены:
• договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к товарам, работам, услугам);
• платежные документы;
• транспортные (перевозочные, пересылочные) документы, по которым осуществляется (или осуществлялась) перевозка (перемещение) товаров;
• таможенные (статистические) декларации;
• статистическая отчетность (так, согласно Указаниям по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг», утвержденным постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 07.07.2014 № 81, отражению в данном отчете подлежат сведения об услугах, предоставленных нерезидентам и (или) полученных от нерезидентов в соответствии с заключенными договорами и на основании международных правил и тарифов, данные о государственных услугах, предоставленных нерезидентам и (или) полученных от нерезидентов в соответствии с национальным законодательством, а также выручка от реализации гражданам Республики Беларусь билетов на рейсы (перевозки), осуществляемые транспортными средствами иностранных организаций) и т. д.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2016 г. действуют форма государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.06.2015 № 40. |
Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, получения необходимого разрешения (согласования), организации различными способами (в том числе в судебном порядке) надлежащего исполнения внешнеторговых обязательств.
27.05.2015
Александр Денисевич, кандидат юридических наук