Пособие от 28.05.2015
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения в сфере земельных отношений, выявляемые контролирующими органами (статьи 15.10, 23.41, 23.42 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Земельные отношения: определение понятия

Нормативное регулирование в сфере земельных отношений

Субъекты административных правонарушений в сфере земельных отношений

Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере земельных отношений

Примеры нарушений

Предупреждение административных правонарушений в сфере земельных отношений

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(статьи 15.10, 23.41, 23.42 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Справочно (об авторе)

Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Земельные отношения: определение понятия

Земельные отношения - отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков.

Земельный участок - часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями).

Целевое назначение земельного участка - установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей (ст.1 Кодекса Республики Беларусь о земле) (далее - КоЗ).

Земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Право на земельный участок, ограничения (обременения) права на земельный участок возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения.

Каждый землепользователь обязан: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать сроки занятия земельных участков, возвратить предоставленные во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за их продлением, предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками.

Нормативное регулирование в сфере земельных отношений

Основными законодательными актами, регулирующими земельные отношения, являются:

Кодекс Республики Беларусь о земле;

Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 марта 2018 г. следует руководствоваться пп.1-121 Указа № 667 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463.

 

К основным подзаконным актам относятся:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1781 «Об утверждении Положения о едином порядке учета граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов»;

постановление от 20.03.2008 № 427 «Об установлении типовой формы договора аренды земельного участка»;

постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 08.02.2008 № 11 «Об утверждении формы акта выбора места размещения земельного участка» и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 марта 2018 г. действует новое постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 06.03.2018 № 4 «Об установлении формы акта выбора места размещения земельного участка».

Субъекты административных правонарушений в сфере земельных отношений

Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (должностное лицо местного исполнительного и распорядительного органа, должностное лицо юридического лица), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава.

Основные административные правонарушения, совершаемые в сфере земельных отношений

К основным наиболее часто совершаемым (выявляемым) в сфере земельных отношений административным правонарушениям относятся нарушения, предусмотренные ст.15.10, 23.41, 23.42 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

Норма КоАП Ответственность Типичные правонарушения
Неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами (часть 1 ст.15.10) Наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя - до 25 БВ, а на юридическое лицо - до 10 БВ Земельный участок, выделенный под строительство и эксплуатацию площадки для временного складирования грунта с мест производства работ по замене тепловых сетей, не использовался по прямому назначению
Нецелевое использование предоставленного земельного участка (часть 3 ст.15.10) Наложение штрафа от 2 до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 5 до 25 БВ, а на юридическое лицо - от 20 до 100 БВ
Самовольное занятие земельного участка (ст.23.41) Наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 300 БВ Занятие и использование земельных участков без наличия документов, удостоверяющих права на земельные участки, в нарушение части 1 ст.20 КоЗ, части третьей п.7 Указа № 667
Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель (ст.23.42) Наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин Пользование земельными участками осуществляется по истечении срока, на который они были предоставлены (после прекращения права временного пользования земельными участками), причем решение о продлении срока пользования земельными участками исполкомом не принимается, то есть нарушаются сроки возврата временно занимаемых земельных участков, предоставленных ранее на основании решения исполкома, что влечет нарушение требования абзаца 7 части 1 ст.70 КоЗ, п.45 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом № 667, согласно которому заинтересованное в продлении срока временного пользования земельным участком лицо не позднее чем за 2 месяца до окончания этого срока должно обратиться в местный исполнительный комитет по месту нахождения данного участка с заявлением о продлении ему срока временного пользования земельным участком, обоснованием необходимости его продления и указанием предполагаемого срока продления.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2016 г. следует руководствоваться абзацем 7 части первой ст.70 КоЗ в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 403-З.

С 2 апреля 2020 г. п.45 Положения № 667 изложен в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485

Примеры нарушений

Пример 1

Решением горисполкома предприятию в постоянное пользование для строительства и обслуживания площадки по переработке и хранению песко-соляной смеси был предоставлен земельный участок общей площадью 0,472 1 га. В отношении указанного земельного участка были произведены государственная регистрация его создания, а также возникновение права постоянного пользования земельным участком за предприятием. Кроме того, был изготовлен строительный проект «Площадка для переработки и хранения песко-соляной смеси», согласно которому общая продолжительность строительства составляет 1,5 месяца.

Согласно части пятой п.7 Указа № 667 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение 6 месяцев, а гражданин в течение 1 года со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязаны приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (начать строительство, иное освоение земельного участка). Под началом строительства понимается осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе в отношении нежилых построек на придомовой территории на земельном участке, предоставленном для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).

Согласно части 2 подп.3.1 раздела 3 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-122-2008 (02250) «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.12.2008 № 481, дата начала строительства оформляется заказчиком и подрядчиком актом установления даты начала строительства объекта по форме, приведенной в приложении А (обязательное). Дата ввода объекта в эксплуатацию определяется на основании акта приемки объекта, законченного строительством.

На момент проверки на предприятии не имелось откорректированной проектно-сметной документации по этому объекту, а также акта установления даты начала строительства объекта. В нарушение части пятой п.7 Указа № 667 предприятие на момент проверки не приступило к занятию земельного участка (не было начато строительство площадки по переработке и хранению песко-соляной смеси, акт обследования от 17.06.2014).

 

Пример 2

Согласно части первой п.7 Указа № 667 гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо в течение 2 месяцев со дня принятия решения о предоставлении им земельных участков или о переходе к созданным в результате реорганизации юридическим лицам прав на земельные участки, находящиеся в постоянном или временном пользовании, на которых отсутствуют зарегистрированные капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, а также со дня подписания документов, выражающих содержание сделок с недвижимым имуществом, или реорганизации юридического лица, влекущих переход к ним права на земельные участки для обслуживания этого имущества, за исключением случаев, указанных в частях второй и двенадцатой п.7 Указа № 667, обязаны в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией этих земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них.

Согласно части первой п.8 Указа № 667 при невыполнении требований об обращении за государственной регистрацией земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него в течение указанного в частях первой, второй, шестой, седьмой, девятой п.7 Указа № 667 срока решение о предоставлении земельного участка считается утратившим силу, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

В нарушение части первой п.7 Указа № 667 общество в течение 2 месяцев со дня принятия решения горисполкома в установленном порядке не обратилось за государственной регистрацией права временного пользования земельными участками площадью 0,058 9 га и 0,000 4 га.

 

Пример 3

Проверкой соблюдения земельного законодательства было установлено, что согласно данным бухгалтерской отчетности кооператива формы № 9-АПК по состоянию на 1 января 2014 г. и на момент проверки в его пользовании находились земельные участки общей площадью 5 656 га, в том числе сельскохозяйственного назначения - 4 855 га (85,8 %). Согласно имеющимся свидетельствам (удостоверениям) о государственной регистрации кооперативом были оформлены правоустанавливающие документы на используемые земельные участки сельскохозяйственного и производственного назначения только под строительство новых жилых домов в количестве 4,058 7 га.

В соответствии с частью 1 ст.20 КоЗ земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Право на земельный участок, ограничения (обременения) права на земельный участок возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 ст.20 КоЗ.

В соответствии с частью 1 ст.21 КоЗ создание, изменение, прекращение существования земельного участка, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, за исключением случаев, указанных в части 2 ст.21 КоЗ, а также прекращения права временного пользования земельным участком или права аренды земельного участка в связи с истечением срока пользования им, удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, выдаваемым организацией по государственной регистрации.

Согласно части третьей п.7 Указа № 667 право на земельный участок возникает у гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

Самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 г. для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, случая, предусмотренного частью 1 ст.44 КоЗ, а также иных случаев использования по целевому назначению земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, либо по постановлению суда (часть 1 ст.72 КоЗ).

В нарушение части третьей п.7 Указа № 667, части 1 ст.21 КоЗ кооператив на момент проверки без наличия документов, удостоверяющих права на земельные участки площадью 5 651,941 3 га, допустил самовольное их занятие и использовал для обслуживания принадлежащих кооперативу зданий, сооружений и другого имущества.

 

Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, получения соответствующего разрешения (согласования), организации надлежащего исполнения обязательств.

Предупреждение административных правонарушений в сфере земельных отношений

Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть изучены:

• реестр заключенных договоров по отчуждению земельных участков, передаче их в пользование; документы, относящиеся к совершению данных сделок, в том числе сами договоры, на предмет соблюдения законодательно установленных требований к содержанию и форме заключенных договоров, оценке земельных участков;

• документы, связанные с государственной регистрацией права собственности (владения) на земельные участки;

• соответствующие решения исполнительных комитетов и вышестоящих органов;

• документы, подтверждающие согласие специально уполномоченного государственного органа, когда такое согласие является обязательным;

• документы, связанные с оплатой арендной платы, и т. д.

 

28.05.2015

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук