Пособие от 26.02.2015
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения, выявленные контролирующими органами в сфере обращения с отходами за период 2012-2014 годы


 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ЗА ПЕРИОД 2012-2014 ГОДЫ

Справочно (об авторе)

Александр Денисевич в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

 

Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.

Отходы потребления - отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.

Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (пп.19-21 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон об обращении с отходами)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2015 г. следует руководствоваться новым определением понятия «отходы потребления» (п.20 ст.1 Закона об обращении с отходами, в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З).

Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами;

• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;

• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами (п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 августа 2016 г. подп.1.7 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами исключен Законом Республики Беларусь от 13.07.2016 № 397-З.

Нормативное регулирование в сфере обращения с отходами

Основные законодательные акты в сфере обращения с отходами - Закон об обращении с отходами и Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ № 313).

К основным подзаконным актам относятся:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами» (далее - постановление № 1104).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2018 г. следует руководствоваться постановлением № 1104 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2018 № 265;

 

Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция № 17);

Инструкция о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112 (далее - Инструкция № 112);

Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее - Инструкция № 45).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 апреля 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией № 45 с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.02.2018 № 2;

 

постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 «Об утверждении классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь» (далее - классификатор отходов);

постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.01.2008 № 3/13/2 «Об утверждении Инструкции о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства» и т.д.

Субъекты и объективная сторона правонарушений в сфере обращения с отходами

Субъекты административных правонарушений в рассматриваемой сфере - физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение требований законодательства об обращении с отходами), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия), влекущих нарушение требований законодательства об обращении с отходами.

1. Невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (часть первая ст.15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)). В частности, когда в нарушение подп.1.4.1 и 1.4.2 п.1 Указа № 313 (в редакции от 28.08.2013) плата за обезвреживание и (или) использование отходов товаров и тары на счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» не вносится, собственная система сбора отходов не разрабатывается, несмотря на то что производитель товаров из гофрированной бумаги или гофрированного картона обязан обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров путем применения собственной системы сбора отходов или заключения договора с государственным учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов».

2. Нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами (часть вторая ст.15.63 КоАП). В частности, когда:

• в нарушение пп.6, 10, 13-15 Правил ведения учета отходов, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.11.2001 № 27 (утратило силу в связи с принятием технического кодекса установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т; далее - ТКП 17.02-12-2014)), не обеспечиваются: разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства; назначение должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами; отражение первичного учета отходов (отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, стеклобоя прочего, отходов бытового текстильного тряпья), а также единого учета отходов, образующихся в целом, в соответствующих книгах;

• в нарушение п.9, части первой п.10, пп.11-13, части первой п.14, части первой п.15, п.16, части первой п.17, пп.18 и 19, части первой п.20 Инструкции № 45 в инструкции по обращению с отходами производства отсутствуют:

- информация о юридическом лице (наименовании юридического лица, месте его нахождения, месте осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, дате государственной регистрации);

- перечень должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, а также учета таких отходов, и обязанности должностных (уполномоченных) лиц, осуществляющих организацию обращения с отходами производства;

- порядок разработки нормативов образования отходов производства;

- сведения о количестве, местах ведения книг учета отходов, сроке внесения записей в книги учета отходов, способах определения фактического количества отходов (взвешивание, замер);

- порядок ведения общего учета образования (поступления) отходов производства в целом от всех источников образования отходов производства;

- описание системы сбора отходов производства по степени опасности и классу опасности опасных отходов производства; перечень отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов;

- перечень отходов производства, которые направляются на использование и (или) обезвреживание, порядок передачи отходов производства на использование и (или) обезвреживание;

- перечень отходов производства, подлежащих захоронению;

- порядок перевозки отходов и учета сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;

- сведения об источниках образования отходов производства, местах временного хранения отходов и объектах хранения отходов;

- расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения.

В нарушение абзаца 4 части первой п.13 и п.17 Инструкции № 45 в инструкции о порядке обращения с отходами указывается неполный перечень фактически имеющихся отходов, в разделе «Сбор и хранение отходов производства» отражается порядок сбора отходов производства, который не соответствует перечню образующихся отходов; в приложении «Образующиеся отходы производства» содержатся неполные (недостоверные) сведения о: наименовании и кодах образующихся отходов производства согласно действующему законодательству Республики Беларусь в области обращения с отходами, степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства, физическом состоянии, источниках образования отходов производства в части отходов, классифицируемых по соответствующим кодам классификатора отходов;

• в нарушение п.7 Инструкции № 45, пп.2 и 3 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением № 1104, не обеспечивается согласование инструкции по обращению с отходами с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

• в нарушение п.2 Положения о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденного постановлением № 1104 (далее - Положение о порядке утверждения нормативов) (в редакции от 17.02.2012 № 156), не обеспечены разработка и согласование с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства нормативов образования отходов;

• в нарушение части первой п.2, абзаца 3 п.3 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104 (далее - Положение о порядке выдачи разрешений), не обеспечивается получение в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешения на хранение и захоронение отходов производства;

• в нарушение абзаца 2 п.21 Инструкции № 45 (в редакции от 22.10.2010 № 45), абзаца 2 части второй п.14 Положения о порядке выдачи разрешений после изменения наименования организации в месячный срок не разработана новая инструкция по обращению с отходами, не внесены изменения и (или) дополнения в имеющееся в организации разрешение на хранение и захоронение отходов производства, а также не разработаны, не согласованы и не утверждены нормативы образования отходов производства в соответствии с Положением о порядке утверждения нормативов;

• в нарушение требований инструкции о порядке обращения с отходами не обеспечиваются их сбор и хранение в санкционированных местах, нормативы хранения и периодичность вывоза;

• в нарушение п.11 Инструкции № 112 сопроводительные паспорта перевозки отходов производства не регистрируются в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;

• в нарушение пп.2 и 6 Инструкции № 17 не обеспечивается в установленные сроки проведение инвентаризации отходов, не приняты документы, подтверждающие ее проведение. Инвентаризация отходов производства проводится с нарушением требований Инструкции № 17: форма предъявленных к проверке актов инвентаризации коммунальных отходов производства не соответствует утвержденной форме (приложение 4 к Инструкции № 17); в ходе проведения инвентаризаций для определения источников образования отходов производства рассматривается лишь основной вид деятельности, а вспомогательные виды деятельности не учитываются (в т.ч. прием, хранение, затаривание (растаривание), упаковка (распаковка), транспортировка в пределах производственной площадки сырья, материалов и продукции, при которых образуются утратившие потребительские свойства сырье, материалы, препараты, готовая продукция, остатки поддонов, тара и упаковка, грунт, загрязненный при россыпях, разливах, переливах и другие виды отходов (коды 1720100, 1720101, 5712100, 5712710, 1870605); эксплуатация (ремонт) технологического оборудования (код 3130200); содержание зданий и сооружений, благоустройство территорий, в результате чего образуются смет с производственных территорий, списанная мебель, изношенная спецодежда и другие виды отходов (коды 5820903, 9120100, 9120500)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 ноября 2015 г. согласно п.6 Инструкции № 17 (в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.09.2015 № 36) инвентаризация проводится не реже одного раза в 5 лет в сроки, определяемые организацией.

С 27 апреля 2018 г. следует руководствоваться п.2 Инструкции № 17 и приложениями 3 и 4 к данной Инструкции с изменениями, внесенными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.02.2018 № 3.

 

Основная задача предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере - их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть изучены документы, подтверждающие результаты осмотра места совершения нарушения (фотографии, схемы и т.д.), иные документы, подтверждающие образование (наличие) отходов (статистическая отчетность формы 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (далее - отчет) и формы 4-вторичное сырье (Минторг) «Отчет о заготовке и поставке вторичного сырья» (данная форма применялась до 20 сентября 2012 г.), акты инвентаризации отходов производства, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ по договорам, заключенным на оказание услуг по использованию, захоронению и обезвреживанию отходов, и т.д.).

Так, согласно Указаниям по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденным постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 № 208, отчет заполняется на основании данных следующих первичных учетных документов:

• форм учетной документации в области охраны окружающей среды согласно ТКП 17.02-12-2014;

• акта инвентаризации отходов производства по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 17;

• акта инвентаризации полихлорированных бифенилов по форме согласно приложению 4 к Правилам обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.06.2008 № 62;

• товарно-транспортных накладных;

• актов выполненных работ по договорам, заключенным на оказание услуг по использованию, захоронению и обезвреживанию отходов.

В отчете отражаются объемы отходов, образующихся как в собственном производстве, так и отходов, полученных от других организаций. В таблице 1 отчета данные, характеризующие количество отходов в тоннах по неопасным отходам и отходам 4-го класса опасности, отражаются с двумя знаками после запятой, по отходам 1, 2 и 3-го классов опасности - с тремя знаками после запятой.

 

Пример 1

В приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства указывается допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), и обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности (п.20 Инструкции № 45).

В нарушение п.20 Инструкции № 45 унитарное предприятие (УП) «Б»:

• до 6 ноября 2014 г. не разработало и не утвердило инструкцию по обращению с отходами производства;

• в течение 2012-2014 гг. хранило люминесцентные лампы, образовавшиеся в 2012-2014 гг., при отсутствии лимита, установленного инструкцией по обращению с отходами при их временном хранении.

 

Пример 2

При проведении проверки УП «Н» было установлено, что в нарушение подп.1.3 и 1.11 п.1 ст.17, части первой п.2 ст.18 Закона об обращении с отходами без соблюдения абзацев 1 и 2 п.21 Инструкции № 45 при переименовании из частного в унитарное предприятие «Н» в 60-дневный срок не была разработана новая инструкция по обращению с отходами. В нарушение п.2 ст.25 Закона об обращении с отходами предприятием не было получено разрешение на хранение отходов производства.

В ходе проверки при осмотре территории и помещений УП «Н» было установлено, что в нарушение подп.1.3, 1.4, 1.6 п.1 ст.17, п.1 ст.25 Закона об обращении с отходами в несанкционированных местах хранились:

• кусковые отходы от производства упаковочной тары (ящиков), которые согласно классификатору отходов относятся к 4-му классу опасности (код отходов 1710704), - в хозяйственном складе, согласно инструкции данные отходы на предприятии не образуются, их учет не велся;

• бой кирпича силикатного (4-й класс опасности, код отходов 3144206), образованный при реконструкции кондитерского цеха в 2013 г., - за хозяйственным складом, образование данных отходов не было предусмотрено инструкцией, их учет не велся;

• ПЭТ-бутылки (3-й класс опасности, код отходов 5711400) - около контейнеров с мусором в полиэтиленовых мешках, инструкцией не было предусмотрено их хранение на территории организации, учет данных отходов не велся.

 

Пример 3

Инвентаризация отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не реже одного раза в год (п.2 ст.35 Закона об обращении с отходами).

Инвентаризация проводится не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года (п.6 Инструкции № 17).

В нарушение подп.1.6 п.1 ст.17, п.2 ст.35 Закона об обращении с отходами, п.6 Инструкции № 17 в 2012-2013 гг. инвентаризация отходов производства в организации не проводилась.

 

Выявленные нарушения могут быть предотвращены путем организации надлежащего контроля за движением отходов и устранены путем оформления (переоформления) соответствующих документов, своевременной регистрацией хозяйственных операций, связанных с обращением отходов, получения разрешения (согласования), уплатой соответствующего сбора.

Кроме того, при применении ст.15.63 КоАП необходимо учитывать то, что предусмотрена административная ответственность:

частью третьей ст.11.4 КоАП за нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в т.ч. с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими;

статьей 11.78 КоАП - за нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства об обращении с отходами средств, поступивших в виде платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;

статьей 12.2 КоАП - за нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;

статьей 12.3 КоАП - за отказ должностного лица или индивидуального предпринимателя от заключения в установленном порядке контракта на поставку (сдачу) лома черных и цветных металлов и их отходов, а равно несдача в установленные сроки или в предусмотренном объеме неделового металлолома, лома черных и цветных металлов и их отходов, подлежащих поставке;

частью первой ст.12.29 КоАП - за нарушение установленного порядка вывоза из Республики Беларусь бывших в употреблении технологического оборудования, транспортных средств, машин и механизмов, узлов и агрегатов, а также полуфабрикатов, заготовок или иных изделий из цветных металлов, лома и отходов черных и цветных металлов, а равно покушение на такой вывоз;

частью первой ст.15.4 КоАП - за нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с генно-инженерными организмами, радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами;

статьей 15.5 КоАП - за нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов.

 

26.02.2015

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук