Пособие от 28.10.2014
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения, выявляемые контролирующими органами при проверке данных государственной статистической отчетности


СОДЕРЖАНИЕ

 

Искажение данных и непредставление статистической отчетности

Искажение данных и непредставление статистической отчетности в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций

 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Справочно (об авторе)

Александр Денисевич в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Искажение данных и непредставление статистической отчетности

Обратите внимание!

Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин (часть 1 ст.23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 августа 2016 г. размер штрафа по части 1 ст.23.18 КоАП составляет от 10 до 100 БВ (в редакции Закона РБ от 19.07.2016 № 407-З (далее - Закон № 407-З)).

 

Рассмотрим конкретные ошибки организаций.

1. Отчет о просроченной задолженности по заработной плате (форма 12-т).

 

Справочно

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.07.2011 № 197 были утверждены форма государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и Указания по ее заполнению (далее - отчет 12-т, Указания).

С 3 июня 2014 г. вступило в силу постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.05.2014 № 40.

 

В соответствии с пп.1-3 Указаний отчет 12-т при наличии просроченной задолженности по заработной плате представляют коммерческие организации - юридические лица со средней численностью работников за календарный год 16 человек и более, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс. Срок представления отчета - 1-е число месяца.

 

Пример 1

В нарушение подп.2.1 п.2 ст.12, ст.17 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике» (далее - Закон о статистике), п.1 Указаний предприятием на момент проверки (1 апреля 2014 г.) не был представлен отчет 12-т в отдел статистики при наличии просроченной задолженности по заработной плате (о начисленных суммах заработной платы работникам, но не выплаченных предприятием по состоянию на 1 февраля 2014 г.) за декабрь 2013 г. в сумме 118,0 млн.руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 августа 2016 г. Закон о статистике изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 13.07.2016 № 397-З.

 

В соответствии с п.5 Указаний данные о просроченной задолженности по заработной плате отражаются по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок выплаты заработной платы.

Просроченной задолженностью по заработной плате признаются начисленные суммы заработной платы работникам, включая внутренних и внешних совместителей, но не выплаченные организацией до 24 ч последнего дня месяца, следующего за месяцем, за который эти суммы начислены.

Например, данные о просроченной задолженности (при ее наличии) по заработной плате за июль и предыдущие месяцы отражаются в отчете 12-т по состоянию на 1 сентября (срок представления отчета 12-т органам государственной статистики также 1 сентября). В отчете отражаются суммы заработной платы, начисленные работникам, включая внутренних и внешних совместителей, но не выплаченные организацией по 31 августа включительно.

Просроченной задолженностью по заработной плате не являются начисленные и зарезервированные в соответствии с законодательством суммы премий, начисленные, но не полученные (депонированные) суммы заработной платы.

В соответствии с п.6 Указаний к заработной плате относятся начисленные суммы заработной платы (включая подоходный налог и обязательный страховой взнос работника).

Не включаются в заработную плату суммы пособий и других выплат за счет средств государственного социального страхования, страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прочих выплат и расходов, не отражаемых в составе фонда заработной платы.

2. Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов (форма 12-тэк).

 

Справочно

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.07.2011 № 133 утверждена форма государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» и Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» (далее - отчет 12-тэк, Указания № 133).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 января 2015 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.06.2014 № 48 утверждены новая форма государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за январь 2015 г.

 

Согласно части первой п.5 Указаний № 133 данные отчета 12-тэк отражаются на основании данных первичных учетных документов организаций (товарно-транспортных и товарных накладных, счетов-фактур, приходно-расходных документов, материальных отчетов, ведомостей, актов и др.).

 

Пример 2

В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, пп.16, 21, 25 Указаний № 133 учреждением - юридическим лицом 9 января 2014 г. были представлены в отдел статистики искаженные (недостоверные) данные отчета 12-тэк за январь-декабрь 2013 г.

Так, в представленном 9 января 2014 г. в отдел статистики отчете представленные данные не соответствовали фактическим:

• в графе 5 по строке 110 «Израсходовано - всего» раздела 1 «Расход топливно-энергетических ресурсов» таблицы 1 была отражена электрическая энергия в количестве 421 тыс.кВт·ч вместо 424 тыс.кВт·ч, в графе 5 по строке 150 «Получено от других организаций» отражена электрическая энергия в количестве 456 тыс.кВт·ч вместо 459 тыс.кВт·ч;

• в графе 1 по строке 260 «Прямые обобщенные энергетические затраты - всего» раздела II «Прямые обобщенные энергетические затраты» таблицы 2 было отражено с начала года 448 т условного топлива вместо 449 т условного топлива; в графе 1 по строке 263 «в том числе по электрической энергии» отражено с начала года 118 т условного топлива вместо 119 т условного топлива.

 

3. Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих (форма 2-мр (драгметаллы)).

 

Справочно

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 13.04.2011 № 61 были утверждены форма государственной статистической отчетности 2-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих» и Указания по ее заполнению (далее - отчет 2-мр (драгметаллы), Указания № 61). С 27 января 2014 г. вступило в силу постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 21.10.2013 № 223.

 

Согласно части первой п.3 Указаний № 61 отчет 2-мр (драгметаллы) составляется на основании данных первичных учетных документов о движении драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих, в т.ч. документов о сдаче (приемке) драгоценных металлов в виде лома и отходов в организации, занимающейся сбором и переработкой лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

 

Пример 3

Проверкой правильности, полноты и достоверности сведений, содержащихся в отчете 2-мр (драгметаллы) за 2013 г., было установлено, что в нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, части первой п.3, п.20, части первой п.21, п.26, части первой п.31, части первой п.36 Указаний № 61 организация представила 26 января 2014 г. в главное статистическое управление искаженные (недостоверные) данные отчета 2-мр (драгметаллы) за 2013 г., а именно:

• в строке 2100 не отражены данные об остатках драгоценных металлов в собранных ломе и отходах на начало года (по данным бухгалтерского учета общества остаток составил 9 г серебра);

• в строке 2200 неверно отражены данные о массе драгоценных металлов, содержащихся в поступивших с начала отчетного года ломе и отходах (по данным бухгалтерского учета общества поступило 3 г золота, 31 г серебра и 2 г металлов платиновой группы, по данным отчета 2-мр (драгметаллы) только 12 г серебра);

• в строке 2240 неверно отражены данные о массе драгоценных металлов, содержащихся в ломе от разборки списанных при ликвидации приборов, оборудования (автоматических линий, станков с числовым программным управлением, робототехники и т.д.), средств электронно-вычислительной техники и связи, бытовой техники (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т.д.) и иных изделий, а также от изъятия и (или) замены на запасные при проведении ремонтных работ деталей, узлов, вышедших их строя и не пригодных для эксплуатации (по данным бухгалтерского учета общества поступило 3 г золота, 19 г серебра и 2 г металлов платиновой группы, по данным отчета 2-мр (драгметаллы) только 12 г серебра);

• в строке 2300 не отражены данные об излишках и (или) недостачах (хищениях) драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, выявленных при проведении проверок и инвентаризаций, а также установленных в отчетном периоде расхождениях (отклонениях) массы драгоценных металлов в ломе и отходах, числящихся по первичным учетным документам в организации, от количества драгоценных металлов, принятых по данным переработчика (по данным бухгалтерского учета излишки составили 9 г серебра);

• в строке 2700 не отражены данные об остатках драгоценных металлов во всех видах лома и отходов, их содержащих, на конец отчетного периода (по данным бухгалтерского учета общества остаток составил 3 г золота, 19 г серебра и 2 г металлов платиновой группы).

 

4. Отчет о состоянии расчетов (форма 12-ф (расчеты)).

 

Справочно

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.10.2012 № 185 были утверждены форма государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» и Указания по ее заполнению (далее - отчет 12-ф, Указания № 185). С 6 февраля 2014 г. вступило в силу постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.01.2014 № 9.

 

Пример 4

Проверкой установлено, что в отчете 12-ф организации по состоянию на 1 января 2014 г., представленном в отдел статистики 26 января 2014 г., были указаны недостоверные данные, т.е. было допущено нарушение требований подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике.

В отчете 12-ф организации по состоянию на 1 января 2014 г.:

• в строке 202 (графы 3 и 4) отчета, в т.ч. «кредиторская задолженность, всего» и «из нее за товары, работы, услуги» были отражены данные по кредиторской задолженности перед покупателями Бельгии за полученную предоплату за продукцию в сумме 128 млн.руб. Согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2014 г. числилась кредиторская задолженность по Республике Беларусь в сумме 13 092 млн.руб., за товары работы и услуги 11 845 млн.руб. (по отчету - 13 220 млн.руб. и 11 973 млн.руб. соответственно), т.е. без соблюдения требований п.26 Указаний № 185 данные строки 202 (графы 3 и 4) завышены на 128 млн.руб.;

• строках 217 и 218 (графы 3 и 4) не отражены данные по кредиторской задолженности перед покупателями Бельгии за полученную предоплату за товары в сумме 128 млн.руб. Согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2014 г. числилась кредиторская задолженность перед покупателем N. (Бельгия) в сумме 128 млн.руб. (по отчету - 0 млн.руб., по бухгалтерскому учету - 128 млн.руб.), т.е. без соблюдения требований пп.26 и 27 Указаний № 185 данные по строкам 217 и 218 были занижены на 128 млн.руб.

Искажение данных и непредставление статистической отчетности в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций

Обратите внимание!

Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 80 базовых величин (часть 3 ст.23.18 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 августа 2016 г. размер штрафа по части 3 ст.23.18 КоАП составляет от 10 до 80 БВ (в редакции Закона № 407-З).

 

1. Отчет об обращении с отходами производства (форма 1-отходы (Минприроды)).

 

Справочно

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 № 208 утверждены форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и Указания по ее заполнению (далее - отчет 1-отходы, Указания № 208).

 

Согласно п.1 Указаний № 208 отчет 1-отходы представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковки незагрязненные, отработанные люминесцентные трубки, отработанные ртутные лампы, при общем объеме таких отходов 50 т и менее в год).

При аренде зданий, сооружений и других объектов отчет представляет организация, обеспечивающая по договору сбор, хранение, вывоз на размещение отходов, образующихся при эксплуатации зданий, сооружений и других объектов.

В соответствии с абзацем 2 п.3 Указаний № 208 отчет следовало представить на основании первичных учетных документов ПОД-9 «Книга учета отходов» и ПОД-10 «Книга общего учета отходов», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 № 33. С 28 августа 2014 г. при ведении учетной документации в области охраны окружающей среды следует руководствоваться техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 ноября 2015 г. абзац 2 п.3 Указаний № 208 на основании постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.10.2015 № 150 утратил силу.

 

Отчет 1-отходы представляется республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология».

 

Пример 5

В нарушение подп.2.1 п.2 ст.12, ст.17 Закона о государственной статистике, п.1 Указаний № 208 районным потребительским обществом 20 января 2014 г. и на момент проверки не был представлен республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» отчет 1-отходы за 2013 г. при образовании в организации за указанный период отходов в соответствии с данными книги общего учета отходов по форме ПОД-10 в количестве 142,499 т.

 

2. Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов (форма 4-энергосбережение (Госстандарт)).

 

Справочно

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.08.2011 № 205 утверждена форма государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов» и Указания по ее заполнению (далее - отчет 4-энергосбережение, Указания № 205) квартальной периодичности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 января 2016 г. следует применять форму государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных топливно-энергетических ресурсов» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.11.2015 № 176.

 

В соответствии с подп.1.1, 1.4 п.1 Указаний № 205 отчет 4-энергосбережение представляют государственные организации, подчиненные (входящие в состав) государственным органам (организациям), которым постановлением Совета Министров Республики Беларусь доведен показатель прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь по энергосбережению; прочие юридические лица, входящие в состав указанных в подп.1.1 п.1 Указаний № 205 государственных организаций, у которых обобщенные энергозатраты за предыдущий год составили 100 т условного топлива и более.

 

Пример 6

Установлено, что в нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, пп.12, 14, 15, абзаца 5 подп.27.3 п.27 Указаний № 205 учреждением - юридическим лицом 9 января 2014 г. были представлены искаженные (недостоверные) данные отчета 4-энергосбережение за январь-декабрь 2013 г.

Так, учреждением в представленном 9 января 2014 г. отчете 4-энергосбережение в графах 3 и 7 по строке 2 «Гидравлические испытания систем отопления (8 295 пог.м)» таблицы 1 раздела I «Выполнение мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) были отражены затраты на внедрение мероприятий и источники финансирования всего в сумме 11 млн.руб. вместо 5,4 млн.руб. (согласно акту сдачи-приемки выполненных обществом с ограниченной ответственностью «Р» строительных работ на гидравлические испытания за июнь 2013 г.), из них за счет средств местного бюджета 11 млн.руб. вместо 5,4 млн.руб.; по строке 3 «Промывка систем отопления (5 300 пог.м)» отражены затраты на внедрение мероприятий и источники финансирования всего в сумме 1 млн.руб. вместо 7,4 млн.руб. (акт выполненных работ за июнь 2013 г. на промывку системы отопления), из них за счет средств местного бюджета 1 млн.руб. вместо 7,4 млн.руб., по строке «Всего по разделу I» в графах 3 и 7 соответственно отражено 12,4 и 12 млн.руб. вместо 13,2 и 12,8 млн.руб.; в графе 2 по строке 4 таблицы 3 раздела III «Ход выполнения программы (плана мероприятий) по энергосбережению» отражены затраты на внедрение мероприятий фактически в сумме 12,4 млн.руб. вместо 13,2 млн.руб.

 

3. Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов (форма 1-мр (лом)).

 

Справочно

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.07.2013 № 57 утверждена форма государственной статистической отчетности 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов» и Указания по ее заполнению (далее - отчет 1-мр (лом), Указания № 57).

 

Срок представления отчета 1-мр (лом) для юридических лиц, подчиненных (находящихся в ведении) республиканским органам государственного управления - 10 февраля 2014 г., периодичность представления - 1 раз в год.

 

Пример 7

В ходе выборочной проверки представления отчета 1-мр (лом) за 2013 г. было установлено, что организацией «Б» отчет 1-мр (лом) за 2013 г. был представлен в электронном виде Национальному статистическому комитету Республики Беларусь только 17 февраля 2014 г., что подтверждено квитанцией о результатах приема отчета в обработку.

 

28.10.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук