


Материал помещен в архив
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
![]() |
Справочно (об авторе) Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
В соответствии с частью 1 ст.11.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение должностным лицом либо кассиром юридического лица или индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.
Кассовые операции всегда были объектом повышенного внимания контролирующих органов. Рассмотрим практические ситуации, когда контролирующими органами выявлены нарушения у субъектов хозяйствования, повлекшие применение штрафных санкций за нарушение порядка ведения кассовых операций.
![]() |
Ситуация 1 Организация на момент проверки (22 мая 2014 г.) переплатила работнику при возмещении его расходов по проезду из г.Славгорода в д.Ректа в сумме 50 руб. на основании командировочного удостоверения от 04.12.2013 и билета от 04.12.2013 из д.Ректа в г.Славгород. Следовало выплатить 10 750 руб., а фактически выплачено 10 800 руб., переплата составила 50 руб. |
Командированному работнику возмещаются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы по фактическим затратам на основании подлинных проездных документов, включая расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов (бронирование и предварительная продажа билетов, комиссионные сборы), расходы за пользование постельными принадлежностями при наличии подтверждения их оплаты (подп.4.1 п.4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках работников в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35).
Работник, получивший наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязан не позднее 3 рабочих дней (работники подразделений юридического лица, расположенных в населенных пунктах вне места нахождения юридического лица, представляющие отчет в бухгалтерскую службу юридического лица, - не позднее 5 рабочих дней) со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, представить в бухгалтерскую службу юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя отчет об израсходованных суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, и осуществить возврат неизрасходованных сумм денежных средств (пп.40, 41 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107, далее - Инструкция № 107).
В данной ситуации в нарушение указанной нормы работник не возвратил в срок, а бухгалтерия не удержала излишне выплаченные 50 руб.
![]() |
Ситуация 2 В нарушение части второй п.43 Инструкции № 107 на момент проверки (26 мая 2014 г.) старший кассир организации не обеспечила возврат бухгалтеру расходного кассового ордера от 27.12.2013, в котором отсутствовала подпись руководителя юридического лица, а также расходного кассового ордера от 23.12.2013, в котором не был заполнен реквизит предъявленного документа, удостоверяющего личность получателя. В нарушение части третьей п.43 Инструкции № 107 старший кассир не подписала расходные кассовые ордера от 23.12.2013 и от 27.12.2013 после выдачи наличных денег. |
Согласно частям первой и четвертой п.23 Инструкции № 107 выдача наличных денег из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения осуществления частной нотариальной деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, производится по расходному кассовому ордеру формы КО-2, установленной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38 (далее - постановление № 38).
Ордера КО-2, КО-2в заполняются при выдаче из кассы наличных денег соответственно в белорусских рублях и иностранной валюте (п.5 Инструкции о порядке заполнения типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением № 38, далее - Инструкция № 38).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. следует применять формы КО-2 и КО-2в в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 44 (далее - постановление № 44). |
В строке «Основание» указывается основание выдачи наличных денег. В строке «Приложение» перечисляются прилагаемые документы (при их наличии). В строке «Предъявлен документ» указываются данные о документе, удостоверяющем (подтверждающем) личность физического лица, которое получает наличные деньги.
В случае наличия прилагаемого к ордерам КО-2, КО-2в документа (заявление, счет и др.) с разрешительной надписью руководителя его подпись на ордерах КО-2, КО-2в не требуется.
Согласно п.43 Инструкции № 107 при получении приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей кассир обязан проверить:
• на приходном кассовом ордере наличие подписи главного бухгалтера или лица, им уполномоченного;
• на расходном кассовом ордере, платежной ведомости наличие подписей руководителя юридического лица, главного бухгалтера, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса или лиц, ими уполномоченных;
• правильность заполнения в расходном кассовом ордере реквизитов предъявленного документа, удостоверяющего (справку, подтверждающую) личность получателя;
• наличие документов, подлежащих приложению.
В случае несоответствия приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей предъявляемым к их заполнению требованиям кассир возвращает документы бухгалтеру, индивидуальному предпринимателю, частному нотариусу для надлежащего оформления.
Кассир подписывает приходные и расходные кассовые ордера только после приема или выдачи наличных денег.
![]() |
Ситуация 3 В обществе при приеме 25 апреля 2014 г. в кассу общества денежных средств в размере 320 000 руб. с использованием кассового суммирующего аппарата не был оформлен приходный кассовый ордер формы КО-1, при выдаче в этот же день из кассы общества по авансовому отчету работнику общества денежных средств в размере 350 000 руб. не был оформлен расходный кассовый ордер формы КО-2. По причине отсутствия оформленных приходного и расходного кассовых ордеров не были отражены в кассовой книге 25 апреля 2014 г. поступление и выдача наличных денег, в конце рабочего дня не был передан в бухгалтерскую службу в качестве отчета кассира второй отрывной экземпляр листа кассовой книги. |
Согласно части первой п.4, части первой п.5 Инструкции № 38 ордера КО-1, КО-1в заполняются при поступлении в кассы наличных денег соответственно в белорусских рублях и иностранной валюте. Ордера КО-2, КО-2в заполняются при выдаче из кассы наличных денег соответственно в белорусских рублях и иностранной валюте.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. следует применять формы КО-1 и КО-1в в редакции постановления № 44. |
В соответствии с частью первой п.45, частью девятой п.47 Инструкции № 107 юридические лица отражают все поступления и выдачи наличных денег в кассовой книге по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 107.
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег по кассе на конец дня и передает в бухгалтерскую службу в качестве отчета кассира 2-й отрывной экземпляр листа кассовой книги с приложенными приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Таким образом, нарушены нормы п.18, части первой п.22, абзаца 2 части первой п.23 Инструкции № 107, части первой п.4, части первой п.5 Инструкции № 38.
![]() |
Ситуация 4 При проверке установлено, что по состоянию на 27 мая 2014 г. в платежной ведомости от 21.05.2014 отсутствовали подписи в получении денежных средств работниками: С. - в размере 18 750 руб.; Ц. - в размере 101 400 руб., П. - в размере 2 534 000 руб., Г. - в размере 1 105 700 руб., М. - в размере 699 250 руб., К. - в размере 569 000 руб., Р. - в размере 87 000 руб. Кроме того, при проведении в ходе проверки 27 мая 2014 г. в 15:30 инвентаризации наличия денежных средств в центральной кассе районного потребительского общества (далее - райпо) были установлены излишки денежных средств в размере 13 277 950 руб. Согласно объяснению кассира райпо излишки денежных средств в указанном размере образовались вследствие неполучения заработной платы работниками райпо, получающими ее наличными денежными средствами в центральной кассе райпо. |
Согласно части первой п.24 Инструкции № 107 при выдаче наличных денег по платежной ведомости получатели предъявляют документы, удостоверяющие (справку, подтверждающую) их личность, и расписываются за получение денег в соответствующей графе платежной ведомости.
В соответствии с частью первой, абзацами 1, 2 части второй, частью третьей п.41 Инструкции № 107 юридические лица, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, выдают наличные деньги на оплату труда, пособий, алиментов, как правило, в течение 3 рабочих дней. По истечении установленных в части первой п.41 сроков выдачи наличных денег на оплату труда, пособий, алиментов кассир должен в платежной ведомости напротив фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или учинить запись «Депонировано». Депонированные суммы сдаются в обслуживающий банк на 4-й рабочий день.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства по состоянию на 27 мая 2014 г. при невыдаче заработной платы работникам райпо по сроку 21 мая 2014 г. (С. - в размере 18 750 руб., Ц. - в размере 101 400 руб., П. - в размере 2 534 000 руб., Г. - в размере 1 105 700 руб., М. - в размере 699 250 руб., Р. - в размере 87 000 руб., К. - в размере 569 000 руб.) в течение 3 рабочих дней в платежных ведомостях от 21.05.2014 напротив фамилий лиц, которым не были произведены указанные выплаты, не был поставлен штамп или не учинена запись «Депонировано». Суммы неполученных в течение 3 рабочих дней денежных средств на 4-й рабочий день не были сданы в обслуживающий банк.
28.10.2014
Александр Денисевич, кандидат юридических наук