Пособие от 27.05.2015
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения, выявляемые контролирующими органами при проверке соблюдения организациями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов


 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ САНИТАРНЫХ НОРМ, ПРАВИЛ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

 

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы являются частью законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, используемые при осуществлении строительной деятельности, утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Санитарно-эпидемиологическими являются требования к:

• планировке и застройке населенных пунктов;

• проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства;

• расширению или увеличению мощности, вводу в эксплуатацию и содержанию производственных объектов;

• содержанию и эксплуатации оборудования;

• выбору и предоставлению земельных участков;

• содержанию и эксплуатации жилых и нежилых помещений;

• содержанию и эксплуатации транспортных средств;

• продукции, технологиям ее производства, обращению продукции, в том числе продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения;

• питанию населения;

• водным объектам, питьевому водоснабжению, водопользованию для хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, местам водопользования;

• атмосферному воздуху населенных пунктов, мест массового отдыха населения, воздуху рабочей зоны, воздуху жилых, производственных и иных помещений;

• почвам, содержанию территориальных зон населенных пунктов;

• обращению с отходами производства и потребления;

• условиям труда работающих;

• организации и выполнению работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

• организации и проведению мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• организации образовательного процесса;

• гигиеническому обучению и воспитанию;

• обеспечению радиационной, химической, биологической безопасности, в том числе к применению химических веществ, ядов, биологических средств и материалов и условиям работы с ними;

• обеспечению безопасности и безвредности воздействия неионизирующих излучений и других физических факторов;

• техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, технологической документации на продукцию, представляющую потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, а также на работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

• организации и выполнению работ и оказанию услуг, включающих разработку, испытание, изготовление, производство, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, оборудования, материалов, содержание и эксплуатацию объектов дезинфекционной деятельности, а также к контролю эффективности, безопасности и безвредности таких работ и услуг;

• условиям проведения стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения;

• организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• проведению профилактических прививок;

• проведению обязательных медицинских осмотров;

• хранению и переработке сырья;

• водоснабжению, водоотведению, микроклимату, освещению и вентиляции;

• условиям перевозки и хранения ядовитых веществ;

• условиям перевозки пассажиров;

• осуществлению производственного контроля.

Основным законодательным актом в рассматриваемой сфере является Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

К основным подзаконным актам относятся следующие постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь:

• от 01.09.2010 № 119 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации" и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. № 130»;

• от 17.07.2009 № 83 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Гигиенические требования к предприятиям пищевой промышленности" и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. № 138».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 ноября 2015 г. следует руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования для организаций, осуществляющих производство пищевой продукции», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.10.2015 № 103;

 

• от 15.08.2012 № 128 «Об утверждении Санитарных норм и правил "Санитарно-эпидемиологические требования для торговых объектов общественного питания" и признании утратившими силу постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 84 и от 1 сентября 2010 г. № 118».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 марта 2017 г. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.02.2017 № 12 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания»;

 

• от 21.06.2013 № 52 «Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам", Гигиенического норматива "Показатели безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья и пищевых продуктов" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» и т. д.

Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение определенных санитарных норм, правил и гигиенических нормативов), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.16.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований, установленных в санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах.

В частности, когда:

1) в нарушение требований Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 215:

- ртутьсодержащие лампы хранятся в одном помещении в металлическом ящике насыпью, в другом - в вертикальном положении без упаковки, прислоненными к стене (п.24);

- контейнеры для сбора твердых отходов производства хаотично расставлены на не оборудованных для их размещения площадках (п.25);

- помещения не содержатся в чистоте (п.26);

- при осуществлении производства ящиков из гофротары с выделением большого количества пыли с включениями клея в производственном и бытовых помещениях отсутствует вентиляция (п.32);

- рабочие не обеспечиваются доброкачественной водой питьевого качества, забор воды (для чая) осуществляется в антисанитарных условиях (п.52);

- световые проемы (окна) загромождены коробками с картоном, рамы, стекла не вымыты, покрыты слоем пыли (п.56);

- светильники не очищаются, покрыты пылью, краской (п.58);

- площадь помещения для приема пищи менее 12 м2 (фактически 9 м2), в помещении отсутствует холодильник (п.437);

- работающие не обеспечены средствами индивидуальной защиты от пыли, шума, загрязнений (п.450);

- работающие несвоевременно проходят медицинские осмотры (п.456).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2016 г. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2016 № 85 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов»;

 

2) в нарушение требований Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.02.2009 № 17:

- в течение рабочего дня влажная уборка всех помещений парикмахерской осуществляется без применения моющих средств (п.6);

- в рабочем зале отсутствует резервный источник горячей воды (водонагреватель) (п.17);

- возле умывальных раковин отсутствуют индивидуальные для каждого работника парикмахерской хлопчатобумажные полотенца или разовые салфетки (п.20);

- чистое белье хранится в открытых шкафах (на стеллажах), в помещении парикмахерской отсутствует место для сушки белья и очистки его от волос (п.21);

- измеренная в помещении температура меньше допустимых параметров температуры воздуха (п.25);

- очистка пеньюара от волос производится у рабочего места (п.32);

- общие емкости с дезинфицирующими растворами отсутствуют (п.37).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 января 2017 г. на основании постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2016 № 139 в пп.6, 21, 25, 32, 37 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов № 17 внесены изменения;

 

3) в нарушение требований Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.08.2012 № 132:

- территория организации не благоустроена, не содержится в чистоте, своевременно не очищается от снега и льда с проведением противогололедных мероприятий (п.7);

- в местах выгрузки-погрузки вин, сахара и др. (спиртохранилище, склад, производственный цех) отсутствуют навесы для защиты пищевой продукции от атмосферных осадков (п.47);

- стены и полы в местах хранения пищевой продукции были с наличием выбоин, не содержатся в чистоте (черная плесень, потеки от атмосферных осадков, осыпавшаяся штукатурка и краска, снег, мусор, песок) (пп.59 и 62);

- при хранении пищевой продукции не соблюдается товарное соседство (пп.129 и 131);

- пищевая продукция (вино) хранится без поддонов на грязном полу (п.132);

- допускается хранение и реализация продтоваров при отсутствии необходимых температурных и влажностных условий хранения (п.179);

- внутренняя поверхность кузовов автомобилей не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (п.185);

- перевозка свежемороженой рыбы осуществляется в неспециализированном охлаждаемом или изотермическом транспорте без соблюдения режимов транспортирования (пп.184 и 188);

4) в нарушение Санитарных норм и правил «Требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.12.2012 № 190:

- территория станции технического обслуживания (СТО) не обустроена (зона стоянки транспортных средств, подъездные пути для транспортных средств и пешеходные дорожки для работников и потребителей не заасфальтированы), не оборудована системой ливневой канализации с нефтеловушками для предупреждения попадания нефтепродуктов в очистные сооружения или водоем (п.9);

- производственные отходы (непригодные части и агрегаты транспортных средств, металлолом) несвоевременно убираются на площадку с твердым покрытием, площадка для хранения отходов не оборудована промаркированными металлическими ящиками с крышками (контейнерами) для хранения мелких производственных отходов, не ограждена с трех сторон (п.11);

- в зоне технического обслуживания и ремонта транспортных средств полы имеют неровности и выбоины (п.16);

- использованные обтирочные материалы (промасленные ветошь, бумага и др.) своевременно не убираются с рабочих мест в промаркированные металлические ящики с крышками с последующим удалением на утилизацию (п.36);

5) в нарушение требований Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для торговых объектов общественного питания», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.08.2012 № 128:

- в производственных цехах кухни, подвале имеются выбоины и неровности на полу (п.72);

- на потолке горячего цеха кухни имеются подтеки, отслоения штукатурки (п.74);

- ремонт производственных, вспомогательных и бытовых помещений кафе проводится не по мере необходимости (п.76);

- в производственных цехах кухни для приготовления пищи используются эмалированные емкости с поврежденной эмалью, отбитыми краями (п.112);

- в производственных цехах кухни внутрицеховая тара и разделочный инвентарь (доски и ножи) не промаркированы с указанием их назначения и в соответствии с видом обрабатываемого продовольственного сырья и пищевых продуктов (пп.116 и 124);

- в горячем цеху кухни хранятся в производственной таре, не промаркированной в соответствии с видом продукции, и без этикетки, используемые в производстве сухие приправы и специи: перец, тмин, кориандр и др. (п.162);

- хранение сырья и пищевых продуктов осуществляется на объекте общественного питания при несоблюдении правил товарного соседства (п.165);

- в мясном цеху выставляется на пол тара с готовой продукцией (п.198).

Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть осмотрены места и товары, на которые распространяются санитарные нормы и правила.

 

Ситуация 1

При осмотре производственных, вспомогательных помещений кондитерского цеха унитарного предприятия «Н» было установлено, что при осуществлении производства кондитерских изделий не соблюдались Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.08.2012 № 130, а именно:

• для защиты от насекомых окна в производственных помещениях цеха (тестоприготовительное отделение, яйцевая, помещение зачистки масла) не были оборудованы сетками (п.82);

• оконные рамы в производственных помещениях (тестоприготовительное отделение, яйцевая, помещения зачистки масла, моечной инвентаря) находились в неудовлетворительном состоянии (краска отслоилась от старости), не имели гладкой поверхности, хорошо подвергающейся мойке и дезинфекции (п.83);

• в производстве использовались эмалированные емкости с наличием сколов эмали (п.131).

 

Ситуация 2

При осмотре производственных, вспомогательных помещений кафе было установлено, что при осуществлении деятельности не соблюдались Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для торговых объектов общественного питания», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.08.2012 № 128:

• складское помещение организации не было обозначено табличкой с указанием его назначения (п.66);

• потолок в холодном цеху находился в неудовлетворительном состоянии (отслоение краски), что не исключает осыпание краски (п.74);

• для защиты о насекомых окна производственных помещений не были оборудованы сетками, переплеты окон не имели гладкой поверхности, хорошо подвергающейся мойке и дезинфекции (повреждены, в углах паутина) (пп.88 и 89);

• при умывальных раковинах для мытья рук, расположенных в производственных и бытовых помещениях организации, отсутствовали полотенца разового пользования или электрополотенца (п.92);

• в складском помещении хранились сухофрукты (яблоки) в количестве 2 кг, в холодильнике - шпик без этикеток с необходимой информацией о продуктах (п.162);

• в складском помещении хранились оливки консервированные с косточкой в стеклянных банках по 250 г в количестве 4 штук с истекшим сроком годности - срок годности истек 15 мая 2014 г. (согласно информации на этикетках дата изготовления 15 мая 2012 г., продукт годен в течение 2 лет);

• в морозильной камере хранилась рыба (семга) охлажденная в замороженном состоянии - не соблюдались условия хранения (п.165).

 

Ситуация 3

В ходе проверки организации были установлены факты непроведения лабораторных исследований на соответствие требованиям Санитарных норм и правил «Требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам», Гигиенического норматива «Показатели безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.06.2013 № 52 (далее - СанПиН № 52, Гигиенический норматив), чем были нарушены требования п.8 Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2012 № 32.

В сопроводительных документах на импортируемую плодоовощную продукцию отсутствовали сведения об использовании (или отсутствии такового) пестицидов при выращивании продукции, обработке тары, помещений при ее хранении, также схемой производственного лабораторного контроля не было предусмотрено определение остаточных количеств пестицидов (за исключением гексахлорциклогексана (ГХЦГ), дихлордифенил-трихлорэтана (ДДТ), указанных в Гигиеническом нормативе) на основании информации об их применении, предоставляемой производителем (поставщиком) при ввозе продукции на территорию Республики Беларусь, что является нарушением пп.13, 54 и 57 СанПиН № 52.

 

Ситуация 4

В ходе проверки было установлено, что на момент обследования производственной территории предприятия на площадке временного складирования уличного смета хранились бытовые, производственные и строительные отходы, емкости для сбора твердых отходов не были оборудованы крышками и не имели маркировки с указанием вида отходов и данных о собственнике, асфальтобетонное покрытие на некоторых участках требовало ремонта.

Согласно п.6 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110 (далее - СанПиН № 110), территории населенного пункта и организаций, в том числе территории, закрепленные за организациями для обслуживания решением местных исполнительных и распорядительных органов, должны содержаться в чистоте. На территории населенного пункта и организаций запрещается размещать твердые отходы в неустановленных местах (подп.7.5 п.7 СанПиН № 110).

В соответствии с пп.16 и 18 СанПиН № 110 сбор твердых отходов должен осуществляться на оборудованных контейнерных площадках. Складировать крупногабаритный мусор на прилегающей к контейнерной площадке территории запрещается. Контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны содержаться в чистоте, иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз твердых отходов, быть оборудованы искусственным водонепроницаемым покрытием, иметь ограждение с трех сторон на высоту выше емкостей для сбора твердых отходов. При этом запрещается использовать в качестве строительных материалов для ограждений контейнерных площадок стекло, брезент и сетки. Размеры контейнерных площадок должны превышать по всему периметру размеры емкостей для сбора твердых отходов.

Согласно п.19 СанПиН № 110 емкости для сбора твердых отходов должны:

• изготавливаться из материалов, допускающих проведение мойки и дезинфекции;

• находиться в технически исправном состоянии;

• оборудоваться крышками;

• быть окрашенными и иметь маркировку с указанием вида отходов и данных о собственнике.

 

Ситуация 5

В ходе проверки магазина было установлено, что при осуществлении деятельности допущены нарушения Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.08.2012 № 132:

• не организован и не проводится производственный контроль за санитарным состоянием всех производственных, вспомогательных и бытовых помещений, торгового и холодильного оборудования, тары, инвентаря, корзин и тележек для покупок, корзин для внутренней транспортировки пищевой продукции (перемещения товаров), условиями приема, хранения и реализации пищевых продуктов, соблюдением правил личной гигиены и др. (п.3);

• место для хранения тары на территории не оборудовано навесами;

• не выделены места для хранения инвентаря по уборке территории (он хранится совместно с уборочным инвентарем) (пп.10 и 14);

• не во всех холодильных камерах, вспомогательных помещениях имеется искусственное освещение, что является нарушением (пп.23-25);

• не все вспомогательные помещения обозначены табличками с указанием их назначения и используются по назначению (помещение моечной используется для хранения пищевых продуктов; помещение для хранения упаковочного материала и упаковки используется как склад для хранения уборочного инвентаря, непродовольственных товаров; помещения для подготовки товаров к реализации используются для хранения тары, пищевой продукции (п.44);

• помещения для подготовки пищевой продукции к реализации используются не по назначению (помещение для подготовки гастрономических товаров используется для хранения корма для животных; помещение для молочно-жировых продуктов - для хранения этикеток, оторванных от транспортной тары; помещение для рыбы - для хранения безалкогольных напитков; упаковочный материал находится в помещении для подготовки птицы и птицепродукции и сырого мяса, продукты питания для детей раннего возраста - в помещении для хранения пресервов, овощи - в помещении для расфасовки конфет и др.) (п.44);

• по окончании рабочей смены не проводится уборка полов во всех помещениях (при ее проведении не исключена возможность загрязнения пищевой продукции, оборудования, инвентаря) (пп.60 и 61);

• не регулярно проводится санитарная обработка и дезинфекция поверхностей, стен, потолка производственных, вспомогательных и бытовых помещений. Потолки, стены, двери и ручки дверей не содержатся в чистоте, что может создать угрозу загрязнения пищевой продукции (пп.62, 63 и 68);

• поверхности, которые контактируют с пищевой продукцией в применяемом оборудовании:

- изготовлены из материалов, не предназначенных для контакта с пищевыми продуктами (тележки для внутреннего перемещения продукции, поверхности стеллажей, поддонов застланы клеенкой, картоном, деревянными настилами);

- не поддерживаются в исправном состоянии;

- не подвергаются мойке и дезинфекции.

Оборудование не промаркировано с указанием его назначения и не используется по назначению (одни и те же тележки для перемещения используются как для перемещения пищевой продукции, так и непродовольственных товаров, продукции с признаками порчи и др.), не содержится в чистоте (пп.69 и 99);

• перед входом в тамбур туалетов не предусмотрена вешалка для санитарной одежды и табличка с надписью, указывающей на необходимость ее снятия или защиты надеванием поверх санитарной одежды халата; в туалетах для работников отсутствует держатель для туалетной бумаги; умывальные раковины не обеспечены антисептиком для обработки рук; для уборки и дезинфекции туалетов не выделен специальный инвентарь, имеющий отличительную маркировку и место для его хранения; не выделена ткань для уборки вентилей водопроводных кранов туалетов, ручек и протирания затворов дверей, спусковых ручек смывных бачков унитазов и поверхностей, соприкасающихся с руками (пп.72, 74, 84-86);

• магазин не обеспечен в достаточном количестве уборочным инвентарем (во всех помещениях используются веники); инвентарь для уборки помещений различного назначения не имеет маркировки с указанием его назначения (не отличается по цветовой гамме от другого инвентаря); помещение для хранения уборочного инвентаря не оборудовано сливом для грязной воды; не созданы условия для промывания, обработки средствами дезинфекции, просушивания и хранения в чистом виде уборочного инвентаря после окончания уборки; для уборки охлаждаемых камер, холодильных шкафов, ларей, охлаждаемых и неохлаждаемых торговых витрин, прилавков, полок используется ветошь (тряпки) (пп.76, 79-81);

• продавцами не проводится уборка холодильного и торгового оборудования после окончания рабочей смены (п.75);

• ступени лестничных клеток, кабины подъемников (лифтов) не очищаются и не промываются по мере загрязнения, не содержатся в чистоте (пп.77 и 78);

• не созданы условия для промывания моющими средствами, обрабатывания средствами дезинфекции и ополаскивания горячей водой по окончании работы емкостей для сбора пищевых отходов (пластмассовые бачки не содержались в чистоте, на них не было этикеток) (п.82);

• бытовые помещения ежедневно по окончании работы не убираются, не содержатся в чистоте (п.83);

• хранение пищевых продуктов, принесенных из дома, организовано в бытовых помещениях, а не в комнате приема пищи (п.91);

• во вспомогательных и бытовых помещениях обнаружено наличие следов жизнедеятельности грызунов (п.92);

• содержание и эксплуатация оборудования в помещениях по подготовке пищевой продукции к продаже, производственных столов в торговом зале для взвешивания колбасных изделий, полуфабрикатов не соответствует требованиям санитарных норм и правил (не содержатся в чистоте) (п.96);

• применяется оборотная тара, полимерные мешки черного цвета, бывшие в употреблении; инвентарь и тара не промаркированы с указанием назначения; для каждого вида пищевой продукции не выделены с четкой буквенной или отличительной цветовой маркировкой отдельные ножи, доски (пп.98-100 и 109);

• не соблюдаются требования технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА) по мытью инвентаря ручным способом, не проводится ополаскивание торгового инвентаря горячей проточной водой при температуре не ниже 65°С, для просушивания его не везде оборудованы специальные полки, решетки; не созданы условия для очищения, замачивания, обработки и промывания щеток и мочалок для мытья инвентаря, посуды, тары, для их просушивания и хранения в специально выделенном месте (пп.114 и 116);

• отходы, образующиеся в процессе подготовки к продаже и реализации пищевой продукции, регулярно не удаляются из помещений; сбор отходов, которые в дальнейшем не могут быть подвергнуты переработке на пищевые цели, не производится в промаркированные емкости (отходы хранятся в картонных коробах, в оборотной таре в проходах совместно с доброкачественными пищевыми продуктами); условия хранения и удаления отходов производства не исключают возможность загрязнения пищевой продукции (пп.119-121);

• не обеспечивалось хранение скоропортящейся продукции в условиях охлаждения во время расфасовки (готовая мясная продукция хранилась при комнатной температуре, хотя установленная для этого норма - от +2°С до +6°С) (п.123);

• нарушена целостность тары и упаковки принимаемой пищевой продукции; при хранении пищевой продукции допущено перемещение ее части из тары поставщика в другую тару (готовые рыбные продукты, колбасные изделия и др.) (пп.124 и 125);

• этикетки (ярлыки) на таре поставщика не сохраняются до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов (п.127);

• при хранении пищевой продукции не соблюдаются нормы складирования (молочная продукция, готовые рыбные изделия, свежемороженая рыба выложены в холодильных витринах выше уровня максимальной загрузки, рекомендуемого производителем) (п.129);

• не были изъяты из обращения и хранились в производственных, вспомогательных помещениях, коридорах, проходах совместно с доброкачественной продукцией пищевые продукты без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь (упакованные хлебобулочные изделия) (пп.122, 130, 131, 179 и 180);

• часть пищевой продукции хранится на полу, в оборотной полимерной таре (ящиках), вне помещений, предназначенных для хранения пищевой продукции (в коридорах, проходах) (пп.132 и 133);

• используются в качестве оборотной тары для хранения пищевой продукции картонные коробки и случайная тара, которые не могут быть подвергнуты периодической мойке и дезинфекции (пп.134 и 135);

• хлеб и хлебобулочные изделия хранятся вплотную к стене, помещение не содержится в чистоте (п.137);

• проходы в помещениях загромождены тарой, пищевой продукцией, непродовольственными товарами (п.153);

• перед подачей пищевой продукции в торговый зал не проверяется состояние упаковки, условия хранения и наличие маркировки (весовые полуфабрикаты реализовывались без упаковки производителя: выложены в полиэтиленовые пакеты с маркировкой «Торг» без информации о наименовании продукции, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения; продукция была погружена в металлические контейнеры, на которые отсутствовали документы, подтверждающие предназначение их для контакта с пищевыми продуктами) (пп.154 и 155);

• санитарный брак не собирается в специальную емкость с соответствующей маркировкой (хранится в картонных коробах, оборотной таре и др.) (п.160);

• упаковочный материал хранится с нарушением требований ТНПА (совместно с запасом непродовольственных товаров, уборочным инвентарем; в торговом зале на рабочих местах продавцов рядом с емкостями для мусора, рядом с моющими средствами, возле системы водоотведения); упаковочные операции могут послужить источником загрязнения пищевой продукции; повсеместно для хранения изготовленной в цехах продукции используется бывшая в употреблении тара (пп.162 и 163);

• из 57 работников магазина медицинские справки представлены на 49 человек; в 6 из имеющихся медицинских справок отсутствуют данные о прохождении работниками гигиенического обучения (пп.215 и 216);

• санитарная одежда у многих работников не чистая; ее замена не производится ежесменно и по мере загрязнения; не созданы условия для сбора грязной санитарной одежды, ее стирка производится в домашних условиях (не представлены документы, подтверждающие проведение стирки централизовано) (пп.223 и 224).

 

Выявленные нарушения могут быть устранены путем организации надлежащего контроля за соблюдением санитарных норм и правил.

Кроме того, при применении ст.16.8 КоАП необходимо учитывать то, что:

1) частью второй статьи 12.17 КоАП предусмотрена административная ответственность за реализацию или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации;

2) за отсутствие документов о качестве административная ответственность предусмотрена ст.23.11 КоАП;

3) несоблюдение требований ТНПА влечет применение административной ответственности по части первой ст.23.12 КоАП.

При этом ст.16.8 КоАП является специальной по отношению к части первой ст.12.17 КоАП (правила торговли также включают нормы, указывающие на необходимость соблюдения санитарных правил).

 

27.05.2015

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук