


Материал помещен в архив
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ
![]() |
Справочно (об авторе) Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
![]() |
Обратите внимание! В соответствии частью 1 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение правил торговли, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин. |
![]() |
Ситуация 1 При проведении проверки в кафе были установлены нарушения Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384 (далее - Правила № 384). |
Нарушения заключались в следующем:
• не было обеспечено наличие в постоянной продаже в соответствии с ассортиментным перечнем, согласованным с местным исполнительным и распорядительным органом, следующих товаров: четыре наименования холодных блюд и закусок (в наличии два наименования), одно наименование горячих блюд (в наличии два наименования), одно наименование кондитерских и булочных изделий (в наличии одно наименование), два-три наименования сладких блюд, десертов (п.5 Правил № 384);
• на всех оформленных ценниках отсутствовала информация для покупателя о стране происхождения товаров, а также подписи лица, уполномоченного продавцом (часть первая п.22 Правил № 384);
• на реализуемые сигареты, пиво, жевательные резинки «Дирол», «Орбит» отсутствовали оформленные в установленном законодательством порядке ценники (часть первая п.22 Правил № 384);
• в меню отсутствовала подпись лица, уполномоченного продавцом, дата оформления меню. На алкогольные напитки, реализуемые в розлив, в меню не была указана емкость потребительской тары и цена, а на реализуемые соки, пиво - объем порции (часть первая п.22 Правил № 384);
• не было обеспечено выполнение основных требований к столовой посуде (п.43 Правил № 384, п.22 Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 04.10.2010 № 26). Согласно необходимой номенклатуре посуды в кафе отсутствовали приборы столовые (нож, вилка, ложка), пивная кружка;
• в зале кафе хранились товары (продукция, полуфабрикаты) при температуре, не обеспечивающей установленного температурного режима хранения: при температуре +20°С представлены непосредственно в баре зала (вне холодильного оборудования) вскрытые пакеты соков «Добрый» в ассортименте (семь наименований) (согласно информации, нанесенной производителем на упаковку, вскрытую упаковку необходимо хранить в холодильнике не более суток) (пп.6, 7 Правил № 384).
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с частью 2 ст.12.17 КоАП предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности (хранения, реализации) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 30 до 500 базовых величин.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 2 ст.12.17 КоАП предполагает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 500 базовых величин (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З). |
![]() |
Ситуация 2 При проведении проверки в магазине было установлено, что в нарушение требований п.3 ст.13 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», п.3 части десятой ст.11 Закона Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», п.26 Правил № 384 потребителям 27 мая 2014 г. были предложены товары с истекшими сроками годности (хранения, реализации), согласно маркировке изготовителей на потребительской упаковке, путем выставления на витрине с ценником. |
С истекшими сроками годности (хранения, реализации) оказались следующие товары:
• кекс с какао, дата изготовления - 21 мая 2014 г., срок годности - 36 ч (до 24 мая 2014 г.), 5 шт. по цене 3 400 руб. за 1 шт. на сумму 17 000 руб.;
• рулет «Экстра», дата изготовления - 23 мая 2014 г., срок годности - 36 ч (до 26 мая 2014 г.), 0,858 кг по цене 60 250 руб. за 1 кг на сумму 51 695 руб.;
• беляши, время и дата изготовления - 8:00 26 мая 2014 г., срок годности - до 8:00 27 мая 2014 г., 9 шт. по цене 4 300 руб. за 1 шт. на сумму 38 700 руб.;
• жевательная конфета «Фруттелла», дата изготовления - 1 февраля 2013 г., срок годности - до 1 февраля 2014 г., 3 шт. по цене 4 100 руб. за 1 шт. на сумму 12 300 руб.;
• пирожки с картошкой, время и дата изготовления - 8:00 26 мая 2014 г., срок годности - до 8:00 27 мая 2014 г., 8 шт. по цене 1 300 руб. за 1 шт. на сумму 10 400 руб.;
• разрыхлитель теста, дата изготовления - 15 октября 2011 г., срок годности - до 15 октября 2013 г., 3 уп. по цене 1 850 руб. за 1 уп. на сумму 5 550 руб.;
• бальзам «Чародей», 0,5 л, дата розлива - 18 декабря 2012 г., срок годности - до 18 декабря 2013 г., 2 бут. по цене 24 200 руб. за 1 бут. на сумму 48 400 руб.;
• пряники заварные «Патешки», дата изготовления - 18 марта 2014 г., срок годности - до 1 мая 2014 г., 1,072 кг по цене 29 700 руб. за 1 кг на сумму 31 838 руб.;
• печенье сладости мучные «Восторг», дата изготовления - 6 октября 2013 г., срок годности - до 6 апреля 2014 г., 1,470 кг по цене 33 350 руб. за 1 кг на сумму 49 025 руб.;
• конфеты «Красная шапочка», дата изготовления - 14 августа 2013 г., срок годности - до 14 апреля 2014 г., 0,620 кг по цене 85 850 руб. за 1 кг на сумму 53 227 руб.;
• пряники шоколадные, дата изготовления - 11 марта 2014 г., срок годности - до 25 апреля 2014 г., 3,520 кг по цене 33 650 руб. за 1 кг на сумму 118 448 руб.;
• печенье юбилейное «Утро», дата изготовления - 20 сентября 2013 г., срок годности - до 20 марта 2014 г., 4 шт. по цене 7 800 руб. за 1 шт. на сумму 31 200 руб.;
• печенье «К кофе», дата изготовления - 18 сентября 2013 г., срок годности - до 18 сентября 2014 г., 3 шт. по цене 7 800 руб. за 1 шт. на сумму 23 400 руб.;
• рулет с кремом капучино «7 DAYS», дата изготовления - 18 сентября 2013 г., срок годности - до 18 марта 2014 г., 9 шт. по цене 8 600 руб. за 1 шт. на сумму 77 400 руб.;
• халва «Орешек», дата изготовления - 27 сентября 2013 г., срок годности - до 27 марта 2014 г., 7 шт. по цене 2 750 руб. за 1 шт. на сумму 19 250 руб.;
• конфеты «С праздником» в коробках, дата изготовления - 25 апреля 2013 г., срок годности - до 25 апреля 2014 г., 3 шт. по цене 25 350 руб. за 1 шт. на сумму 76 050 руб.;
• газированная вода «Аура», 0,5 л, дата изготовления - 4 сентября 2013 г., срок годности - до 3 марта 2014 г., 1 бут. по цене 5 050 руб.;
• консервы «Салака копченая», дата изготовления - 23 марта 2012 г., срок годности - до 23 марта 2014 г., 11 банок по цене 13 700 руб. за 1 банку на сумму 150 700 руб.;
• сухарики «Кириешки», дата изготовления - 15 августа 2013 г., срок годности - до 15 апреля 2014 г., 1 уп. по цене 3 700 руб.;
• рис азиатский «Националь», дата изготовления - 1 марта 2013 г., срок годности - до 1 декабря 2013 г., 1 уп. по цене 12 050 руб.;
• сырок творожный глазированный «Молочная страна», дата изготовления - 11 мая 2014 г., срок годности - до 26 мая 2014 г., 2 шт. по цене 4 250 руб. за 1 шт. на сумму 8 500 руб.
Всего в магазине было допущено в продажу после истечения сроков годности товаров на общую сумму 1 836 542 руб.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с частью 4 ст.12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.17 КоАП предполагает наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров (в редакции Закона № 95-З). |
![]() |
Ситуация 3 В ходе осмотра складских помещений овощехранилища 26 февраля 2014 г. (акт осмотра от 26.02.2014) была произведена сверка фактического наличия продукции растениеводства с данными бухгалтерского учета. |
Сверкой было установлено, что при наличии в остатках капусты свежей в количестве 11 400,1 кг ее фактический остаток составлял 0 кг. Недостача капусты свежей в количестве 11 400,1 кг образовалась в результате ее порчи. Первичные учетные документы, подтверждающие факт порчи и выбытия продукции растениеводства (акты на списание, накладные на вывоз отходов, сопроводительные паспорта), не оформлялись.
Несмотря на фактическое отсутствие капусты свежей на складе плодоовощной продукции, в марте 2013 г. был зафиксирован факт отгрузок с данного склада указанной продукции в розничную торговую сеть районного потребительского общества и сторонним получателям. Всего осуществлено 26 отгрузок общим количеством 2 034,6 кг на сумму 5 280 030 руб. Документы, подтверждающие приобретение капусты свежей и ее поступление на склад, проверке не были предъявлены. Согласно объяснениям кладовщика отгружавшаяся со склада капуста свежая в количестве 2 034,6 кг была приобретена за наличный расчет с целью покрытия недостачи и какие-либо документы, подтверждающие легальность приобретения, отсутствуют.
![]() |
Обратите внимание! На плательщика возложена обязанность обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке (подп.1.12 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вышеназванная норма содержится в подп.1.15 п.1 ст.22 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159. |
Таким образом, в ходе проведения сверки было установлено, что в нарушение требований подп.1.12 п.1 ст.22 НК проверяемым субъектом в марте 2014 г. осуществлялась реализация товарно-материальных ценностей (капусты свежей) в количестве 2 034,6 кг на сумму 5 280 030 руб., которые были приобретены без наличия документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей.
![]() |
Ситуация 4 В ходе проверки было установлено, что в обществе с ограниченной ответственностью «О» в нарушение требований подп.1.12 п.1 ст.22 НК без документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, хранилось в арендованном им складском помещении трикотажное полотно и фурнитура иностранного производства на общую стоимость 49 168 000 руб. |
А именно:
• трикотажное полотно из синтетических нитей (артикул 025082, 1 рулон) весом брутто 22,5 кг стоимостью 1 800 000 руб.;
• трикотажное полотно из синтетических нитей (артикул 4902-1, 1 рулон) весом брутто 24,2 кг стоимостью 1 936 000 руб.;
• трикотажное полотно из синтетических нитей (артикул 6375/3, 4 рулона), 1 рулон весом 23,5 кг, 1 рулон - 18,1 кг, 1 рулон - 16,2 кг, 1 рулон - 23,1 кг, общим весом брутто 80,9 кг стоимостью 6 472 000 руб.;
• трикотажное полотно из синтетических нитей (артикул ОК-1001, 4 рулона), 1 рулон весом 19,8 кг, 1 рулон - 16,0 кг, 1 рулон - 18,6 кг, 1 рулон - 18,7 кг, общим весом брутто 73,1 кг стоимостью 5 848 000 руб.;
• трикотажное полотно из синтетических нитей (артикул 2164-В, 2 рулона), 1 рулон весом 37,8 кг, 1 рулон - 30,6 кг, общим весом брутто 68,4 кг стоимостью 5 472 000 руб. Всего общий вес брутто трикотажного полотна составил 269,1 кг на сумму 21 528 000 руб.
Фурнитура:
• брошь цветок без булавки (стекло синего цвета) - 89 шт. стоимостью 1 780 000 руб.;
• брошь цветок без булавки (стекло серого цвета) - 295 шт. стоимостью 5 900 000 руб.;
• брошь из ткани (клетка) на булавке - 998 шт. стоимостью 19 960 000 руб.
Документы, подтверждающие приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей на вышеуказанные товары (ткань, фурнитура), согласно письменному требованию не были представлены. В проверяемом обществе наличие неучтенных изделий позволило бы выпустить и реализовывать их без отражения в бухгалтерском учете выручки и уплаты налогов.
24.12.2014
Александр Денисевич, кандидат юридических наук