


Материал помещен в архив
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМИ
Министерство торговли Республики Беларусь в целях совершенствования регулирования розничной торговли с использованием интернет-магазинов на постоянной основе осуществляет контроль за соответствием информации, доводимой до сведения потребителей на сайтах этих магазинов, требованиям законодательства.
В материале рассмотрены наиболее типичные нарушения законодательства о торговле, защите прав потребителей и рекламе, выявленные при проверке интернет-магазинов.
![]() |
Справочно Информацию о приостановлении деятельности интернет-магазинов см. на сайте Министерства торговли Республики Беларусь http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=1&Itemid=30. |
Отсутствие необходимой информации на главной странице интернет-магазина
Информация, которую должен разместить продавец на главной странице интернет-магазина, указана в пп.7, 8 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (далее - Правила).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. в Правила внесены изменения постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363, изменено название: «Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли». |
Субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь (п.3 ст.19 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин, представляющий собой информационный ресурс, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п.3 ст.16 Закона № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З). Комментарии см. здесь. |
Примеры нарушений
На главной странице интернет-магазина отсутствует информация о:
• месте жительства индивидуального предпринимателя или месте нахождения юридического лица;
• государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании органа, осуществившего такую регистрацию;
• дате регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь (как правило, интернет-магазин не зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь).
Рисунок 1 |
![]() |
Отсутствие необходимой информации о товаре в интернет-магазине
Согласно п.9 Правил продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Перечень необходимой информации указан в подп.9.1 п.9 Правил.
Примеры нарушений
В интернет-магазине отсутствует информация о:
• наименовании, месте нахождения изготовителя, а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание, если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель, - отсутствие указания фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя (как правило, продавцом указывается только страна производителя, а необходимо указывать полное местонахождение);
• гарантийном сроке товара;
• цене и условиях доставки товара;
• цене товара в белорусских рублях (чаще указывается цена как в белорусских рублях, так и в условных единицах, реже только в условных единицах).
Рисунок 2 |
![]() |
Кроме того, в интернет-магазине не указана информация о:
• возможности расчета за приобретаемый в интернет-магазине товар путем дистанционного перечисления денежных средств;
• документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром (кассовый чек). Образцы таких документов и порядок их оформления не размещены на сайте интернет-магазина.
Рисунок 3 |
![]() |
Нарушения интернет-магазинами законодательства о защите прав потребителей
В интернет-магазинах до сведения клиентов часто доводится информация, которая противоречит Закону Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей».
Примеры нарушений
В интернет-магазинах размещается информация о:
• возврате товара ненадлежащего качества, в части обязанности потребителя обратиться с некачественным товаром в сервисный центр, а потом с полученным актом сервисного центра к продавцу товара.
Рисунок 4 |
![]() |
А также о:
• взыскании с потребителей стоимости доставки товара в двойном размере, если потребитель отказался от приобретения товара (противоречит п.22 Правил).
Рисунок 5 |
![]() |
Нарушения законодательства о рекламе
В интернет-магазинах нередко размещается (распространяется) реклама с нарушением требования п.1 ст.26 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» в части использования слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе продукции, товара перед другими товарами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться ст.26 Закона № 225-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 82-З. |
Рисунок 6 |
![]() |
Рисунок 7 |
![]() |
05.01.2015
Дина Полуян, главный специалист управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь