Пособие от 29.09.2014
Автор: Денисевич А.

Типичные нарушения законодательства при распоряжении государственным имуществом и пользовании земельным участком, выявляемые контролирующими органами (статьи 23.27, 23.41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)


 

Материал помещен в архив

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАСПОРЯЖЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(статьи 23.27, 23.41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом (ответственность по статье 23.27)

Справочно

Санкции по части 1 ст.23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП):

• нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду или ином распоряжении государственным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом, не повлекшее выбытия имущества из государственной собственности либо собственности этого хозяйственного общества, влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо - от 20 до 200 базовых величин.

 

Пример

По состоянию на 1 апреля 2014 г. унитарное предприятие заключило пять договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей. В договорах аренды предусмотрена ответственность арендаторов за несвоевременную оплату и нецелевое использование арендуемого имущества. К договору аренды приложены планы арендуемых помещений, расчеты арендной платы. Передача имущества осуществлялась по актам приема-передачи.

Размеры арендной платы за сдаваемые в аренду площади в зданиях и изолированных помещениях предприятием определены в соответствии с требованиями Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150.

Проверкой установлено, что без принятия соответствующего решения райисполкома унитарное предприятие передало в аренду нежилые помещения по трем заключенным договорам аренды.

В проверяемом периоде предприятие обязано было обеспечить перечисление в районный бюджет 50 % средств, полученных от сдачи в аренду имущества.

Проверкой установлено, что за 2012 г. и текущий период 2014 г. унитарное предприятие не обеспечило перечисление в районный бюджет 50 % средств, полученных от сдачи в аренду имущества в сумме 7 410 570 руб.

Самовольное занятие земельного участка (ответственность по статье 23.41)

Справочно

Санкции по ст.23.41 КоАП:

• самовольное занятие земельного участка влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - от 50 до 300 базовых величин.

 

Согласно части первой ст.20 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее - КоЗ) земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования.

Создание, изменение, прекращение существования земельного участка, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, за исключением случаев, указанных в части второй ст.21 КоЗ, а также прекращения права временного пользования земельным участком или права аренды земельного участка в связи с истечением срока пользования им, удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, выдаваемым организацией по государственной регистрации (часть первая ст.21 КоЗ).

 

Обратите внимание!

Право на земельный участок возникает у гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации (часть третья п.7 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», далее - Указ № 667).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 марта 2018 г. следует руководствоваться пп.1-125 Указа № 667 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463.

 

Документы, удостоверяющие права на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в т.ч. до 1 февраля 2006 г., являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации (часть третья ст.21 КоЗ).

Согласно части первой ст.72 КоЗ самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него.

 

Пример 1

В нарушение части первой ст.21 КоЗ, части третьей п.7 Указа № 667 в проверяемом периоде и на момент проверки (28 апреля 2014 г.) предприятием эксплуатировались помещения на земельных участках общей площадью 26,05 га, свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации права на которые на предприятии отсутствовали.

 

Пример 2

Решением райисполкома предприятию был предоставлен земельный участок в постоянное пользование для обслуживания автозаправочной станции общей площадью 0,489 9 га. При обследовании указанного участка было установлено, что уборная и контейнерная, обнесенные железобетонным забором, которые числились на балансе предприятия, находятся за границами предоставленного ранее участка и расположены на лесных землях площадью 0,001 3 га.

Таким образом, предприятием было допущено самовольное занятие земельного участка площадью 0,001 3 га лесных земель для строительства и обслуживания уборной и контейнерной (на бетонном фундаменте) и железобетонного ограждения, чем были нарушены часть третья п.7 Указа № 667, часть первая ст.20, абзацы 1, 2 части первой ст.70 КоЗ, обязывающие землепользователей использовать земельные участки в соответствии с правоудостоверяющими документами на них, а также с условиями отвода земельных участков.

Решением райисполкома предприятию был предоставлен земельный участок в постоянное пользование для размещения автозаправочной станции общей площадью 0,625 2 га. При обследовании вышеуказанного участка было установлено, что на земельном участке площадью 0,025 1 га предприятием размещены металлические контейнеры, асфальтная дорога и тротуары, которые числились по данным бухгалтерского учета предприятия, но находились на землях общего пользования, т.е. за границами предоставленного участка.

Таким образом, предприятием было допущено самовольное занятие земельного участка площадью 0,025 1 га земель общего пользования для размещения металлических контейнеров, строительства асфальтной дороги и тротуаров, чем были нарушены требования части третьей п.7 Указа № 667, части первой ст.20, абзацев 1, 2 части первой ст.70 КоЗ.

 

29.09.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук