Пособие от 31.05.2010
Автор: Овсейко С.

Трансфертное ценообразование в Беларуси: законодательное регулирование


 

Материал помещен в архив

 

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Ценообразование

Статья 6 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» гласит: «в Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы)».

При этом Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (сметой в строительстве, калькуляцией с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, на товары, производимые из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного нерезидентом Республики Беларусь на переработку, подлежащих вывозу за пределы республики), расчетом цен в установленном порядке на импортируемые товары).

Передача продукции для производственного использования между юридическими лицами, объединенными в финансово-промышленные или иные хозяйственные группы (примечание 1) либо являющиеся участниками холдинга, осуществляется по ценам, определяемым в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее - Инструкция № 183). При этом участники группы (холдинга) имеют право формировать отпускные цены на передаваемую продукцию без прибыли (п.11 Инструкции № 183). Прибыль включается в отпускную цену на готовую продукцию, совместно выпускаемую участниками группы (холдинга).

Таким образом, применение трансфертных цен (по крайней мере, отличающихся от средних в меньшую сторону) белорусским законодательством о ценообразовании допускается.

Закон РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» не может быть применен к трансфертному ценообразованию. Хотя некоторые его положения и направлены на противодействие такому ценообразованию (например, установленный ст.6 запрет заключения соглашений между хозяйствующими субъектами, направленных на необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен), все же у антимонопольного законодательства несколько иные цели и методы. Кроме того, в рамках взаимосвязанной группы компаний для установления особых правил ценообразования нет необходимости в заключении каких-то особых соглашений, так как все может решаться в административном или неформальном порядке.

 

 

От редакции: С 1 июля 2014 г. взамен Закона № 2034-XII принят новый Закон РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 

Неприменимо к трансфертному ценообразованию и законодательство об оценочной деятельности, поскольку в перечне случаев, когда проведение оценки является обязательным, трансфертное ценообразование не названо (перечень приведен в п.21 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615).

Таможенное законодательство

Таможенное законодательство содержит детально разработанные правила, которые могут быть использованы против трансфертного ценообразования, осуществляемого путем занижения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Согласно ст.13 Закона РБ от 03.02.1993 № 2151-XII «О Таможенном тарифе» (далее - Закон № 2151-XII) определение таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов:

1) по цене сделки с ввозимым товаром. Этот метод является основным и предполагает использование для таможенной оценки цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый на территорию Республики Беларусь товар, скорректированной в соответствии с частью третьей ст.14 Закона № 2151-XII на величину транспортных и прочих расходов. В случае невозможности применения основного метода последовательно применяются методы, указанные ниже. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товара не может быть определена путем применения предыдущего (по заявлению декларанта методы на основе вычитания стоимости и на основе сложения стоимости могут применяться в обратной последовательности). Все остальные 5 методов и порядок их применения детально регламентированы ст.15-19 Закона № 2151-XII;

2) по цене сделки с идентичным товаром, т.е. товаром, одинаковым с оцениваемым, в т.ч. по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке;

3) по цене сделки с однородным товаром, т.е. товаром, который не является одинаковым, но имеет сходные характеристики и состоит из схожих компонентов, что позволяет ему выполнять те же функции, что и оцениваемый товар, и быть коммерчески взаимозаменяемым;

4) на основе вычитания стоимости. При применении данного метода в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемый, идентичный или однородный товар продается в наибольшем совокупном количестве одновременно с ввозом оцениваемого товара первому покупателю, не являющемуся взаимосвязанным с продавцом. При этом продажа должна быть осуществлена одновременно с ввозом оцениваемого товара, а при отсутствии такой продажи учитывается наиболее близкая после ввоза оцениваемого товара дата продажи, но не позднее 90 календарных дней с даты ввоза оцениваемого товара;

5) на основе сложения стоимости, когда в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения: а) стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; б) суммы прибыли и общих расходов, включаемых в цену при продаже товара того же класса или вида, что и оцениваемый товар, произведенный в стране экспорта для поставки в Республику Беларусь; в) стоимости отдельных расходов;

6) резервный метод, когда таможенная стоимость оцениваемого товара определяется на основании данных, имеющихся в Республике Беларусь, согласно принципам и общим положениям таможенной оценки, установленным Всемирной торговой организацией: базирование оценки в максимально возможной степени на цене сделки ввозимого товара; унификация оценки, обеспечение единообразия в осуществлении оценки товара в таможенных целях; объективность и беспристрастность критериев оценки; совместимость оценки с коммерческой практикой, недопустимость создания ситуаций или использования методов оценки, которые не встречаются в коммерческой практике; использование ближайших эквивалентов (альтернативных стоимостей) при невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки с ввозимым товаром.

Указанные нормы не могут быть применены для налоговых целей ни прямо, ни по аналогии (п.7 ст.3 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК)) (примечание 2). Следует также отметить, что таможенное законодательство имеет свою специфику по сравнению с налоговым. Так, решения, в т.ч. и касающиеся корректировки таможенной стоимости, должны приниматься в максимально сжатые сроки (согласно ст.67 Таможенного кодекса РБ производство таможенного оформления должно быть завершено не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем начала таможенного оформления). Кроме того, действия, совершаемые в рамках налогового и таможенного законодательства, приводят к прямо противоположным результатам: если таможенное законодательство, корректируя таможенную стоимость импортируемого товара в большую сторону, увеличивает тем самым размер таможенных пошлин, то для целей налогообложения такие действия сокращают налоговую базу.

 

 

От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ.

Налоговое законодательство

В белорусском налоговом законодательстве нет ни специальных норм, аналогичных ст.40 Налогового кодекса РФ, ни методов, которые имеются в таможенном законодательстве. Это можно объяснить несколькими причинами: 1) налоговой нейтральностью внутреннего трансфертного ценообразования, когда снижение налоговой базы у одного налогоплательщика осуществляется, как правило, за счет пропорционального увеличения у другого, и наоборот; 2) наличием указанных выше норм в таможенном законодательстве, которое способно выполнять компенсационную функцию в случае использования трансфертного ценообразования во внешнеторговых сделках; 3) несовпадением целей, преследуемых законодательством о ценообразовании и налоговым законодательством. Так, законодательство о ценообразовании направлено на сдерживание роста цен, что приводит к сокращению налоговой базы.

Отдельные положения, касающиеся распределения внутрифирменных доходов и затрат при осуществлении деятельности иностранных организаций в Республике Беларусь, содержатся в Особенной части НК. В частности, согласно пп.7-8 ст.139 Особенной части НК при определении размера прибыли постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь допускает использование расчетного метода в случаях, если такая прибыль не может быть определена исходя из документально подтвержденной выручки за вычетом документально подтвержденных затрат. При этом валовая прибыль, подлежащая налогообложению на территории Республики Беларусь, рассчитывается как произведение валовой прибыли иностранной организации и коэффициента, позволяющего определить удельный вес прибыли, подлежащей налогообложению в Республике Беларусь. Коэффициент определяется как удельный вес одного из показателей финансово-хозяйственной деятельности постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь, согласованного иностранной организацией с налоговым органом, в общем объеме аналогичного показателя иностранной организации (затраты рабочего времени, суммы понесенных расходов или полученной выручки, отгруженная продукция, выполненные работы, оказанные услуги или иной показатель, согласованный с налоговым органом).

Налоговые органы вправе потребовать от иностранной организации представления первичных учетных и других документов для проверки правильности определения валовой прибыли. В течение налогового периода не допускается изменение принятого коэффициента исчисления валовой прибыли.

Если же валовая прибыль иностранной организации, подлежащая налогообложению в Республике Беларусь, не может быть рассчитана указанным выше методом (по причине отсутствия сведений о валовой прибыли иностранной организации и (или) данных, необходимых для расчета коэффициента), она определяется на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), занимающихся аналогичными видами деятельности на территории Республики Беларусь, в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам РБ.

При определении затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, кроме затрат, понесенных в Республике Беларусь, включаются затраты, понесенные за пределами Республики Беларусь и непосредственно связанные с осуществлением деятельности ее постоянного представительства в Республике Беларусь, включая управленческие и общеадминистративные затраты (п.9 ст.139 Особенной части НК).

Однако такие затраты должны быть подтверждены соответствующим заключением аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация, которое представляется налоговому органу не позднее срока, предусмотренного для представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за отчетный период, к которому относятся эти затраты.

Если такие затраты являются частью общей суммы затрат, понесенных иностранной организацией за пределами Республики Беларусь (т.е. если затраты понесены не только для постоянного представительства в Республике Беларусь), то в заключении аудиторской организации (аудитора) иностранного государства должно быть указано, в каком размере (части, проценте) данные затраты относятся к осуществлению деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и каким образом (по какому признаку) определяется этот размер (часть, процент).

В тех случаях, когда иностранная организация не имеет постоянного представительства на территории Республики Беларусь, но получает доходы, например, от реализации товаров на условиях договоров поручения, комиссии, иных аналогичных договоров, из общей суммы дохода, начисленного иностранной организации, вычитаются документально подтвержденные затраты, в сумме цены приобретения товара, учтенной в товаросопроводительных документах (или затрат на производство этого товара). Затраты принимаются только в части, приходящейся на фактически реализованные товары, в т.ч. с территории Республики Беларусь за ее пределы. Если условия договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров, а также грузовые таможенные декларации с инвойсами, товарно-транспортные накладные или другие документы не позволяют определить цену приобретения реализуемого товара (затрат на его производство) в связи с неуказанием размера вознаграждения иностранной организации, налоговая база налога на доходы определяется исходя из начисленной суммы дохода за вычетом затрат, подтвержденных документально (подп.1.1.2 п.1 ст.147 Особенной части НК).

В налоговом законодательстве отсутствуют и специальные составы административных правонарушений, связанных с трансфертным ценообразованием. Существуют, правда, отдельные статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), которые имеют лишь опосредованное отношение к рассматриваемому вопросу:

1) статья 13.5 «Нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета» устанавливает административную ответственность за нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов (примечание 3). Применительно к данной статье элементами налогового учета признаются имеющие соответствующие характеристики показатели, учитываемые либо исключаемые при определении размера налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, в т.ч. доходы и расходы.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, отраженных в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета или иных документах. Налоговый учет ведется посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета (п.3 Инструкции о порядке ведения налогового учета, утвержденной постановлением Минфина РБ и МНС РБ от 16.12.2003 № 173/114). Таким образом, применительно к трансфертному ценообразованию в ст.13.5 КоАП речь, прежде всего, может идти о нарушении правил постановки на учет и оценки активов и обязательств, изложенных в ст.11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII) и прочих актах бухгалтерского законодательства (примечание 4).

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»;

 

2) статья 12.6 «Превышение предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и нарушение установленного порядка регистрации цен (тарифов)» может быть применена к трансфертному ценообразованию лишь в случаях завышения цен в сделках между связанными лицами, сопряженного с нарушением соответствующих процедур;

3) пункт 5 ст.12.9 «Нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности» предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка отнесения на себестоимость товара, произведенного на территории Республики Беларусь, расходов на его приобретение у нерезидента. Состав этих расходов также весьма специфичен и относится к посреднической внешнеторговой деятельности.

Таким образом, белорусское налоговое законодательство весьма терпимо относится к трансфертному ценообразованию, не считая его налоговым или финансовым правонарушением и не предусматривая (за исключением таможенных процедур в рамках тарифного регулирования) специальных механизмов пересчета налоговой базы.

Международные договоры

В отличие от внутреннего законодательства международные договоры, в которых участвует Республика Беларусь, широко используют термин «трансфертное ценообразование» и устанавливают для него специальные правила. Так, Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), вступивший в силу для Республики Беларусь с 29 мая 2007 г., в числе прочего предусматривает, что налоговые органы государств - членов ЕврАзЭС в целях контроля за трансфертным ценообразованием обмениваются информацией, касающейся: а) расходов, связанных с доставкой товаров (транспортные расходы, страхование, предэкспортное кредитование и т.д.) потребителям, находящимся на территории государств - членов ЕврАзЭС; б) сроков и условий доставки отгруженных товаров, а также их оплаты; в) качества поставляемых товаров (работ, услуг); г) ценообразования в отношении продуктов переработки; д) рыночных цен на товары (работы, услуги), сложившихся на рынках государств - членов ЕврАзЭС; е) тарифов на перевозку, хранение и переработку товаров на территории государств - членов ЕврАзЭС; ж) других сведений, необходимых для осуществления контроля за трансфертным ценообразованием. Такая информация предоставляется налоговым органом государства - члена ЕврАзЭС не позднее 30 календарных дней со дня получения запроса.

Кроме того, Республика Беларусь заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения более чем с 60 государствами, и подавляющее большинство этих соглашений построено по модели Типовой Конвенции о налогообложении доходов и капитала (далее - Типовая Конвенция), разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). В ней имеется ст.9 «Ассоциированные предприятия», специально посвященная трансфертному ценообразованию. Данная статья применяется в следующих случаях: а) когда одно предприятие прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале другого либо же одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале обоих предприятий; б) когда в коммерческих и финансовых взаимоотношениях между такими предприятиями устанавливаются условия, отличные от тех, что существуют между независимыми лицами. Следствием такой ситуации является возможность того договаривающегося государства, которое в результате трансфертного ценообразования потеряло возможность обложения налогом части прибыли, включить эту «утраченную прибыль» в состав налогооблагаемой на своей территории прибыли (т.е. произвести так называемую первичную корректировку налога). Для исключения двойного налогообложения одной и той же прибыли п.2 ст.7 Типовой Конвенции предусматривает так называемую вторичную корректировку: прибыль, «утраченная» первым государством в результате трансфертного ценообразования, но затем обложенная им на основании п.1 ст.7 Типовой Конвенции, исключается из налогооблагаемой базы во втором государстве. Таким образом, восстанавливается своего рода статус-кво: для целей налогообложения результат применения трансфертных цен просто не принимается во внимание.

Статьи, аналогичные описанной выше ст.9 Типовой Конвенции, имеются в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Беларусь со следующими странами: Австрия (16.05.2001), Азербайджан (09.08.2001), Армения (19.07.2000), Бахрейн (27.10.2002), Бельгия (07.05.1995), Болгария (09.12.1996), Венгрия (19.02.2002), Венесуэла (08.12.2007), Германия (30.09.2005), Израиль (11.04.2000), Иран (14.07.1995), Италия (11.08.2005), Казахстан (11.04.1997), Катар (03.04.2007), Кипр (29.05.1998), Китай (17.01.1995), КНДР (30.06.2006), Кувейт (10.07.2001), Кыргызстан (26.06.1997), Латвия (07.09.1995), Ливан (19.06.2001), Литва (18.07.1995), Македония (19.05.2005), Молдова (23.12.1994), Монголия (28.05.2001), ОАЭ (27.03.2000), Оман (15.04.2007), Пакистан (23.07.2004), Румыния (22.07.1997), Сирия (11.03.1998), Словакия (12.07.1999), Таджикистан (23.03.1999), Таиланд (15.12.2005), Туркменистан (17.05.2002), Турция (24.07.1996), Узбекистан (22.12.1994), Украина (24.12.1993), Финляндия (18.12.2007), Хорватия (11.06.2003), Швейцария (26.04.1999), Швеция (10.03.1994), ЮАР (18.09.2002), Югославия (30.01.1998), Южная Корея (20.05.2002), Эстония (21.01.1997). В соглашении с Польшей (18.11.1992) текст формулировок отличается от текста ст.9 Типовой Конвенции, но смысл их равнозначен смыслу текста ст.9 Типовой Конвенции.

В ряде соглашений текст статьи, аналогичной ст.9 Типовой Конвенции, изменен. Так, в соглашениях с Вьетнамом (24.04.1997), Индией (27.09.1997) и Чехией (14.10.1996) отсутствуют нормы о вторичной корректировке. В соглашении с Нидерландами (26.03.1996), напротив, присутствует оговорка о том, что при наличии между ассоциированными предприятиями соглашений о совместном финансировании затрат или об оказании общих услуг для распределения на их основе управленческих, общеадминистративных, технических и коммерческих расходов не проводится первичная корректировка. В соглашении с Египтом (16.06.1998) ст.9 Типовой Конвенции дополнена двумя нормами о том, что: 1) первичная корректировка не может быть произведена по истечении сроков, предусмотренных национальным законодательством, но в любом случае если прошло более 5 лет; 2) нормы о вторичной корректировке и о сроках давности не применяются в случаях обмана, умышленной неуплаты или халатности.

В то же время положения о трансфертном ценообразовании отсутствуют в соглашениях с Великобританией (31.07.1985), Данией (21.10.1986), Испанией (01.03.1985), Канадой (13.06.1985), Малайзией (31.07.1987), Норвегией (15.02.1980), Россией (21.04.1995), США (20.06.1973), Францией (04.10.1985), Японией (18.01.1996). Как видим, за исключением соглашений с Россией и Японией, остальные были заключены еще бывшим СССР более 20 лет назад.

Несмотря на то что большинство соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Беларусь с зарубежными странами, предусматривает возможность проведения налоговых корректировок в случаях использования трансфертных цен, специалистами возможность такой корректировки оспаривается. Считается, что: 1) международные налоговые соглашения не могут дать каждой стране больше прав, чем это предусмотрено ее национальным законодательством; 2) такие соглашения не создают новых налоговых законов, а лишь призваны обеспечить «мягкую» и надежную стыковку национальных налоговых законодательств (примечание 5).

«Принцип вытянутой руки» применяется в Типовой Конвенции ОЭСР (пп.2-3 ст.7) и по отношению к прибыли постоянных представительств: на счет постоянного представительства относится та часть прибыли, которую оно могло бы получить, действуя как самостоятельное предприятие. Допускается вычитать из такой прибыли расходы, включая общеуправленческие и административные, понесенные как в стране деятельности, так и за рубежом. Как видим, «принцип вытянутой руки» действует с некоторыми ограничениями, позволяя распределять между постоянным представительством и головной организацией некоторые виды расходов.

 

Примечание 1. Финансово-промышленная группа - объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы, созданное и зарегистрированное в соответствии с Законом РБ от 04.06.1999 № 265-З «О финансово-промышленных группах» в целях обеспечения экономической интеграции ее участников для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и расширение рынков их сбыта, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Хозяйственной группой является совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой одним из способов, перечисленных в подп.2.1 п.2 Указа Президента РБ от 27.11.1995 № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (если иное не предусмотрено законодательством для отдельных форм хозяйственных групп).

Финансово-промышленная группа и хозяйственная группа не являются юридическими лицами.

Примечание 2. Законодательства зарубежных стран также исходят из автономии налоговой и таможенной оценок, которые пересекаются нечасто. Один из случаев увязки налоговой и таможенной оценок имеется в американском налоговом законодательстве, предусматривающем, что оценка импортированного товара для целей исчисления налога на доходы (определения вычитаемых расходов) не может превышать таможенную стоимость, исходя из которой начислены таможенные пошлины (см. Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования. - М., 2007. - С.79-80).

Примечание 3. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, повлекшее причинение ущерба в крупном или особо крупном размере, влечет уже уголовную ответственность (ст.243 Уголовного кодекса РБ).

Примечание 4. В частности, согласно ст.11 Закона № 3321-XII стоимость имущества, приобретенного за плату, определяется путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением, в т.ч. осуществляемых другими лицами на основании договоров. Стоимость активов, полученных безвозмездно, определяется путем суммирования стоимости активов на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением, в т.ч. осуществляемых другими лицами на основании договоров. Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом их индивидуальных особенностей (т.е. на основе их рыночной стоимости на дату оприходования).

В качестве прочих актов бухгалтерского законодательства следует рассматривать, в частности: Инструкцию по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденную постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199; Инструкцию по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденную постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118; Инструкцию по инвентаризации активов и обязательств, утвержденную постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180; Инструкцию об особенностях проведения инвентаризации, оценки и постановки на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности, утвержденную постановлением Государственного патентного комитета РБ, Минфина РБ, Комитета по авторским и смежным правам при Минюсте РБ, ГНК РБ от 10.05.2001 № 22/51/21-0/64 и др.

 

 

От редакции: С 1 января 2013 г. вступило в силу постановление Минфина РБ от 30.04.2012 № 26, которым утрачивает силу постановление № 118 и утверждается новая Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств.

 

Примечание 5. Дадалко В.А., Румянцева Е.В., Демчук Н.Н. Налогообложение в системе международных экономических отношений. - Мн., 2000. - С.121-122. Также считается, что положения международного договора могут лишь ограничивать сферу действия норм внутреннего права, но не могут дополнять или расширять их (Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования. - М., 2007. - С.143). См. также: Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. - М., 1997. - С.97.

 

31.05.2010 г.

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук

 

От редакции: С 10 июня 2010 г. постановление Минфина РБ и МНС РБ от 16.12.2003 № 173/114 «О вопросах ведения налогового учета» на основании постановления Минфина РБ и МНС РБ от 28.05.2010 № 64/42 утратило силу. 

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 01.07.2010 № 146-З (с 24 июля 2010 г.), от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

С 6 октября 2010 г. постановление Государственного патентного комитета РБ, Минфина РБ, Комитета по авторским и смежным правам при Минюсте РБ и ГНК РБ от 10.05.2001 № 22/51/21-0/64 «Об утверждении Инструкции об особенностях проведения инвентаризации, оценки и постановки на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности» на основании постановления ГКНТ РБ от 12.08.2010 № 19/92/64 утратило силу.

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 30.12.2011 № 330-З и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

C 18 февраля 2011 г. в Указ Президента РБ от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 06.08.2010 № 410 внесены изменения и дополнения.

С 1 марта 2011 г. Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 утратил силу.

С 14 апреля 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основании постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 утратило силу.

С 31 мая 2011 г. в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 14 октября 1996 на основании Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики от 11.08.2010 внесены изменения и дополнения.

С 16 июня 2011 г. в Инструкцию по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденную постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199, на основании постановления Минфина РБ от 06.06.2011 № 37 внесены изменения и дополнения.

С 18 января 2013 г. Закон РБ от 04.06.1999 № 265-З «О финансово-промышленных группах» на основании Закона РБ от 09.07.2012 № 388-З утратил силу.