Материал помещен в архив
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ
Основные положения
22 марта 1989 г. в г.Базель (Швейцария) Конференцией полномочных представителей была принята Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой отходов и их удалением (далее - Базельская конвенция, конвенция). В соответствии с Указом Президента РБ от 16.09.1999 № 541 «О присоединении Республики Беларусь к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» Республика Беларусь стала стороной конвенции.
В развитие данного Указа постановлением Совета Министров РБ от 15.10.1999 № 1590 «О мерах по выполнению Республикой Беларусь Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды) определено компетентным органом, ответственным за выполнение республикой требований Базельской конвенции.
Реализация принципов Базельской конвенции на практике сводится к следующим основным моментам:
• назначение каждой стороной конвенции компетентного органа.
![]() |
Справочно Понятие «компетентный орган» означает государственный орган, назначенный стороной конвенции нести ответственность, в пределах таких географических районов, которые сторона может найти уместными, за получение уведомления о трансграничной перевозке опасных или других отходов и любой информации, связанной с ней, и за обеспечение ответа на такое уведомление (ст.2 Базельской конвенции); |
• определение каждой стороной конвенции перечня отходов, которые рассматриваются или определяются как опасные в соответствии с ее национальным законодательством, и требований относительно трансграничной перевозки, распространяющихся на такие отходы;
• уведомление государством экспорта, производителем или экспортером в письменном виде через компетентный орган государства экспорта компетентных органов заинтересованных государств о любой предполагаемой трансграничной перевозке опасных или других отходов;
• запрет производителю или экспортеру опасных отходов со стороны государства экспорта на трансграничную перевозку отходов до момента получения письменного подтверждения того, что производитель или экспортер получил согласие в письменном виде от государства импорта (и заинтересованных государств транзита) на трансграничную перевозку отходов при определенных условиях или без них;
• покрытие любой трансграничной перевозки опасных или других отходов страхованием, залогом или иной гарантией по требованию государства импорта или государства транзита, являющегося стороной конвенции;
• принятие каждой стороной конвенции национального законодательства с целью предотвращения незаконного оборота опасных отходов и наказания за него.
Требования к трансграничной перевозке отходов в Республике Беларусь установлены в ст.27 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З), в частности:
1) ввоз отходов в Республику Беларусь допускается только в целях их использования в качестве вторичного сырья на территории Республики Беларусь. Таким образом, ввоз отходов в Республику Беларусь в целях их хранения на объектах хранения отходов, а также их захоронения и (или) обезвреживания на территории Республики Беларусь запрещается (части первая и вторая п.2 ст.27 Закона № 271-З);
2) ввоз в Республику Беларусь с территории государства - члена Таможенного союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства - члена Таможенного союза опасных отходов осуществляются на основании заключения (разрешительного документа) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, выдаваемого Минприроды (часть первая п.3 ст.27 Закона № 271-З);
3) ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывоз с таможенной территории Таможенного союза опасных отходов осуществляются на основании лицензий на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или на вывоз с таможенной территории Таможенного союза опасных отходов, выдаваемых Министерством торговли РБ, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (часть третья п.3 ст.27 Закона № 271-З);
4) собственники опасных отходов либо уполномоченные ими лица, осуществляющие ввоз опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещение транзитом через территорию Республики Беларусь, несут ответственность за причинение вреда при осуществлении их ввоза или перемещения транзитом и обязаны обеспечить исполнение обязательств по вывозу опасных отходов из Республики Беларусь при их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь, а также исполнение обязательств вследствие причинения вреда при ввозе опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь путем внесения залога денежных средств в республиканский бюджет (часть первая п.4 ст.27 Закона № 271-З).
Как было отмечено выше, каждая сторона Базельской конвенции устанавливает перечень отходов, которые рассматриваются или определяются как опасные в соответствии с ее национальным законодательством. Для Республики Беларусь данный перечень отходов указан в разделах 1.2 и 2.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (далее - Единый перечень товаров, решение № 134). При этом:
• раздел 1.2 Единого перечня товаров включает перечень опасных отходов, ввоз (и, соответственно, транзит) которых на территорию Таможенного союза запрещен. То есть все виды отходов, включенные в данный раздел, запрещены к ввозу на территорию Таможенного союза. Вывоз же их осуществляется в соответствии с требованиями Базельской конвенции (т.е. фактически их вывоз является ограниченным и требует получения соответствующего разрешения Минприроды для его осуществления);
• раздел 2.3 Единого перечня товаров включает перечень опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе. В данном случае ограниченность к перемещению через таможенную границу Таможенного союза означает необходимость получения разрешения на ввоз и (или) вывоз отходов, включенных в рассматриваемый перечень.
При использовании указанных перечней отходов целесообразно обратить внимание на следующие аспекты:
1) необходимо руководствоваться как кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) отхода. Так, например, из товаров, соответствующих коду ТН ВЭД ТС 3915, запрещенными к перемещению являются отходы упаковочной тары и контейнеров из пластмасс, загрязненные веществами, содержащими полихлорированные или полибромированные дифенилы. В иных случаях ввоз и (или) вывоз отходов, соответствующих коду ТН ВЭД ТС 3915, не является запрещенным (ограниченным);
2) запрещенными к ввозу и ограниченными к перемещению являются именно отходы. Таким образом, если на планируемый к ввозу и (или) вывозу товар не распространяется термин «отходы» (например, данный товар является продуктом, подтверждено установленным техническим нормативным правовым актом соответствие товара требованиям для данного вида продукции), то при его ввозе и (или) вывозе нет необходимости руководствоваться разделами 1.2 и 2.3 Единого перечня товаров даже при наличии в них соответствующих кодов ТН ВЭД ТС.
![]() |
Справочно Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (п.19 ст.1 Закона № 271-З). |
Виды разрешительной документации
В отношении трансграничной перевозки отходов можно выделить два вида разрешительных документов.
Лицензия на ввоз или вывоз опасных отходов (далее - лицензия), порядок получения которой установлен Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009, (далее - Соглашение о лицензировании), выдается в случае ввоза опасных отходов на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза опасных отходов с таможенной территории Таможенного союза.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение о лицензировании утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Исходя из п.1 ст.3 Соглашения о лицензировании лицензии выдаются уполномоченными государственными органами исполнительной власти Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Выдачу лицензий на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, в т.ч. опасных отходов, осуществляет Министерство торговли РБ (далее - Минторг) (п.1 постановления Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 544 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. № 168» (далее - постановление № 544)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июля 2016 г. п.1 постановления № 544 исключен постановлением Совета Министров РБ от 23.06.2016 № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» (далее - постановление № 486). |
Заключение (разрешительный документ) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через Государственную границу РБ при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера (далее - заключение (разрешительный документ)), порядок получения которого установлен в соответствующем Положении, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 (далее - Положение о заключениях), выдается в случае ввоза опасных отходов на территорию Республики Беларусь из государств - членов Таможенного союза, вывоза опасных отходов с территории Республики Беларусь в адрес государств - членов Таможенного союза, а также транзита отходов по территории республики.
Заключения (разрешительные документы) выдаются Минприроды (п.1 Положения о заключениях).
Порядок получения лицензий
Для получения лицензии необходимо представить в Минторг пакет документов, перечисленный в подп.9.2 п.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее - перечень № 156):
1) заявление, заполненное и оформленное в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии, приведенной в приложении 1 к Соглашению о лицензировании;
2) электронную копию заявления о выдаче лицензии;
3) копии внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае его отсутствия - копию иного документа, подтверждающего намерения сторон (на бумажном носителе и в виде сканированного документа);
4) заверенную заявителем копию документа о постановке на учет в налоговом органе (на бумажном носителе и в виде сканированного документа);
5) копию лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории Таможенного союза (на бумажном носителе и в виде сканированного документа).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2016 г. в графе «Перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры» подп.9.2 п.9 перечня № 156 вступил в силу абзац 16, который дополнен постановлением Совета Министров РБ от 06.05.2016 № 367, и действует до 16 ноября 2016 г. С 16 июля 2016 г. на основании постановления Совета Министров РБ от 23.06.2016 № 486 (далее - постановление № 486) подп.9.2 п.9 перечня № 156 изложен в новой редакции. |
![]() |
Обратите внимание! Ввоз отходов на территорию Республики Беларусь допускается только с целью их использования. При этом к составляющим работам и услугам деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, лицензирование которой осуществляется Минприроды, относится в т.ч. использование отходов 1-3 классов опасности (п.14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450). Таким образом, в случае ввоза отходов 1-3 классов опасности необходимо представить лицензию на право осуществления их использования;
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться приложением 1 к Положению № 450 в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475. |
6) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (на бумажном носителе и в виде сканированного документа);
7) иные документы - если они определены решениями Евразийской экономической комиссии, международными договорами и иными законодательными актами, на основании которых введено лицензирование данного товара (на бумажном носителе и в виде сканированного документа).
Перечень иных документов
В случаях ввоза или вывоза опасных отходов перечень данных иных документов установлен в п.10 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов, утвержденного решением № 134, а именно:
1) уведомление о трансграничной перевозке отходов (в трех экземплярах) в соответствии с требованиями Базельской конвенции;
2) документ о перевозке отходов в соответствии с требованиями Базельской конвенции.
![]() |
Справочно Формы уведомления о трансграничном перемещении отходов, документа о трансграничном перемещении отходов, а также инструкции по заполнению данных форм утверждены постановлением Минприроды РБ от 24.10.2008 № 89 (далее - постановление № 89).
С примерами заполнения вышеупомянутых форм можно ознакомиться здесь и здесь. |
3) согласие (в письменной форме) компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в соответствии с Базельской конвенцией (в случае вывоза отходов с таможенной территории Таможенного союза).
Необходимость представления данного согласия - один из элементов реализации принципов Базельской конвенции на практике. Оно может быть представлено в различных формах:
• в виде уведомления о трансграничной перевозке отходов с заполненным компетентными органами государства импорта и государств транзита п.24 (в случае применения формы уведомления, отличной от приведенной в постановлении № 89, номер пункта может отличаться; в этом случае определяющим является наличие отметок компетентных органов указанных государств);
• в виде письма компетентного органа государства импорта, свидетельствующего о согласии на ввоз заявленных отходов (также вероятно возникновение ситуации, когда в письме компетентного органа будет указано, что в соответствии с национальным законодательством государства импорта ввоз заявленного вида отходов не регулируется согласно Базельской конвенции - данные сведения являются аналогией согласия);
• в иной форме в соответствии с национальным законодательством государства импорта;
4) копию контракта (договора) между экспортером и производителем или импортером и потребителем товара в случае, если заявитель выступает посредником;
5) копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов;
6) информацию о наличии технических (технологических) возможностей для использования ввозимых отходов. В соответствии с данным пунктом представляется выписка из технологического регламента, подтверждающая возможность использования отходов в качестве сырья, или иной документ, подтверждающий вовлечение их в использование, а также перечень находящегося в собственности и (или) пользовании технологического оборудования, на котором будет осуществляться использование планируемых к ввозу отходов;
7) копию документа, подтверждающего покрытие страхованием, залогом или иной гарантией при трансграничной перевозке отходов в соответствии с требованиями законодательства государства - члена Таможенного союза и Базельской конвенции.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь в качестве гарантии при ввозе отходов в республиканский бюджет вносится залог денежных средств. Данный залог вносится в соответствии с Положением о порядке расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению собственником отходов либо уполномоченным им лицом в республиканский бюджет при осуществлении ввоза отходов в Республику Беларусь и (или) их транзита через территорию Республики Беларусь, а также порядке внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2008 № 231 (далее - Положение о залоге).
Сумма залога денежных средств определяется в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка РБ на дату представления документов в зависимости от количества ввозимых или перемещаемых отходов в размере, эквивалентном:
• 40 евро за 1 т ввозимых или перемещаемых отходов (за исключением шлаков и зол, указанных ниже);
• 0,1 евро за 1 т ввозимых гранулированных шлаков, получаемых в процессе производства черных металлов (код ТН ВЭД ТС 2618 00 000 0), шлаков и зол прочих (код ТН ВЭД ТС 2621 90 000 0), соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов и используемых в производстве цемента (часть первая п.2 Положения о залоге).
Сумма залога денежных средств может вноситься в республиканский бюджет в долларах США, евро, российских рублях по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком РБ на дату представления документов.
Сумма залога денежных средств вносится в республиканский бюджет на соответствующие транзитные счета управления государственного казначейства главного управления Министерства финансов РБ по г.Минску.
Залог денежных средств, внесенный в республиканский бюджет, подлежит возврату по письменному заявлению с указанием счета собственника отходов либо уполномоченного им лица, осуществляющего ввоз отходов в Республику Беларусь и (или) их транзит через территорию Республики Беларусь, поданному в Минприроды, при условии документального подтверждения использования отходов, либо факта вывоза отходов за пределы Республики Беларусь при перемещении отходов через Республику Беларусь транзитом, либо в случае несостоявшегося ввоза отходов и (или) их транзита (часть первая п.6 Положения о залоге).
Документом, подтверждающим использование отходов в качестве вторичного сырья или их вывоз из Республики Беларусь, является документ о трансграничном перемещении отходов по форме, утвержденной Минприроды (приложение 2 к постановлению № 89). В приведенной форме при подаче заявления на возврат залога денежных средств субъектом хозяйствования заполняется п.25.
Необходимо также отметить, что в соответствии с п.7 Положения о залоге возврат собственнику отходов либо уполномоченному им лицу, осуществляющему ввоз отходов в Республику Беларусь и (или) их транзит через территорию Республики Беларусь, суммы залога денежных средств может быть произведен не позднее 6 месяцев со дня истечения срока действия разрешения (лицензии) на ввоз и (или) вывоз отходов без начисления процентов на эту сумму.
Срок действия лицензии - 1 год (в случае если срок действия внешнеторгового договора (контракта), на основании которого лицензия выдана, составляет меньше 1 года, то срок действия лицензии равен сроку действия данного договора (контракта)), размер платы, взимаемой для ее получения, составляет 1 базовую величину.
![]() |
Обратите внимание! Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды входит в Перечень республиканских органов государственного управления и иных организаций, согласующих выдачу лицензий на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», утвержденный постановлением № 544, т.е. Минприроды согласовывает выдачу лицензий на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с таможенной территории Таможенного союза опасных отходов (путем проставления на заявлении о выдаче лицензии подписи уполномоченного на согласование должностного лица и оттиска печати республиканского органа государственного управления или иной организации).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июля 2016 г. вышеназванный перечень исключен постановлением № 486. |
Порядок получения заключений (разрешительных документов)
Для получения заключения (разрешительного документа) необходимо представить в Минприроды пакет документов, изложенный в подп.6.21 п.6 перечня № 156:
1) заявление с указанием суммы залога денежных средств, подлежащего внесению в республиканский бюджет при ввозе отходов в Республику Беларусь и перемещении отходов транзитом через территорию Республики Беларусь. В отличие от заявления о выдаче лицензии электронная форма рассматриваемого заявления отсутствует, т.е. оно представляется в свободной форме за подписью руководителя субъекта хозяйствования;
2) уведомление о трансграничной перевозке отходов в трех экземплярах по форме, утвержденной Минприроды;
3) документ о перевозке отходов по форме, утвержденной Минприроды.
Формы такие же, как и в случае получения лицензии;
4) копию контракта (договора) между экспортером и производителем или импортером и потребителем отходов в случае, если заявитель выступает посредником;
5) копию контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за использование или обезвреживание и (или) захоронение отходов в государстве импорта, оформленного в установленном порядке;
6) информацию о наличии технических (технологических) возможностей для использования ввозимых отходов (выписка из технологического регламента, подтверждающая возможность использования отходов в качестве сырья, или иной документ, подтверждающий вовлечение их в использование, обоснование необходимости ввоза отходов в Республику Беларусь с расчетом потребности во ввозимых отходах, перечень технологического оборудования).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июля 2016 г. следует руководствоваться подп.6.21 п.6 перечня № 156 в редакции постановления № 486. |
В отличие от пакета документов на получение лицензии согласно подп.6.21 п.6 перечня № 156 должно быть также представлено обоснование необходимости ввоза отходов в Республику Беларусь с расчетом потребности во ввозимых отходах. Данное обоснование может быть представлено в свободной форме за подписью руководителя субъекта хозяйствования, в нем обосновывается необходимость ввоза отходов (например, планируемый к ввозу отход является незаменимым сырьевым компонентом при производстве того или иного вида продукции, а объемы его образования в республике недостаточны для полной загрузки производства, при этом приводится расчет годовой потребности во ввозимых отходах (например, данный отход составляет как сырьевой компонент производимой продукции до 30 % ее массы, максимальный годовой объем производства - 100 т продукции, соответственно, потребность во ввозимых отходах составляет 30 т));
7) при ввозе отходов в Республику Беларусь в целях продажи дополнительно представляется копия договора(ов) (контракта(ов)) купли-продажи отходов;
8) при перемещении отходов транзитом через Республику Беларусь и вывозе отходов из Республики Беларусь дополнительно представляются:
- согласие (в письменной форме) компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в соответствии с Базельской конвенцией;
- согласие компетентных органов государств транзита на перемещение отходов транзитом через территорию этих государств (при необходимости);
9) при выдаче заключения (разрешительного документа) - документ, подтверждающий внесение собственником отходов или уполномоченным им лицом суммы залога денежных средств в республиканский бюджет;
10) документ, подтверждающий внесение платы.
Таким образом, значительная часть из указанных документов аналогична документам, представляемым для получения лицензии.
26.05.2014
Сергей Юрча, главный специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль


