


Материал помещен в архив
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ
Основные положения
22 марта 1989 г. в г.Базель (Швейцария) Конференцией полномочных представителей была принята Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой отходов и их удалением (далее - Базельская конвенция, конвенция). В соответствии с Указом Президента РБ от 16.09.1999 № 541 «О присоединении Республики Беларусь к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» Республика Беларусь стала стороной конвенции.
В развитие данного Указа постановлением Совета Министров РБ от 15.10.1999 № 1590 «О мерах по выполнению Республикой Беларусь Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды) определено компетентным органом, ответственным за выполнение республикой требований Базельской конвенции.
Реализация принципов Базельской конвенции на практике сводится к следующим основным моментам:
• назначение каждой стороной конвенции компетентного органа.
![]() |
Справочно Понятие «компетентный орган» означает государственный орган, назначенный стороной конвенции нести ответственность, в пределах таких географических районов, которые сторона может найти уместными, за получение уведомления о трансграничной перевозке опасных или других отходов и любой информации, связанной с ней, и за обеспечение ответа на такое уведомление (ст.2 Базельской конвенции); |
• определение каждой стороной конвенции перечня отходов, которые рассматриваются или определяются как опасные в соответствии с ее национальным законодательством, и требований относительно трансграничной перевозки, распространяющихся на такие отходы;
• уведомление государством экспорта, производителем или экспортером в письменном виде через компетентный орган государства экспорта компетентных органов заинтересованных государств о любой предполагаемой трансграничной перевозке опасных или других отходов;
• запрет производителю или экспортеру опасных отходов со стороны государства экспорта на трансграничную перевозку отходов до момента получения письменного подтверждения того, что производитель или экспортер получил согласие в письменном виде от государства импорта (и заинтересованных государств транзита) на трансграничную перевозку отходов при определенных условиях или без них;
• покрытие любой трансграничной перевозки опасных или других отходов страхованием, залогом или иной гарантией по требованию государства импорта или государства транзита, являющегося стороной конвенции;
• принятие каждой стороной конвенции национального законодательства с целью предотвращения незаконного оборота опасных отходов и наказания за него.
Требования к трансграничной перевозке отходов в Республике Беларусь установлены в ст.27 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З), в частности:
1) ввоз отходов в Республику Беларусь допускается только в целях их использования в качестве вторичного сырья на территории Республики Беларусь. Таким образом, ввоз отходов в Республику Беларусь в целях их хранения на объектах хранения отходов, а также их захоронения и (или) обезвреживания на территории Республики Беларусь запрещается (части первая и вторая п.2 ст.27 Закона № 271-З);
2) ввоз в Республику Беларусь с территории государства - члена Таможенного союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства - члена Таможенного союза опасных отходов осуществляются на основании заключения (разрешительного документа) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, выдаваемого Минприроды (часть первая п.3 ст.27 Закона № 271-З);
3) ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывоз с таможенной территории Таможенного союза опасных отходов осуществляются на основании лицензий на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или на вывоз с таможенной территории Таможенного союза опасных отходов, выдаваемых Министерством торговли РБ, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (часть третья п.3 ст.27 Закона № 271-З);
4) собственники опасных отходов либо уполномоченные ими лица, осуществляющие ввоз опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещение транзитом через территорию Республики Беларусь, несут ответственность за причинение вреда при осуществлении их ввоза или перемещения транзитом и обязаны обеспечить исполнение обязательств по вывозу опасных отходов из Республики Беларусь при их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь, а также исполнение обязательств вследствие причинения вреда при ввозе опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь путем внесения залога денежных средств в республиканский бюджет (часть первая п.4 ст.27 Закона № 271-З).
Как было отмечено выше, каждая сторона Базельской конвенции устанавливает перечень отходов, которые рассматриваются или определяются как опасные в соответствии с ее национальным законодательством. Для Республики Беларусь данный перечень отходов указан в разделах 1.2 и 2.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (далее - Единый перечень товаров, решение № 134). При этом:
• раздел 1.2 Единого перечня товаров включает перечень опасных отходов, ввоз (и, соответственно, транзит) которых на территорию Таможенного союза запрещен. То есть все виды отходов, включенные в данный раздел, запрещены к ввозу на территорию Таможенного союза. Вывоз же их осуществляется в соответствии с требованиями Базельской конвенции (т.е. фактически их вывоз является ограниченным и требует получения соответствующего разрешения Минприроды для его осуществления);
• раздел 2.3 Единого перечня товаров включает перечень опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе. В данном случае ограниченность к перемещению через таможенную границу Таможенного союза означает необходимость получения разрешения на ввоз и (или) вывоз отходов, включенных в рассматриваемый перечень.
При использовании указанных перечней отходов целесообразно обратить внимание на следующие аспекты:
1) необходимо руководствоваться как кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) отхода. Так, например, из товаров, соответствующих коду ТН ВЭД ТС 3915, запрещенными к перемещению являются отходы упаковочной тары и контейнеров из пластмасс, загрязненные веществами, содержащими полихлорированные или полибромированные дифенилы. В иных случаях ввоз и (или) вывоз отходов, соответствующих коду ТН ВЭД ТС 3915, не является запрещенным (ограниченным);
2) запрещенными к ввозу и ограниченными к перемещению являются именно отходы. Таким образом, если на планируемый к ввозу и (или) вывозу товар не распространяется термин «отходы» (например, данный товар является продуктом, подтверждено установленным техническим нормативным правовым актом соответствие товара требованиям для данного вида продукции), то при его ввозе и (или) вывозе нет необходимости руководствоваться разделами 1.2 и 2.3 Единого перечня товаров даже при наличии в них соответствующих кодов ТН ВЭД ТС.
![]() |
Справочно Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (п.19 ст.1 Закона № 271-З). |
Виды разрешительной документации
В отношении трансграничной перевозки отходов можно выделить два вида разрешительных документов.
Лицензия на ввоз или вывоз опасных отходов (далее - лицензия), порядок получения которой установлен Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009, (далее - Соглашение о лицензировании), выдается в случае ввоза опасных отходов на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза опасных отходов с таможенной территории Таможенного союза.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение о лицензировании утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Исходя из п.1 ст.3 Соглашения о лицензировании лицензии выдаются уполномоченными государственными органами исполнительной власти Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Выдачу лицензий на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, в т.ч. опасных отходов, осуществляет Министерство торговли РБ (далее - Минторг) (п.1 постановления Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 544 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. № 168» (далее - постановление № 544)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июля 2016 г. п.1 постановления № 544 исключен постановлением Совета Министров РБ от 23.06.2016 № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» (далее - постановление № 486). |
Заключение (разрешительный документ) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через Государственную границу РБ при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера (далее - заключение (разрешительный документ)), порядок получения которого установлен в соответствующем Положении, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 (далее - Положение о заключениях), выдается в случае ввоза опасных отходов на территорию Республики Беларусь из государств - членов Таможенного союза, вывоза опасных отходов с территории Республики Беларусь в адрес государств - членов Таможенного союза, а также транзита отходов по территории республики.
Заключения (разрешительные документы) выдаются Минприроды (п.1 Положения о заключениях).
Порядок получения лицензий
Для получения лицензии необходимо представить в Минторг пакет документов, перечисленный в подп.9.2 п.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее - перечень № 156):
1) заявление, заполненное и оформленное в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии, приведенной в приложении 1 к Соглашению о лицензировании;
2) электронную копию заявления о выдаче лицензии;
3) копии внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае его отсутствия - копию иного документа, подтверждающего намерения сторон (на бумажном носителе и в виде сканированного документа);
4) заверенную заявителем копию документа о постановке на учет в налоговом органе (на бумажном носителе и в виде сканированного документа);
5) копию лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории Таможенного союза (на бумажном носителе и в виде сканированного документа).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2016 г. в графе «Перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры» подп.9.2 п.9 перечня № 156 вступил в силу абзац 16, который дополнен постановлением Совета Министров РБ от 06.05.2016 № 367, и действует до 16 ноября 2016 г. С 16 июля 2016 г. на основании постановления Совета Министров РБ от 23.06.2016 № 486 (далее - постановление № 486) подп.9.2 п.9 перечня № 156 изложен в новой редакции. |
![]() |
Обратите внимание! Ввоз отходов на территорию Республики Беларусь допускается только с целью их использования. При этом к составляющим работам и услугам деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, лицензирование которой осуществляется Минприроды, относится в т.ч. использование отходов 1-3 классов опасности (п.14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450). Таким образом, в случае ввоза отходов 1-3 классов опасности необходимо представить лицензию на право осуществления их использования;
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться приложением 1 к Положению № 450 в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475. |
6) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (на бумажном носителе и в виде сканированного документа);
7) иные документы - если они определены решениями Евразийской экономической комиссии, международными договорами и иными законодательными актами, на основании которых введено лицензирование данного товара (на бумажном носителе и в виде сканированного документа).
Перечень иных документов
В случаях ввоза или вывоза опасных отходов перечень данных иных документов установлен в п.10 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов, утвержденного решением № 134, а именно:
1) уведомление о трансграничной перевозке отходов (в трех экземплярах) в соответствии с требованиями Базельской конвенции;
2) документ о перевозке отходов в соответствии с требованиями Базельской конвенции.
![]() |
Справочно Формы уведомления о трансграничном перемещении отходов, документа о трансграничном перемещении отходов, а также инструкции по заполнению данных форм утверждены постановлением Минприроды РБ от 24.10.2008 № 89 (далее - постановление № 89).
С примерами заполнения вышеупомянутых форм можно ознакомиться здесь и здесь. |
3) согласие (в письменной форме) компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в соответствии с Базельской конвенцией (в случае вывоза отходов с таможенной территории Таможенного союза).
Необходимость представления данного согласия - один из элементов реализации принципов Базельской конвенции на практике. Оно может быть представлено в различных формах:
• в виде уведомления о трансграничной перевозке отходов с заполненным компетентными органами государства импорта и государств транзита п.24 (в случае применения формы уведомления, отличной от приведенной в постановлении № 89, номер пункта может отличаться; в этом случае определяющим является наличие отметок компетентных органов указанных государств);
• в виде письма компетентного органа государства импорта, свидетельствующего о согласии на ввоз заявленных отходов (также вероятно возникновение ситуации, когда в письме компетентного органа будет указано, что в соответствии с национальным законодательством государства импорта ввоз заявленного вида отходов не регулируется согласно Базельской конвенции - данные сведения являются аналогией согласия);
• в иной форме в соответствии с национальным законодательством государства импорта;
4) копию контракта (договора) между экспортером и производителем или импортером и потребителем товара в случае, если заявитель выступает посредником;
5) копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов;
6) информацию о наличии технических (технологических) возможностей для использования ввозимых отходов. В соответствии с данным пунктом представляется выписка из технологического регламента, подтверждающая возможность использования отходов в качестве сырья, или иной документ, подтверждающий вовлечение их в использование, а также перечень находящегося в собственности и (или) пользовании технологического оборудования, на котором будет осуществляться использование планируемых к ввозу отходов;
7) копию документа, подтверждающего покрытие страхованием, залогом или иной гарантией при трансграничной перевозке отходов в соответствии с требованиями законодательства государства - члена Таможенного союза и Базельской конвенции.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь в качестве гарантии при ввозе отходов в республиканский бюджет вносится залог денежных средств. Данный залог вносится в соответствии с Положением о порядке расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению собственником отходов либо уполномоченным им лицом в республиканский бюджет при осуществлении ввоза отходов в Республику Беларусь и (или) их транзита через территорию Республики Беларусь, а также порядке внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2008 № 231 (далее - Положение о залоге).
Сумма залога денежных средств определяется в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка РБ на дату представления документов в зависимости от количества ввозимых или перемещаемых отходов в размере, эквивалентном:
• 40 евро за 1 т ввозимых или перемещаемых отходов (за исключением шлаков и зол, указанных ниже);
• 0,1 евро за 1 т ввозимых гранулированных шлаков, получаемых в процессе производства черных металлов (код ТН ВЭД ТС 2618 00 000 0), шлаков и зол прочих (код ТН ВЭД ТС 2621 90 000 0), соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов и используемых в производстве цемента (часть первая п.2 Положения о залоге).
Сумма залога денежных средств может вноситься в республиканский бюджет в долларах США, евро, российских рублях по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком РБ на дату представления документов.
Сумма залога денежных средств вносится в республиканский бюджет на соответствующие транзитные счета управления государственного казначейства главного управления Министерства финансов РБ по г.Минску.
Залог денежных средств, внесенный в республиканский бюджет, подлежит возврату по письменному заявлению с указанием счета собственника отходов либо уполномоченного им лица, осуществляющего ввоз отходов в Республику Беларусь и (или) их транзит через территорию Республики Беларусь, поданному в Минприроды, при условии документального подтверждения использования отходов, либо факта вывоза отходов за пределы Республики Беларусь при перемещении отходов через Республику Беларусь транзитом, либо в случае несостоявшегося ввоза отходов и (или) их транзита (часть первая п.6 Положения о залоге).
Документом, подтверждающим использование отходов в качестве вторичного сырья или их вывоз из Республики Беларусь, является документ о трансграничном перемещении отходов по форме, утвержденной Минприроды (приложение 2 к постановлению № 89). В приведенной форме при подаче заявления на возврат залога денежных средств субъектом хозяйствования заполняется п.25.
Необходимо также отметить, что в соответствии с п.7 Положения о залоге возврат собственнику отходов либо уполномоченному им лицу, осуществляющему ввоз отходов в Республику Беларусь и (или) их транзит через территорию Республики Беларусь, суммы залога денежных средств может быть произведен не позднее 6 месяцев со дня истечения срока действия разрешения (лицензии) на ввоз и (или) вывоз отходов без начисления процентов на эту сумму.
Срок действия лицензии - 1 год (в случае если срок действия внешнеторгового договора (контракта), на основании которого лицензия выдана, составляет меньше 1 года, то срок действия лицензии равен сроку действия данного договора (контракта)), размер платы, взимаемой для ее получения, составляет 1 базовую величину.
![]() |
Обратите внимание! Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды входит в Перечень республиканских органов государственного управления и иных организаций, согласующих выдачу лицензий на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», утвержденный постановлением № 544, т.е. Минприроды согласовывает выдачу лицензий на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с таможенной территории Таможенного союза опасных отходов (путем проставления на заявлении о выдаче лицензии подписи уполномоченного на согласование должностного лица и оттиска печати республиканского органа государственного управления или иной организации).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июля 2016 г. вышеназванный перечень исключен постановлением № 486. |
Порядок получения заключений (разрешительных документов)
Для получения заключения (разрешительного документа) необходимо представить в Минприроды пакет документов, изложенный в подп.6.21 п.6 перечня № 156:
1) заявление с указанием суммы залога денежных средств, подлежащего внесению в республиканский бюджет при ввозе отходов в Республику Беларусь и перемещении отходов транзитом через территорию Республики Беларусь. В отличие от заявления о выдаче лицензии электронная форма рассматриваемого заявления отсутствует, т.е. оно представляется в свободной форме за подписью руководителя субъекта хозяйствования;
2) уведомление о трансграничной перевозке отходов в трех экземплярах по форме, утвержденной Минприроды;
3) документ о перевозке отходов по форме, утвержденной Минприроды.
Формы такие же, как и в случае получения лицензии;
4) копию контракта (договора) между экспортером и производителем или импортером и потребителем отходов в случае, если заявитель выступает посредником;
5) копию контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за использование или обезвреживание и (или) захоронение отходов в государстве импорта, оформленного в установленном порядке;
6) информацию о наличии технических (технологических) возможностей для использования ввозимых отходов (выписка из технологического регламента, подтверждающая возможность использования отходов в качестве сырья, или иной документ, подтверждающий вовлечение их в использование, обоснование необходимости ввоза отходов в Республику Беларусь с расчетом потребности во ввозимых отходах, перечень технологического оборудования).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июля 2016 г. следует руководствоваться подп.6.21 п.6 перечня № 156 в редакции постановления № 486. |
В отличие от пакета документов на получение лицензии согласно подп.6.21 п.6 перечня № 156 должно быть также представлено обоснование необходимости ввоза отходов в Республику Беларусь с расчетом потребности во ввозимых отходах. Данное обоснование может быть представлено в свободной форме за подписью руководителя субъекта хозяйствования, в нем обосновывается необходимость ввоза отходов (например, планируемый к ввозу отход является незаменимым сырьевым компонентом при производстве того или иного вида продукции, а объемы его образования в республике недостаточны для полной загрузки производства, при этом приводится расчет годовой потребности во ввозимых отходах (например, данный отход составляет как сырьевой компонент производимой продукции до 30 % ее массы, максимальный годовой объем производства - 100 т продукции, соответственно, потребность во ввозимых отходах составляет 30 т));
7) при ввозе отходов в Республику Беларусь в целях продажи дополнительно представляется копия договора(ов) (контракта(ов)) купли-продажи отходов;
8) при перемещении отходов транзитом через Республику Беларусь и вывозе отходов из Республики Беларусь дополнительно представляются:
- согласие (в письменной форме) компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в соответствии с Базельской конвенцией;
- согласие компетентных органов государств транзита на перемещение отходов транзитом через территорию этих государств (при необходимости);
9) при выдаче заключения (разрешительного документа) - документ, подтверждающий внесение собственником отходов или уполномоченным им лицом суммы залога денежных средств в республиканский бюджет;
10) документ, подтверждающий внесение платы.
Таким образом, значительная часть из указанных документов аналогична документам, представляемым для получения лицензии.
26.05.2014
Сергей Юрча, главный специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»