


Материал помещен в архив
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
1. Важность и задачи транспортной логистики
2. Политика транспортных предприятий
3. Выбор способа перевозки
4. Модели перевозки грузов
5. Транспортные тарифы
Используемые сокращения
ЛО - логистическая операция;
ЛЦ - логистическая цепь;
МП - материальный поток.
Важность и задачи транспортной логистики
Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику.
Основные группы транспорта по назначению. Транспорт общего пользования (магистральный) - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. К транспорту общего пользования относится железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
Транспорт необщего пользования (ведомственный, производственный) - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Основные направления и задачи транспортной логистики. Организационное направление:
- диспетчирование транспортных перевозок по основным операциям (коммерческий осмотр грузов, проверка транспортных средств, осуществление переадресации грузов, проведение перевалки грузов);
- разработка нормативной базы (расчет норм загрузки транспортных средств, дифференциация нормативов для насыпных, навалочных, наливных, лесных грузов);
- проведение подготовительных процедур (подготовка необходимой перевозочной документации, маркировка грузов, осуществление погрузочно-разгрузочных опepaций, определение сроков доставки грузов, формирование грузов в соответствующий транспортный пакет, составление грузового плана для различных видов транспорта).
Экономическое направление:
- анализ и оценка использования терминальных перевозок в международном сообщении, в крупных морских портах и транспортных узлах;
- анализ и оценка переменных затрат, связанных с перевозкой грузов (затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт);
- анализ и оценка постоянных затрат, связанных с перевозкой грузов;
- анализ и оценка логистических составляющих издержек;
- оценка соотношения себестоимости перевозок грузов и оборотных средств, вложенных в грузы (стоимость грузовой массы), находящиеся в процессе транспортировки;
- определение величины высвобожденных оборотных средств при ускорении доставки грузов;
- оптимизация расходов на транспортные операции (начально-конечные, перемещения грузов, дополнительные);
- минимизация средств технической оснащенности фронта погрузки и выгрузки по стоимостному критерию.
Перевозочное направление:
- выборы оптимальных вариантов транспортировки грузов (выбор вида транспортировки или системы доставки грузов, выбор вида или нескольких видов транспорта, выбор или оптимальное сочетание способа транспортировки, оптимальное сочетание участников перевозочного процесса);
- составление рациональных маршрутов движения транспортных средств (расчет графиков движения транспортных средств по различным маршрутам, использование личных видов транспорта, разработка гибких схем маршрутизации перевозок);
- рациональное использование транспортных средств по грузоподъемности (осуществление комбинированных перевозок, возможность использования дополнительного оборудования в процессе перевозки, разработка оптимальных схем укладки грузов в транспортное средство);
- транспортировка грузов (доставка грузов грузополучателям в установленные сроки, осуществление развоза мелкопартионного груза в место назначения, разрешение споров, возникающих в процессе транспортировки).
Сервисное направление:
- осуществление возврата многооборотной тары (поддоны, контейнеры) с организацией ее доставки;
- выбор логистических посредников на основе критериев заказчика (затраты, надежность и время доставки, сохранность грузов);
- отслеживание грузов (экспорт-импорт) при прохождении границ сопредельных государств;
- предоставление информации о транспортной компании по обслуживанию участников ЛЦ;
- получение документов для экспортно-импортных грузов;
- выполнение таможенных формальностей и контроль оплаты таможенных пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;
- хранение, складирование, сортировка, комплектация грузов;
- информационные услуги, страхование и охрана грузов.
Политика транспортных предприятий
Отличительной чертой работы транспортных предприятий в новых условиях конкуренции на рынке транспортных услуг становится разработка политики комплексного решения транспортных и сопряженных с ними проблем на ином качественно высоком уровне. Такая политика должна базироваться на основных компонентах: предоставление новых дополнительных услуг и совершенствование коммуникаций.
Политика предоставляемых услуг. К политике предоставляемых услуг относятся все решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам, т.е. аутсорсингом. Предприятия чаще всего передают транспортным фирмам следующие функции:
- выполнение и оформление расчетов за перевозку грузов;
- определение цены за перевозку;
- выполнение складских операций;
- выбор оптимального маршрута доставки товаров;
- контроль грузов, находящихся в пути следования;
- организация электронного обмена данными между всеми участниками логистического процесса и хранение информации;
- контроль за товарно-материальными запасами, выполнением заказов;
- эксплуатацию парка транспортных средств.
В последние годы на транспорте промышленно-развитых стран исследованием потребностей стали заниматься специальные логистические центры. Они проводят анализ грузопотоков и распределения их по сети. На основе данных анализа подготавливают предложения:
- по организации оптимальных грузопотоков;
- распределению перевозок между различными видами транспорта;
- комплектованию групп товаров;
- порядку заключения договоров на перевозку и др.
На железных дорогах индустриально развитых стран существуют и другие организации, занимающиеся логистическими услугами в соответствии с требованиями рынка, например организации по экспедиторской деятельности, предоставляющие услуги по любой ЛО, связанной с перевозочным процессом. Они берут на себя функции по выполнению таможенных формальностей, отвечают за сохранность груза в пути, гарантируют его доставку с необходимой скоростью и в целом несут ответственность за доставку груза даже в тех случаях, когда груз перевозится в смешанных сообщениях.
Политика дополнительных услуг повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, ускоряет внедрение более прогрессивных транспортных технологий и улучшает обслуживание потребителей, а также укрепляет положение фирмы на рынке транспортных услуг.
Основная выгода промышленных фирм - снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Это очень ценно для отраслей, работающих на распределенным по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в соответствии с колебаниями спроса.
Важной причиной, препятствующей расширению взаимодействия промышленных и транспортных фирм в области логистики, является опасность потери грузовладельцем контроля над движением материального потока. Но она снижается по мере накопления опыта совместной работы и укрепления взаимного доверия.
Политика в области коммуникаций. Цели политики в области коммуникаций следующие:
- информировать клиентов о предлагаемых пакетах услуг и постоянно оказывать необходимое влияние на клиентуру, чтобы она могла использовать услуги в максимально большем объеме;
- способствовать расширению и совершенствованию взаимодействия транспортных фирм и грузоотправителей на основе использования вычислительной техники, главным образом с помощью электронного обмена данными.
Таким образом, политика в области коммуникаций должна быть направлена на то, чтобы убедить рынок или определенные группы клиентуры в особой значимости предложенной услуги и, возможно, ее незаменимости.
Потоки бумажной информации на современном этапе все больше вытесняют электронные данные. Наиболее важные операции с информацией для транспортных фирм включают:
- передачу данных грузовых накладных с компьютера грузоотправителя на компьютер перевозчика и далее на компьютер грузополучателя;
- электронный перевод ценных бумаг, сведений о местонахождении грузов и др. Электронная передача данных сокращает объем бумажной документации и конторские расходы, помогает избежать традиционных ошибок, возникающих при заполнении документов вручную, способствует ускорению доставки грузов, уменьшению запасов товарно-материальных ценностей, повышению производительности труда.
Существуют различные способы перевозки. То, какой из них станет лучшим в конкретных обстоятельствах, зависит от типа перевозимого груза, мест отправки и назначения, расстояния, стоимости груза, срочности перевозки и других факторов.
Иногда организация может выбрать способ, скажем, железную дорогу или паром через Ла-Манш; железную дорогу, автомобильную или воздушную перевозку между Ростовом-на-Дону и Москвой. В других случаях этого выбора нет. Если вы хотите доставить кофе из Бразилии в Россию, вам придется отправлять его водным транспортом; если вы хотите поставить газ из Тюменской области в Европу, вы воспользуетесь трубопроводом; если вы хотите отправить экспрессом посылку через Атлантику, выберете воздушную перевозку.
Исходные данные для выбора транспорта для конкретной перевозки. Характеристики груза: тип, место отправки и назначения, расстояние, стоимость, срочность, надежность доставки и др.
Характеристики транспорта: особенности различных видов, их преимущества и недостатки, безопасность, графики и частота доставки.
Характеристики перевозчика: репутация, безопасность, показатели убытков и повреждений.
Железнодорожный транспорт. Для перевозки тяжелых и крупных грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков чаще всего выбирают железнодорожный транспорт. Его преимущества и недостатки представлены в таблице 1.
Таблица 1 | |
Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта | |
| |
Преимущества |
Недостатки |
Постоянная и достаточно высокая скорость |
Необходимость следования по заранее установленному расписанию |
Высокая мощность железной дороги |
Ограниченное количество маршрутов между постоянными терминалами |
Сравнительно низкая себестоимость |
|
Любые погодные условия |
|
Возможность доставки груза на большие расстояния |
|
Регулярность перевозок |
|
Возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ |
|
Услуга железнодорожных перевозок обычно считается настолько важной, что, как правило, находится под контролем государства.
Число железнодорожных перевозчиков невелико, особенно по сравнению с автомобильным транспортом. Основная причина этого - крупные инвестиции в сооружение железнодорожного полотна, подвижного состава и терминалов.
Автомобильная грузовая компания может начать предоставлять услуги по перевозке грузов, арендовав грузовик и воспользовавшись дорогами общего назначения. Владелец железной дороги сначала должен построить свои собственные пути, терминалы и купить поезда, только после этого он сможет начать работу.
Затраты можно сократить совместным использованием мощностей. В некоторых странах действуют несколько владельцев железных дорог, совместно использующих свои железнодорожные пути или пути, принадлежащие другой компании. Однако такое встречается довольно редко. После того как инфраструктура создана, дорога имеет очень высокую мощность и низкие затраты на перемещение единицы груза.
Вследствие низких затрат на транспортировку железнодорожные перевозки можно использовать для перемещения больших объемов относительно дешевых материалов (угля, минеральных удобрений и т.д.). По этой причине железнодорожный транспорт чаще используют на начальных участках цепи поставок. Организации чаще пользуются услугами железной дороги для входящих потоков сырья, чем для исходящего потока готовой продукции.
Малая гибкость неудобна в случае срочных или возникших в последний момент доставках. Но провайдеры железнодорожных услуг могут предоставить и здесь какие-то варианты решений: вводить поезда челночного типа (когда поезд постоянно перемещается между двумя точками - между портом и фабрикой); целый состав (когда заказчик арендует состав полностью); перевозку груза в объеме полного вагона, прикрепляемого к рейсовому поезду; контейнерную перевозку; вагоны совместного использования.
Более очевидна трудность с тем, что поезда могут перемещаться только по определенным маршрутам и между постоянными терминалами. Большинство заказчиков располагаются на определенном расстоянии от этих терминалов, поэтому им приходится отправлять грузы автомобилем как в начале участка перевозки, так и в его конце. Это увеличивает общее время, хотя железнодорожные перевозки и сами относительно медленны. Поэтому они более подходят для больших расстояний.
Существуют решения, позволяющие преодолевать ограничение доступа, например размещать элементы инфраструктуры возле железнодорожных терминалов или портов, аэропортов, контейнерных портов или других терминалов. Если спрос достаточно высок, оправданно создавать специальные сооружения. Например, может оказаться дешевле построить отдельную железнодорожную ветку от электростанции до угольной шахты, чем перевозить уголь грузовиками.
Автомобильный транспорт. Наиболее распространен в мире автомобильный транспорт. В России он не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня. Сфера его применения в России - внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов. Преимущества и недостатки автомобильного транспорта представлены в таблице 2.
Таблица 2 | |
Преимущества и недостатки автомобильного транспорта | |
| |
Преимущества |
Недостатки |
Высокая маневренность и оперативность |
Сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля) |
Менее жесткие требования к упаковке товара |
Срочность разгрузки |
Нет привязки к созданному расписанию |
Возможность хищения груза |
Возможность использовать развитую инфраструктуру уже созданных дорог |
Возможность угона автотранспорта |
Более высокий уровень конкуренции, более гибкое ценообразование по сравнению с железными дорогами |
Сравнительно малая грузоподъемность |
Разнообразие используемых транспортных средств |
|
Его основное преимущество - гибкость, так как он может доставить грузы практически в любую точку. Хотя максимальная скорость на дорогах ограничена, способность этого вида транспорта оказывать услуги «от двери к двери» позволяет избегать перегрузки продукции на другие виды транспорта, что сокращает общее время поездки.
Тем не менее скорость перемещения может быть важным фактором, особенно с учетом пробок, из-за которых транспортные средства движутся все медленнее.
По сравнению с железной дорогой, где каждый владелец практически монополизирует определенный маршрут, для автомобильного транспорта характерно наличие множества перевозчиков, работающих на одних и тех же территориях. При этом конкуренция, как правило, становится более острой, а ценообразование - более гибким.
Водный транспорт. Самый крупный международный перевозчик. Свыше 90 % мировой торговли связано с перевозками продукции водным транспортом. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки. Велика роль каботажных перевозок для северных и восточных прибрежных регионов России. Выделяют 3 основных типа водного транспорта:
- речной, используемый на реках и каналах (обычно называемых внутренними водными путями);
- каботажный (перевозка из одного порта в другой вдоль побережья);
- морской (по основным морям).
Морской транспорт. Большинство водных перевозок грузов осуществляется крупными морскими путями. Некоторые страны имеют выгодное положение, поскольку у них удобная береговая линия, позволяющая им активно заниматься международными перевозками. Такие города, как Роттердам, Гонконг и Нью-Йорк, создали крупнейшие порты. Через 20 самых крупных в мире портов осуществляется более половины всей мировой торговли.
Некоторые разновидности морских перевозок неизбежно предусматривают длительные маршруты. При этом для перевозки разных грузов используют самые разные типы судов. Эти суда обеспечивают существенную экономию на масштабах, поэтому цель многих конструкций - перевозить крупные грузы и добиваться низких затрат на единицу перевозимой продукции. Преимущества и недостатки морского транспорта представлены в таблице 3.
Таблица 3 | |
Преимущества и недостатки морского транспорта | |
| |
Преимущества |
Недостатки |
Низкие грузовые тарифы |
Использование ограничено наличием портов |
Высокая провозная способность |
Низкая скорость |
Доступ к другим континентам |
Долгое время объединения грузов и перевозки их в порты |
Жесткие требования к упаковке и креплению грузов | |
Малая частота отправок | |
Необходимость использования дополнительных видов транспорта |
Один из аспектов перевозок по воде - постоянное действие картельного соглашения судовладельцев. Это означает, что все перевозчики в данном регионе соглашаются взимать одинаковую цену и регулируют частоту предоставляемых ими услуг. Хотя в настоящее время уже появляются морские линии, не входящие в эти соглашения и предоставляющие потребителям большие скидки.
Внутренний водный транспорт. Хорошо развитый речной (канальный) транспорт имеется во многих странах. Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок на узких судах или баржах отдельных относительно небольших видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый. Но в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов и туристических круизов.
Преимущества и недостатки внутреннего водного транспорта представлены в таблице 4.
Таблица 4 | |
Преимущества и недостатки внутреннего водного транспорта | |
| |
Преимущества |
Недостатки |
Низкие грузовые тарифы |
Малая скорость доставки |
Низкая доступность в географическом плане из-за конфигурации водных путей | |
Сезонность |
Воздушный транспорт. Из-за низких затрат на перевозку единицы продукции водный транспорт используется для международных перевозок чаще всего. Однако его низкая скорость не всегда приемлема. Если, например, вы руководите фабрикой в Аргентине и у вас сломался важный станок, вы вовсе не хотите, чтобы запасная часть к нему прибыла из Японии на корабле, который отправляется по графику и окажется в Аргентине только через 4 недели. В таких обстоятельствах можно воспользоваться воздушным транспортом.
По своим функциям воздушный транспорт относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ценных, скоропортящихся и срочных грузов. Авиакомпании также перевозят значительную долю грузов, скорость доставки которых более важна, чем затраты. На практике эти перевозки используются только для относительно дорогой продукции. Вероятно, наиболее общий тип таких перевозок - доставка документов и посылок.
В этой области совершаются операции 3 основных типов:
- регулярное обслуживание, когда крупные авиакомпании используют для грузов место на пассажирских самолетах, не заполненное багажом;
- грузовое обслуживание, когда операторы составляют график регулярных полетов грузовых самолетов. Это перевозчики общего пользования, доставляющие товары для любого заказчика;
- чартерные операции, когда весь самолет арендуется для доставки конкретного груза.
Преимущества и недостатки воздушного транспорта представлены в таблице 5.
Таблица 5 | |
Преимущества и недостатки воздушного транспорта | |
| |
Преимущества |
Недостатки |
Высокая скорость |
Необходимость использования дополнительных видов транспорта |
Достижение отдаленных районов |
Высокие грузовые тарифы |
Зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки |
Как и компании, занимающиеся морскими перевозками, авиакомпании сталкиваются с тем, что груз требуется доставить в аэропорт и забрать из аэропорта. Поэтому вокруг основных аэропортов располагаются самые разные сооружения, предназначенные для перемещения продукции, поступающей от отправляющих организаций на нужные самолеты, а также для того, чтобы забрать доставленные самолетами грузы и распределить их по заказчикам. Все это также требует времени, что снижает общие выгоды воздушных перевозок.
Еще одна проблема авиакомпаний - их затраты, управлять которыми они могут в очень ограниченном диапазоне. Здесь наблюдается комбинация высоких постоянных затрат (самолеты дорого покупать) и высоких переменных затрат (оплаты топлива и услуг аэропортов, заработной платы персонала и т.д.). Обеспечение полетов самолетов также стоит дорого, и никаких реальных способов сокращения этих расходов нет. Кроме того, на этом рынке конкуренция может быть очень острой, что накладывает свои ограничения на размеры тарифов, из-за этого новые авиакомпании часто становятся банкротами.
Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты, а также в коммунальном хозяйстве для подачи воды и отвода канализации. Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта представлены в таблице 6.
Таблица 6 | |
Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта | |
| |
Преимущества |
Недостатки |
Высокая скорость доставки |
Узкая специализация по типу перемещаемого товара |
Большие объемы перевозок |
Частые аварийные ситуации |
Охват дальних расстояний |
Повышенная опасность экологических и социальных последствий возможных отказов и аварий: возгорания, взрывы, загрязнение природной среды, большая угроза населению, инженерным сооружениям |
Наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа |
Потери из-за хищений посредством несанкционированных врезок в нефтепроводы |
Изношенность (полная амортизация) значительной части трубопроводов | |
Наукоемкость и капиталоемкость диагностики дефектов, ремонта, модернизации оборудования, реконструкции и строительства новых трубопроводов | |
Технико-экономическая невозможность ремонта всех дефектов на трубопроводах |
Частые аварийные ситуации на трубопроводном транспорте обусловлены следующими причинами:
- нарушения безопасности трубопроводов (внешние силовые воздействия, нарушение норм и правил при строительстве, коррозия труб или плохое их качество);
- хищения цветных металлов, оборудования вдоль трассовых сооружений;
- несанкционированные врезки в трубопроводы;
- диверсионные акты.
Шесть основных характеристик конкретного типа транспорта:
- время доставки;
- частота отправлений груза;
- надежность соблюдения графика доставки;
- способность перевозить разные грузы;
- способность доставить груз в любую точку территории;
- стоимость перевозки.
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки.
Существуют приблизительные оценки различных видов транспорта по каждому из основных факторов выбора вида транспорта, позволяющие предварительно определить степень соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки, но правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
Организациям вовсе необязательно пользоваться одним и тем же способом перевозки по всей цепи. Они могут разбить маршрут на отдельные участки, на каждом из которых выбрать самый лучший вариант.
Транспортировка грузов предполагает различные варианты использования одного или нескольких видов транспорта в перевозочном процессе. В настоящее время существуют модели перевозки грузов, которые представлены в таблице 7.
Таблица 7 | ||
Виды моделей перевозки грузов | ||
| ||
Модель |
Специфические признаки |
Методы организации |
Унимодальная |
Один вид транспорта, единые фрахт и проездные документы, один диспетчерский пункт |
«От двери до двери» отправителя и получателя |
Интермодальная |
Распределение ответственности за груз между участниками перевозки грузов, различные тарифы и транспортные документы |
Система MRP - «толкающая» плановая система (примечание 2) |
Мультимодальная |
Роль перевозчика - один вид транспорта, остальные участники перевозок - оплата услуг, единая ставка фрахта, единый транспортный документ |
«Точно в срок» - тянущая позаказная система |
Трансмодальная |
Единые транспортно-проездные документы на перевозку грузов различными транспортными средствами |
«Движущееся шоссе» - непрерывный процесс перевозки |
Амодальная |
Один диспетчерский пункт, различные маршруты движения транспортных средств, единая сквозная ставка фрахта, единая ответственность за груз |
Сочетание систем «MRP» и «точно в срок» - метод быстрого реагирования |
Унимодальная модель. Унимодальная модель, как правило, применяется в случаях, когда четко заданы начальный и конечный пункты транспортировки, и при этом отсутствуют промежуточные операции по складированию и грузопереработке. Эта модель используется при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки груза.
Все остальные модели относятся или к системе смешанной перевозки грузов, осуществляемой процесс транспортировки двумя видами транспорта (например, железнодорожно-автомобильный или железнодорожно-морской), или к системе комбинированной перевозки грузов, осуществляемой несколькими видами транспорта.
Интермодальная модель. Интермодальная модель представляет собой последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на другой вид транспорта. Это могут быть трейлерные перевозки, перемещение железнодорожного вагона на тележках-тяжеловозах автомобильного транспорта; контрейлерные перевозки - перемещение автотранспортных средств на вагоне платформе; системы роудрейлеров - установка полуприцепа на железнодорожную тележку.
Мультимодальная модель. Мультимодальная модель перевозки грузов представляет собой модификацию интермодальной модели и отличается от нее тем, что в перевозках один вид транспорта (например, железнодорожный) выступает в роли основного перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта являются клиентами, оплачивающими его услуги.
К основным принципам функционирования приведенных моделей следует отнести единый коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок; единый организационно-технологический подход к управлению перевозками; координацию действий всех логистических посредников, участвующих в процессах транспортировки.
Трансмодальная модель. Наиболее прогрессивной моделью перевозки грузов на сегодняшний день, способной повысить конкурентоспособность транспортных услуг, является трансмодальная модель, основанная на технологии перевозок различными видами транспорта по единым транспортно-проездным документам.
Амодальная модель. Амодальная модель предусматривает организацию определенных маршрутов, реализуемых различными видами транспорта и контролируемых из одного диспетчерского пункта.
Для перевозок, использующих различные виды транспорта, важны системы перемещения продукции между способами перевозки. Здесь цель - добиться бесперебойного движения, и лучший способ для этого - использование модульных или единичных грузов. В этом случае все виды продукции помещают в стандартные контейнеры и выбирают оборудование для работы с такими контейнерами. Размещение продукции в эти упаковки сокращает необходимость грузопереработки отдельных составляющих контейнера, так как контейнер перемещается от точки отправления до места назначения. По всему миру для эффективного перемещения контейнеров и для минимизации задержек при перегрузке с одного типа транспорта на другой или от одного перевозчика к другому построены крупные контейнерные порты (container ports) и терминалы (terminals).
В конце 1960-х гг. 60 % всего времени перевозки грузов судами приходилось на время ожидания в портах загрузки и разгрузки. Главным образом благодаря использованию контейнеров удалось это время существенно сократить, и теперь суда могут обрабатываться за несколько часов. Существует практическое правило: требуется всего день для обработки контейнеровоза и 3 недели для обычного судна. В настоящее время свыше 70 % перевозок грузов осуществляются в контейнерах. К основным преимуществам использования контейнеров в транспортных операциях относятся:
- упрощенная перевозка и организация потока продукции;
- более легкая и быстрая грузопереработка;
- реальное предоставление услуг «от двери до двери»;
- ускорение доставок грузов;
- сокращение убытков из-за повреждений, ошибок в доставках и хищений;
- сокращение затрат на упаковку;
- сокращение затрат на страхование;
- разделение несовместимых друг с другом товаров;
- использование для перевозки менее напряженных маршрутов.
Контейнерным перевозкам есть различные альтернативы, например перевозка «пиггибэк». Перевозка «пиггибэк» (piggy back transport), или контрейлерная перевозка, когда грузовик или, что происходит чаще, только трейлер для более быстрой перевозки на большое расстояние заезжает на железнодорожную платформу и перевозится по железной дороге. В туннеле под Ла-Маншем легковые автомобили и грузовики на этом участке их поездки перевозятся поездом.
Если организация пользуется транспортом посредников, цена перемещения единицы продукции между двумя точками определяется ставкой (rate) или тарифом (tariff). Она устанавливается на основе затрат на предоставляемые услуги, ценности, получаемой потребителем, расстояния перемещения, веса, размеров и стоимости груза, сложности поездки и т.д. Эти тарифы оказывают важное влияние на процессы перемещения грузов и развитие предприятий.
Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли; покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.
Транспортные тарифы - основа расчетов за транспортные услуги. Они формируются на основе:
- платы за перевозку грузов;
- сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
- правил исчисления плат и сборов, например правил использования льготных, местных и исключительных тарифов.
Железнодорожный транспорт. Для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы. Общие тарифы - это основной вид тарифов, с помощью которых определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительные тарифы. Исключительные тарифы устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.
Льготные тарифы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы устанавливают руководители отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов, и ставки различных сборов действуют в пределах данной железной дороги.
Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей сборы, т.е. плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, а именно:
- за хранение, взвешивание или проверку веса груза;
- подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;
- за экспедирование грузов;
- за погрузочно-разгрузочные работы и др.
Факторы размера платы за железнодорожную перевозку:
Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной отправкой весом до 25 т и объемом до полувагона и мелкой отправкой весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.
Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.
Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузовой или большой скоростью, либо за действительно пройденное расстояние в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.
Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.
Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.
Количество перевозимого груза.
Автомобильный транспорт. Для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
- сдельные тарифы на перевозку грузов;
- тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
- тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
- тарифы из покилометрового расчета;
- тарифы за перегон подвижного состава;
- договорные тарифы.
Факторы тарифной платы за автомобильную перевозку:
- расстояние перевозки;
- масса груза;
- объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля;
- грузоподъемность автомобиля;
- общий пробег;
- время использования автомобиля;
- тип автомобиля;
- район, в котором осуществляется перевозка и др.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.
Речной транспорт. Тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие, связанные с перевозками услуги, определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.
Морской транспорт. Оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Фрахт - (голл. vracht, нем. Fracht), плата владельцу транспортных средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов или пассажиров. Понятие фрахт применяется к перевозкам различными видами транспорта (морским, речным, автомобильным, авиационным), однако наиболее распространен в морских перевозках. Во фрахт включается не только плата за перевозку грузов или пассажиров, но и в некоторых случаях (в зависимости от условий договора) плата за погрузку и выгрузку. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.
Учет транспортных тарифов в деятельности предприятий. Разумеется, тарифы важны, но предприятия, пользующиеся услугами транспортных организаций, имеют мало возможностей оказывать на них заметное влияние. Крупная компания, конечно, может в ходе переговоров с транспортной компанией добиться хороших условий. Кроме того, если транспортники запрашивают слишком много, крупные компании могут создавать собственные транспортные подразделения. Однако часто тарифы остаются постоянными на основе соглашений, заключаемых между транспортными компаниями, или в результате политики, проводимой органами власти. Например, ассоциации владельцев кораблей устанавливают согласованные тарифы на перевозку грузов между определенными точками перевозок, крупные транспортные картели используют согласованные отраслевые тарифы, а железные дороги, которыми владеет государство, и дорожная индустрия фиксируют цены, пользуясь своей монополией. Частично из-за этого перевозка становится одним из наиболее дорогостоящих компонентов логистики. В реальной жизни все не так плохо, и организации могут достаточно сильно влиять в этой сфере, так как могут выбирать способ перевозки.
Примечание 1. Основополагающими нормативными документами, регламентирующими различные аспекты логистической деятельности в Республике Беларусь, являются:
- Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1249;
- постановление Совета Министров РБ от 07.12.2010 № 1780 «О подписании Соглашения о Секретариате Партнерства «Северного измерения» в области транспорта и логистики»;
- постановление Совета Министров РБ от 12.11.2009 № 1474 «О заключении инвестиционного договора между Республикой Беларусь и компанией «Antwerpse Ontwikkelings-en Investeringsmaattshapij» (Королевство Бельгия) о создании в Республике Беларусь логистического парка на основе универсальной инфраструктуры, позволяющей обрабатывать грузы, перевозимые воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом, и предоставлении полномочий Министру транспорта и коммуникаций Щербо И.И. на его подписание».
Примечание 2. MRP (англ. Material Requirement Planning - планирование потребности в материалах) - система планирования потребностей в материалах, одна из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем. На концепции MRP базируется построение логистических систем «толкающего типа».
29.04.2011 г.
Татьяна Алесинская, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Таганрогского технологического института Южного федерального университета
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1249 «О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года» на основании постановлений Совета Министров РБ от 02.09.2011 № 1179 (с 13 сентября 2011 г.), от 04.10.2012 № 906 (с 18 октября 2012 г.) и от 16.03.2013 № 186 (с 21 марта 2013 г.) внесены изменения и дополнения.