Пособие от 12.06.2014
Автор: Жартун С.

Требования безопасной эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Проектирование грузозахватных приспособлений

Расчет стропов

Изготовление, реконструкция, ремонт, монтаж грузозахватных приспособлений

Эксплуатация грузозахватных приспособлений

 

Материал помещен в архив

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЪЕМНЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Общие положения

Грузозахватные приспособления (стропы, захваты, клещи, траверсы и т.п.) должны изготавливаться и эксплуатироваться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила), другими государственными и межгосударственными стандартами, проектами, техническими условиями и техническими нормативными правовыми актами (далее - ТНПА).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2019 г. Правила утратили силу постановлением МЧС РБ от 22.12.2018 № 67. С указанной даты действуют Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС РБ от 22.12.2018 № 66.

 

Правила обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных владельцев грузоподъемных кранов.

Съемные грузозахватные приспособления, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям Правил, государственных и межгосударственных стандартов и ТНПА или превышать данные требования в обеспечении безопасности.

Организации-изготовители или поставщики до заключения договора (контракта) на поставку из-за рубежа съемных грузозахватных приспособлений, подконтрольных Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ (далее - Госпромнадзор), должны обратиться в Госпромнадзор для получения разрешения на право изготовления и применения в Республике Беларусь этих технических устройств.

Эксплуатационные документы на поставляемые из-за рубежа съемные грузозахватные приспособления должны быть составлены на белорусском или русском языке и соответствовать требованиям ТНПА и Правил.

Решение о возможности применения приобретенных за рубежом съемных грузозахватных приспособлений принимает Госпромнадзор (пп.6, 7, 9 и 10 Правил).

Руководители, ответственные специалисты организаций и индивидуальные предприниматели, занимающиеся проектированием съемных грузозахватных приспособлений, должны пройти проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности и Правил в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденной постановлением МЧС РБ от 08.01.2007 № 2 (далее - Инструкция о порядке проверки знаний), Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция № 175), и постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее - постановление № 210) (п.14 Правил).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 августа 2016 г. вместо Инструкции о порядке проверки знаний действует Инструкция о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденная постановлением МЧС РБ от 06.07.2016 № 31.

Проектирование грузозахватных приспособлений

Разработку проектов на изготовление съемных грузозахватных приспособлений могут выполнять головная организация и специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию) Госпромнадзора на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и услуг по проектированию (конструированию) кранов. Специалисты, выполняющие работы по проектированию, должны иметь соответствующую квалификацию и пройти проверку знаний Правил.

Проектирование съемных грузозахватных приспособлений и тары должно выполняться в соответствии с государственными, межгосударственными стандартами и другими нормативными документами (пп.16-17 Правил).

Грузоподъемность и другие параметры съемных грузозахватных приспособлений должны устанавливаться техническим заданием на проектирование (п.19 Правил).

Для предотвращения самопроизвольного выпадения съемного грузозахватного приспособления грузовые крюки кранов и электрических талей должны быть снабжены предохранительным замком. Грузовые крюки кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, могут не снабжаться предохранительными замками (п.66 Правил).

Строительно-монтажные и другие работы должны выполняться в соответствии с проектом производства работ кранами, в котором предусматривается перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения схем строповки грузов (абзац 7 части первой п.209 Правил).

Расчет стропов

Расчет стропов должен выполняться с учетом числа ветвей и угла их наклона к вертикали.

При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°, а при расчете стропов, предназначенных для подвешивания заранее известного груза, в качестве расчетных углов между ветвями стропов могут быть приняты фактические углы, отличные от 90°.

Расчетную нагрузку отдельной ветви назначают из условия равномерного натяжения каждой из ветвей.

При проектировании канатных стропов должны использоваться стальные канаты крестовой свивки, а при проектировании цепных стропов - круглозвенные цепи. Ранее не использующиеся материалы могут применяться при проектировании строп по рекомендациям головной организации по согласованию с Госпромнадзором.

Расчет ветвей стропа производят на растяжение по формуле:

F≥ S x K,

где F0 - разрывное усилие каната в целом, цепи, ленты в ньютонах, принимаемое по стандарту или техническому условию;

S - расчетное натяжение ветви стропа в ньютонах;

K - коэффициент запаса прочности, принимаемый для канатных строп, - не менее 6, для цепных строп - не менее 5, для строп из пеньковых, хлопчатобумажных или синтетических материалов - не менее 8.

Выбор материалов при проектировании грузозахватных приспособлений (за исключением названных) должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего состояния крана, нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.

При проектировании съемных моторных грейферов или других грузозахватных приспособлений для кранов мостового типа, поворот которых в вертикальной плоскости в процессе эксплуатации недопустим, должна быть обеспечена фиксация грузозахватного приспособления относительно корпуса крюковой подвески (пп.212-216 Правил).

Изготовление, реконструкция, ремонт, монтаж грузозахватных приспособлений

Грузозахватные приспособления испытываются после изготовления в организации-изготовителе, а после ремонта - в организации, в которой они ремонтировались. Стропы, за исключением цепных, ремонту не подлежат. Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность (п.223 Правил).

Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Крепление бирок должно обеспечить их сохранность до конца срока службы (часть вторая п.224 Правил).

При изготовлении грузозахватных приспособлений они должны быть снабжены соответствующими паспортами (часть вторая п.225 Правил).

Паспорта грузозахватных приспособлений должны быть составлены по следующей форме (приложение 8 к Правилам) (п.226 Правил).

Пример паспорта грузозахватных приспособлений

  Разрешение (лицензия) на изготовление
  № 02300/0472865
  от «29» апреля 2009 г.
 
Госпромнадзор МЧС РБ
 
(наименование и адрес органа Госпромнадзора,
  выдавшего разрешение на изготовление стропа)
 
Строп цепной типа 1СЦ
 
(наименование стропа)

ПАСПОРТ

Грузоподъемность стропа, т 1

Номер нормативного документа технологическая карта ТУ-5225-003-55750432-2009

Место товарного знака (эмблемы) организации-изготовителя

Организация-изготовитель и ее адрес: ОДО «ПрофиТруд», г.Минск, ул.Фурманова, 3

 

Место для чертежа стропа с указанием длины стропа

Масса стропа, т 0,04

Порядковый номер стропа по системе организации-изготовителя 117/002

Год и месяц выпуска стропа 2014, май

Дата испытаний стропа 20 мая 2014 г.

Результаты испытаний: испытан нагрузкой и признан годным к эксплуатации

Гарантийный срок 18 (восемнадцать) месяцев

Условия, при которых может эксплуатироваться строп:

наименьшая температура окружающего воздуха, °С -40

наибольшая температура перемещаемого груза, °С +100

 

   
Руководитель организации-  
изготовителя (цеха) или начальник  
службы контроля продукции (ОТК)  
организации-изготовителя _______________________
                (подпись)
             М.П.
___________________  
            (дата)  

 

Примечания:

1. Паспорт должен постоянно храниться у владельца стропа.

2. При поставке партии однотипных стропов допускается изготавливать один паспорт на всю партию. При этом в нем должны быть указаны все порядковые номера стропов, входящих в данную партию.

 

Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях заносят в журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления (п.229 Правил).

Пример журнала учета изготовленных грузозахватных приспособлений

ЖУРНАЛ
учета изготовленных грузозахватных приспособлений

№ п/п Наименование грузозахватного приспособления Паспортная грузоподъемность Номер нормативного документа (технологической карты) Номер сертификата на примененный материал Результаты контроля качества сварки Дата испытаний грузозахватного приспособления Результаты испытаний грузозахватного приспособления
1
2
3
4
5
6
7
8
               
               

 

Организация-изготовитель учитывает выявляемые в процессе эксплуатации недостатки конструкции и изготовления грузозахватных приспособлений и принимает меры по их устранению (п.231 Правил).

Эксплуатация грузозахватных приспособлений

Съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в журнале учета грузозахватных приспособлений (п.340 Правил).

Пример журнала учета грузозахватных приспособлений в организации

ЖУРНАЛ
учета грузозахватных приспособлений в организации

№ п/п Наименование грузозахватного приспособления Изготовитель Номер паспорта Паспортная грузоподъемность Дата испытаний Должность, Ф.И.О. лица, производившего регистрацию
1
2
3
4
5
6
7
             
             

 

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления должны периодически осматриваться в следующие сроки:

• траверсы, клещи, другие захваты и тара - каждый месяц;

• стропы (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

• редко используемые съемные грузозахватные приспособления - перед выдачей их в работу (часть первая п.371 Правил).

Разрешение на эксплуатацию грузозахватных приспособлений и тары записывается в специальный журнал учета и осмотра лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, и (или) специалистом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии (п.348 Правил).

Пример журнала учета и осмотра грузозахватных приспособлений

ЖУРНАЛ
учета и осмотра грузозахватных приспособлений

№ п/п Наименование грузозахватного приспособления Паспортная грузоподъемность Дата испытаний Дата осмотра Результат осмотра Должность, Ф.И.О. ответственного специалиста, производившего осмотр Подпись ответственного специалиста, производившего осмотр и разрешившего эксплуатацию
1
2
3
4
5
6
7
8
               
               

 

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений должен производиться ответственным специалистом, назначенным (определенным) владельцем крана по инструкции, разработанной организацией-изготовителем или специализированной проектной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с установленными нормами браковки грузозахватных приспособлений, указанными в следующей таблице (фрагмент приложения 23 к Правилам) (часть вторая п.371 Правил):

 

<…>

Стропы из канатов двойной свивки

Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной
3d
6d
30d
4
6
16

 

Примечание. d - диаметр каната, мм.

 

<…>

 

Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3 % от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 %.

При длительной работе крана на удаленных объектах без возвращения на место базирования и невозможности осмотра съемных грузозахватных приспособлений специалистами владельца осмотр должен быть поручен лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, на месте производства работ, что должно быть отражено в договоре (приказе) на выделение крана (часть третья п.371).

Порядок осмотра съемных грузозахватных приспособлений определяется их владельцем.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Съемные грузозахватные приспособления, не прошедшие техническое освидетельствование, к работе не допускаются (п.372 Правил).

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить лично или организовать содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы.

В этих целях должны быть:

• назначены ответственные специалисты по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами (далее - ответственные специалисты);

• установлен порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары (часть первая, абзацы 2 и 3 части второй п.374 Правил).

Ответственные специалисты по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии должны иметь техническое образование, не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию в учреждениях образования или организациях, аккредитованных в установленном порядке и имеющих разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности, не реже чем один раз в 3 года проходить проверку знаний действующего законодательства в области промышленной безопасности в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний.

Внеочередную проверку знаний должны проходить ответственные специалисты в соответствии с требованиями Инструкции № 175 и постановления № 210.

На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом (распоряжением) на специалиста, замещающего его по должности и дополнительно прошедшего обучение, проверку знаний данных Правил в объеме требований по занимаемой должности (п.377 Правил).

Владельцам грузозахватных приспособлений следует установить такой порядок, чтобы обслуживающий персонал вел наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддерживал его в исправном состоянии.

Осмотр грузозахватных приспособлений перед применением производится стропальщиками (п.397 Правил).

Стропальщики должны быть обеспечены сигнальными жилетами, хорошо видимыми в темное время суток, средствами индивидуальной защиты (защитная каска установленного образца), испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов (абзац 4 части первой п.412 Правил).

Использование немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений не допускается (подп.«г» п.399 Правил).

Съемные грузозахватные приспособления могут быть допущены к перемещению грузов, масса которых не превышает их паспортной грузоподъемности (часть первая п.401 Правил).

Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ (п.408 Правил).

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Количество ветвей применяемого съемного грузозахватного приспособления должно соответствовать количеству строповочных петель. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться с письменного разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, в его присутствии и под его руководством. Перемещение груза с нарушением схемы строповки не допускается (части вторая и третья п.409 Правил).

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении краном должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза. Устанавливать груз в местах, для этого не предназначенных, не разрешается. Погрузка груза в автомашины и другие транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка его при разгрузке (абзацы 4, 7 и 9 части третьей п.413 Правил).

За качество проекта на изготовление сменных рабочих органов и съемных грузозахватных приспособлений отвечает руководитель организации или гражданин (индивидуальный предприниматель), выполнившие соответствующие работы (п.428 Правил).

 

12.06.2014

 

Сергей Жартун, директор общества с дополнительной ответственностью «ПрофиТруд»