Пособие от 22.04.2014
Автор: Овсейко С.

Требования к маркировке потребительских товаров


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Информация, которая должна доводиться до сведения потребителя

2. Требования к упаковке и маркировке пищевых продуктов

3. Требования к упаковке и маркировке алкогольной и табачной продукции

4. Маркировка контрольными (идентификационными) знаками

 

Материал помещен в архив

 

ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

В настоящее время маркировка товаров служит двум, иногда противоположным, целям:

1) информирование покупателя о свойствах и характеристиках товара;

2) реклама товара и (или) торговой марки.

Для достижения первой цели законодательство устанавливает обязательные требования, о чем и пойдет речь далее. Для достижения второй производитель или организация торговли сами выбирают средства и методы (товарные знаки, тексты рекламного характера, экологические знаки, символы призов в различных конкурсах и т.п.).

Основными терминами, о которых пойдет речь, являются:

1) упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающие защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также процесс обращения продукции (транспортирование, хранение и реализация);

2) маркировка - текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) продукции.

 

Справочно

Для сравнения: определения из технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769:

1) упаковка - изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции (абзац 15 ст.2);

2) маркировка упаковки - информация в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов, наносимая на упаковку и (или) сопроводительные документы для обеспечения идентификации, информирования потребителей (абзац 5 ст.2).

 

Кроме того, в данной сфере активно используются следующие специфические термины (п.3.5.16 и другие подраздела 3.5 раздела 3 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 28.04.2003 № 22):

товарный ярлык - прикрепляемый к товару листок, пластинка с указанием названия, количества, места изготовления, номера или других сведений;

ценник (ярлык цен) - бумажный или иной носитель, средство доведения до покупателя информации о цене товара. Он является принадлежностью образцов товаров, выставляемых на прилавках и витринах. Может содержать информацию о наименовании товара, сорте, цене на единицу (штуку, килограмм, метр и т.д.), удостоверенную подписью должностного лица, ответственного за ее установление;

тара - основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июля 2014 г. СТБ 1393-2003 на основании постановления Госстандарта РБ от 28.04.2014 № 19 утратил силу.

 

Информация, которая должна доводиться до сведения потребителя

Общие требования к информации, которая четким и разборчивым шрифтом должна доводиться до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), содержатся в ст.7 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 90-З). Особенностью маркировки потребительских товаров является то, что обязанность по доведению соответствующей информации до сведения потребителя может возлагаться как на производителя, так и на организацию торговли. Например, согласно п.22 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 (далее - Правила № 384), продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), стране происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника.

Также образцы предлагаемых для продажи товаров должны иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, в т.ч. краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики (п.62 Правил № 384). При этом вся информация, о которой пойдет речь ниже, должна предоставляться на белорусском или русском языке (ст.30 Закона РБ от 26.01.1990 № 3094-XI «Аб мовах у Рэспублiцы Беларусь»). Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2014 г. постановление № 384 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 утратило силу. Следует руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением № 703.

 

Таким образом, до сведения потребителей должна доводиться следующая информация.

1. Наименование товара.

2. Указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам). Речь может идти о таких технических нормативных правовых актах (ТНПА), как:

а) технические регламенты (ТР) - ТНПА, разработанные в процессе технического нормирования, устанавливающие непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг. Технические регламенты не только обязательны к применению, но и обладают наибольшей юридической силой среди других ТНПА: технические кодексы, государственные стандарты и стандарты организаций, технические условия не должны противоречить ТР. Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. В них могут содержаться правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их ТР. Технические регламенты могут быть как национальными, так и Едиными техническими регламентами Таможенного союза.

Технический регламент должен применяться одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, его требования являются обязательными для соблюдения всеми юридическими и физическими лицами (в т.ч. иностранными) (ст.17 Закона РБ от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее - Закон № 262-З));

б) стандарты - ТНПА, разработанные в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащие технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. Стандарты могут быть международными, межгосударственными, государственными (ГОСТ, СТБ) и стандартами организации. По общему правилу (ст.20 Закона № 262-З) государственные стандарты являются добровольными для применения, за исключением двух случаев:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июля 2017 г. Закон № 262-З изложен в новой редакции Законом РБ от 24.10.2016 № 436-З. Нормы применения технических регламентов и государственных стандартов перечислены в ст.19 и 23 новой редакции Закона № 262-З;

 

• если в ТР дана ссылка на ГОСТ, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения;

• если производитель или поставщик продукции в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (использовав обозначение государственного стандарта в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований ГОСТ для них становится обязательным;

в) технические условия (ТУ) - ТНПА, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля. Как и стандарты организации, ТУ - это внутренние документы, но, в отличие от первых, ТУ разрабатываются на продукцию, предназначенную для реализации. Могут согласовываться с заказчиком на стадии подписания договора (если не существует обязательного ГОСТа).

3. Сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении пищевых продуктов - о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, - калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать потребителя), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случаях и порядке, определяемых Правительством РБ, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья потребителя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с требованиями нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами.

Согласно Положению о случаях и порядке информирования потребителей о показаниях к применению отдельными возрастными группами пищевых продуктов, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 14.01.2009 № 26 (далее - постановление № 26), изготовители, поставщики в случае производства и (или) реализации биологически активных добавок к пище, алкогольной продукции, пива, слабоалкогольных напитков, безалкогольных энергетических напитков, продуктов для детского, лечебного, лечебно-профилактического и диетического питания:

• указывают на каждой единице потребительской тары (упаковки) пищевого продукта или в документации, прилагаемой к каждой единице пищевого продукта, сведения о показаниях к его применению отдельными возрастными группами населения, согласованные с Министерством здравоохранения РБ (далее - Минздрав);

• представляют по требованию органов, осуществляющих государственный контроль и надзор, документы, подтверждающие согласование с Минздравом сведений о показаниях к применению пищевых продуктов отдельными возрастными группами населения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2018 г. Положение № 26 утратило силу на основании постановления Совета Министров РБ от 22.12.2018 № 935.

 

4. Цена и условия оплаты товаров. В случае предоставления скидок субъект торговли указывает на ценнике два значения цены - без скидки и с учетом скидки. При этом цена без скидки перечеркивается, а на свободном месте указывается цена с учетом скидки либо на ценнике или в ином визуально доступном покупателю месте указывается процентное выражение скидки (п.5 письма Минторга РБ от 25.01.2012 № 07-09/37к «О предоставлении скидок»).

5. Гарантийный срок, если он установлен. Закон № 90-З определяет гарантийный срок как календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренные законодательством или договором, в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством. Покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока, а если он не установлен либо составляет менее 2 лет - в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю (ст.447 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

В настоящее время наблюдается тенденция закрепления гарантийных сроков в ТНПА. Например, государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1499-2004 «Приборы холодильные электрические бытовые. Общие положения» устанавливает 3-летний гарантийный срок на холодильники, государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1585-2005* «Машины электрические стиральные автоматические бытового назначения. Общие технические условия» - 2-летний и др. Остается также возможность производителю самому устанавливать гарантийный срок (в т.ч. в качестве маркетингового приема - более продолжительный) в своей технической документации. Если изготовитель (поставщик) не выполнил предусмотренную законодательством обязанность по установке гарантийного срока, это обязан сделать продавец (п.5 ст.13 Закона № 90-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 декабря 2018 г. следует руководствоваться п.5 ст.13 Закона № 90-З в редакции Закона РБ от 13.06.2018 № 111-З (далее - Закон № 111-З). Комментарий см. здесь.

 

Гарантийный срок на товар, производимый за пределами Республики Беларусь, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь для аналогичных товаров, производимых на ее территории.

6. Рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если этого требует специфика таких продуктов.

7. Дата изготовления, и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению.

От гарантийного срока следует отличать еще три вида сроков:

а) срок годности - срок, по истечении которого товар (результат работы) считается непригодным для использования по назначению. Он устанавливается на пищевые продукты, парфюмерно-косметические товары, лекарственные средства и иные подобные товары (результаты работ), потребительские свойства которых со временем могут ухудшаться. Товары, на которые установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (п.2 ст.442 ГК).

По истечении срока годности допускается реализация только некоторых видов непищевых товаров при наличии у продавца разрешения Министерства торговли РБ, выданного по результатам экспертизы и испытания товара (Положение о порядке реализации отдельных непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли (кроме лекарственных средств), утвержденное постановлением № 26).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли;

 

б) срок службы - календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренные законодательством или договором исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (результата работы) по назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по его вине.

Изготовитель обязан устанавливать срок службы товаров длительного пользования, в т.ч. комплектующих изделий и составных частей основного изделия, включенных в Перечень товаров длительного пользования, в т.ч. комплектующих изделий и составных частей основного изделия, которые по истечении определенного срока могут представлять опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, срок службы которых обязан устанавливать изготовитель, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 14.06.2002 № 778.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2018 г. вышеназванный Перечень изложен в новой редакции постановлением Совета Министров РБ от 22.12.2018 № 935. Изменения не повлияли на суть материала;

 

в) срок хранения - срок, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, определяющих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре.

Реализация товара (результата работы) по истечении установленных срока годности и (или) срока хранения, срока службы, а также товара (результата работы), на который должны быть установлены срок службы, срок годности и (или) срок хранения, но они не установлены, запрещается (п.3 ст.13 Закона № 90-З). Реализация товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 декабря 2018 г. следует руководствоваться п.3 ст.13 Закона № 90-З в редакции Закона № 111-З. Комментарий см. здесь.

 

8. Наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца, исполнителя), а также при наличии - импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара; если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель - его фамилия, имя, отчество и место жительства.

9. Сведения о подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.

Подтверждение соответствия - это вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации (абзац 19 ст.1 Закона РБ от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее - Закон № 269-З)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июля 2017 г. действует новый Закон РБ от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». Согласно подп.1.28 п.1 ст.1 данного Закона подтверждение соответствия - обязательная сертификация и декларирование соответствия (обязательное подтверждение соответствия), а также добровольная сертификация (добровольное подтверждение соответствия).

 

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования ТР, а также (до 1 января 2016 г.) объекты оценки соответствия, в отношении которых требования ТР не установлены и которые включены в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60. Реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без прохождения всех необходимых процедур подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются (ст.26 Закона № 269-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2016 г. действует перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 21.10.2016 № 849.

 

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:

а) обязательной сертификации, которая осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора на подтверждение соответствия с заявителем. Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, устанавливаются соответствующим ТР, а в случаях его отсутствия - Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Госстандарта РБ от 26.05.2011 № 23. Если схемой подтверждения соответствия установлена необходимость проведения испытаний объекта оценки соответствия, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора на проведение испытаний с заявителем или с аккредитованным органом по сертификации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 октября 2017 г. действуют новые Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденные постановлением Госстандарта РБ от 25.07.2017 № 61;

 

б) декларирования соответствия, которое осуществляется самим изготовителем (продавцом) путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Декларация о соответствии подлежит регистрации в аккредитованных органах по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, которая проводится аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на основе договора на подтверждение соответствия. В этом случае заявитель самостоятельно выбирает ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие требованиям которых осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия.

Если производитель или поставщик продукции в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (использовав обозначение государственного стандарта в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным (ст.20 Закона № 269-З).

Для маркировки соответствующих объектов используются знаки соответствия (стилизованная аббревиатура СТБ), которые наносятся на упаковку. Аналогичные, но не всегда тождественные по функции знаки соответствия могут быть международными (ISO), региональными в рамках Таможенного союза (ЕАС) или Европейского союза (СЕ), отдельных стран (РСТ в России, DIN - в Германии и т.д.).

 

Справочно

Значение этих знаков может несколько различаться. Например, в Евросоюзе знак СЕ - это свидетельство соответствия Директиве ЕС, а не стандарту; в Германии (знак DIN) национальные стандарты носят рекомендательный характер (общепризнанные технические нормы), а не являются юридически обязательными и т.д.

 

10. Количество или комплектность товара.

11. Штриховой идентификационный код, если обязательное маркирование товаров таким кодом предусмотрено законодательством.

Постановлением Совета Министров РБ от 04.08.2005 № 862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748» предусмотрено с 1 июля 2006 г. обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами товаров (продукции), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь и предназначенных для торговли ими на территории Республики Беларусь, на которые технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов. Для экспортных товаров такое обязательное штрих-кодирование было введено с 1 октября 2000 г. Этим же постановлением предусмотрено, что наличие товарного номера, нанесенного в виде штрихового идентификационного кода на товары (продукцию) в соответствии с законодательством, является одним из существенных условий договора купли-продажи (поставки) таких товаров (продукции), одной из сторон которого являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю, общественное питание на территории Республики Беларусь и использующие для ведения товарного учета автоматическую идентификацию товаров (продукции).

Согласно Положению о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 24.05.2000 № 748 (далее - Положение № 748), штриховой идентификационный код - код, который представляет собой комбинацию последовательно расположенных параллельных штрихов и пробелов, размеры и расположение которых устанавливаются международными стандартами (п.13 раздела 1); штриховая идентификация - способ автоматической идентификации, при котором распознавание объекта происходит с помощью специальных считывающих технических средств (сканеров) по цифровому или алфавитно-цифровому коду, представленному в виде последовательности штрихов и пробелов (п.7 раздела 1). В Беларуси используется европейская система товарной нумерации ЕАН (EAN - European Article Numbering), предусматривающая присвоение товарам 13- или 8-разрядного товарного номера. Цель штрихового кодирования - автоматизация и ускорение логистики, упрощение учета, сокращение бумажного документооборота и т.д.

Нанесение на товары (продукцию) товарных номеров в виде штриховых кодов осуществляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - производитель этих товаров (продукции), обеспечивая при этом выполнение правил и требований республиканских стандартов по качеству печати, расположению изображения штрихового кода, соответствию нанесенного номера данному товару (продукции). В случае если нанесение непосредственно на товары (продукцию) товарных номеров в виде штриховых кодов невозможно, то допускается их нанесение на потребительскую тару, этикетки, ярлыки таких товаров (продукции).

Маркированию штриховыми идентификационными кодами могут не подвергаться по техническим или иным причинам товары, перечисленные в п.23 Положения № 748, в числе которых: товары (продукция), реализуемые через розничную торговую сеть непосредственно покупателю путем фасования или другого отмеривания; товары, масса брутто которых превышает 25 кг; ювелирные изделия; мебель; электронно-вычислительные машины.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся изготовлением упаковки, имеют право наносить на нее штриховые идентификационные коды Международной системы товарной нумерации при условии вступления в члены системы ЕАН Беларуси.

12. Необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами, в т.ч. ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления потребителю, в т.ч. сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе потребителя.

Изготовитель обязан информировать потребителя о возможном риске и об условиях безопасного использования товара с помощью соответствующих обозначений, принятых в Республике Беларусь и (или) в международной практике (ст.12 Закона № 90-З). При этом, если для безопасного использования товара, его хранения, транспортировки или утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать их в документации, прилагаемой к товару, на этикетке или иным доступным (известным) и понятным потребителю способом, позволяющим ему своевременно ознакомиться с этими правилами, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Так, индекс «Е» на пищевых продуктах ассоциируется с вредом для здоровья. На самом деле эта буква от слова Europe (так как используется Европейской цифровой системой) и свидетельствует о наличии в продукте определенных пищевых добавок (всего около 300 веществ), обеспечивающих вкусовые и питательные свойства, сохранность продукта и т.п., далеко не все из которых являются опасными для здоровья. На территории Беларуси действуют Санитарные нормы и правила «Требования к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам», утвержденные постановлением Минздрава РБ от 12.12.2012 № 195, которые предусматривают, что при маркировке пищевых продуктов, содержащих пищевые добавки, должен указываться индекс «Е» (при наличии) или название пищевой добавки. Для некоторых видов пищевых добавок должны дополнительно использоваться надписи «Ароматизатор натуральный» и др. (см. также Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299; ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881); ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 58) и др.).

На потребительской таре (упаковке) табачных изделий, произведенных в Республике Беларусь или импортированных на ее территорию, должны быть указаны сведения на русском или белорусском языке, предупреждающие о вреде курения, о запрете продажи этих изделий гражданам в возрасте до 18 лет (п.22 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента РБ от 17.12.2002 № 28 (далее - Положение № 28)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2019 г. Декрет № 28 на основании Декрета Президента РБ от 24.01.2019 № 2 изложен в новой редакции. Комментарии и разъяснение см. здесь.

 

Закон РБ от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя» (ст.10) предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие, импортирующие и (или) экспортирующие озоноразрушающие вещества и (или) продукцию, содержащую озоноразрушающие вещества, обязаны наносить на продукцию надпись «Вредно для озона» и отчетливо маркировать аналогичной надписью упаковку, в которой хранятся либо перевозятся озоноразрушающие вещества или продукция, содержащая озоноразрушающие вещества, обеспечивать их безопасное хранение и транспортировку, а также указывать в товаросопроводительной документации наименование и количество озоноразрушающих веществ, включая вещества, содержащиеся в продукции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 декабря 2014 г. следует руководствоваться ст.11 Закона № 56-З в редакции Закона РБ от 16.06.2014 № 161-З.

 

Кроме того, Закон № 90-З:

• при реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, произведенных на территориях радиоактивного загрязнения, требует иметь в наличии документ, в котором указываются место производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, изготовитель, соответствие показателей содержания в них радионуклидов республиканским допустимым уровням;

• запрещает реализацию товара (выполнение работы, оказание услуги), подлежащего государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) обязательному подтверждению соответствия требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, без соответствующих удостоверений.

 

Справочно

Перечень продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 11.07.2012 № 635.

 

Приведенные выше требования к информации о товаре носят универсальный характер. Дополнительно Закон № 90-З (ст.7) устанавливает особенности, касающиеся: торговли по образцам; товаров, бывших в употреблении; конфиската; товаров, изготовленных в рамках ремесленной деятельности; товаров, фасованных и упакованных не в месте их производства.

Статьей 23.12 КоАП предусмотрена административная ответственность за выпуск либо поставку (реализацию) продукции, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке и другим требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Требования к упаковке и маркировке пищевых продуктов

Кроме того, имеется специальное законодательство, касающееся требований к упаковке и маркировке пищевых продуктов. Согласно ст.10 Закона РБ от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» информация о качестве и безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище должна содержаться в сопроводительных документах, на упаковке, этикетках или доводиться до сведения населения иным способом и включать (см. также подп.2.4 и 2.7 п.2 ст.7, п.3 ст.12 и другие статьи Закона № 90-З):

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 декабря 2018 г. в подп.2.4 и 2.7 п.2 ст.7 Закона № 90-З внесены изменения Законом № 111-З. Комментарий см. здесь;

 

а) наименование продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище;

б) обозначения ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, устанавливающего требования к качеству и безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище (см. например, технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880); технический регламент Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67), который, в частности, предусматривает дополнительное наличие необходимых предупредительных надписей или манипуляционных знаков «Беречь от солнечных лучей», «Ограничение температуры», «Беречь от влаги», «Скоропортящийся груз» (для скоропортящегося продукта), и другие ТНПА);

в) сведения о составе и пищевой ценности продовольственного сырья и пищевых продуктов, а в определенных случаях - сведения о наличии вредных для жизни и здоровья потребителя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с требованиями ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, устанавливающего требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, сведения о показаниях к применению отдельными возрастными группами (кроме того, для продовольственного сырья и пищевых продуктов, предназначенных для детского и диетического питания, - также сведения о калорийности, наличии витаминов и иные сведения. Биологически активные добавки к пище должны включать сведения об ингредиентном составе с указанием точного количества входящих в них компонентов и способы их применения);

г) указание на то, что продовольственное сырье и пищевые продукты являются генетически модифицированными, если в них содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты).

 

Справочно

На сегодняшний день нет единого мнения об уровне опасности генетически модифицированных продуктов. Закон РБ от 09.01.2006 № 96-З «О безопасности генно-инженерной деятельности» (ст.2) не применяется к пищевым продуктам. См. также: Положение о порядке проведения оценки риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 04.05.2010 № 677.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 июня 2019 г. Положение № 677 на основании постановления Совета Министров РБ от 28.06.2019 № 433 утратило силу.

С 29 июня 2019 г. в ст.2 Закона № 96-З внесены дополнения Законом РБ от 18.12.2018 № 154-З. При осуществлении работ с условно патогенными микроорганизмами и патогенными биологическими агентами, являющимися генно-инженерными организмами, применяются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, установленных законодательством в области безопасности генно-инженерной деятельности. К отношениям, возникающим в связи с ввозом в Республику Беларусь, вывозом из Республики Беларусь, транзитом через ее территорию и использованием генно-инженерных организмов, являющихся объектами экспортного контроля, Закон № 96-З применяется в части, не урегулированной законодательством в области экспортного контроля;

 

д) дату изготовления, и (или) срок годности, и (или) срок хранения, указание условий хранения продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, если они отличаются от обычных либо требуют специальных условий хранения;

е) сведения о необходимых действиях по истечении срока годности и срока хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов и возможных последствиях при невыполнении этих действий, если продовольственное сырье и пищевые продукты (их упаковка) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни и здоровья человека или становятся непригодными для использования по назначению и др. (см. также постановление Совета Министров РБ от 28.04.2005 № 434 «О некоторых вопросах информирования потребителей о продовольственном сырье и пищевых продуктах»).

Указание сведений о лечебно-профилактических свойствах продовольственного сырья и пищевых продуктов в их маркировке допускается, как правило, после согласования их с Минздравом.

Требования к упаковке и маркировке алкогольной и табачной продукции

Закон РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Закон № 429-З) предусматривает (ст.18), что на потребительской таре (упаковке) реализуемого алкогольного напитка должны быть указаны:

а) наименование алкогольного напитка;

б) наименование производителя и место его нахождения (юридический адрес);

в) наименование импортера алкогольного напитка в Республику Беларусь и место его нахождения (юридический адрес);

г) крепость алкогольного напитка и (или) объемная доля этилового спирта;

д) объем алкогольного напитка в потребительской таре (упаковке);

е) дата изготовления и срок годности или хранения;

ж) обозначение ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, в соответствии с требованиями которого изготовлен и может быть идентифицирован алкогольный напиток (если существуют);

з) иные сведения, определенные ТНПА.

Относительно алкогольной и табачной продукции существуют дополнительные требования, касающиеся маркировки акцизными марками, а также специальными знаками.

 

Справочно

Маркировке специальными знаками (в виде зубра и двух строк буквенно-цифровой информации) в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 21.01.2009 № 66 «О некоторых вопросах маркировки алкогольных напитков специальными знаками» подлежит произведенное в Республике Беларусь шампанское.

 

Основными нормативными правовыми актами в части маркировки акцизными марками являются:

1) Закон № 429-З (ст.19, 20);

2) Положение № 28 (пп.14-21);

3) постановление Совета Министров РБ от 28.10.2008 № 1610 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 16»;

4) постановление Совета Министров РБ от 28.04.2008 № 618 «О некоторых вопросах оборота алкогольных напитков»;

5) постановление Совета Министров РБ от 13.12.2010 № 1807 «О некоторых вопросах маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, и внесении изменения в Положение о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием»;

6) Порядок приобретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ввоз (вывоз) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, контрольных знаков, их учета, реализации, использования, гашения, возврата, уничтожения, маркировки ими сопроводительных документов, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2005 № 1229;

7) Инструкция о порядке проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках, табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденная постановлением Минторга РБ от 24.09.2013 № 23.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией № 23 в редакции постановления Минторга РБ от 14.04.2015 № 13. Комментарий см. здесь;

 

8) постановление Минэкономики РБ от 31.05.2012 № 46 «Об установлении стоимости акцизной марки для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий» и др.

Согласно данным документам маркировке акцизными марками подлежат ввозимые на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории России и Казахстана, алкогольные напитки и табачные изделия (кроме изделий, специально перечисленных в Положении № 28 и Законе № 429-З), а также произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для оборота на ее территории. Акцизная марка является бланком строгой отчетности, ее стоимость на 31 марта 2014 г. составляет 460 руб. - для маркировки алкогольных напитков и 180 руб. - табачных изделий. Она относится на себестоимость продукции и не может превышать половины максимальной ставки акциза, исчисленного согласно законодательству для одной единицы соответствующего изделия.

Маркировку осуществляют организации, реализующие алкогольную и табачную продукцию на территории Республики Беларусь. Если товар предназначен для вывоза с территории Республики Беларусь, он должен быть промаркирован производителем в соответствии с требованиями законодательства страны назначения (в Россию и Казахстан - акцизными марками) до отгрузки с места производства. При импорте акцизные марки наносятся на потребительскую тару (упаковку) ввозимых товаров, как правило, за пределами территории Республики Беларусь.

За правильность маркировки соответствующих изделий акцизными марками и подлинность этих марок несет ответственность, как правило, собственник данных изделий и лицо, обладающее правами владения и распоряжения табачными изделиями (кроме лиц, приобретших табачные изделия в розничной торговой сети для собственного потребления). Ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории и (или) хранение на ней товаров, подлежащих маркировке акцизными и (или) специальными марками, торговля ими без нанесенных акцизных и (или) специальных марок запрещаются. Административная ответственность за данные правонарушения предусмотрена ст.12.23, 12.24, 12.27, 14.16 КоАП.

Маркировка контрольными (идентификационными) знаками

Помимо акцизных марок существует также маркировка контрольными (идентификационными) знаками, требования по которой установлены Указом Президента РБ от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» и которая применяется в отношении товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2011 № 1030 (включает потребительские товары устойчивого спроса - чай, кофе, пиво, фруктовые соки, растительное масло, обувь, мобильные телефоны, телевизоры, часы, ноутбуки и т.п.). В отношении данных товаров на территории Республики Беларусь запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 марта 2016 г. постановлением Совета Министров РБ от 11.02.2016 № 115 внесены изменения и дополнение в постановление № 1030, в частности, утвержден новый перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров».

С 16 июня 2017 г. следует руководствоваться перечнем № 1030 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 10.03.2017 № 192. Комментарий см. здесь.

 

Маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками осуществляется:

1) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ввоз товаров на территорию Республики Беларусь - за ее пределами либо на территории уполномоченных (таможенных) складов;

2) на территории Республики Беларусь производителями товаров в местах их производства, упаковки (переупаковки), хранения - до начала их транспортировки и (или) реализации, либо юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами договоров комиссии, - до предложения этих товаров для продажи, в т.ч. до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи.

 

Справочно

Места нанесения и форма знаков установлены постановлением МНС РБ от 09.08.2011 № 32 «О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками».

 

Стоимость контрольных (идентификационных) знаков установлена постановлением Минфина РБ от 05.02.2014 № 3 и зависит от вида товара.

За нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками ст.12.35 КоАП установлена административная ответственность.

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

22.04.2014

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук