


Материал помещен в архив


Требования к участникам при проведении государственных закупок, закупок за счет собственных средств, закупок при строительстве
![]() |
Ситуация Правомерно ли установление в документации по закупкам: • за счет собственных средств по постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» • по государственным закупкам согласно Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» • по закупкам при строительстве за счет бюджетных средств в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» • по закупкам при строительстве за счет собственных средств следующих требований: • участник обязан представить сведения о фактах (в случае, если они имели место) отказа от заключения либо неисполнения договоров с заказчиком за последние 3 года и об имеющихся на момент подачи предложения неурегулированных претензиях либо неисполненных решениях суда (иного компетентного органа) в отношении заказчика; • для подтверждения устойчивого экономического и финансового положения участник обязан представить сведения об имеющихся на момент подачи предложения неисполненных решениях суда (иного компетентного органа). Проверка достоверности представленных сведений проводится конкурсной комиссией по информации, размещенной на сайте https://minjust.gov.by/directions/enforcement/debtors/ в разделе «Реестр задолженностей по исполнительным документам»?
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь. |
1. Закупки за счет собственных средств.
Участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также с учетом соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (часть вторая подп.2.5 п.2 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2021 г. постановлением Совмина от 20.07.2021 № 415 в ч.2 подп.2.5 п.2 постановления № 229 слова «лиц и» заменены словами «и физических лиц, в том числе», слово «четвертой» заменено словом «пятой». Комментарии см. здесь. |
Значит, в документации о закупке в соответствии с порядком осуществления закупок за счет собственных средств устанавливаются требования к участникам.
При этом полагаем, что в приглашении к участию в конкурентной процедуре закупки в требованиях к составу участников процедуры закупки, организация указывает на возможность участия в процедуре любых субъектов (любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала), за исключением лиц, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам. Организация также указывает на приоритетность приобретения у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), то есть при рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя).
В документации о закупке указываются, помимо прочего, требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (подп.2.8 п.2 постановления № 229). С учетом части второй п.2.11 п.2 постановления № 229 полагаем, эти требования - те квалификационные данные участников процедуры закупки, которые устанавливаются в соответствии с порядком осуществления закупок за счет собственных средств, и они могут касаться как опыта работы, так и платежеспособности.
Такими требованиями в документации может быть устойчивое экономическое и финансовое положение, подтверждаемое участником процедуры путем представления сведений об имеющихся на момент подачи предложения неисполненных решениях суда (иного компетентного органа). И проверка достоверности представленных сведений может проводиться конкурсной комиссией по информации, размещенной на сайте https://minjust.gov.by/directions/enforcement/debtors/ в разделе «Реестр задолженностей по исполнительным документам».
Что касается требования об отсутствии фактов (в случае, если они имели место) отказа от заключения либо неисполнения договоров с заказчиком за последние 3 года и об имеющихся на момент подачи предложения неурегулированных претензиях либо неисполненных решениях суда (иного компетентного органа) в отношении заказчика, то полагаем, они касаются не опыта работы в целом, а работы с конкретным субъектом хозяйствования, в связи с чем их установление, по мнению автора, необоснованно.
Более того, участник или иное лицо может обратиться с заявлением о нарушении антимонопольных требований к закупкам в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, если, например, посчитает, что такому требованию соответствует только один субъект.
2. Государственные закупки.
При проведении государственной закупки допускается устанавливать только такие требования к участникам, которые соответствуют п.2 ст.16 Закона № 419-З.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 февраля 2024 г. абз.1 п.2 ст.16 Закона № 419-З после слов «к участникам» дополнен словами «за исключением случаев осуществления государственных закупок в соответствии с пунктами 1, 4, 11, 12 приложения к настоящему Закону» Законом от 31.01.2024 № 354-З. |
Речь идет о следующих требованиях:
1) соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки;
2) соответствие дополнительным требованиям к участникам;
3) отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
4) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
5) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
6) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
7) физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
8) юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности;
9) в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
10) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
11) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Требования, указанные выше, с п.3 по п.11 подтверждаются заявлениями участника. Требование п.2 устанавливается только в случае закупки услуг столовых и буфетов учреждений образования (приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 октября 2022 г. следует руководствоваться приложением 11 к постановлению № 395 в ред. постановления Совмина от 14.10.2022 № 692. Комментарий см. здесь. |
Требование п.1 предполагает, что законодательством установлены требования, которым субъект должен соответствовать для поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Но ни факт отказа от заключения либо неисполнения договоров с заказчиком, ни наличие устойчивого экономического и финансового положения к таким обязательным установленным законодательством условиям не относятся, то есть устанавливать указанные в вопросе требования к участникам неправомерно.
3. Закупки при строительстве за бюджетные средства.
Указ № 223 исключает из числа участников субъектов, указанных в подп.1.9 п.1 Указа № 223.
Так, не могут участвовать в таких закупках:
• эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
• юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;
• организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
• учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
• юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо;
• юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо;
• юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;
• лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
• лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве.
Если при проведении процедур закупок проводится предварительный квалификационный отбор, организатор учитывает пп.19-22 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88), и оценке подлежит опыт работы, деловая репутация участника (отзыв не конкретного заказчика, а в целом заказчиков).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением № 564. С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках. |
В конкурсной документации при проведении подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве указываются обязанности участника по представлению документов о его экономическом и финансовом положении. Но к таким документам относятся не сведения об имеющихся на момент подачи предложения неисполненных решениях суда (иного компетентного органа), а бухгалтерская отчетность за последние отчетные год и период, справка о состоянии текущих (расчетных) счетов участника из банка, в котором он обслуживается (подп.31.1 п.31 Положения № 88).
При проведении процедуры переговоров также устанавливаются требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении (абзац 8 п.68 Положения № 88). При этом в норме не раскрывается, что под ними понимается. Можно предположить, что те же документы, которые упомянуты в подп.31.1 п.31 Положения № 88.
4. Закупки при строительстве за счет собственных средств.
Такие закупки нормативно не регулируются. Если организация проводит их без применения Положения № 88 по какой-либо конкурентной процедуре закупки, она может устанавливать любые требования к участнику, только если они не нарушают антимонопольные требования к закупкам (ст.24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).
01.04.2020
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор