Вопрос-ответ от 15.07.2014
Автор: Амельченя Ю.

Требуется ли перед проведением подрядных торгов в строительстве проводить исследования конъюнктуры рынка для выбора подрядчика?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Требуется ли перед проведением подрядных торгов в строительстве проводить исследования конъюнктуры рынка для выбора подрядчика?

 

ОТВЕТ: Не требуется.

В соответствии с Указом Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591), Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88), при осуществлении закупок работ, услуг при строительстве проводятся подрядные торги либо переговоры, при осуществлении закупок товаров при строительстве проводятся торги на закупку товаров при строительстве либо переговоры (подп.1.1, 1.2 п.1 Указа № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

С 1 января 2018 г. следует руководствоваться Положением № 88 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 11.08.2017 № 605.

 

По общему правилу подрядные торги на выполнение работ при строительстве объектов, за исключением строительства объектов под ключ, организуются при обязательном наличии у их организатора:

• разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке;

• проектной, в т.ч. сметной, документации на строительство объектов, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной в установленном порядке, кроме случаев, когда условиями подрядных торгов предусматривается разработка проектной документации подрядчиком или в соответствии с нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, эта разработка не является обязательной (часть первая п.25 Положения № 88).

 

Справочно

Подрядные торги на выполнение работ при строительстве объектов под ключ организуются при наличии у их организатора разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке.

 

Если при строительстве объектов, в т.ч. их ремонте, разработка проектной документации в соответствии с законодательством не является обязательной, то организатор подрядных торгов должен иметь предусмотренные законодательством документы для достоверного определения участниками объемов подлежащих выполнению работ и их стоимости (часть третья п.25 Положения № 88).

Если говорить о закупке товаров посредством проведения торгов на закупку товаров при строительстве, то решение о проведении торгов принимается при наличии:

• договора строительного подряда на выполнение работ при строительстве объекта, графиков поставок товаров, осуществляемых застройщиком, заказчиком, подрядчиком, или иных документов, определяющих обязанность застройщика, заказчика, подрядчика по закупке соответствующих товаров для строительства объекта;

• утвержденной в установленном порядке проектной, в т.ч. сметной, документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) необходимых для строительства объектов товаров, а также технического задания на закупку товаров;

• результатов исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, на основании данных, установленных в проектной, в т.ч. сметной, документации, техническом задании (часть первая п.48 Положения № 88).

Исследование конъюнктуры рынка обязательно проводится на товарных рынках Единого экономического пространства.

Таким образом, требование об обязательном проведении маркетинговых исследований установлено для закупки товаров путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве. Если требуется закупка работ, услуг с проведением подрядных торгов, то подобные маркетинговые исследования не требуются.

 

15.07.2014

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь