Вопрос-ответ от 26.02.2014
Автор: Амельченя Ю.

Требуется ли согласие антимонопольного органа на реорганизацию юридического лица по Закону Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Требуется ли согласие антимонопольного органа на реорганизацию юридического лица по Закону РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 94-З)?

 

ОТВЕТ: Требуется в случаях, установленных Законом № 94-З.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в т.ч. суда (п.1 ст.53 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

Законом № 94-З (вступает в силу с 1 июля 2014 г.) установлены случаи, когда требуется получение согласия антимонопольного органа при осуществлении им контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов (подп.1.12 п.1 ст.9 Закона № 94-З):

1) при реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;

2) при реорганизации коммерческих организаций в форме слияния, присоединения (при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.54 ГК); при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.2 ст.54 ГК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З изложен в новой редакции на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 98-З.

 

Тем самым в указанных двух случаях осуществляется контроль со стороны государства за реорганизацией, что предполагает получение согласия антимонопольного органа.

Однако следует учитывать, что получение согласия антимонопольного органа на реорганизацию коммерческих организаций в форме слияния, присоединения обязательно при условии, что балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых коммерческих организаций, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления о согласовании реорганизации, превышает 100 000 базовых величин или объем выручки одной из реорганизуемых коммерческих организаций от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, превышает 200 000 базовых величин либо если один из названных субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий. При этом размер базовой величины определяется на день получения антимонопольным органом соответствующего заявления (п.1 ст.17 Закона № 94-З).

В свою очередь, антимонопольный орган в течение 30 дней со дня получения им соответствующего заявления вправе по результатам его рассмотрения принять:

1) решение о согласии на реорганизацию коммерческой организации, если это не приведет к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

2) мотивированное решение об отказе в согласии на реорганизацию коммерческой организации, если данные действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности реорганизации коммерческой организации, является недостоверной и (или) неполной (п.4 ст.17 Закона № 94-З).

 

26.02.2014

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь