Пособие от 06.06.2014
Автор: Чичина А.

Трудовая деятельность и коррупция, или Дополнительное основание прекращения трудового договора по пункту 5 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь


СОДЕРЖАНИЕ

 

Изменения в Трудовом кодексе Республики Беларусь с 25 июля 2014 года

Коррупция и государственные должностные лица

Ограничения для государственных должностных лиц

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица

Полезная правоприменительная практика по соблюдению ограничений государственными должностными лицами

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОРРУПЦИЯ, ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ПУНКТУ 5 СТАТЬИ 47 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Изменения в Трудовом кодексе Республики Беларусь с 25 июля 2014 года

Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон № 131-З) п.5 ст.47 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) изложен в новой редакции, а именно:

 

Норма ТК
до 25 июля 2014 г. с 25 июля 2014 г.
Помимо оснований, предусмотренных ТК, трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случае неподписания либо нарушения работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции (п.5) Помимо оснований, предусмотренных ТК, трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случаях:
- неподписания либо нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
- возникновения (установления) обстоятельств, препятствующих осуществлению педагогической деятельности или педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта в соответствии с законодательными актами (пп.5, 7)

 

Такая позиция законодателя является оправданной и актуальной. Данный вывод усматривается в т.ч. из содержания решения Конституционного Суда РБ от 30.12.2013 № Р-913/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь».

 

Справочно

В соответствии с Законом РБ от 26.06.1997 № 47-З «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» (далее - Закон № 47-З (утратил силу) меры по предупреждению коррупции предусматривались в письменных обязательствах лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и включали запрет на вмешательство в деятельность других государственных и негосударственных органов и организаций, если это не входит в круг их обязанностей; использование своего служебного положения при решении вопросов, затрагивающих их личные интересы или интересы членов их семьи и близких родственников; предоставление необоснованных льгот и привилегий физическим или юридическим лицам или оказание содействия в их предоставлении, а также совершение ряда иных действий коррупционного характера (части первая-третья ст.8 Закона № 47-З).

 

В соответствии с частями четвертой и пятой ст.8 Закона № 47-З неподписание указанных обязательств либо нарушение требований этой статьи, отраженных в обязательствах, служили основанием для отказа лицам в приеме на службу (работу) или для увольнения их со службы (работы) в порядке, установленном законодательством.

Данные положения Законом РБ от 04.11.1998 № 197-З «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (далее - Закон № 197-З) были закреплены в п.5 ст.254 Кодекса законов о труде РБ от 23.06.1972 (далее - КзоТ) в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора в случае неподписания либо нарушения работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством Республики Беларусь мер по предупреждению коррупции.

Таким образом, впервые анализируемое основание прекращения трудового договора в законодательстве о труде появилось сравнительно недавно - 6 ноября 1998 г. (дата вступления в силу Закона № 197-З).

С 1 января 2000 г. вступил в силу ТК, в п.5 ст.47 которого было закреплено аналогичное п.5 ст.254 КЗоТ дополнительное основание прекращения трудового договора с работником, уполномоченным на выполнение государственных функций.

В дальнейшем меры борьбы с коррупцией были определены Законом РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее Законом № 165-З). В Законе № 165-З установлены субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, которыми являются в т.ч. государственные должностные лица (абзац 3 ст.1, ст.3 Закона № 165-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон РБ от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».

 

Вывод. С принятием Закона № 165-З такой субъект правоотношений, как работники, уполномоченные на выполнение государственных функций, в антикоррупционном законодательстве отсутствует. Вместе с тем в п.5 ст.47 ТК оставалось указание на работника, уполномоченного на выполнение государственных функций, как работника, с которым трудовой договор прекращается в случае неподписания или нарушения им письменного обязательства по соблюдению установленных ограничений.

 

Обратите внимание!

Перечень должностных лиц в соответствии с различными правовыми актами приведен в таблице.

Таблица

Перечень должностных лиц в соответствии с различными правовыми актами

Правовой акт Перечень должностных лиц
Часть седьмая ст.1 Закона № 47-З Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций:
- представители власти, в т.ч. работники правоохранительных органов;
- судьи;
- депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания РБ;
- депутаты местных Советов депутатов;
- служащие государственного аппарата;
- лица, определяемые законодательством как должностные, в т.ч. в Вооруженных Силах РБ и иных воинских формированиях;
- должностные лица субъектов хозяйствования, в имуществе которых доля государственной собственности является преобладающей
Абзац 3 ст.1 Закона № 165-З Государственные должностные лица:
- Президент РБ;
- депутаты Палаты представителей;
- члены Совета Республики Национального собрания РБ;
- депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;
- иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства РБ о государственной службе;
- сотрудники Следственного комитета РБ, имеющие специальные звания;
- лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях РБ, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и относящиеся в соответствии с законодательными актами РБ к должностным лицам;
- лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %
Часть четвертая ст.4 Уголовного кодекса РБ (далее - УК) Должностные лица:
- представители власти, т.е. депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ, члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
- представители общественности, т.е. лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
- лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях РБ должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
- должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов

 

Особенность прекращения трудового договора по нормам ст.47 ТК состоит в том, что основания, закрепленные в этой статье, могут применяться лишь к указанным в ней отдельным категориям работников и только при определенных условиях, предусмотренных специальными нормами.

Конституционный Суд РБ принял решение от 16.12.2009 № Р-384/2009 «О необходимости разрешения коллизии между нормами законодательных актов, предусматривающих дополнительное основание прекращения трудового договора по пункту 5 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь» (далее - решение № Р-384/2009), в котором изложил правовую позицию по вопросу устранения выявленной коллизии между нормами ТК и Закона № 165-З в части установления дополнительного основания прекращения трудового договора с государственными должностными лицами в случаях неподписания или нарушения ими письменного обязательства по соблюдению предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией ограничений.

В частности, в решении № Р-384/2009 отмечается, что исходя из содержания части второй ст.16, части пятой ст.17 Закона № 165-З и учитывая предписание части первой ст.35 ТК, согласно которой трудовой договор прекращается только по основаниям, предусмотренным ТК, государственное должностное лицо, не подписавшее или нарушившее письменное обязательство по соблюдению установленных ограничений, освобождается от занимаемой должности в порядке и по основаниям, определенным ТК.

Вместе с тем в п.5 ст.47 ТК не содержится указания на государственное должностное лицо как работника, с которым трудовой договор прекращается в случае неподписания или нарушения им письменного обязательства по соблюдению установленных ограничений. Указанное позволило Конституционному Суду РБ констатировать наличие коллизии между нормами ТК и Закона № 165-З в части прекращения трудового договора с государственным должностным лицом при неподписании или нарушении им письменного обязательства по соблюдению установленных ограничений.

В решении № Р-384/2009 Конституционный Суд РБ отметил, что с принятием Закона № 165-З и введением его в действие через 6 месяцев после официального опубликования соответствующие изменения и дополнения в иные акты законодательства не были своевременно внесены. Применительно к рассматриваемому вопросу изменения в ТК не внесены до настоящего времени. Следствием этого явилась коллизия правовых норм, которая может приводить к неоднозначному пониманию и неправомерному применению их на практике, что является недопустимым в условиях правового государства.

Одной из важнейших государственных гарантий, устанавливаемых работникам ТК, является исчерпывающий перечень оснований прекращения трудового договора. В силу части первой ст.35 ТК трудовой договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным ТК.

При применении норм п.5 ст.47 ТК в правоприменительной практике возникало множество трудностей, обусловленных коллизией между нормами ТК и Законом № 165-З в части установления дополнительного основания прекращения трудового договора с государственными должностными лицами в случаях неподписания или нарушения ими письменного обязательства по соблюдению предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией ограничений.

Несмотря на то что освобождение от занимаемой должности государственного должностного лица, не подписавшего или нарушившего письменное обязательство по соблюдению установленных ограничений, должно осуществляться по п.5 ст.47 ТК, данная норма относится к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций. При этом категория работников, уполномоченных на выполнение государственных функций, законодательно не была определена, что исключало возможность установления в конкретных случаях, относится ли работник к этой категории.

Поэтому Законом № 131-З обоснованно скорректирован п.5 ст.47 ТК, чем обусловлено устранение коллизии между нормами ТК и Закона № 165-З. Тем самым реализован принцип правовой определенности, обеспечено единообразное понимание и применение норм законодательных актов при прекращении трудового договора с государственными должностными лицами в случаях неподписания или нарушения ими письменного обязательства по соблюдению предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией ограничений.

Коррупция и государственные должностные лица

Справочно

Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей (абзац 1 ст.1 Закона № 165-З).

 

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами. Как показывает реальность, сегодня все страны Содружества Независимых Государств (СНГ) в значительной степени поражены коррупцией.

Государственные должностные лица согласно ст.1 Закона № 165-З:

• Президент Республики Беларусь;

• депутаты Палаты представителей;

• члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

• депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;

• иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства РБ о государственной службе;

• сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, имеющие специальные звания;

• лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к должностным лицам;

• лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %.

Государственное должностное лицо является центральным субъектом коррупционных правоотношений, а применительно к некоторым коррупционным преступлениям - это одно из условий уголовной ответственности.

Обратим внимание, что Закон № 165-З не содержит определения понятия «государственное должностное лицо». Указанный в Законе № 165-З термин «государственное должностное лицо» трактуется как совокупность должностей, а также иных характеризующих признаков, позволяющих отнести конкретное лицо к государственному должностному. Очевидно, что в основе данного определения лежит термин «должностное лицо», используемый в уголовном законодательстве.

Согласно части четвертой ст.4 УК под должностными лицами понимаются:

• представители власти, т.е. депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ, члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

• представители общественности, т.е. лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

• лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях РБ должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

• должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Важное значение для понимания признаков категории должностных лиц, уполномоченных в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, имеет заключение Конституционного Суда РБ от 12.11.2001 № З-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» (далее - заключение № З-129/2001). В частности, в заключении № З-129/2001 отмечается, что юридически значимыми признаются такие действия, в результате совершения которых наступают или могут наступить правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Применительно к данному понятию, предусмотренному в УК, юридически значимые действия - это действия лиц, уполномоченных в установленном порядке на их совершение. Наличие данного признака предполагает, что лицо занимает постоянно или временно в организации, учреждении, на предприятии определенную должность (выполняет определенную работу) и уже в силу этого может в определенных случаях совершать юридически значимые действия либо привлекается к исполнению своих обязанностей по специальному полномочию.

По мнению Конституционного Суда РБ, изложенному в заключении № З-129/2001, лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, по смыслу уголовного закона - это лица, постоянно или временно занимающие в организациях (независимо от форм собственности) должности либо выполняющие возложенные на них обязанности по специальному полномочию и совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица. В этой связи Конституционный Суд РБ отмечает, что к лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, следует относить не только тех преподавателей, которые выполняют свои обязанности в качестве членов квалификационных или экзаменационных комиссий, но и преподавателей, принимающих у студентов или учащихся курсовые экзамены либо зачеты.

При определении круга субъектов коррупционного правонарушения полезно руководствоваться разъяснениями, которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РБ от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст.424-428 УК)» (далее - постановление № 12).

В первую очередь в постановлении № 12 обращается внимание судов на то, что уголовная ответственность за преступления против интересов службы призвана способствовать защите общества и его граждан от коррупции и общественно опасных деяний должностных лиц, совершаемых по службе посредством использования или ненадлежащего исполнения предоставленных им служебных полномочий, что подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, угрожает моральным устоям общества. Суды должны учитывать особую общественную значимость дел о таких преступлениях.

В п.3 постановления № 12 определяется, что судам надлежит иметь в виду, что наряду с лицами, прямо указанными в п.1 части четвертой ст.4 УК, представителями власти являются также лица, состоящие на государственной службе, которые в пределах возложенных на их полномочий на осуществление властных функций вправе отдавать распоряжения или приказы либо принимать решения относительно не подчиненных им по службе лиц. На этом основании к представителям власти могут быть отнесены работники правоохранительных органов, работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, судебные исполнители, военнослужащие пограничной службы (при непосредственном выполнении обязанностей по охране Государственной границы РБ), военнослужащие внутренних войск (при непосредственном исполнении обязанностей по охране общественного порядка, конвоированию и охране исправительных учреждений), сотрудники государственных органов, осуществляющие контрольные и надзорные функции, и др.

В п.4 постановления № 12 разъясняется, что к представителям общественности в соответствии с п.2 части четвертой ст.4 УК относятся лица, не состоящие на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия. К таким лицам, в частности, относятся члены добровольной дружины, внештатные сотрудники правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, участники объединений граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка, согласно Закону РБ от 26.06.2003 № 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка», общественные инспекторы, народные заседатели.

Постановление № 12 рекомендует судам учитывать, что выполнение лицами, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающими в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях РБ должности, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо совершение лицами юридически значимых действий, на которые они уполномочены в установленном порядке, являются самостоятельными признаками должностного лица и наличие любого из них служит достаточным основанием для признания лица должностным (п.5 постановления № 12).

Полезно также знать, что положения п.6 постановления № 12 разъясняют, что к занимающим должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.

Важное значение имеет содержащееся в п.7 постановления № 12 разъяснение о том, что занимающими должности, связанные с исполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.

Заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания этого работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т.п.).

 

Справочно

Обратим внимание, что лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица. Под специальными полномочиями надо понимать функции, которыми наделено лицо в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (пп.8, 9 постановления № 12).

 

Для целей применения Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в ст.1.3 данного кодекса дается следующее разъяснение термина «должностное лицо»: - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

Ограничения для государственных должностных лиц

В ст.17 Закона № 165-З предусмотрены ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц.

В части первой ст.17 Закона № 165-З установлено, что государственное должностное лицо не вправе:

• заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;

• совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами РБ о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без такого согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам;

• совершать от имени негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами РБ о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами РБ о хозяйственных обществах;

• принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 165-З и иными законодательными актами РБ;

• иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами РБ;

• выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания РБ, депутатов местных Советов депутатов).

В силу части второй ст.17 Закона № 165-З законодательными актами РБ для государственных служащих, а также сотрудников Следственного комитета РБ, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ могут быть установлены иные ограничения.

Согласно нормам части третьей ст.17 Закона № 165-З государственные служащие, а также сотрудники Следственного комитета РБ, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы, службы в Следственном комитете РБ, военной службы (службы) в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях РБ, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ.

Государственные должностные лица, не указанные в части третьей ст.17 Закона № 165-З, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, вправе лично либо через доверенных лиц принимать участие в управлении этими коммерческими организациями (часть четвертая ст.17 Закона № 165-З).

В соответствии с нормативными предписаниями части пятой ст.17 Закона № 165-З государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством РБ исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Нормы ст.18 Закона № 165-З закрепляют также ограничения по совместной службе (работе) в государственной организации супругов, близких родственников или свойственников. В частности, определено, что ограничения по совместной государственной службе государственных служащих, совместной службе сотрудников Следственного комитета РБ, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, совместной работе в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) иных лиц, являющихся супругами, близкими родственниками или свойственниками, устанавливаются законодательными актами РБ.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица

В силу нормативных предписаний части первой ст.16 Закона № 165-З государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст.17 Закона № 165-З, а также законодательством РБ о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность государственного должностного лица относится к государственной службе), и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Согласно части второй ст.16 Закона № 165-З обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами РБ.

Вывод. Специальное письменное обязательство подписывают:

• лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица. Неподписание обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица;

• работник, когда он становится государственным должностным лицом в связи с изменением в законодательстве или локальных нормативных правовых актах нанимателя, определяющих объем полномочий.

Положения части третьей ст.16 Закона № 165-З определяют, что должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации за невыполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами РБ.

Полезная правоприменительная практика по соблюдению ограничений государственными должностными лицами

В целях единообразия правоприменительной практики в организациях здравоохранения по соблюдению ограничений государственными должностными лицами в соответствии со ст.16, 17 Закона № 165-З и на основании письменных разъяснений Генеральной прокуратуры РБ принято письмо Минздрава РБ от 01.04.2013 № 08-1-28/276 «О соблюдении государственными должностными лицами ограничений, установленных в целях недопущения коррупции», в котором сообщается следующее.

Государственное должностное лицо и лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, подписывают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст.17 Закона № 165-З, а также законодательством РБ о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность государственного должностного лица относится к государственной службе), и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства (часть первая ст.16 Закона № 165-З).

Государственными должностными лицами в т.ч. являются лица, которые постоянно или временно либо по специальному полномочию занимают должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 % (абзац 3 ст.1 Закона № 165-З).

Работники государственных организаций, которые уполномочены на совершение юридически значимых действий и при этом не выполняют организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных обязанностей, относятся к категории лиц, приравненных к государственным должностным лицам, и соответствующие письменные обязательства не представляют.

Нанимателем в индивидуальном порядке, исходя из полномочий и компетенции, закрепленных в должностной инструкции, определяется отнесение того или иного лица к категории государственных должностных лиц.

Ошибки при определении того, к какой группе субъектов коррупции относятся конкретные лица, могут привести к незаконному ограничению прав этих лиц (например, в результате необоснованного истребования письменного обязательства у лиц, приравненных к государственным должностным лицам).

Министерство здравоохранения РБ предлагает утвердить приказом конкретный перечень должностей работников, относящихся к государственным должностным лицам, которые в письменной форме подписывают обязательство государственного должностного лица по соблюдению ограничений, установленных ст.17 Закона № 165-З.

В государственных организациях организационно-распорядительные функции выполняют в первую очередь руководители любого уровня (главные врачи организаций здравоохранения, руководители филиалов, отделений, цехов, лабораторий и т.д.) и их заместители, уполномоченные на руководство трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных работников, в т.ч. дача им обязательных для исполнения указаний, поддержание трудовой дисциплины и т.п.).

Количество лиц, находящихся в подчинении, значения не имеет.

К государственным должностным лицам в государственных организациях относятся также лица, осуществляющие административно-хозяйственные функции, что заключается в управлении и распоряжении имуществом и денежными средствами, а также учет и контроль за отпуском и реализацией товарно-материальных ценностей (например, заведующие складами, отделами снабжения, ревизоры и контролеры, главные бухгалтеры и их заместители, другие лица, имеющие право самостоятельного распоряжения материальными ценностями или осуществляющие контроль за их движением).

В некоторых случаях одни и те же лица выполняют как организационно-распорядительные, так и административно-хозяйственные обязанности (руководитель организации, главный бухгалтер и др.).

Лица, приравненные к государственным должностным лицам и уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, письменные обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17 Закона № 165-З, не подписывают.

К лицам, которые не выполняют организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, однако уполномочены на совершение юридически значимых действий, т.е. действий, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, относятся:

• юрисконсульты, представляющие интересы организации в суде и других государственных органах;

• врачи, оформляющие листки временной нетрудоспособности;

• работники, которые на основании выданной руководителем доверенности подписывают договоры, иные правоустанавливающие документы;

• преподаватели учебных заведений, которые принимают у студентов зачеты и экзамены.

Неподписание обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17 Закона № 165-З, влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами РБ (часть вторая ст.16 Закона № 165-З).

Министерство здравоохранения РБ обращает внимание, что в соответствии с абзацем 2 части первой ст.17 Закона № 165-З государственные должностные лица не вправе в т.ч. выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой-третьей и пятой ст.17 Закона № 165-З, привлекается к ответственности, в т.ч. освобождается от занимаемой должности, в порядке, установленном законодательными актами РБ.

При внесении изменений в установленном законодательством порядке в ст.17 Закона № 165-З Министерство здравоохранения РБ предлагает вносить изменения в форму обязательства государственного должностного лица и проводить подписание новой формы обязательства всеми государственными должностными лицами учреждения.

 

06.06.2014

 

Анна Чичина, юрист, главный специалист экспертно-правового управления Конституционного Суда Республики Беларусь (в отставке)