


Материал помещен в архив
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Трудовая деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь осуществляется в строго определенной правовой форме и регулируется законодательно. Однако, несмотря на это, возникает множество вопросов при привлечении на работу иностранных граждан. Наиболее типичные из них следующие:
- какие документы необходимы для законного осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в Республике Беларусь?
- существуют ли ограничения при приеме на работу иностранцев?
- необходимо ли получать разрешение для привлечения работодателем в Республику Беларусь иностранной рабочей силы?
- следует ли проводить регистрацию иностранного гражданина, прибывшего в республику для осуществления им трудовой деятельности?
Ответы - в предлагаемом горячем пособии!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
* Конституция Республики Беларусь (1994 г.).
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст.11).
* Трудовой кодекс РБ (далее - ТК).
Особенности регулирования труда трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов устанавливаются законодательством и международными договорами Республики Беларусь (ст.323).
* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.23.55).
От редакции: С 28 августа 2013 г. следует руководствоваться ст.23.55 вышеназванного кодекса в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З. |
1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Беларусь, т.е. пребывание в Республике Беларусь без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или выданного международной организацией, либо пребывание в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также нарушение правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь либо порядка занятия трудовой или иной деятельностью влекут предупреждение с депортацией или без депортации или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (далее - БВ) с депортацией или без депортации.
Действие части первой ст.23.55 не распространяется на случаи пребывания в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или выданного международной организацией, либо пребывания в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдения иностранным гражданином или лицом без гражданства установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания до обращения с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь при условии, что они без промедления обратились с таким ходатайством.
2. Непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица, принимающими иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, получению ими разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, выезду этих лиц из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания в Республике Беларусь влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ.
3. Непринятие физическим лицом, пригласившим в Республику Беларусь иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, выезду из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания в Республике Беларусь влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 БВ.
4. Предоставление жилого или иного помещения для проживания, транспортного средства иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Республике Беларусь с нарушением правил пребывания в Республике Беларусь и правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь, либо использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ.
5. Деяния, предусмотренные частями второй-четвертой ст.23.55, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере до 30 БВ.
* Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 (вступило в силу для Республики Беларусь 20 ноября 1997 г.).
Подписано правительством следующих республик: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины.
Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются стороной трудоустройства исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями (ст.3).
Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке Стороны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством Стороны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.
В трудовом договоре (контракте) должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условиях проживания, а также сроке действия трудового договора, условиях его расторжения, порядке покрытия транспортных расходов.
Работники пользуются правами и исполняют обязанности, установленные трудовым законодательством Стороны трудоустройства.
Если трудовой договор (контракт) расторгнут в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия (учреждения, организации), сокращением численности или штата работников, на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации согласно законодательству Стороны трудоустройства для высвобожденных по указанным основаниям работников. В этом случае трудящийся-мигрант подлежит возвращению в Сторону выезда за счет средств работодателя (нанимателя) (ст.6).
* Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998 (вступил в силу для Республики Беларусь 22 июля 1999 г.).
Договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам Беларуси и России равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.
Граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан (ст.7).
* Закон РБ от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее - Закон № 105-З).
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных ст.19 и 20 Закона № 105-З.
Порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь.
Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Иная деятельность осуществляется иностранцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст.11).
Иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах (ст.19).
Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь (ст.20).
* Закон РБ от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции».
Трудящийся-иммигрант - иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь (ст.1).
Действие Закона не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь иностранцами:
- которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь;
- ходатайствующими о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
- приглашенными в Республику Беларусь на срок не более 90 суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;
- работающими в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь;
- аккредитованными в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;
- являющимися руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств;
- являющимися священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью;
- проходящими производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь;
- являющимися лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
- трудоустраивающимися в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь (ст.2).
Трудоустройство в Республике Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, может осуществляться:
- при содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала;
- самостоятельно, т.е. без содействия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала (ст.21).
Трудовая деятельность в Республике Беларусь осуществляется трудящимися-иммигрантами в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь (ст.22).
Трудящиеся-иммигранты могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии получения специального разрешения и заключения трудового договора (ст.23).
Для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек, наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Документы, необходимые для выдачи или продления срока действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, срок его выдачи и действия, а также размер платы, взимаемой за выдачу или продление срока действия такого разрешения, определяются законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров РБ (ст.26).
В трудовом договоре, заключаемом на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, помимо сведений и условий, предусмотренных частью второй ст.19 ТК, также должны быть указаны:
- порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора;
- условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта.
Трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках, а также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке (ст.32).
При осуществлении трудовой деятельности в Республике Беларусь трудящимся-иммигрантам гарантируются:
- равное с гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, вознаграждение за труд равной ценности;
- выплаты, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь для граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в связи с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст.33).
Налогообложение доходов трудящихся-иммигрантов осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь (ст.34).
* Указ Президента РБ от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь».
Документами, удостоверяющими личность, являются:
- паспорт гражданина Республики Беларусь;
- вид на жительство в Республике Беларусь;
- удостоверение беженца.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров РБ, для удостоверения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, а также для подтверждения их специального статуса (прав и обязанностей), кроме вышеуказанных документов, могут использоваться иные документы (подп.1.1 п.1).
* Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 20.01.2006 № 73 (в редакции от 09.07.2010 № 1030).
Правилами определяется порядок передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранцы), выбора ими места пребывания (места жительства) в пределах территории Республики Беларусь, а также порядок оформления иностранцами регистрации, продления срока временного пребывания в Республике Беларусь, разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.
Иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь (кроме иностранцев, не подлежащих регистрации в соответствии с Законом № 105-З), в течение 5 суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом РБ, обязаны зарегистрироваться в Министерстве иностранных дел РБ, или органе внутренних дел, или гостинице, или санаторно-курортной и оздоровительной организациях по месту фактического временного пребывания на основании заявления о регистрации или письменного ходатайства принимающей организации.
Перечень документов, представляемых для регистрации, устанавливается законодательными актами Республики Беларусь (п.10).
* Визовые правила Республики Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.07.2010 № 1065.
От редакции: С 22 августа 2013 г. следует руководствоваться Визовыми правилами № 1065 в редакции постановления Совета Министров РБ от 16.08.2013 № 725. |
Однократная, двукратная и многократная краткосрочные въездные визы (тип C) выдаются на заявленный срок, но не более 90 суток. Виза с правом работы по найму (з правам працы па найму) выдается на основании одного из следующих документов:
- заверенной нотариусом Республики Беларусь копии специального разрешения на право занятия трудящимся-мигрантом трудовой деятельностью в Республике Беларусь, выданного подразделением по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областного исполнительного комитета;
- оригинала ходатайства коммерческой организации с иностранными инвестициями, оформленного на фирменном бланке с указанием полного наименования коммерческой организации, ее места нахождения и телефона, а также обязательства коммерческой организации о соблюдении иностранцем правил пребывания на территории Республики Беларусь, скрепленного печатью коммерческой организации, и заверенных копий учредительных документов либо приказов о назначении на должность руководителя - для учредителей и руководителей коммерческих организаций с иностранными инвестициями (подп.19.9 п.19).
* Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 03.02.2006 № 144.
Положением определен порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь.
* Инструкция о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденная постановлением МВД РБ от 07.07.2011 № 247.
Инструкция определяет порядок выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (п.1).
Использование труда иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в т.ч. временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек, осуществляется нанимателем Республики Беларусь на основании разрешения, которое выдается Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел РБ (п.2).
* Перечень административных процедур, осуществляемых Министерством внутренних дел и территориальными органами внутренних дел в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 01.11.2007 № 1442.
От редакции: С 27 марта 2012 г. вместо перечня № 1442 следует применять новый единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156. |
1. Выдача разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы по форме и в порядке, устанавливаемым Министерством внутренних дел РБ, осуществляется Департаментом по гражданству и миграции на основании:
- заявления;
- копии паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства либо международной организацией;
- проекта трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, заверенного подписью руководителя и печатью;
- гарантийного письма, подтверждающего возможность размещения иностранных граждан и лиц без гражданства;
- документа, подтверждающего внесение платы.
Разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы выдается в течение 15 дней со дня подачи заявления. Срок действия разрешения составляет 1 год. Государственная пошлина, взимаемая при осуществлении данной процедуры, равна 5 БВ (п.22).
Срок действия такого разрешения должен быть продлен в течение 15 дней со дня подачи заявления (п.23). Продление срока действия разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы осуществляет Департамент по гражданству и миграции на основании:
- заявления;
- документа, подтверждающего внесение платы (государственная пошлина в размере 3 БВ).
2. Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранному гражданину и лицу без гражданства по форме и в порядке, устанавливаемым Министерством внутренних дел РБ, выдает подразделение по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета или управления внутренних дел областного исполнительного комитета (далее - подразделение по гражданству и миграции) на основании:
- заявления;
- копии документа для выезда за границу;
- документа, подтверждающего внесение платы.
Выдается специальное разрешение в течение 15 дней со дня подачи заявления сроком на 1 год.
Государственная пошлина, взимаемая при осуществлении данной процедуры для иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, составляет 5 БВ (бесплатно - для инвесторов и (или) организаций, в установленном порядке созданных в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь) (п.24).
Продление срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранному гражданину и лицу без гражданства осуществляется подразделением по гражданству и миграции на основании:
- заявления;
- документа для выезда за границу;
- документа, подтверждающего внесение платы (государственная пошлина в размере 3 БВ).
Продление срока действия специального разрешения осуществляется в течение 15 дней со дня подачи заявления сроком на 1 год (п.25).
АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Комментарий
Комментарий к Закону РБ от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции»:
Регулирование трудовой миграции (А.Штейнер, главный государственный инспектор труда Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
10.10.2011 г.
Софья Нежданова, экономист