


Материал помещен в архив
ВОПРОС: У работника организации оказалось две трудовые книжки: первая была оформлена нанимателем как впервые поступившему на работу; вторую работник предоставил при увольнении.
В какую трудовую книжку надо вносить записи о приеме, увольнении и необходимо ли выдавать работнику выписанную нанимателем трудовую книжку?
ОТВЕТ: Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника.
В соответствии со ст.50 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации является для работника основной.
Аналогичная норма содержится в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее - Инструкция).
Лицу, впервые поступающему на работу, на основании приказа о приеме на работу нанимателем заполняется трудовая книжка утвержденного образца республиканской трудовой книжки 1995 г.
Лица, принимаемые на работу не впервые, обязаны предъявить нанимателю оформленную в установленном порядке трудовую книжку. Прием на работу без трудовой книжки не допускается, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей.
На практике имеют место случаи, когда работники при поступлении на работу скрывают по различным причинам (утрата трудовой книжки, приведение ее в негодность, наличие записей об увольнении с прежнего места работы за виновные действия работника и т.п.) наличие трудовой книжки. Безусловно, наниматель ограничен в действиях по выявлению причин отсутствия трудовой книжки. Следует также отметить, что закон этого и не предусматривает. Более того, запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством (часть третья ст.26 ТК). Однако если при поступлении на работу работник отказывается предъявить нанимателю трудовую книжку, а у нанимателя есть основания предполагать, что трудовая книжка имеется, то он вправе отказать в приеме на работу.
Вместе с тем если наниматель согласился с доводами работника о том, что он впервые поступает на работу, то на основании приказа о приеме на работу наниматель обязан заполнить трудовую книжку установленного образца.
В случае отказа работника предъявить трудовую книжку в связи с ее утратой нанимателю следует разъяснить работнику, что он вправе обратиться к нанимателю по последнему месту работы в течение 3 месяцев со дня его увольнения с письменным заявлением о выдаче дубликата трудовой книжки (п.51 Инструкции). Не позднее 15 дней со дня обращения наниматель по последнему месту работы выдает работнику другую трудовую книжку с надписью «Дубликат» в правом верхнем углу первой страницы. При утрате трудовой книжки по истечении указанного срока нанимателем выдается справка о периоде работы у него работника, которая является основанием для заведения по новому месту работы работника другой трудовой книжки, но с надписью «Дубликат».
Таким образом, на руках у работника может оказаться трудовая книжка и дубликат либо две и более трудовые книжки.
Из содержания нормативных актов, регулирующих вопросы о порядке ведения трудовых книжек работников, вытекает, что работник не должен иметь две трудовые книжки, но может иметь трудовую книжку и дубликат (при этом дубликатов может быть несколько).
Тем не менее ситуация, когда, например, наниматель выписал работнику трудовую книжку как впервые поступившему на работу, а затем оказалось, что трудовая книжка имеется, и работник предъявил ее нанимателю (как в данном случае), на законодательном уровне, к сожалению, не урегулирована. Вместе с тем представляется два варианта ее разрешения.
Вариант 1. Наниматель принимает представленную трудовую книжку работника и вносит в нее соответствующие записи. Новая трудовая книжка, выписанная нанимателем при приеме на работу, работнику не выдается при его увольнении, а заполненный бланк трудовой книжки признается как испорченный, о чем составляется акт.
Вариант 2. Наниматель выдает работнику при его увольнении заполненную им новую трудовую книжку. При этом в предъявленную (первую) трудовую книжку никакие записи не вносятся, т.е. она не принимается.
В то же время первый вариант представляется наиболее правильным, так как у работника не должно быть двух трудовых книжек.
Наряду с этим если работник настаивает на внесении соответствующих записей в первую трудовую книжку, то наниматель не вправе отказать в ее принятии, что также подтверждает предпочтительность первого варианта.
При этом следует отметить, что имеющиеся у работников трудовые книжки старого образца обмену на новые не подлежат.
15.11.2007 г.
Римма Филипчик, судья Конституционного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь