


Материал помещен в архив
УБОРЩИКИ ПОМЕЩЕНИЙ: ТАРИФИКАЦИЯ, ОПЛАТА ТРУДА
Организации всех форм собственности применяют труд уборщиков помещений. В связи с этим вопросы организации оплаты труда этой категории работников должны регламентироваться локальными нормативными правовыми актами организации.
Целью данного материала являются рекомендации по определению тарифных разрядов, тарифных ставок и их повышению, а также установлению для уборщиков помещений доплат и выплат стимулирующего характера.
Тарификация
В соответствии с Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее - Общие положения), тарификация рабочих - это присвоение рабочим квалификационных разрядов, категорий (классов) на основании требований тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик профессий рабочих.
При определении тарифного разряда по профессии «уборщик помещений» необходимо руководствоваться квалификационной характеристикой данной профессии, содержащейся в выпуске 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33.
Указанной квалификационной характеристикой предусмотрено, что работы по указанной профессии могут тарифицироваться 1-м и 2-м разрядами. При этом выполнение работ по уборке производственных помещений, в т.ч. отходов производства, санузлов и общественных туалетов, тарифицируется 2-м разрядом.
Таким образом, уборщику служебных помещений устанавливается 1-й разряд, а уборщику производственных помещений - 2-й разряд.
Следует отметить то, что в соответствии с Общими положениями тарифно-квалификационный разряд рабочим отдельных профессий, тарифицируемых 1-м и 2-м разрядами, может быть присвоен в порядке, установленном нанимателем. Это означает, что в отличие от порядка присвоения (повышения) разрядов и наименований профессий рабочим, который предусматривает необходимость создания квалификационной комиссии, присвоение тарифного разряда уборщику помещений не требует создания квалификационной комиссии.
Нередко уборщик помещений выполняет работы по уборке как служебных, так и производственных помещений. В такой ситуации применяется п.28 Общих положений, которым предусмотрено, что в тех случаях, когда рабочий выполняет работу разных профессий, наименование профессии рабочего устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ. С учетом норм ст.61 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) определение преобладающего вида работ относится к компетенции нанимателя. Полагаем, что критерием в этом случае может быть закрепленная за уборщиком помещений площадь производственных и служебных помещений.
Необходимо обратить внимание на то, что работы уборщиков помещений, занятых уборкой вокзальных помещений, не тарифицируются по разрядам. Их тарифные ставки определяются в соответствии с приложением 3 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 (далее - Инструкция)), исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда в размере 1,25. На основании этого приложения устанавливаются также кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифных ставок уборщиков мусоропроводов (1,35), уборщиков территорий (1,07), уборщиков территорий, занятых уборкой прилотковых территорий, подземных переходов, пляжей, лесных массивов (1,25), уборщиков территорий, занятых уборкой кладбищ, общественных туалетов, притротуарных территорий (1,35).
Тарифные ставки
Тарифные ставки уборщиков помещений рассчитываются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент 1,0 (для уборщиков служебных помещений) или 1,16 (для уборщиков производственных помещений).
Согласно п.7 Инструкции наниматель с учетом финансового положения организации может устанавливать работникам повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок до 300 % включительно, если больший размер не установлен законодательством.
Тарифные ставки уборщиков помещений могут повышаться по решению нанимателя и предусматриваются в положении об оплате труда.
Как правило, повышения тарифных ставок уборщикам помещений устанавливают по следующим основаниям:
- за характер и специфику труда;
- за применение производной профессии «старший»;
- за проведения мероприятий по нормированию труда.
Указанное основание может применяться для повышения тарифных ставок уборщиков помещений в том случае, если в результате проведения работы по нормированию их труда и определению нормативной численности в зависимости от площади помещений произведено сокращение штатной численности уборщиков помещений. Экономия фонда заработной платы служит источником для установления повышений по указанному основанию;
- за работу в сменном режиме;
- по другим основаниям.
Размер указанных повышений определяется нанимателем самостоятельно с учетом предельного размера 300 % по совокупности этих оснований и отражается в локальном нормативном правовом акте организации.
Кроме того, тарифные ставки работников, в т.ч. и уборщиков помещений, при заключении с ними контрактов повышаются не более чем на 50 %. Конкретный размер повышения определяется нанимателем и устанавливается в контракте, заключенном с работником.
При этом общий размер повышений по всем основаниям не может превышать 350 %.
Важно то, что основания, применяемые для повышения тарифных ставок работников, в т.ч. уборщиков помещений, не могут служить одновременно основаниями для установления надбавок и доплат.
Все вышеназванные повышения определяются исходя из тарифной ставки, исчисленной путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Рассчитанные таким образом повышения суммируются с этой тарифной ставкой и образуют тарифную ставку, применяемую для исчисления доплат, премий и иных выплат, предусмотренных законодательством.
Пример
Тарифная ставка 1-го разряда в организации установлена в размере 100 000 руб.
Уборщик помещений выполняет работы по уборке производственных помещений (тарифный коэффициент - 1,16).
Месячная тарифная ставка, рассчитанная по ЕТС, составит 116 000 руб. (100 000 х 1,16).
В соответствии с Положением об оплате труда установлены повышения тарифной ставки, рассчитанной по Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь (далее - ЕТС):
- за характер и специфику труда - 10 %;
- за применение производной профессии «старший» - 10 %.
В совокупности общий размер повышений составит 20 % (10 + 10). Повышение тарифной ставки, рассчитанной по ЕТС, - 23 200 руб. (116 000 х 20 / 100).
С работником заключен контракт, которым в качестве меры стимулирования труда предусмотрено повышение тарифной ставки, рассчитанной по ЕТС, на 50 %.
Повышение по данному основанию составит 58 000 руб. (116 000 х 50 / 100).
Таким образом, тарифная ставка уборщика производственных помещений равна 197 200 руб. (116 000 + 23 200 + 58 000).
Надбавки и доплаты
С учетом особенностей трудовой функции уборщиков помещений законодательством не предусмотрены надбавки рабочим по данной профессии.
Так, в соответствии с Общими положениями работы, тарифицируемые 1-м и 2-м разрядами, отнесены к неквалифицированному труду. В связи с этим надбавки за профессиональное мастерство, устанавливаемые рабочим других профессий, тарифицируемых с 3-го по 8-ой разряд, для уборщиков помещений не начисляются и не выплачиваются.
Уборщикам помещений могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий, за расширение зоны обслуживания в соответствии со ст.67 ТК.
Доплаты за совмещение профессий устанавливаются за выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительной работы по другой профессии. Как правило, это профессии, относящиеся к профессиям неквалифицированного труда, тарифицируемого 1-м и 2-м разрядами (например, стеклопротирщик, подсобный рабочий), либо профессии, не тарифицируемые по разрядам (например, уборщик территорий).
Вместе с тем, если в результате расчета на основе норм численности рабочих по каждой профессии необходимая их численность выражается долей (долями) штатной единицы, наниматель вправе в соответствии со ст.19 ТК ввести в штатное расписание целую единицу. Наименование профессии устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ. При этом работы по другой профессии предусматриваются рабочей инструкцией, а доплата за совмещение профессий не устанавливается.
Например, для уборки помещений организации в соответствии с рассчитанными нормами необходимо 0,7 штатной единицы «уборщик помещений» и 0,3 штатной единицы «подсобный рабочий». В этом случае в штатное расписание целесообразно ввести 1 штатную единицу уборщика помещений, предусмотрев в его рабочих обязанностях выполнение работ в соответствии с квалификационной характеристикой профессии «подсобный рабочий», без установления доплаты за совмещение профессий.
Доплаты за расширение зоны обслуживания устанавливаются для уборщиков помещений за выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительной работы по уборке помещений, не входящих в норму обслуживания.
Указанный вид доплат устанавливается в том случае, если численность уборщиков помещений определена на основании норм, утвержденных нанимателем, и предусмотрена штатным расписанием, а фактическая численность работников этой профессии ниже нормативной.
Для разработки в организации норм для уборщиков помещений целесообразно применять нормы труда на уборку производственных помещений и нормы труда на обслуживание административных, учебных и общественных зданий (уборщик служебных помещений, стеклопротирщик, уборщик территорий), утвержденные постановлениями Минтруда и соцзащиты РБ 30.06.2003 № 79, № 80.
Необходимо отметить, что основанием для установления доплаты за совмещение профессий, за расширение зоны обслуживания является наличие в штатном расписании вакансии по штатной единице (ее доле) соответствующей профессии.
Размер доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания устанавливается на основании приказа руководителя организации по соглашению с работником в пределах тарифного фонда оплаты труда по совмещаемой профессии в зависимости от объема выполняемой дополнительной работы.
Премирование
Премирование уборщиков помещений осуществляется в порядке и на условиях, установленных для всех работников организации или отдельных ее категорий.
С учетом того что уборщики помещений не участвуют в процессе производства, результаты их труда не оказывают непосредственное влияние на основные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, а также принимая во внимание то, что премирование является выплатой стимулирующего характера, назначение которой постоянное стимулирование работников повышения производительности труда и результатов труда в целом, премирование уборщиков помещений целесообразно производить по отдельным условиям, отражающим в большей степени качественные характеристики.
15.10.2009 г.
Светлана Василевич, экономист
От редакции: В постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33 «Об утверждении выпуска 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» на основании постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 05.11.2009 № 128 (с 1 декабря 2009 г.), от 15.12.2009 № 147 (с 1 января 2010 г.), от 30.06.2011 № 60 (с 1 июля 2011 г.), от 30.09.2011 № 97 (с 1 октября 2011 г.), от 01.12.2011 № 128 (с 1 декабря 2011 г.), от 19.07.2012 № 83 (с 1 сентября 2012 г.) и от 31.07.2014 № 73 (с 31 июля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2010 г. в Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 31.12.2009 № 114-З внесены изменения и дополнения.
С 1 июня 2010 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 утратило силу.
В постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» на основании постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 26.05.2011 № 33 (с 1 июня 2011 г.) и от 02.01.2012 № 2 (со 2 января 2012 г.) внесены изменения.