Вопрос-ответ от 12.11.2012
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Участник конкурса как процедуры государственных закупок представил конкурсное предложение по цене без учета налога на добавленную стоимость и ввозных пошлин. Допускается ли изменение конкурсного предложения участником в сторону увеличения цены предмета закупки?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Участник конкурса как процедуры государственных закупок представил конкурсное предложение по цене без учета налога на добавленную стоимость и ввозных пошлин.

Допускается ли изменение конкурсного предложения участником в сторону увеличения цены предмета закупки?

 

ОТВЕТ: Цена может быть изменена в сторону увеличения до момента истечения окончательного срока представления конкурсного предложения.

Конкурсные документы, которые готовит и представляет заказчик, организатор, уполномоченная организация, должны содержать в т.ч. расчет и выражение цены конкурсного предложения, а также указание на то, должна ли цена, кроме стоимости самих товаров (работ, услуг), включать расходы на транспортировку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский и (или) местные бюджеты, в т.ч. государственные целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные и инновационные фонды (п.18 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 (далее - Положение)).

 

 

От редакции: С 1 января 2013 г. Положение на основании постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 утратило силу.

 

Следовательно, если в конкурсных документах содержится оговорка о включении в цену таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский и (или) местные бюджеты, в т.ч. государственные целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные и инновационные фонды, то участники в конкурсном предложении определяют цену с учетом указанных дополнительных элементов.

При этом Положение допускает возможность для участника изменить или отозвать свое конкурсное предложение, но сделать это он вправе только до истечения окончательного срока его представления (п.40). В случае если указанный срок истек, то не допускается внесение изменений по существу конкурсного предложения, за исключением случаев изменения количества (объема) закупаемых товаров (работ, услуг), а также снижения цены конкурсного предложения выбранного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.41 Положения).

Исправление арифметических ошибок, выявленных при рассмотрении конкурсного предложения, допускается с согласия или по просьбе участника. При этом не допускается исправление цены товара (работы, услуги) (п.62 Положения).

Приведенные нормы обусловлены тем, что критериями оценки конкурсных предложений являются в первую очередь цена конкурсного предложения (с учетом при необходимости преференциальной поправки), а также другие критерии (п.68 Положения).

Однако после истечения срока представления конкурсного предложения при выборе конкурсной комиссией поставщика (подрядчика, исполнителя) последний может инициировать переговоры о снижении цены конкурсного предложения. В случае если в результате таких переговоров будет достигнуто соглашение о снижении цены предложения, то иные участники должны быть уведомлены об этих переговорах и их результатах заказчиком, организатором, уполномоченной организацией в течение 3 рабочих дней после завершения этих переговоров (п.71 Положения).

Таким образом, если в конкурсном предложении участника обозначена цена, то она может быть изменена участником до момента истечения окончательного срока представления конкурсного предложения. После истечения такого срока изменение цены не допускается, кроме случая ее уменьшения, когда по инициативе выбранного конкурсной комиссией участника проведены переговоры по снижению цены.

 

12.11.2012 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь