


Материал помещен в архив
УЧЕТ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Нормативно-правовое регулирование порядка использования и сдачи на переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы
При ликвидации основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств детали и узлы, изготовленные с применением драгметаллов, и не используемые для ремонта других объектов основных средств и отдельных предметов, подлежат сдаче соответствующим организациям (переработчикам), имеющим специальное разрешение (лицензию) на деятельность, связанную со сбором и переработкой лома и отходов, содержащих драгметаллы. Переработчики заключают с поставщиками (организациями-сдатчиками) договоры на поставку драгметаллов в виде лома и отходов с обязательством по их переработке и поставке извлеченных драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее - Госфонд).
Перечень организаций, имеющих специальное разрешение (лицензию) на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, устанавливающих в соответствии с законодательством порядок приемки и зачисления ценностей, хранящихся у них, в фонд переработки Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 27.06.2013 № 545 (вступил в силу 4 июля 2013 г.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 ноября 2018 г. следует руководствоваться перечнем № 545 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 15.11.2018 № 827. |
Порядок сдачи на переработку лома и отходов, содержащих драгметаллы, и приемки его переработчиками регулируется Инструкцией о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.05.2004 № 87.
Порядок использования, учета и хранения драгметаллов и изделий из них или их содержащих регулируется Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34).
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, при необходимости разрабатывают в установленном порядке и согласовывают с Министерством финансов РБ локальные нормативные правовые акты о порядке использования, учета и хранения драгметаллов, учитывающие специфику деятельности подведомственных организаций (п.4 Инструкции № 34). Подтверждением этому служат:
• Инструкция о порядке учета, сбора, хранения и сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней органами внутренних дел Республики Беларусь, утвержденная приказом МВД РБ от 29.03.2005 № 97;
• Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов, содержащихся в материальных ценностях, а также сбора и сдачи на переработку лома и отходов при их списании таможенными органами Республики Беларусь, утвержденная постановлением ГТК РБ от 23.12.2005 № 99.
Порядок расчетов Министерства финансов РБ с организациями и ломбардами за поставки драгоценных металлов в Госфонд, за услуги по организации скупки драгметаллов у физических лиц для республиканских государственных нужд и порядок расчетов переработчиков с поставщиками драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд регулируются Инструкцией о порядке расчетов за поставки драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.03.2004 № 59 (далее - Инструкция № 59).
В 2012 г. согласно ст.27 Закона РБ от 30.12.2011 № 331-З «О республиканском бюджете на 2012 год» (далее - Закон на 2012 г.) сдача вторичных ресурсов и драгоценных металлов бюджетными организациями являлась одним из видов приносящей доходы деятельности. Средства, получаемые от их сдачи, после налогообложения оставались в распоряжении бюджетных организаций и использовались в соответствии с законодательством.
В 2013 г. редакция ст.26 Закона РБ от 26.10.2012 № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год» (далее - Закон на 2013 г.) не позволяет принять однозначное решение о том, что сдача вторичных ресурсов и драгоценных металлов бюджетными организациями является одним из видов приносящей доходы деятельности.
В таблице 1 приведено сравнение редакций названных статей.
| |
Статья 27 Закона на 2012 г. | Статья 26 Закона на 2013 г. |
Средства, получаемые находящимися в подчинении или входящими в состав (систему) государственных органов организациями, органами и подразделениями, в т.ч. воинскими частями, а также организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук Беларуси, финансируемыми из бюджета, от осуществления приносящей доходы деятельности (в т.ч. средства, получаемые от сдачи вторичных ресурсов и драгоценных металлов), за исключением средств, получаемых в соответствии с п.2 ст.17 и п.7 ст.25 Закона на 2012 г., после налогообложения остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством | Средства, получаемые находящимися в подчинении или входящими в состав (систему) государственных органов организациями, органами и подразделениями, в т.ч. воинскими частями, а также организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук Беларуси, финансируемыми из бюджета, от осуществления приносящей доходы деятельности и от сдачи вторичных ресурсов и драгоценных металлов (за исключением средств, получаемых в соответствии с п.2 ст.17 и п.7 ст.24 Закона на 2013 г.) после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, в т.ч. в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством |
Виды приносящей доходы деятельности устанавливаются государственными органами, Национальной академией наук Беларуси по согласованию с Министерством финансов РБ и Министерством экономики РБ, а также с другими государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством. Практически во всех нормативных правовых актах, утвердивших такие виды деятельности, сдача лома, содержащего драгметаллы, определена как вид предпринимательской (приносящей доходы) деятельности.
Ниже приведен неполный перечень таких нормативных правовых актов:
• постановление Минприроды РБ от 18.04.2008 № 40 «Об установлении перечня видов приносящей доходы деятельности, осуществляемой организациями, финансируемыми из бюджета, подчиненными Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь»;
• постановление Минздрава РБ от 09.04.2008 № 64 «Об утверждении перечня видов приносящей доходы деятельности организаций, финансируемых из бюджета и подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь»;
• постановление МВД РБ от 25.03.2008 № 91 «Об утверждении перечня видов приносящей доходы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь и внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, финансируемых из бюджета»;
• постановление КГК РБ от 10.03.2008 № 12 «Об утверждении перечня видов приносящей доходы деятельности органов государственной безопасности Республики Беларусь, воинских частей, учреждений образования, организаций здравоохранения и иных подразделений, финансируемых из бюджета, подчиненных Комитету государственной безопасности Республики Беларусь»;
• постановление МНС РБ от 20.03.2008 № 33 «Об установлении видов приносящей доходы деятельности налоговых органов»;
• постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 20.05.2008 № 80 «Об утверждении перечня видов деятельности, доходы от осуществления которых поступают на текущие счета по внебюджетным средствам и после налогообложения остаются в распоряжении подчиненных Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь организаций, финансируемых их бюджета».
В отличие от вышеназванных нормативных документов, в которых сдача лома, содержащего драгметаллы, определена как вид предпринимательской (приносящей доходы) деятельности, в перечне видов деятельности, доходы от осуществления которых поступают на текущие счета по внебюджетным средствам и после налогообложения остаются в распоряжении подчиненных Министерству культуры организаций, финансируемых из бюджета, утвержденном приказом Минкультуры РБ от 14.01.2008 № 15, сдача лома, содержащего драгметаллы, как вид предпринимательской (приносящей доходы) деятельности не значится.
Нормативно-правовое регулирование порядка бухгалтерского учета лома и отходов, содержащих драгоценные металлы
С 1 января 2013 г. формирование информации в бухгалтерском учете об основных средствах в бюджетных организациях осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2012 № 60 (далее - Инструкция № 60).
Операции с отдельными предметами в составе оборотных средств на счетах бухгалтерского учета отражаются в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина РБ от 01.04.2004 № 63 (далее - Инструкция № 63).
Оприходование материалов, полученных при выбытии основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств, отражается следующими бухгалтерскими записями.
Таблица 2
| ||
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Оприходованы материалы, полученные при выбытии основных средств (часть вторая п.22 Инструкции № 60) | ||
Оприходованы материалы, узлы, детали, полученные от ликвидации отдельных предметов в составе оборотных средств (п.7 приложения к Инструкции № 63) |
06 (субсчета 063, 064, 067, 069) |
140, 230, 237 |
Как видим, в приведенных выше бухгалтерских записях по оприходованию материалов, полученных при выбытии (ликвидации) основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств, кредитуются разные субсчета в зависимости от того, за счет каких средств приобретались ликвидированные объекты. Если ликвидированные объекты приобретались за счет бюджетных средств, кредитуются субсчета 140, 230. Если они приобретались за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской (приносящей доходы) деятельности, кредитуется субсчет 237.
По мнению автора, операции по оприходованию лома, содержащего драгметаллы, должны отражаться в соответствии с порядком отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств.
Следует обратить внимание, что хозяйственные операции с объектами основных средств до 1 января 2013 г. отражались в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету объектов основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 125 (далее - Инструкция № 125). Оприходование материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств, отражалось разными бухгалтерскими записями в зависимости от следующих условий (п.8 приложения к Инструкции № 125):
• за счет каких средств приобретались ликвидированные объекты (бюджетных средств или средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
• полученные материалы оставлены для хозяйственных нужд организации или предназначены для реализации.
Учитывая данное положение, до 1 января 2013 г. в бухгалтерском учете производились следующие записи при оприходовании материалов, полученных при ликвидации объектов основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств.
Таблица 3
| ||
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Оприходованы материалы, оставленные для ремонта и других хозяйственных нужд |
06 (субсчета 063, 064, 067, 069) |
140, 230 |
Оприходованы материалы, подлежащие реализации |
06 (субсчета 063, 064, 067, 069) |
173 «Расчеты с бюджетом» |
Инструкцией № 60 (по сравнению с Инструкцией № 125) не предусмотрены операции по оприходованию материалов, полученных при выбытии (ликвидации) основных средств и подлежащих реализации.
Реализация излишних и неиспользуемых материалов отражается в бухгалтерском учете в соответствии с Методическими указаниями о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденными Минфином РБ 11.12.1997 № 59 (далее - Методические указания № 59). Согласно пп.30 и 31 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов, приведенной в Методических указаниях № 59, составляются следующие бухгалтерские записи:
Таблица 4
| ||
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Реализованы излишние и неиспользуемые материалы, приобретенные за счет бюджетных средств. Составляются 2 бухгалтерские записи одновременно: а) отпущены материалы покупателю |
06 (субсчета 060-067, 069) | |
б) уменьшен источник финансирования |
140, 230 |
173 |
Из приведенной корреспонденции субсчетов видно, что стоимость реализованных материалов, приобретенных за счет бюджетных средств, следует внести в доход бюджета (кредит субсчета 173). По мнению автора, аналогично следует рассуждать при реализации лома, содержащего драгметаллы, полученного от ликвидации объектов, приобретенных за счет бюджетных средств (выручка должна быть внесена в доход бюджета) | ||
Реализованы излишние и неиспользуемые материалы, приобретенные за счет внебюджетных средств |
06 (субсчета 060-067, 069) | |
По мнению автора, вместо субсчета 280 следует использовать субсчет 281 «Реализация других материальных ценностей». В настоящее время бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы должны признавать в бухгалтерском учете по методу начисления. Поэтому при реализации материалов, приобретенных за счет внебюджетных средств, должны составляться следующие бухгалтерские записи: 1) на учетную стоимость отпущенных покупателю материалов: Д-т 281 - К-т 06 (субсчета 060-067, 069); 2) на отпускную стоимость переданных покупателю материалов: Д-т 178 - К-т 281; 3) на сумму денежных средств, поступившую от покупателя: Д-т 111 - К-т 178. Вместо субсчета 178 в учетной политике можно предусмотреть использование субсчетов 154 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 155 «Расчеты с заказчиками по авансам» |
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: сдача лома, содержащего драгметаллы, полученного от ликвидации основных средств и других активов, является видом предпринимательской деятельности только в том случае, если ликвидируемые объекты приобретались за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской (приносящей доходы) деятельности.
![]() |
Ситуация В больнице ликвидируются 2 прибора (2 объекта основных средств), один из которых приобретался за счет бюджетных средств, а другой - за счет средств от осуществления платных медицинских услуг (прибыли, остающейся в распоряжении больницы после уплаты налогов в бюджет). Детали и узлы, содержащие драгметаллы, полученные от ликвидации обоих объектов, больница обязана сдать переработчикам, если они не используются для ремонта других приборов. |
Средства, полученные от реализации драгметаллов, оставшихся от ликвидации прибора, приобретенного за счет бюджетных средств, необходимо внести в доход бюджета. Средства, полученные от реализации драгметаллов, оставшихся от ликвидации прибора, приобретенного за счет средств, полученных от осуществления платных медицинских услуг, поступят на текущий счет по внебюджетным средствам больницы, после налогообложения останутся в распоряжении больницы и будут использованы в соответствии с законодательством. В настоящее время оставшиеся в распоряжении бюджетных организаций средства используются в соответствии с Инструкцией о порядке планирования, учета и использования средств, полученных организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2002 № 152.
Как же поступают на практике? Оказалось, что многие бюджетные организации не руководствуются положениями Инструкции № 60 и Инструкции № 63 по раздельному учету операций с драгметаллами, осуществляемых за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Действительно, собрать детали и узлы, содержащие драгметаллы, отгрузить их переработчикам, учесть затраты по переработке и полученную выручку раздельно в разрезе источников приобретения ликвидированных объектов - это сложная задача. Поэтому всю выручку, полученную от сдачи драгметаллов, многие бюджетные организации вносят в доход республиканского и (или) местных бюджетов.
Указаний со стороны Министерства финансов РБ о порядке отражения в бухгалтерском учете бюджетных организаций операций по оприходованию, сдаче и переработке лома и отходов, содержащих драгметаллы, не имеется.
По мнению автора, для тех бюджетных организаций, которые собирают лом, содержащий драгметаллы, отдельно от ликвидации объектов, приобретенных за счет бюджетных средств, и отдельно от ликвидации объектов, приобретенных за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, нужны 2 методики учета, которые предложены автором в данной публикации.
Способы определения содержания (массы) драгоценных металлов при постановке объектов на учет
Содержание (масса) драгметаллов при постановке объектов на учет определяется на основании сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, другой документации) или комиссионно (специальной комиссией, образованной в организации) (п.47 Инструкции № 34).
При отсутствии в организациях компетентного технического персонала к определению содержания драгметаллов могут быть привлечены на договорной основе организации, обслуживающие (монтирующие и ремонтирующие) вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику, а также занимающиеся ее ликвидацией, переработчики, а также республиканское унитарное предприятие «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней» (далее - РУП МХЛДМ) (п.52 Инструкции № 34).
Допускается определение содержания драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, по данным химических анализов или комиссионно (часть вторая п.34 Инструкции № 34).
Можно воспользоваться сведениями, имеющимися в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгметаллы, разработанных РУП МХЛДМ, сведениями переработчиков лома и отходов, которые передаются этими организациями на договорной основе. Допускается использовать данные, содержащиеся в справочниках (перечнях), разработанных во времена СССР (Министерством электронной промышленности, Министерством оборонной промышленности и другими министерствами бывшего СССР, управлением драгоценных металлов Министерства финансов СССР и его территориальными инспекциями пробирного надзора, в т.ч. по Белорусской ССР), а также разработанных в Российской Федерации (п.49 Инструкции № 34).
Организации могут при необходимости разрабатывать с учетом специфики производства собственные перечни (справочники) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы. Эти перечни, кроме перечней по изделиям военной и специальной техники, должны быть согласованы с РУП МХЛДМ (п.50 Инструкции № 34).
Министерство финансов РБ ежегодно на основании представленных переработчиками данных, утверждает перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгметаллов экономически нецелесообразно. Перечень ежегодно письменно доводится до заинтересованных органов государственного управления, а также размещается на сайте Министерства финансов РБ. Учет драгметаллов в ломе и отходах изделий, включенных в перечень, не производится (п.721 Инструкции № 34). В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Минфина РБ от 05.06.2013 № 38.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 февраля 2017 г. следует применять перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно, установленный постановлением Минфина РБ от 29.12.2016 № 115. |
Следует обратить внимание на то, что организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания, а не при постановке названных объектов на учет. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (п.34 Инструкции № 34).
Таким образом, руководителям организаций предоставляется право выбора способа определения содержания драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств: либо методами, описанными выше, либо путем внесения записи в учетные документы: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (далее - упрощенный способ). По мнению автора, решение руководителя о выборе способа определения содержания драгметаллов в названных объектах должно оформляться приказом, и, кроме того, решение о применении упрощенного способа должно найти отражение в учетной политике организации.
Определение содержания (массы) драгоценных металлов в ломе
Определение содержания драгоценных металлов в организации, не применяющей упрощенный способ определения их содержания
Лом, содержащий драгметаллы, приходуется на основании актов списания объектов основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств и прилагаемых к ним актов демонтажа (изъятия) (п.71 Инструкции № 34). Лом ставится на учет по номенклатуре, общей массе и массе (содержанию) в нем драгметаллов в чистоте.
В актах списания должны указываться масса (содержание) драгметаллов, подлежащих списанию, а также масса (содержание) драгметаллов, подлежащих оприходованию в виде лома (п.69 Инструкции № 34).
После утверждения акта списания объектов основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств организации обязаны изъять из них детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгметаллы, и составить акт демонтажа (изъятия), в котором указываются:
• наименование, количество и масса в лигатуре изъятых деталей из драгметаллов и их сплавов.
![]() |
Справочно Масса в лигатуре - это масса сплава однородной смеси из нескольких веществ, полученного в расплавленном состоянии и обладающего свойствами металла; |
• наименование, количество ценностей, содержащих драгметаллы, содержание в них драгметаллов согласно паспорту или инвентарной карточке на объект основных средств, подлежащий списанию;
• соответствие номенклатуры и конструктивного исполнения изъятых узлов, деталей и комплектующих (в т.ч. установленных на платах), а также примененных сплавов и покрытий их номенклатуре и конструктивному исполнению (виду сплавов и покрытий), предусмотренным паспортом или формуляром;
• комплектность изделия и узлов, причины некомплектности изделия или его узлов, причины несоответствия номенклатуры и конструктивного исполнения узлов, деталей и покупных изделий (замена при изготовлении, ремонте, другие причины).
При несоответствии номенклатуры, конструктивного исполнения, вида сплава или покрытия, при некомплектности изделия и узлов производится перерасчет содержания драгоценных материалов исходя из фактически примененных узлов, деталей, комплектующих с учетом их конструктивного исполнения. Перерасчет производится с использованием методов определения содержания драгметаллов при постановке объектов на учет.
Разборка списанных объектов может производиться собственными силами организаций-сдатчиков, а также переработчиками или другими сторонними организациями на договорной основе, в т.ч. совместно с организацией-сдатчиком (п.70 Инструкции № 34).
Драгоценные металлы в ломе и отходах ставятся на учет по фактической массе, по данным лабораторного анализа. При отсутствии таких данных содержание (масса) драгметаллов в ломе и отходах определяется с использованием методов определения содержания драгметаллов при постановке объектов на учет или среднестатистических данных переработчиков, осуществляющих производство драгметаллов и продукции из лома и отходов, на аналогичные виды лома и отходов. Среднестатистические данные представляются Министерству финансов РБ для согласования, которое письменно доводит эти данные до заинтересованных органов государственного управления и размещает их на своем сайте (п.72 Инструкции № 34).
![]() |
Справочно Статистические данные о содержании драгоценных металлов в ломе импортных изделий, которые предназначены для использования в течение 2012-2013 гг. при постановке на учет драгоценных металлов в ломе, полученном в результате разборки списанных импортных изделий, а также при сдаче данного лома переработчикам, приведены в письме Минфина РБ от 27.12.2011 № 17-1-22/366 «О содержании драгоценных металлов в ломе импортных изделий». |
При разборке списанных объектов переработчиками осуществляется первичная обработка получаемого при разборке лома драгметаллов, перерасчет содержания драгоценных металлов в нем и оформляется акт демонтажа (первичной обработки лома). Окончательное количество драгметаллов, за которое организация-сдатчик получит выручку, определяется по данным переработчика.
Определение содержания драгоценных металлов в организации, применяющей упрощенный способ определения их содержания
При применении упрощенного способа определения содержания драгметаллов в актах списания объектов основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств не надо указывать массу (содержание) драгметаллов, подлежащих списанию, а также массу (содержание) драгметаллов, подлежащих оприходованию в виде лома (п.69 Инструкции № 34).
После утверждения акта списания объектов основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств организации обязаны изъять из них детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгметаллы, и составить акт демонтажа (изъятия), содержание которого приведено выше.
Разборка списанных объектов может производиться собственными силами организаций-сдатчиков, а также переработчиками или другими сторонними организациями на договорной основе, в т.ч. совместно с организацией-сдатчиком.
При упрощенном способе определения содержания драгметаллов и разборке объектов собственными силами организаций-сдатчиков в акте демонтажа (изъятия) количество драгметаллов, содержащихся в изъятых деталях, узлах и комплектующих изделиях, допускается не отражать. В этом случае организация-сдатчик ставит на учет лом, содержащий драгметаллы (по наименованию, количеству и общей массе), и сдает его переработчикам. Количество драгметаллов определяется на основании данных переработчика (по результатам демонтажа и первичной обработки лома). При этом организация-сдатчик одновременно с постановкой на учет драгметаллов производит их списание.
При упрощенном способе определения содержания драгметаллов и разборке списанных объектов переработчиками осуществляется первичная обработка получаемого при разборке лома драгметаллов, определение содержания драгоценных металлов в нем и оформляется акт демонтажа (первичной обработки лома). В этом случае содержание (массу) драгметаллов в ломе и отходах организация-сдатчик определяет также на основании данных переработчика с одновременной постановкой их на учет и списанием.
Определение стоимости драгоценных металлов в ломе, содержащем их
Стоимость драгметаллов при оприходовании лома, содержащего драгметаллы, определяется исходя из расчетных цен на 1-е число месяца постановки лома на учет (часть четвертая п.75 Инструкции № 34). Под расчетными ценами понимаются цены, по которым драгметаллы принимаются в Госфонд. Расчетная цена устанавливается за 1 г металла в чистоте, формируется и утверждается Министерством финансов РБ. Информация о расчетных ценах размещается на сайте Министерства финансов РБ, а также ежемесячно публикуется в газете «Рэспублiка». Расчетные цены используются для определения стоимости драгметаллов, находящихся в любом виде и состоянии, в т.ч. в ломе и отходах (абзац 12 п.2 Инструкции № 34).
![]() |
Справочно Ознакомиться с расчетными ценами на драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов при осуществлении банковских операций), принимаемые в Госфонд, за период 2003-2013 гг. можно здесь. |
Как указывалось выше, при применении упрощенного способа определения содержания драгметаллов количество драгметаллов определяется на основании данных переработчика (по результатам демонтажа и первичной обработки лома). Стоимость драгметаллов в этом случае определяется исходя из расчетных цен на 1-е число месяца, в котором получены данные переработчика.
Расчеты за поставленные организациями или переработчиками в Госфонд драгметаллы проводятся по расчетным ценам, установленным Министерством финансов РБ за 1 г металла, действующим на дату поставки драгоценных металлов в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов РБ и (или) на дату зачисления на счета в драгоценных металлах, открытые Министерством финансов РБ в Национальном банке РБ (п.7 Инструкции № 59).
Методика учета драгоценных металлов в организации, для которой сдача лома является предпринимательской деятельностью
В бухгалтерском учете коммерческих организаций операции по оприходованию, сдаче и переработке лома и отходов, содержащих драгметаллы, отражаются в соответствии с письмом Минфина РБ от 18.05.2005 № 17-1-23/60 «О порядке сдачи лома и отходов, содержащих драгоценные металлы», а также постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
Согласно названным нормативным правовым актам учет лома и отходов драгоценных металлов до передачи в переработку ведется на субсчете 10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы», а переданных переработчикам - на субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
По мнению автора, методику учета драгметаллов, утвержденную Министерством финансов РБ для коммерческих организаций, могут использовать бюджетные организации, для которых сдача лома, содержащего драгметаллы, является предпринимательской деятельностью.
Для этого в учетной политике бюджетной организации необходимо определить субсчет, на котором следует учитывать лом, содержащий драгметаллы. Можно использовать субсчет 060 «Материалы для учебных, научных и других целей», приведенный в Методических указаниях № 59. На этом субсчете в соответствии с указаниями Министерства финансов РБ учитываются драгоценные и другие металлы для протезирования.
Лом, содержащий драгметаллы, после отгрузки их переработчикам должен учитываться обособленно до момента поступления оплаты за него, поэтому на субсчете 060 следует открыть 2 субсчета: 060-1 «Лом, содержащий драгоценные металлы, на складе организации» и 060-2 «Лом, содержащий драгоценные металлы, переданный в переработку».
Формировать выручку и определять финансовый результат от сдачи лома переработчикам следует с использованием субсчета 237 (использование этого субсчета предусмотрено инструкциями № 60 и № 63 при оприходовании лома). По мнению автора, можно также предусмотреть в учетной политике использование для этих целей субсчета 281.
Выручка от сдачи лома, содержащего драгметаллы, отражается в бухгалтерском учете после поступления от переработчика оплаты за извлеченные из лома драгметаллы (п.77 Инструкции № 34).
![]() |
Обратите внимание! С 31 марта 2013 г. вступило в силу постановление Минфина РБ от 08.02.2013 № 11 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета доходов в бюджетных организациях и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее - постановление № 11), согласно которому бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы признают в бухгалтерском учете по методу начисления. Под методом начисления понимается отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п.1 постановления № 11). |
Как видим, положение п.77 Инструкции № 34 не увязано с постановлением № 11. Следовательно, применять нормы Инструкции № 34 необходимо с учетом норм постановления № 11.
На условных примерах рассмотрим методику учета драгметаллов, утвержденную Министерством финансов РБ для коммерческих организаций, применительно к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций (утвержден постановлением Минфина РБ от 22.04.2010 № 50) в организации, для которой сдача лома, содержащего драгметаллы, является предпринимательской деятельностью.
Таблица 5
| ||||
Пример 1. Методика учета в организации, не применяющей упрощенный способ определения содержания драгоценных металлов | ||||
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
1 |
Поставлен на учет лом, содержащий драгметаллы, полученный от разборки или демонтажа объектов основных средств (оборудования, приборов и иных изделий) (по расчетным ценам на дату постановки на учет) |
060-1 |
237 |
150 000 |
2 |
Отгружен лом, содержащий драгметаллы, на переработку (по расчетным ценам на дату отгрузки) |
060-2 |
060-1 |
180 000 |
3 |
Дооценена стоимость драгметаллов до цены на дату отгрузки (180 000 - 150 000) |
060-1 |
237 |
30 000 |
По мнению автора, уценка также возможна. В этом случае составляется сторнировочная бухгалтерская запись. Кроме того, если расчетные цены, по которым производятся расчеты за поставленные в Госфонд драгметаллы, окажутся выше или ниже расчетных цен на дату отгрузки, следует произвести переоценку драгметаллов до цен, по которым осуществляются расчеты, составив на сумму переоценки бухгалтерские записи 2 и 3. Предположим, что в рассматриваемом примере цены, по которым производятся расчеты, не изменились по сравнению с ценами на дату отгрузки | ||||
4 |
Произведены затраты по сбору, разборке, транспортировке переработчику лома, содержащего драгметаллы |
237 |
06 (соответ-ствующие субсчета), 180 «Расчеты с персоналом», 171 «Расчеты по социальному страхованию», 178 |
50 000 |
5 |
Отражены на основании акта приемки и расчет-паспорта расхождения между данными сдатчика и предприятия-переработчика по количеству драгметаллов, содержащихся в ломе |
060-2 |
237 |
20 000 |
Предположим, что в рассматриваемом примере количество драгметаллов по данным переработчика превышает количество драгметаллов по данным сдатчика. Это превышение оценивается по расчетным ценам, по которым производятся расчеты за поставленные в Госфонд драгметаллы, и относится на увеличение стоимости отгруженного на переработку лома, содержащего драгметаллы. При обратной ситуации стоимость отгруженного лома, содержащего драгметаллы, уменьшается, что отражается сторнировочной записью | ||||
6 |
Списана учетная стоимость отгруженных переработчику драгметаллов (180 000 + 20 000) |
237 |
060-2 |
200 000 |
7 |
Стоимость услуг по организации переработки лома по данным, указанным в расчет-паспорте |
237 |
178 |
25 000 |
8 |
Поступили денежные средства от переработчика за сданные в Госфонд драгметаллы за минусом стоимости услуг по организации переработки |
111 |
178 |
175 000 |
9 |
Отражена выручка от реализации драгметаллов, полученных из лома и отходов (сумма выручки от реализации складывается из суммы денежных средств, поступивших на расчетный счет сдатчика от переработчика, и стоимости услуг по переработке лома драгметаллов, указанной в расчет-паспорте) (175 000 + 25 000) |
178 |
237 |
200 000 |
10 |
Результат от реализации драгметаллов в Госфонд (прибыль) (150 000 + 30 000 + 20 000 + 200 000 - - 50 000 - 200 000 - 25 000) (определен путем сравнения суммы записей по кредиту и дебету субсчета 237) |
237 |
410 «Прибыли и убытки» |
125 000 |
При получении убытка составляется обратная бухгалтерская запись |
Таблица 6
| ||||
Пример 2. Методика учета в организации, применяющей упрощенный способ определения содержания драгоценных металлов | ||||
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
1 |
Поставлен на учет лом, содержащий драгметаллы, полученный от разборки или демонтажа объектов основных средств (оборудования, приборов и иных изделий), на основании данных переработчика по расчетным ценам на дату постановки на учет (дата постановки на учет совпадает с датой отгрузки) |
060-1 |
237 |
200 000 |
2 |
Отгружен лом, содержащий драгметаллы, на переработку по расчетным ценам на дату отгрузки (дата отгрузки совпадает с датой постановки на учет) |
060-2 |
060-1 |
200 000 |
3 |
Произведены затраты по сбору, разборке, транспортировке переработчику лома, содержащего драгметаллы |
237 |
06 (соответ-ствующие субсчета), 180, 171, 178 |
50 000 |
4 |
Списана учетная стоимость отгруженных переработчику драгметаллов |
237 |
060-2 |
200 000 |
5 |
Стоимость услуг по организации переработки лома по данным, указанным переработчиком в расчет-паспорте |
237 |
178 |
25 000 |
6 |
Поступили денежные средства от переработчика за сданные в Госфонд драгметаллы за минусом стоимости услуг по организации переработки |
111 |
178 |
175 000 |
7 |
Отражена выручка от реализации драгметаллов, полученных из лома и отходов (сумма выручки от реализации складывается из суммы денежных средств, поступивших на расчетный счет сдатчика от переработчика, и стоимости услуг по переработке лома драгметаллов, указанной в расчет-паспорте) (175 000 + 25 000) |
178 |
237 |
200 000 |
8 |
Результат от реализации драгметаллов в Госфонд (прибыль) (200 000 + 200 000 - 50 000 - 200 000 - - 25 000) (определен путем сравнения суммы записей по кредиту и дебету субсчета 237) |
237 |
410 |
125 000 |
При получении убытка составляется обратная бухгалтерская запись |
Методика учета драгоценных металлов в организации, для которой сдача лома не является предпринимательской деятельностью
Исходя из корреспонденции субсчетов при реализации излишних и неиспользуемых материалов, приобретенных за счет бюджетных средств, имеющейся в Методических указаниях № 59, задолженность перед бюджетом образуется в момент отгрузки (реализации) материалов покупателям.
Аналогично следует рассуждать при реализации лома, содержащего драгметаллы, полученного при ликвидации объектов, приобретенных за счет бюджетных средств (выручка должна быть внесена в доход бюджета).
Если расчетные цены, по которым производятся расчеты за поставленные в Госфонд драгметаллы, окажутся выше или ниже расчетных цен на дату отгрузки, задолженность перед бюджетом должна быть откорректирована.
При наличии расхождения между количеством драгметаллов в ломе и отходах, числящихся в учете до сдачи их переработчику, и количеством по данным переработчика задолженность перед бюджетом также должна быть откорректирована. Названные корректировки необходимо отразить в бухгалтерском учете.
В данном случае, как и при организации учета драгметаллов в организации, для которой сдача лома является предпринимательской деятельностью, используются субсчета 060-1 и 060-2.
Рассмотрим методику учета драгметаллов на условных примерах бюджетной организации, для которой сдача лома, содержащего драгметаллы, не является предпринимательской деятельностью.
Таблица 7
| ||||
Пример 3. Методика учета в организации, не применяющей упрощенный способ определения содержания драгоценных металлов | ||||
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
1 |
Поставлен на учет лом, содержащий драгметаллы, полученный от разборки или демонтажа объектов основных средств (оборудования, приборов и иных изделий) (по расчетным ценам на дату постановки на учет) |
060-1 |
140, 230 |
150 000 |
Бухгалтерская запись соответствует части второй п.22 Инструкции № 60 | ||||
2 |
Отгружен лом, содержащий драгметаллы, на переработку (по расчетным ценам на дату отгрузки). Составляются 2 бухгалтерские записи одновременно |
060-2 |
060-1 |
180 000 |
140, 230 |
173 |
180 000 | ||
3 |
Дооценка стоимости драгметаллов до цены на дату отгрузки (180 000 - 150 000) |
060-1 |
140, 230 |
30 000 |
В примере цены, по которым производятся расчеты, не изменились по сравнению с ценами на дату отгрузки | ||||
4 |
Произведены затраты по сбору, разборке, транспортировке переработчику лома, содержащего драгметаллы |
200 «Расходы по бюд-жету» |
06 (соответ-ствующие субсчета), 180, 171, 178 |
50 000 |
5 |
Отражены на основании акта приемки и расчет-паспорта расхождения между данными сдатчика и предприятия-переработчика по количеству драгметаллов, содержащихся в ломе (количество драгметаллов по данным переработчика превышает количество драгметаллов по данным сдатчика). Составляются 2 бухгалтерские записи одновременно |
060-2 |
140, 230 |
20 000 |
140, 230 |
173 |
20 000 | ||
При обратной ситуации стоимость отгруженного лома, содержащего драгметаллы, уменьшается, что отражается сторнировочными записями | ||||
6 |
Списана учетная стоимость отгруженных переработчику драгметаллов (180 000 + 20 000) |
178 |
060-2 |
200 000 |
7 |
Стоимость услуг по организации переработки лома по данным, указанным в расчет-паспорте |
200 |
178 |
25 000 |
8 |
Поступили денежные средства от переработчика за сданные в Госфонд драгметаллы за минусом стоимости услуг по организации переработки |
100 |
178 |
175 000 |
9 |
Перечислены в бюджет денежные средства, поступившие от переработчика |
173 |
100 |
175 000 |
От переработчиков поступила не вся сумма, причитающаяся за сданные драгметаллы, а за минусом стоимости услуг по организации переработки. Поэтому в примере в бюджет перечислено 175 000 руб. Оставшуюся сумму долга 25 000 руб. (200 000 - 175 000) следует перечислить через орган казначейства в соответствии с бюджетной сметой |
Таблица 8
| ||||
Пример 4. Методика учета в организации, применяющей упрощенный способ определения содержания драгоценных металлов | ||||
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
1 |
Поставлен на учет лом, содержащий драгметаллы, полученный от разборки или демонтажа объектов основных средств (оборудования, приборов и иных изделий), на основании данных переработчика по расчетным ценам на дату постановки на учет (дата постановки на учет совпадает с датой отгрузки) |
060-1 |
140, 230 |
200 000 |
2 |
Отгружен лом, содержащий драгметаллы, на переработку по расчетным ценам на дату отгрузки (дата отгрузки совпадает с датой постановки на учет). Составляются 2 бухгалтерские записи одновременно |
060-2 |
060-1 |
200 000 |
140, 230 |
173 |
200 000 | ||
3 |
Произведены затраты по сбору, разборке, транспортировке переработчику лома, содержащего драгметаллы |
200 |
06, 180, 171, 178 |
50 000 |
4 |
Списана учетная стоимость отгруженных переработчику драгметаллов |
178 |
060-2 |
200 000 |
5 |
Стоимость услуг по организации переработки лома по данным, указанным переработчиком в расчет-паспорте |
200 |
178 |
25 000 |
6 |
Поступили денежные средства от переработчика за сданные в Госфонд драгметаллы за минусом стоимости услуг по организации переработки |
100 |
178 |
175 000 |
7 |
Перечислены в бюджет денежные средства, поступившие от переработчика |
173 |
100 |
175 000 |
Оставшуюся сумму долга в размере 25 000 руб. (200 000 - 175 000) следует перечислить через орган казначейства в соответствии с бюджетной сметой |
Исходя из приведенной корреспонденции субсчетов для бюджетных организаций, для которых сдача лома, содержащего драгметаллы, является и не является предпринимательской деятельностью, при использовании упрощенного способа определения содержания драгметаллов отпадает необходимость отражать в бухгалтерском учете расхождения между данными организации-сдатчика и переработчика по количеству драгметаллов, содержащихся в ломе. Такое расхождение отсутствует, так как драгметаллы ставятся на учет после приемки и первичной обработки лома, содержащего драгметаллы, переработчиком.
Учитывая, что при упрощенном способе содержание (массу) драгметаллов в ломе и отходах организация-сдатчик определяет на основании данных переработчика с одновременной постановкой их на учет и списанием, отпадает необходимость переоценки стоимости драгметаллов до цены на дату отгрузки.
19.07.2013
Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В постановление Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» на основании постановлений Минфина РБ от 30.05.2014 № 27 (с 13 июля 2014 г.) и от 23.01.2015 № 3 (с 20 февраля 2015 г.) внесены изменения и дополнения. |