Корреспонденция счетов от 26.05.2015
Автор: Чернюк А.

Учет фактических расходов в бюджетных организациях


СОДЕРЖАНИЕ

 

Субсчета по учету фактических расходов

Нормативно-правовые документы по учету фактических расходов

Бухгалтерский учет фактических расходов в течение года

Бухгалтерский учет списания фактических расходов по окончании года

Аналитический учет фактических расходов

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии УЧЕТ ФАКТИЧЕСКИХ РАСХОДОВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Расходы, производимые в бюджетных организациях за счет средств республиканского и местных бюджетов (бюджетного финансирования) в соответствии с утвержденными бюджетными сметами, подразделяются на кассовые и фактические.

В настоящем материале рассмотрены сущность фактических расходов, производимых за счет бюджетного финансирования, а также порядок их формирования и учета.

Субсчета по учету фактических расходов

Учет фактических расходов, осуществляемых за счет бюджетного финансирования, ведется на субсчетах активного счета 20 «Расходы по бюджету».

Счет 20 подразделяется на ряд субсчетов:

• 200 «Расходы по бюджету»;

• 202 «Расходы за счет других бюджетов»;

• 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения»;

• 206 «Расходы на выплату пенсий и пособий».

На субсчете 200 учитываются текущие фактические расходы, а также капитальные.

К текущим расходам относятся:

• начисленные заработная плата, стипендии, взносы на государственное социальное страхование;

• произведенные расходы на командировки и хозяйственные нужды, на коммунальные услуги, услуги связи, расходы по текущему ремонту основных средств;

• стоимость израсходованных на нужды организации материальных запасов и другие текущие расходы.

К капитальным расходам относятся стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов, расходы по модернизации, реконструкции и капитальному ремонту основных средств и др.

На субсчете 202 учитываются фактические расходы, произведенные за счет финансирования, полученного из бюджетов других уровней.

На субсчете 203 учитываются капитальные расходы (расходы на новое строительство, реконструкцию и достройку зданий и сооружений за счет средств бюджета независимо от способа ведения строительных и монтажных работ).

Субсчет 206 используется в органах по труду, занятости и социальной защите для учета расходов на выплату пенсий и пособий за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН). Расходы, отнесенные в течение финансового года на субсчет 206, по его окончании списываются в дебет субсчета 235 «Финансирование из фонда социальной защиты».

В течение года по дебету субсчетов счета 20 учитываются произведенные фактические расходы нарастающим итогом с начала года, а по кредиту - уменьшение расходов.

По окончании года (по капитальным вложениям - по мере принятия объекта законченного строительства в эксплуатацию) сумма произведенных фактических расходов списывается по кредиту субсчетов счета 20 в дебет субсчетов, предназначенных для учета бюджетного финансирования:

• у главного распорядителя бюджетных средств - в дебет субсчетов счета 23 «Финансирование и займы»;

• у нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств - в дебет субсчетов счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию».

Нормативно-правовые документы по учету фактических расходов

При формировании фактических расходов на субсчетах счета 20 необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:

• Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее - БК);

Инструкцией о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 157 (далее - Инструкция № 157);

Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60 (далее - Инструкция № 60);

Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее - Инструкция № 25);

Инструкцией по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.04.2004 № 63;

Положением о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 180 (далее - Положение № 180).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке списания имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2019 № 764;

 

• Методическими указаниями о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденными приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.1997 № 59 (далее - Методические указания № 59);

Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22 (далее - Инструкция № 22).

Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством (часть третья п.2 ст.101 БК).

Фактическими расходами считаются затраты организации, подтвержденные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям, по приобретенным основным средствам, отдельным предметам в составе оборотных средств и другим материальным ценностям (часть вторая п.37 Инструкции № 22).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2017 г. следует руководствоваться частью второй п.37 Инструкции № 22 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2016 № 112. Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, начисленной заработной плате и стипендиям, приобретенным основным средствам, отдельным предметам в составе оборотных средств и другим материальным ценностям.

Бухгалтерский учет фактических расходов в течение года

На суммы произведенных фактических расходов в течение года дебетуются соответствующие субсчета счета 20, а кредитуются различные субсчета в зависимости от вида расходов (таблица 1).

Таблица 1

Учет фактических расходов в течение года

Содержание операции Дебет Кредит
Списание израсходованных материалов и продуктов питания
200, 202, 203
060-067, 069
Списание оборудования к установке и строительных материалов для капитального строительства, выполняемого хозяйственным способом
203
040, 041
Списание израсходованных материалов длительного использования
200
043
Бухгалтерские записи по указанным выше операциям соответствуют корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59
Затраты по найму транспорта, связанные с приобретением медикаментов и продуктов питания
200
178, 179
Затраты по найму транспорта, связанные с приобретением медикаментов и продуктов питания (в отличие от других материальных запасов), не относятся на увеличение их стоимости, а включаются в состав фактических расходов по подстатье 1.10.05.00 «Оплата транспортных услуг» (части первой п.6 Методических указаний № 59).
Указанное выше правило по учету затрат по найму транспорта соответствует подп.44.5 п.44 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208
Стоимость упаковки, которая не подлежит дальнейшему использованию (согласно первичным учетным документам по оприходованию материальных запасов)
200
178, 179
В стоимость материальных запасов не включается стоимость тары (упаковки), не подлежащей возврату (обмену), а относится на фактические расходы организации (по элементу 1 10 03 05 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения») при оприходовании материальных запасов в отличие от возмездной или обменной тары, учитываемой на субсчете 066 «Тара» (Методические указания № 59) (часть 16 раздела «счет 06»)
Сумма торговой скидки, предоставляемой мелкооптовыми базами и магазинами при приобретении у них материальных запасов (сторнировочная запись)
200
178, 179
Материальные запасы, приобретенные в мелкооптовых базах и магазинах с предоставлением торговой скидки, отражаются в синтетическом и аналитическом учете по ценам приобретения без вычета торговой скидки. На сумму этой скидки уменьшаются фактические расходы по соответствующим элементам расходов бюджетной сметы (например, при приобретении продуктов питания уменьшаются фактические расходы по элементу 1.10.03.04 «Продукты питания») (часть вторая п.6 Методических указаний № 59)
Утвержден отчет об израсходованных суммах подотчетного лица по командировке и по другим расходам
200, 202, 203
Акцептованы счета за электроэнергию, воду и другие услуги
200, 202, 203
178
Стоимость выполненных работ (услуг) предприятиями, организациями, расчеты с которыми ведутся в порядке плановых платежей
200, 202, 203
179
Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении бюджетной сметы
200, 202, 203
150, 178, 179
и др.
Указанная корреспонденция субсчетов приведена согласно Закону Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», действовавшему до 1 января 2014 г.
Данную методику учета можно предусмотреть в учетной политике организации в 2015 году, так как Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», вступившим в силу с 1 января 2014 г., этот вопрос не регулируется, и методика учета указанной операции в настоящее время Министерством финансов Республики Беларусь не определена.
Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». При возврате должником долга сумма задолженности списывается с забалансового счета 05. Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход государственного бюджета
Начислена заработная плата за счет бюджетных средств персоналу организации
200, 202, 203
Начислены за счет бюджетных средств учащимся, студентам, аспирантам, докторантам стипендии, надбавки к стипендиям, материальная помощь
200
181
Начислены обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН, а также страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по установленным тарифам от фонда оплаты труда за счет бюджетных средств)
200, 202, 203
171
Приобретение основных средств за счет средств бюджета (на стоимость приобретения, включая НДС) (составляются две бухгалтерские записи одновременно)
01
(соответствующие субсчета)
178
и др.
200, 202
Приобретение оборудования, требующего установки, монтажа, приведения в состояние, пригодное для использования:
а) на стоимость приобретенного оборудования
040
178
б) на затраты по установке, монтажу, приведению в состояние, пригодное для использования
040
178, 180, 171
и др.
в) первоначальная стоимость оборудования, введенного в эксплуатацию за счет бюджетных средств (включая НДС) (составляются две бухгалтерские записи одновременно)
200, 202
040
013

250
Оборудование, требующее установки, монтажа, приведения в состояние, пригодное для использования (далее - монтаж), до момента ввода его в эксплуатацию учитывается на субсчете 040 «Оборудование к установке». Исходя из этого, можно сделать вывод, что затраты по монтажу оборудования необходимо учитывать по дебету субсчета 040 в корреспонденции с кредитом разных субсчетов (в зависимости от того, производится монтаж сторонней организацией или собственными силами). После ввода оборудования в эксплуатацию по записям на субсчете 040 определяется его первоначальная стоимость и оно подлежит оприходованию в качестве основных средств (части вторая и третья п.13 Инструкции № 60)
Приобретение отдельных предметов в составе оборотных средств за счет средств бюджета (на стоимость приобретения, включая НДС) (составляются две записи одновременно)
070, 072
100, 130, 131, 150, 160, 178, 179
200
При отражении оприходования отдельных предметов в составе оборотных средств в корреспонденции с кредитом субсчета 100 «Текущий счет по бюджету» в бухгалтерском учете (при казначейской системе финансирования) одновременно следует отразить получение бюджетного финансирования:
Д-т субсчета 100 - К-т субсчета 140 или 230
Оприходование отдельных предметов, изготовленных собственными силами за счет бюджетных средств (по фактической себестоимости) (составляются две бухгалтерские записи одновременно)
070, 072
200


260
Приобретение нематериальных активов за счет средств бюджета (на стоимость приобретения, включая НДС) (составляются две бухгалтерские записи одновременно)
019
178
и др.
200, 202
250
Списание затрат, связанных с приобретением нематериальных активов за счет средств бюджета, безвозмездным получением от других лиц нематериальных активов и приведением их в состояние, пригодное для использования (составляются две бухгалтерские записи одновременно)
200, 202
019



250
Затраты, связанные с приобретением нематериальных активов, безвозмездным получением от других лиц нематериальных активов и приведением их в состояние, пригодное для использования, отражаются по дебету субсчета 210 «Расходы к распределению» в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов счетов 10, 11, 17 и др. (часть третья п.14 Инструкции № 25)
Расходы по обновлению программного продукта за счет бюджетных средств (включая сумму предъявленного поставщиком НДС)
200
178
Списание фактических затрат, связанных с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) основных средств, проведением иных аналогичных работ (далее - реконструкция), выполняемых за счет средств бюджета (составляются две бухгалтерские записи одновременно)
200, 202
210
01
(соответствующие субсчета)

250
Фактические затраты, связанные с реконструкцией основных средств, отражаются по дебету субсчета 210 в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов счетов 10, 11, 17 и др. (часть первая п.18 Инструкции № 60).
Бухгалтерские записи, установленные п.18 Инструкции № 60, не увязаны с Инструкцией № 157.
Согласно п.7 Инструкции № 157 для учета расходов на новое строительство, реконструкцию и достройку зданий и сооружений за счет средств бюджета предназначен субсчет 203.
При хозяйственном способе ведения работ на суммы произведенных расходов составляется запись:
Д-т субсчета 203 - К-т субсчетов по учету денежных средств, расчетов, по учету строительных материалов и оборудования к установке, по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Если работы ведутся подрядным способом, на суммы затрат, оформленных актами сдачи-приемки выполненных работ, составляется запись: Д-т субсчета 203 - К-т субсчета 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
На основании документов о принятии объекта в эксплуатацию списываются произведенные расходы и приходуется объект:
- списание расходов: Д-т субсчетов 231 «Финансирование из бюджета капитальных вложений», 143 «Расчеты по финансированию капитальных вложений» - К-т субсчета 203;
- оприходование объекта: Д-т счета 01 «Основные средства» (соответствующий субсчет) -
К-т субсчета 250 «Фонд в основных средствах»
Фактические затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) за счет бюджетных средств
200, 202
063, 178, 180, 171
и др.
Фактические затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они были произведены (часть вторая п.18 Инструкции № 60). Однако порядок отражения названных затрат в бухгалтерском учете не определен.
Указанная бухгалтерская запись составлена автором исходя из того, что затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии (в отличие от затрат по реконструкции основных средств) на увеличение их стоимости не относятся. В этом случае дебетуются разные субсчета (как правило, в зависимости от того, за счет каких средств приобретены ремонтируемые объекты) в корреспонденции с кредитом разных субсчетов (в зависимости от того, производится ремонт сторонней организацией или собственными силами)
Фактические затраты, произведенные за счет средств бюджета по безвозмездной передаче основных средств (часть четвертая п.22 Инструкции № 60)
200, 202
10, 11, 17
и др. (соответствующие субсчета)
Расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) объектов основных средств, приобретенных за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов
200, 202
10, 11, 17
и др. (соответствующие субсчета)
Бухгалтерская запись составлена с учетом подп.10.1 п.10 Положения № 180, согласно которому расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) имущества, включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации, в отношении имущества, закрепленного за бюджетными организациями на праве оперативного управления, осуществляются за счет:
- средств республиканского бюджета, предусмотренных на их содержание, и иных источников, не запрещенных законодательством, если имущество приобретено за счет средств республиканского и местных бюджетов;
- превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении этих организаций, иных источников, не запрещенных законодательством, если имущество приобретено за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности, иных источников, установленных законодательством
Произведены затраты по сбору, разборке, транспортировке переработчику лома и отходов, содержащих драгметаллы
200
06
(соответствующие субсчета),
180, 171, 178
Стоимость услуг по организации переработки лома и отходов, содержащих драгметаллы, указанная переработчиком в расчете-паспорте
200
178
Указанные бухгалтерские записи рекомендуется составлять в бюджетной организации, для которой сдача лома и отходов, содержащих драгметаллы, не является предпринимательской деятельностью
Ежемесячное списание расходов будущих периодов, например:
- списание части стоимости подписки на периодические издания (если подписка оплачена со счета территориального казначейства);
- списание части стоимости программного продукта, приобретенного за счет бюджетных средств (если программный продукт не соответствует любому из установленных п.2 Инструкции № 25 условий признания его в бухгалтерском учете нематериальным активом)
200
210

Бухгалтерский учет списания фактических расходов по окончании года

Бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов. Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов и затрат за счет бюджетного (внебюджетного) источника финансирования (часть первая п.21 Инструкции № 22).

В таблице 2 приведена корреспонденция субсчетов по списанию фактических расходов, произведенных за счет бюджетного источника финансирования по окончании года (по капитальным вложениям - по мере принятия объекта законченного строительства в эксплуатацию).

Таблица 2

Списание фактических расходов по окончании года (по капитальным вложениям - по мере принятия объекта в эксплуатацию)

Содержание операции Дебет Кредит
Списание фактических расходов у главного распорядителя бюджетных средств на сумму его собственных расходов
200
231
203
232
202
Списание фактических расходов у главного распорядителя бюджетных средств на сумму расходов подведомственных ему организаций (на основании их годовых отчетов)
230
231
143
232
142
Списание фактических расходов у нижестоящего распорядителя и получателя бюджетных средств на сумму их собственных расходов
140
200
142
202
143
203
Списание фактических расходов у нижестоящего распорядителя бюджетных средств на сумму расходов подведомственных ему организаций (на основании их годовых отчетов)
140
140
142
142
143
143

 

Если сумма фактических расходов при годовом заключении счетов превышает остаток соответствующего источника финансирования, списание расходов производится в сумме, равной остатку источника финансирования. В случае, когда источник финансирования превышает сумму фактических расходов, после списания расходов остаются источники финансирования по кредиту соответствующих счетов (субсчетов) (часть третья п.21 Инструкции № 22).

По субсчетам 200, 203 на начало следующего года может быть дебетовый остаток. Так, по субсчету 200 не списываются в конце года сумма начисленной заработной платы за вторую половину декабря, если она выплачивается за счет ассигнований нового года, стоимость потребленных коммунальных услуг, услуг связи и другое при наличии задолженности за них. По субсчету 203 не списываются расходы по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам строительства и реконструкции (пп.4 и 7 Инструкции № 157).

 

Обратите внимание!

В БК определение термина «главный распорядитель бюджетных средств» отсутствует, есть лишь определение терминов «распорядитель бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств». В настоящее время названные термины используются лишь в одном действующем нормативном документе - в Методических указаниях о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.1999 № 364 (далее - Методические указания № 364).

Нормативные документы, в которых была бы приведена характеристика счета 23 и его субсчетов, а также счета 14 и его субсчетов, отсутствуют.

Согласно Методическим указаниям № 364 субсчета 230-232 счета 23 используются главными распорядителями бюджетных средств, а субсчета 140-143 счета 14 используются нижестоящими распорядителями.

В соответствии с Инструкцией № 157 субсчета 230-232 используются всеми распорядителями бюджетных средств, а субсчета 140-143 - только получателями бюджетных средств.

В связи с тем что методика учета бюджетного финансирования в соответствии с Методическими указаниями № 364 зависит от статуса распорядителя бюджетных средств, автор оперирует терминами «главный распорядитель бюджетных средств», «нижестоящий распорядитель бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств».

Приведенная в таблице 2 методика учета по списанию фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования, соответствует практике. По мнению автора, этой методикой следует руководствоваться до момента внесения изменений в нормативные документы, регулирующие данный вопрос.

Аналитический учет фактических расходов

Формы регистров для ведения аналитического учета фактических расходов утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15 (далее - постановление № 15).

Аналитический учет фактических расходов (субсчет 200) в организациях, осуществляющих учет исполнения бюджетной сметы самостоятельно, ведется по подразделениям бюджетной классификации в книге учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294 (приложение 20 к постановлению № 15) (далее - книга формы 294).

В централизованных бухгалтериях, обслуживающих организации, имеющие индивидуальные сметы, аналитический учет фактических расходов по субсчету 200 ведется в книге учета ассигнований и фактических расходов формы 309Б (приложение 25 к постановлению № 15), в которой записи ведутся по подразделениям бюджетной классификации по всем обслуживаемым организациям в целом и с выделением расходов в разрезе обслуживаемых организаций.

При составлении централизованными бухгалтериями сводных бюджетных смет аналитический учет фактических расходов ведется в книге учета ассигнований и фактических расходов формы 309 (приложение 24 к постановлению № 15).

Аналитический учет расходов по капитальным вложениям (субсчет 203) ведется в книге формы 294. При выполнении работ хозяйственным способом аналитический учет организуется по каждому объекту капитальных вложений в разрезе подразделений бюджетной классификации в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, а при подрядном способе выполнения работ - по каждому объекту капитальных вложений.

Аналитический учет по субсчету 202 ведется по каждому мероприятию в разрезе подразделений бюджетной классификации в книге формы 294.

Данные аналитического учета фактических расходов используются для составления:

• отчета об исполнении бюджетной сметы формы 2 (приложение 3 к Инструкции № 22);

• отчета об исполнении бюджетной сметы на капитальное строительство формы 3 (приложение 4 к Инструкции № 22).

 

26.05.2015

 

Анна Чернюк, доцент