Корреспонденция счетов от 15.06.2010
Автор: Деркачева Т.

Учет и налогообложение расходов на медицинское обслуживание работников


 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РАСХОДОВ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОТНИКОВ

1. Общие положения

2. Расходы на содержание здравпунктов (медпунктов)

3. Исчисление налога на добавленную стоимость

4. Расходы на обязательные медицинские осмотры работников

5. Расходы на вакцинацию работников

 

В процессе осуществления производственной деятельности организации осуществляют расходы на медицинское обслуживание работников.

Такие расходы возникают при:

- организации здравпунктов и медпунктов;

- проведении предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе;

- оборудовании санитарных постов, обеспеченных аптечками первой помощи с набором необходимых лекарств и средств;

- проведении вакцинации сотрудников и т.п.

Общие положения

Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. и организацию в соответствии с установленными нормами медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников. Такая норма предусмотрена в ст.226 Трудового кодекса РБ (далее - ТК).

В соответствии с законодательством о труде и охране труда наниматель обязан соблюдать государственные нормативные требования охраны труда, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами (межотраслевыми и отраслевыми правилами охраны труда, санитарными правилами и нормами и др.), техническими нормативными правовыми актами (государственными, межгосударственными и отраслевыми стандартами, строительными нормами и правилами и др.), принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны при осуществлении нанимателями любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции), ремонте и техническом обслуживании производственных объектов, конструировании, изготовлении (модернизации), эксплуатации станков, машин, механизмов и иного оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты, применении в производстве материалов и химических веществ, разработке и проведении технологических процессов, организации производства и труда.

Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70, распространяются на всех нанимателей независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности.

На основе данных Межотраслевых общих правил по охране труда, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, с учетом конкретных условий труда нанимателем принимаются или приводятся в соответствие с ними инструкции по охране труда, другие локальные нормативные акты.

Расходы на содержание здравпунктов (медпунктов)

Для медицинского обслуживания работающих на предприятиях следует предусматривать устройство здравпунктов, медпунктов, помещений личной гигиены женщин, парильных (сауны), а в соответствии с ведомственными нормами - помещения для ингаляториев, фотариев, ручных и ножных ванн, а также помещения для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

В соответствии с заданием на проектирование, согласованным с местными органами государственного санитарного надзора, могут быть предусмотрены больницы, поликлиники (отделения поликлиник), санатории-профилактории, станции скорой помощи и другие медико-санитарные службы, а также спортивно-оздоровительные здания и сооружения. При этом должна учитываться возможность их кооперированного использования группой предприятий, а при размещении в городской застройке или населенных пунктах - населением.

Фельдшерские здравпункты следует предусматривать на предприятиях со списочной численностью работающих более 300 человек.

Количество фельдшерских здравпунктов следует определять по списочной численности работающих на предприятии из расчета обслуживания одним фельдшерским здравпунктом:

- при подземных работах - не более 500 человек;

- на предприятиях химической, горной и нефтеперерабатывающей промышленности - не более 1 200 человек;

- на предприятиях остальных отраслей промышленности - не более 1 700 человек (подп.5.34-5.36 п.5 СНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания»).

Медицинские пункты следует предусматривать на предприятиях при списочной численности работающих от 50 до 300 человек.

При списочной численности работающих до 150 человек площадь медицинского пункта должна быть 12 кв.м, а свыше 150 человек - 18 кв.м. На предприятиях, где предусматривается возможность использования труда инвалидов, медицинский пункт должен иметь площадь 15 и 18 кв.м соответственно.

Оборудование медицинского пункта должно быть согласовано с местными органами здравоохранения.

По согласованию с местными органами здравоохранения на предприятиях допускается предусматривать врачебные здравпункты I и II категорий взамен фельдшерских здравпунктов (подп.5.38-5.39 п.5 СНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания»).

Размещение фельдшерских или врачебных здравпунктов следует предусматривать на первом этаже (подп.5.41 п.5 СНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания»).

Для целей бухгалтерского учета в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты:

- по поддержанию основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в рабочем состоянии (затраты на технический осмотр, уход, на проведение всех видов ремонта, включая затраты по разработке, утверждению и экспертизе проектно-сметной документации при проведении капитального ремонта основных средств, используемых в предпринимательской деятельности);

- по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, включая затраты на содержание помещений, оборудования и инвентаря, предоставляемых медицинским организациям (как состоящим, так и не состоящим на балансе организации) для организации медпунктов непосредственно на территории организации.

Такие положения приведены в подп.3.8.2 и 3.8.4 п.3 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151 (далее - Основные положения).

До 1 января 2010 г. в соответствии с подп.42.31 и 42.44 ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (далее - Закон № 1330-XII) к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при налогообложении по налогу на доходы и прибыль, относились расходы организации:

- на обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, включая затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых медицинским организациям (как состоящим, так и не состоящим на балансе организации) для создания медицинских пунктов непосредственно на их территории, на поддержание чистоты и порядка на производстве;

- на все виды ремонта основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности.

Согласно п.4 ст.3 Закона № 1330-XII к затратам на амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности, относились суммы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности, произведенных в порядке, установленном законодательством.

Суммы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, не используемым в предпринимательской деятельности, а также по основным средствам, не находящимся в эксплуатации, не относились к расходам на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

С 1 января 2010 г. порядок исчисления налога на прибыль регулируется главой 14 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК).

Пунктом 2 ст.130 НК определено, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая).

Статьей 131 НК установлены затраты, не учитываемые при налогообложении. В перечень затрат, не учитываемых при налогообложении по налогу на прибыль, не вошли расходы организации на обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, включая затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых медицинским организациям (как состоящим, так и не состоящим на балансе организации) для создания медицинских пунктов непосредственно на их территории, на поддержание чистоты и порядка на производстве; на все виды ремонта основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности.

Полагаем, что расходы, перечисленные в подп.3.8.2 и 3.8.4 п.3 Основных положений, должны учитываться и при налогообложении прибыли.

Данный вывод подтверждает следующее. В соответствии с п.23 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)», утвержденных постановлением Белстата от 29.10.2009 № 231 (вступило в силу с 12 марта 2010 г.), начиная с отчета за январь-март 2010 г. по строке «амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности» отражается сумма амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности, произведенных в установленном законодательством порядке, а также отражаются амортизационные отчисления от стоимости основных средств (помещений), предоставляемых бесплатно организациям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы организаций, от стоимости помещений и инвентаря, предоставляемых организациями медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории организаций.

Амортизационные отчисления на полное восстановление отражаются как по собственным, так и по арендованным основным средствам.

По нашему мнению, помещения, оборудование и инвентарь, предоставляемые организациями медицинским учреждениям для организации здравпунктов (медпунктов) непосредственно на территории организаций, можно приравнять к основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности, а начисленные амортизационные отчисления по данным помещениям, оборудованию и инвентарю включать в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении налогом на прибыль.

Однако необходимо отметить, что только организации, для которых содержание здравпунктов (медпунктов) является необходимым условием для осуществления деятельности и если они находятся непосредственно на территории организации, могут учесть затраты по их содержанию в себестоимости продукции (работ, услуг) и при налогообложении прибыли.

Расходы, связанные с содержанием помещений, оборудования и инвентаря, предоставляемых медицинским организациям, можно учитывать в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», который предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.

Под обслуживающими производствами и хозяйствами понимаются структурные подразделения организации, деятельность которых не связана с выпуском продукции, выполнением работ или оказанием услуг, осуществляемыми организацией в порядке ее основной деятельности. В функции таких подразделений входят, в частности, обслуживание бытовых нужд работников, оздоровительные и культурно-просветительские мероприятия, подготовка кадров и другие виды затрат непроизводственного назначения.

По дебету счета 29 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств и общехозяйственные расходы. Прямые расходы, непосредственно связанные с содержанием обслуживающих производств и хозяйств, относятся в дебет указанного счета с кредита счетов для учета производственных запасов, расчетов с поставщиками и подрядчиками, персоналом по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются с кредита счета 23 «Вспомогательные производства». На продукцию, услуги и работы обслуживающих производств и хозяйств общехозяйственные расходы не относятся, за исключением услуг, выполненных на сторону. При оказании обслуживающими производствами и хозяйствами услуг сторонним организациям соответствующая доля общехозяйственных расходов списывается с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 29.

По кредиту счета 29 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг в корреспонденции с дебетом счетов учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами, учета затрат подразделений - потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами, 90 «Реализация» - при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг обслуживающими производствами и хозяйствами; 92 «Внереализационные доходы и расходы» - при оказании работникам организации спортивно-оздоровительных, медицинских, культурно-просветительных, развлекательных и иных аналогичных услуг, а также при выполнении работ, услуг сторонним организациям и физическим лицам безвозмездно, содержание жилищного фонда, находящегося на балансе организации, и другие расходы.

Субсчета счета 29, на которых учитываются расходы по оказанию услуг, закрываются и сальдо на конец отчетного месяца не имеют.

Исчисление налога на добавленную стоимость

В соответствии с подп.1.1 ст.93 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

Если здравпункт (медпункт) оказывает медицинскую помощь только работникам организации, то отсутствует объект обложения НДС.

При оказании медицинских услуг на сторону следует учитывать, что согласно подп.1.2 ст.94 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом РБ.

Письмом МНС РБ от 13.01.2010 № 2-1-9/29 «О налогообложении» разъяснено, что для применения вышеуказанного освобождения необходимо наличие перечня медицинских услуг, утвержденного Президентом РБ. Таким образом, применение вышеуказанного освобождения возможно только после установления перечня медицинских услуг, подлежащих освобождению от НДС. В настоящее время освобождение по вышеуказанным услугам не применяется.

Необходимо отметить, что на каждом производственном участке должны быть оборудованы санитарные посты, обеспеченные аптечками первой помощи с набором необходимых лекарств и средств (ст.231 ТК).

В соответствии с приложением 1 к Типовому положению о кабинете охраны труда, утвержденному постановлением Минтруда РБ от 08.11.1999 № 144, в рекомендуемый перечень оборудования кабинета охраны труда включена медицинская аптечка.

Перечень вложений, входящих в аптечку первой медицинской помощи универсальную, утвержден постановлением Минздрава РБ от 15.01.2007 № 4 (далее - постановление № 4):

 

№ п/п
Наименование
Единица измерения

Количество из расчета

на 2-10 человек

1
Аммония раствор 10 % - 1 мл № 10 (фл. 10 мл, 40 мл)
уп.
1
2
Ацетилсалициловая кислота 0,5 № 10
-»-
3
3
Бриллиантового зеленого спиртовой р-р 1 % - 1 мл № 10 (фл. 10 мл)
-»-
1
4
Валидол 0,06 № 10 (0,1 № 20)
-»-
1
5
Валерианы настойка 30 мл (корвалол 25 мл, валордин 25 мл)
фл.
1
6
Глицерил тринитрат 0,000 5 № 40
уп.
1
7
Дротаверин 0,04 № 20
-»-
1
8
Йода спиртовой р-р 5 % - 1 мл № 10 (фл.10 мл)
-»-
1
9
Калия перманганат 5,0 (3,0)
-»-
1
10
Лоперамид 0,002 № 10 (№ 20)
-»-
1
11
Лоратадин 0,01 № 10
-»-
1
12
Магния сульфат 10,0 (20,0)
-»-
2
13
Метамизол натрий 0,5 № 10
-»-
2
14
Натрия гидрокарбонат 20,0 (25,0)
-»-
1
15
Нафазолина 0,1 % (ксилометазолина 0,1 %) р-р
фл.
1
16
Парацетамол 0,5 № 10
уп.
2
17
Перекиси водорода р-р 3 % - 40 мл
фл.
1
18
Сульфацетамида р-р 30 % - 5 мл (20 % - 1 мл № 2)
уп.
2
19
Уголь активированный 0,5 № 10
-»-
2
20
Цитрамон 0,5 № 6 (№ 10)
-»-
2
21
Бинт нестерильный 5 м х 10 см
уп.
2
22
Бинт стерильный 5 м х 10 см
-»-
1
23
Вата гигроскопическая 50,0
-»-
1
24
Жгут кровоостанавливающий или трубка резиновая медицинская длиной 100 см
шт.
1
25
Лейкопластырь бактерицидный 4х10 см (6х10 см)
уп.
2
26
Напальчник резиновый
шт.
2
27
Ножницы
-»-
1
28
Пипетка
-»-
1
29
Термометр медицинский максимальный
-»-
1
30
Инструкция по применению вложений
-»-
1

 

При отсутствии аптечек в заводской упаковке юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление фармацевтической деятельности, включающее розничную реализацию лекарственных средств, и специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее реализацию оптовую и (или) розничную медицинской техники и (или) изделий медицинского назначения, могут комплектовать их самостоятельно в соответствии с постановлением № 4. В этом случае комплектация указанных аптечек производится работником, имеющим фармацевтическое образование. Каждая аптечка укомплектовывается листком-вкладышем с указанием наименований и количества содержащихся в ней лекарственных средств и изделий медицинского назначения, даты комплектации и номера аптеки. Листок-вкладыш заверяется подписью лица, осуществившего комплектацию аптечки.

В соответствии с требованиями законодательства и технических нормативных правовых актов Республики Беларусь аптечки дополняются вложениями по перечню, приведенному в приложении 5 к постановлению № 4. В этот перечень входят:

 

№ п/п
Наименование
Единица измерения
Количество
1
Аминофиллин 0,15 № 30
уп.
2
2
Аммония раствор 10 % - 1 мл № 10 (фл. 10 мл, 40 мл)
-»-
2
3
Бисакодил 0,005 № 30
-»-
1
4
Борная кислота 10,0
-»-
2
5
Бриллиантового зеленого спиртовой р-р 1 % - 1 мл № 10 (фл. 10 мл)
-»-
2
6
Йода спиртовой р-р 5 % - 1 мл № 10 (фл. 10 мл)
-»-
1
7
Калия перманганат 5,0 (3,0)
-»-
4
8
Линимент бальзамический (по Вишневскому) 30,0 (50,0)
-»-
1
9
Магния сульфат 10,0 (20,0)
-»-
30
10
Мазь Репарэф-1 (Репарэф-2) 25,0 (30,0)
-»-
1
11
Натрия гидрокарбонат 20,0 (25,0)
-»-
10
12
Перекиси водорода р-р 3 % - 40 мл
фл.
3
13
Уголь активированный 0,5 № 10
уп.
20
14
Фуразолидон 0,05 № 10
-»-
2
15
Хлорамфеникол 0,25 № 20
-»-
2
16
Бинт нестерильный 5 м х 10 см
-»-
5
17
Бумага компрессная № 10
-»-
1
18
Вата гигроскопическая 50,0
-»-
3
19
Репелленты
-»-
5

 

В бухгалтерском учете следует произвести следующие записи:

 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Отражено приобретение медицинских аптечек с вложенными лекарственными средствами согласно перечню вложений
Отражена передача медицинских аптечек с вложенными лекарственными средствами в кабинет охраны труда либо на производственные участки
20, 26
и др.
10
Отражено приобретение лекарственных средств, не включенных в перечень вложений (примечание)
10
60
Списаны лекарственные средства, не включенные в перечень (за счет собственных источников)
92-2
и др.
10

 

Примечание. Перечень лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента РБ от 06.03.2005 № 118.

Расходы на обязательные медицинские осмотры работников

В соответствии со ст.226 ТК наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

Статьей 228 ТК определено, что для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудшении состояния здоровья работника.

На время прохождения предусмотренных ст.228 ТК медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников устанавливается республиканским органом государственного управления в области здравоохранения по согласованию с республиканским органом государственного управления в сфере труда.

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ст.275 ТК).

Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка.

Статьей 232 ТК определено, что работник обязан проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) медицинские осмотры, обучение, переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Такая норма содержится в ст.49 ТК.

Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе.

При проведении обязательных медицинских осмотров работников необходимо руководствоваться Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденным постановлением Минздрава РБ от 08.08.2000 № 33 (далее - Порядок), который является нормативным правовым актом, устанавливающим единый порядок проведения обязательных и периодических медицинских осмотров работников.

Действие Порядка распространяется на нанимателей, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе.

Предварительные и периодические медицинские осмотры осуществляются с целью:

определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих поручаемой им работе, обеспечения безопасности труда и предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

выявления лиц с профессиональными заболеваниями или с подозрением на профессиональное заболевание;

распознавания общих (непрофессиональных) заболеваний, при которых дальнейшая работа в контакте с профессиональной вредностью может ухудшить их течение;

назначения индивидуальных лечебно-оздоровительных мероприятий лицам с выявленными заболеваниями или с подозрением на профессиональное заболевание (диспансерное наблюдение, обследование в клинике, лечение амбулаторное, в стационаре, оздоровление в профилактории, санатории, доме отдыха, рациональное трудоустройство и др.);

оценки условий труда и разработки санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию причин, вызывающих профессиональное заболевание;

обеспечения преемственности в оказании лечебно-профилактической помощи работающим путем организации инженерно-врачебных бригад.

Оплата за проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (определение контингентов, врачебные осмотры, лабораторные и инструментальные исследования) производится за счет средств предприятий, организаций, на которых работают лица, подлежащие медицинскому осмотру, согласно действующим прейскурантам цен, утвержденным в установленном законодательством порядке.

Порядок и сроки оплаты за проведение медицинских обследований определяются договором, заключенным между нанимателем и лечебным учреждением, осуществляющим медицинские осмотры.

Предварительные и периодические осмотры работников осуществляются медико-санитарными частями (включая ведомственные учреждения) и территориальными лечебно-профилактическими учреждениями (п.6 Порядка).

Расходы на проведение медосмотров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как расходы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и охраны труда, установленных законодательством (подп.3.9 п.3 Основных положений). Подпунктом 3.19.4 п.3 Основных положений определено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включается оплата времени нахождения работников в медицинских учреждениях на обследовании или осмотре, обязанных проходить такие обследования или осмотр.

Для целей налогового учета расходы на проведение медосмотров учитываются при обложении налогом на прибыль:

- до 1 января 2010 г. в соответствии с подп.42.32 ст.3 Закона № 1330-XII как расходы организации на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и охраны труда, установленных законодательством;

- с 1 января 2010 г. расходы на проведение медосмотров не включены в перечень затрат, не учитываемых при налогообложении по налогу на прибыль.

Согласно подп.2.11 ст.153 НК объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, полученные плательщиками в размере стоимости медицинских услуг на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, оплаченных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя, проводимых в порядке и случаях, устанавливаемых Министерством здравоохранения РБ по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ.

В соответствии с п.6 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115, на суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

Пример 1

Организация перечислила поликлинике за прохождение обязательного периодического медицинского осмотра своих работников сумму в размере 240 000 рублей, в т.ч. НДС 40 000 руб.

 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены затраты на проведение периодического медицинского осмотра
20, 23, 25, 44
и др.
200 000
Отражена сумма НДС за проведение периодического медицинского осмотра
60
40 000
Перечислена поликлинике сумма за проведение периодического медицинского осмотра
60
240 000
Принята к зачету сумма НДС за проведение периодического медицинского осмотра
18-3
40 000

Пример 2

Организация принимает на работу работника, который обязан пройти предварительный медосмотр. Стоимость медосмотра составила 12 000 руб., в т.ч. НДС 2 000 руб. Работник сам уплатил стоимость предварительного медосмотра.

 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены затраты на проведение предварительного медицинского осмотра
20, 23, 25, 44
и др.
10 000
Отражена сумма НДС, выставленная организацией, проводившей предварительный медицинский осмотр
18-3
73
2 000
Работнику выплачена стоимость обязательного предварительного медосмотра
73
12 000
Принята к зачету сумма НДС за проведение предварительного медосмотра
68-2
18-3
2 000

Расходы на вакцинацию работников

Согласно ст.19, 37 Закона РБ от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

осуществлять санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды обитания человека, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, на улучшение условий воспитания и обучения детей, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;

своевременно информировать население, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемическому благополучию населения;

обеспечивать проведение производственного контроля за выполнением в процессе осуществления деятельности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

выполнять постановления и предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;

обеспечивать проведение государственной гигиенической регламентации и регистрации, создавать условия для сохранения и укрепления здоровья работников, обеспечивать их гигиеническое обучение;

приостанавливать производство, применение и (или) реализацию не соответствующей санитарным правилам продукции, в т.ч. продовольственного сырья, пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов и изделий;

соблюдать иные требования санитарно-эпидемиологического законодательства РБ;

обеспечивать реализацию прав граждан Республики Беларусь, предусмотренных ст.13 вышеназванного Закона.

Государственные органы, иные организации, физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, должны своевременно и в полном объеме проводить организационные, инженерно-технические, медицинские, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и другие мероприятия в целях предупреждения возникновения и недопущения распространения заболеваний и отравлений людей.

При угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах Правительством РБ, местными исполнительными и распорядительными органами могут вводиться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения.

Оперативное руководство и координация деятельности организаций и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, по предупреждению возникновения и распространения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей осуществляются комиссиями по чрезвычайным ситуациям, образуемыми Правительством РБ и местными исполнительными и распорядительными органами.

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и лица, контактировавшие с инфекционными больными, подлежат медицинскому наблюдению, а при необходимости - изоляции, госпитализации, лечению и вакцинации.

Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, подлежат лечению. Если эти лица могут быть источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, то они переводятся на другую работу до выздоровления, а при невозможности перевода временно (до выздоровления) отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию.

Перечни профессий и инфекционных заболеваний, при которых бактерионосители представляют опасность для окружающих, определяются Министерством здравоохранения РБ.

В соответствии с пп.2, 3 Инструкции по вакцинопрофилактике гриппа у взрослых и детей, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 01.11.2000 № 48, наряду с защитой всех групп населения основное внимание уделяется профилактике гриппа среди особо нуждающихся категорий. К таким категориям в первую очередь относятся лица из группы высокого риска неблагоприятных последствий заболевания гриппом: взрослые и дети с хроническими заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной системы, нарушениями функции почек или гемоглобинопатией, с иммунодефицитами, в т.ч. ВИЧ-инфицированные и лица, проходящие иммуносупрессивную терапию, дети старше 6 месяцев и подростки на длительной аспиринотерапии, люди старше 65 лет. Еще одной категорией являются группы населения высокого риска заражения гриппом: медицинский персонал, работники сферы бытового обслуживания, торговли и общественного питания, транспорта, учебных заведений, воинские контингенты, учащиеся. В первую очередь вакцинацию следует проводить в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, домах престарелых и других закрытых коллективах, детских дошкольных учреждениях.

Прививки против гриппа в Республике Беларусь должны проводиться ежегодно в предэпидемический по гриппу период: с октября по ноябрь.

Следует помнить, что оплата услуг медицинским учреждениям за проведение вакцинации своих работников производится за счет собственных средств организации.

Пример 3

Организация за счет собственных средств провела вакцинацию против гриппа. Расходы организации по оплате медицинскому учреждению услуг по проведению вакцинации работников составили 240 000 руб., в т.ч. НДС 40 000 руб.

Начисление и выплата заработной платы работникам организации не рассматривается.

 

Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Оплачены услуги по вакцинации против гриппа работающих в организации
60
51
240 000
Отражены расходы по вакцинации работников организации в составе внереализационных расходов (примечание)
60
240 000

 

Примечание. В соответствии со ст.156 НК при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Согласно подп.1.19 ст.163 НК освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от:

- организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), - в пределах 150 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;

- иных организаций и индивидуальных предпринимателей, - в пределах 10 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода.

 

15.06.2010 г.

 

Татьяна Деркачева, аудитор

 

От редакции: С 27 ноября 2010 г. постановление Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151 «Об утверждении Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» на основании постановления Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 20.10.2010 № 145/114/149 утратило силу.

С 23 ноября 2010 г. постановление Минздрава РБ от 01.11.2000 № 48 «О мероприятиях по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» на основании постановления  Минздрава от 01.11.2010 № 138 утратило силу.

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 15 февраля 2011 г. постановление Минздрава РБ от 08.08.2000 № 33 «О Порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» на основании постановления Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 утратило силу.

С 11 марта 2011 г. постановление Белстата от 29.10.2009 № 231 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» и указаний по ее заполнению» на основании постановления Белстата от 24.12.2010 № 272 утратило силу.

С 15 ноября 2011 г. Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70, на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2011 № 96 изложены в новой редакции.

С 1 января 2012 г. постановление Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» на основании постановления Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 утратило силу.

С 3 апреля 2012 г. в перечень лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный Указом Президента РБ от 06.03.2005 № 118, на основании Указа Президента РБ от 27.03.2012 № 149 внесены изменения.

С 19 июля 2012 г. Закон РБ от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» на основании Закона РБ от 07.01.2012 № 340-З утратил силу.