Пособие от 20.11.2012
Автор: Чернюк А.

Учет лекарственных средств в бюджетных организациях здравоохранения


 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Термин «лекарственные средства и изделия медицинского назначения» для целей бухгалтерского учета

В соответствии с Методическими указаниями о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденными Минфином РБ 11.12.1997 № 59 (далее - Методические указания № 59), на субсчете 062 «Медикаменты и перевязочные средства» учитываются медикаменты, компоненты, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, а также вспомогательные и аптекарские материалы в организациях здравоохранения, имеющих свои аптеки.

Имеется также указание о том, что учет перечисленных выше материальных запасов (далее - лекарственные средства) должен вестись в соответствии с инструкциями, издаваемыми министерствами или другими органами государственного управления и согласованными с Министерством финансов РБ (далее - Минфин РБ). В настоящее время такой инструкции в республике нет.

По элементу «Лекарственные средства и изделия медицинского назначения» (код 1 10 03 02) отражаются расходы:

• на приобретение лекарственных средств, бактериологических препаратов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения для организаций здравоохранения и социальной защиты (расходы на приобретение лекарственных средств, аптечек и перевязочных средств и тому подобного для других учреждений относятся к элементу расходов 1 10 03 05 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения»);

• приобретение для медицинских целей минеральных вод, сывороток, вакцин, витаминов, дезинфекционных средств, кислорода и т.п.;

• оплату расходов, связанных с донорством крови, включая питание;

• приобретение крови и кровезаменителей для переливания;

• приобретение кумыса в лечебных учреждениях;

• приобретение материалов для зубного протезирования, протезирования клапанов сердца, внутренних имплантантов, наборов пластин для остеосинтеза костей, наборов транспедикулярных фиксаторов для операций на позвоночнике и других аналогичных материалов;

• пополнение действующих медицинских учреждений и учреждений социальной защиты медицинской техникой, изделиями медицинского назначения (включая медицинскую мебель), предметами ухода за больными, медицинским инструментарием, относящимися к предметам в составе оборотных средств;

• приобретение пленок для рентгеновских снимков, материалов для производства анализов;

• оплату минеральных ванн, грязевых и других лечебных процедур;

• приобретение термобумаги, кассет для медицинского оборудования (ЭКГ, УЗИ и т.п.), медицинских перчаток; расходных материалов для стоматологического лечения, для медицинского инструментария, для стерилизации оборудования (подп.44.3.1 п.44 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2008 № 208).

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что не все материальные ценности, о приобретении которых идет речь в подп.44.3.1 п.44 данной Инструкции, учитываются на субсчете 062 «Медикаменты и перевязочные средства».

Например, драгоценные металлы для протезирования в соответствии с Методическими указаниями № 59 учитываются на субсчете 060 «Материалы для учебных, научных и других целей». Учет драгоценных металлов для протезирования ведется в соответствии с Инструкцией о порядке приема, учета, хранения, использования драгоценных металлов для зубопротезирования, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 14.08.2007 № 72.

Изделия медицинского назначения (включая медицинскую мебель), предметы ухода за больными, медицинский инструментарий относятся к предметам в составе оборотных средств и учитываются на субсчетах 070 «Предметы на складе» и 071 «Предметы в эксплуатации». Порядок учета названных предметов установлен Инструкцией по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина РБ от 01.04.2004 № 63.

Государственная регистрация лекарственных средств

Лекарственные средства могут производиться, реализовываться и применяться на территории Республики Беларусь после государственной регистрации (ст.8 Закона РБ от 20.07.2006 № 161-З «О лекарственных средствах»). Государственной регистрации не подлежат лекарственные средства:

• изготовленные в аптеках;

• предназначенные для использования в качестве выставочных образцов;

• предназначенные для проведения доклинических исследований и клинических испытаний;

• ввезенные на территорию Республики Беларусь физическим лицом для личного применения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2015 г. следует руководствоваться ст.8 Закона 161-З в редакции Закона РБ от 17.11.2014 № 203-З.

 

Государственную регистрацию лекарственных средств осуществляет Министерство здравоохранения РБ (далее - Минздрав РБ). При государственной регистрации лекарственное средство вносится в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь с присвоением ему регистрационного номера (кодового обозначения).

Организацию и проведение работ для государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств и фармацевтических субстанций, а также по техническому обеспечению ведения Государственного реестра лекарственных средств Республики Беларусь и по его ежегодному изданию осуществляет республиканское унитарное предприятие «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении».

Постановлением Совета Министров РБ от 02.09.2008 № 1269 утверждены Положение о государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств и фармацевтических субстанций и Положение о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2015 г. следует руководствоваться Положением о порядке и условиях государственной регистрации (подтверждения государственной регистрации) лекарственных средств и фармацевтических субстанций, внесения изменений в регистрационное досье, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2015 № 254.

 

Постановлением Минздрава РБ от 08.05.2009 № 52 определены требования к документам на лекарственные средства, фармацевтические субстанции, заявляемые на государственную регистрацию (перерегистрацию), и документам, представляемым для внесения изменений в регистрационное досье на лекарственное средство (фармацевтическую субстанцию), ранее зарегистрированное в Республике Беларусь.

Постановлением Минздрава РБ от 15.04.2009 № 41 определены требования к документам на изделия медицинского назначения и медицинскую технику, заявляемые на государственную регистрацию (перерегистрацию), и документам, представляемым для внесения изменений в регистрационное досье ранее зарегистрированных изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Порядок хранения лекарственных средств

К нормативным правовым документам, регламентирующим порядок хранения лекарственных средств, относятся следующие.

1. Положение о порядке хранения, транспортировки, изъятия из обращения, возврата производителю или поставщику, уничтожения лекарственных средств, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.12.2009 № 1677.

2. Приказ Минздрава РБ от 19.05.1998 № 149 «Об утверждении Инструкции по организации хранения на аптечных складах, в аптечных учреждениях и предприятиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения» (далее - приказ № 149).

Приказом № 149 утверждены:

Инструкция по организации хранения на аптечных складах, в аптечных учреждениях и предприятиях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

Инструкция о порядке хранения и обращения на аптечных складах, в аптечных учреждениях и предприятиях с лекарственными средствами и медицинскими изделиями, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами;

Перечень огнеопасных и взрывоопасных веществ.

Все лекарственные средства в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды делятся на требующие защиты от света; требующие защиты от воздействия влаги; требующие защиты от улетучивания и высыхания; требующие защиты от воздействия повышенной температуры; требующие защиты от пониженной температуры; требующие защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде; пахучие, красящие средства; дезинфицирующие средства; лекарственные средства и медицинские изделия, обладающие огнеопасными и взрывоопасными свойствами. Инструкциями, утвержденными приказом № 149, установлены требования, предъявляемые к хранению каждой из названных выше групп.

3. Инструкция о требованиях к технической укрепленности и оснащению техническими системами охраны помещений, предназначенных для хранения наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная постановлением МВД РБ и Минздрава РБ от 04.04.2005 № 105/9.

 

Справочно

К наркотическим средствам, психотропным веществам относятся вещества природного или синтетического происхождения, включенные в республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (приложение к постановлению Минздрава РБ от 28.05.2003 № 26; далее - Республиканский перечень).

К прекурсорам наркотических средств, психотропных веществ относятся химические вещества, включенные в Республиканский перечень, используемые при изготовлении, производстве и переработке наркотических средств, психотропных веществ (абзацы 9 и 17 ст.1 Закона РБ от 13.07.2012 № 408-З «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах»; далее - Закон № 408-З).

Республиканский перечень устанавливается Минздравом РБ по согласованию с Министерством внутренних дел РБ (часть вторая ст.3 Закона № 408-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2015 г. постановлением Минздрава РБ от 11.02.2015 № 19 установлен новый республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь.

 

4. Инструкция о порядке приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.12.2004 № 51 (далее - Инструкция № 51).

Приказом руководителя организации утверждается перечень лиц, которые по должностным обязанностям могут быть допущены к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, и определяется лицо, ответственное за их сохранность (п.2 Инструкции № 51).

Хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в сейфах (металлических шкафах), прикрепленных к стене или полу. Хранение термолабильных психотропных веществ осуществляется в холодильниках или холодильных шкафах (пп.10, 11 Инструкции № 51).

Наркотические средства и психотропные вещества, пришедшие в негодность, хранятся отдельно (часть первая п.17 Инструкции № 51).

В рабочее время сейфы и металлические шкафы должны быть закрыты на замок. Ключи от помещений, сейфов и металлических шкафов должны находиться у ответственных работников (п.15 Инструкции № 51). По окончании рабочего дня помещения, а также сейфы (металлические шкафы) и холодильник опечатываются или пломбируются, а ключи от них, печать или пломбир хранятся в месте, обеспечивающем их сохранность (часть первая п.16 Инструкции № 51).

На постах медицинских сестер отделений больниц на ночь ключи от сейфов (металлических шкафов) передаются дежурной медицинской сестре, о чем делается соответствующая запись в журнале передачи ключей, печатей или пломбиров и содержимого сейфа (металлического шкафа, холодильника). Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем и заверен печатью организации (часть вторая п.16 Инструкции № 51).

Наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры подлежат государственному контролю в Республике Беларусь и в зависимости от применяемых к ним мер государственного контроля вносятся в определенные списки и таблицы Республиканского перечня (часть первая ст.3 Закона № 408-З).

Юридическими лицами в медицинских целях приобретаются, реализуются, отпускаются (распределяются) в организации здравоохранения, их структурные подразделения в порядке, установленном Минздравом РБ, наркотические средства, включенные в список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту Республиканского перечня (далее - список 2), психотропные вещества, включенные в список 2, и список опасных психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту Республиканского перечня (далее - список 3) (часть первая ст.18 Закона № 408-З).

5. Перечень лекарственных средств списка «А», Правила хранения лекарственных средств списка «А», утвержденные постановлением Минздрава РБ от 24.06.2005 № 16 (далее - список «А», Правила № 16).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2015 г. взамен списка «А» действует перечень лекарственных средств, относящихся к списку «А», утвержденный постановлением Минздрава РБ от 17.04.2015 № 42.

 

Юридическим лицами хранение готовых лекарственных средств списка «А» осуществляется в сейфах или металлических шкафах, прикрепленных к стене или полу; термолабильных лекарственных средств списка «А» - изолированно в холодильнике или в холодильном шкафу на отдельной полке (п.2 Правил № 16).

Разрешается хранение их в помещениях, оборудованных так же, как для хранения наркотических средств и психотропных веществ. Лекарственные средства, пришедшие в негодность, хранятся отдельно (пп.6 и 11 Правил № 16).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, хранят только готовые лекарственные средства списка «А» в заводской или аптечной упаковке. В местах хранения лекарственных средств списка «А» должны находиться таблицы противоядий при отравлениях ими (п.5 Правил № 16).

6. Инструкция о правилах и методах обезвреживания отходов лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 22.11.2002 № 81.

Данная Инструкция распространяется на отходы, образовавшиеся в результате уничтожения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Источники поступления лекарственных средств

В организации здравоохранения поступают лекарственные средства как импортного, так и отечественного производства.

Лекарственные средства отечественного производства организациями здравоохранения закупаются частично у отечественных производителей напрямую (в основном это инфузионные растворы, антибиотики) и у торгово-производственных республиканских унитарных предприятий «Фармация» (далее - предприятия «Фармация).

Лекарственные средства зарубежного производства закупаются:

• Минздравом РБ за счет централизованных средств республиканского бюджета с последующим отпуском в организации здравоохранения;

• предприятиями «Фармация» за счет собственных оборотных средств (при их недостатке - за счет кредитных ресурсов) с последующей реализацией организациям здравоохранения.

Министерство здравоохранения РБ и предприятия «Фармация» закупают лекарственные средства по результатам централизованных процедур государственных закупок.

Вышеуказанная информация сообщена постановлением коллегии Минздрава РБ от 25.03.2011 № 4.2 «О состоянии лекарственного обеспечения государственных организаций здравоохранения республики».

Поставляют лекарственные средства также аптеки, осуществляющие розничную реализацию лекарственных средств (аптеки готовых лекарственных форм) или розничную реализацию и аптечное изготовление лекарственных средств (производственные аптеки), аптечные склады и другие организации.

Больницы приобретают наркотические средства и психотропные вещества на аптечных складах, в аптеках готовых лекарственных форм и производственных аптеках в виде готовых и изготовленных лекарственных средств и изделий медицинского назначения; поликлиники - в аптеках готовых лекарственных форм и производственных аптеках, к которым они прикрепляются на лекарственное обеспечение. Станции скорой и неотложной медицинской помощи приобретают наркотические средства и психотропные вещества в ампулах (флаконах) на аптечных складах в виде готовых лекарственных средств (пп.39, 60 и 74 Инструкции № 51).

Бюджетные организации здравоохранения приобретают лекарственные средства в соответствии с утвержденными сметами за счет бюджетных средств, за счет доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно Положению о порядке оборота изъятых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2002 № 1827, организации здравоохранения могут получать наркотические средства и психотропные вещества, изъятые из оборота и обращенные по решению суда в доход государства. Материалы суда об обращении их в доход государства передаются в комиссии по работе с имуществом, обращенным в доход государства, при местных исполнительных и распорядительных органах, которые принимают решения о реализации наркотических средств и психотропных веществ или ином их использовании. Решение названной комиссии о передаче организациям здравоохранения может быть принято только в отношении наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке и разрешенных к медицинскому применению в Республике Беларусь, по согласованию с управлениями здравоохранения областных исполнительных комитетов, комитетом по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета. Сказанное касается наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки 2 и 3 Республиканского перечня.

Лекарственные средства могут быть получены в качестве безвозмездной помощи. Безвозмездная помощь подразделяется на помощь, поступающую от иностранных источников, и помощь, поступающую от источников в Республике Беларусь.

 

Справочно

Более подробная информация о безвозмездной помощи - в статье А.Чернюк «Безвозмездная помощь: оформление, использование, учет».

Оценка лекарственных средств

Порядок оценки активов (включая лекарственные средства) при принятии их на бухгалтерский учет установлен ст.11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Учетная оценка активов и обязательств регулируется ст.12 данного Закона.

 

Стоимость активов, приобретенных за иностранную валюту, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ на дату принятия активов на бухгалтерский учет (часть третья ст.11 Закона № 3321-XII).

Организация исходя из специфики осуществляемой ею деятельности и условий заключенных внешнеторговых договоров самостоятельно определяет дату принятия активов к бухгалтерскому учету. Порядок ее определения должен быть закреплен в учетной политике организации.

Датой принятия активов на бухгалтерский учет может являться:

• дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (ТТН-1, CMR-накладной, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи, приходном ордере и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 сентября 2016 г. постановлением Минфина РБ от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения;

 

• дата помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;

• дата принятия активов к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом организации;

• дата принятия активов к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату их услуг производит организация - получатель активов (разъяснение Минфина РБ от 12.03.2011 № 15-1-6/131 «Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету»).

Стоимость активов, приобретенных за плату, определяется путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением (часть пятая ст.11 Закона № 3321-XII). В стоимость активов, приобретенных за счет бюджетных средств, включается НДС на основании документов поставщиков.

Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться одним из следующих способов:

• путем суммирования стоимости активов на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением;

• на основании заключения об оценке активов, проведенной юридическим лицом (или индивидуальным предпринимателем), осуществляющим оценочную деятельность;

• на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом их индивидуальных особенностей (часть шестая ст.11 Закона № 3321-XII).

Стоимость активов, изготовленных (созданных) самой организацией, определяется по стоимости их изготовления (создания) (часть седьмая ст.11 Закона № 3321-XII).

Применение других методов оценки активов допускается в случаях, предусмотренных иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности.

В бюджетных организациях имеются следующие особенности формирования стоимости приобретаемых за плату материальных запасов, учитываемых на счете 06 «Материалы и продукты питания» (включая лекарственные средства).

Активы, при ввозе которых предоставлялись льготы по налогам и таможенным платежам, в бухгалтерском учете приходуются с учетом предоставленных льгот (Порядок отражения в бухгалтерском учете средств, высвободившихся в результате получения льгот по налогам и таможенным платежам учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденный приказом Минфина РБ от 07.05.1999 № 112).

Если при приобретении материальных запасов предоставляется торговая скидка, на сумму этой скидки уменьшаются фактические расходы по соответствующему элементу расходов. Материальные запасы в этом случае учитываются в синтетическом и аналитическом учете и отражаются в балансе по ценам приобретения без вычета торговой скидки (часть вторая п.6 Методических указаний № 59).

Затраты по найму транспорта при приобретении медикаментов и перевязочных средств не относятся на увеличение их стоимости, а включаются в состав фактических расходов по подстатье 1 10 05 00 «Оплата транспортных услуг» (часть первая п.6 Методических указаний № 59).

В стоимость материальных запасов (включая лекарственные средства) не включается стоимость тары (упаковки), не подлежащей возврату (обмену), а относится на фактические расходы организации по элементу 1 10 03 05 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» при оприходовании материальных запасов (см. Методические указания № 59).

Стоимость израсходованных материальных запасов определяется по ценам их приобретения или по средним ценам, если они приобретались по разным ценам (часть первая п.8 Методических указаний № 59).

Необходимо обратить внимание на то, что возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, коробки, мешки, банки стеклянные, бутылки и т.п.), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями, учитывается на субсчете 066 «Тара», приведенном в Методических указаниях № 59. Бой стеклянной посуды в пределах установленных норм списывается по акту на расходы организации, свыше установленных норм - относится на виновных лиц и взыскивается в установленном законодательством порядке. Возвратная или обменная тара учитывается по ценам, указанным в счетах поставщиков. При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится на увеличение или восстановление фактических расходов по категории «Текущие расходы», статье «Закупки товаров и оплата услуг», подстатье «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов», элементу «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» (код 1 10 03 05) (часть третья п.8 Методических указаний № 59).

Имеются особенности в порядке оценки лекарственных средств, получаемых организациями здравоохранения со склада торгово-производственного республиканского унитарного предприятия «Белфармация» (далее - УП «Белфармация») согласно разнарядкам Минздрава РБ, которые определены письмом Минздрава РБ от 28.06.2002 № 05-9/3762 «Об отражении расчетов за медикаменты, закупаемые в централизованном порядке».

Особенности заключаются в том, что УП «Белфармация» производит закупку лекарственных средств в централизованном порядке за счет средств республиканского бюджета в основном с отсрочкой платежа на значительно большие сроки (2-3 месяца и более). В такой ситуации в момент отгрузки лекарственных средств организациям здравоохранения сложно определить их полную (фактическую) стоимость. Поэтому названным выше письмом установлено, что при отгрузке лекарственных средств в товарно-транспортной накладной указываются контрактные цены с учетом таможенных расходов, по которым организации здравоохранения ставят на учет поступившие лекарственные средства.

После расчетов с поставщиком по контракту за поставленные ранее лекарственные средства УП «Белфармация» определяет полную (фактическую) их стоимость, сложившуюся из всех видов расходов на момент оплаты, выписывает авизо и направляет их организациям здравоохранения, получившим лекарственные средства. В авизо отражается стоимость лекарственных средств, указанная в товарно-транспортной накладной, и дополнительная стоимость (разница между полной (фактической) стоимостью и стоимостью, указанной в товарно-транспортной накладной).

Организации здравоохранения (больницы) обязаны в течение 3 дней подтвердить получение авизо. Если на день получения авизо лекарственные средства, полученные в централизованном порядке, имелись в аптеке больницы, то на дополнительную стоимость увеличивается их учетная стоимость (дебет субсчета 062 «Медикаменты и перевязочные средства»). Если лекарственные средства использованы на лечение больных в полном объеме в течение текущего года, дополнительная стоимость относится на фактические расходы (дебет субсчета 200 «Расходы по бюджету») по элементу 1 10 03 02 «Лекарственные средства и изделия медицинского назначения». Если лекарственные средства использованы на лечение больных в полном объеме в прошлом году, дополнительная стоимость относится на уменьшение бюджетного финансирования (дебет субсчета 140 «Расчеты по финансированию из бюджета» или 230 «Финансирование из бюджета»).

Документальное оформление операций по поступлению лекарственных средств

Порядок документального оформления и учета лекарственных средств зависит от наличия в качестве структурного подразделения организации здравоохранения аптеки. Аптеки могут иметь организации здравоохранения (больницы), оказывающие стационарную медицинскую помощь.

 

Справочно

Аптеки подразделяются на 5 категорий (п.3 Надлежащей аптечной практики, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 27.12.2006 № 120 (далее - постановление № 120, Надлежащая аптечная практика № 120)).

Больничная аптека первой категории осуществляет аптечное изготовление лекарственных средств и отпуск лекарственных средств организациям здравоохранения и (или) их структурным подразделениям (включая аптечное изготовление и отпуск наркотических средств и психотропных веществ).

Больничная аптека второй категории осуществляет отпуск лекарственных средств организациям здравоохранения и (или) их структурным подразделениям (включая отпуск наркотических средств и психотропных веществ).

 

При наличии в больнице аптеки лекарственные средства поступают в аптеку, откуда отпускаются в отделения и кабинеты. Старшая медицинская сестра отделения производит отпуск лекарственных средств процедурным (дежурным) медицинским сестрам.

В больнице, не имеющей аптеки, а также в поликлинике главная (старшая) медсестра получает лекарственные средства от поставщиков для всей организации, а затем выдает их в отделения (кабинеты).

Если при приемке лекарственных средств установлены количественные (недостачи или излишки) и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщиков, лекарственные средства приходуются организацией на основании акта приемки по количеству и качеству (п.39 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290). Перечень сведений, которые должны быть отражены в акте, содержится в п.40, а в п.44 названного Положения предусмотрены документы, которые прилагаются к акту.

При отсутствии расхождений лекарственные средства приходуются по документам поставщиков (товарно-транспортным накладным, товарным накладным).

Имеются особенности документального оформления приобретения наркотических средств и психотропных веществ.

Больницы (независимо от наличия у них аптек), поликлиники, станции скорой и неотложной медицинской помощи делают расчет годовой потребности наркотических средств и психотропных веществ, а приобретают их в объемах месячной потребности (часть первая п.27, пп.60 и 74 Инструкции № 51). Методика расчета месячной потребности определена частью второй п.27 Инструкции № 51.

На основании расчета годовой потребности составляется годовая заявка на наркотические средства и психотропные вещества в 3 экземплярах, которая подписывается руководителем и заверяется печатью организации (больницы, поликлиники). Больница, станция скорой и неотложной медицинской помощи 2 экземпляра заявки направляет в орган управления здравоохранения и предприятия «Фармация» по месту нахождения больницы (станции скорой и неотложной медицинской помощи), третий - остается в больнице (станции скорой и неотложной медицинской помощи) (п.41, часть первая п.62, п.75 Инструкции № 51). Поликлиника 2 экземпляра заявки направляет в орган управления здравоохранения и в аптеку готовых лекарственных форм или производственную аптеку, к которым она прикреплена на лекарственное обеспечение, третий - остается в поликлинике (часть вторая п.62 Инструкции № 51).

Наркотические средства и психотропные вещества, как и другие лекарственные средства, приходуются на основании товарно-транспортных накладных, выписываемых поставщиками. Основание для выписки поставщиками товарно-транспортных накладных - требование на получение наркотических средств (психотропных веществ) (далее - требование) согласно приложению 1 к Инструкции № 51, оформляемое покупателем (п.3 Инструкции № 51). Требование составляется в 2 экземплярах и подписывается руководителем организации или уполномоченным им работником. Первый экземпляр требования направляется продавцу наркотических средств и психотропных веществ (аптечному складу), а второй экземпляр остается у покупателя. Требования хранятся у покупателя в течение 3 лет; на психотропные вещества - в течение 1 года (п.4 Инструкции № 51).

Приемку наркотических средств и психотропных веществ, поступивших в аптеку (включая больничную аптеку), осуществляет комиссия, состав которой определяется руководителем. Комиссия проверяет соответствие количества поступивших наркотических средств и психотропных веществ сопроводительным документам, целостность вторичной упаковки. При обнаружении недостачи, излишков, боя, нарушения целостности упаковки и маркировки наркотических средств и психотропных веществ комиссия составляет акт, который подписывается членами комиссии, производившими их приемку (форма акта Инструкцией № 51 не утверждена) (п.28 Инструкции № 51).

Отпуск наркотических средств и психотропных веществ аптекой отделениям производится в размере текущей потребности в них. В соответствии с Инструкцией № 51 запас в отделениях (в помещениях старших медицинских сестер) не должен превышать: для наркотических средств - 5 суток; для психотропных веществ - 7 суток. Для оказания больным скорой медицинской помощи в вечернее и ночное время приказом руководителя разрешается создавать в кабинете старшей медицинской сестры одного из отделений больницы резервный 10-дневный запас наркотических средств и психотропных веществ. Резервный 10-дневный запас из указанного отделения больницы используется по разрешению ответственного дежурного врача (ответственного работника) во всех отделениях больницы (части первая-третья п.43 Инструкции № 51).

На постах медицинских сестер и в процедурных кабинетах отделений больницы запас наркотических средств и психотропных веществ не должен превышать 3-суточной потребности (п.44 Инструкции № 51).

Документальное оформление операций по расходу лекарственных средств

Порядок утверждения и составления первичных документов по отпуску лекарственных средств в отделения, кабинеты (как и других первичных документов) регулируется:

Указом Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее - Указ № 114);

постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов», которым утвержден обязательный к применению перечень первичных документов с указанием государственных органов, которые должны утвердить формы этих первичных документов. В настоящее время все формы, предусмотренные в перечне, утверждены соответствующими государственными органами.

К числу обязательных для применения форм при приемке и оприходовании лекарственных средств относятся товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2).

Другие первичные учетные документы (за исключением форм, утвержденных названным выше постановлением) могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно (приказом руководителя).

Можно также применять формы, установленные республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином РБ (эти формы носят рекомендательный, а не обязательный характер) (подп.1.3 п.1 Указа № 114).

Формы документов, разработанные и утвержденные организацией самостоятельно, согласовывать с Минфином РБ не требуется.

Определен перечень обязательных сведений (реквизитов), которые должны содержаться в первичном учетном документе (независимо от того, кто его утверждает), если иное не установлено Президентом РБ:

• наименование документа, дата его составления;

• наименование организации, фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя;

• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);

• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения (реквизиты), но они не являются обязательными (подп.1.4 п.1 Указа № 114).

Не является нарушением порядка составления (оформления) первичных учетных документов, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, неуказание (недостоверность) в них любых сведений, за исключением обязательных сведений, названных выше (подп.1.5 п.1 Указа № 114).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. Указ № 114 на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 утратил силу. Требования к первичным учетным документам определены ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

 

При формировании учетной политики организациям следует обратить внимание на то, что в настоящее время имеются рекомендации Минздрава РБ по порядку списания отдельных видов лекарственных средств, пришедших в негодность.

Так, наркотические средства и психотропные вещества, пришедшие в негодность, хранятся отдельно и списываются при проведении инвентаризации по акту на списание наркотических средств и психотропных веществ по форме согласно приложению 4 к Инструкции № 51, составляемому в 3 экземплярах, и подлежат уничтожению в присутствии представителей территориальных органов внутренних дел в соответствии с инструкцией о порядке их уничтожения, утверждаемой руководителем (пп.17, 18 Инструкции № 51).

Лекарственные средства списка «А», пришедшие в негодность, также хранятся отдельно, а списание их производится при проведении инвентаризации по акту на списание лекарственных средств списка «А» по форме согласно приложению 2 к Правилам № 16, составляемому в 2 экземплярах (п.11 Правил № 16).

Кроме того, имеются рекомендации Минздрава РБ по оформлению отпуска лекарственных средств аптеками организациям здравоохранения и (или) структурным подразделениям. Реализация и (или) отпуск лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также товаров аптечного ассортимента организациям здравоохранения и (или) структурным подразделениям осуществляется на основании требований (заявок), в которых отражаются следующие сведения:

• наименование отделения (структурного подразделения) организации здравоохранения;

• торговое наименование лекарственного средства или его международное непатентованное наименование, название изделия медицинского назначения или товара аптечного ассортимента;

• единица измерения (флаконы, упаковки, ампулы и т.д.);

• требуемое количество (указывается цифрой);

• отпущенное количество (указывается цифрой) - заполняется работником аптеки;

• цена за единицу измерения и сумма (в рублях) - заполняется работником аптеки.

Требование (заявка) утверждается руководителем отделения (структурного подразделения) организации здравоохранения, подписывается лицом, отпустившим лекарственные средства, изделия медицинского назначения или товары аптечного ассортимента, и лицом, их получившим (п.43 Надлежащей аптечной практики № 120).

Предметно-количественный учет наркотических средств и психотропных веществ

Перечень лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ и этилового спирта, подлежащих предметно-количественному учету, приведен в приложении 5 к постановлению № 120.

Предметно-количественный учет наркотических средств и психотропных веществ, включенных в списки 2 и 3, ведется в соответствии с Инструкцией № 51.

Факт приобретения, отпуска и (или) использования наркотических средств и психотропных веществ отражается в журналах предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ (формы журналов - приложения к Инструкции № 51). В журнале предметно-количественного учета на каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку наркотического средства и психотропного вещества заводится отдельная страница. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем и заверен печатью организации (п.5 Инструкции № 51). Учет наркотических средств и психотропных веществ для инъекций ведется в ампулах (флаконах), для перорального применения - в заводских упаковках. Учет наркотических средств (психотропных веществ) в порошках ведется в граммах (примечание приложения 8 к Инструкции № 51).

Записи в журналах предметно-количественного учета подтверждаются подписями лиц, осуществивших отпуск лекарственных средств и их получение.

Предметно-количественный учет в аптеке

В больничной аптеке (как и в аптеках готовых лекарственных форм, производственных аптеках) предметно-количественный учет наркотических средств и психотропных веществ ведется в журнале предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ в аптеках по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 51. Ежемесячно материально ответственное лицо аптеки проводит сверку фактического наличия наркотических средств и психотропных веществ с данными предметно-количественного учета (п.37 Инструкции № 51).

Наркотические средства и психотропные вещества отпускаются отделениям из аптеки в виде готовых лекарственных средств и в виде изготовленных лекарственных средств (п.32 Инструкции № 51).

В п.38 Инструкции № 51 определены особенности оформления инвентаризации в аптеке больничной организации и в производственной аптеке наркотических средств и психотропных веществ в виде фармацевтических субстанций. Кроме сличительной ведомости и инвентаризационной описи фактические остатки наркотических средств и психотропных веществ в виде фармацевтических субстанций отмечаются в журнале предметно-количественного учета в аптеках цифрами и прописью, подписываются материально ответственным лицом с указанием его должности и даты проведения инвентаризации и руководителем аптеки. Если фактические остатки с учетом утвержденных норм естественной убыли не соответствуют данным журнала предметно-количественного учета, материально ответственное лицо обязано в течение суток известить руководителя, который в 3-дневный срок должен провести служебное расследование.

Предметно-количественный учет в отделениях больниц

Назначение наркотических средств и психотропных веществ в больницах оформляется лечащим (дежурным) врачом записями в истории болезни, а также в листе назначений наркотических средств (психотропных веществ) по форме согласно приложению 11 к Инструкции № 51 (п.48 Инструкции № 51).

В больнице создается постоянно действующая комиссия, назначенная приказом руководителя, которая ежемесячно производит проверку целесообразности назначения врачами наркотических средств и психотропных веществ, соответствия записей в историях болезни записям в журналах предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ в отделениях, состояния их хранения. Результаты проверки оформляются документом проверки в 1 экземпляре (п.59 Инструкции № 51).

Старшая медицинская сестра отделения выдает наркотические средства и психотропные вещества процедурным (дежурным) медицинским сестрам отделений (часть первая п.46 Инструкции № 51). Она ведет предметно-количественный учет в журнале предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) по форме согласно приложению 8 к Инструкции № 51 (часть вторая п.45 Инструкции № 51).

Процедурные (дежурные) медицинские сестры отделений ведут предметно-количественный учет в журнале предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) по форме согласно приложению 9 к Инструкции № 51.

Старшая медицинская сестра отделения больницы, в котором проводятся операции (отделение анестезиологии и реанимации), выдает наркотические средства и психотропные вещества дежурной медицинской сестре - анестезисту (часть первая п.46 Инструкции № 51). Дежурная медицинская сестра - анестезист ведет предметно-количественный учет в журнале предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) по форме согласно приложению 10 к Инструкции № 51 (часть третья п.45 Инструкции № 51). Она выдает наркотические средства и психотропные вещества операционным медицинским сестрам - анестезистам на операцию. Не использованные во время операции ампулы (флаконы) наркотических средств и психотропных веществ возвращаются операционными медицинскими сестрами - анестезистами дежурной медицинской сестре - анестезисту с последующей регистрацией в журнале предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) дежурной медицинской сестрой - анестезистом отделения анестезиологии и реанимации (часть вторая п.47 Инструкции № 51).

При проведении операций назначение вводимых наркотических средств и психотропных веществ регистрируется в истории болезни с указанием времени и способа их введения, дозировки и их количества. После завершения операции в истории болезни производится итоговый подсчет использованных наркотических средств и психотропных веществ, который заверяется подписью врача-анестезиолога-реаниматолога и медицинской сестры - анестезиста (п.52 Инструкции № 51). При использовании неполного объема ампулы или флакона остатки разбавляются водой в соотношении 1:100 и уничтожаются, о чем делается запись в истории болезни за подписями врача и медицинской сестры (медицинской сестры - анестезиста), а в выходные и праздничные дни - дежурного врача и дежурной медицинской сестры с указанием количества и способа уничтожения (п.53 Инструкции № 51).

Предметно-количественный учет в поликлинике

Предметно-количественный учет в поликлинике ведется в журнале предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ главной медицинской сестрой поликлиники по форме согласно приложению 16 к Инструкции № 51 (п.64 Инструкции № 51).

В процедурном кабинете поликлиники предметно-количественный учет ведется в журнале предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ в процедурном кабинете поликлиники по форме согласно приложению 17 к Инструкции № 51 (п.65 Инструкции № 51).

Отпуск главной медицинской сестрой наркотических средств и психотропных веществ участковым и процедурным медицинским сестрам, а также введение их больному на дому или в процедурном кабинете производится только на основании письменного назначения врача, заверенного его подписью и личной печатью, а также подписью и личной печатью заведующего отделением поликлиники. Назначенное лечение отражается в амбулаторной карте больного. Письменное назначение врача хранится у главной медицинской сестры поликлиники вместе с журналом предметно-количественного учета (п.66 Инструкции № 51).

В случае смерти больных количество сданных неиспользованных наркотических средств и психотропных веществ с указанием их наименования, лекарственной формы (ампулы, таблетки, порошки, пластыри и др.) регистрируется в журнале учета неиспользованных наркотических средств (психотропных веществ) от умерших больных у главной медицинской сестры поликлиники по форме согласно приложению 19 к Инструкции № 51 (часть первая п.71 Инструкции № 51).

Раз в месяц в фиксированный день производится уничтожение не использованных больными наркотических средств и психотропных веществ с составлением акта на уничтожение не использованных больными наркотических средств и психотропных веществ в поликлинике по форме согласно приложению 20 к Инструкции № 51. Уничтожение производится в присутствии представителей территориальных органов внутренних дел в соответствии с инструкцией о порядке уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, утверждаемой руководителем (п.72 Инструкции № 51).

В поликлинике создается постоянно действующая комиссия, назначенная приказом руководителя, которая ежемесячно производит проверку целесообразности назначения врачами наркотических средств и психотропных веществ, соответствия записей в амбулаторных картах записям в журнале предметно-количественного учета главной медицинской сестры поликлиники, состояния их хранения. Результаты проверки оформляются документом проверки в 1 экземпляре (п.73 Инструкции № 51).

Предметно-количественный учет других лекарственных средств

Другие лекарственные средства (независимо от их стоимости) подлежат предметно-количественному учету в организациях здравоохранения, финансируемых из бюджета, и в других организациях здравоохранения по решению ее руководителя каждым материально ответственным лицом (подстрочное примечание приложения 5 к постановлению № 120).

Лекарственные средства списка «А» в виде фармацевтических субстанций, находящиеся на хранении, подлежат предметно-количественному учету в журнале предметно-количественного учета лекарственных средств списка «А» в виде фармацевтических субстанций по форме согласно приложению 1 к Правилам № 16. Данный журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем организации и заверен печатью. На каждое наименование лекарственного средства в журнале заводится отдельная страница (п.9 Правил № 16).

При проведении инвентаризации в журнале цифрами и прописью отмечаются фактические остатки лекарственных средств списка «А» в виде фармацевтических субстанций, ставится дата проведения инвентаризации, что должно быть подтверждено подписями работника, с которым заключен договор о полной материальной ответственности (с указанием его должности), а также руководителя организации (п.10 Правил № 16).

Учет использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ

В больнице использованные ампулы (флаконы) из-под наркотических средств и психотропных веществ ежедневно (за исключением выходных и праздничных дней) сдаются старшей медицинской сестре отделения. Факт их сдачи отражается в журнале учета использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ в отделении больницы по форме согласно приложению 12 к Инструкции № 51 (п.54 Инструкции № 51).

Старшие медицинские сестры отделений ежедневно (за исключением выходных и праздничных дней) сдают использованные ампулы (флаконы) главной медицинской сестре больницы и представляют отчет о сдаче использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ по форме согласно приложению 13 к Инструкции № 51 (п.55 Инструкции № 51).

Главная медицинская сестра больницы принимает использованные ампулы (флаконы), сверяя сдаваемое количество с данными отчета, о чем делается запись в журнале учета использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ главной медицинской сестрой больницы по форме согласно приложению 14 к Инструкции № 51 (п.56 Инструкции № 51).

Использованные ампулы (флаконы) уничтожаются с периодичностью не реже чем 1 раз в 10 дней комиссией, состав которой утверждается руководителем. Уничтожение производится в соответствии с инструкцией о порядке уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, утверждаемой руководителем, с составлением акта на уничтожение использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ по форме согласно приложению 15 к Инструкции № 51 (п.57 Инструкции № 51).

В поликлинике использованные ампулы (флаконы) из-под наркотических средств и психотропных веществ должны быть возвращены главной медицинской сестре поликлиники. Она ведет их учет в журнале учета использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ главной медицинской сестрой поликлиники по форме согласно приложению 18 к Инструкции № 51 (п.68 Инструкции № 51). Использованные ампулы (флаконы) уничтожаются в таком же порядке, как и в больнице (п.69 Инструкции № 51).

Обобщение информации о движении лекарственных средств материально ответственными лицами

С 30 августа 2011 г. утратило силу постановление Минздрава РБ от 29.06.2004 № 27 (далее - постановление № 27), которым были утверждены некоторые формы первичной учетной документации для бюджетных организаций здравоохранения.

В соответствии с постановлением № 27 материально ответственные лица ежемесячно представляли в бухгалтерию следующую информацию по движению лекарственных средств:

1) руководитель аптеки или ее ответственный работник, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, - отчет аптеки о приходе и расходе материальных ценностей в денежном (суммовом) выражении формы 1-МЗ (далее - отчет аптеки);

2) главная (старшая) медицинская сестра организации, не имеющей аптеки (больницы, поликлиники), а также каждого структурного подразделения (отделения, кабинета) больницы, имеющей аптеку, - отчет о движении лекарственных, перевязочных и дезинфицирующих средств формы 2-МЗ (далее - отчет главной (старшей) медсестры).

В настоящее время со стороны Минздрава РБ нет разъяснений по обобщению материально ответственными лицами информации о движении лекарственных средств. Поэтому бухгалтериям организаций следует самостоятельно разработать такие рекомендации и закрепить их в учетной политике.

По мнению автора, принципы обобщения информации о движении лекарственных средств, предусмотренные постановлением № 27, вполне могут быть использованы при формировании учетной политики в настоящее время, что подтверждается на практике.

Отчет аптеки

В аптеке, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника, может вводиться коллективная ответственность (п.1 Положения о коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденного постановлением Минтруда РБ от 14.04.2000 № 54).

В отчете аптеки в разрезе установленных в организации групп материальных запасов (лекарственных средств) и в целом по аптеке отражается стоимость остатка лекарственных средств на начало и конец месяца, поступивших, израсходованных (отпущенных отделениям (кабинетам) и списанных по актам) за месяц. Отчет составляется в 2 экземплярах, подписывается заведующим аптекой, утверждается руководителем организации. Первый экземпляр представляется в бухгалтерию, второй - остается в аптеке.

Проверенный в бухгалтерии отчет аптеки служит основанием для списания материальных запасов в расход. Причем отпуск материальных запасов (кроме вспомогательных материалов) из аптеки отделениям (кабинетам) на основании отчета аптеки отражается в бухгалтерском учете как внутреннее перемещение (с подотчета заведующего аптекой ставится в подотчет материально ответственных лиц отделений (кабинетов)). Стоимость отпущенных вспомогательных материалов из аптеки отделениям (кабинетам) на основании отчета аптеки относится на расходы организации, а стоимость списанных лекарственных средств по актам и другим документам - на расходы организации или за счет виновников недостач, выявленных при инвентаризации. К вспомогательным материалам относятся бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные мешочки и коробки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, этикетки, резиновые обхваты, смола и др.

До 10 ноября 2006 г. в республике действовала Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747, согласованная с Минфином СССР (примечание). Данной Инструкцией было предусмотрено списание вспомогательных материалов на расходы организации общей суммой по мере поступления их в аптеку. Отпуск вспомогательных материалов из аптеки не нужно было оформлять документально. По мнению автора, такой вариант списания вспомогательных материалов можно предусмотреть в учетной политике и в настоящее время.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов (включая лекарственные средства) с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Законом № 3321-XII и Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.

Стоимость недостачи активов и (или) их порчи в пределах норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя организации на увеличение расходов. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостача активов сверх норм убыли относится на виновных лиц, а при их отсутствии - на расходы организации (абзацы 3, 4 части четвертой и часть пятая ст.12 Закона № 3321-XII).

Нормы естественной убыли лекарственных средств, ваты, этилового спирта в аптеках, аптечных складах, контрольно-аналитических (испытательных) лабораториях, государственных учреждениях, обеспечивающих получение медицинского (фармацевтического) образования, и Инструкция по применению норм естественной убыли лекарственных средств, ваты, этилового спирта в аптеках, аптечных складах, контрольно-аналитических (испытательных) лабораториях, государственных учреждениях, обеспечивающих получение медицинского (фармацевтического) образования, утверждены постановлением Минздрава РБ от 22.09.2008 № 144 (далее - Инструкция № 144).

Нормы естественной убыли лекарственных средств в аптеках устанавливаются к стоимости лекарственных средств, изготовленных в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача и требованиям (заявкам) организаций здравоохранения, а также внутриаптечной заготовки и фасовки (часть первая п.2 Инструкции № 144). К готовым лекарственным средствам промышленного производства нормы не применяются (п.7 Инструкции № 144).

Естественная убыль лекарственных средств и этилового спирта определяется исходя из нормы, установленной дифференцированно для аптек, не имеющих самостоятельного отдела запасов, и аптек с раздельной материальной ответственностью с выделением отдела запасов и рецептурно-производственного отдела (п.4 Инструкции № 144).

Отчет главной (старшей) медсестры

В отчете главной (старшей) медсестры отражаются количественные данные по каждому наименованию лекарственных средств в разрезе установленных в организации групп (остаток на начало и конец месяца, поступление и расход). Отчет составляется в 2 экземплярах, подписывается заведующим структурным подразделением, главной (старшей) медицинской сестрой и утверждается руководителем организации.

Один экземпляр отчета представляется в бухгалтерию с приложением первичных учетных документов, второй - остается у главной (старшей) медицинской сестры. Бухгалтер проставляет в отчете цену каждого наименования лекарственных средств и определяет расход в денежном выражении по каждому наименованию, по каждой группе лекарственных средств и в целом по организации или структурному подразделению.

Расход в количественном выражении каждого наименования материальных запасов оценивается по ценам их приобретения или по средним ценам, если они приобретались по разным ценам (часть первая п.8 Методических указаний № 59).

Отчет главной (старшей) медсестры служит основанием для списания лекарственных средств на расходы организации.

При наличии в больнице аптеки бухгалтерия производит увязку данных отчета аптеки с отчетами главной (старшей) медсестры отделений. Стоимость отпущенных лекарственных средств соответствующему отделению в разрезе групп в отчете аптеки должна соответствовать стоимости поступивших лекарственных средств в отчете главной (старшей) медсестры отделения.

Бухгалтерский учет лекарственных средств

Расчеты с поставщиками лекарственных средств учитываются на субсчетах 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» или 179 «Расчеты в порядке плановых платежей».

Учет расчетов по субсчету 178 ведется в накопительной ведомости по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами ф.408 (мемориальный ордер 6) (приложение 6 к постановлению Минфина РБ от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации»; далее - постановление № 15).

Учет расчетов по субсчету 179 ведется в накопительной ведомости по расчетам в порядке плановых платежей ф.408 (мемориальный ордер 7) (приложение 7 к постановлению № 15).

Операции по расходу лекарственных средств отражаются в накопительной ведомости по расходу материалов ф.396 (мемориальный ордер 13) (приложение 13 к постановлению № 15).

Ниже в таблице представлен порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и расходу (списанию) лекарственных средств, источник приобретения которых - бюджетные средства.

 

Таблица
 
Учет поступления и расхода (списания) лекарственных средств
 
№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1
Поступление лекарственных средств от поставщиков:    
  а) на стоимость оприходованных лекарственных средств
178, 179
б) на стоимость возвратной тары
066
178, 179
в) на стоимость упаковки, которая не подлежит дальнейшему использованию, и на сумму транспортных расходов по доставке лекарственных средств в организацию
178, 179
2
Поступление лекарственных средств, оплаченных в централизованном порядке
062
3
Поступление лекарственных средств, оплаченных за счет средств аккредитива
062
130
«Аккредитивы»
Примечание. Расчеты за счет бюджетных средств в условиях казначейской системы финансирования с использованием аккредитивов разрешены лишь по договорам с нерезидентами Республики Беларусь (п.32 Инструкции о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2000 № 66). Расчеты аккредитивами за счет бюджетных средств внутри республики в условиях казначейской системы нормативными документами не предусмотрены
 4
Оприходование излишков лекарственных средств, выявленных при инвентаризации, а также лекарственных средств, полученных безвозмездно
062
140, 230
5
Отпуск лекарственных средств аптекой больничной организации в отделения
062
062
6
Стоимость безвозмездно переданных лекарственных средств
140, 230
062
7
Стоимость израсходованных лекарственных средств на лечение больных
200
062
8
Списание недостач лекарственных средств за счет организации
200
062
Примечание. Указанная бухгалтерская запись по списанию недостач вытекает из абзацев 3, 4 части четвертой ст.12 Закона № 3321-XII. В соответствии с Методическими указаниями № 59 недостачи за счет организации относятся в дебет субсчетов 140, 230 (п.32 Корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов)
9
Списание недостач лекарственных средств, отнесенных на виновных лиц (2 записи одновременно):    
  а) на учетную стоимость недостающих лекарственных средств
170
«Расчеты по недостачам»
062
б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих лекарственных средств
170
173
«Расчеты с бюджетом»
Примечание. Правила расчета размера вреда определены Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 24.03.2003 № 39/69
10
Платеж поставщику лекарственных средств со счета территориального органа казначейства (2 записи одновременно):    
  а) получено финансирование
100
«Текущий счет по бюджету»
140 (230)
б) перечислено поставщику
178, 179
100

 

Примечание. С текстом документа можно ознакомиться здесь: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc/docs/336l.

 

20.11.2012 г.

 

Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета